Память святого Евсхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, он достиг высоты епископского сана и исполнился благодати Божией. Он воспылал Божественною ревностью и поразил ересь иконоборцев. При этом он совершил и великие чудеса. Так, молитвою он воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. Кроме того, он внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом своим, когда они пытались вредить стадам. Покровительствовавший иконоборцам император Феофил повелел сперва заключить его в темницу, как почитателя святых икон, проповедника и охранителя Христовой веры, а потом приговорил его к изгнанию, где он и скончался В тот же день преставление святого Феогноста, митрополита Киевского и всея России.  Память 15 марта Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Святые мученики жили в царствование Диоклитиана Агапий происходил из Газы Тимолай из понта Евксинского оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

14.       П. Венедикта, свв. Евсхимона, еп. лампсакийского, Феотоста, митр. киев. и моск.; ик. Б. М. Феодоровской. Всех п.п. о.о. печерских; кн. Ростислава-Михаила (1167 г.). В жизни препод. Венедикта находим указание на важность поминовения умерших и в частности на спасительность для умерших принесения бескровной о них жертвы. Вот что рассказывается о сем предмете в житии святого. При жизни св. Венедикта были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, а потому, как часто бывает при несдержанности языка, говорили много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать язык свой и за непослушание угрожал им отлучением. Но они не отставали от своей привычки и через несколько дней умерли, быв, отлучены от общежития с сестрами, вследствие угрозы праведника. Как постницы, они погребены были, по тогдашнему обыкновению, в своей церкви; но вот что обнаружилось потом: когда диакон во время литургии возглашал «Оглашении, изыдите!» – они, как открыто было некоторым из благочестивых христиан, выходили вон из церкви. Св. Венедикт, узнав о сем, послал в церковь , в которой они были погребены, просфору; повелел вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать при совершении животворящих и страшных тайн. После сего никто не видел, чтобы они выходили из церкви, а отсюда верные уразумели, что заупокойной жертвой, принесенной за них, по желанию раба Божия, они прияли от Бога прощение. Тот же святой осенил крестом стелянницу с ядом, и она разбилась вдребезги, «как бы от некоего каменного ударения». Митр. Феогност († 1353 г.), сознавая неисправность церковно-славянских богослужебных книг, исправил по греческим спискам Требник. 15. Свм. Александра; мч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия, Дионисия, п. Никандра город. 16. М. Савина, Папы, Трофима, Фала, Иулиана аназарвского; ап. Аристовула, еп. вританийск.; свм, Александра, папы римского, п. Серапиона новг. (1456 г.). 17. Преп. Алексия, человека Божия (411), мч. Марина, п. Макария игумена, калязинск. чудотворца (1433 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Священномуч. Пиония . Иер. (12 мар.). Сатира, Сатурнила, Ревоката, Перпетуи и Фелицитаты . Вас. Петр. 1370. (1 февр.). Св. муч. Александра в Дризипаре. 245. (13 мая). Иоанна в Руфинианех. Иер. Слепч. (16 мар.). Терентия . Хлуд. 35 (10 апр. сн. 13 марта из дружины Африкана. Муч. Христины в Персиде. Акад. Охр. Сирм. (13 мар.). Аристовула ап. Гр. 364 (16 марта). Григория папы. ЧГр. XI в. (12 марта). Кирилла и Мефодия , еп. в Моравии. Италогр. (11 мая). 15 I. Свв. мучеников: Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Дионисиев и двух Александров в Кесарии палестинской, † 303 г. Вас. 43. Мст. У. 1298. Рун. Сирл. 240. М. 451. М. 1345. 1369. Канон Иосифа. Служба. (Агапия и дружины Мст. втор. 19 мар. 240 втор. 24 апр. Тимолая и Ромула 245. 1429 марта 21. Всех по некоторым греч. минеям 17 мая. Неап. Остр. МКр. Греч. часослов 24 Муз. М. Р. У. 24 марта †. 1621 апр. 20. Публий в греч. минеях Плисий ( Πλσιοσ) или у Евсевия Паисий ( Παησισ). Св. муч. Александра иерея в Сяде при Аврелиане. Супр. 245. ДоМак. Мак. Св. муч. Никандра египтянина при Диоклитиане, † ок. 302 г. Вас. (имя). Екл. Петр. 240. М. Р. (МГр. 1820. Сирл. 24 мар.). Память труса. Пролог. Флор. 1. Ев. 44. (13 мар. 16. Сн. 17 марта). II. Муч. Мануила критского, в Хиосе пострадавшего в 1792 г. Никод. Солов. III. Пр. Никандра городенского, основавшего в начале XVII века монастырь в городенском погосте при озере Городном в Валдайском уезде, где ныне церковь и мощи его. Св. мучеников месукевийских (они 15 апр), обращенных ап. Фаддеем в I веке, пострадавших от аланского полководца Барама (Барлапа). Груз. Кал. (по другим груз. памятник. 25 апр.). IV. Св. Вукола . Папебр. (3 или 6 февр.). Память Евареста иконома церкви, иже в Иерусалиме. Хлуд. М. XIV в. 154. Св. о. Сергия . (1621, из иерея Александра в Сиде). V. Муч. Папы . Хил. (16 марта). Пр. Венедикта . Акад. Антон. Нан. 2 и др. (14 мар.). Матроны . Син. 1. (27 мар.). Иакова исповедника. Кал. (21 мар.). Св. о. Евсхимона . Белоз. 36 (14 мар.). Александра в Пидне. Иер. Мак. (13 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По воспоминаниям духовных чад старца, «суров был внешний вид о. Филимона. Но это было проявлением его собранности, его душевной серьезности. Стоило... обратиться к нему лично... лицо его озарялось замечательной, несравненной “филимоновской” улыбкой, лаской, заливавшей вам душу. Любовь как-то истекала из него, составляя постоянное содержание его души. И потому о. Филимон был счастлив». Здоровье о. Филимона было сильно подорвано недосыпанием, трудами и бдениями. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 г. Причем предсказал, что, когда он будет умирать, снег будет как на дорогом для него о-ве Валааме. «И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу о. Филимона, которая, верим, паче снега убелилась сиянием благодати Божией». Блаженны чистые сердцем Игумен Тимолай (Пастухов) (1878–1958) Игумен Тимолай (в миру Василий Гаврилович Пастухов) родился 25 января 1878 г. в Калуге. С раннего детства Василий воспитывался в приюте. Окончил трехклассное городское училище. После приюта он поступил в ученики к одному московскому ювелиру. «Воспитываясь без родителей, Василий рано прилепился к Церкви и, придя в юношеский возраст, решил стать монахом. С этой целью он паломничал по русским монастырям: был в Тихоновой пустыни, в обители “Белые берега”, в Оптиной пустыни. Потом Василий странствовал по Русскому Северу и, наконец, 2 августа 1902 года попал в знаменитую Валаамскую обитель, где и был принят в послушники 14 февраля 1909 года». 23 июня 1912 г. он был пострижен в монашество с именем Тимолай. Послушания монаха Тимолая были разнообразными: он был буфетчиком на монастырском пароходе «Валаам», помощником трапезного, работал в Тихвинском скиту, возглавлял серебряную мастерскую. Только 11 июля 1921 г., через девять лет после пострига, монаха Тимолая рукоположили в священный сан иеродиакона. «Такая тихая монастырская жизнь продолжалась для отца Тимолая до печально известных событий 1926 года, когда он с группой старостильников был изгнан с Валаама. Началась странническая жизнь. Но Милостивый Господь не оставил раба Своего. Сербский патриарх Варнава в 1927 году в Скопье рукоположил отца Тимолая в иеромонаха. И вскоре после этого иеромонах Тимолай стал одним из духовников Леснинской женской обители, сестры которой обосновались в то время в Хопово. В 1950 году отец Тимолай вместе с обителью переехал из Сербии во Францию, так как на прежнем месте монастырю угрожала опасность высылки в СССР». Во Франции обитель разместилась в селе Согле Велесской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовных чад о. Тимолая не смущала его глухота, они продолжали окормляться у своего мудрого старца, прибегая к карандашу и бумаге. Вот что поведали духовные чада об этих исповедях: «Отец Тимолай читал записку кающегося вслух, иногда покачивая головой, иногда радостно и весело говоря: “Это Господь простит”. По окончании исповеди он с верой и радостью сжигал бумажку... Всегда одинаково легко и доверчиво было на этой глухой исповеди, и всегда оставалось благодатное чувство к его сочувствию и строгой доброте. В нем была детская цельность». К ухудшению слуха в последние годы жизни о. Тимолая прибавилась болезнь сердца. Врачи прописали ему строгий диетический режим, а он по-детски на эту диету сердился, но через минуту успокаивался и вновь смотрел на всех окружающих своим обычным добрым, светлым и радостным взглядом. Еще за год до своей кончины о. Тимолай простился со всеми насельницами обители. Было это так: в одну ночь ему стало так плохо, что он призвал священника и причастился Святых Христовых Таин. После этого к нему в келью пришли монахини, и он стал прощаться с ними. Потом они долго оставались в келье старца, ожидая его кончины. Но Господу было угодно еще на год продлить жизнь любимого духовника обители. И вот о. Тимолай сказал собравшимся инокиням: «Уходите спать: может, ничего и не будет». С тех пор подвижник стал усиленно готовиться к отшествию в иной мир. Ежедневно до самой смерти он причащался. Через год после того памятного случая, тоже ночью, игумен Тимолай тихо и мирно отошел ко Господу. Заключение врача гласило, что о. Тимолай скончался без страданий. Случилось это в субботу 18/31 января 1958 г.. Отпевал игумена Тимолая святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, в то время возглавлявший Западно-Европейскую кафедру. Знаменательно и утешительно то, что свт. Иоанн свое слово на отпевании приснопамятного игумена Тимолая начал словами: блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Храните веру, а все осталбное Богом приложится Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880–1973)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1555 году князь Владимир Андреевич пожаловал пешношскому игумену Варсонофию с братией в селе Кимры покупать 5000 пудов соли без пошлины. Время " литовского разорения " , пришедшее на начало XVII века, стало для Николо-Пешношского монастыря, как и для большинства монастрей, городов и селений тогдашней России, одной из самых трагических страниц за всю его многовековую историю. В конце 1611 года войско литовского гетмана Яна Карла Ходкевича, чтобы пополнить запасы провианта оставил меньшую часть войска в лагере под Новодевичьим монастырём, а сам ушёл из под столицы на север к богатому торговому селу Рогачёво. В его огромных каменных подвалах и амбарах всегда были запасы хлеба и другого продовольствия, через него шли прямые дороги на Москву, Тверь, Дмитров. Заглянули оккупанты и в святую обитель прп. Мефодия Пешношского. Когда отряд литовского гетмана Ходкевича подошёл к Николо-Пешношскому монастырю, ему монахи не открыли Святые ворота. Сохранилось предание, что иноки пешношские вместе со своими вотчинными слугами защищались в стенах обители от врагов, но не смогли устоять неприятельской силе. Не многие из них спаслись бегством, а земля, орошаемая прежде слезами подвижников, обагрилась их кровью. Погибли 18 пешношских монахов, их имена внесены в Синодик для вечного поминовения. Войско Ходкевича вернулось в Москву 18 декабря 1611 года с провиантом и награбленным имуществом. Пешношским инокам удалось спасти некоторые драгоценные вещи и жалованные грамоты, которые в 1613 году были подтверждены царём Михаилом Фёдоровичем при игумене Ионе. Внимание и благотворение к монастырю в царствование Михаила Фёдоровича, а затем и Алексея Михайловича, а также со стороны частных лиц было очевидным. Так в 1636 году на средства пешношского служки Тимолая Груздева был отлит пятнадцатипудовый колоколю В 1653 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь два Евангелия (напечатаны в Москве в 1644 и 1648 гг), напрестольные, печатные. В годы царствования Алексея Михайловича " обитель песнуская именовалась Царским Богомольем, посему и братия сей обители, чувствуя благодарность к царю, изъявили, кроме молитв, воссылаемых в церкви о благоденствии Его, еще питием чаши в братской трапезе за здравие царя и его царского дома " .

http://sobory.ru/article/?object=00506

Незадолго до смерти он сказал окружающим: " Отнесите меня на мою койку " . Так некогда преподобный Никон, умирая, говорил: " Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего: не хочу здесь более оставаться " . Скончался Петр на 20-м году своей жизни. Погребен на братском кладбище в Боголюбовской киновии. " Скончался вмале, исполни лета долга " . IV. Схимонах Стефан В 1899 году июля 21 дня скончался схимонах Сергиевой Лавры Стефан, в монашестве Савватий. Он происходил из дворовых людей; как только произошло освобождение крестьян, он покинул мир и поступил сначала к " блаженному " Филиппишке в киновию, которая тогда только что устраивалась, потом, как хороший садовник, был взят в Лавру, в братский сад. Хотя он занимал должность старшего садовника, у которого под рукой было немало людей, о. Савватий всегда был сам за работой: всегда можно было его застать с лопатой в руках в полумантии, с четками на шее, в монашеской шапочке. Многим он напоминал в этом виде преподобных Сергия и Серафима, трудившихся вот так же на своих огородах. Каждый день он являлся на братский молебен в 2 часа ночи и бодро выстаивал все продолжительные богослужения. Тайно носил он вериги и власяницу, а за подобные помыслы наказывал себя стоя голыми коленями на жестяной терке. Терка и крест от вериг и теперь хранятся у его почитателей. Все эти телесные удручения он продолжал до пострижения в схиму, которую принял в 1896 году с именем Стефана. В схиме он продолжал свои подвиги под руководством духовника, старца иеромонаха Тимолая. Многие не только из братии, но и из богомольцев обращались к нему за советом в разных обстоятельствах жизни. Особенно любил он учить послушанию воле Божией: в ней он указывал главное основание для спокойствия души. А если ему кто начинал противоречить в этом самопредании воле Божией, он умолкал, пока обстоятельства не оправдывали его слов. В таких случаях старец говорил: " Вот теперь познал волю-то Божию? " Всем богоугодно живущим, по слову преподобного Иоанна Лествичника (гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам. В это время в соседнем храме кощунствовала другая шайка красноармейцев. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение, то открывая, то закрывая царские двери на потеху своим единомышленникам. Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика. Камни и образа с митр и икон — все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. В это же время были ограблены поголовно все монахи «больничного хутора», расположенного рядом с монастырем. Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч. Богородичанский исполком потребовал в счет этой контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала для уплаты этой контрибуции 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм. В монастырь весной 1919 года была прислана из Петрограда колония детей разного возраста, до 18-тилетнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией, численностью до 350 человек, заведует коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов удалены, посещение церкви запрещено. Во время отступления своего в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь. Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем вошла партия, потребовавшая 50 тысяч контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой. При отступлении большевики обрезали волосы на голове и бороде иеромонаха Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха Тимолая и рубили оставшегося в живых с отрубленными пальцами послушника Моисея. Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства. Составлен 17 июля 1919 года в г. Екатеринодаре. «Хочу подражать мученикам». Иеромонах Порфирий

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

После обычных угощений вареньем, кофе и мастикой, мы, не теряя времени, отправились обозревать древности места. Все мужское население деревни, состоящей из 4-х домов или куч (кущей?), по-местному словоупотреблению, разумеется, следовало за нами. Ближайшею древностью был целый холм развалин, с обломком на вершине одной колонны, украшенной нарезным знамением креста. Место удержало за собою имя Св. Петра. Из мусора резко выступает кубическая (71 х 73 х 63 фр. м.) форма одного камня серого цвета, поросшего лишайчатым мохом. На одной из его сторон мы имели удовольствие прочитать и списать следующую греческую восмистрочную надпись... Городок. Юлия Криспа, архирея и благодетеля. Чести ради. Черезъ попечителей Дихарха Димитрия и Тимолая Дионисиева сына 69 , т. е. (имярек) город поставил этот памятный камень в честь такого-то, старанием таких-то. До крайности жаль, что самое дорогое для нас в надписи – имя города – не уцелело. Все возможное старание приложено мною к тому, чтобы восстановить стертые три – четыре буквы, которыми начиналась надпись, но безуспешно. Предоставляю специалистам угадать, какой был в древности город на месте нынешнего Агиля 70 . Камень, по своей тяжести, не мог быть перенесен сюда от инуда. После этого единственного (или единственно-известного) памятника языческой эпохи острова, мы перешли к христианским развалинам, стоящим носимого ими названия Великой церкви. По крайней мере, с первого раза поражают они своим множеством и размерами. Церковь Св. Ахиллия обличает в себе, действительно, царскую постройку. От всего здания уцелели только, и то отчасти, северо-восточная стена, да часть южной стены, отделявшей среднюю часть храма от правой галлереи. Ни одного купола, ни даже простого свода не осталось на своем месте 71 . Помост порос травой и кустарником. По стенам сохранилось множество фресковых изображений одиночных фигур святых с выцветшими красками довольно порядочной кисти. Надписи при них везде греческие. Кругом лица Иисуса Христа нет характеристичных букв οων. Не удалось нигде досмотреться какой-нибудь исторической заметки, ни даже чьей-нибудь помарки по штукатурке с хронологическим указанием. Насколько мог, я сделал приблизительный план развалин, и даже пытался снять на память легкий очерк их, сердечно жалея, что такую богатую жатву археологическую обещавший храм царя Самуила оказался совершенно немым памятником, и памятником не μνημεον, а – μνμα, т. е. гробом 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) 10. Мч. Кодрата и дружины его: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискеита, Хариессы, и проч. – Мч. Кодрата Никомидийск., и с ним: Саторина и Руфина, и проч. Преп. Анастасии, переименовавшейся Анастасием. 11. Св. Софрония, патр. Иерусал. С.мч. Пиония, пресв. Смирнск. – Св. Евфимия, архиеп. Новгор., чуд. Сл. Святит. 12. Пр. Феофана испов., Сигрианского Св. Григория двоеслова , папы Римского. Пр. Финееса, игум. 13. Св. Никифора, патр. Царегр. Муч. Александра, Савина, Африкана, Терентия. Мчц. Христины. 14. Преп. Венедикта. Прест. Феогноста, митр. Киевск. 15. Муч. Агапия, Тимолая, Ромила и др. С.мч. Александра героя. Мч. Никандра и др. 16. Муч. Савина и Папы. Муч. Трофима и Фала. – Ап. Аристовула. Св. Серапиона, еп. Новгор. 17. Пр. Алексия, человека Божия. – Пр. Макария, игум., Колязинского чуд. (Сл. Препод.) Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Преп.) 18. Св. Кирилла, архиеп. Иерусал. Преп. Анина монаха, чудотв. 19. Муч. Хрисанфа и Дарии, и с ними: Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра. 20. Преп. Отец, в обители гв. Саввы избиенных: Иоанна, Сергия, Патрикия и проч. Мчц. Фотины Самарянки. 21. Преп., испов., Иакова еписк. Св. Кирилла, еп. Катанск. Св. Фомы, патр. Константиноп. 22. С.мч. Василия, пресвит. Анкирск. Преп. Исаакия. Мчц. Дросиды. 23. С.мч. Никона и 200 учеников его, с ним мучившихся. Преп. Никона Печерского. Муч. Филита и Лидии. 24 Предпр. Благовещ. пресв. Богор. Преп. Захарии. Св. Артемия, еп. Фессалонитск. Св. Артемона, еп. Селевкии. Св. Иакова исповедника. 25 21 Благовещение пресв. Богородицы. Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 26 Собор архистратига Гавриила. С.мч. Иринея, еп. Сирмийск. Преп. Малха. Пр. Василия нового. – Муч: Вафусия пресвит., Агна, Лариссы и др. 27. Преп. Матроны Селунской. Пр. Иоанна прозорливого Муч. Мануила и Феодосия. 28. Преп. Илариона нового, испов. Пр. Стефана. Мч. Ионы, и др. Пр. муч. Евстратия Печерского. 29. Пр. Марка, еп. Арефусийск. Мч. Кирилла диакона и иных. 30. Пр. Иоанна, списат. Лествицы. Апост. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и др. – Св. Еввулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001   002     003    004