В Иерусалиме православные встретили Светлое Христово Воскресение Иерусалим, 28 апреля 2006 г . В день Великой Пятницы утром был совершен крестный ход из Претории к Голгофе, по тому пути, по которому шествовал Спасителя неся Свой Крест. Процессию возглавил митрополит Капитолийский Исисхий, неся на плече крест. В крестном ходе принял участие заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игумен Тихон (Зайцев), сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Во время крестного хода, совершаемого в Иерусалиме, начальник Миссии архимандрит Елисей встречал в аэропорту представительную паломническую делегацию, прибывшую из Москвы во главе с епископом Дмитровским Александром, викарием Московской епархии и В.И.Якуниным, президентом ОАО " РЖД " , председателем Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России и. Делегация, насчитывающая 120 человек, среди который государственные и общественные деятели, представители науки и культуры, в течение одних суток должна совершить краткое паломничество, совместно с Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Феофилом совершить молитву о мире в Иерусалиме, организовать прямую телетрансляцию о схождении Благодатного огня и доставить Благодатный огонь в Москву на Патриаршее Пасхальное богослужение. Перед выносом Плащаницы в храме Русской Духовной Миссии почетных гостей приветствовал архимандрит Елисей. В Троицком соборе Русской Духовной Миссии чин выноса Плащаницы возглавил епископ Дмитровский Александр. Ночное богослужение с Чином Погребения Святой Плащаницы и Божественную литургию Великой Субботы в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Дмитровский Александр в сослужении духовенства Миссии, 33 священников и 6 диаконов, находящихся в эти святые дни на Святой Земле. Перед чином получения Благодатного огня от Гроба Господня руководство Фонда Андрея Первозванного во главе с В.И.Якуниным, епископ Дмитровский Александр, епископ Бостонский Михаил (Русская Зарубежная Церковь) и другие ответственные лица нанесли визит Его Блаженству Феофилу III, Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Почетных гостей сопровождали начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Елисей, заместитель начальника Миссии игумен Тихон, настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия.

http://pravoslavie.ru/17163.html

Обстоятельные и интересные сведения о торжественности совершения служб Святых Страстей и Пасхи в Иерусалимской Церкви в IV веке дают записки паломницы IV века Этерии (Сильвии Аквитанки), — в частности сведения о схождении св. огня, крещении оглашенных в Великую субботу и т. д. С IV в. утверждается семидневное празднование Св. Пасхи, что видно из писаний свв. Кирилла Иерусалимского , Иакова Низибийского и Иоанна Златоуста , который семидневное торжество Пасхи называет духовным браком (Слово против упивающихся и о Воскресении). Пасхальная служба начинается в ночное время и заканчивается с рассветом. Особенностью этого ночного пасхального богослужения является, по свидетельству историка Евсевия и других, возжжение множества светильников в храмах и в городах, благодаря чему «эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня» (Евсевий. Жизнь Константина, IV, 22). В дальнейшем пасхальное богослужение в основном не претерпевает особых изменений, а только пополняется новыми песнопениями. Те величественные песнопения, которые мы слышим в Светлый Праздник Пасхи, большею частью принадлежат св. Иоанну Дамаскину , который сложил их согласно с высокими выражениями о Пасхе священных писателей и древних отцов Церкви, преимущественно свв. Григория Богослова и Григория Нисского . Нынешний порядок совершения пасхального богослужения сходен с уставами древнейших богослужебных памятников Православного Востока. Особенности утреннего “пасхального богослужения — отсутствие чтений (за исключением Слова св. Иоанна Златоуста), шестопсалмия, кафизм, литии, полиелея и великого славословия — весьма древнего происхождения. Они коренятся в особых торжественных богослужениях Древней Церкви, — так называемых песенных последованиях. совершавшихся в Великих (кафедральных церквах Константинополя, Антиохии, Солуни, о которых говорят Устав Великой Константинопольской церкви и блаж. Симеон Солунский и которые возникли первоначально в Великой церкви Иерусалимской,— о них еще в IV в. упоминает Сильвия Аквитанка ( А. Дмитриевский , Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X в., Казань, 1894, с. 286–290). Указанные особенности имеются, например, в найденном и опубликованном А. Дмитриевским «Последовании Святых Страстей и Пасхальной недели в Иерусалиме IX–X в.». Если же принять вместе с проф. А. Дмитриевским, что этот памятник сохраняет в своей основе практику богослужений V, VI и VII вв. (цит. соч., с. XV), то можно считать, что уже во времена Сильвии Аввитаяки и в ближайшие после ее времени столетия рассматриваемые особенности существовали в песненных последованиях Великой Иерусалимской церкви.

http://azbyka.ru/prazdnovanie-svyatoj-pa...

Архиепископ Викентий преподнес владыке Илариону на молитвенную память икону святых Царственных страстотерпцев. Затем владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Викентий, дорогие отцы, братья и сестры! Я с глубоким волнением переступил сегодня порог этого священного храма, построенного на крови, на том месте, где испустил свой последний вздох последний русский самодержец Государь Император Николай Александрович и вместе с ним вся его августейшая семья. Сегодня здесь величественный храм, сегодня здесь раздаются песнопения, сегодня тысячи людей собираются сюда и происходит великое церковное торжество. Словно вторая Пасха, ночью совершается богослужение в красных — мученических и одновременно пасхальных ризах, в память о тех людях, которые погибли здесь при совершенно других обстоятельствах и в другой обстановке. На этом месте стоял дом, в котором была маленькая комната, всего лишь несколько квадратных метров, куда завели Царственных узников — 11 человек, столько же вошло в эту комнату палачей, и без суда и следствия эти люди были расстреляны здесь для того, чтобы стать нашими молитвенниками и заступниками за всю нашу землю. Государь Император Николай Александрович был расстрелян потому, что он был царем. Ему могли бы предъявить какие-то обвинения, если бы состоялся суд. Но не было суда, не было следствия и не было обвинений. В течение 70 лет после кончины его продолжали оскорблять, его имя продолжали всячески злословить. Только в наше время началось постепенное возвращение этого святого для нас имени в нашу жизнь, а вместе с ним и имен тех, кто пострадал в ту же самую ночь здесь, на этом месте. Но если бы даже был суд, и самому Государю были бы предъявлены какие-то обвинения, то какие обвинения можно было предъявить его 13-летнему сыну? Какие обвинения можно было предъявить его дочерям или слугам? Никаких. И потому нет, и никогда не будет оправдания тем людям, которые вынесли этот беззаконный приговор. И потому невозможно говорить здесь о каком бы то ни было судебном деянии, а только о беззаконии и преступлении. О величайшем преступлении, которое было совершено на этом месте, но которое Господь обратил к славе Церкви Христовой. Государя императора Николая Александровича и всю его семью не просто расстреляли: их останки зверским образом уничтожили для того, чтобы и память их была стерта с лица земли. И потом, на протяжении долгих десятилетий безбожной власти, память святых Царственных страстотерпцев всячески пытались изгладить из сердец людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1224830.ht...

Великий пост — особое время в жизни Церкви, в том числе и богослужебной. В будни Великого поста не совершается полная литургия. Вместо нее по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Об особенностях этого удивительного богослужения, и о том, почему недостаточно причащаться даже раз в неделю, рассказывает игумен Силуан (Туманов). 28.02.2023 Ночное пасхальное богослужение: что происходит во время самой радостной службы в году? Приближается Пасха, и скоро православные христиане будут приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе». Об особенностях самого радостного богослужения в году рассказывает игумен Силуан (Туманов) 18.04.2020 О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум. 12.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию. И часто за суетой и толкучкой совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора. А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени 03.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 4. О шестопсалмии и чтении Евангелия Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. 29.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. 22.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах В первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощная появляются только около XI века, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение. Впрочем, одна особенность ночной молитвы объединяет все христианские бдения всех времен и народов. Это – пение псалмов.

http://foma.ru/authors/tumanov-siluan-ig...

В 1973-1975 гг. в Киевской обл. закрылись храмы в г. Кагарлык, с. Леоновка Иванковского р-на, с. Ярешки Барышевского р-на, с. Македоны Мироновского р-на, с. Трушки Белоцерковского р-на; в Черкасской обл. были упразднены храмы в селах Терешки Шполянского р-на, Антиповка Золотоношского р-на, Корытня Монастырищенского р-на, Доброводы Уманского р-на, Лящовка (ныне Чернобаевского р-на). Затем на несколько лет наступило относительное затишье, храмы не закрывались до 1981 г. Зато в 1977 г. усилилась борьба с паломничествами к св. местам. Так, уполномоченный по Киевской обл. Н. А. Мишенин докладывал о посещении верующими св. источника в с. Черкас Белоцерковского р-на Киевской обл. 19 июня 1977 г. и о принятых впоследствии властями мерах по ликвидации источника (Там же. Оп. 6. Д. 1225. Л. 17-18). В 1979 г. в аппарате укр. уполномоченных произошли кадровые изменения. В 1979 г. новым председателем Совета по делам религий при Совете министров УССР после ухода на пенсию Литвина стал Н. А. Колесник, в 1980 г. уполномоченным по делам религий по Киеву был назначен М. Т. Донченко, в 1985 г.- Н. В. Соловей, занимавший эту должность до 1992 г. Покровская церковь из с. Сухой Яр Ставищенского района. Фотография. 2012 г. Покровская церковь из с. Сухой Яр Ставищенского района. Фотография. 2012 г. В 1980 г. в Киевской обл. числилось 111 действующих храмов (ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 40. Д. 1. Л. 9). В столице насчитывалось 9 приходских и 3 монастырских храма (Там же. Л. 1). Пасхальное ночное богослужение в 1980 г. в Киевской обл. посетили ок. 113 тыс. чел., из них в Киеве - ок. 18 тыс. верующих (Там же. Д. 5. Л. 2). Средняя посещаемость Владимирского кафедрального собора в воскресные и особо праздничные дни колебалась от 1,5 до 4,5 тыс. чел. (Там же. Д. 2. Л. 21). Церковь вмч. Георгия Победоносца в с. Софиполь. Фотография. 2010 г. Церковь вмч. Георгия Победоносца в с. Софиполь. Фотография. 2010 г. В 1981 г. имела место последняя кампания по закрытию храмов в Киевской и Черкасской областях: в Черкасской обл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Пасхальное богослужение  в Домовом храме мц. Татианы при МГУ Фотограф Юлия Маковейчук Довольно часто можно услышать просьбу священника не приводить детей на ночную Пасхальную Литургию. Все-таки им тяжело выдержать длительное богослужение, тем более ночное. Дети капризничают сверх меры, шумят, играют, тем самым мешая родителям и другим прихожанам. Храм, где была сделана эта фотография, находится в центре Москвы. Дорога до него в среднем занимает у прихожан час или больше на метро. Храм мученицы Татианы при МГУ славится тем, что детям здесь всегда рады. Он большой, помимо храмового пространства есть притвор, где расставляются стулья и на экран выводится трансляция службы. Сюда можно выйти с ребенком. Но многие дети не хотят уходить, несмотря на усталость. Сначала садятся к родителям на ступни, облокачиваясь спиной к их ногам, потом плавно спускаются на пол. Здесь как раз и запечатлен момент перед пробуждением: уже пропели «Отче наш», вот-вот начнется Причастие. Девочку будит заботливая рука мамы. Первое, что она слышит, это: «Христос Воскресе! Просыпайся!» Радость невероятная в глазах у детей: только вот шли крестным ходом, всем храмом, ночью – это так таинственно и загадочно, хоть и известно все заранее, и вот уже свершилось! Литургия в Кении, Африка Фотограф Екатерина Загуляева Это православный священник отец Филипп Гатари из Кении. При храме, где он служит, открыта православная гимназия. Мальчики, ученики, прислуживают отцу Филиппу во время Литургии. В Кении, недалеко от Найроби, где находятся храм и школа, живет очень большая православная община. Настолько большая, что в Найроби даже была открыта собственная кенийская православная семинария. Возможно, эти мальчики – будущие священники... Елизавета Петровна Глинка (1962-2016) –  врач-реаниматолог, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь». Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе над Черным морем 26 декабря 2016 года. Среди моих бездомных есть немало тех, кто буквально потерял физический человеческий облик. Но что я знаю точно: среди них нет ни одного, кто потерял бы облик духовный. Они же идут за помощью. Значит, они небезразличны сами себе. Значит, к чему-то они стремятся и на что-то надеются. А надежда позволяет человеку оставаться человеком.

http://foma.ru/onlajn-vystavka-veruyushh...

В праздник Пасхи митрополит Корнилий освятил звонницу строящегося храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине 7 мая 2013 г. 16:39 В ночь с 4 на 5 мая 2013 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий возглавил ночное Пасхальное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе г. Таллина, сообщает официальный сайт ЭПЦ МП . Днем 5 мая митрополит Корнилий совершил освящение звонницы строящегося на площади им. Патриарха Алексия II в районе Ласнамяэ эстонской столицы храма иконы Божией Матери «Скоропослушница». На богослужении присутствовал мэр Таллина Эдгар Сависаар, который обратился к собравшимся с кратким словом: «Эта церковь строится на народные пожертвования. Так повелось с незапамятных времен. Величественный кафедральный собор Александра Невского на Тоомпеа тоже был построен на народные деньги, лишь менее трети средств внесла государственная казна. Таллин приложил усилия к благоустройству площади и в добром сотрудничестве с Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата — к координации усилий спонсоров. Мы храним благодарную память о нашем выдающемся земляке — Патриархе Алексии II , который десять лет назад освятил закладной камень и пристально следил за первыми этапами строительства церкви. Закономерно, что здесь установлен памятник Патриарху Алексию Второму — дар Таллина — и площадь носит его имя. Новые колокола, изготовленные в Германии по самым передовым технологиям, сегодня зазвучат по-настоящему, по-праздничному. И в следующий раз, уже в июне, церковь встретит колокольным звоном Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, визит которого очень важен не только для православных Эстонии. А потом, уже 29 сентября, храм вновь соберет всех нас на торжественное открытие». На освящение звонницы собрались около 10 тысяч человек. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» подворья Пюхтицкого монастыря действовал в центре Таллина до 60-х годов ХХ века, когда был разрушен городскими властями. Строительство нового храма было инициировано жителями крупнейшего спального района столицы Эстонии Ласнамяэ в конце 90-х годов и началось в день празднования иконы 22 ноября 2006 года. Камень на месте строительства этого храма осенью 2003 году освятил Святейший Патриарх Алексий II. В 2009 г. было завершено благоустройство площади перед храмом, которая была названа в честь приснопамятного Патриарха. 8 сентября 2012 года на площади был открыт памятник приснопамятному Патриарху Алексию II. Главной святыней нового храма будет чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была сохранена митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, когда храм разрушили. Строительство планируется завершить в 2013 году. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В первые годы после крушения коммунистического режима религиозное возрождение якутского народа развивалось в православном русле. Пробуждение православия происходит в основном по воле нынешнего президента Михаила Николаева и нынешней правящей политической элиты Якутии в целом. Официальная идеология нынешнего якутского режима — идеология «культивизации», предполагающая ускоренный подъем образования, науки и культуры якутского народа, что должно привести к превращению якутов в одну из наиболее цивилизованных наций мира. Наверное, ни в одном субъекте федерации сейчас не уделяется столько внимания и средств развитию системы народного образования, поддержке учительства, обязательному получению молодежью полного среднего образования, не прилагается столько усилий по выбиванию грантов для учебы якутских студентов за границей и т. д. и т. п. Наиболее видный идеолог «культивизации» — 90-летний писатель Суорон Омоллоон, пропагандирующий идею приобщения якутов к европейской культуре через русскую культуру. В этом культивизаторском проекте особая роль отводится православной христианизации якутов. Омоллоон родом из Таттинского улуса (района), где глубже всего укоренилось православие и где выше всего концентрация якутских казаков (как правило, потомков от браков казаков и якуток). Оттуда же был родом просветитель Дм. Ойунский, духовными наследниками которого считают себя культивизаторы. По инициативе Омоллоона, например, в первые же годы перестройки в селе Чертёх был создан музей деревянного зодчества под открытым небом. Художники, потомки священников-просветителей Поповых, восстановили там храм и разместили в нем художественную выставку на религиозные сюжеты. Само это событие как бы символизирует первенство культурной, а не собственно религиозной роли православия в идеологии «культивизации». Президент Михаил Николаев — убежденный сторонник «культивизации». Он не просто проявил инициативу, но лично вел переговоры с патриархом Алексием II о восстановлении Якутско-Ленской епархии, которая и была учреждена вновь в 1993 г. С тех пор власти постоянно оказывают Православной Церкви поддержку, как морально политическую, так и материальную. На различные церковные нужды, в первую очередь, на строительство и реставрацию храмов выделяются бюджетные средства; Никольский кафедральный собор был полностью восстановлен на республиканские деньги. М. Николаев периодически встречается с патриархом Алексием II, во время пасхальных и рождественских праздников в Якутске заезжает в собор на ночное богослужение и обращается с амвона к верующим с поздравительным словом. Праздничные послания православного епископа Германа публикуются в правительственных газетах и транслируются по республиканскому телевидению. Якутские власти постоянно привлекают владыку Германа к общественно-политической активности. Он ездит по республике, встречается с главами администраций, совершает публичные массовые крещения в открытых водоемах.

http://religare.ru/2_7170.html

  Анастасия Кузнецова, домохозяйка, г. Казань  Христос воскрес! Какое еще чудо ты хочешь?  Мы с детьми ехали из храма в четыре утра. Ване тогда было восемь лет, и это была его первая ночная служба на Пасху. Трасса. Светает. Ваня разочарованно говорит: «Я думал, будет какое-то чудо. Я так хочу чудо!» И тут на дорогу прямо перед нами выходит лось! Я ехала неторопливо, поэтому успела остановиться метрах в 50 от него. Он перешел половину шоссе, остановился и посмотрел на нас, словно спрашивая:«Христос воскрес! Какое еще чудо ты хочешь, мальчик?» Постояв так недолго и дав нам возможность полюбоваться на себя, лось медленно ушел в лес. Сын был в восторге: «Мама, Бог меня услышал!»   Ольга Храпенкова, журналист, г. Рязань Пасха и бабушки  Для меня в детстве пасхальным чудом была обычная поездка к бабушке в этот светлый праздник. Бабушки и дедушки жили в деревне, а мы приезжали к ним из города. Приезжать получалось всего на один день: я училась по субботам, и родители ждали окончания моих пяти уроков. Но однажды... Поздняя Пасха, неделя майских выходных! Такую радость от праздника я мало когда испытывала. Уроки пролетели как миг, бегу домой. Страстная суббота, а все вокруг словно шепчет: скоро радость и праздник! Дома мама уже напекла куличи, приготовила творожную пасху, накрасила яйца — все с собой! У иконки Богородицы — горка шоколадных яичек в разноцветных обертках, подарок от мамы. А ощущение… как будто от Самой Богородицы! Быстро собираемся и на удивление без пробок приезжаем к бабушкам. А там уже все в сборе, приехали дяди и тети с семьями... Людей так много — а не тесно и не шумно. Радостно! Собираем с бабушкой сумку с пасхальными угощениями — святить. Обязательно берем много, чтобы поделиться с монахами и малоимущими — такой обычай в монастыре. Бабушка идет с нами, внуками, и здоровается со всеми встречными. А вечером мы всей семьей идем на ночное богослужение. На улице прохладно, но не зябко. Крестный ход прошел, священник возглашает: «Христос воскресе!» Отвечаем: «Воистину воскресе», — так, будто от громкости этого ответа зависит то, как сильно мы любим Бога.

http://foma.ru/chudo-na-pashu.html

С тех пор власти постоянно оказывают поддержку Православной церкви, как материальную (на различные церковные нужды, в первую очередь на строительство и реставрацию храмов, выделяются бюджетные средства – Никольский кафедральный собор был полностью восстановлен на республиканские деньги), так и морально-политическую. М. Николаев периодически встречается с патриархом Алексием, часто присутствует на его тезоименитстве в Москве, во время пасхальных и рождественских праздников в Якутске заезжает в собор на ночное богослужение и обращается с амвона к верующим с поздравительным словом. Праздничные послания православного епископа Германа публикуются в правительственных газетах и транслируются по республиканскому телевидению. Якутские власти постоянно привлекают Германа к общественно-политической активности. Он ездит по республике, встречается с главами администраций, совершает публичные массовые крещения в открытых водоемах. Православная епархия была воссоздана по воле якутского правительства, сформированного одной из фракций якутского национального движения. Михаил Николаев и его движение " культивизаторов " во многом определили официальную позицию православной епархии по отношению к якутскому народу и общественным проблемам республики. Идейным и в какой-то мере религиозным центром формулирования и распространения идеологии культивизации стала " государственно-общественная " организация " Академия духовности " , созданная указом президента в мае 1996 г. Задачи ее определены следующим образом: " В целях возрождения и дальнейшего совершенствования духовности многонационального народа Саха, сохранения и обогащения их самобытной культуры, наращивания их интеллектуального потенциала... создана Академия духовности " . Действительными членами Академии стали: епископ Герман, писатель Омоллоон, известные художники, актеры, представители гуманитарной профессуры – в основном якуты. Возглавил ее Афанасий Осипов, академик Академии художеств СССР. По существу, это идеологический центр православной культивизации.

http://religare.ru/2_26696.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010