Новгорода, а к наружной стене Алексеевского храма напротив могилы была прикреплена памятная металлическая доска с фотографией архипастыря под стеклом. Соч.: История Нижегородской семинарии. Н. Новг., 1849; Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Описание Оранской Богородицкой пуст. М., 1851; Преосв. Иаков, архиеп. Нижегородский. М., 1853. СПб., 18562; Описание г. Верхотурья. СПб., 1854; Описание Ферапонтовской волости//Вестн. Имп. РГО. СПб., 1854. Ч. 11. Отд. 2. С. 129-152; Краткое обозрение древних церквей в Новгороде, построенных до присоединения его к Моск. державе в 1478 г. СПб., 1855; Сказание о жизни и трудах св. Стефана, еп. Пермского. СПб., 1856; История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857; Описание Новгородского архиерейского дома. СПб., 1857; Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857; Распространение христ. веры в пределах Пермской епархии. [СПб.], 1857; Сказание о жизни и трудах преосвящ. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Поучительные слова. М., 18582; Примеры благочестия среди соблазнов, или Поведение древних христиан в отношении к язычникам. СПб., 1858; Слово в Великий Пяток о подражании Господу нашему Иисусу Христу. СПб., 1858; Слово в день освящения Владимирской ц. при Рязанской ДС. М., 1859; Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. 2 ч.; Житие св. Василия, еп. Рязанского. М., 1860, 1875; О форме крестов на главах храмов и колоколен. СПб., 1860; Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского чиновника или устава. М., 1861; Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. М., 1861; Описание новгородского общежит. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Церковно-ист. описание г. Ст. Русы. Новг., 1866; Синодик XVI в. в Нижегородском Печерском мон-ре//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Отд. 5. С. 1-8; Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 1871. Болхов, 18812; Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Ист.-стат. описание Николаевского Корельского 3-кл. мон-ря. М., 1879; Ист. описание Красногорского мон-ря. М., 1880; Ист.-стат. описание Пертоминского муж. мон-ря. М., 1882; Слова и речи. Орёл; Вятка; Новочеркасск, 1870-1892. 13 вып.; Преосв. Питирим, архиеп. Нижегородский. Новочеркасск, 1889.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

775-летию Н. Новгорода. 26-27 апр. 1996 г.). Н. Новг., 1996. С. 36-39; Дмитриевский С. М. Археол. разведка в районе Печерского мон-ря//Нижегородские исслед. по краеведению и археологии: Ежег. Н. Новг., 1997. С. 56-60; он же. Агиогр. источники о роли нижегородского Печерского мон-ря в общежит. реформе XIV в.//Древнерус. книжная традиция и совр. народная лит-ра: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 14-16 окт. 1998 г. Н. Новг., 1998. С. 18-22; он же. Археол. исслед. в Ст. Печерах в 1996 г.//Нижегородские исслед. по краеведению и археологии. 1999. С. 77-88; Галай Ю. Г. Печерский Вознесенский муж. мон-рь в советское время//Русское православие: Вехи истории. Н. Новг., 1998. С. 106-113; Антонов Д. А. Этапы формирования землевладения нижегородского Печерского мон-ря в XIV - нач. XVIII в.//Нижегородские исслед. по краеведению и археологии. 2001. С. 85-100; Титов А. А. Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. Н. Новг., 2001; Сочнев Ю. В. Обзор истории церк. управления в Суздальско-Нижегородском княжестве в XIV в.//Нижегородские исслед. по археологии и краеведению. 2003. С. 172-185; он же. Архимандрития в Н. Новгороде в XIV в.//Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе: Сб. мат-лов 10-й Регион. науч.-практ. конф. (13 дек. 2012 г.). Арзамас, 2012. Вып. 9. С. 41-49; Низовский А. Ю. Правосл. храмы и мон-ри. М., 2005; Булычёв А. А. Из истории русско-греч. церк. и культурных взаимоотношений 2-й пол. XIV ст.: (Судьба свт. Дионисия Суздальского)//ВЦИ. 2006. 4. С. 87-121; Тихон (Затёкин), архим., Дёгтева О. В. Спасо-Преображенская ц. в слободе Ст. Печеры г. Н. Новгорода//Нижегородская старина. 2006. Вып. 12. С. 60-66; Тихон (Затёкин), архим. Вознесенский Печерский муж. монастырь: История и современность. Н. Новг., 2008; он же. Древняя обитель: История Вознесенского Печерского муж. мон-ря в жизнеописаниях его настоятелей. Н. Новг., 2012-2015. 3 т.; Дёгтева О. В. Чудотв. икона Божией Матери «Печерская» и строительство на Нижегородской ярмарке монастырской часовни в сер.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

В кон. XX - нач. XXI в. было выполнено неск. икон Д. (в т. ч. резных и шитых), находящихся в нижегородском Печерском мон-ре и в ц. Св. Троицы в Троицкой слободе в Москве (подворье ТСЛ),- поясные и ростовые, как правило, в фелони, митре, с Евангелием в левой руке. Облик святого обычно соответствует описаниям иконописных подлинников, хотя в нек-рых произведениях Д. представлен не старцем, а средовеком с короткой бородой и длинными волосами. Иногда святитель изображен в саккосе, что, вероятно, отражает факт его поставления в Русские митрополиты (1384), но при этом не в белом, а в черном клобуке. В Печерском мон-ре существует образ Д. с Печерской иконой Божией Матери в руках (образ хранился в обители, по позднему преданию, принадлежал святителю). На нек-рых иконах фоном служит панорама Печерского мон-ря. Совр. иконописцами разработана иконография житийного цикла Д. в кратком варианте - икона с 4 клеймами (подворье ТСЛ): Д. отсылает иноков на проповедь, татарин Сарайка стреляет в Д. из лука, Д. обличает стригольников в Пскове, патриарх К-польский поставляет Д. в митрополиты. Развернутый житийный цикл представлен на иконе с 18 клеймами из Вознесенского собора Печерского мон-ря. Сюжеты Жития Д. также включены в состав росписи 2003 г. трапезной Вознесенского собора Печерского мон-ря, а именно: основание Печерского мон-ря; кн. Борис Константинович испрашивает у Д. его ученика прп. Евфимия для основания обители в Суздале; свт. Алексий Московский поставляет Д. в епископы; осуждение и взятие под стражу святителя; прп. Сергий Радонежский поручается за Д.; святитель отправляется в К-поль, Д. прибывает в К-поль; заточение святителя в Киеве и др. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. С. 22, 29; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского Печерского муж. мон-ря. Н. Новг., 1887. С. 127; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание. Вязники, 1896. С. 127; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327; Добровольский М.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Основание Вознесенского Печерского мон-ря. Роспись в св. вратах мон-ря. Нижегородская епархиальная иконописная мастерская «Ковчег». 2015 г. Основание Вознесенского Печерского мон-ря. Роспись в св. вратах мон-ря. Нижегородская епархиальная иконописная мастерская «Ковчег». 2015 г. Поскольку основание прп. Евфимием мон-ря в Суздале относят к периоду между 1355 и 1363/64 гг. ( Маштафаров А. В. Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской мон-рь//ПЭ. 2008. Т. 17. С. 361), а в Житии неопределенно указывается на то, что прп. Евфимий, прежде чем перейти в Суздаль, прожил у св. Дионисия «не мало время», некоторые авторы более осмотрительно писали о существовании Н. П. м. только начиная с 40-х XIV в. ( Борисов. 1986. С. 91-92; 98. Примеч. 51) или в период правления вел. кн. Нижегородского Константина Васильевича (1341-1355) ( Пудалов. 2001. С. 13, 20-21. Примеч. 15). А. А. Булычёв обосновал гипотезу об основании Н. П. м. во 2-й пол. 40-х (не ранее 1347) - нач. 50-х гг. XIV в. ( Булычёв. 2006. С. 91). И. М. Грицевская полагает, что обитель стала известна в Н. Новгороде лишь в 50-х гг. XIV в. ( Грицевская И. М. Житие Макария Желтоводского и Унженского//БЛДР. 1997. Т. 13. С. 783. Примеч. к с. 264). Указание на свт. Дионисия как на строителя Н. П. м. содержится в Рогожском летописце. В описании его епископской хиротонии в 1374 г. сообщается, что он был «монастырем строителем» (без пояснения, какого или каких конкретно; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 105). Прямо свт. Дионисий назван основателем Н. П. м. в «Книге степенной», где отмечено, что он в «Нижнемъ Новеграде ископа пещеру, идеже люботрудно подвизася и манастырь честенъ состави, зовомыи Печерьскии манастырь» (Степенная книга. 2008. С. 82). Булычёв считает, что ктитором - соучредителем Н. П. м. был вел. кн. Нижегородский Константин Васильевич, пожаловавший в собственность обители ок. 1355 г. оз. Семское Чирятово ( Антонов, Маштафаров, 2001. С. 418. 1; Булычёв. 2006. С. 89). Первоначально мон. Дионисий «ископа пещеру» по течению Волги, ниже от совр. местоположения мон-ря, в местности, к-рая с XVII в. именовалась Ст. Печёры. По всей видимости, пещеры, созданные основателем Н. П. м. и его последователями, были довольно обширными ( Медоваров, Дмитриевский. 2011. С. 226), поэтому память о них сохранилась и в названии обители.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_7.html

Н. О рукописях третьей части «Истории Российской» В. Н. Татищева// Татищев. 1996. С. 9-10). Однако и этот список не называет П. В. автором посланий (БАН. НИОР. 17.2.5. Т. 1. Л. 461 об.-462). Т. о., указанные вставки Татищева являются интерпретацией текста летописного некролога. Как отметил Прохоров, «каких-либо сочинений с… именем» П. В. «до нас не дошло» ( Прохоров. 1989. С. 155-156). Тем не менее в посл. четв. XIX в. архиеп. Филарет (Гумилевский) , основываясь на данных Татищева, предположил без достаточных оснований, что П. В. мог быть автором неск. анонимных поучений. В их число вошли: 1) «Поучение избрано от книг, како жити крестьяном»; 2) «Поучение ко всем православным христианом»; 3) «Слово ко всему миру»; 4) «Поучение отца духовного к детям»; 5) «Поучение некого отца духовного к сыну, како творити милостыни»; 6) «Поучение о лихоимстве и пьянстве»; 7) «Поучение о праздновании духовном и пьянстве»; 8) «Слово об умерших»; 9) «Слово о хрестьянстве». После смерти имя П. В. для вечного поминовения было внесено в синодики нижегородского Вознесенского мон-ря. Оно встречается в отдельных списках монахов этой обители (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1552 г.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 70. Л. 29; Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1595 г. Синодик архим. Трифона. Н. Новг., 2010. С. 228. Л. 100). Не канонизирован. Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 83; Т. 15. Вып. 1. Стб. 147; Т. 18. С. 134; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 425-426. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 82-83; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 176-177, 364; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 68, 173. Примеч. 12; он же. Павел Высокий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 155-156; Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 178, 192; она же. Моск. летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 91; Соловьев. История. 1988. Кн. 2. Т. 4. С. 605; Татищев В. Н. Собр. соч. М., 1996. Т. 5: История Российская. Ч. 3. С. 158, 293. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре

http://pravenc.ru/text/2578547.html

Есть основания полагать, что иконы Е. находились в храмах вотчин Спасо-Евфимиева мон-ря - прежде всего там, где существовали престолы во имя преподобного. Это, напр., храм приписного Мячковского Евфимиева во имя свт. Василия Великого мон-ря близ Гороховца, по преданию основанного Е., с каменной церковью 1679 г. (упразднен в 1764 - Зверинский. Т. 2. 690), ц. во имя мучеников Космы и Дамиана с. Коровники близ Суздаля (Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды/Сост.: В. Березин. С. 89), один из храмов с. Мугреева-Дмитриевского Южского р-на Ивановской обл., храм слободы Мещерской на Оке (позднее г. Горбатов, где в Троицком соборе существовал придел Е.), ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове Щёлковского р-на Московской обл., где до сих пор в приделе во имя Е. хранится его образ 20-30-х гг. XVII в., согласно надписи на обороте подаренный келарем Спасо-Евфимиева мон-ря Иосифом Трусовым (преподобный в рост, в молении благословляющему Иисусу Христу в сегменте). В качестве заказчиков икон святого, вероятно, выступали покровители обители князья Пожарские. Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Неск. изображений Е. входит в состав росписи собора Спасо-Евфимиева монастыря, исполненной в 1689 г. костромской артелью во главе с Гурием Никитиным . Кроме житийного цикла в Евфимиевом приделе это еще и ростовая фигура преподобного, помещенная в юж. галерее, слева от портала храма ( Брюсова. 1982. Ил. 133; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 11. Ил.; согласно описи 1660 г., на этом месте до создания росписи находилась аналогичная икона - Описная книга. 1878. С. 39); рядом представлены суздальские преподобные жены - Евфросиния и София (вел. кнг. Соломония Сабурова). Необычна по иконографии композиция на сев. стене жертвенника: в облаках на фоне райского сада изображена Богоматерь с Младенцем на престоле (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»), Которой молятся суздальские святые: в центре представлены коленопреклоненные святители Иоанн и Феодор, справа и слева от них - стоящие с воздетыми руками Е. и прп. Евфросиния. Этот сюжет, отражающий почитание суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и мон-рь, в то же время соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники.

http://pravenc.ru/text/187661.html

во время оползня, разрушившего обитель (Нижегородский летописец. 1886. С. 38). В писцовой книге Н. Новгорода 20-х гг. XVII в. упомянуты посвященные Е. приделы: в Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле, при ц. Св. Софии, Премудрости Божией, в нижегородском Благовещенском мон-ре (Писцовые книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. Т. 17. 1898. Стб. 63, 346, 347). Придел во имя Е. был освящен ранее 1647 г. в соборе Преображенского мон-ря в с. Пурех. Эта обитель была основана в 1-й пол. XVII в. покровителями нижегородского Печерского мон-ря - князьями Пожарскими ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 370, 420), в 1-й четв. XVIII в. она была упразднена, храм преобразован в приходский (закрыт в 1935, возвращен Церкви в 90-х гг. XX в.). В переписной книге 1678 г. в Васильевском мон-ре Гороховецкого у. указывается ц. Василия Великого с приделом в трапезе во имя Е. В XVII в. в нижегородской Мироносицкой ц., близ которой, по преданию, родились преподобные Е. и Макарий, также имелся посвященный Е. придел (Там же. С. 104; существовал еще в нач. XX в.). В кон. XIX в. известны посвященные Е. (вместе со свт. Дионисием и прп. Макарием Унженским) надвратная (Спасо-Евфимиева) ц. в нижегородском Печерском мон-ре, придел в храме во имя святых Космы и Дамиана в с. Коровники близ Суздаля. Лит.: Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 25-28, 36, 52; Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о св. угодниках и местночтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 57-61; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 1. С. 427-434; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 122, 135, 140, 142, 180; Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского 1-классного Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 1870; Описание о российских святых. С. 208-209; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284-286; Досифей. Житие прп . и богоносного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/187661.html

В поморских композициях Собора русских святых Е. изображен в правой группе преподобных, в куколе: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е.- в 1-м ряду, кудрявый, с длинной острой бородой, в монашеском одеянии и куколе, со скрещенными крестообразно руками; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) он представлен в белом клобуке и омофоре в составе группы святителей; на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) изображен в числе преподобных. Образ Е. присутствует на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и на совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках); на иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире к 800-летию его возведения) и на совр. изводах Соборов Владимирских или Суздальских чудотворцев (Успенский собор, Княгинин мон-рь во Владимире, Покровский мон-рь в Суздале). Современные иконы с образом Е. находятся преимущественно в Суздале и Н. Новгороде. Иконописцы используют в качестве иконографических образцов единоличные иконы святого с образами Иисуса Христа и Богоматери (ГВСМЗ, ЦМиАР). Над ракой Е. в ц. равноапостольных Константина и Елены в Суздале находится его образ в коленопреклоненном молении на фоне мон-ря. Образ Е. вставлен в киот над входом в Спасо-Евфимиев мон-рь. Необычный по иконографии ростовой образ святого с развернутым свитком (надпись: «Удержи язык твой от зла и устне тв[ои]») имеется в ц. Смоленской иконы Божией Матери в Суздале. Поясной образ Е. в древнерус. стилистике помещен в иконостасе ц. во имя арх. Михаила в Нижегородском кремле. Отдельные житийные композиции включены в состав росписи трапезной Вознесенского собора нижегородского Печерского мон-ря (вел. кн. Борис Константинович просит у свт. Дионисия Суздальского прислать его ученика Е., чтобы создать мон-рь; закладка храма и обители в честь Преображения Господня). Постриг Е. (безбородый юноша) написан на одном из клейм иконы свт. Дионисия Суздальского с 18 клеймами жития (Вознесенский собор Печерского мон-ря). В киоте на стене надвратной ц. во имя Е. в Печерском монастыре помещен керамический образ Е. работы Т. и В. Гришиных; в обители имеются и др. совр. иконы и росписи с образом преподобного, как правило на фоне монастырских построек.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) († ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт.)» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

http://pravenc.ru/text/578040.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010