На грандиозном народном собрании в США в Мэдисон Сквер Гардене, вечером 2-го июля 1941 года, Митрополит Вениамин, Экзарх Московской Патриаршей Церкви, произнес речь, в которой он указал на отношение Русской Православной Церкви к Отечественной Войне. Эта речь произвела огромное впечатление на все многотысячное собрание. «Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская Православная Церковь празднует память «Всех Святых Земли Русской» от начала христианства до наших дней. И этот единственный день в нынешнем году совпал с 22 июня. Как раз именно в ночь под этот день по-американски, и утром этого дня по-европейски немцы открыли войну против нас. Это знаменательное совпадение несомненно не случайно! Не буду говорить иного о нем: но мы верим, что это есть знак милости Русских Святых к общей нашей родине, и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом». Благодаря подвигу многих прославленных и не прославленных, ведомых и неведомых новых мучеников и исповедников Российских, принявших на себя натиск неслыханных гонений и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. Теперь мы знаем, что за Россию молились и жившие тогда такие великие подвижники, как святители Афанасий Сахаров, Лука Войно-Ясенецкий , преподобный Серафим Вырицкий и многие другие в плену, в заточении и в горьких работах бывшие… То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано, вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала “страна огромная”, как один человек на “священную войну”, что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога внукам своим силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне. Подвиг новых мучеников и исповедников Российских послужил тому, что наш народ, невзирая на многолетнюю пропаганду материализма, гонений на Церковь и преследования верующих, вновь стал осознавать себя православным народом.

http://pravmir.ru/22-iyunya/

Слово Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра на встрече со студентами Свято-Тихоновского университета 22 февраля 2008 г. 21:53 В пятницу 22 февраля митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр посетил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . На встрече со студентами и преподавателями вуза владыка выступил с приветственным словом. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Воздавая хвалу и благодарение Господу и Спасителю нашему за великие и дивные благодеяния и милости, обильно излиянные на всю Русскую Православную Церковь, считаю своим долгом выразить сердечную благодарность отцу ректору , преподавателям и студентам Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые, занимаясь исследованием новейшего периода истории нашей Церкви, помогали находить точки соприкосновения и пути к восстановлению полноты братского общения внутри Поместной Русской Православной Церкви. Мы с глубокой симпатией и одобрением относимся к неослабным трудам подвизающихся здесь преподавателей и студентов, будущих деятелей Виноградника Христова. Эта любовь к нашей общей истории одухотворяет и скрепляет взаимоотношения верных чад Русской Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущих, и я верю, что подлинно братское сотрудничество и дружественные отношения будут и далее определять соединяющие нас связи, принося многополезные результаты. Русская Православная Церковь объединилась на костях новых мучеников и исповедников, пострадавших в годы безбожных гонений. Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужчины и женщины, святители и приходские священники, монахи и миряне, царственные страстотерпцы и их подданные составили великий и многомиллионный собор мучеников Российских, славу и велелепие нашей Русской Православной Церкви. Поэтому, главное наше дело — провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения. Развитию и укреплению этих плодов возрождения мы должны всячески способствовать, соединяя учебные занятия, а также и служение Церкви, с молитвой святым новомученикам и исповедникам Российским, почитанием их памяти и подражанием их вере. Да почивает на всех нас благословение Божие и да пребывает с нами небесное предстательство наших мучеников и исповедников, покровителей народов нашего Отечества и ходатаев нашего обновления. Мир и любовь да умножатся среди всех нас! Аминь. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/368049.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТОВ Константин Ильич (1854, с. Сергиевское Лаишевского у. Казанской губ.- 20.08.1918, Свияжск), свящ. Из семьи потомственных священнослужителей. По окончании Казанской ДС в авг. 1877 г. назначен преподавателем рус. и церковнослав. языков в Чистопольское ДУ. 25 сент. 1883 г. рукоположен во иерея ц. с. Ямашева Ядринского у. Казанской губ. В дальнейшем служил в храмах сел Урахча Лаишевского у. (с 1888), Корноухово Свияжского у. (с 1890), Сюкеево (с 1901) и Богородское (Камское Устье) (с 1905) Тетюшского у. Казанской губ. Летом 1916 г. переведен в г. Свияжск той же губернии настоятелем Софийской ц., с 1 сент. одновременно приступил к исполнению обязанностей законоучителя муж. и жен. городских начальных уч-щ. Награждался скуфьей и наперсным крестом (1918). В нек-рых публикациях называется протоиереем, однако, несмотря на долгий срок священнической службы, не был возведен в этот сан. Нищелюбивый и бескорыстный пастырь, Д. имел редкий дар проповеди. Автор неск. богословско-исторических статей и проповедей, а также многочисленных корреспонденций и публицистических заметок, к-рые публиковались в «Известиях по Казанской епархии». После революции 1917 г. выступал против уродовавшего детские души атеизма, насаждавшегося в школах. 11 авг. 1918 г. Д. вместе с сыновьями Аркадием и Илией были арестованы ЧК Восточного фронта по обвинению в «распространении контрреволюционных слухов» и через неск. дней без вынесения приговора публично расстреляны и добиты штыками. 2 дня красноармейцы не позволяли убрать их тела с городской площади Свияжска. В наст. время в Казанской епархии готовятся материалы к канонизации Д. Соч.: Опровержение раскольничьей лжи... СПб., 1893; Поучения во дни Господских и Богородичных праздников и на св. Пасху. Каз., 1894; Поучения в Неделю сыропустную и в воскресные дни св. Четыредесятницы. Каз., 1899; Древне-индейское вероучение и сравнение его с христианством. Каз., 1899; Торжество 15 июня 1906 г. в д. Барское Тенишево. Каз., 1906; Псалтирь в стихах. Каз., 1906; О причащении младенцев//Изв. по Казанской епархии. 1916. 29/30. С. 666-667. Лит.: Известия по Казанской епархии. 1918. 5. С. 6; 15. С. 18; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й Каз., 1995. С. 96-98; За Христа пострадавшие. С. 359; Книга памяти жертв полит. репрессий: Респ. Татарстан. Каз., 2001. Т. 4. С. 366. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/168666.html

Таким образом, было восстановлено единство Русской Православной Церкви. Владыка Лавр заметил, что дело восстановления единства после официального подписания Акта продолжает развиваться: совместные служения, делегации из-за рубежа в Россию и поездки по зарубежным приходам русских групп. Это движение способствует укреплению внутрицерковного единства, к которому всегда стремилась Русская Православная Церковь.  Высокопреосвященнейший владыка с болью в голосе отметил, что  Русская Православная Церковь объединилась на костях новых мучеников и исповедников, пострадавших в годы безбожных гонений. «Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужчины и женщины, святители и приходские священники, монахи и миряне, царственные страстотерпцы и их подданные составили великий и многомиллионный собор мучеников Российских, славу нашей Русской Православной Церкви. Поэтому, главное наше дело — провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения». Митрополит Лавр указал на то, что необходимо соединять учебные занятия, служение Церкви с почитанием памяти новомучеников и подражанием их вере. В этом, по мнению Его Высокопреосвященства, состоит задача не только учащихся, но и каждого православного христианина.           После выступления митрополита в рядах слушателей стало заметно движение.    С едва заметным дыханием слушая главу РПЦЗ, они теперь в письменном виде стали формулировать вопросы. Настало время для беседы. Мне стало по-настоящему интересно, ведь живой диалог придаёт любому мероприятию яркие краски.      В течение полутора часов представители зарубежной Церкви отвечали на вопросы собравшихся. Круг проблем, которые волновали участников, был необычайно широк. Присутствовавшим на встрече были интересны не только дела внутри РПЦЗ, но и мнение пастырей по вопросам внешней политики, истории и т.п.

http://pravmir.ru/ne-stydites-byt-russki...

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Лавр: – Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Воздавая хвалу и благодарение Господу и Спасителю нашему за великие и дивные благодеяния и милости, обильно излиянные на всю Русскую Православную Церковь, считаю своим долгом выразить сердечную благодарность отцу Ректору, преподавателям и студентам Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, которые, занимаясь исследованием новейшего периода истории нашей Церкви, помогали находить точки соприкосновения и пути к восстановлению полноты братского общения внутри Поместной Русской Православной Церкви. Мы с глубокой симпатией и одобрением относимся к неослабным трудам подвизающихся здесь преподавателей и студентов, будущих деятелей Виноградника Христова. Эта любовь к нашей общей истории одухотворяет и скрепляет взаимоотношения верных чад Русской Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущих, и я верю, что подлинно братское сотрудничество и дружественные отношения будут и далее определять соединяющие нас связи, принося многополезные результаты. Русская Православная Церковь объединилась на костях новых мучеников и исповедников, пострадавших в годы безбожных гонений. Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужчины и женщины, святители и приходские священники, монахи и миряне, царственные страстотерпцы и их подданные составили великий и многомиллионный собор мучеников Российских, славу и великолепие нашей Русской Православной Церкви. Поэтому главное наше дело – провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения. Развитию и укреплению этих плодов возрождения мы должны всячески способствовать, соединяя учебные занятия, а также и служение Церкви, с молитвой святым новомученикам и исповедникам Российским, почитанием их памяти и подражанием их вере.

http://religare.ru/2_51302.html

8 февраля Собор новомучеников и исповедников Российских 8 лютого 2009 р. 00:00 Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников). Среди пострадавших за веру в ХХ веке святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института . Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц). Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при Московской духовной академии . Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников. Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас! Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204505...

50-х гг. ХХ в. (исключением является прославленный Зарубежной Церковью как мученик религ. правозащитник Борис Талантов, скончавшийся в советской тюрьме в 1971). Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Икона. 2000 г. Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Икона. 2000 г. Начало церковному почитанию Н. положил Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На соборном заседании 28 марта 1918 г. было зачитано подписанное 51 членом Собора предложение о проведении внеочередного заседания, на к-ром должен был быть зачитан список лиц, подвергшихся гонениям за веру. Соборный Совет в тот же день постановил образовать комиссию для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь, а также соответствующие комиссии на местах. 13 апр. того же года патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) совершил в храме МДС 1-ю в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам», как назвал их в последовавшей проповеди прот. П. Н. Лахостский. Проповедь была вскоре издана малым тиражом в виде листовки под названием «Новые священномученики». Листовка содержала список из 17 помянутых за литургией патриархом Тихоном «рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» во главе с 1-й жертвой большевиков из числа рус. архиереев - Киевским и Галицким митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским; † 25 янв./7 февр. 1918). 18 апр. 1918 г. Поместный Собор издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в к-ром предписывалось «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 янв. (дата кончины митр. Владимира.- Ред.) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Был установлен также день крестных ходов в приходах, где были новомученики,- понедельник 2-й недели по Пасхе. Было принято решение: «Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткие сообщения о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа» (Собор, 1918.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Сколько преград пришлось преодолеть Церкви, прежде чем были прославлены Царственные страстотерпцы и весь сонм новых мучеников! А что теперь? Приходится наблюдать, что и после прославления в некоторых наших храмах служба им не совершается с должной торжественностью. А порой, особенно Царственным страстотерпцам, совсем не совершается. Помню, Вы приводили в одной из своих статей святоотеческие слова: «Кто не почитает новых, близких нам по времени святых, тот не может подлинно почитать и древних святых, тот не почитает и Бога, дивного во святых Своих». Как Вы думаете, почему так важно сегодня молиться последним нашим святым, особенно новым мученикам и исповедникам Российским? Разве в молитве другим нашим святым не присутствует полнота христианского исповедания? А. С. Соколов, г. Череповец В Кресте — вся полнота христианского исповедания, и неслучайно с крестом изображаются мученики. Никакое другое исповедание, кроме Православия, не имеет такого множества мучеников — это и есть свидетельство истинности его. Там, где Крест Христов и крест мучеников Христовых, зло обнажается до предела. И потому, когда зло в мире раскроется до конца, явится на небе Крест Христов как знамение Второго победного Пришествия Христа со славою. Всегда необходимо возвращение к центральному месту Креста в нашей жизни. Отвергать Крест — значит отвергать спасение мира. Кто дискредитирует мученичество, тот глух к Крестному слову проповеди Христовой, которое, как говорит апостол Павел, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, Божия мудрость и сила». Сегодня, как и вчера, пророки любви — те, кто мешает, и они по-прежнему гонимы и порой убиваемы, в полном согласии с нашей трусостью и нашим молчанием. Господь паки умирает на наших крестах, а мы проходим мимо, не видя Его. Сейчас, когда на наших глазах зло раскрывается до конца, почитание мучеников, как и хранение чистоты Православия, становится особенно важным. Тем более, если иметь в виду постоянно присутствующую в нашей жизни эсхатологическую перспективу, когда исповедание чистоты Православия будет с неизбежностью означать готовность принять мученичество. Надо быть совершенно слепым, чтобы не различать в сегодняшней общественной жизни когти того, кто «человекоубийца от начала», кто изнутри нас самих может убивать наш народ, наше человечество. Отсутствие должной реакции на сегодняшнее сатанинское зло и на подвиг новых мучеников — явление одного порядка. Протоиерей Александр Шаргунов

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

В 2003 году образовано 14 новых приходов: во имя преподобного Серафима Саровского в Бордо (Франция), Александро-Невский в Варезе (Италия), Иоанно-Предтеченский в Киле (Германия), во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Шверине (Германия), Богоявленский в Пфорпхайме (Германия), во имя святого апостола Павла в Валетте (Мальта), Казанский в Марселе (Франция), Петропавловский в Мендене (Германия), во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских в Порту (Португалия), Всехсвятский в Страсбурге (Франция), Сретенский на острове Тенерифе (Испания), Казанский в Вестеросе (Швеция), Петропавловский в Умео (Швеция), Николаевский в Упсале (Швеция). Троицкий приход в Шарлеруа (Бельгия) принят из константинопольской юрисдикции (Экзархат русских православных приходов в Западной Европе). За истекший период 2004 года образовано 5 новых приходов: во имя святых священномученика Киприана и мученицы Иустины во Франкфурте-на-Майне (Германия), во имя святого великомученика Пантелеимона в Саарбрюкене (Германия), Троицкий в Дебрецене (Венгрия), во имя 40 мучеников Севастийских в Трире (Германия), во имя святой блаженной Ксении Петербургской в городе Фару (Португалия). Таким образом, с сентября 2000 года по август 2004 года решениями Священного Синода образован 51 приход в различных странах диаспоры. С открытием новых приходов нарастает потребность в образованных пастырях, способных нести служение в дальних странах. Буду благодарен Преосвященным архипастырям за кандидатуры таких священнослужителей. Одновременно хотел бы обратить внимание на тот факт, что во многих странах Западной Европы, Северной Америки, да и других континентов появляется немало клириков, пытающихся создавать самочинные общины, вести богослужебную и духовническую деятельность без необходимого на то благословения. Очень часто это приводит к разделениям в среде верующих и заканчивается шатанием по юрисдикциям, а затем уклонением в раскол. Некоторые из упомянутых клириков лишены сана или запрещены в священнослужении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

Закрыть itemscope itemtype="" > Последнее гонение на христиан будет во всем мире Слово протоиерея Александра Шаргунова в день собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 07.02.2021 5686 Время на чтение 6 минут Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, — достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них — безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в России было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС, секретарь по идеологии А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и великом множестве верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только менее 1500). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму — пропаганде греха как нормального явления, — требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/07/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010