Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему в Ветхом Завете запрещается есть свинину? Что в этом плохого? 3 мин., 28.12.2021 Ветхий Завет запрещает есть не только свинину. В книге Левит приводится перечень так называемых нечистых животных, которых нельзя употреблять в пищу. К ним, помимо свиней, относятся животные, у которых копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и которые не жуют жвачки, все четвероногие, которые ходят на лапах, зайцы, верблюды, животные без перьев и чешуи, пресмыкающиеся, многочисленные породы птиц, например страусы и цапли, и др. Там же, после перечисления чистых и нечистых животных, говорится о цели подобных ограничений: Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Таким образом, цель — святость. Так что же, чтобы стать святым, достаточно придерживаться ветхозаветной диеты ? В каком-то смысле да, но только если иметь в виду значение слова «святость» в Ветхом Завете и применительно к обстоятельствам той эпохи. В основе древнееврейского слова «кадош», которое чаще всего переводится как «святой», лежит глагол, буквально означающий «отделять для особой цели». Соответственно, святость в ветхозаветном словоупотреблении означала отделенность, инаковость, несмешиваемость. В своем высшем понимании святость присуща Богу как существу, абсолютно инаковому по отношению к тварному миру. А святой — это тот, кто находится с Богом в определенных отношениях, причастен Ему, служит для исполнения Божьего замысла и отделен от остального мира. Израиль и был таким святым народом — обособленным от других и посвященным Богу. Это не означает, что весь народ идеален и безупречен. Просто у него особая миссия на земле — произвести из себя ту, которая станет Матерью Сына Божьего. Все ограничения и запреты Ветхого Завета следует рассматривать именно в этом свете. Бог вывел Израиль из Египта, чтобы тот был «святым», то есть отличающимся от других, народом.

http://foma.ru/pochemu-v-vethom-zavete-z...

Стих 11: Не то, что входит в уста, оскверняет человека [communicat — приобщает к другим, низводит в ряды обыкновенных людей, унижает, или же: сообщает что–либо человеку]; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. — Слово communicat [в таком значении] свойственно только Священному Писанию и не встречается в общеупотребительном языке. Народ иудейский, хваставшийся тем, что он есть наследие Божие, нечистыми (communes — общеупотребительными) яствами называет те, которыми пользуются все люди. Например: свиное мясо, черепокожих животных, зайцев и животных, которые не имеют раздвоенных копыт, не отрыгают жвачки, а из рыб тех, которые не имеют чешуи. Посему в Деяниях апостолов и написано: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (commune) . Итак общеупотребительное (commune) это есть то, что доступно остальным людям, и называется оно нечистым, как бы потому, что оно не от удела Божия. Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Благоразумный читатель возразит и спросит: «Если входящее в уста не оскверняет человека, то почему мы не употребляем в пищу идоложертвенного?» И апостол пишет: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую . Но таким указанием нам дается знать, что хотя самая пища и всякое Божие творение само по себе чисто, тем не менее призывание идолов и демонов делает их нечистыми. Стих 12: Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? — Одной [этою] речью было сокрушено все суеверие, связанное с иудейскими преданиями, вследствие которого они полагали [или: полагают], что их вера заключается во вкушении одних яств и отвержении других; а так как в писаниях церковных слово соблазн (scandalum) употребляется очень часто, то мы вкратце объясним, что оно значит. Слова σκλον и scandalum мы можем выразить словами: преткновение , препятствие, или: обрыв, или: толчок ноги обо что–нибудь. Итак, когда мы говорим: «Кто соблазнит кого–либо из малейших сих», то разумеется, что он словом или делом подал кому–нибудь повод к падению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Это был несчастный человек: в одежду он не одевался и жил не в доме, а в гробах; долгое время бес мучил его, так что несчастного связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Великим страхом одержим был дух нечистый, когда приблизился к бесноватому Господь, и молил Христа дух нечистый: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня! " Иисус Христос исцелил бесноватого словом Своим. Бесы вышли из него и вошли в стадо свиней: и бросилось стадо с крутизны в море и потонуло. Нужно сказать, что жители гадаринские, исповедуя веру народа еврейского, запрещавшую вкушать свиное мясо, однако, из корысти занимались разведением этих животных и тем явно нарушали закон своей собственной веры. Они были наказаны, таким образом, за своё отступничество. Когда всё это свершилось, жители страны Гадаринской немедленно снова обнаружили всю свою корысть и всю нераскаянность: жаль им стало свиней, испугались они Чудотворца и Божественного Учителя и стали они просить Иисуса Христа, чтоб Он удалился от них и из страны их. Много было врагов у Господа Иисуса, много оскорбительного они Ему говорили, много спорили с Ним и не соглашались с Его учением, но такой просьбы к Спасителю никто ещё не обращал. К ним, к жителям страны Гадаринской, пришёл Божественный Учитель: Он принёс им благовестие спасения, Он показал им чудную власть, избавляющую от бесов, а они променяли Христа на презренных животных, они оказались духовно сродни бесам, ибо как бесы трепетали Христа и просили Его удалиться, так и жители гадаринские просили Его о том же. Напротив, человек, из которого вышли бесы, просил Иисуса, чтобы быть с Ним ( Лк. 8:26–39 ). Представляет ли это евангельское чтение только повесть из жизни Господа Иисуса, или оно приложимо и применимо по своему содержанию к жизни всех людей? Несомненно, Церковь Божия предлагает его к нашему назиданию. И прежде всего, какое верное средство даётся нам, чтобы разобраться безошибочно и правильно во всех учениях современности, во всех действиях людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

    П. Конечно считаю.     К. Итак, «тот, прикоснувшийся к сему, — сказано, — нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою; но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища»(Лев.22:6-7). Запрещает, кроме того, также и вкушение мертвечины и звероядины. как могущее осквернить. Но обрати внимание, Палладий, на то, что отложение всякой скверны и освобождение от вины в нас может быть не иначе, как чрез одного Христа и во время пришествия Его     П. Каким образом?     К. Что все еще оставалось не очищенным и в осквернении и что не причастно было жизни то, что было прежде пришествия Единородного, это Он показал, сказав: «нечист будет до вечера и не должен есть святынь». Разве не в последние времена века пришел Еммануил?     П. Да, это ясно.     К. Оживотворены же мы, снедая хлеб истинно святой и небесный, то есть Христа, когда время пришло к концу и солнце как бы зашло и вечером заключило меру времени.     П. Конечно.     К. Поэтому-то оскверненный нечист до вечера, непричастен также и святой и животворящей пищи, ожидая времени очищения; но омывшись водою, после захождения солнца становится чист и имеет свой хлеб небесный: ибо освященным как бы водою, разумею в святом крещении, даровано благословение чрез Христа; и Он есть «хлеб животный», Он же опять есть и сшедший с небес «и дает жизнь миру» (Ин. 6:33). А что захождение солнца означает время пришествия Спасителя нашего, это ты ясно увидишь из того, что Бог говорит об Агнце священнотаиннику Моисею: скажи сынам Израилевым, и да возьмут себе «одного агнца по семействам, — говорит, — ...и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» (Исх.12:3, 6). Десятым называется тот час, в который явился нам Еммануил, уже к самому вечеру, то есть к концу настоящего века. Мертвечина, затем, и звероядина не менее чем и проказа в духовном смысле приносит осквернение прикасающимся: причем мертвечина очевидно означает человека совершенно мертвого и угасшего как бы в делах плоти; звероядина же — душу, подпавшую власти диавола. А что, далее, спасительное дело — избегать человека, привыкшего мыслить о мертвом и угасшего умом и как бы питающего собою сатану (ибо он пожирает те души, которые захватит), это каким образом может быть не ясно для истинно здравомыслящих и весьма усиленно старающихся как можно далее отходить от всего, имеющего свойство осквернять?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

И видя веру женщины, он пошел с нею, и нашел ее сына кричащим, скрежещущим зубами и рвущим волосы. Он осенил его крестным знамением и возгласил книгу молитвы Владычицы нашей Марин, и когда окончил чтение, помолился и сказал: «Владычице, услыши молитву мою и не посрами мене от чаяния моего в сей час раба твоего, не ради мене, но ради завета, его же сказа книга сия, глаголя: «к чтущему книгу сию не возможет приступити дух нечистый». И сего ради оживи отрока сего молитвою твоею от духов нечистых». И так сказав, он произнес заклинание: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, выйди дух нечистый из человека сего». Тогда тот залаял, как пес, и вышел из него дух нечистый, и исцелился он в тот час. И распространился слух среди всех соседей и родичей, как сын Авраама убил волхва и как исцелил сына волхва от демона. На другой день утром послал он эту женщину с ее сыном к церкви, и окрестил ее священник с сыном ее во имя Отца и Сына и Святого Духа, исцелил болезни их и бесов изгнал силою Святого Духа, который пребывал на нем, когда он читал над ними молитву Владычице нашей Марии Богородице, и были живы все по воле Божией. И овладел страх всеми волхвами, которые колдовали при капищах, и он обратил их к познанию Бога и вере правой. И он ходил в церковь вечером и утром, днем и ночью, и был для церкви, как око и ухо, и угоден для Бога и человеков. И он сострадал всей твари, людям и животным. И он прекратил бедствия вдов и сирот и благотворил им по мере возможности великим и малым, прося у отца своего, ибо не приобретал себе ничего в это время. И тех больных, которые приходили к нему, он исцелял и утешал скорбящих в печалях их, говоря с ними смиренно и заповедуя им кротким сердцем и любовью. f.158. Глава пятая. После этого происшествия стал говорить отец блаженного Филиппа о браке и сказал ему: «сын мой! дал мне Бог детей и дочерей: я ими не радуюсь, ибо утешаешь ты меня всеми твоими делами и особенно ради того, что ты – мой руководитель во царствие Божие. Ты, сын мой, для меня отец, как Кирик, сын Иулиты, ибо ведешь меня в жизнь, пребывающую во век.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. 42 Ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал и вы не напоили Меня; 43 Был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен и в темнице; и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! как мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам, поскольку вы не сделали одного из сих меньших; то не сделали Мне. 46 И пойдут сие в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Неделя эта называется мясопустной потому, что ею оканчивается мясоястие пред великим постом. По двум дням поста, середе и пятнице, чем отличается неделя эта от предшествовавшей, сплошной и последующей сырной, в просторечии называется она пестрою). Ст. 33. Почему Господь уподобляет праведников овцами, а грешников, козлам? По сходству свойств: овцы – животные чистые, кроткие, незлобливые, покорные, терпеливые, каковыми по свойствам бывают праведники; а козлы – животные нечистые, злые, горделивые, каковыми по свойствам бывают грешники. Ст. 35–36, 42–43. Почему на суде Господь не упоминает о вере и не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно не указывает на другие пороки грешников, кроме милосердия? вере не упоминает Господь на суде, потому что она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры. Господь не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно как и на другие пороки грешников, кроме милосердия: потому что добродетель милосердия выше всех добродетелей, и кто имеет ее, тот не имеет и другие; так равно и наоборот, порок немилосердия больше всех пороков, и кто имеет его, тот имеет и другие пороки. Алкал Я, т. е. когда у меня не было хлеба и я просил милостыню. Был странником: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно важною добродетелью. Был наг, т. е. одет дурно, недостаточно для прикрытия тела от жары и холода. Таковые у евреев назывались нагими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

625 . Ап. Павел пишет Римлянам, что, так как они, «познавши Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумили, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тельному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистот, так что они осквернили сами свои тела; они заменили истину Боию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» ( Рим. 1:21–25 ). Значит, заключают сектанты, поклоняться иконам и употреблять какие-либо изображения все равно, что почитать тварь вместо Творца. – Но указанные слова к иконам нисколько не относятся. В них ап. Павел говорит о римлянах – язычниках, служивших твари вместо Творца и заменявших, таким образом, славу нетленного Бога образом человека, птиц, четвероногих и пресмыкающихся, чего никто из православных никогда не делает. 626 Ап. Иоанн, продолжают сектанты, обличая нечестивцев за почитание идолов, описывает последних такими чертами, которые доказывают их полное сходство с иконами. «Прочие же люди, – говорит он, – которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр. 9:20 ). – Но сходство во внешних чертах отнюдь не доказывает тождества предметов. У человека и животного есть много сходных черт, напр., оба имеют голову, глаза, уши, рот, ноги, оба едят и пьют и т. д., но разве можно сказать, что человек и животное одно и то же? Как при внешних чертах сходства человек существенно отличается от животного тем, что имеет совесть и душу, так и св. иконы, при всем внешнем сходстве с идолами, отличаются от них тем, что изображают действительно существующего Бога, действительные со6ытия и лица, а не ложных, выдуманных богов. 627 б) Приравнивая иконы к идолам, сектанты говорят, что слово Божие будто бы запрещает поклоняться им, а в доказательство этого ссылаются, во-первых, на слова 2-й заповеди «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земли внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

7А если и случится такое, что в одном из ваших городов, в той земле, которую Господь, Бог ваш, дарует вам, обеднеет один из братьев ваших, тогда не оставайся безучастным и скупым не будь к бедному брату своему. 8Нет, ты щедрость свою прояви и охотно дай ему взаймы столько, сколько нужно ему. 9Пусть же не овладеет тобой недобрая мысль: мол, близок седьмой год, год прощения долгов, чтоб не стал ты из–за этого недружелюбно смотреть на бедного брата своего и не дал ему ничего. Ибо он скажет о тебе Господу, и грех будет на тебе! 10Охотно давай ему, без досады на себя за свою щедрость, ведь именно за эту щедрость Господь, Бог твой, и будет благословлять тебя во всех делах и трудах твоих. 11Бедные люди в стране не переведутся, и вот тебе на сей счет мой наказ: всегда будь щедрым, не зажимай деньги в кулаке – открывай его для брата своего, израильтянина, и для всякого, кто в стране твоей живет в бедности и нужде. 12 Если кто–то из общины твоей – еврей или еврейка – продаст себя в рабство тебе и проработает на тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его или ее на волю. 13Но такого человека отпускай не с пустыми руками! 14Щедро отдели для него что–то из стада своего, сколько–то со своего гумна, из–под давильного пресса – от всего, чем благословил тебя Господь, Бог твой, дай ему. 15Помни, что и ты был рабом в Египте и что Господь, Бог твой, выкупил тебя. Потому я и велю тебе так поступать. 16Но если твой раб по любви к тебе и твоей семье и потому, что ему было хорошо у тебя, скажет: «Не хочу уходить от тебя!“ – 17тогда, взяв шило, проколи ему ухо у дверного косяка. Это будет знаком того, что он остается рабом у тебя навсегда; так же следует поступать и с рабыней своей. 18А когда тебе придется отпускать раба на свободу, не возмущайся, ведь он отработал у тебя шесть лет за половину той платы, которую ты должен был бы дать наемному работнику. И Господь, Бог твой, благословит тебя во всех делах твоих. О первом приплоде 19Посвящай Господу, Богу твоему, всякого первенца мужского пола из твоего крупного рогатого и мелкого скота. Первенцев из стада коров не используй в работе, а первенцев мелкого скота не стриги. 20Они для того, чтобы из года в год ты и семья твоя ели их перед Господом, Богом твоим, на том месте, какое Господь изберет. 21А если у такого животного обнаружится какой–то изъян – хромота, слепота или другой какой недостаток, в жертву Господу, Богу твоему, приносить его нельзя. 22 Мясо такого животного ешь у себя дома. И тот, кто ритуально нечист и кто чист, может есть его, как и мясо серны и оленя. 23 Только кровь в пищу не употребляй; выливай ее на землю, как воду. Обзор предписаний о Пасхе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8Далее надлежит священнику отделить весь жир животного – жертвы за грех – и тот жир, коим покрыты внутренности, и весь сальник, 9обе почки и жир, что на них и на мышцах поясничных; сальник, который на печени, должен отделить он вместе с почками, 10как то делают с животным, которое приносят как благодарственную жертву. И священник в дым обратит всё это на жертвеннике для всесожжения. 11А шкуру быка, всё мясо его, голову и голени, также и внутренности вместе с их нечистотами – 12всё, от быка оставшееся, надлежит вынести за стан на чистое, ничем не оскверненное место, туда, где высыпают пепел , и сжечь на горящих дровах. На том месте, куда высыпают пепел, должно сделать это. 13 Если же вся община Израиля, того не замечая , впадет неумышленно в какой–либо грех, уклонившись от заповедей Господних, нарушит то, чего нарушать нельзя, и тем навлечет на себя вину, 14то, когда они узнают, что впали в грех, пусть принесут всей общиной молодого еще быка в жертву за грех. Ко входу в Шатер Откровения пусть приведут его, 15и здесь, пред лицом Господним, возложат старейшины общины руки свои на голову того быка, и один из них заколет его пред Господом. 16Первосвященник же должен взять немного крови закланного животного и войти с ней в Шатер Откровения, 17и там сей священник обмакнет в эту кровь палец и покропит пред Господом семь раз перед внутренней завесой Святилища. 18И помажет он кровью рога того жертвенника, что в Шатре Откровения, пред Господом. Всю оставшуюся кровь жертвы он выльет к подножию жертвенника для всесожжений, который у входа в Шатер Откровения. 19После того ему надлежит отделить весь жир животного и воскурить его на жертвеннике. 20Словом, и с этим быком сделать нужно то же, что с быком, принесенным в жертву за грех а. И так священник совершит для них то служение, которое приведет их к единению с Богом б, и они обретут прощение. 21 После сего оставшееся от быка надлежит вынести за стан и сжечь, как в случае с быком, принесенным в жертву за грех священника. Это жертва за грех всего народа .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Смысл и цель всего видения таковы: все эти животные символически обозначали собой все человечество; чистые животные обозначали избранный народ Божий — евреев, а нечистые — язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа-Искупителя, а потому в новом Царстве Божием на земле — Царстве Мессии или Церкви Христовой, нет и не должно быть различия между иудеями и язычниками — все одинаково очищены честной Кровью Агнца Божия Христа, и все одинаково достойны вступить в Его Царство. Как видно из ст. 28, Петр правильно понял потом смысл этого видения.    Этим видением открывается новая эпоха в истории первохристианской Церкви — эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства. Деян.10:19. Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; Деян.10:20. встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.    Видение это повторялось трижды, в знак его непреложности, а затем за Петром пришли посланные сотником Корнилием. Так как Петр, не понявший сразу смысла видения, мог придти в недоумение, можно ли ему, как иудею, последовать приглашению язычника, то он тотчас же получил новое откровение от Духа Божия: «иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Петр не тотчас же отправился, а пригласил посланных в дом свой и угостил их, конечно, потому, что путь был далек, и они отправились в дорогу только на следующий день. Деян.10:25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Деян.10:26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.    На следующий день, то есть на четвертый день после того, как Корнилию было видение, что видно и из ст. 30, они прибыли в Кесарию, где их дожидался уже Корнилий, созвавший единомысленных, по-видимому, родственников и друзей. Таким образом, в доме Корнилия собралось более-менее значительное общество язычников, готовых уверовать во Христа. Встретив Петра, Корнилий поклонился ему «пав к ногам его». В этом земном поклонении выражалось нечто особенное: возможно, что Корнилий, как язычник, считал Петра за кого-то высшего, чем обыкновенного человека. А потому Петр решительно отклонил такое поклонение себе словами: «встань: я тоже человек», то есть: и я такой же человек, как все. В этом видно, конечно, глубокое смирение Петра. Найдя в доме многих собравшихся язычников, святой Петр сказал, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но что Бог открыл ему, чтобы он ни одного человека не почитал скверным или нечистым, а потому он и пришел беспрекословно, и спрашивает, для какого дела они позвали его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010