Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь благоверному великому князю Ростиславу – Михаилу, глас 6 Обрете тя строителя градов и церквей/земля Киевская,/великий княже Ростиславе,/смуты устранял еси, единство храня,/темже Господь тебе мудрость ниспосла,/сего ради Христу Богу молися/спастися душам нашим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Себежской, именуемой «Умиление», глас 8 Взыдем, православнии народи града Опочки,/на тучную гору, яко на Фаворскую,/в дом Спасителя своего, в честь боголепнаго Преображения Его,/обилующу чудес и стократный израстившую,/и узрим славу чудесе от чудотворнаго образа/Пресвятыя Богоматере Умиления Себежския:/яко море пролияся и Евфрат, текий из рая,/тако слезы Ея быша, из обою оку пролитыя,/о нашедшем гневе Создателя Своего за наше согрешение,/припадем, каменносердечнии, и возрыдаем, просяще:/о Владычице, умоли Сына Своего и Господа нашего/сими пресвятыми Своими слезами,/да избавит нас от всякаго злаго обстояния,/и огненнаго запаления, и междоусобныя брани,/от мора и глада,/и нашествия иноплеменых в грядущия времена,/и, радующеся, со Гавриилом благовестником возопием Ти:/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. Кондак, глас 4 Притецем, людие, богатии и убозии,/сирии и вдовицы, старии и юнии,/в тихое пристанище,/под покров цельбоноснаго источника Богоматере./Слезы бо, яко реки, источает/из обою оку чудотворнаго образа Себежския/о находящем гневе за наша злая согрешения/и укрепляет град, егоже возлюбила еси, на сопротивныя,/утверждает веру православных христиан/и избавляет от всякаго зла/молитвами Своими. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Ино величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой честный/имже показала еси нам пречудное знамение. 15/28 Мученика Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Споручница грешных» (1843; 1848) Святых семи священномученик, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона (IV) 9 марта Святых сорока мученик севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия († ок. 320) 10 марта Святаго мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другаго), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (†258) 11 марта Святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго († ок. 644) Святителя Евфимия, архиепископа Новгородскаго († 1458) Святителя Софрония, епископа Вратчанскаго (†1813; Болг.) Святаго мученика Епимаха (пренесение мощей) (службу зри 31 октября) Преподобнаго Софрония, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 12 марта Святителя Григория Двоеслова, Папы Римскаго (†604) Преподобнаго Феофана Исповедника, Сигрианскаго (†818) Преподобнаго Симеона, Новаго Богослова (†1021) Преподобнаго Феоктиста, бывшего Драгутина, краля Сербскаго (XIV) 14 марта Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Феодоровская» (1613) Преподобнаго Венедикта Нурсийскаго (†543) Иконы Божия Матере Себежския, именуемыя «Умиление» (Псковская) (1634) 15 марта Святаго мученика Агапия и с ним седми святых мученик: Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра (другаго), Дионисия, Дионисия (другаго) (†303) 19 марта Святых мученик Хрисанфа и Дарии и с ними Клавдия трибуна, Иларии, супруги его, Иасона и Мавра, сыновей их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (†283)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Придя в возраст, Мануил женился и, имея уже шестерых детей, должен был с ними уйти от недостойной жены своей, не желая, впрочем, судиться с ней – во избежание гласного позора матери своих детей. Не смотря на такой мирный исход дела, брат оставленной виноватой женщины захотел и поклялся отмстить её мужу. Случай к отмщению представился. Однажды, этот несправедливый и злой человек, находясь в числе служителей на одном военном корабле, который наблюдал за судами в Архипелаге и Мраморном море, узнал на одном судне, плывшем с дровами с о-ва Самоса на о-в Микон и подошедшем к кораблю для осмотра, недруга своего Мануила. Он сейчас же указал на него своему капитану и донёс, что Мануил был турком, а теперь выдаёт себя за христианина. Рассказав в ответ на допрос, сделанный ему, свою настоящую историю и подтвердив, что он – христианин, Мануил был задержан на корабле, шедшем в Хиос, и подвергся на пути всяким истязаниям от турецких солдат. – Зная, что его ожидает, он умолял одного христианина, бывшего на корабле, привести к нему с берега, во время остановки, священника для напутствования его св. Тайнами. Но такой страх внушали в это время турки, что никто не осмелился прийти на корабль, и только один священник отозвался через посланного несчастному несколькими словами ободрения и утешения. Выслушав их, Мануил сказал: – «и я также думаю, – сегодня или завтра нужно умереть; таков уже закон природы! лучше уже сегодня умереть за веру и тем спасти душу, нежели завтра и – погубить её». Когда корабль пришёл в Хиос, то Мануил был представлен на суд к капитану-паше. Тот, узнав, что Мануил возвратился к христианской вере, немедленно приказал отрубить ему голову. – Слава Тебе, Боже! – воскликнул только на это призванный Господом новый мученик, в радостном ожидании смерти. Но тут произошло что-то странное: палач, подойдя к осуждённому, почувствовал такой страх и трепет, что бросил свой меч и бежал... Турки смутились... Мануил продолжал молиться... Тогда один «пашийский чауш» выхватил свой ятаган и нанёс им несколько ударов в шею страдальца; не успев его обезглавить, он опрокинул его на землю, схватил за голову и отрезал её... – На другой день христиане собрались почтить св. останки убиенного, но правитель города, узнав об этом, приказал привязать тяжёлые камни к телу мученика и бросить его в море... Это происходило в 1772 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15-е Св. муч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила (Ромула), двух Дионисиев и двух Александров Пострадали в царствование Диоклитиана, в Кесарии Палестинской, в 303 году. Агапий был из Газы, Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполя Финикийского, Ромул был иподиакон Диоспольской (Лидды города, назыв. и Диосполем) церкви, Пуплий и два Александра из Египта, все едва переступившие юношеский возраст. В Кесарии, по случаю некоего языческого праздника, совершалось торжественное зрелище: один христианин после пыток сожжён, потом два другие брошены зверям на съедение. Смотря на это, шесть мужественных юношей – Пуплий, Тимолай, Ромул, два Александра и Дионисий, из ревности по вере связали себе руки в знак готовности пострадать за Христа и стали перед правителем Урбаном, говоря громогласно: «мы – христиане!» Урбан же, видя их юность, сперва ласково убеждал их пощадить себя и поклониться идолам, потом велел бросить в темницу. Через несколько дней к ним присоединён был и Агапий, ещё прежде исповедавший Христа и претерпевший муки; теперь он снова был взят с слугой Дионисием. С августа до марта содержались все эти восемь мучеников в узах, много раз были пытаны и, наконец, обезглавлены в пятнадцатый день сего месяца. † Преп. Никандра Городненского В Городненском погосте, при озере Городном, что в Валдайском уезде, по переписи 1581 года волость Лещуновская «была Воскресенского монастыря гончарного конца Новгородского 169 . В начале XVII века на берегу озера Городного раб Божий Никандр построил храм Воскресения Христова, собрал иноков и возобновил для окрестных жителей память о древней Воскресенской обители молитвы. Преп. Никандр служил для собранных им иноков примером святой жизни, проводил жизнь подвижническую в трудах, посте и молитвах. Мощи его покоятся под спудом, и в храме бывшей обители его есть придел «преп. Никандра Городно-Озерского» 170 . Св. Новомученика Емануила (Мануида) Мануил родился на острове Крите в Сфаках. В детстве он был захвачен турками и насильственно обращён в исламизм, но, успев убежать и скрыться на о-ве Миконе, юноша рассказал священнику о своём невольном отступлении и, по исполнении наложенной на него епитимьи, был снова введён в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Память 15 марта Святые мученики жили в царствование Диоклетиана 1949 . Агапий происходил из Газы 1950 , Тимолай из понта Евксинского 1951 , оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской 1952 церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан 1953 . Тогда был издан указ по всем странам и городам – принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно – уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце). Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: – Мы христиане! Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу. Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Изображения А. как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (ц. св. Евстафия) в Гёреме, кон. X в.; в Тавшанлы-килисе, 950-960 гг.; капелла 4, 913-920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, нач. X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, кон. X в.; в ц. вмц. Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов А. изображен в типе мученика, облаченного в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., А. представлен в рост в воинских доспехах, с копьем в руке. В настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг., изображено мученичество - усекновение мечом А. и с ним пострадавших; на рус. минейной иконе (на март) кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., представлен только А. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., называет усеченными вместе с А. святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников А. и Пуплия следует изображать старцами, остальных - юношами (Ч. 3. § 22. Март 15). Строгановский иконописный подлинник, посл. треть XVIII в. (БАН. Строг. 67.1) предлагает изображать А. вдвоем с мч. Александром, напр. на рус. минейной иконе сер. XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене. А. посвящен сев. придел в московском храме Св. Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится совр. икона А. и пострадавших с ним. Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De mart. Palaest. 3; ActaSS. Mart. T. 3. P. 476-477; SynCP. P. 537, 558; ЖСв. Март. С. 315-316. Лит.: Δουκκης. ΜΣ. Μρτιος. Σ. 225; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 8. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 209; Сорок сороков. М., 1995. Т. 4. С. 89-92. 23; В. Календар у старом живопису српском: (Фреске с. у Старом Нагоричину)//Старинар. 3-я сер. Београд, 1923. N 1. C. 6; Restle. Bd. 2. N 128; Lechner M.//LCI. Bd. 5. Sp. 44; Менолог. С. 277, 295, 386; Abb. 20, 146, 230, 388, 436.

http://pravenc.ru/text/63108.html

Пролог. Март. Р. Память его 2 июни. На службе канон Игнатия. Св. муч. Александра, иже в Пидне Македонской. Усечен, в царств. Максимиана. Пролог. (Act SS. 11 mart.) Мес. Вас. 13 и 14 марта. Св. мученицы Христины, иже в Персиде. (Act SS. 15 mart. р. 262). Март. Р. 14 Преп. Венедикта. Римлянин, первоначальник известного в западной церкви монашеского бенедиктинского ордена, род. около 480, сконч. в 543 году. Чет. Минеи из Григория Двоеслова , кн. 2. (Act SS. 21 martii. р. 229. – Io. Mabillonii Acta SS. Ordin. S. Benedicti. I. p. 3–35.) Мес. В. и Март. P. 21 марта. В службе канон Иосифа. Св. Евсхимона, епископа Лампсакийского. Терпел узы и изгнание; современник еп. Феодора Студийского; скончался при Феофиле. Пролог. (Act SS. 15 mart. Or. Chr. I. р. 774). Мес. В. Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии Феодоровской, в Костроме. Явилась костромскому князю Василию Квашне, когда он был на охоте, в 1239 г. 10 августа. Феодоровской называется оттого, что сперва поставлена была в деревянной церкви великомученика Феодора Стратилата. Пред сей иконой царица Марфа Иоанновна благословила сына своего Михаила Феодоровича на царство, и потомуу день избрания его на престол сделан днем празднования иконе Феодоровской. Пролог. (Ист. Кар. IV. пр. 38. Отеч. Зап. 1820. I). Служба сочинена прот. И. Красовским. М. 1777. Св. Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Грек, преемник митр. Петра, хиротонисан в 1328 г., страдал в Орде, от Чанибека, который требовал дань с церкви и служителей ее. По возвращении пас церковь 10 лет, а всего – 25 лет; прест. в 1353 г., и погребен близ чудотворца Петра. Пролог. 15 Свв. мучч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двоих Дионисиев и двоих Александров. Св. Агапий из Газы, Тимолай из Понта, Дионисий из Триполя Финикийского, Ромил или Ромул, иподиакон диоспольской Церкви, Пуплий (у Евсев. Павзий) и оба Александра, один из Египта, другой из Газы. Пострадали во время Диоклетианова гонения от Урбана в Кесарии Палестинской (в 305 г.). Чет. Минея Евсев. О мучч. Палестинских гл. 3. (Вместо Пуплия наименован Πποις. Act SS. 21 mart. р. 478). Март. Р. 24 марта. Мес. В. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

14. Преподобнаго Венедикта (543). Святителя Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси (1353). Благовернаго князя Ростислава-Михаила (1167). Святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийскаго (IX). Иконы Божия Матери Феодоровския. 15. Святаго мученика Агапия и с ним 7-ми мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Священномученика Александра, иерея в Сиде (270–275). Мученика Никандра (ок. 302). 16. Святых мучеников Савина (287) и Папы (305–311). Святителя Серапиона, архиепископа Новгородскаго (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийскаго (Британскаго) (I). Священномученика Александра, папы Римскаго (119). Мученика Иулиана Аназаврскаго (III). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). 17. Преподобнаго Алексия, человека Божия (411). Преподобнаго Макария, игумена Калязинскаго, чудотворца (1483). Мученика Марина. 18. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго (386). Мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преподобнаго Анина монаха. 19. Святых мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Преподобнаго Иннокентия Комельскаго, Вологодскаго (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Иконы Божия Матери, именуемыя «Умиление», Смоленский (1103). 20. Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святаго Саввы убиенных (796). Преподобнаго Евфросина Синозерскаго, Новгородскаго (1612). Мученицы Фотины (Светланы), самаряныни, ея сыновей мучеников Виктора, нареченнаго Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадскаго (IX). 21. Преподобнаго Иакова, епископа, исповедника (VIII–IX). Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго, Костромскаго (1384). Святителя Кирилла, епископа Катанскаго (I–II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольскаго (1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память святого Евсхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский [ 1 ], христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, он достиг высоты епископского сана и исполнился благодати Божией. Он воспылал Божественною ревностью и поразил ересь иконоборцев. При этом он совершил и великие чудеса. Так, молитвою он воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. Кроме того, он внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом своим, когда они пытались вредить стадам. Покровительствовавший иконоборцам император Феофил повелел сперва заключить его в темницу, как почитателя святых икон, проповедника и охранителя Христовой веры, а потом приговорил его к изгнанию, где он и скончался [ 2 ].   В тот же день преставление святого Феогноста, митрополита Киевского и всея России. Память 15 марта Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Святые мученики жили в царствование Диоклитиана [ 1 ]. Агапий происходил из Газы [ 2 ], Тимолай из понта Евксинского [ 3 ], оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской [ 4 ] церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан [ 5 ]. Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пост: По средам в течение всего года, кроме сплошных седмиц, принято поститься, так как среда — день воспоминания предательства Иудой Христа. А в дни Великого поста тем более нужно внимательнее относиться к предписаниям устава. 28 марта, четверг Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Священномученика Александра , иерея в Сиде, пострадавшего за Христа во времена гонений при императоре Аврелиане. Святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия , при императоре Диоклетиане пошедших на страдания и смерть за веру во Христа. Пост: Устав позволяет вареную пищу без масла. Она может быть приготовлена из круп, овощей и фруктов, бобов и грибов. 29 марта, пятница Особенности богослужения: Утром —литургия Преждеосвященных Даров. Вечером — парастас (заупокойная всенощная родительской субботы). Дни памяти: Апостола от 70-ти Аристовула. Вместе со своим братом, также апостолом от 70-ти, Варнавой сопровождал апостола Павла. Упомянут в его Послании к Римлянам и поставлен апостолом Павлом епископом Британским. Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского . Псковско-Новгородскую кафедру этот святой возглавлял всего несколько лет, а вся остальная его жизнь прошла в молитве и монастырском подвижничестве. Господь наделил праведника даром творить чудеса, который проявился как при его жизни, так и после смерти. Пост: Пост в пятницу в память о страданиях Господа на Кресте соблюдается практически в течение всего года (кроме сплошных седмиц), и в дни Четыредесятницы также принято его усиливать. Монастырский устав предписывает сухоядение, а миряне, исходя из обстоятельств и советов священника, сами решают, каков их необходимый минимум. 30 марта, родительская суббота Родительская суббота второй седмицы Великого поста — одна из поминальных суббот Четыредесятницы. Полная литургия в будние дни не совершается, а соответственно, нет ежедневного поминовения усопших на проскомидии и, как правило, не совершаются панихиды. Но чтобы не лишать умерших молитвенной помощи, в этот период установлены специальные дни, когда Церковь молится о них.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

  001     002    003    004