Но достаточно было одного беглого взгляда на письмо, чтобы видеть, что рукопись относится к XI столетию. Г-н Ламбр слишком доверчиво отнесся к заметке прошлого столетия, приклеенной впереди рукописи, что будто бы книгу эту писала супруга императора Константина IV Мария. Из другой рукописи я списал два неизвестных доселе стихотворения византийского врача-поэта XII столетия – Николая Калликли» 38 . С. Ламброс в конце XIX столетия насчитал в монастыре преподобного Павла 94 греческих рукописи; в настоящее время библиотека обители содержит в основном славянские рукописи, число которых вместе с греческими составляет 494, среди них только немногие на пергамене. В библиотеке имеется также 12,5 тысяч книг 39 . Следует с удовлетворением отметить, что несмотря на постоянные утраты, которым подвергались афонские книгохранилища с давних времен, несмотря на частые пожары, опустошавшие и иногда дотла уничтожавшие такие огромные библиотеки, как в монастыре преподобного Павла, несмотря даже на еще более разрушительное действие человеческого невежества, – несмотря на все это, книжные богатства Афона громадны даже теперь, в конце XX века. И в этом – неоценимая заслуга афонских насельников, которые не только являют своим примером образ истинной монашеской жизни, но также сохраняют древние свитки, в которых заключен духовный опыт многих поколений известных подвижников и аскетов, живших как на Афоне, так и за его пределами. Список сокращений ГИМ Государственный Исторический музей Журнал Министерства народного просвещения Российская государственная библиотека Труды Отдела древнерусской литературы 1 См. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. 1. СПб., 1899. С. 58. 2 См. Священник И. Смирнов. Значение Афона в истории Сербской Церкви//Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1911. С. 597. 4 См. Ильинский Г. А. Значение Афона в истории славянской письменности//ЖМНП. 1908. Ноябрь. Ч. 18, новая серия. С. 20. 6 Изложено по: Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв.//ТОДРЛ. 23. Л., 1968. С. 178–179. 13 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 739. 14 Curson R. Besuche in der Klostern der Sevante… Zweite Ausgabe. Leipzig, 1854. Цит. по: Успевский Ф. О. некоторых славянских и по-славянски писанных рукописях, хранящихся в Лондоне и Оксфорде//ЖМНП. 1878. Ч. 199. С. 13..

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

6 декабря 1564 г. после многих трудов и подвигов мирно предал Господу свою чистую душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву святого Германа, желал возвести его на архипастырский престол в Казани. Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию. Святой Герман, вызванный соборной грамотою в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и освященного собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия. Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для сего он ввел общежитие в Зилантовском монастыре чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев. Один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский так отзывается о святителе Германе: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим». При содействии святителя в Казани был построен тогда Ивановский Казанский монастырь, существующий до сего времени. Это — видимый знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет. В 1566 г. митрополит Московский Афанасий по расстроенному здоровью отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь святого Германа хорошо была известна Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя, святитель Казанский был вызван в Москву. В то время в характере Иоанна произошла печальная перемена: подозрительность, которою он отличался и прежде, стала увеличиваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона преподобнаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех,/яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 8: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Матфея, зачало 10. Причастен: В память вечную будет праведник: В тойже день Преподобномученика Кронида, архимандрита Радонежскаго Тропарь, глас 1: Преподобному Сергию от юности последуя,/отче богомудре Крониде,/веру во Святую Троицу стяжал еси/и даже в старости мастите до крове сохранил еси./Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/слава Давшему ти силу терпения,/слава Увенчавшему тя яко мученика,/слава Спасающему тобою души наша. Кондак, глас 2: Яко верный ученик преподобнаго Сергия,/послушанием, смирением и молитвою/душу твою очистил еси, Крониде приснопамятне,/и Божиим промышлением во игумена обители Троицкия/достойно поставлен был еси./Во дни же гонения лютаго/за Христа и вверенную ти братию/яко мученик пострадал еси./Сего ради ныне, предстоя Святей Троице,/моли, еже Лавре Сергиевой утвержденней быти/и спастися душам нашим. Преподобномученик Кронид, архимандрит Радонежский, в миру – Константин Петрович Любимов, родился 13 мая 1859 года в селе Левкиеве Волоколамского уезда Московской губернии в благочестивой семье пономаря Петра Любимова и его супруги Анны. Константин Любимов некоторое время обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 году поступил трудником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В 1880 году Константина Петровича Любимова призвали к исполнению воинской службы, но он был чудесным образом освобожден от воинской повинности по молитвам преподобного Сергия Радонежского, который явился ему в ночном видении накануне призыва. В том же году Константин был принят в число лаврских послушников и назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) . В 1888 году в Гефсиманском скиту Лавры послушник Константин был пострижен в монашество с наречением имени Кронид. Через год монах Кронид был рукоположен в иеродиакона, а еще через три года – в иеромонаха. Отец Кронид исполнял послушание смотрителя епархиального училища иконописания, находящегося при Лавре, а затем – эконома Санкт-Петербургского Троицкого подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апрель 1, прибавьте к нему в руце летнее 5, составит 6, считайте с воскресенья, 6-ой день есть пятница 1-е число. Май 3, и 5=8, считая с воскресенья 8-й день, воскресенье 1-е число. Июнь 6 и 5=11, считая с воскресенья 11-й день, среда 1-е июня, и так далее. Июль – 1. Август – 4. Сентябрь – 7. Октябрь – 2, Ноябрь – 5. Декабрь – 7. Январь – 3. Февраль – 6. Итак, с начала марта в руце летнее число каждого года прибавляя к назначенным числам каждого месяца, можете узнавать первые числа месяца во всяком году, а в какой день бывает 1-е число, в тот же 8, 15, 22 и 29. Вот вам самая малая частичка ручного календаря, что я только и знаю. Испрашиваю на вас и на келейных ваших мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный иеромонах Макарий. 1855 года. Письмо 114 7 марта. Назад тому 40 лет как я сподобился облещися в иноческий образ сего 7 числа, но что же я сделал? Ничтоже благо сотворил, ниже смирения стяжал, как и с чем явлюсь пред суд Божий?! Одна надежда на неизреченное милосердие Господа, пришедшего грешных спасти, Он силен помиловать и меня, грешного и бездерзновенного, и, имиже весть судьбами, устроить мое спасение. Помолитесь и вы, М. А. и М. М., о моем убожестве. 10 марта. Вас все посещают скорби и болезни, но видно так надобно: ищущим спасения и не достигающим оного делами. Господь премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями. Если вас и неправильно оскорбляют, то вы знаете, что неправда наша Божию правду в нас соделывает ( Рим. 3, 5 ). Описанные тобой, М. М., внешние скорби от... не столько для меня тяжелы, сколько случающиеся между вами друг на друга приражения. Пора вам приняться за ум и взять оружие сильнейшее и могущее сокрушить все козни и сети вражии – смирение. Мы о нем только читаем да пишем, а придет к делу, как будто и не слыхали о нем. Вот какое наше помрачение, вольные скорби мы плохо несем, но избави, Боже, от невольных, могущих и по неволе смирить нас. На случай, бывший с тобой, М. М., переговори с..., я смотрю как на посланный от Бога к испытанию вашего терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Дополнительные числа месяцев     месяцы вруц. доп. чис.     месяцы вруц. доп. чис. январь Е 1     июль З 6 февраль В 4     август Д 2 март Г 3     сентябрь А 5 апрель З 6     октябрь S май Е 1     ноябрь Г 3 июнь В 4     декабрь А 5     Примечание. В таблице дана вруцелетная буква 1-го числа месяца.    Определить, в какой седмичный день будет 17 апреля – истинное пасхальное полнолуние 1975 года – поможет вруцелето этого года. Для этого нужно прибавить к числу месяца (17 апреля) вруцелето года – А и дополнительное число апреля – 6, из полученной суммы исключить полные седмицы, и тогда остаток покажет день седмицы; если в остатке 0, то он считается за 7. 17†А­18†6­24 – 21­3­Е – 17 апреля будет в третий день седмицы, среду (вруц. буква Е). Если к среде 17 апреля прибавить остальные четыре дня седмицы (17†4­21), получится 21 апреля – первое воскресенье после истинного пасхального полнолуния (которое случилось 17 апреля). Это воскресенье 21 апреля будет пасхальным воскресеньем, то есть днем празднования Пасхи 1975 года. Несложно определить и ключ границ для любого года. Для этого нам важна не столько ключевая буква, сколько ее численное значение. Какой порядок данная ключевая буква занимает в славянском алфавите, таково будет и ее численное значение, и сколько она содержит в себе единиц, таким днем будет день празднования Пасхи после 21 марта. Численное значение ключевых букв    А Б В Г Д Е Ж S З И I К Л М Н О П Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18    С Т У Ф Х «омега» Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь «ять» Ю «юс» Я 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35     Примечание. Начертания букв «Омега», «ять», и «юс» см. в церковнославянском алфавите.    Чтобы определить в данном году ключ границ, для этого нужно – если Пасха будет в марте – из числа, соответствующего дню праздника, отнять 21 (число весеннего равноденствия), а если Пасха будет в апреле, тогда к пасхальному числу апреля нужно прибавить 31 день марта, а затем из общей суммы вычесть 21 (число весеннего равноденствия), и остаток покажет численное значение ключа границ (ключевой буквы). Или проще: к пасхальному числу апреля прибавить 10. В том и другом случае получим ключ границ для искомого года. Например, в 1975 году Пасха 21 апреля. 21†31­52 – 21­31, или 21†10­31. Число 31 нам показывает, что в данном 1975 году ключевой будет 31-я буква, то есть Ь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

(по преж. кат. 313). Трефологий, в лист, бум., полууставом, по местам очень некрасивым, XVI в., 365 л. В низу на л. 3. подписано: (@л зо.г@). (но из (@о@) сделано потом (@с@)) (@положи сию книг@)... дальнейших слов нет. На первых двух листах оглавление. Л. 3. Сентябрь. Службы ч. 1. 7. 8. 9. 13–15. 23. 25. (с опущением малой вечерни и стихир на литии), 26. 28. как в 311. А на 6-е как в 312 529 . Ч. 10. (л. 42) Мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре служба в том же виде, как и в печ. Минее. Л. 103. Октябрь. Службы ч. 1. 18. 26 согласны с 311. Л. 124. Ноябрь. Службы чисел 1 я 24, как в 311., а в числах 6. (с опущением стихир на литии), 8. 13. (с опущ. стихир на литии) и 30 как в 312. Ч. 28. (л. 176) Служба Параскевии Пятнице из Октября перенесена в Ноябрь м. Стихиры на Господи воззвах те же, что в печ. Минее 4–6. Между паремиями на 2-м месте положена Исаии 62:6–12. На стиховне те же стихиры, что в печ. на Господи воззвах 1–3. Стихир на литии нет; седальны иные. Кан. один, первый. Л. 130. Декабрь. Службы ч. 4. (одной великомуч. Варваре), 5. (с опущением малой вечерни и стихир на литии), 6. (с двумя канонами), 9. 21. и на неделю по Рож. Христове те же, что в 311; а ч. 20. (229) служба предпразднству и Игнатию Богоносцу , как и в 312. Л. 259. Январь. В числах: 1. 11. 25. и 30. (с опущением стихир на литии) службы одни с помещёнными в 311. А служба на ч. 6-е как в печ. Минее, кроме освящения воды. 17 . Пр. Антонию Великому служба одна с помещённою в 312, с прибавлением стихир на литии. Л. 326. Февраль. Служба ч. 24. та же, что и в 311., а на 2. 11. 12., как в 312. С л. 363. идут паремии на память Святителей и Преподобных. Паремии в сем списке Сентября 1. 8. 13. 14. 26. 28., Окт. 26., Ноября 8. 21., Февр. 2. 24 те же и в том же переводе, что и в списке 311 под сими числами. То же надобно сказать о паремиях: Янв. 1. 6 и 30 в отношении к чтениям в Январской Минее 506 530 на сии же дни. Вторая паремия Ноября 28., Ис. 62:6–12 , подходит к тексту второй же паремии в Майской Минее 796 531 на 24 число, отступая от полных списков Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Фома 2-й. В каталогах Никифора Каллиста и Фишера замечено, что по смерти Петра кафедра была вакантна 6 мес. и 16 (Каллист) или 4 дня (у Фишера) 651 . Следовательно, рукоположение Фомы нужно отнести уже к 667 году. В тех же каталогах сказано, что это рукоположение произошло в великую субботу. Пасха 667 года была 18 апреля, следовательно, великая суббота падала на 17 число. Считая отсюда назад 6 мес. и 16 или 4 дня 652 , мы получаем положительное доказательство для отнесения смерти Петра κ началу октября 666 года, – а его вступления на кафедру – к началу июня 654 года – Продолжительность правления Фомы каталоги обозначают не одинаково: в хронографии Никифора, у Никифора Каллиста и в обоих каталогах Фишера помечено 2 г. 7 мес. 653 За достоверность этой даты говорят показания Зонары, у которого на этот раз подробно – 2 г. 7 мес., и таблиц летописи Феофана, где круглым числом стоит 3 г. 654 В каталоге Леунклавия – 9 л. 7 м., а в каталоге Матфея Кигалы 9 л. 9 м. 655 В первом случае θ« (9) естественно получилось из β» (2) (о каталогах прав. 6-е), а во втором каталоге θ» τη перешло из первого (см. выше об отношении этих каталогов друг к другу), и кроме того ζ» μνας изменено в θ» μνας (см. правило 7-е в отделе о каталогах). – Считая с 18 апреля 667 года 2 г. 6 мес. вперед, смерть Фомы нужно отнести к половине ноября 669 года. Это вычисление относительно месяца подтверждается вполне свидетельством менология Морчелли, где память Фомы II приурочена к 15 ноября, 656 но относительно года встречает возражение в летописи Феофана, где начало правления Фомы отнесено к 657 г. алекс. эры (в апреле 657 + 9=666), а конец – и 660 (ноябрь 660 + 8=668 657 . Но эти ошибки Феофана объясняются очень легко: дело в том, что под одним и тем же 645 (т. е. 653–654) годом алекс. эры Феофан говорит о кончине Павла 2-го, о возвращении и кончине Пирра, о возвращении Петра и в тоже время этот год считает 1-м годом правления Петра, хотя от него оставалось (до сентября) до 646 г. алекс. эры только три месяца. Если кроме того принять во внимание, что и промежуток в 6 мес. между Петром и Фомою идет в счет лет правления этих патриархов в таблицах, то станет совершенно ясно, как Феофан их хронологию сдвинул назад на единицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

б) со строгого на тюремный режим – 8199 человек, в том числе во II квартале – 2275 человек, в III квартале – 3471 чел. и в IV квартале – 2353 человека; в) со строгого на общий режим – 23976 человек, в том числе во II квартале – 6965 человек, в III квартале – 8459 человек и в IV квартале – 8552 человека. Следовательно, за 9 месяцев 1955 года со строгого режима убыло на тюремный и общий режимы – 32175 человек, а водворено за это время на строгий режим 41625 человек. В связи с этим, а также поступлением из тюрем от 6 до 7 тысяч заключенных, подлежащих содержанию на строгом режиме, произошло увеличение строгорежимного контингента в лагерях и лагерных подразделениях УИТЛ К–ОИТК. Количество расконвоированных заключенных характеризуется следующими данными: на 1 июля 1955 года их было – 12,7% к списочному наличию заключенных на 1 октября 1955 года – 13,0% – « – и на 1 января 1956 г. – 11,9% – » – ГАРФ. Ф.9414. Оп. 1. Д. 1398. Лл. 14–22. Подлинник. 103 Справка о смертности заключенных в системе ГУЛАГа за период 1930–1956 гг. Годы Число умерших % умерших к среднесписочному 108654 115484 352560 267826 114481 1606748 Только в ИТЛ. В ИТЛ и местах заключения (НТК, тюрьмы). Далее в ИТЛ и НТК. Без ОЛ. (О.Л. – особые лагеря). Справка подготовлена по материалам ОУРЗ ГУЛАГа (ГАРФ. Ф. 9414) 104 Справка о наличии, составе и движении заключенных в ИТЛ и НТК МВД СССР в 1959 г. 6 февраля 1960г. Совершенно секретно Поступление в 1959 году лиц осужденных к лишению свободы, и их освобождение из колоний и лагерей характеризуются следующими данными: Месяц Освобождено Поступило в т. ч. по Указу от 14 августа 1959 г Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь 143733 114602 Ноябрь 121173 Декабрь 117113 400963 651728 325681 Из этих данных видно, что в исправительно-трудовые колонии и лагери до 1 августа 1959 года поступало вновь осужденных больше, чем освобождалось. В связи с этим численность заключенных в колониях и лагерях за период с 1 января по 1 августа 1959 года – увеличилась на 131.763 человека и составила на 1 августа прошлого года – 994.4/0 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, чтобы составилось количество 50-ти дней для того, чтобы найти день законной пасхи, приложи к указанным 14 дням 31 день месяца марта и 5 дней от апреля, и таким образом, образовавши количество 50-ти дней, говори, что законная пасха должна быть в 5й день месяца апреля. Но поскольку таким образом узнается день месяца, а день недели остается неизвестным, то нужно тебе узнать и его. Итак, как в этот год круг солнца есть 22й, то удержи в своих руках это круговое число и приложи к нему за каждое 4летие, ради высокоса, один день, т. е. за 22 круга 5 дней, которые и называются эпактами. Точно также присоедини к ним, если законная пасха приходится в месяце марте, по расчету прежде прошедших месяцев, считая их с месяца октября, 11 дней, т. е. за октябрь 3 дня, потому что этот месяц имеет 31 день, за ноябрь 2 дня, потому что он имеет 30 дней, и за декабрь и январь 6 дней, потому что они имеют по 31 дню; а за месяц февраль не прилагай ничего, потому что в нем не достает дней; если же законная пасха приходится в месяце апреле, как в настоящем году, то приложи еще 3 дня на март месяц, чтобы было за все месяцы 14 дней. Итак, если законная пасха, как мы сказали, приходится в 5 день месяца апреля, то приложи к этому числу 22 дня солнечного круга, 5 дней от высокоса, так называемые эпакты, и 14 дней месячных, и сумму в 46 дней раздели на 6 седмиц, в остатке получишь 4 дня, которые показывают, что законная пасха, или 5 день месяца апреля, приходится в 4 день седмицы. Поскольку же есть церковное предание, что христианская Пасха должна быть после законной в одну и ту же седмицу в 1й день ее (т. е. в воскресный), то скажи, что христианская Пасха необходимо должна быть в 9 день месяца апреля. А если это так, то отсчитавши от пасхи назад 56 дней, найдешь день заговенья. А если не хочешь этого, т. е. узнать заговенье посредством 56-ти дней, но с большею легкостию; то, так как ныне высокос, приложи (к числу пасхи 4 дня и скажи: 9+4=13; следовательно заговенье – в 13 день февраля; но это делается по причине высокоса; ибо если нет высокоса, то не 4 дня прилагаются, а 3.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Указать день рукоположения Анатолия нет никакой возможности, а месяц – довольно трудно. Последнее письмо папы Льва, из которого видно, что Флавиан еще был жив, помечено 15 октября 449 г. 469 , а первое его же, в котором встречается упоминание о патриархе Анатолие, писано в половине июля 450 г. 470 Таким образом, для времени поставления Анатолия в 449 г. остаются приблизительно два месяца: ноябрь и декабрь. Можно думать, что Анатолий занял кафедру именно в ноябре. В менологие Василия память его отнесена к 3-му июля 471 ; к этому же дню она приурочивается в греческих минеях 472 . При этом все каталоги с замечательным единогласием имеют 8 л. 8 м. 473 ; отсюда, считая от ноября до июня включительно, мы получим именно 8 месяцев. Указания лет правления Анатолия в летописях Феофана и Зонары: у 1-го 9 л., а у 2-го 8 л. легко примиримы с показаниями каталогов 474 . – Таким образом, с большою вероятностью время правления Анатолия можно включать в промежуток от ноября 449 г. до июля 458 г. Геннадий. – Продолжительность правления Геннадия во всех источниках обозначается одинаково: в таблицах летописи Феофана 475 и у Зонары 476 помечено круглым числом 13 л., почти во всех редакциях каталога патриарха Никифора 477 , в каталогах Леунклавия Матфея Кигалы, Филиппа Кипрянина, в каталоге Фишера – В 478 – стоит 13 л. 2 мес. В каталоге Фишера А – цифра месяцев в рукописи утрачена; в каталоге Никифора Каллиста годы пропущены, а месяцев указано 3; в Бандуриевой редакции каталога патр. Никифора помечено 13 л. 3 м. 479 Так как в древнейших списках последнего каталога, виденных De-Boor " ом, стояло 13 л. 2 м., то ясно, что γ – 3 получилось здесь по описке из β – 2 (правило 6-е в отделе о каталогах). На какие месяцы падают начало и конец правления Геннадия,– об этом можно делать только более или менее вероятные предположения. В менологие Василия память его отнесена к 25-му августа вместе с патриархами Иоанном III, Стефаном и Миною 480 . По самому существу дела нельзя предполагать, что это число есть день его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010