отцов - Этимасия, Спас Нерукотворный и другие символические прообразы жертвы Христовой. Появляется к началу XI века и получает широкое распространение в XII-XIII вв. Лор (греч.) - деталь облачения архангелов - широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из облачения византийских императоров. Лузга - откос доски между полем и ковчегом иконы. М Недреманное Око (Спас Недреманное Око) - символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств (Пс. 120). В иконах этого типа представлен юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей. Появляется в византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV-XV вв. Неопалимая Купина - Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх. 3.2). Важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа (этот эпитет появляется в Акафисте). Наименование чудотворной иконы Богоматери, составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем (тип " Одигитрия " ), которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: гору из пророчества Даниила, лестницу Иакова, врата Иезекииля и т.п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками - зеленым и красным (цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы - служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы - их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них - ангелы и архангелы как олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах. Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4(17) сентября. Нерушимая Стена - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (например, Богоматерь в конце апсиды Софии Киевской); заимствован из Акафиста Богоматери ( " Радуйся, царствия нерушимая стено " - икос 12). Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Известен в античности начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т.н. " крестчатый нимб " ) - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. О

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Возглас: Яко милостив: Кондак Богородицы, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Седален, глас 2: Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи: Пресвятая Богородице, спаси нас. Страстей моих смущение и бурю моих прегрешений утиши, Богоневестная, кормчаго рождшая Господа. Пресвятая Богородице, спаси нас. Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Благосердаго рождая и Спаса всех поющих Тя. Пресвятая Богородице, спаси нас. Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя Богоматерь. Слава: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, благолюбива, помози, Богородице, едина Приснодево. И ныне: Надежду и утверждение и спасения стену недвижиму имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся. Катавасия: Спаси от бед рабов Твоих, Богородице, яко вси по Бозе в Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мои лютыя скорби телесныя и исцели души моея болезнь. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас: Пресвятая Богородице, спаси нас. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия родшая Виновнаго. Пресвятая Богородице, спаси нас, Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное родши избавление, и мир, всяк ум превосходящий. Слава: Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет родшая Божественный и превечный. И ныне: Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльши, и здравие молитвами Твоими подаждь ми. Катавасия: Спаси от бед рабов Твоих, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мои лютыя скорби телесныя и исцели души моея болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стена твердая нам,/пленения вражия не убоявся, дан еси,/варварская нашествия упражняя и недуги утоляя,/степень неразрушимый, и основание необоримое,/и градодержец, населитель и поборник был еси твоему граду, Димитрие;/егоже и ныне, всеблаженне, люте бедствующаго и обтяженна окаянне,/твоими молитвами спаси,/Христа моля, подающаго мipy велию милость. Как укрепленная стена/вражеских машин осадных не боящаяся,/ты был нам дан, Димитрий,/прекращающий варваров набеги и всех недугов приступы,/опора нерушимая, и основание незыблемое,/и стал покровителем, основателем и защитником города твоего;/его, избавленного, по Божию благоволению,/твоими ходатайствами, славный,/навсегда свободным сохрани,/Христа моля,/подающего мipy великую милость. Всяку добродетель восприим, страстотерпческий лик явися,/отонудуже нетленныя и блаженныя жизни наслаждение достойне наследова./В немже досточудне украшаем, Димитрие,/и подражанием Христовым почитаяся,/и хваляся равенством копия,/проси прилежнее/нас, почитающих тя, избавити от страстей и лютых обстояний,/тепле моля Подающаго мipy велию милость. Всякую добродетель собравшим/явился страстотерпцев сонм,/оттого он нетленной и блаженной жизни наслаждение/достойно унаследовал./Среди них выдаешься ты, достойный удивления Димитрий,/и Христу подражанием величаешься,/и хвалишься, что наравне с Ним был пронзен копьем;/Проси же усерднее об избавлении нас, почитающих тебя,/от страстей и тяжких бедствий,/горячо моля/Подающего мipy великую милость. Слава, глас 4. Самогласен, Андрея Иеросолимита: Слава, глас 4. Самогласен, Андрея Иерусалимского Копиями наследовавшаго Спасовых ребр благодать,/прободенных копием,/из нихже нам источает Спас жизни и нетления воды,/Димитрия почтим, премудраго во учениих и венечника в мученицех,/кровию скончавшаго страдания течение/и чудесы просиявша всей вселенней,/ревнителя Владычня и милостива нищелюбца,/во многих и многащи бедах лютых фессалоняном предстателя./Егоже и летнюю память почитающе,/славим Христа Бога,/действующа его ради всем исцеления.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Радуйся, имеяй попечение не себе точию, но и всем блаженства достигнути. Радуйся, исполненный мира и любве Божия, имиже ко всем миролюбив и братолюбив был еси. Радуйся, осеняемый духом благодатей, и притекающих к тебе во спасение умудряяй. Радуйся, в раскаяние пришедших милосердием Божиим утешаяй. Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем, ходивый. Радуйся, подвижниче, тако текий, яко достигл еси венца твоего, егоже и нас улучити сподоби. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 10 Спасение хотя улучити души твоей, преподобне, от юности твоея, даже до кончины, шествовал еси путем узким и прискорбным, взем крест на рамо, ведый, яко широкий и пространный путь есть вводяй в пагубу. Темже аще и терние, и непроходимая места, и злая приключения запинаху тебе: обаче, предшествующу тебе верному Вождю и Поборнику Иисусу, достигл еси во дворы небесныя, идеже радостей неизглаголанных, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, наслаждаяся, вопиеши Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена необоримая еси всем земнородным, ко скорому твоему заступлению и предстательству притекающым, преблаженне отче Никандре! Темже и нам ко святым мощам твоим, невидимыми ангелами стерегомым, с верою приходящым, и милостивыя коемуждо по потребе помощи просящым, буди стена крепкая и оплот нерушимый, от всяких нас бед застеняя и ограждая, за еже мы вопием тебе таковая: Радуйся, быстрый предстателю, приемляй прошения наша и на жертвенник благоутробия Божия возносяй. Радуйся, коегождо прошения в их пользу исполняяй. Радуйся, скорое услышание нищих. Радуйся, сердобольный судие вдовиц и отче сирых. Радуйся, озлобляемых неповинно ревностный защитителю. Радуйся, болящих душею и телом безмездный исцелителю. Радуйся, пище и отрадо алчущих и жаждущих. Радуйся, согреяние во мразех сущих. Радуйся, обуреваемых немятежное пристанище. Радуйся, добрый кормчию, жития сего корабль управляяй. Радуйся, оскудения обители твоея богатне исполнивый. Радуйся, храмы святыя и здания, снеденныя огнем, согреянием сердец благоговеющих благолепне обновивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Лютыми недугами и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты мне помози; Тя бо, Пренепорочная, почитаю, яко исцелений сокровище неоскудное и неиждиваемое. Катавасия: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимой стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о великом господине... Еще молимся о стране нашей... Еще молимся за всю братию... Возглас: Яко милостив... Седален, глас . Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, ми- рови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари и от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи... 1-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Страстей моих смущение и бурю моих прегрешений утиши, Богоневестная, Кормчаго рождшая Господа. 2-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Милосердия Твоего бездну призывающу, подаждь мне, Благосердаго рождшая и Спаса всех поющих Тя. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя, Богоматерь. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. На одре болезни моея и немощи низлежащу мне, яко благолюбива, помози, Богородице, едина Приснодево. Катавасия: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимой стене и предстательству. Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении... 1-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго. 2-й лик: Пресвятая Богородице, спаси нас. Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши избавление и мир, всяк ум превосходящий. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и Превечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Тя Громова сына Господь нарече, тя гремети Духом сподоби/Своего от Отца Божественнаго и непостижимаго рождения неизреченное./Тем твою, Богослове, всепразднственную память песньми достойно славим. Ты добродетельми возшел еси, апостоле, на высоту,/ты узрел еси славою блистающее единородное Слово во плоти,/во Отеческих безначально недрех седящее,/гласа же услышати Отеческаго сподобился еси, свидетельствующа Того Сыновство. Богородичен: Под Твое ныне прибегая заступление,/непотребный раб Твой, Всенепорочная, да не постыжуся:/Тя бо к Богу имам Предстательницу и стену нератну,/о Тебе и будущия да наслаждуся тишины и Божественныя жизни, молюся. Ин, ирмос тойже. Ты нудитель естества явился еси, Арсение,/ты страсти, отче, покорил еси умному владычеству, якоже рабу, сну повелевая./Темже и во всенощных бдениих вопиял еси:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Ты Бога, преподобне, желательне взыскал еси,/ты явльшагося множае возжелал еси/и, чистотою Боговиден весь быв, к желаемому беседовал еси,/разумев соединением вышшаго всякаго постижения, отче Арсение. Богородичен: Ты верных похвала еси, Безневестная, Ты Предстательница,/Ты и прибежище христиан, стена и пристанище:/к Сыну бо Твоему мольбы носиши, Всенепорочная, и спасаеши от бед/верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающия. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?/Но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Во тьме мира просиявший, видев Свет Пречист, растворился еси любовию/и, светильник благочестия быв, многосеменных роды язык/Богословия, Иоанне, светом осиял еси. Уведев, яко закон Моисеом сенный дан бысть,/Божественная же благодать Христом Богом нашим бысть,/богословным языком, сыне громов возлюбленне, благовестил еси Его Божество. Богородичен: Ты ми покров и держава, Пречистая,/и утверждение, и стена нерушима, и Тя призываю:/в нощи и во дни мя соблюдай от всякаго вреда велиара находящаго,/да верою и любовию славлю Тя. Ин, ирмос тойже. Ходатая первому, отче, преступлению первозданнаго Адама благочестно отринул еси,/вражия добре видя коварствия,/темже, в непорочнем ликовствуя пищном пристанищи, Владыку Христа моли. Себе самаго отвергся, всякаго сладострастия отверглся еси/и, на раму крест твой нося, Арсение, и Христа желая,/на Небесех снаследник достойне Сего показался еси. Богородичен: Матернее дерзновение к Сыну Твоему имущи, Всечистая,/сроднаго промышления о нас не презри, молимся,/яко Тебе и едину, христиане, ко Владыце очищение милостивно предлагаем. Песнь 6 Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает/и во глубину нужднаго реет мя отчаяния,/но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови,/о Управителю, и спаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я очутился на прекрасном цветущем лугу. Долина длинная, просторная, на десятки верст. Вдали на горизонте город, куда мне надо идти. К нему ведет вдоль долины прямая, широкая дорога, по которой идут люди. А над всеми нами стоит гигант, страшный человек, голова которого упирается в небо. В руках у него большая сеть, которую он закидывает на проходящих. Как увидит кого, закинет и тащит к себе. Редко кого не увлекал и не захватывая своею сетью. Я испугался. Как быть? Как избежать пагубной сети этого великана? И вот я заметил, что слева от этой долины находится высокая и тоже до неба отвесная стена. Под стеной узенькая-узенькая тропинка. Она тянется вдоль всей этой стены. Чтобы идти по ней, надо тесно прижаться к стене, почти касаться ее. И по этой тропке шли одинокие путники. Великан их замечал. Тоже накидывал со злобой свою сеть, но она, ударившись о стену, отскакивала назад, не захватывая идущих. И они продолжали свой путь в мире. Я понял, что Стена эта – Та, о Которой говорится в акафисте: «Радуйся, Царствия нерушимая Стено...» – и поется в церковной песне: «Тебе и стену и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу...» И я свернул с широкого, пространного пути на эту тесную тропинку. Черномазый, увидев меня на ней, заскрежетал зубами, набрасывая несколько раз свою сеть. Я в трепете льнул к стене, сеть падала у моих ног, и я благополучно прошел так вдоль всей долины и подошел к самому городу. Что это был за город! Какой чудный! Вдали все блистало и привлекало роскошью строений, цветников, тенистых дерев. Но вот и предместье. Я остановился у лавочки, где продавали кресты. Вся лавочка, вернее, лавка, целый магазин, была заполнена ими. Они стояли и у дверей на улице. Кресты. Они были большие и маленькие, всех размеров, золотые, серебряные, слоновой кости, украшенные драгоценными камнями, бриллиантами, рубинами, изумрудами, были совсем простые, деревянные, медные и даже малюсенькие нательные, кустарной работы. – Почем, – спрашиваю, – кресты-то? – Денег не берем, так даем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Шел бы в рай, да грехи не пускают», – говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде; как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил крестом и смертью Спаситель наш Иисус Христос и отверз кающимся рай Божий». Это очень облегчает нас: это дает нам основание знать, что грех не тяжкая и непреодолимая стена, а зло. Но в то же время о.Иоанн постоянно зовет нас к борьбе. Противься всякой дурной мысли, всякой страстной привязанности к вещам земным, всякому чувству вражды или неприязни к другим. И Бог поможет тебе: мысли добрые, чувства возвышенные, духовные, чувства любви возьмут в тебе перевес. В противном случае – то есть если не будешь противиться злу – одолеют тебя мысли и чувства противоположные, твое сердце одолеют страсти. Все достается победою. Каждый шаг в нравственной жизни приобретается потом и кровию». «Так точно и миродержитель тьмы века сего зорко смотрит за людьми, живущими в соседстве с его «темною», воздушною державою. Он всеми мерами старается остановить идущих к Небесному Царству; и на их пути ведет с ними самую жестокую войну: препятствует не только совершать добрые дела, но – и мыслить свободно о добре и проникаться святыми чувствами, делая засады и коварствуя над ними на каждом шагу духовной их жизни. Здесь говорится то, что испытано на самом деле!» И тогда вся жизнь будет представляться человеку непрерывной борьбой и подвигом. Вот что о.Иоанн и по опыту святых, и по своему – говорит нам. «Несть наша брань (война – М. В.) к крови и плоти, но к началом, и ко властей, и к миродержителем тмы века сего» ( Еф.6:12 ). Жизнь наша на земле –война, непрестанная война: ибо непрестанно воюют невидимые враги чрез бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстями; воюет и мир прелюбодейный и грешный своими соблазнами, неправдами; борет нас плоть наша; самолюбием, самоугождением, леностью, лицемерием, лукавством, двоедушием, блудными помыслами и вожделениями, злобою, злопамятством, злорадством, завистью, недоброжелательством, раздражением, унынием, ропотом, малодушием, ложью, обманом, неправдою, хульными помыслами, страстью к осуждению других, невоздержанием, пьянством, чревоугодием, любостяжанием, корыстолюбием, неверием, вольнодумством, непокорностью, непослушанием, стремительностью, рвением и понуждением ко всякому греху, холодностью и отчуждением от всякого добра».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И ныне: Тяжкими недугами/и болезненными страданиями испытуемому,/Ты, Дева, мне помоги,/ибо знаю я Тебя, Всенепорочная, как исцелений сокровищницу/неистощимую, неоскудевающую. Спаси от бед рабы Твоя, Богородице,/яко вси по Бозе к Тебе прибегаем,/яко нерушимей стене и предстательству. Спаси от бед рабов Твоих, Богородица,/ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем,/как к нерушимой Стене и Заступнице. Призри благосердием, всепетая Богородице,/на мое лютое телесе озлобление,/и исцели души моея болезнь. Воззри благосклонно, Всехвальная Богородица,/на тяжкое тела моего страдание/и исцели души моей скорбь. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Тропарь, глас 2 Моление теплое и стена необоримая,/милости источниче, мирови прибежище,/прилежно вопием Ти:/Богородице Владычице, предвари,/и от бед избави нас,/едина вскоре предстательствующая. Горячее Ходатайство и Стена неприступная,/милости Источник, мipy Прибежище!/Мы усердно взываем к Тебе:/“Богородица Владычица, поспеши/и от бед избавь нас,/единственная скорая Заступница!” Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. Ирмос: Услышал я, Господи,/о таинстве Твоего промысла,/уразумел дела Твои,/и прославил Твоё Божество. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Страстей моих смущение,/кормчию рождшая Господа,/и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная. Успокой страстей моих волнение,/Кормчего – Господа родившая,/и бурю моих согрешений,/Божия Невеста. Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми,/яже Благосердаго рождшая и Спаса всех поющих Тя. Милосердия Твоего подай бездну/мне, о помощи взывающему,/Милосердного Родившая/и Спасителя всех, воспевающих Тебя. Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований,/благодарственное воспеваем пение,/ведуще Тя Богоматерь. Наслаждаясь, Всечистая,/Твоими дарами,/мы воспеваем благодарственную песнь,/зная Тебя, Богоматерь. Слава: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми,/яко благолюбива, помози, Богородице,/едина Приснодево.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-mol...

43:3. Река Ховар. См. коммент. к 1:1. 43:7. Трупы царей. Речь здесь, по-видимому, идет не о «трупах царей», а об идолах, использовавшихся в языческом культе мертвых, описанном в Лев. 26:30 . Иезекииль, вероятно, имеет в виду поклонение духам предков царей Израиля, во многом похожее на культ усопших царей в Угарите. Об обожествлении царей у этих народов ничего неизвестно. 43:8. Порог и вереи (косяки) дверей. Сказанное в ст. 8 соответствует описанию храма Соломона в 3Цар. 6,7 . Первый храм был построен как составная часть целого комплекса дворца Соломона. Только стена разделяла храм и дворец, поэтому соответствующие пороги и косяки дверей граничили между собой. 43:13. Локоть с ладонью. См. коммент. к 40:5. 43:13–17. Строение жертвенника. Хотя для описания жертвенника используются специальные термины, характерные для аккадского языка, описанный Иезекиилем жертвенник имеет наибольшее сходство с жертвенником в храме Соломона ( 2Пар. 4:1 ; 3Цар. 2:28 ). Оба жертвенника четырехугольные и имеют одинаковую длину и ширину, рога же характерны для всех жертвенников в Леванте. Хотя этот жертвенник крупный, он меньше того, что стоял в храме Соломона, и сопоставим по размерам с жертвенниками, обнаруженными археологами. 43:19. Племя Садока. Садок был представителем Аароновой ветви первосвященников, служивших во время царствования Давида и Соломона. В послепленную эпоху на сыновей Садока была возложена обязанность служения у жертвенника, тогда как левиты стали выполнять менее важные задачи, чем прежде. Потомки Садока были первосвященниками до времени правления греческого царя Антиоха IV (175–163 гг. до н. э.). Фактически, как считают некоторые исследователи, секта ессеев в районе Мертвого моря образовалась как реакция на прекращение священнического служения потомков Садока. 43:24. Соль. Здесь речь идет о «завете соли» (см. коммент. к Лев. 2и Чис. 18:19 ). Консервирующие свойства соли сделали ее символом нерушимости отношений завета. Таким образом, добавление соли было напоминанием о Божьем завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010