Эта литература базируется на определенной антропологии и психологической теории, уходящей своими корнями в позднюю античность. По жанру же и по задачам это по большей части практические руководства, наставления, советы, мысли, рассчитанные на людей, профессионально занятых изучением и возделыванием собственной души. Едва ли не наиболее популярной среди такого рода книг была «Лествица» преп. Иоанна Синайского, или «Лествичника», автора VI-VII вв. или VII в. Она известна в славянском (болгарском – Х или XI в.) переводе по отражению в сборниках XI в. и по полному списку XII столетия, но широкое распространение у читающей по-славянски публики получила с конца XIV-haчaлa XV в. в новом, сербском переводе, созданном около 1370 г. Многие другие «келейные» исихастские книги в XIV в. были переведены на славянский язык впервые. Это сочинения аввы Дорофея (VI-VII вв.), преподобных Исаака Сирина (VII в.), Симеона Нового Богослова (X-XI вв.), Григория Синаита (XIV в.) и др. Если распределить по векам сохранившиеся греческие списки «Лествицы» (их не менее 73), 490 то можно увидеть, что начиная с IX в., после победы православных над иконоборцами, интерес к этой книге рос, в XI в.достиг апогея, в XII-XIII вв. снижался, а в XIV в. снова вырос, но не до уровня XI в. Далее опять стал падать и в XVII в. сошел на нет. Если сделать то же самое со славянскими списками (их уцелело более ста), 491 то можно обнаружить, что с близкого к нулю уровня XII-XIII вв. интенсивность переписки «Лествицы» у славян, преимущественно у русских, взлетела в XIV в. на уровень в два с половиной раза превышающий «потолок» византийского интереса к ней в XI в. В XV в. она еще была высока, но уже тогда начался спад – начался в центре Руси, севера достиг позже, только в XVII в., – и гораздо более крутой, ибо с более высокой точки, и привел к тому же, что у греков, нулевому результату в XVIII в. Ту же самую закономерность можно увидеть, сгруппировав по векам славянские списки сочинений всех упомянутых нами византийских писателей созерцателей. 492

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

3 Это изображение как наиболее раннее указывает еще С. Морей (C.R. Morey. East Christian Paintings in the Freer Collection. New York, 1914). С 1940х гг. вплоть до конца 1990х гг. в европейской науке были сомнения в столь ранней датировке, связанные с латинскими надписями с лигатурами довольно позднего времени (XII в.), проходящие между горельефами по горизонтали. Как доказал Томас Вайгель, эти надписи были сделаны на сегментах и вставлены позже, в XII–XIII вв., сами же горельефы созданы не позднее VI в. Высказано предположение, что они происходят из церкви Воскресения IV в. в Константинополе. См.:  Weigel Th . Die Reliefsäulen des Hauptaltarciboriums von San Marco in Venedig. Rhema, 1997. S. 199. 4   WilpertJ.  Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. Bis XIII. Jahrhundert. Freiburg, 1917. B. 2. S. 887–896. 5 Сосуд из слоновой кости, украшенный резьбой с изображением важнейших евангельских событий. В каталогах называется также ситулой Василевского, т. к. был куплен Александром III из его коллекции. Продан из Эрмитажа в 1930х гг., сейчас хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта. 6 Из древних икон назовем: византийская икона-мощевик, (XII в., музей Московского Кремля), икона монастыря св. Екатерины, Синай (XII в.), икона на плакетке слоновой кости (сер. X в., Эрмитаж), икона, приписываемая Рублеву и Даниилу Черному, 1408, икона школы Рублева, 1425–1427 гг. (музей Андрея Рублева), псковские иконы XIV–XV вв. (Государственный Русский Музей, Псковский историко-художественный музей-заповедний), икона работы Дионисия и др. Миниатюры: Хлудовской псалтири (IX в., РНБ), греческого евангелия XI в., (Национальная библиотека, Париж, gr. 74) миниатюра лекционария Моргана (1050, Нью-Йорк), миниатюра Псалтиря Мелизенды (1131–1143; хранится в Британской библиотеке, Лондон). Фрески монастыря св. Екатерины, Синай (XII) и монастыря Хора (XIV в.). 7 Кроме трудов Н.П. Кондакова , Н.В. Покровского, А.Н. Грабаря, В.Н. Лазарева, Л.А. Успенского, обширная библиография указана в цитируемых здесь работах А. Картсонис (Karmsonis A., А. Косташ-Бабсинши (Cosmache-Babsinshi), А.Н. Овчинникова, И.А. Шалиной и др. См. также:  Овчинников А. Н . Икона середины XV века «Воскресение» (псковский извод).//Древний Псков: Новые исследования. М., 1988. С. 133–154;  Lucchesi Palli E . Höllenfahrm Christi//Lexikon der christlichen Ikonographie. Freiburg, Basel, Wien, 1970. B. 2. S. 322–331.;  Schiller Gertrud . Ikonographie der christlichen Kunst. Guetersloh, 1986. Band 3. Die Auferstehung und Erhöhung Christi.;  Baggley J.  Festival Icons for the Christian Year. London, 2000.

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

Так, ограда храма прошла над рыбозасолочной цистерной, засыпь которой содержала материал первых веков н.э., если не считать обломка от стенной фрески с остатками надписи христианского содержания 778 . В другой рыбозасолочной цистерне оказались 94 ножки от стеклянных рюмкообразных сосудов, служивших лампами и потирами для индивидуального причащения, которые позволяют думать, что цистерна была засыпана не ранее конца VI в. в связи с планировкой участка под предстоящее строительство 779 . Как уже было указано, северное помещение крещальни и северная часть алтаря были уложены на фундаменты, высеченные в подтесанной и предварительно выровненной материковой скале, но остальные части лежали в траншеях на глубоких фундаментах, впущенных в нивелировочные засыпи с материалом ранневизантийского времени (IV–VI вв.), перекрывавшие орхестру античного театра и соответствовавшие рельефу 780 . Это была засыпь с материалами именно IV–VI вв., что отмечали все раскопщики театрального участка, начиная с О. И. Домбровского, и говорить о их перемешанности с фрагментами белоглиняной поливной керамики, высокогорлых кувшиной с плсокими ручками, херсонских монет с «ро» второй половины XI – первой половины XIII вв. (принятых за монеты Романа I), нет оснований 781 . Передатировку здания концом XI–XII вв., предложенную О. И. Домбровским, А. Л. Якобсон считал совершенно неубедительной, поскольку она строилась на основании относительно поздней поливной керамики, монет Василия I и монет с «ро» второй половины XI–XIII вв., но все это было найдено в засыпи, покрывавшей храм, а также в кладке и под основанием некоторых внутренних стен, явно воздвигнутых позже остальных 782 . Нет сомнений, что здание к этому времени уже существовало и было лишь восстановлено после пожара, причем восстановлено с существенными перестройками, в урезанном виде. В ходе их прямо на насыпи устроили без фундаментов некоторые внутренние стенки, заложили три двери и пять окон, так что был оставлен только главный вход с превосходным мраморным порогом, и превратили церковь , как и соседний раннесредневековый однопасидный однонефный храм, открытый в 1958 г., в сплошную усыпальницу-кимитирий с многочисленными могилами 783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОНХА свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти КРЕПОСТЬ (др. слав. названия: град, город; позднее - детинец, кремль, вышгород и др.), монументальное ограждение, построенное с военно-оборонительной целью; имеет также статусную и символическую функции КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси

http://pravenc.ru/rubrics/123090_8.html

Церковная Г. в Зап. Европе начала формироваться на рубеже XII-XIII вв. (первоначально появились гербы у клириков), постепенно распространяясь в религ. среде. С рубежа XIII-XIV вв. гербами пользовались монастырские общины и Римские папы (сведения об употреблении ими гербов с XI в. не подтверждаются источниками). Гербы пап употреблялись в качестве герба Папской обл., самостоятельный герб (и флаг) у гос-ва Ватикан появился 11 февр. 1929 г. вслед. Лютеранского конкордата между Пием XI и правительством Б. Муссолини (в красном поле - папская тиара, сопровождаемая снизу 2 скрещенными ключами). С XIV в. Г. занимала видное место в религ. искусстве и сохраняла значение на протяжении эпохи барокко. В рамках распространенного в средневековье представления о вневременном и внепространственном существовании Г. с кон. XII в. составлялись фантастические гербы для исторических деятелей, лит., мифических и библейских персонажей, ветхозаветных пророков, апостолов и т. п. Известны также гербы Пресв. Троицы и Иисуса Христа (с изображением Агнца или орудий Страстей Господних). Практика составления и применения церковных гербов в зап. христ. Церквах, сложившаяся в средневековье, в основном сохраняется в наст. время. В России церковная Г. развития не получила. В XVII в. нек-рые иерархи РПЦ пользовались гербами, в т. ч. митр. Петр (Могила) - родовым с добавлением золотой архиепископской митры, креста и посоха (30-е гг. XVII в.) и Патриарх Никон - составленным по модели папского с дополнительными украшениями (не позже 1659; высказывались сомнения в его подлинности). Эти начинания не получили продолжения. С кон. XX в. частными лицами разрабатывается концепция гербов для РПЦ. Она предполагает введение их для церковнослужителей, церковных учреждений и орг-ций и основана на модифицированной системе ранговых отличий, принятой в католич. Церкви (см. ст. Герб ), официально концепция не признана и широкого распространения не получила. Лит.: Seyler G. A. Geschichte der Heraldik. Nürnberg, 1885-1889. 2 bde; Лукомский В. К. О геральдическом художестве в России//Старые годы. 1911. 2. С. 5-35; он же. Гербовая экспертиза: Случаи и способы применения//Архивное дело. 1939. 1. С. 46-76; Лукомский В. К. , Типольт Н. А. Рус. геральдика. Пг., 1915. М., 19962; Meurgey de Tupigny J. Armorial de l " Église de France. Mâcon, 1938; Соболева Н. А. Рос. городская и обл. геральдика XVIII-XIX вв. М., 1981; Henning E. , Jochums G. Bibliographie zur Heraldik. Köln, 1984 [библиогр.]; Pastoureau M. Traité d " héraldique. P., 1979, 20034; Герб и флаг России, X-XX вв./Отв. ред.: Г. В. Вилинбахов. М., 1997; Наумов О. Н. Геральдика: Библиогр. указ. отеч. лит-ры XVIII-XX вв. М., 2003; он же. Отеч. историография геральдики. М., 2003. Ч. 1. О. Н. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления)

http://pravenc.ru/text/164529.html

Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Камея. X в. (ГЭ) Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Камея. X в. (ГЭ) Редко встречающийся иконографический извод - Г.-воин, восседающий на троне,- возник не позже кон. XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой - придерживает ножны (икона XII-XIII вв. из Пловдива (СНХГ); парное рельефное изображение восседающих на тронах Г. и Димитрия (кон. XII в., собор Сан-Марко в Венеции); серб. житийная икона XVII в. (Печская Патриархия)). Своеобразное лит. описание этой иконографии принадлежит визант. поэту Мануилу Филу (ок. 1275 - ок. 1345), к-рый обращается к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»: «Прекратив бой, в котором ты изгнал врага души, вновь ты находишься в раздумье на отдыхе» ( Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Müller. P., 1855. Vol. 1. P. 119, CCXXVI). Подобным образом изображался и вмч. Димитрий Солунский (икона из Успенского собора г. Дмитрова, кон. XII - нач. XIII в., ГТГ). В монументальной росписи св. воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к вост. части храма, а также в нартексе: напр., в ц. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) - на сев. подпружной арке; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) - на арке в экзонартексе; в кафедральном соборе в Чефалу (1148) - в наосе и др. В XIV в. почитание св. воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло. Так, в богослужебных текстах XIV в. в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344-1347) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются св. воины Димитрий, Г. и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах. Так, изображения Г. среди др. воинов представлены в росписи церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), ап.

http://pravenc.ru/text/162188.html

покровителю, отмечал место его погребения и (или) пребывания его реликвий (капелла св. Киарана в Клонмакнойзе (VIII-IX вв.) - попытка воспроизвести в камне деревянную усыпальницу). Большинство храмов были однонефными, длина обычно в полтора раза превышала ширину. Абсолютные размеры очень скромные: крупнейшие известные сооружения этого периода - соборные церкви в Клонмакнойзе (909, достроена в кон. XII - нач. XIII в.; 18,8×8,7 м) и в Глендалохе (X - нач. XIII в.; 14,7×9 м). Обособленные алтарные пространства, существовавшие во многих церквах, почти всегда пристраивались позже, очевидно под влиянием литургических реформ XII в. (напр., в соборе в Глендалохе). Лишь у церквей Риферт и Св. Троицы в Глендалохе (обе кон. XI - нач. XII в.) алтарные пространства проектировались изначально. Наиболее распространенным типом перекрытия являлись покрытые гонтом деревянные кровли на стропилах. По-видимому, отзвуком выступов фасадных бревен были характерные для мн. храмов каменные анты - слабо выступавшие продолжения боковых стен, к-рые поддерживали конструкции кровли (церковь в Килмалкедаре, графство Керри). Их функциональный характер подтверждается тем, что из 10 известных на сегодняшний день храмов с каменными сводами они есть только у 2. К деревянным формам восходят и V-oбpaзhыe коньки кровель (церковь на о-ве Сент-Макдара, графство Голуэй, не позднее XII в.). Помимо дерева храмы перекрывались и камнем; ирл. спецификой было наличие имевших разные конструкции каменных кровель ( Craig. 1982. P. 36-37). В Европе над каменными сводами возводились железные либо деревянные кровли. На островах западного побережья известно 4 церкви с вертикальными стенами и со ступенчатым сводом, возможно с использованием подпорок (на о-ве Сент-Макдара и др.). Иногда, чтобы избежать прогибания ступенчатого свода, вовнутрь встраивалась стоечная арка, как в ц. «Дом св. Колумбы» в Келлсе (ок. 1000?) и в ц. св. Кевина в Глендалохе (XI в.?). Поскольку ступенчатым сводом было невозможно перекрыть пространство шириной более 2 м, для относительно крупных построек использовался цилиндрический свод в сочетании с высокой островерхой (во избежание давления распора на стены) кровлей из каменных плит или пластин шифера.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Все они лежат в излучине правого берега р. Москвы, между историческими селами Строгино и Спас-Тушино. Изучена вся сохранившаяся часть селища Мякинино-1 (сер. XII - 2-я пол. XV в.), к-рое стало наиболее полно исследованным сельским поселением рус. средневековья. Археологические раскопки на Манежной пл. Фотография. 1993 г. Археологические раскопки на Манежной пл. Фотография. 1993 г. Новый период в археологии М. открыли раскопки Московской археологической экспедиции в 1988 г. в Историческом проезде (ныне Воскресенские Ворота) на Красную пл. Под слоем пожара 1493 г. были обнаружены слои XIII-XV вв. Впервые появились доказательства, что площадь перед стенами новой Кремлевской крепости кон. XV - нач. XVI в. была замощена мелким булыжником по глине и здесь более столетия ничего не строили. Установление линий постройки срубных жилищ 2-й пол. XIII в. показало, что направление улиц посада тогда было иным, чем в XVI-XVII вв. В 1988 г. была создана городская археологическая служба (Центр археологических исследований), обязательное согласование земляных работ с органами охраны наследия официально ввело археологию в круг инженерно-строительных работ. В последующие годы городская служба, руководимая главным археологом М. (1-м в этой должности стал Векслер), организовала ряд масштабных по площади вскрытий в разных частях города, наиболее значительные из них: в Занеглименье - Манежная пл. и позже здание Манежа, Никитская ул., участки Георгиевского мон-ря; в Китай-городе - Гостиный двор, трассы улиц Ильинки и Никольской, Теплые ряды, участок ц. Св. Троицы в Полях, значительные участки в Замоскворечье (в т. ч. в Кадашах) и др. На основе обработанного материала были созданы новые археологические экспозиции, включая музеефицированные руины - обнаруженные устои Воскресенского моста через р. Неглинную в подземном Музее археологии Москвы (с 1997). Близкие по масштабам полевые проекты, более отвечающие требованиям тщательности, обработки и публикации результатов, осуществлял и Сектор археологии Москвы Ин-та археологии РАН. Они связаны с изучением исторических урочищ (под рук. Кренке), таких как парковые зоны Царицына, Коломенского и Дьякова, в центре города - участок Опричного дворца царя Иоанна Грозного. Его раскопки прояснили одно из белых пятен в исторической топографии Занеглименья с XII по XVII в. Исследования 1996-2002 гг. шли вблизи Моховой ул., во дворах старого здания МГУ, где в 1-й пол. XVII в. находилась резиденция бояр Романовых на месте бывш. Опричного двора (отсюда название проекта - «Романов двор»). Здесь был применен ряд новых для московской археологии методик: геохимические особенности слоя и палеоботанические остатки изучались с целью реконструкции экологической обстановки, была разработана опорная шкала изменений растительного «фона» М. начиная с XII в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Деисус. Роспись часовни в башне базилики Рождества Христова в Вифлееме Деисус. Роспись часовни в башне базилики Рождества Христова в Вифлееме Новый храм уцелел при персид. нашествии 612-629 гг. (согласно легенде, благодаря тому, что персы увидели на мозаике с изображением Рождества сцену поклонения волхвов, в к-рых, по одежде и головным уборам, признали единоверцев) и при исламском завоевании в 30-х гг. VII в.; базилика избегла разрушения и при халифе аль-Хакиме в 1009 г., видимо, благодаря тому, что мусульмане почитали место рождения Христа (ее юж. трансепт был отделен и предоставлен им для поклонения). Отдельный пласт изменений храма эпохи правления имп. Юстиниана составляют достройки в период лат. владычества на Востоке, в XII-XIII вв. В. был взят Танкредом и его отрядом в 100 всадников в июне 1099 г. и оставался в руках крестоносцев до 15 сент. 1187 г.; возвращен франками в 1229 г. по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом и окончательно отбит тюрк. войсками в 1244 г. Если в визант. время храм Рождества был почитаем как церковь-мартирий, но никогда не являлся епископальным центром, то в годы лат. господства он стал кафедрой лат. епископа В. и Аскалона (с 1100). На Рождество 1100 г. в нем был коронован Балдуин I, а позже и Балдуин II (1118). Здесь служили каноники-августинцы с приором во главе, братство к-рых сформировалось вскоре после июня 1099 г. Ц. Рождества той эпохи описывают мн. пилигримы XII-XIII вв. В декорацию базилики были внесены нек-рые изменения: мозаики на стенах, существовавшие к кон. XI в. (упомянуты игум. Даниилом в нач. XII в.), были отреставрированы в 1161-1165/69 гг. на средства визант. имп. Мануила I Комнина и иерусалимского кор. Амальрика. Оба они названы в двуязычной надписи на юж. стене алтаря, в к-рой упомянут также художник, осуществивший работу,- мон. Ефрем. От мозаик уцелели только фрагменты, но ранние описания, особенно Кварезми (1626), позволяют реконструировать программу хотя бы отчасти. В центральной апсиде была изображена Богородица с Младенцем, по сторонам от них - прор.

http://pravenc.ru/text/158886.html

На плато сохранились колокольня (XIX в.), Воздвиженский храм (1850, стал библиотекой военчасти), часовня на могиле митрополита Хрисанфа (1893), корпуса, памятник Пушкину 1952 г. (перенесен из Севастополя в 1983 г.). В 2005 г. на краю обрыва над храмом св. Георгия (стоит на террасе и является сердцем архитектурного ансамбля), установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному (ученик Христов изображен распятым на Х-образном «Андреевском кресте»). Святыни [ править править код ] Копия древней иконы святого великомученика Георгия Победоносца По мнению Бертье-Делагарда, именно свт. Игнатию (Газадини) принадлежала древняя икона св. Георгия, которую позже чтили как явленную в 891 г. До сер. XIX вв. источники не связывают этот образ с чудесным спасением греческих купцов и не называют его принадлежащим обители. Лишь в 1815 г. единственный автор Владимир Броневский видел, что здесь «показывают одно дерево, на котором явился чудотворный образ св. Георгия»; комментарий Бертье-Делагарда по данному поводу таков: «Это действительно существовавшее предание могло бы служить некоторым указанием, если бы достаточное основание счесть его идущим глубже русских времен (присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. – ред.); во всяком случае, оно ничего общего не имеет с рассказом о мнимом тысячелетии. То дерево, на котором указывали явление иконы, не только теперь (1910) не существует, но уже и задолго перед Крымской войной его не было или его не знали в монастыре, и предание о явлении иконы исчезло бесследно, мимолетно появившись». После переселения в 1778 г. крымских христиан во главе со свт. Игнатием в Приазовье, икона находилась в доме архипастыря в Мариуполе. После кончины свт. Игнатия в 1786 г. образ установили на его могиле в старой церкви св. Харалампия, в сер. XIX в. перенесли в новый храм. В 1891 г. – в ответ на просьбу монастыря о возвращении иконы в Крым – Синод постановил ежегодно переносить образ в обитель на время с апреля до 15 окт. С 1965 г. икона находится в Национальном художественном музее Украины в Киеве (выставлена в экспозиции). Византолог Николай Васильевич Покровский датировал образ рубежом XI-XII вв. (1895), Бертье-Делагард – рубежом XII-XIII вв.На стыке XX-XXI вв. для Свято-Георгиевской обители создана копия древней иконы. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010