«Блаженны плачущии», — говорят они нам. Кто дерзнул бы сказать такое, кроме Христа? Кто дерзнул бы сказать такое, кроме того, кто прошел через смерть и воскресение, кто вошел в жизнь вечную ради всех нас? Мы, принадлежащие Церкви новых мучеников и исповедников, — необыкновенные люди, потому что мы возвещаем блаженство, вечное счастье в этом мире несчастья, жестокости и скорбей. Христос посреди нас, и наши мученики рядом с нами, чтобы мы веровали, что Его любовь все победит, преодолеет все преграды. Что Он — Господь всяческих и что Он любит нас. В заповедях блаженства, возводящих нас к тайне мученичества, — то, что мы слышим за каждой Божественной литургией, — поет Христос. Как Он воспел со Своими учениками после Тайной Вечери и вышел навстречу смерти за поток Кедрон. Это гимн Божественной любви. Да будут сердца наши горе в этой любви, даже если поносят нас и гонят нас. «Радуйтеся и веселитеся», — нам принадлежит вечная радость! Наша Церковь — Церковь новых мучеников и исповедников Российских, но также и всех нас — всех страждущих, всех униженных, всех грешных, всех боящихся, но идущих наперекор всему вслед Христа и Его святых. И мы будем чадами Божиими, блаженными приобщением полноте любви, которую Он даровал нам, потому что «увидим Его как Он есть». Сколько людей охвачены сегодня отчаянием и страхом! Невозможно нормальному человеку видеть вокруг такое торжество беззакония. Такой отказ от совести и стыда, такое предательство и лицемерие служащих идеологии маммоны и содома. Такое унижение нашего народа. И все убивающее равнодушие слишком многих. Самое ужасное, что не видно никакого просвета. Что нас ждет впереди? Как выжить в этих обстоятельствах тому, кто пытается жить по-христиански, каковы пути Церкви, искушаемой мудростью по стихиям мира сего, в новых условиях? И сегодня хочется задать только один вопрос: почему день памяти новых мучеников и исповедников Российских не стал у нас государственным праздником? Может быть, самая великая опасность, в которой находится наш народ, — в забвении об этом чуде, в утрате духовного измерения жизни, в возвращении к самой худшей языческой тьме.

http://moral.ru/собор-новых-мучеников-и-...

В Церкви, наоборот, поощряется почитание новомучеников, документ Межсоборного присутствия и Архиерейский собор 2011 года предписывают почитание. Но оглядка на светское общество и тенденции государственных и общественных структур заставляют не говорить почитателям в полный голос, придерживать свое желание. Почитатели мучеников вызывают настороженность. На всякий случай надо опасаться людей, у которых в роду находятся «государственные преступники», присужденные к высшей мере наказания. А реабилитация — это время такое было, а сейчас неизвестно, в какую сторону повернет наше начальство, лучше проявить выдержку. Это общественное настроение сильно влияет на людей, страшащихся почитания мучеников открыто. Какие трудности имеются сейчас в почитании Новомучеников? Такие трудности были почти всегда. Уже 1000 лет назад преп. Симеон Новый Богослов убеждал почитать новых святых так же, как и знаменитых древних (Добротолюбие. Том V. Деятельныя и богословския главы, 157-158). Значит и тогда почитание новых мучеников и святых не сразу обретало общецерковное значение. В богослужебных книгах мы встречаем такой термин: «Мучениколюбец». Значит, были и равнодушные к почитанию мучеников. «Приидите, мучениколюбцы», — то есть те, кто предрасположен к почитанию. И это задолго до ХХ века. Следовательно, наш век не является исключительным в нежелании почитать новых святых, существует старинная инерция в душах людей, которую с трудом приходится преодолевать. Что может помочь в преодолении этой инертности? Информированность. Мы узнаем о святом из книг или публикаций, из сборников житий, современных Четиих-Миней. И здесь кроются трудности. Есть подробные, длинные, с документами, жития, как в древности — с актами мученичеств. А есть синаксарное описание, которое является напоминанием большого, длинного жития. Особенность св. Димитрия Ростовского — это умение не утомлять читателя, а поддерживать интерес и постоянное внимание к житию святого. Далеко не все современные жития новомучеников обладают такими свойствами. Краткие жития с иллюстрациями лучше читаются, чем подробные и наукообразные, а, главное, они должны пробудить дальнейший интерес к жизни и страданиям именно этого святого человека. При чтении краткого жития может возникнуть явление, подобное резонансу, когда душа вдруг откликается созвучием, одинаковостью переживания, возникает сначала интерес, а потом и любовь, которую уже никто не может остановить. Появляется новый мучениколюбец.

http://pravmir.ru/trudnosti-pochitaniya-...

Воспоминание о страдании или о каком-либо ином деянии во славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и является предметом изображения, но лишь как вторичный и не имеющий самостоятельного бытия элемент отображения в иконе славы Божией и вечной жизни. Соответственно перед иконописцем стоит сложная задача создать непротиворечивое отображение вечного в сочетании с преходящим. Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном. Ввиду сложности содержания, икона должна была быть выполнена по типу икон “с деянием”, для которых характерно сочетание центрального, основного изображения – средника – с небольшими боковыми сценами, так называемыми “клеймами”, в которых должна раскрываться суть подвига. В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов. Если средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими образцами, то клейма являются практически новыми композициями. Они впервые созданы для отображения подвигов новых мучеников в процессе работы над данной иконой. Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения новых исторических реалий, огромного количества новых, иконографически еще не разработанных образов святых (написано около двухсот ликов), возникали значительные творческие трудности, которые, быть может, не во всем удалось до конца преодолеть. Стилистика иконы приближена к памятникам начала XVI века – эпохи становления Московского царства. Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры иконы 167х135 см; средник – 101х80 см; отдельное клеймо приблизительно 25х19 см.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

14 авг. участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-гос. отношениям на Украине. По этой теме выступили Львовский архиеп. Августин (Маркевич) , речь к-рого носила остропроблемный характер, а также Одесский митр. Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун) , Черкасский Софроний (Дмитрук) , епископы Тульчинский Ипполит (Хилько) , Каменец-Подольский Феодор (Гаюн) , Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение правосл. Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиеп. Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) . В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действовавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди др. тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхрист. связям. На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении новых мучеников и исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении имп. Николая II и др. царственных мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении царственных мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин) , Челябинский Иов (Тывонюк) , Рязанский Симон (Новиков) , архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов) , Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , к-рый сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии А. ю. С. единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор ранее канонизированных местночтимых новомучеников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм рус. святых по меньшей мере троекратно превзошел число рус. святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

14 августа участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-государственным отношениям на Украине. По этой теме выступили архиепископ Львовский Августин (Маркевич), речь которого носила остропроблемный характер, а также митрополит Одесский Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Черкасский Софроний (Дмитрук), епископы Тульчинский Ипполит (Хилько), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение Православной Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Апостольской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действо-вавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям. На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении Новых Мучеников и Исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении императора Николая II и других Царственных Мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении Царственных Мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только архиепископ Брюссельский Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии Архиерейский юбилейный Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор новомучеников ранее канонизированных местночтимых подвижников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Сегодня мы с вами будем исповедовать перед мучениками и исповедниками Российскими нашу веру в Господа и приносить покаяние. Но до тех пор, пока мы не отделим себя от мира, мы не можем прославлять новых мучеников и исповедников Российских. Не потому ли так мало их прославлено до сих пор? И до сих пор не прославлен Царь-мученик! Потому что не только те, кто состоит в комиссии по канонизации, а именно мы с вами не можем отделить себя от мира. Мы не можем принести такое покаяние, которое сделало бы нас способными принять плод мученичества, принесенный новыми мучениками и исповедниками Российскими ради спасения нашего Отечества и всех нас. Наше покаяние всегда должно быть на той же самой глубине, на какой совершался подвиг мученичества наших святых. Другого покаяния не существует. Покаяние - это наше соединение с теми, кто избрал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа. Дай нам Господь понимать, что пока не будет покаяния у каждого из нас, пока мы не будем видеть, что впереди нас, как говорит святой Ириней Лионский, Господь будет посылать сонм мучеников для того, чтобы их предстательством нам открылась вечная жизнь; и пока у нас с ними не будет подлинного единства, мы не выйдем из того бедствия, в котором пребывает сегодня Россия. Мы не устоим в тех новых страшных испытаниях, которые неотвратимо движутся на нас за наши грехи. Мы не устоим на Страшном Суде, который близится. Будем молиться, чтобы это было дано нам, и мы смогли устоять в мире, где грех действительно уже становится неразличимым от добра. Чтобы нам никогда не слиться с этим миром, и чтобы он не стал для нас дороже всего и в то же время не победил нас своею ответной ненавистью. Как сможем мы без благодати, которую дарует нам Господь молитвами мучеников и исповедников Российских, воздавать добром за зло и служить людям, если исполнится слово Христово, что мы будем ненавидимы всеми имени Христова ради? Как сможем мы благословлять и делать благословенною эту жизнь там, где проклятие и распад? Как сможет каждый из нас (или хотя бы некоторые из нас) без этой благодати стать праведниками, которых не доставало в Содоме, для того чтобы мир был спасен? Аминь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_10...

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Лавр: – Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Воздавая хвалу и благодарение Господу и Спасителю нашему за великие и дивные благодеяния и милости, обильно излиянные на всю Русскую Православную Церковь, считаю своим долгом выразить сердечную благодарность отцу Ректору, преподавателям и студентам Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, которые, занимаясь исследованием новейшего периода истории нашей Церкви, помогали находить точки соприкосновения и пути к восстановлению полноты братского общения внутри Поместной Русской Православной Церкви. Мы с глубокой симпатией и одобрением относимся к неослабным трудам подвизающихся здесь преподавателей и студентов, будущих деятелей Виноградника Христова. Эта любовь к нашей общей истории одухотворяет и скрепляет взаимоотношения верных чад Русской Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущих, и я верю, что подлинно братское сотрудничество и дружественные отношения будут и далее определять соединяющие нас связи, принося многополезные результаты. Русская Православная Церковь объединилась на костях новых мучеников и исповедников, пострадавших в годы безбожных гонений. Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужчины и женщины, святители и приходские священники, монахи и миряне, царственные страстотерпцы и их подданные составили великий и многомиллионный собор мучеников Российских, славу и великолепие нашей Русской Православной Церкви. Поэтому главное наше дело – провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения. Развитию и укреплению этих плодов возрождения мы должны всячески способствовать, соединяя учебные занятия, а также и служение Церкви, с молитвой святым новомученикам и исповедникам Российским, почитанием их памяти и подражанием их вере.

http://religare.ru/2_51302.html

Таким образом, было восстановлено единство Русской Православной Церкви. Владыка Лавр заметил, что дело восстановления единства после официального подписания Акта продолжает развиваться: совместные служения, делегации из-за рубежа в Россию и поездки по зарубежным приходам русских групп. Это движение способствует укреплению внутрицерковного единства, к которому всегда стремилась Русская Православная Церковь.  Высокопреосвященнейший владыка с болью в голосе отметил, что  Русская Православная Церковь объединилась на костях новых мучеников и исповедников, пострадавших в годы безбожных гонений. «Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужчины и женщины, святители и приходские священники, монахи и миряне, царственные страстотерпцы и их подданные составили великий и многомиллионный собор мучеников Российских, славу нашей Русской Православной Церкви. Поэтому, главное наше дело — провозглашать эту славу, проповедовать веру, мужество, крепость и терпение наших мучеников, которые заложили семя в душу, дух нашего народа, приносящего ныне плоды духовного возрождения». Митрополит Лавр указал на то, что необходимо соединять учебные занятия, служение Церкви с почитанием памяти новомучеников и подражанием их вере. В этом, по мнению Его Высокопреосвященства, состоит задача не только учащихся, но и каждого православного христианина.           После выступления митрополита в рядах слушателей стало заметно движение.    С едва заметным дыханием слушая главу РПЦЗ, они теперь в письменном виде стали формулировать вопросы. Настало время для беседы. Мне стало по-настоящему интересно, ведь живой диалог придаёт любому мероприятию яркие краски.      В течение полутора часов представители зарубежной Церкви отвечали на вопросы собравшихся. Круг проблем, которые волновали участников, был необычайно широк. Присутствовавшим на встрече были интересны не только дела внутри РПЦЗ, но и мнение пастырей по вопросам внешней политики, истории и т.п.

http://pravmir.ru/ne-stydites-byt-russki...

14 декабря 1891 года в церкви Трех Святителей Псковской Духовной Семинарии, будучи ее преподавателем, двадцатишестилетний Василий Белавин был пострижен в монашество и получил иноческое имя — Тихон. Его направляют в Холмскую Духовную Семинарию (Варшавской епархии). Он становится ректором и происходит его хиротония в епископы. Он был самым юным из современных ему иерархов Русской Церкви. Все его служение — по слову Апостола: «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». И в буквальном смысле — странствие из одного города в другой. С полной самоотдачей, не жалея сил, он окормляет свою паству на Аляске, в Ярославле, в Вильно. Февральская революция застала Владыку в Москве, где была его очередь присутствовать в Священном Синоде. В Москве епархиальный съезд готовился к выборам нового московского архиепископа или митрополита. Обер-прокурор Львов стремился уничтожить Православие. Его детище — газета «Московский церковный голос» — устами протоиерея А. Введенского советовала переходить в богослужении с церковно-славянского языка на русский. Устами епископа Бельского Серафима пеняла духовенству, что оно не отметило праздничными богослужениями «праздник свободы» — 1 мая по новому стилю. Священник Смирнов призывал «сбросить рясу» и стать «священником-гражданином», а не посмешищем. Но как ни старался Львов протащить своих, все его кандидаты были отвергнуты церковным народом. И на Московскую кафедру 4 июля 1917 года был избран уволенный Львовым из Синода архиепископ Виленский Тихон. Ему и была поручена организация Поместного Собора, который не собирался более двухсот лет. Святой Патриарх Тихон Мы благоговейно предстоим перед тайной избранничества Патриарха Тихона. Он — предстоятель Церкви новых мучеников и исповедников Российских, прославившейся небывалыми в истории гонениями. Вместе с Царской семьей — в центре иконы новых мучеников. То же самое изображено на иконе, написанной по откровению свыше. Невольно возникает связь со стоянием у Креста Христова Божией Матери и возлюбленного Его ученика.

http://pravoslavie.ru/142246.html

Сегодня мы не можем не обратить внимания, что апостол Петр задает свой вопрос после того, как Господь говорит апостолам о богатом юноше, который с печалью удаляется от Христа. Путь к небесам всегда узкий, и врата, ведущие к жизни истинной, тесны, но это в особенной степени относится к богатым. К богатым материально, властью, душевными талантами. Им приходится преодолевать немалые искушения: богатые люди ко всему имеют легкий доступ, только руку протяни. И многие из этих искушений оказываются для них губительными. В житиях святых есть рассказ об одном человеке, который был богатым и знатным. Он принял монашество, все оставил и стал жить по монастырскому уставу. Около него были монахи, которые несли несравненно более строгий подвиг, чем он. Тем не менее через некоторое время народ стал приходить именно к этому человеку, чтобы услышать от него благодатное слово утешения, получить от него исцеление. Господь именно его прославил даром прозорливости и чудотворений. Почему так? Потому что остальные, уходя из мира в монастырь, ни от чего особенно не отказывались. Они всегда жили скромной и небогатой жизнью, а этот человек отказался от власти, почестей, от очень большого богатства. Поэтому Господь так прославил его. Приводя этот пример, мы размышляем о подвиге святого царя-страстотерпца Николая II, который воистину стоит в центре святости всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской и является увенчанием святости всех русских святых, память которых мы будем праздновать на следующей неделе. Посмотрите, с какой высоты царь и его семья спустились в бездну страшных страданий, какие унижения им пришлось перенести среди грубых развращенных людей! Однако они явили такую кротость и незлобие, такое подлинное христианское смирение, что это оказывало преображающее воздействие на самых грубых людей, так что власти вынуждены были все время менять стражу. Значит, имеет значение, что оставляет человек ради Господа, какой крест он принимает. В эпоху страшных, небывалых гонений в истории человечества, которые пережила наша Церковь, явился и небывалый сонм новых мучеников и исповедников Российских. И слава их относится к славе звезд первой величины.

http://moral.ru/saints/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010