10 апр. 1918 г. архиеп. Иоаким был уволен на покой по прошению, а временное управление Нижегородской епархией поручено Л. Согласно постановлению Поместного Собора, для избрания нового архиерея необходимо было провести собрание духовенства епархии. Л. назначил созыв собрания в Н. Новгороде на 3 июля и руководил его подготовкой. Он также был в числе кандидатов на Нижегородскую кафедру. По поручению патриарха Тихона открыл епархиальное собрание и руководил ходом выборов Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . 4 июля Тифлисский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) набрал 216 голосов из 324, Л.- 103. Однако митр. Кирилл на Нижегородскую кафедру не прибыл, а осенью 1918 г. временно управляющим Нижегородской епархией Синод назначил Алеутского архиеп. Евдокима (Мещерского) . Вслед. приближения линии фронта к Н. Новгороду летом 1918 г. в городе и губернии начались массовые аресты и расправы над подозреваемыми в контрреволюции. 18 июля был повторно арестован архим. Августин (Пятницкий). 2 авг. 1918 г. на епархиальном собрании под председательством Л. было составлено воззвание духовенства к сельским приходам. В воззвании содержался призыв к клирикам разъяснять необходимость материальной поддержки духовенства, а к верующим - оказать материальную помощь школам для подготовки пастырей и бедным и престарелым священно- и церковнослужителям. Собрание призвало верующих облечься «во вся оружия Божия [Еф 6, 11], чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской». Впосл. эти слова были истолкованы властями как призыв к вооруженному выступлению. 10 авг. 1918 г. Поместный Собор утвердил Л. своим членом, однако в соборных заседаниях он принять участия не смог из-за невозможности оставить епархию. В этот период Л. писал патриарху Тихону о том, что ему удалось посетить арестованных священнослужителей, однако «попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом…» (цит. по: Дамаскин. Кн. 1. С. 163). 31 авг. были расстреляны архим. Августин, прот. Н. В. Орловский и группа мирян. В то время как братия Оранского мон-ря опасалась открыто поминать своего казненного настоятеля, Л. в Печерском мон-ре совершил соборную панихиду по убиенным священнослужителям.

http://pravenc.ru/text/2462437.html

Николаем Чудотворцем), но отражают и местные обычаи (связь почитания Е. и прп. Макария Унженского, к-рый также был пострижен в Печерском монастыре свт. Дионисием, буд. архиеп. Суздальским). Согласно писцовым книгам Н. Новгорода 1620-1621 гг., в Печерской обители находились местный образ Е., двусторонние иконы Благовещения и Богоматери с фигурами свт. Николая, Е. и прп. Макария Унженского на обороте, 9-фигурный Деисус, включавший парные изображения свт. Николая и Е., а также икона на св. вратах, соседствовавшая с образами прп. Макария и свт. Дионисия (Писцовые и переписные книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. 1898. Т. 17. Стб. 328, 330, 331, 333, 343). Образ Е. должен был находиться и в посвященном ему приделе Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле (Там же. Стб. 62-63). Многие из этих икон, очевидно, были созданы при восстановлении обители, перенесенной на новое место после оползня 1597 г. (в частности, иконы на св. вратах, судя по находившимся в их числе изображениям св. князей Бориса, Глеба и мч. Феодора (Стратилата?), относились к годуновскому времени). Местный образ Е. зафиксирован и в нижегородском Благовещенском мон-ре, где также существовал придел во имя святого (Там же. Стб. 346). Немного позднее, после возведения в Печерском монастыре каменных храмов, там появились др. произведения с изображением Е., в т. ч. иконы свт. Дионисия с Е. и прп. Макарием (одна из них в надвратной Евфимиевой ц., позднее освященной во имя свт. Дионисия и его учеников). Можно предположить, что изображения Е. находились в приходских храмах Н. Новгорода, а также в Унженском и Желтоводском мон-рях, основанных прп. Макарием. Образ Е. встречается в росписях некоторых храмов XVII в.: ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г. (галерея Благовещенского придела, вместе с прп. Евфросинией Суздальской, в том же компартименте представлен прп. Макарий Унженский; см.: Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. Табл.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Сергию в г. Бор. 14 апр. 2016 г. в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мужском монастыре Суздальской епархии состоялись торжества, посвященные 700-летию уроженца Н. Новгорода прп. Евфимия Суздальского. В тот же день в дар Н. и А. е. была передана частица мощей святого. 16 июля юбилейные торжества в честь прп. Евфимия прошли в нижегородском Печерском мон-ре, где преподобный принял монашеский постриг. 1 авг. 2016 г., в год 25-летия 2-го обретения мощей прп. Серафима Саровского и возрождения Серафимова Дивеевского мон-ря, Патриарх Кирилл нанес визит в эту обитель и в Успенскую Саровскую муж. пуст. 21 окт. того же года Синод утвердил митр. Георгия священноархимандритом Успенской Саровской пуст. как особо значимой обители Н. и А. е. 13 авг. 2017 г. Предстоятель Русской Церкви вновь посетил Н. и А. е. В Арзамасе он возглавил торжества, посвященные 150-летию уроженца этого города патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Кирилл освятил открытый в тот же день близ арзамасского Преображенского монастыря памятник патриарху Сергию. С 2017 г. в Печерском мон-ре реализуется проект «Романовская аллея», согласно к-рому на ней установлены 17 бюстов представителей династии Романовых. Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, В. Г. Пидгайко, Э. П. Р. Единоверие в Нижегородской (Горьковской) епархии в 20-х гг. XX в.- 2017 г. 23-29 июля 1917 г. в нижегородском Преображенском храме состоялся Нижегородский епархиальный единоверческий съезд по выбору делегатов на 2-й Всероссийский единоверческий съезд. Председателем стал настоятель Преображенского храма свящ. Владимир Серебровский, благочинный 2-го округа. С того времени епархиальные единоверческие съезды проводились регулярно. В 1922 г. было создано единоверческое Керженское вик-ство Н. и А. е. 30 июля 1922 г. во епископа Керженского был хиротонисан архим. Павел (Волков), избранный епископом на епархиальном единоверческом съезде. В 1922-1931 гг. архиерей служил в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Монголо-татар. нашествие (1237-1241) и последовавшее за ним владычество кочевников не сразу прервали традиц. связи Руси с А., хотя существенно их ослабили. В сер. XIII в. принявший монашество правосл. литов. кн. Воишелк отправился на А. через Венгрию и Болгарию, но не смог туда добраться, «зане мятежь бысть велик тогда в тых землях» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 831, 859). Однако этот случай не отражает общей ситуации, поскольку в том же году неизвестный по имени новгородец (возможно, по дороге на А. или обратно) участвовал в переписке в Зап. Сербии Иловицкой Кормчей, а безымянный выходец из галицко-волынских земель переписал во 2-й пол. XIII в. (вероятнее всего, на А.) по греч. палимпсесту Евангелие-апракос («Евангелие Верковича» - РНБ. F. п. I. 99). Связи А. с Русью пришли в упадок, вероятно, во 2-й четв. XIV в., когда прекратилась династия галицко-волынских Рюриковичей и княжество было поделено между Польшей и Литвой. Прекращению связей, возможно, способствовало также разорение Пантелеимонова мон-ря каталанцами в 1308 г. Возможно, в XIV в. имели место эпизодические контакты Руси с А.: по преданию, во 2-й пол. XIV в. на о-в Мурма (Мучь) в Онежском оз. прибыл святогорский инок Феодосий и поселился там с к-польским монахом Лазарем († 8 марта 1391), к-рый основал Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Контакты с А. и К-полем значительно оживились и стали систематическими в кон. XIV - нач. XV в. На А. рус. иноков интересовали прежде всего монастырские уставы и практика «умной молитвы». Посетивший в кон. XIV в. Св. Гору архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифей описал келейное правило афонских монахов. Он сообщил, что святогорцы, к-рые отдельно живут в келлиях, каждый день прочитывают половину Псалтири и по 600 Иисусовых молитв, в то время как на Руси Псалтирь вычитывалась монахами по келлиям только Великим постом. Однако уже в XV в. в рус. мон-рях было распространено афонское молитвенное правило, описанное Досифеем. (Древнейший список «Правил» (устава) архим. Досифея - ЯМЗ.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Первые насельники собрались «отовсюду», в т. ч. из переславского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Насельники Д. м. упоминаются в письме архимандрита нижегородского Печерского мон-ря (кон. XIV в.) священноиноку Пахомию. В 1522 г. в Д. м. принял постриг прп. Игнатий Вологодский (кн. Иоанн Андреевич Угличский), при игум. Афанасии (1539-1546) - прп. Феодосий Тотемский . В Д. м. на покое жили митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский) , архиеп. Вологодский и Белозерский Симон , погребены на монастырском кладбище. В 1654 г. в Д. м. проживали архимандрит, келарь, казначей, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 диакона, 31 «старец»-монах; монахи жили также в монастырских селах и на соляных промыслах. В 1675 г. было 50 насельников (архимандрит, келарь, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 42 монаха), в 1693 г.- 66 насельников, в т. ч. «конюшенный», «житный», «хлебодар», «больничный», «поваренный», «воротный». В период реформ Петра I кроме братии в монастыре проживало до 20 отставных солдат. В 1727 г. в Д. м. было 65 насельников. В течение 1-й пол. XVIII в. братия сократилась: с 52 чел. в 1735 г. до 37 в 1738 г. С 1764 г. Д. м. полагалось по штату до 17 монахов. В XIX-XX вв. в Д. м. подвизались 10-12 монашествующих, до 20 чел. послушников и «служителей», в 1895 г. было 9 насельников (архимандрит, 6 иеромонахов, иеродиакон, монах). По данным «Ведомости о средствах содержания Спасо-Прилуцкого монастыря» 1918 г., в нем проживало 15 насельников (архим. Нифонт (Курсин), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 послушника и 4 послушника на испытании). Земельные владения и материальное обеспечение Уже при прп. Димитрии мон-рь владел земельными угодьями. В Житии упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, где монастырские работники (вероятно, нанятые мон-рем «делатели») выращивали хлеб. Владения Д. м. формировались за счет приобретений и вкладов, о чем свидетельствуют самые ранние грамоты на землю - купчая 20-х - нач. 50-х гг. XV в. на пустошь Сивцевскую в Оларевской слободке и грамота 1449 г.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Еще один сюжет Жития стал темой образа в XIX в. Это чудо 1618 г. о явлении М. юродивому Никите из Тихвинского мон-ря и о предсказании монахам наказания Божия за «пиянственное житие». В состав «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» и в Житие М. оно вошло в XVII в. Одно из ранних изображений этого чуда есть на Тихвинской иконе Божией Матери 1680 г. из калужской ц. иконы Божией Матери «Одигитрия» (ЦМиАР). Оно стало сюжетом иконы «Явление и завет преподобнаго и Богоноснаго отца Макария», к-рую преподнес начальнику Алтайской миссии архим. Владимиру (Петрову) еп. Иеремия (Соловьёв), находившийся в нижегородском Печерском мон-ре. С XVII в. образ М. включается в храмовые росписи. Один из ранних примеров - ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (40-е гг. XVII в.). Житийный цикл из неск. сюжетов был помещен на стенах Макариевского храма Желтоводского мон-ря (1808). Многочисленны сохранившиеся образы М. в составе избранных святых. На основании этой части иконографического наследия можно отметить, что в народном сознании М. воспринимался как один из самых чтимых святых: нередко на иконах он представлен в паре с прп. Сергием Радонежским («Господь Вседержитель на престоле с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Макарием Унженским и Желтоводским», СОКМ; см.: Невьянская икона. 1997. С. 205. Кат. 142), на иконе 1886 г. «Собор Костромских святых» (КГОИАХМЗ) М. занимает центральное место среди наиболее чтимых Костромских чудотворцев. Большое распространение в среде старообрядцев-беспоповцев получил «Образ всех Российских чудотворцев»; на этой иконе М., почитавшийся староверами, включен в группу преподобных (ГИМ, ГРМ и др. собрания). Ряд произведений отражает региональные особенности почитания М. Преподобного изображали с местночтимыми святыми, связанными с костромскими и нижегородскими землями, такими как преподобные Иаков Железноборовский, Тихон Лухский, Варнава Ветлужский, с Каргопольем - вместе с прп. Александром Ошевенским, с Унженским мон-рем - вместе со свт. Митрофаном Воронежским, с блж. Прокопием Устюжским и др.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Собор в честь Воздвижения Креста Господня. 1823 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня. 1823 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня освящен 17 авг. 1823 г. еп. Нижегородским Моисеем; 30 июля 1825 г. архимандритом нижегородского Благовещенского мон-ря Иоакимом освящен правый придел с 2 престолами - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а 20 авг. того же года архимандритом нижегородского Печерского мон-ря Гавриилом освящен левый придел во имя свт. Иннокентия Иркутского. Собор имеет в плне форму правильного креста (35×35 м), завершен центральным куполом и 4 малыми главами. Особенность храма - необычное для нижегородской архитектуры расположение малых барабанов не по углам основного объема, а по осям главных нефов, т. е. по сторонам света. Величина центральной и боковых глав одинакова. В архитектуре храма заметно стремление к сомасштабности с соборами С.-Петербурга, в т. ч. в использовании 3-нефного планировочного приема. Входы в собор обрамляли 4-колонные портики. Первоначально в интерьере собора были устроены 4 колоннады, к-рые поддерживали плоский потолок. Все барабаны собора были деревянные, а центральный изнутри оштукатурен и расписан. Центральный 8-гранный барабан был установлен на кирпичное основание, покоящееся на подпружных арках и парусных сводах, опирающихся на 4 столба. Сверху барабан покрыт невысоким куполом. В 1842 г. по просьбе игумении архит. А. Л. Леер обследовал собор и обнаружил нарушение конструкций потолка. Леер предложил разобрать потолок с колоннадами и устроить новый каменный свод. В центральном глухом деревянном барабане было предложено сделать окна, а для удержания тепла стены и свод барабана обить тесом ( Шумилкина, Шумилкин. 2012. С. 28). Своды над 1-м ярусом собора - цилиндрические, крестовые, «монье». Хоры выполнены из деревянных конструкций: колонны, перекрытие, парапет, лестница. С хоров ведет лестница на чердак. Стены и своды внутри собора были оштукатурены, на стенах располагались пилястры с каннелюрами, завершенные капителями композитного ордера. Над капителями по всему периметру стен проходил профилированный карниз. Полы на 1-м ярусе частично цементные, частично выложены метлахской плиткой. Все барабаны собора были деревянные, снаружи они обиты черной кровельной сталью. После перестройки 1842 г. в главном алтаре поставлены новый иконостас, престол и жертвенник; часть икон написана заново; внутри церкви заменены колонны и пол; устроено помещение для ризницы; укреплены стены и переделаны входы, а также перекрыты крыша и купола. 17 авг. 1848 г. после капитального ремонта архиеп. Нижегородский Иаков (Вечерков) освятил главный алтарь в честь Воздвижения Креста Господня, южный - в честь Похвалы Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Дионисия Ареопагита, а северный - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, во имя свт. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Монастырская б-ка, начавшая формироваться вскоре после основания обители, к нач. ХХ в. насчитывала свыше 1 тыс. рукописных и печатных книг. В советское время это собрание не сохранило своего единства. Наибольшая часть известных печерских рукописей хранится в фондах Центрального архива Нижегородской обл. Среди них - синодик Нижегородского Печерского мон-ря («Синодик Трифона»; 1595; дописывался в XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2636. Оп. 2. 1), синодик Печерского мон-ря («Синодик Германа»; 1649; дописывался в XVIII в.; Там же. 2), Трефолой (Минея праздничная) (XVI в.; вкладная запись нач. XVII в.; Там же. 8), Триодь Цветная (XVI в.; Там же. 14), Служебный сб. (нач. XVII в.; Там же. 17), Сборник служебный (1-я треть XIX в.; Там же. 23), Сборник служб и житий русских святых (кон. XVI (?) - нач. XVII в.; неск. записей скорописью в XVII, XVIII и XIX вв.; Там же. 31), Сборник (Патерик Киево-Печерский и Житийник; 3-я четв. XVI в. (1564 г.); Там же. 49), Сборник уставных чтений (нач. XVI в.; Там же. 52), Сборник минейный (нач. XVII в.; Там же. 54), «Слова постнические» прп. Исаака Сирина (1853; Там же. 59), Чиновник (XVIII в.; Там же. 61), синодик (кон. XVI - нач. XVII в.; Там же. Ф. 2013. Оп. 602а. 1), синодик (с «Синодиком опальных»; 1556; Там же. 161). В отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной универсальной научной б-ки хранится рукопись, которую в 1650 г. слуга монастыря Григорий Страхов передал приписной Успенской пуст. на р. Линде (НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 187: Житие Зосимы и Савватия Соловецких; 1-я пол. XVII в.). Сохранились также Вкладная книга и книга преданий о первоначальных чудесах, свершившихся от иконы Печерской Богоматери (1691-1743; НГИАМЗ. Кр. 229 (ГОМ. 13746)), синодик (2-я пол. XVII в.; Там же. 14982), синодик (кон. XVII в.; Там же. 16280). Некрополь Некрополь Н. П. м. в совр. виде формировался с нач. XVII в. Среди похороненных в обители - схим. Авраамий (Скрыпеев; † 1630), бывш. митр. Солунский (Фессалоникийский) Паисий († 1632), представители рода Приклонских, являвшихся «послухами» при подписании различных актов Н. П. м. с сер. XVI в., архим. Варлаам († 1680).

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской митрополии), находится в Н. Новгороде, на правом берегу р. Волги. Основан в 1-й пол. XIV в. свт. Дионисием , архиеп. Суздальским, Нижегородским и Городецким. Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский. Керамическая икона (2007) на надвратной Евфимиевской ц. мон-ря. Мастер В. Гришин Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский. Керамическая икона (2007) на надвратной Евфимиевской ц. мон-ря. Мастер В. Гришин В сохранившихся источниках указание на точную дату возникновения Н. П. м. отсутствует. С XIX в. в историографии существует устойчивая традиция относить устроение Н. П. м. к 1330 г., причем в большинстве работ нет ссылок на источники ( Храмцовский. 2010. С. 309; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 353; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 121; Гациский. 2001. С. 154; Зверинский. Т. 2. 1055. С. 270; Лавров. Св. Дионисий. 1892. С. 3; Четыркин. 1897. С. 2-3; Титов. 2001. С. 4; Салько Н. Б. О худож. жизни Н. Новгорода 2-й пол. XIV в.//Очерки по рус. и советскому искусству. Л., 1974. С. 19; Сочнев. 2003. С. 174; Низовский. 2006. С. 87). Архим. Макарий (Миролюбов), стремясь разъяснить возникновение этой даты, писал, что основание Н. П. м. «должно относить к 1330 г.», «сообразуясь с жизнью самого Дионисия и постригаемых от него лиц». Однако историк не указал, как именно соотносится время основания Н. П. м. со временем монашеских постригов учеников Дионисия ( Макарий (Миролюбов). 1864. С. 3). Одним из наиболее известных пострижеников свт. Дионисия был прп. Евфимий Суздальский, в Житии которого содержатся самые ранние достоверные сведения о Н. П. м.: свт. Дионисий отобрал 12 своих учеников и отправил их устраивать новые мон-ри. В частности, прп. Евфимий получил благословение свт. Дионисия на учреждение в Суздале Преображенской обители (см.: Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь ). Архиеп. Филарет (Гумилевский) время перехода св. Евфимия из Н. Новгорода в Суздаль относил к 1343 г., а срок его пребывания в Н. П. м., по его определению, составлял «не менее 8 лет», в итоге он датировал основание св. Дионисием Печерского монастыря 1335 г. ( Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 3. С. 232. Примеч. 117). Но, поскольку 1-я цифра, принятая в расчетах архиеп. Филарета, ошибочна, а вторая введена им произвольно, то и третья, итоговая цифра, никак не может считаться установленной исторической датой.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010