В.Р. Легойда: Необходимо донести до каждого человека, в том числе молодого, адекватную информацию о ценностях веры и нормах церковной жизни 18 мая 2011 г. 12:18 40% россиян считают, что отношение молодежи к Русской Православной Церкви улучшилось. Об ухудшении отношения заявили 11% процентов опрошенных. Таковы результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда» (полевые работы: ФОМ-«Пента») весной 2011 г. в 100 городах и селах 44 субъектов Российской Федерации среди граждан старше 18-ти лет. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, изменилось ли отношение молодежи к Русской Православной Церкви за последние несколько лет, и если ДА, то отношение стало лучше или хуже?» Ответ «стало лучше» более характерен для женщин (45%), чем мужчин (33%). Чаще давали положительный ответ пенсионеры; в то же время респонденты моложе 35-ти лет говорили об улучшении отношения молодежи к Церкви несколько реже, чем более старшие граждане. Положительно настроены россияне, профессионально занимающиеся умственной деятельностью. «Отношение молодежи к Церкви улучшилось», полагает почти половина респондентов, занятых в сфере науки и образования. Православные респонденты чаще согласны с тем, что отношение молодежи к Церкви изменилось в положительную сторону. Среди православных, положительно ответивших на вопрос, преобладают те, кто участвует или готов участвовать в приходской жизни. Граждане, оптимистично оценивающие ситуацию, несколько чаще живут в Центральном федеральном округе (45%), причем столица не составляет исключение: москвичи чаще, чем жители других населенных пунктов, говорят о том, что молодежь в последнее время стала позитивнее относиться к Русской Православной Церкви. 26% россиян считают, что отношение молодежи к Церкви за последнее время не изменилось. Чаще всего так думают студенты и учащиеся (39%), жители крупных городов (от 250 до 1 млн. человек (39%), жители Южного и Северокавказского (39%) и Дальневосточного округов (39%). Всего лишь 11% опрошенных высказали мнение, что молодежь стала хуже относится к Русской Православной Церкви. По числу граждан, пессимистично смотрящих на ситуацию, лидирует Дальневосточный округ (30%). Чаще, чем остальные, говорят об ухудшении отношения молодежи к Русской Православной Церкви респонденты, получающие  3 тысячи и менее рублей в месяц, а также граждане, не имеющие детей. Наоборот, многодетные россияне, у которых в семье трое и более детей, реже давали отрицательный ответ.

http://patriarchia.ru/db/text/1486612.ht...

Вот вице-премьер Татьяна Голикова с полгода назад заявляла о прогнозе, сделанном правительством, что к 2030 году в России будет обеспечена средняя продолжительность жизни в 80 лет. Смешно. Сколько было всяких прогнозов? Многие ли из них сбылись? Да кто ж сейчас проверит, что будет в 30-м году?! Можно заявлять, что угодно. Было понятно сразу, что увеличение, да столь радикальное, пенсионного возраста, негативно будет влиять на продолжительность жизни, потому как вводит потогонную систему для 60-тилетних немолодых и не всегда здоровых людей. Большинству из них как раз в этом возрасте (55-60 лет) нужно озаботиться поправкой своего здоровья, но их заставляют тянуть груз еще 5 лет - до 60-ти женщинам и 65 - мужчинам! Кроме того, повышение пенсионного возраста сломало всю привычную социальную среду воспитания малых детишек в миллионах российских семей, когда занятые и неопытные родители могли рассчитывать на помощь относительно молодых бабушек, вышедших на пенсию. Часто - и дедушек, из состава тех мужчин, которые вообще доживали до пенсионного возраста в 60 лет. Понятно было сразу, что «пенсионная реформа» - только начало. Дальше, по замыслам «продвинутых» членов правительства, видимо, будет интереснее. Напомню вновь об интересном обороте мыслей министра здравоохранения Вероники Скворцовой в мае 2018 года. «Детство, которое на начало Великой Отечественной войны составляло 14 лет, в 1960-е годы - 16 лет, сейчас во всем мире - 21 год, а в перспективе это будет не менее 25-30 лет», - сказала Скворцова, заметив, что подобная тенденция существует во всем мире. Иными словами, практически минуя молодость, человек, в том числе, у нас, в России, должен переходить из детства в зрелую жизнь. Хорошо, что пока не сразу в старость. Оригинально, правда? Что-то от Герберта Уэллса. Тенденция к бесконечному детству, переходящему, видимо, в идеале, сразу в старость, а то и в смерть, учитывая среднюю продолжительность жизни во многих российских регионах, как раз в 60 лет у мужчин. Говоря о нравственных основах таких заявлений, учтем, что эта тема по стиранию граней между детством, зрелой жизнью, пенсионным возрастом и т.д. чем-то напоминает другие «популярные» на Западе темы: «толерантного отношения» к наличию «третьего пола», «родитель 1 и 2». Тут же рядом темы о «новой культуре», «цифровых», без участия человека, технологиях (создание «киборгов и кентавров»), ювенальной юстиции, десакрализации рождения (аборты, экстракорпоральное оплодотворение, выращивание человеческого эмбриона в пробирках), десакрализации смерти (эвтаназия, посмертное донорство) и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/20/st...

Монгайт: Мариэтта Омаровна, вы хотели добавить? Чудакова: Я хотела бы перевести разговор, извините, для меня другая просто сторона важнее гораздо. На наших глазах, на глазах у всей страны и всего мира, скажу как патриот России – больший, чем те, кто участвовал в этом процессе, смею уверить, произошло надругательство над правосудием. Вот что для меня важно, от начала до конца. Я изучаю всю жизнь историю 20-го века, это моя тема – и литература, и вообще история, я теперь начинаю понимать с ужасом, что происходило во второй половине 30-х годов, но у нас идет большое сопротивление, правда, но, тем не менее, судья 4 года работает судьей, 178 приговоров, из них один – оправдательный. Скажите, пожалуйста, сами, ну, просто по теории вероятности, может ли быть, чтобы у всех 170-ти приговоров доказательная база была блестящая? У меня был старший брат – сначала судья, председатель военного трибунала, между прочим, в послевоенные годы фронтовик, а потом – теоретик уголовного права довольно известный. И вот он мне говорил с малых лет, он намного меня был старше, что у нас не бывает оправдательных приговоров, а их можно выносить, потому что мой брат в 54-м году, говорят, но ведь нельзя, потому что то-то, он вынес оправдательный приговор 15-ти офицерам, по которым тогдашнему главе Московского гарнизона Москаленко был роздан приказ по подразделениям – обсуждать приговор. То есть он предрешал обвинительный приговор. А брат сказал маме накануне: не знаю, что будет со мной завтра, у нас не бывает оправдательных приговоров. Оправдал 15 человек. В 54-м году, до Съезда. Как могу я доверять судье, которая моим именем, именем Российской Федерации, я гражданка Российской Федерации, человек не привык вообще выносить оправдательный приговор, она выносит приговор. Я читала все экспертизы, я филолог, я знаю, что такое лингвистическая экспертиза, там нет имен, к которым я бы относилась с уважением. Экспертиза опрокинута психологами выдающимися, это, говорят, не экспертиза. Все, понимаете? Я согласна, можно говорить об искусстве, о том, войдет ли это в искусство. Это одна тема. Но никто из присутствующих, наверное, так, как я, не знает, что такое – наш следственный изолятор, потому что я, как член комиссии по помилованию, ходила туда, там три дня – вот так. Они сидят 5 месяцев – матери малолетних детей, девушки, молодые женщины. И теперь им еще 2 года дают. У меня нет никаких сомнений, Денис Викторович говорит, что он не юрист и все, я не выпускала 7 лет Уголовный кодекс из рук, каждую неделю я решала какие-то – кого можно, я уверяю вас, что это дело гражданское, это не уголовное преступление. То есть на наших глазах совершается надругательство над правосудием. Это, по-моему, в первую очередь важно.

http://pravoslavie.ru/55543.html

Наконец, вв) Покаяние примиряет человека и с самим собою. Ибо освобождая совесть от тяготившего ее греховного бремени, успокаивает оную; а дарования Св. Духа, обильно изливаемые на душу, исполняют ее неизъяснимой духовною радостью. Присовокупим к сему особенного рода благодатные утешения Духа Святого, заставляющие покаявшегося грешника радоваться вместе с сорадующимися ему Ангелами при мысли, что он мертв бе и оживе, изгибл бе и обретеся ( Лк.15:23,24 ), и мы поймем, сколько сие возможно, как высоко и блаженно должно быть состояние мира души, очистившейся в бане Покаяния. Сие блаженное состояние, конечно, более или менее испытал каждый христианин, приступая к св. Таинству Покаяния с искренним благоговением и решимостью навсегда сложить с себя иго греховное. аа) Слово Божие представляет болезни тела или естественными следствиями всеобщей греховной расстроенности души ( Быт.3:16,19 ), или же непосредственным наказанием Божиим за известные грехи того или другого человека ( Чис.12:10 , Дан.4:29,30 ). В обоих случаях благодать Божия, очищая грехи человека, тем самым способствует и к уврачеванию тела. Истина сия в отношении к болезням первого рода очевидна из того, что Сам Иисус Христос во время земного Своего служения врачевал телесные болезни людей чрез врачевание и исцеление души, разрешение грехов: дерзай, чадо, отпущаются ти грехи твои ( Мф.9:2 ), сказал Он расслабленному, принесенному к Нему для исцеления, и потом присовокупил: востани и ходи ( Мф.9:3–7 ). В других случаях, врачуя больных подобным же образом, Иисус Христос присовокуплял: к тому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин.5:14 ), ясно показывая сим, что как исцеленный уврачеван посредством очищения грехов, так через новые грехи снова может подвергнуться и притом горшим болезням. Тоже самое видно из того, что для врачевания телесных болезней Господь установил в Церкви своей духовные благодатные средства, каково Таинство Елеосвящения ( Иак.5:14,15 ) и говорил устами Св. Апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете ( Иак.5:16 ). Что же касается до болезней, непосредственно ниспосылаемых Богом за грехи человека, то сколь великую силу к уврачеванию их имеет Покаяние, можно видеть из примера Аарона и Мариамны. Когда Мариамна, сестра Моисея, за грех, учиненный ею вместе с Аароном против брата, поражена была от Иеговы проказою, Аарон спасся от сего наказания поспешным раскаянием; раскаяние же Мариамны, споспешествуемое молитвами Моисея и Аарона исцелило и ее. – Вообще о болезнях телесных св. Златоуст учит: «Что испорченность души есть причина болезней телесных, сему служит доказательством и тот расслабленный, который был в болезни 58 лет, и тот, которого спустили на одре, разобрав кровлю, и, кроме их Каин. Да и многие другие примеры показывают тоже. И так истребим источник зол и тогда все потоки болезней исчезнут сами собою» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Кто-то, несогласный с тем, что повышение пенсионного возраста - это соломинка для государства в попытке свести концы с концами, полагает, что с помощью пенсионной реформы осуществляется намеренная «раскачка». «Сейчас еще девальвацию добавят, и еще цены поднимут на бензин. Ну а когда все цены поползут вверх за счет увеличения НДС, то начнется движуха». Москвич Дмитрий Артис пишет: «Я думаю о том, что наше правительство списало поколение нынешних 45-55-летних. К слову сказать, ту молодую поросль конца 80-х тире начала 90-х, которая была движущей силой всех проходящих в те года революций. Никаких репрессий и гулагов, как это было в начале прошлого века, когда уничтожались красные активисты, принимавшие участие в событиях (и в подготовке к ним) 17 и 18-го года. Все чистенько и аккуратненько. Почему я так думаю? Потому что устроиться на работу после 45, а уж тем более после 50-55-ти - невозможно, то есть, абсолютно. Если человек доживает на нормальной работе, дай Бог, до пятидесятилетнего возраста, то после него - становится заложником. Увольнение грозит нищетой и голодной смертью. Хотя бы потому что, когда тебе 55, то начальство говорит: ну, ладно, уж дотянем тебя до пенсии, а потом на молодого и горячего специалиста поменяем. Но если тянуть надо не пять лет, а больше, то начальство задумается: а нахрена, собственно? Мало того, после сорока (говорю о своем опыте) вообще трудно вписываться в чужой мир и делать вид, что ты «креативен», «молод» и можешь работать по двадцать четыре часа в сутки. Все, что сейчас происходит, - это демонстрация переработанного опыта предыдущей эпохи. Не зря ведь еще Егор Гайдар - истинный наследник своего предка - говорил: " Пусть вымрут пенсионеры, зато общество станет более мобильным " . Люди до 30-35-ти ведомы. Чем больше огня дашь им, тем больше они чувствуют себя значимыми персонами. Честолюбие и тщеславие - пороки молодых, за которые можно зацепить, аки барана за кольцо в носу, и повести на убой. Только после сороковника человек начинает мечтать о снижении экспрессии и перестает вестись на провокации внешнего мира. Сама система " ставки на молодых " проигрышна, потому что в этой системе каждое новое поколение по-спартански убивает (или выживает) предыдущее, менее активное и дееспособное.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/18/dela...

Сегал жена Жирмунского. Ее статья есть о классицизме в Литературной энциклопедии. Лотман — у него внушительная, интересная первая книга по семиотике. Его называют столпом формализма. Но там не формализм, а учение о форме; это не есть формализм. Меня удивляет, что мы, двое разумных, тебя слушаемся.   30.9.1971. — Как одинок был Иванов. Да, публика его не понимала. Вот что удивительно: ни одного стиха о политике у него нет за 50 лет, и тем не менее он в у нас до сих пор persona non grata. – Но «Прометей»? Он там рисует богоборчество, безблагодатную волю, напоминающую дух русской революции. Ну, это же твои догадки… В «Прометее» идет восстание механизма против организма. Так ведь и все Прометея представляли, как технику, механизм, даже Эсхил. Только Шелли относился к нему целиком положительно. Но тут у Шелли уже появилось другое… Прометей механическое начало, Зевс жизненное. Греки даже в своих этимологиях имя Зевса по-разному объясняли, некоторые вели его от dzao, dzaon, живой. Начало жизни. Греческая этимология? Есть несколько томов Grammatici graeci и Grammatici latini, и во всех античных источниках этимология дана в плане чисто описательном. Немного наивно. Падежи? Надо было назвать не nominativus, именительный, а субъектный падеж: нечто полагается как субъект. Не родительный, а родовой. Не accusativus, винительный, а causalis, aitiatikon, причинный, т. е. показывающий, ради чего действие. А винительный — что это значит?! кто тут кого винит? В Греции понятия плагиата не было. Ты переписал — всё равно даешь как своё. Тем более если берешь у варвара. Варвар, что бы там у него ни было написано, всё не то что грек. Плохо спал. Только полседьмого заснул. Психика… Она же играет нами. Но сама прячется, прямо никогда не скажет, делает вид, что она ни при чем. Передавали Солженицына «Август 14-го». Я слушал от 11-ти до 12-ти ночи. Было уже передач восемь или девять, и на этот раз читали о самоубийстве Самсонова  . Оказывается, в армии был страшный развал. Я как-то думал, что хотя везде был развал, но наша военщина стояла крепко. А тут оказывается… Солженицын хочет показать, как дошла Россия до теперешнего положения, и начало падения видит именно в 14-м году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Каждая фаза луны характеризуется ВОЗРАСТОМ ЛУНЫ – количеством дней, прошедших с новолуния. Так, например, фаза полнолуния наступает в среднем в 15-й день луны. Если мы говорим, что луна, например, имеет возраст 23 дня, то это значит, что с момента последнего новолуния прошло 23 дня. Основная задача, которая решается с помощью лунного календаря, следующая: по данной дате нужно определить соответствующую ей фазу луны. Иными словами: дана некоторая дата, нужно определить возраст луны в днях для этой даты. Из -за того, что движение луны, строго говоря, не равномерно из-за объективных причин, обусловленных взаиморасположением ближайших к ней тел, со стороны которых на неё действуют силы притяжения (это – Солнце, непосредственно ближайшая планета – Земля, спутником которой луна является, и, в меньшей мере, другие планеты), то периодичность движения луны на большие промежутки времени может быть вычислена с погрешностью до 1–2 дней. Тем не менее, с древности существует так называемый метонов круг луны, названный в честь древнегреческого астронома Метона (IV в. до Р.Х.). С достаточной для нас точностью по метонову кругу выходит, что через 19 лет фазы луны будут приходиться на те же календарные дни, что и в данном году. Это значит, что, например, если в данном году 1 марта луна была 23-х дневная, то через 19 лет 1 марта луна тоже будет 23-х дневная. При этом, конечно, как и для солнечного круга, неправильно думать, что Луна совершает некий оборот за 19 лет. Это – круги календарные, обусловленные совпадением периодов. По аналогии с кругом солнца, круг луны используется для определения фазы луны для любой даты. Нужно только знать календарь фаз для 19-ти лет круга луны, а потом определить, каким по счёту внутри круга луны будет данный год. Сопоставив ему имеющийся календарь фаз, найдём требуемое. Каждый из 19 лет круга луны имеет свою характеристическую величину, называемую основанием луны данного года . ОСНОВАНИЕ ЛУНЫ – это возраст луны на 1 марта данного мартовского года. С учётом продолжительности лунного месяца определяем фазы луны для остальных дат года с помощью этого основания. Так как продолжительность лунного месяца не более 30 дней, то основание луны – это число от 1 до 30. Например, если основание луны данного года 23, то это значит, что на начало этого года, 1 марта, луна была 23-х дневная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христианство началось с того, что по человеческим меркам можно назвать полным коллапсом. Трагическая смерть Иисуса, как казалось тогда многим, перечеркнула все надежды на успех начатого Им движения. И тем не менее, именно оно стало самым успешным миссионерским проектом за всю историю человечества. В течение двух тысяч лет продолжается неуклонный рост числа христиан, даже если сегодня христианство сталкивается с конкуренцией других масштабных миссионерских проектов. На Западе многие называют нашу эпоху " постхристианской " . Говорят об упадке христианской цивилизации, об уменьшении числа верующих, о падении числа священнических и монашеских призваний, о закрытии храмов и монастырей. Для того чтобы убедиться, что мы живем отнюдь не в постхристианскую эпоху, достаточно посетить одну из православных стран, в которых продолжается масштабное возрождение религиозной жизни, начавшееся более четверти века назад. В одной только Русской Православной Церкви за 30 лет было построено или восстановлено из руин более 30 тысяч храмов: это значит, что открывали по тысяче храмов в год, или по три храма в день. Было открыто или воссоздано более 900 монастырей, которые наполнились монахами и монахинями, преимущественно молодыми. Были созданы или возобновили деятельность после 70-летнего перерыва более 50-ти духовных семинарий и училищ; появились богословские институты и университеты; в светских университетах открылись факультеты и кафедры теологии. Неожиданный для многих и беспрецедентный по масштабам всплеск религиозной жизни на пространстве бывшей атеистической империи невозможно объяснить одними естественными или социополитическими факторами. Он вскрыл тот мощный заряд духовной энергии, который несет в себе христианство и который имеет сверхъестественную природу. Этот заряд проистекает не из христианского нравственного или социального учения, не из богослужения или богословской науки. У него один источник — богочеловеческая личность Иисуса Христа, продолжающего действовать в историческом пространстве и времени, куда Он неожиданно вторгся две тысячи лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/5861672.ht...

В ответ на это писал я от 22-го числа: «Я не спешил отвечать на Ваше любезное письмо, в ожидании результатов выбора кандидата на дожность Ректора здешней семинарии. Третьего дня выбор состоялся: избрали большинством 13-ти против 8-ми голосов Инспектора Смоленской семинарии Петра Соколова – уроженца здешней епархии, окончившего в 1868 г. курс в Моск. академии со степенью кандидата, и затем чрез много лет получившего звание магистра 478 . Лично он мне не известен, но о нем доходят до меня противоречивые толки. Преосвященному Выборгскому Нестору 479 , как бывшему много лет Ректором в Смоленской семинарии 480 , без сомнения, хорошо известен во всех отношениях г. Соколов; не можете ли попросить Его Преосвященство от моего имени, чтобы он сооббщил мне, чрез Вас, верный и беспристрастный отзыв о качествах и достоинствах избранного на ректорскую должность в Тверскую семинарию кандидата? Рекомендовать нашим избирателям в кандидаты на ректорскую должность Инспектора Минской семинарии Арх. Анастасия почел излишним: о монашествующем начальнике, как мне известно, они и слышать не хотят. Но если бы Св. Синоду угодно было самому назначить о. Анастасия, или другого достойного и опытного архимандрита на должность Ректора нашей семинарии, в виду исключительных ее обстоятельств, это было бы самое лучшее дело. И я уверен, что такое назначение удовлетворило бы и м. б. умиротворило нашу бурную семинарскую корнорацию, разделившуюся на два враждебных лагеря. Удивительное дело: везде почти по семинариям, особенно там, где начальники протоиереи, слышатся распри и раздоры. На всякий случай я просил бы Вас доставить мне, более или менее обстоятельные сведения о личности о. архим. Анастасия». 12-го ч. писал я в Казань преподавателю семинарии, Александру Феодоровичу Гусеву, в ответ на его письмо от 30-го августа минувшего 1880 года: «Простите, что до сих пор я не отвечал на ваше любезное письмо (от 30-го авг. 1880 г.) и не поблагодарил Вас за книжные дары. Я поручал исполнить за меня этот долг, пока удосужусь сам написать Вам, брату вашему, о. диакону, – и он, без сомнения не замедлил исполнить мое поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Диакониссами называются девы и однобрачные вдовы в возрасте не моложе 35 лет, давшие обет целомудрия, нестяжательности, послушания и пожизненного служения Церкви Христовой, по тщательном испытании их познаний и жизни, посвященные епископом и/или живущие  общинами , именуемыми «обители милосердия», или  работающими в  приходах и тогда причисленные к клиру. Примечание:Епархиальный епископ может в исключительных случаях посвящать и более молодых и однобрачных вдов, а также замужних женщин, ради подвига воздержания прекративших брачное и совместное сожительство с мужьями по обоюдному согласию, но не моложе 30 лет и не менее пяти лет прошедших испытания или в обители милосердия, или в приходе под наблюдением священника. Желающие посвятить себя служению церкви Христовой в звании диаконисс заявляют об этом в обителях милосердия – настоятельницам, в приходах же – священнику и вписываются в книгу с наименованием «сестер церковниц» (испытуемых), и в этом звании каждая сестра должна пробыть не менее пяти лет, из которых первый год сестра работает без формы. Возраст для поступления в «сестры церковницы» не моложе 16-ти лет. Посвящение диакониссы совершается епископом в обителях милосердия по представлению настоятельницы, а в приходах или по личному усмотрению епископа, или по ходатайству настоятеля прихода применительно к древнему чину (изданному Гоаром, еп. Порфирием и проф. Дмитриевским, вкратце… в Синтагме Властаря. Желательно обратить внимание и на « чин посвящения » сестер Марфо-Мариинской обители милосердия, утвержденный Св. синодом). Одежда сестер «церковниц» и «диаконисс» должна быть однообразна во всей Русской православной церкви, а именно: для сестер церковниц  серая ряска  с узкими рукавами, на голове  белая косынка, в руках четки, для диаконисс  – … серая ряска , на голове  белый апостольник , сверх которого возлагается  мафорий  – покрывало серого цвета,  на шее  сверх апостольника (под покрывалом) –  крест, в руках – четки . (Эта форма носится сестрами Марфо-Мариинской обители милосердия и утверждена Св. синодом.)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010