На основании особенностей стиля и изложения, а также исходя из данных текстуальной критики большинство исследователей  отрицают  подлинность  Метода 76 . Архиепископ Василий (Кривошеин) вначале высказывался в пользу подлинности трактата 77 , однако, впоследствии пересмотрел свое мнение под влиянием научной крити­ки. «Как по стилю... по манере писать и цитировать Святых Отцов, так и по общей духовной настроенности «Метод» значительно отличается от других, несомненно, подлинных, творений Симеона, – пишет он. – В част­ности, в нем находятся предупреждения против ложных видений света – то, чего мы никогда не встретим в подлинных произведениях преподобного Симеона, нико­гда не ставившего под сомнение свои видения света» 78 . И.Озэрр решительно отрицал подлинность трактата и приписывал его Никифору Исихасту, жившему в XIII веке 79 . Атрибуция Озэрра могла казаться убедительной до того, как итальянский ученый А.Риго не так давно доказал ее несостоятельность; впрочем, и он считает Метод произведением XIII века 80 . Научная критика отвергает подлинность Метода, ис­ходя из того, что психосоматический способ молитвы, описанный в нем, представляется несоответствующим учению Симеона. Последний якобы не интересуется методикой молитвы и «не учит нас в своих подлинных творениях «научному методу», как нужно молиться» 81 . Это последнее утверждение исследователя лишь отчас­ти верно. На самом деле в произведениях преподобного Симеона встречаются весьма конкретные указания на практику молитвы, в том числе весьма близкие тому способу концентрации и сосредоточения, о котором го­ворится в Методе 82 . В одной из Глав Симеон советует молиться сидя в уединенном углу, «стеснив себя» и со­средоточившись – эти рекомендации очень напоминают указания Метода. Вне зависимости от атрибуции, вопрос о которой остается открытым, Метод является классическим произведением византийской монашеской литературы и представляет несомненную духовную ценность. Небольшой Гимн, начинающийся словами «КТО ХО­ЧЕТ УВИДЕТЬ СЕЙ СВЕТ...», является поэтической эпи­граммой к «Методу священного внимания и молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мне не хотелось бы здесь также вдаваться в детали этого метода. Моим намерением было только прояснить его сущность и противопоставить его методу историческому. Старый метод можно было бы назвать также католическим методом, поскольку он возник в католическом богословии и приобрел там свою классическую форму, а новый метод вполне может быть назван протестантским, поскольку он сформировался благодаря критике протестантизма в отношении католического представления об авторитете. Однако старый метод в такой значительной мере соответствует природе догматических склонностей человека и с такой необходимостью является результатом еще не просвещенной историческим знанием эпохи, что было бы бессмысленно называть его специфически католическим методом. В равной мере им пользуется также иудейское и исламское богословие. С другой стороны, историческая критика протестантизма носила лишь частичный и апологетический характер, а эпоха возникновения протестантизма была значительно удалена от времени появления принципиально исторического образа мышления. Начало принципиально историческому образу мышления положила только эпоха Просвещения, а утверждение, будто этой эпохе был свойственен неисторический образ мышления, есть не более чем легенда. Благодаря критике эпоха Просвещения сначала освободилась от действующих авторитетов, а потому, конечно, вынуждена была на первых порах все нивелировать; однако из этой работы по нивелированию сразу же возникла работа по различению и градации, так что для этой цели все явления должны были быть преобразованы в чисто исторические величины. В этом переходном состоянии супранатуралистический догматизм частично преобразовался в догматизм рациональный, а частично – там, где такое преобразование не было стойким, – выработал с позиции истории некое новое миросозерцание, которое призвано было естественно соединить историческое и общезначимое и которое только а potiori может быть названо историческим. Однако именно в этом проявляется различие. Так оказываются возможными лишь два наименования – догматический и исторический методы. Каждый обладает своими собственными основаниями и проблемами и каждый является в самом себе последовательным. Отдельные проблемы каждого из методов не имеют здесь большого значения, важно то, чтобы как раз по причине последовательности каждого из них не происходило их смешивания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

История канона полностью отсутствует в 2-томном «Введении...» Х. М. Шенке и К. М. Фишера ( Schenke, Fischer. 1978-1979) и только в самом кратком виде приводится в работе У. Шнелле ( Schnelle. 1994; как стандартный учебник выдержало неск. изданий, 20076). Авторы последних исследований отказываются и от анализа истории текста НЗ. В рамках классического представления об И. как о науке о канонических писаниях НЗ выдержана работа И. Брёра ( Broer. 1998-2001). Вопрос о каноне как о предмете исагогического исследования рассматривает американский ученый Б. С. Чайлд. Во «Введении в Новый Завет» (1984) он использует понятие «канон» в качестве герменевтического ключа к исторической интерпретации НЗ. Канон служит обозначением процесса передачи предания, к-рый начинается в НЗ, но не ограничивается им ( Childs. 1984. P. 21). Чайлд видит в этом процессе не только исторические моменты, но и действие Самого Господа (Ibid. P. 29). Это понимание Чайлд переносит и на методологический уровень, говоря о «методологии канонической экзегезы» (methodology of canonical exegesis), в рамках которой исследователь должен исходить из канонически фиксированной последней формы текста и очень осторожно относиться к реконструируемым долитературным формам (Ibid. P. 48-53). К. В. Неклюдов И. в католической библеистике Католич. богословие в целом и библеистика в частности начиная с Реформации считали важнейшей задачей вести дискуссию с протестант. богословами. Историко-критический метод, без которого невозможно, по убеждению представителей совр. науки, настоящее понимание НЗ, для католич. экзегезы с нач. XVI в. был чужд. Экзегеза выполняла преимущественно апологетические задачи, что определило и ее метод. Существовало убеждение, что библеистика прежде всего должна извлекать из НЗ обоснования (dicta probantia) для догматики. Чем больше в протестант. библеистике преобладал рационализм, тем с большей энергией проявлялся апологетический и традиционалистский характер католич. библеистики. В кон. XIX в. началась новая эпоха в католич. библеистике; были опубликованы труды М. Ж. Лагранжа , основавшего Иерусалимскую библейскую школу (École Biblique), и сер. «Библейские исследования» (Études Bibliques). Лагранж был 1-м католич. ученым, осознавшим, что историко-критический метод, давно господствовавший в протестант. экзегезе, необходим в т. ч. и для дискуссии с протестант. исследователями. Но он столкнулся с сопротивлением влиятельного консервативного направления. Борьба с богословским модернизмом во время понтификата папы Пия X нанесла большой урон развитию историко-критического направления в католической библеистике, т. к. его обвиняли в использовании методов и получении результатов, чуждых Церкви и неприемлемых для церковного сознания.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Следует также добавить, что значительную роль в развитии метода повествовательного анализа текстов сыграла семиотика. Но если повествовательный анализ распространяется только на повествовательные тексты, то семиотика объемлет все виды письменности 182 . 31.3. Метод восприятия читателя (Reader-Response criticism) Данный метод вовсе не занимается такими классическими вопросами, как кто, когда, где и зачем написал тот или иной текст. Всё внимание здесь обращено на связь и взаимное влияние текста и современного читателя, который может увидеть в том же тексте нечто, чего другие до него никогда не видели. Нечто подобное происходит обычно при творческом восприятии произведений поэзии или модернистского искусства. Это герменевтическое направление берёт для изучения самый момент встречи читателя с текстом, т. е. самый процесс чтения и то воздействие, какое текст оказывает на читателя во время его усвоения. Отправной точкой, таким образом, становится не автор текста, а читатель, который заново открывает этот текст, творит, созидает. Несколько иронично пишет один обозреватель и критик метода читательского восприятия: этот метод похож на некий пикник, куда автор текста приносит свои слова, а читатель смысл этих слов. Последователи этого нового направления в филологии исследуют смысл текста не с точки зрения его автора и авторского замысла, но с точки зрения читателя позднейшей эпохи. Исходным пунктом теории читательского восприятия является представление о тексте как «двуполярной сущности», которая теряет свой смысл, если на одном полюсе находится автор, но с другого полюса читатель не приложит своей творческой активности. Читатель, как воспринимающий полюс, призван, таким образом, быть соработником автора. Причём каждый новый читающий, согласно теории читательского восприятия, может открыть и новые смыслы в том же тексте, в зависимости от своих способностей и особенностей творческого восприятия. Существует некая «неопределенность» (indeterminacy) в отношениях между текстом и его читателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Одним словом, здесь, как и в первом случае, в вопрос об отношении к инославным исповеданиям, для нашей богословской науки прежде всего нужен новый метод: это метод современной науки, светской – историко-философский. Нашему богословию нужны свои Ульрици, Лютарды и Навили. В построении богословия нам нужно теперь последовать примеру протестантов, как доселе мы следовали в этом деле примеру католиков. Да и содержание протестантской богословской литературы не должно быть чуждым нам в настоящее время: многое может оно дать нашему богословию в тех именно случаях, когда дело коснется общехристианского учения, особенно апологетики христианства. Скажем более: в этом последнем случае нам решительно ничего не остается пока более делать, как переводить на русский язык сочинения отчасти католических, преимущественно же протестантских богословов. Между тем как так обширна у нас пропаганда принципов, враждебных вере, что может противопоставить ей наша духовная наука, обязанная оберегать веру и защищать ее? Если какая отрасль ее находится у нас в младенчестве, то это именно апологетика христианства. Да и вообще нельзя сказать, чтобы наша богословская литература была обширна. Если не брать во внимание в настоящем случае систем православного богословия, имеющих в виду главным образом положительное изложение вероучения нашей церкви, каковы: столь известный всем классический труд преосв. Макария составивший эру в истории нашего богословия, надолго имеющий оставаться настольною книгою для наших богословов; догматическое богословие покойного преосвященного Филарета Черниговского , умозрительное богословие Ф. А. Голубинского; догмат. богословие преосв. Антония Казанского: то много ли можно у нас насчитать оригинальных сочинений, имеющих в виду специально современные богословские потребности нашего общества? Несколько статей профессора Кудрявцева – о геологии и антропологии (в Прибавлениях к твор. св. отцов и в Правосл. обозрении), статьи Н. И. Глориантова – «Учение слова Божия о происхождении мира, в связи с учением современной геологии (в «Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ученые научились диагностировать болезнь Паркинсона еще до первых симптомов 23 августа, 2016. Новостная служба Новый метод может стать прорывом в диагностике и лечении заболевания 23 августа. ПРАВМИР. Группа ученых из Лондонского университетского колледжа разработали новый метод диагностики болезни Паркинсона еще до развития первых симптомов. Основа новой методики — глазной тест, который уже показал свою эффективность при экспериментах с крысами, сообщает портал Medicalxpress . Исследователи напоминают, что болезнь Паркинсона подразумевает постепенное отмирание нейронов в тканях организма — в том числе в ткани сетчатки глаза. Они пришли к выводу, что при помощи стандартных офтальмологических инструментов, которыми пользуются специалисты в клиниках, специализирующихся на глазных болезнях, можно очень легко заметить снижение количества нормально функционирующих нейронов. Предполагается, что открытие может помочь не только в ранней диагностике заболевания — еще до того, как его наличие станет очевидно — но также и для того, чтобы мониторить, как пациент реагирует на терапию. Профессор Франческа Кордейро, возглавляющая научную группу, заявила, что новые данные потенциально могут стать прорывом в диагностике и лечении болезни. Исследователи уже провели опыты над крысами, попытавшись вылечить их от болезни с помощью лекарства от диабета, которое защищает нервные клетки. Это сработало — защитный эффект лекарства распространился на мозг, и снижение смертности нейронов было заметно также и на сетчатке глаз животных. Аналогичный метод ранее был испытан на людях с глаукомой, вскоре подобные испытания будут проводиться с пациентами с болезнью Альцгеймера. По статистике болезнь Паркинсона поражает одного из 500 жителей планеты, она является вторым наиболее распространенным нейродегенеративным заболеванием во всем мире. Опасность заболевания заключается в том, что его первые симптомы, как правило, становятся очевидными только когда более 70% допамин-продуцирующих клеток мозга уничтожены.

http://pravmir.ru/uchenyie-nauchilis-dia...

Российские ученые улучшили метод лечения гепатита В при помощи «молекулярных ножниц» 16 февраля, 2023. Новостная служба Это позволяет полностью избавить зараженные клетки печени от вируса 16 февраля. ПРАВМИР. Российские ученые создали систему CRISPR/Cas9, способную «нацеливаться» на ДНК вируса гепатита В, который не способны обнаружить другие препараты, сообщает РИА Новости, ссылаясь на информацию Российского научного фонда (РНФ). «Эксперимент продемонстрировал, что «молекулярные ножницы» уничтожают более 98% соответствующих молекул ДНК, при этом сам комплекс CRISPR/Cas9 уже через сутки распадается. Ученые пришли к выводу — если применять его в организме человека, он не сможет повредить нецелевые участки в человеческой ДНК», — рассказывают авторы исследования Совместно с CRISPR/Cas9 исследователи предложили использовать специальный «подавитель» синтеза ДНК — препарат, который уже много лет применяют при лечении пациентов с хроническим гепатитом В. В результате клетки печени полностью избавились от вирусной ДНК. Это позволяет не только вылечить человека, но и избежать рецидивов в будущем. «Уже сейчас наш коллектив разработал новый, эффективный способ доставки CRISPR/Cas9 в клетки печени, при котором система будет попадать только в пораженные вирусом клетки. Кроме того, нам предстоит большое количество клинических испытаний, чтобы однозначно убедиться в безопасности такого лечения для человека», — заявил заведующий лабораторией генетических технологий Сеченовского университета Дмитрий Костюшев Напомним, что гепатит В — это опасное инфекционное заболевание, от которого ежегодно умирает около миллиона человек. Методы лечения, существовавшие до настоящего времени, лишь подавляли размножение вируса в организме. Единственный известный способ избавиться от вируса навсегда — это система CRISPR/Cas9 — так называемые «молекулярные ножницы». Ученые предполагают, что новый метод полностью безопасен для человека. Если это подтвердится во время клинических испытаний, то гепатит В перестанет быть неизлечимым.

http://pravmir.ru/rossijskie-uchenye-ulu...

Новое время требовало и новых методов. Поэтому он углубился в изучение новейшей философии, особенно Канта и Фихте, и пришел к убеждению, что если у этих философов и не все было удобоприемлемо для богословия, то их метод был превосходен и мог оказать важные услуги делу религии, давая ей возможность отыскать для себя непререкаемые основы в самых законах нашего мышления. С этой точки зрения он написал ряд превосходных сочинений (как «Введение в христокатолическое Богословие» 1829 г., «Христокатолическая Догматика» посмерт. изд. 1831–4 гг. и др.), в которых, прилагая к богословию философский метод, успешно поборол неверие и скептицизм в самых его первоосновах. Этот новый метод он применял и в своей профессорской деятельности. Лекции его по богословию отличались необычайною жизненностью, и так как в них богословие ставилось на совершенно необычную почву чисто разумного изыскания и оправдания существеннейших истин христианства, то они производили огромное впечатление. Аудитории его постоянно были переполнены восторженными слушателями еще в Мюнстере, где он профессорствовал в 1807 – 1820 годы; но слава его особенно возросла, когда он перешел в знаменитый Боннский университет. Этот университет, основанный (в 1818 г.) щедростью Фридриха Вильгельма IV, который в своем меценатстве решил своим детищем затмить все другие германские университеты, действительно, быстро занял передовое положение среди других университетов и отовсюду стягивал к себе лучшие силы. Богословский факультет его получил особенную известность, так как в нем более чем в других университетах предоставлялась свобода богословского умозрения – отчасти, быть может и вследствие того, что Бонн по самому положению своему стоял, так сказать, на международном рубеже, в котором сходились веяния не только из Германии, по и из соседних Франции и Голландии, которым он по временам принадлежал. В этом-то новом храме науки, более свободном от старых традиций, чем все другие университеты с их более или менее средневековым укладом, представился полный простор для свободного богословского умозрения Гермеса, которое не только соответствовало живым запросам времени, но увлекало и внутренней силой убедительности, и своеобразною свежестью самого метода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Порожденный XIX веком «исторический Иисус» был не более чем представлением об идеально-нравственном человеке, какое только могли составить себе либералы того времени. На рубеже ХХ столетия были проведены большие исторические исследования, которые открыли новые горизонты знания о библейском мире. Новый поток древних документов уточнил представление об истории и религии библейских народов. В 1906 году Альберт Швейцер опубликовал свою книгу «В поисках исторического Иисуса», которая положила конец затянувшимся на три четверти века «поискам». Все согласились с тем, что воссоздать фигуру Иисуса Христа, Его личность чисто позитивистским рационалистическим путем невозможно из-за недостаточности материала. Так вопрос изучения Библии принял другую постановку. В ХХ веке среди библеистических проблем на первый план выдвинулась проблема понимания библейских текстов и, в соответствии с этим, в библеистике главным направлением стала герменевтика, — дисциплина, в задачи которой входит определение принципов понимания. Свои пути решения проблемы в библеистике предложили ученые Карл Барт, Рудольф Бультман, Оскар Кульманн и другие. В целом метод был сформулирован, как описательная задача библейского мышления. Эту новую задачу на себя взяло библейское богословие, которое заявило о себе еще в конце XVII века. Но впервые им был сформулирован методологический принцип сопереживания в первой половине ХХ века. Принцип сопереживания от предшествовавших методик отличает: во-первых, подход к библейскому учению без заранее составленного мнения и концептуальных установок; во-вторых, перенесение акцента с вопроса о том, действительно ли имели место описанные в Библии чудеса, на вопрос о том, какое значение они имели для авторов Священных книг и их читателей. Разумеется, историко-описательный метод не может решать задачи, выходящие за пределы чисто позитивистской научной проблематики. Для религиозных целей понимания Библии — позитивистская методология бессильна. В Церкви герменевтом, истолкователем для сегодняшних людей, «сейчас», того, что было сказано «тогда», тем людям, является Сам Бог, Дух Святой. Историко-описательный метод с его рабочим инструментом сопереживания, хотя не стал основным для использования внутри Церкви, он все же незаменим при изучении Библии как литературного памятника. Задачи библейского богословия (или, если точнее, библейского мышления) свелись к выявлению и описанию основных идей, концепций и понятий, которые были свойственны библейскому мироощущению, а само библейское богословие свелось к составлению бесчисленных словарей библейских понятий.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Нет, оно торопится перейти к оккультной практике. Валеологи исходят из того, что “сверхвозможности человека заложены в его биоэнергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каждого конкретного Итак, задача видится не в информировании человека (любая религия имеет право информировать о себе школьников). Задача –– в “активизации”, в вовлечении детей в некий новый духовный опыт “сверхвозможностей”. Упоминание о “сверхвозможностях” совсем не случайно: по учению теософов и нью-эйджеров они во взаимодействии с “духами космоса”, то есть с “ноосферой”, созидают на земле новую, “шестую”, расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными Для этой цели годится не только проповедь. Используется “музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, Используется и прямое внушение и вторжение в сознание детей: “гипносуггестивные компоненты “нейро-лингвистическое программирование Это означает, что валеология предполагает не только информирование детей о некоторых религиозных традициях (что разрешено законом), но и вовлечение их в религиозную практику (что законом запрещено совершать в школе), причем –– без согласия самих детей и без уведомления их родителей (что уже просто является преступлением). Это уже не просто секточка, окопавшаяся в одной из школ усилием директрисы-активистки или парочки учительниц-энтузиасток. Перед нами –– серьезная программа, реализуемая на федеральном уровне. В педвузах уже открыты кафедры валеологии. В ученых советах защищаются диссертации по валеологической педагогике. Уроки по валеологическому воспитанию ведутся с первых классов и до выпускных. В учебнике С. В. Попова " Валеология в школе и дома " учтены рекомендации Татарниковой. Среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: " Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия - обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010