Н. О рукописях третьей части «Истории Российской» В. Н. Татищева// Татищев. 1996. С. 9-10). Однако и этот список не называет П. В. автором посланий (БАН. НИОР. 17.2.5. Т. 1. Л. 461 об.-462). Т. о., указанные вставки Татищева являются интерпретацией текста летописного некролога. Как отметил Прохоров, «каких-либо сочинений с… именем» П. В. «до нас не дошло» ( Прохоров. 1989. С. 155-156). Тем не менее в посл. четв. XIX в. архиеп. Филарет (Гумилевский) , основываясь на данных Татищева, предположил без достаточных оснований, что П. В. мог быть автором неск. анонимных поучений. В их число вошли: 1) «Поучение избрано от книг, како жити крестьяном»; 2) «Поучение ко всем православным христианом»; 3) «Слово ко всему миру»; 4) «Поучение отца духовного к детям»; 5) «Поучение некого отца духовного к сыну, како творити милостыни»; 6) «Поучение о лихоимстве и пьянстве»; 7) «Поучение о праздновании духовном и пьянстве»; 8) «Слово об умерших»; 9) «Слово о хрестьянстве». После смерти имя П. В. для вечного поминовения было внесено в синодики нижегородского Вознесенского мон-ря. Оно встречается в отдельных списках монахов этой обители (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 г.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 70. Л. 29; Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1595 г. Синодик архим. Трифона. Н. Новг., 2010. С. 228. Л. 100). Не канонизирован. Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 83; Т. 15. Вып. 1. Стб. 147; Т. 18. С. 134; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 425-426. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 82-83; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 176-177, 364; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 68, 173. Примеч. 12; он же. Павел Высокий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 155-156; Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 178, 192; она же. Моск. летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 91; Соловьев. История. 1988. Кн. 2. Т. 4. С. 605; Татищев В. Н. Собр. соч. М., 1996. Т. 5: История Российская. Ч. 3. С. 158, 293. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре

http://pravenc.ru/text/2578547.html

8 авг. 1910 г. Тульским и Белёвским еп. Парфением (Левицким; впосл. архиепископ) возведен в сан архимандрита. Часто посещал сельские храмы Белёвского у. С началом в 1914 г. первой мировой войны в Спасо-Преображенском мон-ре был устроен лазарет на 12 чел., из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря; в обители готовили бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, находившимся на фронте, а также вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1915). 18 окт. 1916 г. Синод постановил направить П. для миссионерской службы в Алеутскую и Североамериканскую епархию , однако по просьбам жителей Белёва, обращению вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны и прошению П. был оставлен в России; 18 янв. 1917 г. поступил в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. Сначала П. был священников в 301-м пехотном Бобруйском полку на Северном фронте, затем, 28 марта того же года, был назначен проповедником в Особую армию на Юго-Западном фронте, последнее назначение было 18 сент. 1917 г. проповедовать чинам 257-го запасного пехотного полка в г. Брянске. Затем вернулся в Москву и служил в Свято-Владимирской ц. 26 февр. (11 марта) 1918 г. П. был определен настоятелем тверского Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 13 апр. 1918 г. назначен благочинным 1-й половины мон-рей Тверской епархии. 25 сент. 1918 г. арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной агитации среди населения, в частности солдат. Находился в тюрьме до кон. нояб. в качестве заложника. После того как за него подали ходатайство мать Анна Васильевна и сестра Варвара Константиновна, а также прихожане Жёлтикова мон-ря, П. был освобожден с тем условием, что покинет Тверь. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 24 янв. 1919 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 14 февр. 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение П. и 15 февр.- хиротония. Пребывал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре . По приезде в мон-рь сразу восстановил уставную службу. Привлек прихожан к участию в службах в качестве певчих. Часто произносил проповеди. В мон-ре преподавал детям Закон Божий. 14 апр. 1920 г., согласно постановлению Синода, переселился на подворье Городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря в г. Канавино (ныне в черте Н. Новгорода).

http://pravenc.ru/text/2580154.html

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

В дек. 1886 г. Д. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 янв. 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля , ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . Одновременно Д. стал настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря , в к-ром его трудами была возведена ц. во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы др. строения. В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Св. Креста. 28 окт. 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого мон-ря. С 13 дек. 1890 г. еп. Подольский и Брацлавский. Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального мон-ря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в мон-ре. В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского об-ва и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. действительный член Подольского губ. статистического комитета. В 1895 г. при Д. в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской ДС была учреждена стипендия его имени. Д. организовал церковное древлехранилище, епархиальную б-ку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования. 2 нояб. 1896 г. Д. был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа. В Твери Д. установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами блгв. кн. Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей прп. Макария Калязинского , собирал материалы для восстановления почитания блгв. кнг. Анны Кашинской . По инициативе Д. была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской ЦИАК, создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. Д. участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Кн. Борис Константинович испрашивает у свт. Дионисия его ученика прп. Евфимия. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Год рождения Е. неизвестен. Принятая в лит-ре дата - 1316 г.- вычислена на основании летописных сообщений о его кончине зимой 1404/05 г. и утверждения Жития, что Е. «поживе… лет 80 и 8» (Там же. С. 363). Согласно Житию, Е., будучи отроком, пришел в нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мон-рь , об игумене которого свт. Дионисии (впосл. архиепископ Суздальский) и о его учениках он много слышал. Юноша слезно просил настоятеля принять его в число учеников, и св. Дионисий, «много поучив его о душевней пользе», совершил над ним монашеский постриг. Если считать годом рождения преподобного 1316-й, то он был пострижен в монашество в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIV в. Впрочем, нельзя исключать, что указание на принятие Е. монашества в отрочестве появилось как дань агиографическому канону. В Печерской обители Е. предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днем на монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, согласно пространной редакции Жития, Е. просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не получил на это благословения. Тем не менее преподобный ел лишь столько, чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает пищу. В подобных трудах и подвигах Е. провел «время немало», пока ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, вел. кн. Нижегородско-Суздальский Борис Константинович (занимал нижегородско-суздальский стол в 1363-1364, 1383-1388, 1391-1392) обратился к св. Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать там общежительный мон-рь. Во исполнение этой просьбы св. Дионисий избрал 12 учеников и отправил их «в верхняа страны и грады» для основания общежительных обителей. Е., к-рому было велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св. Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление. Краткая редакция Жития Е. говорит, что он из Н. Новгорода сразу пришел в Суздаль. В пространной редакции имеется рассказ о том, как по дороге, не доходя 8 поприщ до Гороховца, Е. основал церковь и при ней Мячковский Евфимиев во имя свт. Василия Великого муж. мон-рь . В нач. XX в. в храме хранился дорожный посох, почитавшийся посохом Е. ( Зверинский. Т. 2. 690). Этот рассказ в определенной мере подтверждается тем фактом, что данная обитель, как часть владений Спасо-Евфимиева мон-ря, упоминается уже в жалованной грамоте Спасо-Евфимиевой обители нижегородского кн. Александра Ивановича ок. 1418-1419 гг. (АСЭИ. Т. 2. 435. С. 478).

http://pravenc.ru/text/187661.html

При П. был перестроен Христорождественский собор в Рязанском кремле, в к-ром 16 июня 1775 г. обвалился каменный свод, вслед. чего разрушились гробницы вел. князей Рязанских, покоившихся в соборе, в т. ч. гробница вел. кн. Феодора Ольговича . Взамен каменного свода был сделан деревянный накатный потолок. Кроме того, в соборе поставлен новый напрестольный серебряный ковчег весом более 39 фунтов (см.: ГАРО. Оп. 3а. Д. 3457. С. 79). В 1777 г. П. был избран членом Московской синодальной конторы, в 1778 г. он, будучи в Москве по вопросам, связанным с деятельностью синодальной конторы, подал в Синод прошение о почислении на покой. 20 марта 1778 г. уволен с кафедры с назначением на должность настоятеля нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря и с определением пенсии. В Печерском мон-ре П. проживал в корпусе, построенном в 1765 г. стараниями архим. Софрония (Долгоневского). Известны 2 его вклада в ризницу обители: Евангелие 1759 г. и Евангелие 1762 г. с собственноручной записью. Последние годы жизни П. страдал от паралича, управление обителью осуществлял монастырский собор из числа старшей братии. В июне 1789 г. он составил завещание, по к-рому передавал на свое поминовение Печерскому мон-рю 100 р., на погребение - 300 р., церковные книги - вкладом в Вознесенский собор, где желал быть погребенным, а остальное имущество просил раздать бедным. 2 авг. 1789 г. П. выехал в Н. Новгород на жительство к племяннику, коллежскому асессору М. Юрьеву, но 30 нояб. был привезен обратно в монастырь в тяжелом состоянии, скончался 2 дек. 1789 г. По благословению Дамаскина (Семёнова-Руднева), еп. Нижегородского и Алатырского, погребен близ правого клироса больничной ц. во имя прп. Макария Желтоводского, к-рая в 1858 г. была переосвящена во имя св. апостолов Петра и Павла. Соч.: Поучительные слова: В 3 ч. М., 1763; Краткая хронология, или Показание лет от начала мира по 1778 г. по Р. Х., разделенная на 7 веков по церк. штилю. М., 1777; Слово о созидании и разорении общества: В день коронования... имп. Екатерины II. М., 1777.

http://pravenc.ru/text/2578743.html

Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре , Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре . В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей. Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство ), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

23 июля 1811 г. М. прибыл в Н. Новгород, 24 июля приветствовал новую паству в кафедральном Преображенском соборе. Много внимания уделял улучшению состояния духовно-учебных заведений епархии и повышению духовного образования юношества. Часто посещал вверенную его наблюдению семинарию, ректором которой в 1818-1828 гг. состоял архим. св. Гавриил (Городков) . Внимательно читал акты, приготовленные для диспутов, поощрял наставников к занятию науками. Опытный педагог и преподаватель, обладавший разносторонними познаниями, М. выявил определенные недостатки в постановке обучения и написал «новую программу преподавания наук по такому методу, какой считал самым удобным для Русского духовенства». Этой системы в семинарии придерживались до выхода указа о ее преобразовании 15 окт. 1818 г., к-рое, по замечанию биографа, архиерею «не совсем приятно» было видеть ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 211). М. составил учебник по риторике, записки по каноническому праву, толкование на литургию свт. Василия Великого и образцы для катехизических бесед (не изданы). Среди рукописей архива Синода указаны сочинения М.: «Начертание гомилетической богословии» (1823) и «Систематическое сокращение Догматической и Нравственной богословии» (извлеченное из молитв свт. Василия Великого по литургии начиная с «Достойно и праведно есть» и до «Отче наш») ( Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 1. С. 426. 1593; 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 88-89. 2074). В 1820 г. по ходатайству архиерея Нижегородская ДС была причислена к 3-му разряду, смета на ее содержание увеличена до 20 390 р. После пожара, случившегося в семинарии в авг. 1823 г., М. инициировал строительство нового здания, к 1825 г. была утверждена смета на строительство. В 1821 г. М. открыл 2 ДУ: приходское, при арзамасском Спасском мон-ре, на пожертвования «от доброхотных дателей», и уездное, «с бурсою» в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре , настоятелем к-рого с 1821 г. был архим. Гавриил (Городков).

http://pravenc.ru/text/2563988.html

В годы служения в Рязанской и Муромской епархии святитель активно занимался миссионерством, «многи неверныя к Богу обрати» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). В 1430 г. он присутствовал в Вильно на съезде, созванном вел. кн. Литовским Витовтом , в качестве посланника вел. кн. Рязанского Ивана Федоровича, к-рый в 1427 г. признал себя вассалом Витовта и обещал ему «служити безъхитростно». Наречение И. на митрополичий престол состоялось, вероятнее всего, сразу после смерти митр. Фотия. Дата наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной т. зр., это событие произошло во 2-й пол. 1432 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 415). 11 марта 1433 г. датируется грамота И., «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в нижегородский Печерский мон-рь (РФА. 2008. С. 291-292, 90; Абеленцева. 2009. С. 319-320, 1). О деятельности И. как «нареченного на митрополию» свидетельствует грамота И. В. Минина на с. Аксиньинское в Звенигородском у., в которой святитель также назван «нареченным» (АФЗХ. Т. 1. С. 92, 95). В авг. 1433 г. И. была представлена духовная грамота галичского кн. Василия Васильевича, к-рая не имела отношения к Рязанской епископии и, видимо, предъявлялась архиерею именно как местоблюстителю митрополичьего престола (АСЭИ. Т. 1. С. 86-87, 108). В Житии Новгородского архиеп. св. Ионы (ок. 1539) имеется известие, что И. было принесено «благословение патриарше» на митрополию еще при жизни митр. Фотия. Сразу после наречения И. не мог отправиться за благословением в К-поль, т. к. в 1431 г. возобновилась борьба за великокняжеский стол между московским вел. кн. Василием II и его дядей, удельным звенигородско-галичским кн. Юрием Димитриевичем ; оба отправились для разрешения спора и за ярлыком в Орду: Василий II - 15 авг., кн. Юрий - 8 сент. 1431 г. Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь И. не мог отправиться в К-поль, т. к. литовский вел. кн. Свидригайло направил туда своего претендента - Смоленского еп. Герасима (до 1 сент. 1432), который и был поставлен на кафедру. В лит-ре выдвигались разные предположения о времени поездки И. Вероятнее всего, ее следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митр. герасима.

http://pravenc.ru/text/578250.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010