Понятно, что создается некоторая праздничная кутерьма, людям надо постоянно тесниться, чтобы пропустить священников, при этом мы стараемся не поджечь друг друга свечами, которые все еще держим в руке. Так что текст пасхального канона становится фоновым шумом и проходит мимо нас. Зря, конечно. Пасхальный канон — это выдающееся произведение церковной словесности. Пышный, по-византийски изобилующий красивыми речевыми оборотами и сравнениями, он вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие. Вот отрывки канона в переводе на русский язык: Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас, песнь победную поющих, перевел. Придите, будем пить питие новое, не чудесно изводимое из бесплодного камня (как Моисеем в Ветхом Завете), но источник бессмертия, источаемый из гроба Христом, на Котором (как на твердом основании, камне) мы утверждаемся. Вчера я погребался с Тобою, Христе, и с Тобою, воскресшим в сей день, восстаю; распинался я с Тобою вчера: Сам прославь меня с Собой, Спаситель, в Твоем Царстве! Предок Твой Давид перед ковчегом (который в Ветхом Завете как тень напоминал о Тебе), плясал; и мы, святой народ Божий, исполнение пророчеств видя, возрадуемся боговдохновенно, ибо воскрес Христос, как всемогущий. Христос как однолетний агнец, (приносимый в жертву в Ветхом Завете на Пасху) для нас — добрый венец, (завершивший действие Ветхого Завета), Благословенный добровольно заколот в оставление грехов всех, как Пасха очистительная, и вновь воссиял нам из гроба прекрасным правды Солнцем. Бодрствовать будем с раннего утра и вместо ароматного масла принесем Владыке пение, и Христа узрим — правды Солнце, всем жизнь излучающее. Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной — вечной — жизни начало, и в восторге воспеваем тому Виновника — Единого благословенного Бога наших отцов и препрославленного. Заканчивается канон торжественно-печальным пением экзапостилария:

http://foma.ru/miru-spasenie.html

Вот все подходят к входу в храм, он называет притвор. Входные, западные двери уже специально закрыты. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и прославляет Святую Троицу. Священнослужители трижды поют главное песнопение праздника — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (т. е. Христос восстал из мёртвых, Своею смертью победив смерть, и пребывающим в могилах подарив жизнь)». Им вторит хор. Затем священнослужители поют особые стихи. Их мы будем слышать в начале каждого богослужения и иногда в других местах службы. Это называется пасхальным началом: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», и пр. На каждый стих певцы снова поют тропарь «Христос воскресе». Время от времени настоятель обращается ко всем с приветствием: «Христос воскресе!». В ответ надо как можно громче ответить: «Воистину воскресе!» Не бойтесь, не молчите — это ночь особой радости. Отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета. Заутреня и литургия Вот все вошли в храм, встали на своих местах. Диакон произносит великую ектению, то есть много коротких прошений к Богу о наших духовных и телесных нуждах, на которые хор поёт «Господи, помилуй». После возгласа священника хор начинает петь пасхальный канон из восьми частей, сочинение св. Иоанна Дамаскина, жившего b IX веке в Сирии — венец духовных песней. Поёт хор то торжественно, то быстро. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

http://foma.ru/miru-spasenie.html

Плотью уснув, как смертный, Ты — Царь и Господь, воскрес в третий день, воскресив из тления Адама и упразднив смерть, Пасха безсмертия, мира спасение. А затем звучат ликующие стихиры Пасхи: «...Сегодня нам открылась Пасха священная, Пасха Нового Завета, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха — Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха для верных, Пасха, двери райские нам открывающая, Пасха, освящающая всех верных! ...» В конце утрени, после пения: « Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , верующие приветствуют друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами. Это называется «христосоваться». По Уставу священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и здесь христосуются с каждым из прихожан. Но в наше время при большом количестве прихожан священник, выйдя с крестом на солею, с троекратным возглашением «Христос воскресе!» осеняет всех крестом на три стороны, после этого возвращается в алтарь. Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами очень древний. Уже ученики Христа « говорили, что Господь истинно воскрес » (Лк. 24, 34). В словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность христианской веры. После христосования читается особое «Огласительное слово» св. Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника: «…все войдите в радость Господа своего! … богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздерживавшиеся и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто да не уйдет голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто да не плачет о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто да не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сойдя во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

http://foma.ru/miru-spasenie.html

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног . Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: “Кость Его да не сокрушится”» ( Ин.19:33, 36 ). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги. Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел ( 1Кор.5:7 ). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст . Пасха – праздник сорокадневный День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле ( Лк.24:1 ; Ин.20:1 ) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.

http://azbyka.ru/paskha

Митрополит Астанайський Олександр онлайн-нараду з Казахстанського митрополичого округу 15 2020 р. 17:21 15 апреля 2020 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр из своего рабочего кабинета в духовно-культурном и административном центре имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате провел онлайн-совещание с архипастырями Казахстанского митрополичьего округа . В совещании приняли участие: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , епископ Костанайский и Рудненский Анатолий , епископ Талдыкорганский Нектарий , управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир . Также участвовали: секретарь Митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, благочинный приходов Алма-Аты архимандрит Сергий (Карамышев), руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин. Митрополит Александр приветствовал всех и огласил рабочую повестку, после чего участники совещания обсудили подготовку к проведению пасхальных богослужений в условиях чрезвычайного положения и карантинных мер. Архиереи проинформировали главу Митрополичьего округа и собратьев-архипастырей об условиях, в которых верующие вверенных их управлению епархий будут встречать праздник Воскресения Христова. Митрополит Александр сообщил, что на Первом канале «Евразия» в прямом эфире будет транслироваться ночное пасхальное богослужение из Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, на канале «Хабар 24» будет опубликован репортаж, посвященный празднику. Архиерей отметил, что в настоящее время идет работа по организации трансляций и репортажей из кафедральных соборов различных епархий Округа на местных телеканалах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5622753...

Хотя в миссии и знали о нашей паломнической группе «Неугасимая лампада», но каких-либо конкретных распоряжений о нашем приеме не получали, к тому же на праздник ранее нас прибыла паломническая группа из Ставрополя во главе с митрополитом Гедеоном, которая и заняла имеющиеся апартаменты. Но, как говорится, «в тесноте, да не в обиде». Нам предоставили несколько спален в подвальном этаже, где мы смогли разместиться до того, как найдем гостиницу, хотя сделать это оказалось крайне сложно. Была Великая Суббота, а в субботу, как известно, в Израиле выходной. В Российском посольстве, куда мы позвонили и попросили о помощи, нашему звонку тоже не очень-то обрадовались. Но все же, к воскресному вечеру гостиница была найдена, и мы перебрались в нее. Переступив порог нашей миссии, мы сразу же отслужили традиционный благодарственный молебен, после чего пошли поклониться Гробу Господню. Было около шести вечера. В храме еще довольно много паломников, так что в саму Кувуклию мы не попали. Поклонились Плите помазания, подножию Креста на Голгофе, прошли «Крестным путем» по старому городу. Как-то быстро стемнело, и мы долго не могли найти выхода из лабиринта узких улиц старого города. В девять вечера в храме миссии я совершил чин общей исповеди, и владыка Василий, прежде чем прочесть разрешительную молитву, подолгу беседовал с каждым кающимся. После пасхальной полунощницы мы все направились на ночное пасхальное богослужение ко Гробу Господню, намереваясь до этого представиться Его Святейшеству Патриарху Иерусалимскому Диодору. В Иерусалимской Патриархии празднично и оживленно. Кавасы – представители службы порядка – в специальных золотом расшитых мундирах с кривыми саблями в филигранных ножнах и специальным жезлом (который иногда используется как дубинка). Представляюсь Его Святейшеству и передаю официальное письмо от Святейшего Патриарха Алексия II. Патриарх Диодор тепло приветствует епископа Василия, лично он его знает, но проблема в другом. Владыка Василий представляет Американскую автокефальную церковь , которую не признают ни Константинополь, ни Иерусалим, ни Сербия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Все проблемы многотрудной пастырской, духовно-учебной и административной деятельности владыки Григория уходили в Пасху, когда храмы были полны богомольцев. «Ваше Святейшество, Святейший и Дорогой Владыка!» - писал митрополит Патриарху. - «Слава Богу! Все «страдные» дни прошли благополучно и доставили духовное утешение. Первые три дня Страстной недели я говел у себя в домовой церкви (служили и пели воспитанники Академии и Семинарии). В Великий Четверг я служил в Соборе литургию и чтение 12 евангелий. В Великую Пятницу служил вечерню (вынос Плащаницы) и утреню Великой Субботы. В Пасху - ночное богослужение (утреню и литургию), и вечером - пасхальную вечерню в Князь Владимирском Соборе. Количество народа - чрезвычайное, соборы не вмещали всех желающих; около храмов - десятки тысяч верующих, жаждавших быть у богослужения. К сожалению, пропеть канон и стихиры Пасхи на паперти не было разрешено. В понедельник, после литургии, в 2 часа у меня был прием городского духовенства с Исполнительными Органами и профессурой Академии и Семинарии. В пятницу предполагаю служить в церкви «Кулич и Пасха»; в Фомино воскресенье - в Преображенском Соборе[...] Вашего Святейшества усердный слуга и богомолец М.Г. Ленинград. 23 апреля 1952 г» . В свою последнюю земную Пасху владыка Григорий писал Патриарху: «Ваше Святейшество! Святейший и дорогой Владыка! Христос Воскресе! Прошли пасхальные дни - «весна души». В Ленинградских храмах посещение богомольцев, исповедников и причастников в Великом Посту, в страстные и пасхальные дни было огромно. Во все сельские церкви, где священнические места были вакантны, я командировал студентов Академии и Семинарии, носящих священный сан; оттуда получал благодарности и отрадные добрые вести об их служении. Сегодня возвратился из поездки Л.Н.Парийский и сообщил о предстоящем освящении устроенного храма в Московской Академии. Я заготовил здесь в дар от Ленинградской Академии в Московскую по этому случаю икону Св. Благоверного Князя Александра Невского (в серебряной позолоченной ризе около 40 x 35 см.). Если Вы благословите, я пришлю эту икону с Л.Н.Парийским; а если время освящения не совпадет с приездом к нам какой-либо делегации, то я мог бы и сам приехать в Загорск и кстати устроить там заседание Учебного Комитета.[...]. Примите душевное пожелание Вам здоровья и благоденствия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

19 апреля 1982 года на Светлой пасхальной неделе умер архимандрит Серафим Тяпочкин – один из самых известных старцев «советской эпохи»      «Умер какой-то святой» В Пасхальные дни в небольшое село Ракитное Белгородской области, где жил и служил о. Серафим, невозможно было попасть: автобусные рейсы отменили, как объявляли власти, «из-за большой аварии», билеты на поезда московского направления до Белгорода перестали продавать. Причину в билетных очередях объясняли так: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». «Ты сухого привезла, шкелета» В село Ракитное старец приехал в 1961 году после 15 лет лагерей и ссылок. Староста Никольского храма Мария, недовольная непредставительным видом нового настоятеля, выговаривала и даже била Екатерину Лучину, хлопотавшую о новом священнике: «Ты сухого привезла, шкелета!». Вскоре староста Мария умерла. Шла со службы, случился приступ, она упала лицом в грязь и уже не поднялась. В доме, где поселили батюшку, было не топлено, он сидел на полу и обмакивал в консервную банку сухарь. А рядом, в храме, из разбитого купола шел снег. Электричества не было, свечей вначале тоже. Богослужения разрешили только в ночное время, — чтобы от работы в колхозе народ не отвлекать. Отец Серафим, знавший службу наизусть, служил в совершенной темноте, причем всегда произносил проповедь. Позже внук спросил его: «Для кого же ты говорил?». Батюшка ответил: «Но ведь в темноте кто-то мог быть. Для них и говорил». Священник ради Иисуса, а не хлеба куса Семейная фотография: Дмитрий Тяпочкин сидит в центре. Фото с сайта mgarsky-monastery.org      Архимандрит Серафим (Тяпочкин, 1894-1982) родился в дворянской семье, в Варшавской губернии: отец надворный советник, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, мать Элеонора Леонардовна, в девичестве Маковская из знатного польского рода, дочь премьер-министра Польского правительства, перешедшая в Православие. Отец часто брал с собой на богослужения в духовное училище. Митя обратил внимание на образ преподобного Серафима Саровского, а затем сказал отцу, что хочет быть таким же, как он. Через 50 лет, подав прошение о постриге, о. Дмитрий приписал: «Если не будет с моей стороны нарушением послушания, прошу дать мне при постриге святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю своим небесным покровителем». Просьба была исполнена.

http://pravoslavie.ru/112377.html

После литургии нас сердечно приветствовал митрополит. Паломники, которые были приняты в этом приходе, где о них так хорошо заботились молодые люди, чувствовали себя как дома. И приходская молодежь выражала свою радость от того, что они смогли так проявить свое гостеприимство. Как пишет Ольга, «всю субботу люди направляются в церковь для освящения своей пасхальной трапезы – куличей, яиц, пасхи. Священники окропляют подношения святой водой, сопровождая это пением гимна «Когда ты сошел к смерти, Жизнь бессмертная…». Зажигают красные свечи и вставляют их в куличи и пасхи. Приближение Праздника чувствуется в воздухе». Этому выражению народной веры можно только изумляться. Подобное было невозможно еще не столь давно. В городских приходах люди раздают брошюры, чтобы объяснить истинное значение Пасхи, но невозможно удержаться от мысли, что эта вновь возникшая религиозность приведет в свое время к обновлению веры. Этим вечером происходят замечательные экскурсии. Паломничество от одного храма в центре города к другому с целью благоговейно приложиться к плащанице Христа во гробу. Несколько групп разъехались по разным маршрутам. В храме при Третьяковской галерее нам рассказали об иконе Богоматери Владимирской. В другом месте мы разучивали песнопения к ночной службе. Столь о многом еще хотелось бы написать, но время отправляться на ночное пасхальное богослужение, которое начинается в 11.30 пополудни. Вернемся мы в шесть часов утра! Вечер субботы – утро воскресенья, 24 апреля. Отдохнули наскоро после экскурсий перед тем, как отправиться на полунощницу в храм св. Татианы. В каждом из шести приходов, принявших паломников (приходы при церкви Успения, свв. Космы и Дамиана, Богоматери Всех Скорбящих Радость, св. Филиппа Московского и Даниловский монастырь), это богослужение – поистине важнейшая цель паломничества. Когда мы прибыли, прихожане уже читали Деяния апостолов. В течение дня читают всю эту книгу. Все в предвкушении: ожидают то, о наступлении чего им известно. Все начинается в 11.30 вечера.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-moskv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасхальное богослужение: текст, прямые трансляции, видео Пасхальное богослужение — где и как служится, текст богослужения, записи и прямые трансляции. 23.04.2022 Отдание Пасхи — кому и зачем ее отдают? У главных церковных праздников (Пасха и Двунадесятые праздники кроме Входа Господня в Иерусалим) есть предпразднство, праздник и попразднство — то есть время подготовки к празднику, праздник и период празднования после. Эти особенности в основном касаются молитв и богослужебных текстов. 22.05.2023 Артос: пасхальный хлеб Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Что это за хлеб, кто его печет, как разделяют на части и зачем раздают? 20.04.2023 Ночное пасхальное богослужение: что происходит во время самой радостной службы в году? Приближается Пасха, и скоро православные христиане будут приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос Воскресе». Об особенностях самого радостного богослужения в году рассказывает игумен Силуан (Туманов) 18.04.2020 Евангелие Пасхальной ночи: «В начале было Слово...» Тексты церковных богослужений, в особенности тех, что совершаются в Страстную седмицу и Пасху — это величайшая поэзия, когда-либо написанная. Но, что более важно, события, на которых эти тексты основываются, — смерть Христа и Его Воскресение — это в самом деле величайшая поэзия Бога. Мы должны исполнить стих, написанный Богом. 23.04.2022 Вопрос на засыпку: кто автор Пасхального слова Иоанна Златоуста? Есть известная история о том, как людей заставал врасплох вопрос: кто автор «Полонеза Огинского»? Оказывается, многие из нас настолько привыкли к этому названию, что уже даже не соотносят фамилию Огинский с автором музыкального произведения. А вот со Словом огласительным на Святую Пасху Иоанна Златоуста, которое традиционно читается в конце Пасхальной утрени, все еще интереснее. Вот уже больше тысячи лет это произведение носит имя Иоанна Златоуста, хотя, скорее всего, у него другой автор.

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010