резко прервал, а также в 1501 г. получил от Флорентийской республики заказ на изготовление монументальной статуи Давида для фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Галерея Академии, Флоренция). М. Б. был передан в работу мраморный блок, ранее оставленный Агостино ди Дуччо из-за имевшейся в нем трещины; этот дефект и большая высота глыбы определили особенности композиции скульптуры. М. Б. придал ветхозаветному образу, имевшему во Флоренции статус республиканского символа, новое прочтение. Отказавшись от повествовательных элементов (изображений доспеха, меча, головы Голиафа), он выбрал момент, предшествующий поединку, и сосредоточил внимание на самой идее победы, к-рую раскрыл через классический мотив героической наготы. Библейский персонаж уподоблен античному атлету, чье крепкое, сильное тело с напряженными мускулами, преувеличенные размеры рук, спокойно взвешивающих камень и придерживающих пращу, грозный и гордый взгляд не только выражают физическую мощь, но и указывают на духовное превосходство над противником. В 1504 г. комиссия, включавшая ведущих флорентийских художников, учитывая совершенство статуи, приняла решение установить ее у стен Палаццо-делла-Синьория. М. Б. выполнил также модель для бронзовой скульптуры Давида (отливка была сделана лишь в 1508, в отсутствие М. Б., и не сохр.). В 1503 г. М. Б. получил заказ на изготовление статуй 12 апостолов для флорентийского собора (осталась незаконченной статуя св. Матфея; Галерея Академии, Флоренция), а в 1504-1507 гг. по заказу правительства Пьеро Содерини М. Б. начал работу над картоном для фрески «Битва при Кашине», к-рая должна была составить пару «Битве при Ангиари» Леонардо да Винчи в Зале Большого совета в Палаццо-делла-Синьория. Живописная версия не была исполнена, но картон М. Б. и неск. его подготовительных рисунков пользовались большой популярностью среди современников; картон известен лишь по фрагментарной копии Бастиано да Сангалло (Холкем-Холл, графство Норфолк), на к-рой воспроизведена сцена купания флорентийских солдат в Арно.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

Имп. Константин VII Багрянородный. Монета. Аверс, реверс. Х в. (лат. Excerpta; греч. Εκλογα). По инициативе К. был предпринят масштабный проект по кодификации знаний во всех областях человеческой деятельности, для этой цели придворные ученые составили антологию мнений античных и ранневизант. авторов (наиболее поздний - историк Георгий Амартол (IX в.)) по различным вопросам и разделили ее на 53 тематических блока (πθεσις). Результаты этой работы сохранились только частично: полностью дошел 27-й разд. «О посольствах» (De legationibus; Περ πρσβεων), примерно половина 50-го разд. «О добродетелях и пороках» (De virtutibus et vitiis; Περ ρετς κα κακας), а также значительные фрагменты разделов «О заговорах против императоров» (De insidiis; Περ πιβουλν κατ βασιλων γεγονυιν) и «О мнениях» (De sententiis; Περ γνωμν). О структуре и замысле антологии можно судить по предисловиям к разделам «О посольствах» и «О добродетелях и пороках» ( Семеновкер. 1984; Lemerle. 1971. P. 281-284), предположительно одно и то же предисловие повторялось с небольшими изменениями перед каждым разделом. Каждый раздел предварялся списком источников (нек-рые из них известны только благодаря «эксцерптам» и в самостоятельном виде не сохр., это произведения таких авторов, как Приск, Менандр Протектор, Петр Патрикий, Евнапий), порядковым номером и оглавлением. Известно, что 1-й раздел был озаглавлен «О провозглашении императоров» (Περ ναγορεσεως βασιλων). Расположение остальных разделов неизвестно, однако названия нек-рых можно реконструировать благодаря отсылкам к ним в др. частях: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных [делах]», «О выражении» ( Schreiner. 1987. S. 14-21). Изучение помет в рукописях, использовавшихся при составлении антологии, позволяет предположить, что существовали и др. разделы: «О коронации императоров», «О смерти (низложении) императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях» (Ibid. S. 21-23). В то же время сгруппировать разделы в более крупные тематические блоки ( B ü ttner-Wobst. 1906) не получилось ( Lemerle. 1971. P. 284-285). Рукописная традиция сохранившихся разделов антологии бедна, вероятно, проект К. не пользовался популярностью (Ibid. P. 287). Тем не менее собрание «Эксцерптов» активно использовалось автором словаря «Суда» ( De Boor. 1912; De Boor. 1914/1919).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Биографический жанр представлен именем Корнелия Непота, написавшего соч. «О знаменитых людях» (сохр. небольшая часть из 24 биографий и очерк «О царях»). Время правления Августа по праву называют «золотым веком» рим. культуры, и в особенности лат. поэзии. Публий Вергилий Марон (70-19) ввел жанр пастушеской идиллии (сб. «Буколики» из 10 эклог), написал дидактическую поэму о крестьянском труде «Георгики» и создал прославивший его имя мифологический эпос - поэму «Энеида» в 12 книгах. Квинт Гораций Флакк (65-8) начинал как сатирик и полемист («Эподы» и «Сатиры»), затем обратился к лирике («Оды»), после чего - к дидактическому жанру (1-я кн. «Посланий»). Свои взгляды на лит-ру и принципы поэтического творчества он изложил во 2-й кн. «Посланий» и в «Науке поэзии». Публий Овидий Назон (43 г. до Р. Х.- 17/18 г. по Р. Х.) дебютировал любовными элегиями (5 книг), а впосл. написал пародийно-дидактические поэмы «Наука любви» и «Лекарства от любви», одновременно работая над учено-повествовательными поэмами «Метаморфозы» (15 книг) и «Фасты» (6 книг). Находясь в изгнании на побережье Чёрного м., тоскуя по Риму, он создал 2 сборника - «Скорбные элегии» и «Понтийские послания». Талантливыми поэтами-лириками были Альбий Тибулл (ок. 50-19) и Секст Проперций (ок. 49-15). Имп. Август создал немало произведений в прозе и в стихах, наиболее известным стало политическое завещание «Деяния божественного Августа». После знакомства римлян с греч. философией и успехов Цицерона в этой сфере, в период ранней империи I-II вв., философия стала неотъемлемой частью рим. культуры. Господствующими течениями философской мысли были стоицизм и эпикурейство . Видные представители рим. стоицизма - Луций Анней Сенека Младший (ок. 4 г. до Р. Х.- 65 г. по Р. Х.; «Нравственные письма к Луцилию», «Естественнонаучные вопросы» и ряд философских трактатов на этические темы), Эпиктет («Беседы»; по-гречески) и Марк Аврелий («К самому себе»). В низших слоях общества известной популярностью пользовались киники, подчас резко критиковавшие общественные нравы и политику властей.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Многие из писателей, ученых и философов-греков той эпохи ( Эпиктет , Гален, Плотин и др.) подолгу жили и работали в Риме, что тем не менее было свидетельством углублявшегося греч. влияния в среде рим. элиты. Риторика «греческого возрождения» отличалась выспренностью, манерностью и повышенным вниманием к форме, иногда в ущерб содержанию. Наиболее влиятельным лит. направлением стала т. н. 2-я софистика, к-рая отличалась склонностью к «философствующей риторике» и нарочитому архаизму (ее представители - греч. риторы Дион Хризостом, Элий Аристид). На латыни в этот период писали риторы Герод Аттик (сохр. фрагменты речей) и Марк Корнелий Фронтон, учитель Марка Аврелия. Образцы характерных для 2-й софистики сборников всевозможных сведений из разных областей знания - «Пестрые рассказы» Клавдия Элиана и «Аттические ночи» Авла Геллия. К жанру приключенческого романа относятся произведения «Золотой осел» Апулея, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Драматический жанр в указанный период совершенно деградировал. От него остались лишь пантомима, ателланы и мимы. Сохранились 10 трагедий Сенеки Младшего, написанных в подражание классическим греч. образцам. Лат. историографию II в. представляют т. н. малые рим. историки: Луций Анней Флор («Эпитома»), Луций Ампелий («Памятная книжица») и Граний Лициниан (от его обширного компилятивного труда до нас дошли лишь фрагменты). В период поздней империи рим. историография пребывала в глубоком упадке. В IV в. появился сборник биографий императоров, известный под названием «Писатели истории Августов» (Scriptores Historiae Augustae), охвативший период от правления имп. Адриана до возведения на престол Диоклетиана (117-284), содержащий множество ценных сведений, но в изложении мн. событий имеются легендарные сведения и анахронизмы. IV-V вв.- время бревиариев, сокращенных изложений истории. Известны бревиарии Евтропия (10 книг), Аврелия Виктора (сборник кратких биографий императоров - от Августа до Констанция II), Орозия (7 книг). Последним выдающимся рим. историком был Аммиан Марцеллин (ок.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Из сохранившихся документов известно, что в XVIII в. большинство насельников К. м. были его пострижениками, около трети составляли иноки (часто неблагополучные), пришедшие с польской территории, из балканских гос-в и мон-рей Св. Горы Афон, а также монахи, сосланные на покаяние. Выборочная статистика кирилловской братии такова: в 1720/21 г.- 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов; в 1730 г.- соответственно 8 и 6; в 1739 г.- 6 и 2; в 1741/42 г.- всего 21 монах; в 1743 г.- 27; в 1744 г.- 23; в 1745 г.- 18; в 1756 г.- 19; в 1762 г.- 12; в 1770 г.- 23; в 1774 г.- 17. С 1775 г. фиксируется количество насельников: в этом году в обители было 20 монахов и 17 послушников, в 1777 г.- соответственно 16 и 30. До последнего года существования мон-ря (1786) в обители проживали от 18 до 22 насельников. В братии преобладали выходцы из низов (крестьяне, мещане, незначительное количество казаков), редко - обедневшие шляхтичи и купцы. Напр., в 1773 г. было 13 крестьян, 2 мещанина, 3 насельника из купцов и шляхтич. Большинство братии были малороссами, известны случаи принятия в обитель униатов. Средний возраст иноков составлял 30-50 лет, мало кто доживал до 70; основные недомогания - подагра и болезни глаз. Как и во всех монастырях того времени, в К. м. были случаи пьянства, драк, воровства, побегов из обители (в соответствии со спецификой монастырских архивов проступки фиксировались, документация сохр.). Лишь третья часть братии не подвергалась судам за проступки ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 210-223; Ульяновський. 2007. С. 317-386). В документах есть упоминание о схимнике (Михаил; 1764-1765). Среди послушаний особо выделяется сбор милостыни в Запорожье (сбор подаяний производился по специальному разрешению митрополита, гл. обр. на строительные нужды или возобновление мон-ря после пожара). Основой экономической жизни обители в это время оставались ее земли с подданными крестьянами (села Ячники и Плоское), рыбные озера и мельницы на Сырце; чиншевые доходы от отданных в аренду земель и городских подворий (на киевском Подоле; арендная плата - куничное); поборы за пользование монастырскими мостами и дорогами (мостовое). Доходы приносили также монастырские кирпичные предприятия (по большей части изготовляли кирпич для нужд обители, меньше - для продажи) и монастырские шинки, к-рые имели все киевские мон-ри в своих угодьях (4 шинка К. м. давали 70-80% всех доходов, братия имела строгий запрет на посещение шинков) и киевский магистрат. Мон-рь кормился собственной продукцией с пахотных земель и огородов сел Ячники и Плоское, а также с пасеки и рыбного пруда, на к-рых работали подданные крестьяне (в 1726 г.- 84 чел., в 1749 г.- 35, в 1750 г.- 47, в 1756 г.- 76, в 1766 г.- 51, в 1782 г.- 310 чел.). Немалой статьей расходов обители были «поклоны», «подношения», «благодарения», «поздравления» светской и духовной администрации разных уровней, особенно во время судебных процессов за имения монастыря ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 230-239).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

К. я. никогда не был гос. языком. В период его становления Египет был рим. (визант.) провинцией и в роли офиц. языка выступал греческий. После арабского завоевания (639-642) документацию еще некоторое время продолжали вести на греческом, но число литературных копт. текстов заметно увеличилось. На рубеже VII и VIII вв., после объявления халифом Абд аль-Маликом араб. языка государственным, коптский был постепенно вытеснен из всех областей и сохранился только как богослужебный язык Коптской Церкви. Однако причиной этого стали не только гос. реформа и прямая необходимость в едином языке делопроизводства, а целый комплекс обстоятельств: переселение в Египет иноверного населения, обладавшего военной силой, политической властью и поддержкой мусульм. мира; увеличение подати с христ. населения и переход господства в экономике к мусульманам; частое притеснение коптов, опустошение монастырей, всегда служивших центрами культуры, уничтожение или забвение материальных и духовных ценностей, к-рые в них хранились; разрыв Коптской Церкви с визант. христианством после Халкидонского Собора (451); наконец, социальное расслоение самих коптов, нередко приводившее к вероотступничеству. Уже став арабоязычными, копты начали составлять грамматики и словари К. я. (сохр. с XIII в.), что свидетельствовало о его исчезновении из повседневного общения и о необходимости специальных усилий для его освоения и сохранения. Авторы этих трудов, входящих в состав уже копто-араб. лит-ры, опирались на араб. филологическую традицию. Проблема влияния греческого языка Для К. я. характерно широкое заимствование греч. лексики, в котором иногда несправедливо видят его неразвитость. Однако сам по себе факт влияния греческого в ситуации билингвизма населения вполне закономерен. Кроме того, усвоение греч. лексики зачастую осуществлялось по принципу не восполнения понятийных лакун, а замещения уже имевшихся лексических единиц К. я., и для этого были свои причины. Создатели церковной письменности заботились о том, чтобы лексика, связанная с национальными религ. представлениями, не мешала правильному восприятию христ. веры. Так вошло в употребление греч. слово πνεμα (дух): хотя есть и копт. слово с тем же значением ( ), но оно слишком напоминало о боге Кнефе; понятие «святой» можно было выразить копт. , но это слово обозначало и языческого жреца, поэтому в употребление вошло греч. γιος. Словом же, усвоенным не только греч. аскетической традицией, но и через нее - русской, стало название известного монашеского центра Скит (копт. - букв. «вес сердца»).

http://pravenc.ru/text/2057210.html

Начало Евангелия от Марка. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 94) Начало Евангелия от Марка. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 94) Древнейшая сохранившаяся ирл. рукопись содержит текст Псалтири, но самым распространенным ирл. иллюстрированным текстом было Четвероевангелие. Евангелия отделялись друг от друга орнаментальной, т. н. ковровой, страницей и начинались с большого полностраничного инициала - инципита, вводящего первые слова Евангелия. Инципитов было 5: 4 к Евангелиям и 1 к стиху из текста Евангелия от Матфея (Мф 1. 18), где говорится о Рождестве Иисуса Христа. Этот инициал (обычно самый развитый из 5) носит название «Хи Ро Йота» и представляет собой греч. монограмму (т. н. Nomina Sacra), заменяющую имя Иисуса Христа, с которого начинается указанный стих. Евангелия украшали также 4 полностраничными изображениями символов евангелистов, а после знакомства со средиземноморской традицией - их образами; в некоторых случаях к ним добавлялись полностраничные инициалы и сюжетные иллюстрации. Самая развитая программа такого рода представлена в т. н. Книге из Келлса (Dublin. Trinity College Library. A. I. (58)); рубеж VIII и IX вв.). Т. о., структура ирл. Четвероевангелия в период расцвета представляет собой слияние 2 традиций - островной орнаментальной (т. н. ковровые страницы и инципиты) и позднеантичной фигуративной (портреты евангелистов). Т. н. ковровые страницы выйдут из употребления в нач. IX в., полностраничные инициалы будут востребованы в каролингских и оттоновских рукописях. Лист с ковровым орнаментом. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 26v) Лист с ковровым орнаментом. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 26v) Историю ирл. книжной миниатюры условно можно разделить на 3 этапа. Ранний этап (кон. VI - сер. VII в.) - период сложения циклов иллюстраций. В этот период главные скриптории находились на территории И., качество пергамена было низкое, размеры рукописей небольшие, декор манускриптов сводился к выделению начальных букв. Самая ранняя из сохранившихся рукописей того времени - декорированная рукопись Псалтири, т. н. Катах (ирл. cathach - боевой) св. Колумбы (Dublin. Royal Irish Academy. MS. 12 R 33; кон. VI - нач. VII в.). В средние века эту рукопись традиционно связывали с именем св. Колумбы, полагая, что она переписана его рукой. Псалтирь считалась священной и хранилась в реликварии, к-рый во время битвы несли перед войсками. Работа по украшению манускрипта сводилась к выделению черно-белых инициалов в начале каждого псалма (сохр. 60). В украшении инициалов использована позднелатенская орнаментика, хорошо известная по таким предметам декоративно-прикладного искусства этого времени, как т. н. корона Питри. Некоторые исследователи находят в декоре рукописи копт. черты - простые плетенки и цветные точки вокруг букв.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕШКО I [Мечислав; польск. Mieszko] († 25.05.992), 1-й достоверно известный польский князь из династии Пястов; упоминается в 60-х гг. X в. как правитель значительной части польских земель, который вел войну с поморянами и лютичами, стремясь подчинить земли на южном побережье Балтийского м. Для успешного завершения этой борьбы он вступил в союз с чеш. кн. Болеславом I Грозным, а в 965 г. заключил брак с его дочерью Добравой (Домбрувкой, Дубровкой). В 966 г. последовало крещение М. и его подданных. В польской традиции это объяснялось влиянием на него жены-христианки. Современные исследователи обращают внимание на то, что крещение М. не только укрепило польско-чешский союз, но и позволило установить дружественные отношения с врагом полабских славян - Свящ. Римской империей. В последующие годы М. неоднократно участвовал в походах немецких войск против язычников-славян. Мало известно о том, как происходила христианизация польск. земель во 2-й пол. X в. Можно лишь утверждать, что она осуществлялась при активном участии чешского духовенства, о чем говорит сходство чешской и польск. христ. терминологии. В правление М. в Гнезно и Познани были построены базилики. В 968 г. во главе христианского духовенства во владениях М. был поставлен еп. Иордан. Откуда он пришел на эти земли, неизвестно. Польские исследователи полагают, что Иордан был епископом, главой христианской миссии, подчинявшимся непосредственно Папскому престолу. При поддержке Свящ. Римской империи М. сумел к нач. 90-х гг. X в. отвоевать у чеш. правителя Болеслава II и присоединить к своим владениям Силезию и часть М. Польши (без Кракова). Т. о. под властью М. оказались области, население к-рых приняло христианство уже в 1-й пол. X в., что создало более благоприятные условия для христианизации других польских земель и объединения их в единое гос-во. Отношения со Свящ. Римской империей ок. 980 г. укрепились благодаря брачному союзу с Одой, дочерью маркграфа саксон. Северной марки Дитриха Хальденслебенского. Ок. 990/91 г. М. вместе с Одой и сыновьями от 2-го брака Мешко и Ламбертом передал свои владения под опеку Папского престола (сохр. папские регесты грамоты «Dagome iudex» с сообщением об этом - Le Liber Censuum de l " Église romaine/Éd. P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. Vol. 1. P. 349. N 17). По-видимому, речь шла о передаче этих владений детям Оды в обход сына Добравы, Болеслава I Храброго . План этот осуществить не удалось. Болеслав Храбрый после смерти отца изгнал из страны мачеху и младших братьев. Однако особые отношения Польши с Папским престолом сохранялись и кафедре ап. Петра выплачивался некий «чинш».

http://pravenc.ru/text/2563148.html

В 1896-1900 гг. М. составил ряд проектов учебных зданий. Среди них комплекс Технологического института в Томске (1896-1900, инженер Ф. Ф. Гут), 1-го технического высшего учебного заведения Сибири, включавшего главное здание с лекционным залом, физический и химический корпуса. Проект М. получил широкую известность. Крупное симметричное главное здание в стилистике неоренессанса в 27 осей имело П-образный план, центральную часть подчеркивал мощный ризалит в 3 оси с аттиком и полуциркульными окнами на 1-м и 3-м этажах. Воспитательно-ремесленное училище им. Н. П. Трапезникова в Иркутске (ул. Рабочего Штаба, 6) с домовой церковью было также выстроено «покоем» с центральным ризалитом в 5 осей и в формах неоренессанса. М. удалось реализовать новаторскую идею объединения ремесленного и начального учебных заведений в единый комплекс на основе научных и санитарно-гигиенических достижений того времени (отталкивался от присланного из Иркутска проекта городского архит. А. И. Кузнецова, 1898). Здание попечительства Имп. Человеколюбивого об-ва для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей в С.-Петербурге (1903-1905, ул. Егорова, 26) было спроектировано М. на основе премированных проектов конкурса 1903 г. Оно состоит из прямоугольного в плане лицевого корпуса с главным, аукционным и торговым залами, канцелярией, квартирами воспитателей и жилыми помещениями приюта на 30 чел., из обширного по площади каре дворовых корпусов. Выразительный главный фасад здания исполнен в стилистике кирпичного модерна с характерной игрой кривых линий и разнообразием форм оконных проемов и металлодекора и сочетается с богатым кирпичным узорочьем. Щипцовые завершения боковых частей здания напоминают мотивы нем. Ренессанса и создают экспрессивный силуэт. Архитектура 3-этажного детского приюта им. вел. кнж. Марии Николаевны в С.-Петербурге (1905-1906, Ждановская ул., 8) в своей центральной части, с криволинейными очертаниями окон, напоминает в упрощенном виде здание Имп. Человеколюбивого об-ва. Приют был основан по инициативе М. И. Михельсона и рассчитан на 200 детей (Нива. 1906. 9. С. 144); М. построил его безвозмездно. Покровская ц. в неорусском стиле (не сохр.), устроенная при здании приюта на средства купца И. О. Чугреева, была освящена 20 янв. 1906 г. К этой же категории построенных М. зданий благотворительных об-в, вероятно, относится богадельня Белосельских-Белозерских (1910-1912, пр. Динамо, 14). Редким примером проектирования М. жилого дома является т. н. Замок Ричарда Львиное Сердце в Киеве (1902-1904, Андреевский спуск, 15), имеющего черты крепостной архитектуры в духе англ. готики.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

Один или оба голоса О. могли быть удвоены в октаву. Согласно «Учебнику музыки», такие удвоения возникают в результате смешения как голосов (мужского голоса и голоса мальчика), так и звуков муз. инструментов. В эпоху Гвидо Аретинского начинает развиваться свободный О. Этой форме многоголосия посвящены 2 главы трактата Гвидо «Микролог, или Краткое наставление в музыке» (ок. 1026): гл. XVIII - «О диафонии, то есть о правилах органума» и гл. XIX - «Доказательство сказанного о диафонии с помощью примеров». Квартовый О. был по существу сохранен Гвидо (главный голос называется у него «кантус», сочиненный - «органум»), при этом он отказывается от дасийной нотации . Гвидо расширяет возможности сочиненного голоса. Он предлагает новые виды заключительных оборотов, с более свободным мелодическим движением в сочиненном голосе. Правило о том, что сочиненный голос должен находиться под григорианским напевом, также было впервые изменено Гвидо. Партии могут кратковременно пересекаться, когда богослужебный напев опускается ниже выдержанного на одном тоне сочиненного голоса. Пример 2. Органум «Ut tuo propitiates» (начало) в рукописи: Bodl. 572 Пример 2. Органум «Ut tuo propitiates» (начало) в рукописи: Bodl. 572 Ко времени Гвидо относится появление первых известных памятников искусства О. Самым значительным из ранних источников является Уинчестерский Тропарий (сохр. в 2 рукописях - Cantabr. Corpus Christi. 473 и Bodl. 775; обе составлены ок. 1000). Он содержит свыше 160 О. Этот репертуар стилистически близок к О., описываемому в «Микрологе» Гвидо, хотя в нем присутствуют и элементы, выходящие за рамки учения Гвидо. Наиболее поздними по стилю считаются 5 О., помещенных в рукописи Chartres. Bibl. municip. 109. В примере 2 представлен еще один образец подобного стиля - песнопение англ. происхождения «Ut tuo propitiatus», датируемое кон. XI - нач. XII в. (Bodl. 572. Fol. 49v; IX-X вв., с более поздними добавлениями). Характер многоголосия существенно меняется. Относительно положения сочиненного голоса - выше или ниже богослужебного напева - ограничений уже не существует. Наряду с совершенными консонансами начинают использовать несовершенные, терции и сексты. Преобладающим становится противоположное движение, что усиливает самостоятельность голосов. Расстояние между голосами увеличивается. Сочиненный голос наполняется новым мелодическим содержанием: исчезает повтор тонов, возрастает количество интонационных ходов на широкие интервалы, диапазон мелодии расширяется.

http://pravenc.ru/text/2581479.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010