Он был «честно» похоронен в нижегородском Печерском мон-ре, где о нем «вся братиа… плакаша», а также «и самому Дионисию прослезити по нем» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 147). Теми же словами П. В. характеризует и Симеоновская летопись кон. XV в. (Там же. Т. 18. С. 134). В 20-х гг. XVI в. в общерус. своде, составленном под наблюдением Московского митр. Даниила , отмечалось, что П. В. «живый житием иноческим дивным». Он был «философ велий, и молчание и безмлъвие имяше много»; а когда «беседы время бываше ему», то П. В. был «многоразсуден и полезен зело, и слово его солью Божественою разстворено; много же добродетелен и дивен всемь бысть». В Н. Новгороде после смерти П. В. «многи поскорбеша по немь», т. к. при жизни он «бяше утешение и прибежище духовное многим приходящим к нему; не точию же презвитеры и иноцы, но и миряне поскорбеша по нем, но и самый митрополит и епископы». П. В. «зане книжен бе зело, и благорастворен обычяем добрым, и благопослушлив о Господи, и всем сладок и утешен и полезен» (Там же. Т. 11. С. 83). По наблюдениям Насонова, в этом случае «эпитеты в записи Печерского нижегородского монастыря о смерти Павла Высокого» сходны с текстами некрологов т. н. Троицкой летописи (Свод 1408/09 г.): под 1384 г.- троицкому келарю прп. Илии , а под 1392 г.- игумену прп. Сергию Радонежскому ( Насонов. 1969. С. 364-365). Г. М. Прохоров отмечал, что в Никоновской летописи П. В. характеризуется как писатель, к-рый «писаша книги учительныя и к епископом посылаше» ( Прохоров. 1989. С. 155). Однако в изданном Академическом XIV (Патриаршем) списке текста источника эти слова отсутствуют (ср.: ПСРЛ. Т. 11. С. 83). О П. В. как об авторе посланий к русским архиереям не говорится и в оригинале Никоновского свода - Оболенском списке 1516-1520 гг. (РГАДА. Собр. Ин. М. А. Оболенского. Ф. 201. 163. Л. 553). В виде вставки в основной летописный некролог слова о П. В., как об авторе посланий, встречаются лишь в 3-й части «Истории Российской» В. Н. Татищева ( Татищев. 1996. С. 158). Ее текст, как установили исследователи, основан на известиях Академического XV списка Никоновской летописи, к-рый хорошо изучен ( Валк С.

http://pravenc.ru/text/2578547.html

Нижегородский Печерский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижегородский Печерский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Г. М. Прохоров , предложивший свой расчет даты основания Н. П. м., обратил внимание на то, что, согласно тексту Жития, прп. Евфимий, родившийся в 1316 г., постригся в монастыре у св. Дионисия, будучи еще «отроком». Заметив, что «отрок - понятие довольно емкое»», Прохоров приблизил неопределенное указание на возраст пострижения прп. Евфимия к известному указанию на возраст пострижения др. ученика св. Дионисия - прп. Макария Желтоводского и Унженского - 12 лет. Историк сделал вывод о том, что «монастырь Дионисия приобрел известность в Нижнем Новгороде уже в конце 20 - начале 30-х гг.» ( Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 132-133). Однако именно в силу объемности понятия «отрок» прп. Евфимия могли так называть вплоть до достижения им возраста 20 лет, и, следовательно, он мог быть пострижен уже во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. Нельзя исключать и того, что указание на принятие им пострига в отрочестве вообще не имеет исторической основы, а использовано составителем Жития прп. Евфимия как дань агиографическому канону. Поэтому хронологические расчеты Прохорова, основанные на интерпретации сведений Жития прп. Евфимия Суздальского, не могут быть приняты безоговорочно. В исторической лит-ре встречается утверждение, что свт. Дионисий пришел в Н. Новгород, когда город принадлежал суздальскому кн. Александру Васильевичу, разделявшему великое княжение Владимирское с Московским кн. Иоанном I Даниловичем Калитой, и что кн. Александр содействовал созданию обители ( Храмцовский. 2010. С. 309; Макарий (Миролюбов). 1864. С. 2; Лавров. Св. Дионисий. 1892. С. 3-4; Четыркин. 1887. С. 2-3, 7; Титов. 2001. С. 4-5; Добротвор. 1947. С. 15; Абрамович Г. В. Князья Шуйские и Российский трон. Л., 1991. С. 21; Сочнев. 2003. С. 174). Такая ситуация действительно могла иметь место только в 1328-1331 гг. Очевидно, в данном случае имя князя не может служить опорой для датировки основания Н. П. м., поскольку появляется в работах историков вслед за уже принятой ими датой 1328-1330 гг., а не извлекается из источников.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Исидор (Колоколов), еп. Михайловский. Фотография. Нач. XX в. Исидор (Колоколов), еп. Михайловский. Фотография. Нач. XX в. 16 марта 1902 г. определен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 12 мая того же года в Спасо-Преображенском соборе Чернигова Черниговский еп. Антоний (Соколов) возглавил архиерейскую хиротонию И. Являлся управляющим Елецким черниговским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем . 4 нояб. 1903 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, с управлением нижегородским Печерским в честь Вознесения Господня муж. мон-рем . Был утвержден в должности председателя епархиального училищного совета. Являлся председателем нижегородских братств - Св. Креста и во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. Читал лекции и вел диспуты в доме Георгиевского братства. Во время революции 1905-1907 гг. стал одним из организаторов в Н. Новгороде правомонархистского союза «Белое знамя». 10 нояб. 1906 г. назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии. Был настоятелем рязанского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , с 21 мая 1907 г.- рязанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . С 1908 г. являлся председателем Рязанского епархиального миссионерского совета. 26 мая 1911 г. согласно прошению уволен на покой и определен на жительство в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь . 19 окт. того же года местопребыванием И. назначен омский Покровский мон-рь. 9 дек. 1911 г. стал управляющим Покровским мон-рем. В июне 1913 г. освобожден от управления мон-рем с назначением местопребывания в Александро-Невском Филейском мон-ре Вятской епархии. В дек. того же года перемещен на жительство в Трифоновский Успенский мон-рь той же епархии. В 1916 г. в связи с обвинением в недостойном духовного сана поведении по указу Синода был лишен права ношения архиерейской мантии и панагии и с запрещением священнослужения направлен в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь Вологодской епархии. И. обратился в Синод с прошением о назначении нового следствия, поскольку обвинение, по его словам, было основано на ложном доносе. Благодаря заступничеству Петроградского митр. Питирима (Окнова) дело было пересмотрено. И. разрешили совершение священнослужения и возвратили право ношения архиерейской мантии и панагии. Вскоре он стал управляющим тюменским во имя Св. Троицы муж. мон-рем с правами настоятеля.

http://pravenc.ru/text/674894.html

Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г. Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г. Опись 1764 г. дает сведения о находившихся в Борисоглебской ц. святынях. Справа от царских врат - икона св. князей Бориса и Глеба, «в возглавии Господь Вседержитель», к-рую украшали 3 серебряных венца, цата и привесы - 3 серебряных креста. Слева - образ Божией Матери «Одигитрия» с серебряными венцами и цатой с 32 «камнями разных цветов»; «убрус низан жемчугом, жемчужное же ожерелье». На этой иконе имелись привесы: 9 лапчатых серебряных серег, в т. ч. 4 серьги с жемчугом, и 3 серебряных креста. Чтимую икону св. князей Владимира, Бориса и Глеба «в житии» украшали 3 серебряных венца и позолоченные цаты «басебные». В ц. св. Стефана справа от царских врат находились иконы Господа Вседержителя и архидиак. Стефана, с серебряными венцами, цатами и привесами-крестами. К нач. XX в. в Борисоглебской ц. хранились памятники церковных древностей из упраздненного мон-ря, в т. ч. напрестольное Евангелие с вкладной надписью 1648 г. строителю чернецу свящ. Евфимию (Волховскому). На колокольне среди проч. находился древний колокол в 30 пудов с надписью о вкладе его в 1557-1558 гг. царем Иоанном IV Грозным в нижегородский Печерский монастырь. Материальное положение Материальное положение К. м. основывалось на доходах, получаемых с Кидекши - села с деревнями и пустошами. Наиболее ранний документ, свидетельствующий о принадлежности вотчины монастырю,- несохранившаяся, но упомянутая в описях монастырского архива 1638, 1687 и 1848 гг. жалованная тарханно-несудимая грамота 1513/14 г. вел. кн. Василия III Иоанновича нижегородскому Печерскому мон-рю на села Кидекша Суздальского у. и Плесец Владимирского у. Очевидно, земельное владение поступило в К. м. ранее, по-видимому в самом кон. XIV-XV в. Полная структура монастырских доходов и расходов известна только для XVIII в. По данным 2-й ревизии (40-е гг. XVIII в.), в вотчине числилось 362 чел. мужского пола, было 406 четв. пахотной земли (на каждом из 3 полей), 570 копен сенных покосов, 62 дес. леса. Монастырская «запашка» составляла по 19 дес. на 3 полях. Окладных денег собиралось по 50 к. с каждого крестьянина, всего 180 р. в год. Доход приносили также мельница и рыбные ловли в реках Нерль и Каменка. Монашествующие и трудники получали годовое жалованье: строитель - 5 р. и 19 четв. ржи, пшеницы, гороха и гречи, монахи - по 1 р. 50 к. и по 13 четв. тех же продуктов, конюх - 1 р. и 4 четв. ржи, скотник - 6 четв. ржи. Кроме того, дополнительно ежегодно архимандриту нижегородского Печерского мон-ря выплачивалось «в почет» 10 р., строителю - на приобретение рыбы и проч. расходы 13 р., земскому «из крестьян» - 9 р., конюху - 2 р., на монастырские расходы выделялось 210 р. 93 к., 150 яиц или 22,5 к. XX-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/1684321.html

Во 2-й пол. XVI в. появилась пространная редакция Жития Е. (старший список - РГБ. Вол. 628. Л. 29-116 об., нач. 80-х гг. XVI в.). Она построена на основе краткой редакции, дополненной по одному из вариантов Жития прп. Сергия Радонежского, составленному Пахомием Логофетом . Эта редакция обычно сопровождается описанием чудес Е. и Похвальным словом святому (обзор списков см.: Колобанов. 1978. С. 46-54; Клосс. 2001. С. 371-372). Автором пространной редакции является инок Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий (его имя упом. в заголовках 2 списков: ГИМ. Чуд. 9/311; РГБ. Ф. 292. Собр. С. П. Строева. 56). (Сомнения Черторицкой в авторстве Григория в отношении пространной редакции Жития Е. ( Черторицкая. 1993. С. 236-237) представляются необоснованными.) Наиболее полный вид пространной редакции содержит описание 14 чудес Е., о неск. последних чудесах автор пишет как непосредственный свидетель. Составление первоначальной пространной редакции можно отнести к кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. В пространной редакции Жития Е. изложены мн. факты и подробности, отсутствующие в краткой редакции. Григорий также является автором службы Е., содержащей 2 канона (РГБ. Собр. Прянишникова. 60. Л. 5-15). На основе сокращения краткой редакции, гл. обр. за счет опущения цитат из Свящ. Писания, была составлена еще одна проложная редакция Жития Е., представленная 3 списками 1-й трети XVII в. (см.: Клосс. 2001. С. 372-373). Биография Е. был уроженцем Н. Новгорода. Позднее нижегородское предание, отразившееся в краеведческой и церковно-исторической лит-ре, утверждает, что святой род. в приходе ц. св. Жен-мироносиц; в кон. XIX - нач. XX в. показывали место в 7 саж. от храма, где стоял дом родителей святого (на таком же расстоянии по др. сторону Мироносицкой ц., по преданию, располагался дом родителей прп. Макария Желтоводского, как и Е. являвшегося учеником свт. Дионисия , архиеп. Суздальского). Кн. Борис Константинович испрашивает у свт. Дионисия его ученика прп. Евфимия. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г.

http://pravenc.ru/text/187661.html

От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Студийский устав, а также монашеские традиции Св. Горы Афон оказали значительное влияние на становление раннего рус. монашества. Вместе с распространением христианства в Киевской Руси появились и основные формы монашества: общежительная, отшельническая, келлиотская. В течение неск. веков визант. аскетическая традиция была приспособлена к новым географическим, климатическим и социокультурным условиям. Первые монастыри не были стихийными образованиями, они создавались ктиторами , обычно князьями, к-рые на свои средства строили и содержали обители и сохраняли над ними власть. Креститель Руси св. вел. кн. Владимир Святославич (978-1015) и его ближайшие преемники основали целый ряд монастырей ( Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-306). Подобные мон-ри скорее всего не имели строгого внутреннего устава, являясь своего рода святынями семьи ктитора, часто были княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания представителей рода в старости. Зачисление в мон-рь в X-XI вв. и образ жизни в нем зависели, вероятно, от вклада, к-рый был готов внести новый насельник. Об этом упоминается в Житии прп. Феодосия Печерского в рассказе о том, как он, желая стать монахом, обходил киевские обители, но не мог найти себе места по причине бедности и незнатного происхождения (Успенский сборник XII-XIII вв./Ред.: С. И. Котков. М., 1971. С. 79-80). Немного было мон-рей, основанных самими монахами. Летописец замечает: «Мнози бо манастыри от цесарь, и от бояр, и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлена слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (ПВЛ. Ч. 1. С. 69). В первом крупном рус. мон-ре - Киево-Печерском изначально, когда вместе с прп. Антонием подвизалось лишь 12 монахов, их К., так же как и монастырская церковь, находились под землей - в пещере (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 86; см. ст. Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы ). Пещерные мон-ри в дальнейшем получили широкое распространение в России. Среди известных обителей, имеющих пещерную часть,- нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ок. 1470), Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пустынь (нач. XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери муж. скит Троице-Сергиевой лавры (1844) и др.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

10 апр. 1918 г. архиеп. Иоаким был уволен на покой по прошению, а временное управление Нижегородской епархией поручено Л. Согласно постановлению Поместного Собора, для избрания нового архиерея необходимо было провести собрание духовенства епархии. Л. назначил созыв собрания в Н. Новгороде на 3 июля и руководил его подготовкой. Он также был в числе кандидатов на Нижегородскую кафедру. По поручению патриарха Тихона открыл епархиальное собрание и руководил ходом выборов Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . 4 июля Тифлисский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) набрал 216 голосов из 324, Л.- 103. Однако митр. Кирилл на Нижегородскую кафедру не прибыл, а осенью 1918 г. временно управляющим Нижегородской епархией Синод назначил Алеутского архиеп. Евдокима (Мещерского) . Вслед. приближения линии фронта к Н. Новгороду летом 1918 г. в городе и губернии начались массовые аресты и расправы над подозреваемыми в контрреволюции. 18 июля был повторно арестован архим. Августин (Пятницкий). 2 авг. 1918 г. на епархиальном собрании под председательством Л. было составлено воззвание духовенства к сельским приходам. В воззвании содержался призыв к клирикам разъяснять необходимость материальной поддержки духовенства, а к верующим - оказать материальную помощь школам для подготовки пастырей и бедным и престарелым священно- и церковнослужителям. Собрание призвало верующих облечься «во вся оружия Божия [Еф 6, 11], чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской». Впосл. эти слова были истолкованы властями как призыв к вооруженному выступлению. 10 авг. 1918 г. Поместный Собор утвердил Л. своим членом, однако в соборных заседаниях он принять участия не смог из-за невозможности оставить епархию. В этот период Л. писал патриарху Тихону о том, что ему удалось посетить арестованных священнослужителей, однако «попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом…» (цит. по: Дамаскин. Кн. 1. С. 163). 31 авг. были расстреляны архим. Августин, прот. Н. В. Орловский и группа мирян. В то время как братия Оранского мон-ря опасалась открыто поминать своего казненного настоятеля, Л. в Печерском мон-ре совершил соборную панихиду по убиенным священнослужителям.

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

С момента основания в мон-ре действовал общежительный устав: в Рогожском летописце мон. Дионисий прямо назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 106). Исследователи видят в этом факте греческое (афонское) или болгарское влияние ( Булычёв. 2006. С. 91). У основателя Н. П. м. установились тесные связи с суздальскими Рюриковичами - правителями Нижегородского великого княжества и его уделов, благодаря чему обитель быстро развивалась. Не позднее 1367 г., исходя из текста Рогожского летописца (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 85), Н. П. м. представлял собой архимандритию, т. к. уже в сане архимандрита Дионисий постриг в монахини вдову скончавшегося в 1365 г. вел. кн. Нижегородского Андрея Константиновича Василису Ивановну (в монашестве Феодора ). Архимандрития Н. П. м. оказывала большое влияние на политическую и культурную жизнь Н. Новгорода и Нижегородского вел. княжества ( Сочнев. 2012), а впосл.- Московского великого княжества и Русского гос-ва. На протяжении 2-й пол. XIV - нач. XV в. вклады в Н. П. м. делали кн. Борис Константинович (между 1365 и 1394; на «помин души» брата Андрея; Антонов, Маштафаров, 2001. С. 419. 4), его племянник - Семен Дмитриевич (между 1383 и 1388; Соколова. 1995. С. 65; Антонов, Маштафаров. 2001. С. 419. 5) и сын - вел. кн. Нижегородский Даниил Борисович (в 1408-1415 или 20-х гг. XV в.; 1423 или 1424) ( Соколова. 1995. С. 57-58). После состоявшейся в 1374 г. в Москве хиротонии архим. Дионисия во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю», к-рую возглавлял свт. Алексий (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 105), его преемником в качестве настоятеля Н. П. м. стал Евфросин , в 1389 г. хиротонисанный во архиепископа Суздальского, вероятно, митр. свт. Киприаном . В 1378 и 1379 гг. Н. П. м. горел во время нападений татар на Н. Новгород, однако быстро восстанавливался. Во 2-й пол. XIV в. начинает формироваться вотчина мон-ря. Возможно, первым приобретением Н. П. м. стало оз. Семское Чирятово, пожалованное архим. Дионисию вел. кн. Нижегородско-Суздальским Константином Васильевичем ок.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Селитренного. В результате им было написано подробное исследование. Той же темой занимался преподаватель Саратовской ДС Г. С. Саблуков. В 1842 г. в «Ученых записках Казанского университета», сославшись на «сообщение» И., он напечатал (без указания авторства) статьи «Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской Орды» (УЗ Каз. ун-та. 1842. Кн. 2. С. 55-76) и «Состояние Православной Российской Церкви в царстве Кипчакской или Золотой Орды» (Там же. С. 38-54). По благословению И. приходские клирики передавали в Саратовскую ДС обнаруженные ими древние монеты, окаменелости, обломки древних идолов и др. Однажды уездный благочинный прислал И. идола, изготовленного из окаменевшего коровьего навоза ( Лебедев А. А. Из дела о курганах, существующих в уездах Царицынском, Камышинском и Вольском Саратовской губ.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Каз. имп. ун-те. 1905. Т. 21. Вып. 3. С. 291-295). В итоге при семинарии сложился небольшой музей древностей. В дек. 1847 г. И. прислал митр. Филарету (Дроздову) для Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита вклад - вероятно крест из «жемчужной раковины» (см.: Филарет (Дроздов), свт. Письма прп. Антонию (Медведеву). Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 378). 13 янв. 1847 г. И. был перемещен на Нижегородскую кафедру с управлением (с 24 мая 1847) нижегородским Печерским мон-рем . Отремонтировал храмы и др. постройки обители, восстановил корпус с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Заботился о сохранении церковных древностей. В Печерском мон-ре обнаружил ок. 1 тыс. рукописных свитков с грамотами царей и патриархов и передал в С.-Петербург в Археографическую комиссию. По поручению И. проф. семинарии иером. Макарий (Миролюбов) составил подробное описание Нижегородской епархии. 30 окт. 1847 г. Русское Географическое об-во избрало И. членом-сотрудником, 12 апр. 1850 г. удостоило звания почетного члена. В память событий 1612 г. по инициативе И. в усыпальнице Преображенского собора, при гробнице почитаемых архипастырей и К.

http://pravenc.ru/text/200273.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010