Не думаю, чтобы подобным же успехом мог пользоваться радиопроект. У нас вообще радио не представляет из себя что-то такое, что целенаправленно слушают и, уж тем более, готовы платить за это. Мне кажется, что весь проект " радио " Радонеж " уникален как по времени, так по форме и по содержанию. Господь судил так, что мы вышли в эфир в особое время, сразу же обрели свою особенную " тональность " , стали узнаваемыми и заполнили какую-то очень важную, необходимую нишу в слушательской аудитории. Строго говоря, православная интеллигенция, которая составляет бОльшую часть нашей аудитории, мне кажется все-таки, до появления " Радонежа " получала из " вражеского " эфира крупицы православной проповеди. Но как это все было? Я сам из детства помню большой радиоприемник Pigmai, с огромной шкалой, на которой были нанесены города вещания и соответствующие им частоты, которым мы принимали BBC, " Голос Америки " или " Радио " Свобода " . Обычно эти программы выходили по вечерам, и как же удивительно было слышать воскресную проповедь, например, произносимую из Лондона митрополитом Антонием (Блумом) или епископом Василием (Родзянко), или передачу о. Виктора (Потапова) – они свободно говорили о Христе, о Церкви, о жизни Православия, о церковных праздниках, – а у нас в это же самое время на " классных часах " " прорабатывали " за то, что ты ходишь в храм, высмеивали за то, что ты носишь крестик или вызывали родителей в школу за то, что ты не пионер! А разве можно забыть трансляции ночных Пасхальных или Рождественских богослужений из-за границы?! Мы шли на ночное праздничное богослужение в храм, а бабушка, оставшись дома, могла тоже мысленно участвовать в богослужении Праздника! Как это было важно – установить невидимый, но такой ощутимый духовный мост через " железный занавес " , еще ребенком ощутить, что Православие живо и действенно: пусть оно так гонимо здесь, в твоей стране, но оно свободно живет во всем мире! Конечно, мы не думали тогда ни о какой " свободе " , которая действительно наступила для Церкви в конце 80-х, потому что Церкви как бы и полагалось жить своей жизнью, жизнью внутренней, сокровенной, духовной, не публичной. Кстати, это мое твердое убеждение и по сей день: не могу привыкнуть к " глянцу " церковной жизни. Что бы ни было, Церковь была и остается духовным организмом, сокровенной тайной, Таинством, а все остальное – эти " православные производные " – только вспомогательные (хорошо, если не мешающие) средства, служащие к тому, чтобы человек осознал свое место в этой жизни и обрел веру в Бога. Так что, возвращаясь к вопросу, скажу, что, вероятно, почва для " Радонежа " была подготовлена этим " духовным эфирным голодом " нашей будущей аудитории.

http://religare.ru/2_85573.html

Такое отношение Представителя высшей Советской власти ко мне – служителю Церкви Божией и являющемуся представителем Вашего Святейшества на Дальнем Востоке, вызвало в сердцах верующих проявление искреннего восторга и произвело весьма отрадное и благотворное на всех впечатление. В городе Харбине, ввиду особого послевоенного положения и по обстоятельствам переходного времени, ночное передвижение было ограничено, что, при наступлении праздника св. Пасхи, вызывало известное беспокойство верующих людей о возможности побывать у светлой заутрени. На мое отношение по этому поводу к военному командованию Красной Армии последовал опубликованный приказ военного коменданта города Харбина разрешить и обезопасить для русских верующих людей беспрепятственное передвижение по улицам г. Харбина на все время праздничных богослужений, начиная со Страстного Четверга 18-го до 22 апреля включительно, что так же радостно было воспринято верующими, как акт проявления доброго расположения к нуждам верующего населения со стороны представителей высшего военного командования, и все храмы г. Харбина оказались переполненными верующими в Святую ночь. Пасхальное богослужение я совершал в нашем кафедральном соборе. За литургией по установленному мною порядку было прочитано святое Евангелие на 12 языках. После литургии я вместе с представителем от Маршала Малиновского, присутствовавшим в храме, прошел ко мне в покои, где принял от имени Маршала сердечное поздравление. 21 апреля на первый день Пасхи г. Харбин официально провожал отбывавшие на Родину войска Красной Армии. В кафедральном соборе мною в сослужении всего харбинского духовенства при переполненном храме в 1 час 30 минут дня был отслужен краткий пасхальный молебен, за которым мною было зачитано обращение к пастве по случаю ухода частей Красной Армии (напечатано в прилагаемом при сем пасхальном номере журнала «Хлеб Небесный»), и провозглашено соответствующее многолетие. По окончании молебна на соборной площади состоялся общегородской митинг и парад уходящих частей Красной Армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Посреди водоема, в который спускаются несколькими ступенями, стоит базальтовая купель, где освящают воды. Сам кардинал совершал освящение, почти совершенно с теми же обрядами и молитвами, как и у нас; но только он погружал в воды и пасхальную свечу, и не только вливал в них обычный елей, но и самое миро крестообразно, которым в нашей Церкви помазывается только крещаемый, в залог своего утверждения в вере. (...) После крещения крестный ход возвратился в базилику... Долгие литании или молитвы к Господу и Пречистой Его Матери и всем святым, с простретием на землю, предшествовали литургии, а между тем возжжены были новым огнем все светильники и, как у нас, переменили облачения, ибо уже наступал день Воскресения. У римлян же даже и наступил, потому что для избежания беспорядков, случавшихся в ночь Пасхи, папы отменили ночное богослужение и присоединили раннюю литургию Пасхи к субботней, или, лучше сказать, заменили ее субботней; посему праздник Рождества, сохранивший в Риме свою ночную службу, гораздо торжественнее Пасхи. Пока кардинал совершал, еще до литургии, рукоположение многих церковнослужителей, как в предшествовавшую субботу, раздался гром пушек с замка Св. Ангела, и звук колоколов возвестил, что в церкви Ватиканской уже празднуется Воскресение Христово. (...) Там, как я потом узнал, после чтения паремий, на коих не присутствует папа, он входит, уже в белой одежде, и изменяются облачения алтарей; кардиналы же надевают на себя багряные мантии, вместо лиловых, и над престолом падает завеса с богатой ткани, изображающей Воскресение Христово; все сие во время пения: «Слава в вышних Богу», которое некогда возглашалось там одними только епископами. В эту минуту благородная стража римская и швейцарская поднимают обнаженные мечи свои и секиры, опущенные накануне в знак печали. После чтения послания к колоссеям: «Братие, аще со Христом воскреснусте, вышних ищите» (гл. III) иподиакон папский, преклонив колена сперва пред алтарем, а потом пред троном, возгласил: «Отче святый, возвещаю тебе радость велию, еже есть аллилуия!», и громогласное «аллилуия» раздалось в церкви в знак окончания дней постных и начала пасхального торжества; гул пушек и колоколов возвестил оное Риму; затем следовало Евангелие то же, что и у нас, и обычная обедня с вечернею.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1 «Часослов Эфиопской церкви». Записки Императорской академии Наук. Серия VIII, т. I, 7. 2 Напр. на первом часе – Апостолы (см. изданные и переведенные мною по Лонд. ркп. “Эфиопские стихи в честь Апостолов” в Записках Вост. отд. И. Руск. Арх. Общ. XII, 1, 8–20) на девятом – мученики, на вечерне – преподобные (см. Болотов, op. cit. р. 193 sq.). 3 См. Мансветов о песенном последовании. Творения св. Отцов, изд. при Моск. Дух. Акад. 1880, III и IV. 4 После 8-й песни в нашей рукописи находим также своего рода “антифон”, даже почти совпадающий с римским воскресным после “canticum trium puerorum ” . 5 В Коптском чине кроме “Аллилуйя Отцу, Аллилуйя Сыну, Аллилуйя и св. Духу” есть еще в конце песней их перифразировка и воззвания к списателям, Богородице и Ангелам (см. в моем издании “Часослов”, стр. 129 сл. 135. 8 О них см. у В. В. Болотова. Описание двух рукописей... Христианское чтение 1887, II, 147 сл., где дан перевод некоторых из них; у меня в издании “Часослова”, где стр. 138–157 изданы и переведены величания в честь Спасителя. 9 См., напр., изданная мною и переведенная пасхальная псалия в статье: “Пасхальная служба Коптской церкви” (Сборник Commentationes Philologicae в честь проф. И. В. Помяловскаю (Спб. 1897, стр. 6). 10 См. о ней у В. В. Болотова. Ibid. стр. 14, и у меня в Описинш Эфиопской рукописи И. Общ. Любителей Древней Письменности, стр. 7 сл., где приводится и перевод двух строф. 11 Уже в “песенном чине”, который, по проф. Мансветову (l.c. III, 769), “ведет свое происхождение из богослужебного порядка первохристианской церкви и есть не что иное, как сколок и подражание последнему”, были несомненно “песнь трех отроков, сопровождаемая соответствующими припевами, а после хвалитных – песни Захарии и Богородицы” (Ibid. IV, 999). 12 Книга эта, как говорит предисловие к ней в рукописи n’ 60 Парижской Национ. Библ. (Zotenberg, Catal. р. 62), не оригинальное абиссинское произведение, а переведена с арабского при царе Зара-Якове 1434–68. Рукописи ее имеются во многих музеях (4 в Париже, 24 в Британском Музее, одна в Петербурге в библиотеке Института Вост. яз. при Азиат. Департ. М. Ин. Дел). Редакции различны я дают как различное количество чудес, так иногда и различные чудеса, но начинаются обыкновенно с рассказа о Дексии (м. б. Ильдефонсе), еписк. Толедском (в VI в.), занимавшемся собранием чудес св. Девы в одну книгу, за что и удостоившемся Ее явления, причем она громогласно прочла и одобрила книгу. Во вторичном явлении она дала ему епископское одеяние. В наиболее полных рукописях число чудес выше двухсот и в числе их встречается немало относящихся к западному христианству. См. перечень их у Zotenberg " a 1. c.; все они б. ч. западного или Египетского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Для меня все другие события, которые происходили в пасхальные дни, теряли свою значимость. Каждый год для меня был особый, совершенно уникальный и запоминающийся навсегда. В храм я начал ходить с девяти лет, в этом возрасте я попал на первое Пасхальное ночное богослужение. И это событие влилось в мою жизнь так гармонично, как будто я всю жизнь и был в храме во время этих праздников. Для меня ничего другого и не было, только радость, чистота, любовь. Это состояние было совершенно естественным. Пасха — это всегда радость . И эта пасхальная радость всегда со мной. Священник Михаил Немнонов — клирик храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором г. Москвы Священник Михаил Немнонов Мое самое яркое воспоминание, связанное с праздником Пасхи,Пасха 2000 г. в домовом храме св. прав. Иоанна Кронштадского . Это была совершенно особенная служба, она вся прошла на одном дыхании. И дело было не в священнике или прихожанах, — мы все были такими же, как и годом раньше или годом позже. Дело было и не в том, что сам храм был каким-то особенным, — он был расположен в самом непритязательном помещении. Просто та Пасха действительно была для нас переходом (слово «Пасха» означает именно «переход»). Уже было принято решение о закрытии храма, и мы знали, что через два месяца будем своими руками снимать иконы со стен и разбирать все, что нами с таким трудом создавалось. Но мы уже успели смириться с этим, и приняли наш исход из этого храма как из руки Божией, с доверием к Его промыслу. Помню, в самом конце службы я предложил всем причастникам — в храме было человек девяносто, и причащалось больше половины из них, — сначала прослушать благодарственные молитвы, а потом подходить к кресту. Когда молитвы закончились, в храме стояла такая тишина, какой больше никогда я не слышал после службы в Пасхальную ночь. Люди стояли так несколько минут мгновений. Потом мы приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» И затем все подходили к кресту так же молча. Не потому, что нам нечего было сказать, — просто ту радость о Воскресении Христовом, которую испытывали большинство из нас, нельзя было выразить никакими словами.

http://pravmir.ru/moya-samaya-pamyatnaya...

В свободное время я уходил гулять по городу. Я из Липецка, и столица была мне очень интересна. В основном я ходил пешком. Мог и заблудиться, тогда спрашивал дорогу у прохожих – и ни разу не слышал грубого отказа. Семинария сформировала из меня самостоятельную личность. Здесь я научился жить без помощи родителей и близких родственников, полагаться на собственные силы, распределять время. За пять семинарских лет я очень многое узнал. Прежде всего я получил богословское образование. Я занимался у известных преподавателей, которые относились ко всем студентам с чутким пониманием. Также, послушаясь в медпункте, я познакомился с высоквалифицированными врачами и значительно пополнил свои медицинские знания. Я нашел много новых друзей и знакомых, которые мне очень дороги. Хотя, не скрою, сначала меня раздражало, что студенты ходят по коридорам и очень громко поют. Но это можно было и потерпеть, и простить. Достаточно лишь однажды услышать, как прекрасно поют они на службах в монастырском храме! С улыбкой вспоминаю, как отмечали мы дни рождения. Все собирались у именинника в келье, поздравляли виновника торжества, веселись до тех пор, пока не переполнится чаша терпения дежурных помощников. С ними, кстати, я всегда находил общий язык. И они всячески помогали мне преодолевать возникающие трудности, за что я им очень благодарен! Наконец я обрел в семинарии опытного и мудрого духовника – нашего ректора, наместника Сретенского монастыря, архимандрита Тихона (Шевкунова). Я искренне уверен, что батюшка всегда направляет своих воспитанников на тот путь, по которому должен идти каждый семинарист – будущий служитель Церкви. Благодаря стараниям отца Тихона за годы обучения мы побывали во многих паломничествах. Особенно запечатлелась в памяти поездка на Святую Землю. Поездка, о которой я мечтал с раннего детства! В семинарии я стал глубже понимать наши православные праздники, острее чувствовать их величие и красоту. Самый лучший, самый важный праздник для любого христианина – это Воскресение Христово, так как до этого идет долгий Пост, в котором обильно подаются искушения и соблазны. Зато когда торжественно завершается ночное Пасхальное богослужение, вся семинария просто переполняется радостью – до краев! Один из студентов мне как-то сказал: «Наша жизнь в стенах духовной школы делится на первый семестр, затем Великий Пост и Пасху». Может, он в чем-то и прав?...

http://pravoslavie.ru/30092.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Митрополит Владимир совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе. 22 АПРЕЛЯ Великий вторник Митрополит Владимир совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе и вручил Патриаршие и Архиерейские награды клирикам Санкт-Петербургской епархии. 24 АПРЕЛЯ Великий четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, а вечером того же дня - там же службу Страстей Христовых с чтением Двенадцати Евангелий. 25 АПРЕЛЯ Великая пятница Митрополит Владимир совершил вечерню с выносом Святой Плащаницы и службу Погребения Спасителя в Казанском кафедральном соборе . 26 АПРЕЛЯ Великая суббота Митрополит Владимир молился за богослужением в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Настоятель храма протоиерей Николай Коньков был награжден митрой. 26/27 АПРЕЛЯ Пасха. Светлое Христово Воскресение Митрополит Владимир совершил ночное Пасхальное богослужение в Казанском кафедральном соборе. В день Пасхи вечером Владыка совершил Пасхальную вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 28 АПРЕЛЯ Светлый понедельник В Исаакиевском соборе состоялось поздравление Митрополита Владимира с праздником Пасхи Христовой. Владыка совершил Пасхальную вечерню в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства епархии. На богослужении присутствовали Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. 30 АПРЕЛЯ Светлая среда Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади. 1 МАЯ Светлый четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх 12. 3-28), для к-рого выбирался «непорочный» однолетний ягненок (или козленок). Готовили а. п. целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх 12. 11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать а. п. можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать а. п. мог даже тот, кто был ритуально нечист (напр., хоронил своих близких или был в дороге),- это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в ВЗ (Числ 9. 10). Не мог вкушать А. п. только иноплеменник, т. е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание , он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки А. п. должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание а. п. проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма ,- перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе - принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории - исхода (Исх 13. 14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию св. ап. Павла (1 Кор 5. 7), в образе а. п. ветхозаветные пророки прозревали буд. страждущего Мессию (Ис 53. 7-8; Иер 11. 19), жертву всесовершенную. Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, неск. раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая а. п., в т. ч. и на Тайной вечери (Мф 26. 17-19; Мк 14. 12-21; Лк 22. 7-13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Образ а. п. стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христ. гимнографии (ср., напр., 1-й тропарь 4-й песни канона Пасхи: «…  …                    …» (…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…- Триодь Цветная. Л. 3; см. также статьи: Агнец Божий , Agnus Dei , Великое славословие ) и в литургической жизни правосл. Церкви (см. Агнец , в богослужении).

http://pravenc.ru/text/63320.html

И я тоже почувствовал, что с появлением батюшки мое внутреннее состояние изменилось. Уныние, тоска исчезли, и вместо них появились бодрость и одухотворенность. Душа, до этого болезненно израненная унынием, исцелилась от встречи со старцем. Все это произошло, несомненно, потому что рядом с нами был батюшка отец Иоанн. Его любящая душа излучала благодать Божию, и все вокруг духовно и душевно исцелялись. Тогда я впервые познал на себе опыт старческого душепопечения. Когда очередь дошла до меня, я тоже протянул отцу Иоанну свою подробную исповедь в толстой тетради, опасаясь, что он не возьмет ее. Но батюшка взял мою исповедь и при этом спросил, на сколько дней я приехал в монастырь. Я не знал, что и сказать. Заметив мою нерешительность, он напомнил правило для паломников – приезжать в монастырь не менее чем на три дня. Ведь всем паломникам нужно помолиться, исповедаться и причаститься. Благословив меня остаться при монастыре на три дня, он добавил, что постарается прочесть мою исповедь и пригласить к себе на беседу. Я, конечно, был весьма рад этому обстоятельству и с трепетом ждал приглашения к старцу. Встреча произошла на третий день. Ко мне подошел монах и передал, что отец Иоанн благословил прийти к нему сегодня. Когда я вошел в келью батюшки, он уже ждал меня. Келья отца Иоанна была светлой, все стены увешаны иконами и портретами Архиереев. В ней я почувствовал себя как в намоленном домовом храме. Батюшка, благословив, посадил меня на свой диван, на котором он всегда принимал посетителей. Он беседовал со мною, как Отец с заблудшим сыном из евангельской притчи. Я, было, оробел внутренне от такой близости и простоты общения со старцем. Но его тактичная и проникновенная беседа со мной стала настоящим праздником и духовной радостью. В 1983 году я приехал в Псково-Печерский монастырь на Страстной седмице, чтобы здесь встретить Пасху Христову. Помню Пасхальное ночное богослужение в Михайловском соборе. Возглавлял его сам отец Иоанн (Крестьянкин) . Во время Пасхального крестного хода батюшка с особой радостью пел и, обращаясь к нам, стоящим в соборе, не раз восклицал: «Пойте, все братья и сестры!».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Очень важно постараться создавать празд­ничную, радостную атмосферу вокруг посеще­ния церкви: приготовить еще с вечера празд­ничную одежду, вычищенные туфли, особен­но тщательно умыться, убрать комнату по-праздничному, заранее приготовить обед, за который сядут, вернувшись из церкви. Все это вместе создает праздничное настроение, кото­рое так любят дети. Пусть и у детей будут свои маленькие задания для этих приготовле­ний – другие, чем в будничные дни. Конечно, приходится тут родителям изощрять свою фантазию и приспосабливаться к положению. Помню, как одна мать, муж которой в цер­ковь не ходил, заходила по дороге из церкви домой со своим маленьким сыном в кафе и они пили там кофе со вкусными булочками... Что можем мы, родители, сделать, чтобы «осмыслить» пребывание наших детей в церк­ви? Во-первых, надо искать больше поводов детям делать что-нибудь самим: дети семи-восьми лет могут сами приготовить записки «о здравии» или «о упокоении», вписывая туда имена близких им умерших или живых, о которых они хотят помолиться. Дети могут сами подать эту записочку; им можно объяс­нить, что с «их» просфорой будет делать ба­тюшка: вынет частицу в память тех, имена которых они записали, а после того, как все причастятся, он эти частицы положит в Чашу, и, таким образом, все те люди, которых мы записали, как бы причастятся. Хорошо дать детям самим купить и поста­вить свечку (или свечи), самим решить, перед какой иконой они хотят ее поставить, дать им приложиться к иконе. Хорошо детям как можно чаще причащаться, обучить, как это надо делать, как складывать руки, называть свое имя. А если они и не причащаются, надо их научить, как подходить к кресту и полу­чать кусочек просфоры. Особенно полезно приводить детей хотя бы на часть богослужения в те праздники, когда в церкви совершается особый обряд: на освя­щение воды, в праздник Крещения, пригото­вив заранее чистый сосуд для святой воды, ко всенощной на Вербное Воскресенье, когда в церкви стоят со свечами и вербами, на осо­бенно торжественные службы Страстной не­дели – чтение 12-ти Евангелий, Вынос Пла­щаницы в Великую Субботу, хотя бы на ту часть службы, когда меняют все облачения в храме. Ночное пасхальное богослужение производит незабываемое впечатление на детей. А как любят они возможность «кричать» в церкви «Воистину Воскресе!» Хорошо, если дети могут попадать в церковь на свадьбы, на крестины, да и на похороны. Помню, как моя трехлетняя дочь после отпевания в церк­ви моей матери видела ее во сне – радост­ную, сказавшую ей, как ей приятно было, что ее внучка так хорошо стояла в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010