Бог не обманул меня. Помню, собирался на Пасхальное ночное богослужение в церковь и вдруг услышал за своей спиной голос супруги: «Возьми меня с собой». Я ушам своим не поверил. Однако сделал вид, что ничего не произошло. Перед самым выходом случилось непредвиденное: жена прекратила сборы, села в кресло и с испуганным выражением лица неподвижно уставилась в одну точку. «Что случилось?» — спросил я. «Я ничего не вижу, у меня что­то со зрением произошло», — был ответ. «Ничего страшного, сейчас пройдет», — успокоил я супругу, хотя сам далек был от спокойствия. Умом я понимал, что это последняя атака диавольской силы, попущенная Богом для окончательного низложения атеистического упрямства моей супруги. «Чем яростней ты нападаешь, тем, следовательно, глубже должно проникнуть семя веры», — подумалось мне. Но душа все­таки была не на месте, и я испытывал волнение. Однако через несколько минут, слава Богу, мы благополучно вышли на улицу.    И вот теперь, вспоминая все это, я спрашиваю себя: «Откуда бы у меня, не только не имевшего никакого опыта религиозной жизни, но и крестившегося­то на втором курсе института, появилось вдруг такое видение бесовских хитростей?» Я ведь в детстве ни одного положительного слова о Боге не слышал и ни разу в храм даже не заглянул. Решительно никаких представлений о вере не было, кроме тех, что оставила в уме вездесущая советская пропаганда.    Откуда же вдруг взялось такое понимание действий темной силы? Наше поколение ведь считало беса не более чем мифологическим персонажем. Какие там уловки дьявольской силы... Нет, это не мое было, я тогда в христианском отношении сущим младенцем был.    Уверен, что это батюшкина молитва просвещала, вразумляла и вела. Иначе все это не объяснить. сказать, что эта первая поездка была самой продолжительной. В последующие разы я почти не ночевал на острове, да и встречи носили более кратковременный характер. Батюшка вообще не любил, когда к нему часто и без особенной нужды ездили. При встрече никогда не говорил лишнего. Он по натуре своей был большим любителем безмолвия и частенько повторял, что слово серебро, а молчание — золото. Сам он умел и без всяких слов назидать. Причем эти молчаливые назидания действовали иной раз сильнее всяких слов и обличений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Чтение» Пятого Евангелия — это самые незабываемые минуты в жизни любого человека, крещеного или некрещеного, верующего или неверующего, русского или грека, итальянца или англичанина. Н. К.: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о богослужениях в самом главном храме мира — в Храме Гроба Господня. Вл. Антоний: Господь сподобил меня служить в этом чудном Храме несколько раз. Сколько я здесь всего пережил! Этого не описать. Я смогу передать Вам, может быть, какие-то крохи… Однажды я, как обычно, пришел в Храм Гроба Господня на ночное богослужение. И представьте мое большое удивление, во-первых, и мою огромную радость, во-вторых, когда я совершенно неожиданно увидел группу хорошо мне знакомых… русских епископов, с которыми я в свое время учился в духовной академии. Они прибыли в Палестину морем, на теплоходе. И вот, по благословению Иерусалимского Патриарха Диодора, мы все вместе служили Божественную Пасхальную Литургию. — Христос воскресе! — восклицал я, радуясь пасхальной радостью. — Воистину воскресе! — отвечали мне братья-архиереи. И это, заметьте, в октябре! Кроме того, я встретил в этом Храме несколько знакомых священников из Прибалтики, родных, близких мне людей, встретил также священников из Сибири… Да разве все удивительные и неожиданные встречи в этом Храме и в этом городе можно перечислить?! Очень много русских людей приезжает сейчас в Святую Землю. И это прекрасно! Слишком долго нас никуда не пускали, держали, как говорится, взаперти. И вот появилась возможность поехать и в Святую Землю, и на Синай, и в Константинополь, и на Святую Гору Афон, и в другие священные для нас места. И грех такую великолепную возможность не использовать. Н. К.: А теперь снова вернемся в Храм Гроба Господня… Вл. Антоний: Вы знаете, после второй Божественной Литургии я открыл для себя, что она пролетела как одно мгновение. А первую я вообще как бы не заметил — я от радости был таким окрыленным, что этого не передать… После второй Литургии я вошел в Великий Алтарь, чтобы разоблачиться… и вот когда я снял епископское облачение, то подумал: а сколько же времени прошло, может, одна-две минуты? Оказывается, прошло три с половиной часа !

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Я почувствовала, что это тот случай, когда нужен священник, и ответила ему: «У Вас вопрос очень глубокий. Я бы на Вашем месте поговорила с батюшкой. Хотите, приглашу его к Вам?» Он сказал, что давно хотел, но стеснялся спросить. Когда пришел священник, этот человек исповедовался и причастился. Пасха в Донецке После поездок в Мариуполь мне очень хотелось побывать в Донецке. И скоро такая возможность представилась. Мне предложили поехать туда с группой добровольцев из Рыбинской епархии на Страстную седмицу. Нас было восемь человек. Мы жили в госпитале и выполняли любую работу, которую нам поручали: постоянно носили питьевую воду из подвала в баклажках по всем отделениям, убирали мусор, мыли полы. По ночам посменно встречали поступивших раненых, кормили их, поили чаем, отмывали, срезали перед операцией одежду и т. д. Несмотря на занятость, я стремилась каждый день хотя бы урывками бывать на богослужениях (на территории больницы был свой храм). Пост соблюдала по мере возможности. Я стараюсь никогда не пропускать ночное пасхальное богослужение, в этот раз тоже пришла в больничный храм. Вместе со мной были еще двое волонтеров. Перед службой священник с амвона объявил, что причащаться могут только те, кто причащался Великим постом и посещал службы. Я подошла к нему и рассказала, что среди нас есть волонтер Александр, который никогда в жизни не причащался, но очень этого хочет, и священник сказал, чтобы он подошел на исповедь. Мы потом исповедовались и причастились. Эта пасхальная служба в больничном донецком храме была очень радостной, небольшой храм весь был заполнен. Кроме медицинского персонала, пришли и жители округи, ее постоянные прихожане. Меня всегда удивляло, что везде в Донбассе, несмотря на трудности и лишения, люди одевались в храм очень празднично, опрятно и красиво. Бабушки все были в идеально белых платочках. Они пришли как избранные на пир, приглашенные Христом. Был и крестный ход, когда мы воодушевленно возглашали «Христос Воскресе!», и красивое пение местного хора.

http://patriarchia.ru/db/text/6110039.ht...

Аналогичное можно сказать и о праздновании Пасхи в нашем Отечестве. Народ вовсю печет куличи и красит яйца, но в храм большинство идет не ради того, чтобы в день Светлого Христова Воскресения причаститься Святых Тайн, а чтобы освятить эти атрибуты праздничного стола. Немалая часть приходящих на ночное богослужение предпочитает уйти после крестного хода и Пасхальной заутрени, не оставаясь на главную службу – Божественную литургию. Психология потребителя прочно укоренилась в сознании многих наших соотечественников, считающих себя православными христианами, но являющихся таковыми разве что по факту крещения, но не по образу жизни. Так, на праздник Крещения Господня храмы полны людей, жаждущих набрать святой крещенской воды, а чуть ли не наиважнейшим делом для себя в это день многие считают необходимость окунуться в прорубь. На праздник Входа Господня в Иерусалим, известного большинству как Вербное Воскресенье, народ спешит в храмы «освящать» вербы. Широко известны и чтутся яблочный, ореховый, медовый «Спасы», люди несут в храм для «освящения» плоды нового урожая, но мало кто задумывается о том, что эти дни в Церкви посвящены совсем не яблокам и меду, а Господским праздникам (отсюда и Спас). Православная психология Но есть и иная психология – та, что основывается на фактах и достаточно достоверных гипотезах, с большой осторожностью относясь к толкованиям этих фактов. Та, что проверяет догадки ученых психологов в серьезных исследованиях. Та, что описывает реальность и пытается понять закономерности, мотивы, причины, механизмы, факторы психической жизни не как угодно бурной фантазии отдельных психологов, не подстраиваясь под личные цели отдельных личностей, а руководствуясь благоразумием и научным подходом, отсекая то, что категорически противоречит фактам, не навязывая свое видение смысла жизни человека. Забавно, но такая психология порой критикуется за свою «ненаучность» во многом из-за того, что, в отличие от оккультных околопсихологических практик, у неё отсутствует возможность унифицировать и прогнозировать реальность: слишком уж особенны, разнообразны, неповторимы объекты внимания психологов – люди, слишком непредсказуемо их поведение, даже с учетом всех накопленных психологами знаний.

http://azbyka.ru/zdorovie/religija-i-psi...

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции. Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают  возможность поучаствовать в жизни ближнего. На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить. Фото: ria.ru Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения. Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться. Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение. В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром. Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что  он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел. То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения. Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые  потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

http://pravmir.ru/osvyashhenie-kulichey-...

Вот такое мое скромное свидетельство о Чуде. И еще. …В 2003 году я комментировал пасхальное ночное богослужение, которое в честь 300-летнего юбилея Петербурга устраивал канал НТВ. И вот для того, чтобы разбавить 20-минутный крестный ход вокруг храма, редактор программы предложил сделать 6-минутный ролик о схождении Благодатного Огня. Благо, НТВ имело самую свежую, этого дня, запись трансляции о схождении Огня в Иерусалиме. Монтировали фильм молодые неверующие ребята-операторы. Мы просматривали ускоренный вариант трансляции, а я говорил: вот тут остановитесь, это надо вырезать и вставить в ролик. И вот на кадрах, которые мы отсматривали, было видно, как люди купают лицо в пламени Огня, долго держат руки. Операторы много раз прокручивали эти кадры, останавливали их и всматривались, пораженные, в происходящее.Один говорит: «Похоже, в самом деле, огонь не обжигает…». Другой добавил: «Да, это не фокус, это что-то невероятное…». Я спрашиваю: «Теперь поверите в Бога?..» (мы за какое-то время до этого с ними пили чай и говорили о вере и неверии). Помолчали. Один сказал вслух: «Пока не готовы, но то, что этот огонь необычный, – факт». Зачем оно, это Чудо, дано нам от Бога? Чудо Благодатного Огня – это просто маленький знак нам, что Бог – с нами. Это ободрение нам в том, чтобы хранили веру, были верны Ему, чтобы более воодушевленно переносили тяготы жизни в мире сем… Заметьте: Господь прекрасно понимает, что мы, люди XXI века, скептики по определению. Разве не поэтому Господь позволил с помощью реанимационных средств возвращать к жизни тех, кто был в состоянии клинической смерти, и позволил им свидетельствовать о том, что находится за гранью? Возвратившиеся «оттуда» подтверждают то, чему учит Церковь уже тысячелетия… Так и Чудо Огня. Если имеющий уши – слышит и имеющий очи – видит, то его это Чудо поддержит, вдохновит и укрепит в вере. Ну, а тем, кто не видит и не слышит, это Чудо ни о чем не скажет. Потому что никакое чудо не лишит человека свободы принять или не принять чудо.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Несколько раз приступал он к Таинству Елеосвящения (Соборования) в те дни, когда все – и сам он, и окружающие – видели, что жизнь готова прерваться. Врачи отступили, их средства были бессильны, по их определению Святейший жил только молитвой. В Великий пост Святейший продолжал свои труды: подписывал многочисленные грамоты ко дню Святой Пасхи, просматривал множество документов. Возглавил заседание Священного Синода, на котором окончились работы по подготовке канонизации отца Иоанна Кронштадтского. Он жил и трудился уже целый год после определенного ему врачами срока. На Страстной седмице, во вторник, Святейший попросил его пособоровать, и к нему был приглашен духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл, который его поисповедовал. Таинство Елеосвящения совершали соборно во главе с архиепископом Зарайским Алексием. В Великий четверг после евхаристического канона Святейший Патриарх сам прочитал молитвы, положенные на освящение святого мира, и благословил небольшой сосуд с вновь сваренным миром, осенив его трижды крестным знамением. После этого архиепископ Алексий причастил Святейшего Святых Христовых Таин. Торжественно прошло ночное пасхальное богослужение. Звонкие детские голоса учеников воскресной школы Богоявленского собора радостно восклицали: «Воистину воскресе!» А Святейший, уже совсем слабый, молился, лежа в постели, в последнюю пасхальную заутреню в своей жизни; на глазах у него были слезы. Второго мая вечером Святейший попросил причастить его Святых Таин. И в 8 часов утра 3 мая владыка Алексий начал последнюю в жизни Святейшего Патриарха Пимена Божественную литургию. Причащался Святейший как-то особенно сосредоточенно. После литургии Святейший благословил назначенное заранее на 10 часов утра этого дня заседание Священного Синода. И собрались «преемники апостолов от конец», благословенные на труды последним его первосвятительским благословением, благословением Божиим собрались к смертному одру того, кто девятнадцать лет был отцом отцов и благословлял их дела и начинания.

http://pravoslavie.ru/35063.html

Затем следует чтение других ветхозаветных текстов, являющих духовному взору верующих серию прообразов искупительной жертвы Иисуса и пророчеств о новой жизни в Нем. А когда завершается цепочка ветхозаветных чтений, вновь начинают звонить смолкнувшие в Великий Четверг колокола, после чего звучит ликующая песнь хвалы «Аллилуйя» и читается евангельский рассказ о том, как ученики Христа обнаружили, что Его гроб пуст. Затем следует Литургия Крещения. В последнее время Католическая Церковь настоятельно рекомендует крестить взрослых катехуменов именно в Пасхальную Ночь, как это было древней Церкви. Но вне зависимости от того, есть ли новокрещаемые, происходит освящение воды (еще одной стихии, наряду с огнем и светом). И если даже в данной общине крестить некого, все присутствующие вспоминают о своем крещении и торжественно обновляют свои крещальные обеты, после чего священник окропляет их освященной водой. Завершается же это ночное пасхальное богослужение Евхаристией. А в сам день праздника она будет совершаться снова, и на мессе опять будет звучать Евангелие о Воскресении, предваряемое пасхальной секвенцией с ее удивительно светлым напевом и парадоксальными словами:             Жизнь и смерть в поединке несравненном сразились:             Царь жизни распятый жив и правит. Как уже было отмечено, несмотря на восстановление богослужения Пасхальной Ночи, Пасха продолжает оставаться у народов Запада утренним праздником. И в тех странах, где сильны были обычаи встречи праздника крестным ходом, процессии, как ни стараются соединить их с ночным богослужением, всё же большей частью совершаются на заре. Очень любима эта традиция в Польше. Народ со свечами и хоругвями идет ко Гробу Господню, но в нем уже нет находившегося там изображения погребенного Христа. В некоторых местах существует обычай «стеречь» Гроб с вечера Страстной пятницы до этого момента. Функцию «стражи» могут выполнять, к примеру, гвардейцы или члены добровольной пожарной дружины. Периодически происходит смена караула.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 30-е годы ХХ века Албания была оккупирована итальянцами. Согласно опросу, проведенному очередными завоевателями, здесь насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков. В 1940-х годах, после войны, согласно коммунистическому опросу, православных было уже около 26%. У нас рассказывают о таком случае: когда Энвер Ходжа, коммунистический руководитель Албании, отправился после войны к Сталину, своему почитаемому учителю, тот спросил: «Сколько православных сейчас в Албании?» Ходжа ответил: «Примерно 28% населения». Но потом, как мы знаем, начались кровавые гонения за веру, и государственной религией Албании, если можно так выразиться, стало безбожие. В храмах Тираны По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения В 2011 году при поддержке Европейского Союза был проведен еще один опрос. Согласно данным этого опроса, которые не поддержала почти ни одна религиозная группа страны, православных оказалось в разы меньше, чем заявлявших о себе как о православных. В Албанскую Православную Церковь входят люди разных национальностей – разумеется, албанцы, а кроме того греки, сербы, румыны. И опрос был проведен так хитро, что люди разных национальностей должны были разделить национальность и вероисповедание – вот почему получилось гораздо меньшее количество православных, чем есть на самом деле. Это как сейчас на Украине: «настоящий православный – только украинский православный», если он русский, то не считается – очень по-иезуитски. Православная Церковь Албании не признает результаты такого опроса, конечно. В самом деле, не может быть такого, чтобы православных в нашей стране вдруг оказалось всего 6,9% от всего населения! Десятки, сотни тысяч людей собираются в храмах страны – вы бы видели ночное пасхальное богослужение, например! Города буквально сверкают от света свечей. По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения. Сейчас в Албанской Православной Церкви 7 митрополитов и 1 епископ, они составляют Священный Синод. Служат около 150 священников, 4 диакона. Мы ждем смены – очень хорошо и активно работает духовная семинария в Тиране.

http://pravoslavie.ru/93804.html

В некоторых случаях Иоанн Златоуст не ограничивался одним или двумя ночными богослужениями кряду. В «Беседе после землетрясения» он говорит: «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями ( τας παννυχσι) просвещая ночи; у-вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества… Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении… Наступает ночь, и все идут в церковь … Я думал, что после первого и второго дня бессонница изнурит ваши тела, но теперь, чем более продолжается бдение без сна, тем более усиливается ваше усердие» 21 . Открытие в 1905 году Конибиром в Парижской национальной библиотеке Армянского лекционара (манускрипт 44 X века) и публикация в шестидесятых годах текущего (ХХ. – Изд.) столетия бенедиктинцем о. Афанасием Рену армянского же лекционара по рукописи 121 библиотеки Иерусалимского армянского патриархата 1192 года с припиской, сделанной в 1318 году, позволяют восстановить ту ночную службу, которая, согласно сообщению Этерии, совершалась в Иерусалиме и течение ночи с Великого Четверга на Великую Пятницу. Как сказано было выше, Этерия прибыла на Восток весной 381 года и покинула Иерусалим в понедельник на Пасхальной седмице – 25 марта 384 года. В свете топографии святых мест Иерусалима и истории строительства в нем храмов содержание Иерусалимского лекционара 121 относится к 417–439 годам 22 . Содержание Парижского лекционара 44 – к годам с 439 по 450-й включительно 23 . По всем трем памятникам, ночное богослужение с вечера Великого Четверга до утра Великой Пятницы начиналось на Елеонской горе, по словам Этерии, в той церкви, «где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами» 24 . Панихида в этой церкви состояла из пяти гобал, т. е. трехпсалмий. Стихи всех трех псалмов гобалы объединялись пением одного общего стиха, который здесь называется антифоном. По окончании каждой гобалы епископ читал молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010