Мой взор все еще блуждал по трясинам и зарослям, теряясь в диких дебрях, как вдруг в темноте, далеко впереди, между болотами и скалами, вспыхнул огонек. «Это блуждающий огонек», — решила я и ждала, что он вот-вот исчезнет. Однако он продолжал гореть ровным светом, не удаляясь и не приближаясь. «Тогда это может быть костер, который только сейчас разожгли», — предположила я и стала наблюдать, не начнет ли огонек разгораться; но нет, он не уменьшался и не увеличивался. «Вероятно, это свеча в доме, — решила я. — Если так, мне ни за что до нее не добраться: она слишком далеко от меня; но будь она даже рядом, какой от этого был бы толк? Я постучала бы в дверь, а ее все равно захлопнули бы у меня перед носом». И я легла и приникла лицом к земле. Некоторое время я лежала неподвижно. Ночной ветер проносился над холмами и надо мной и, стеная, замирал вдалеке. Лил дождь, и я промокла до костей. О, если бы окоченеть и отдаться милосердию смерти — пусть тогда хлещет, я ничего не почувствую. Но моя все еще живая плоть содрогалась под холодными потоками. Через некоторое время я снова поднялась. Огонек горел все так же упорно, поблескивая сквозь дождь. Я снова попыталась идти; медленно повлекла я свое измученное тело навстречу этому огоньку. Он вел меня по склону и через большое болото, непроходимое зимой; даже сейчас, в разгаре лета, под ногами хлюпало, и я то и дело проваливалась. Дважды я падала, но всякий раз поднималась и снова пускалась в путь. Огонек был моей последней надеждой. Я должна до него дойти! Перебравшись через болото, я увидала на темном вереске светлую полосу. Я приблизилась к ней; это была дорога, она вела прямо на огонек, который светил откуда-то сверху, точно со шпиля, окруженного деревьями, — видимо, это были ели, в темноте я с трудом разглядела их очертания и темную хвою. Когда я подошла поближе, моя путеводная звезда исчезла: какая-то преграда встала между нами. Я протянула руку и нащупала впереди темную массу — это были неотесанные камни низкой стены, над нею — нечто вроде частокола, а за ним — высокая колючая изгородь. Я продолжала продвигаться ощупью. Вдруг впереди что-то забелело: это была калитка; она открылась, едва я до нее дотронулась. По обеим сторонам виднелись кусты остролиста или тиса.

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

Богородичен отпустительный Тебя, как Посредницу спасения рода нашего,/воспеваем, Богородица Дева,/ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш,/на Кресте претерпев страдания,/избавил нас от тления, как Человеколюбец. Догматик Через Тебя, Богородица,/ ставший предком Божиим пророк Давид/благозвучно о Тебе провозгласил/ пред сотворившем Тебе величие:/«Предстала Царица справа от Тебя»./Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог,/без отца благоволивший воплотиться от Тебя,/чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями,/и, найдя заблудившуюся в горах овцу,/взяв на плечи ко Отцу принести,/и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир –/Христос, имеющий великую и богатую милость. На стиховне, Богородичен Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная,/прекращая беды, на нас восстающие,/от всякой скорби нас избавляя:/ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем,/и в Тебе защиту обрели./Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая!/Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих:/«Радуйся, Владычица, всем помощь,/радость и покров и спасение душ наших!» Богородичен отпустительный От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/ и спас от смерти души наши. Догматик В Красном море/образ Невесты, брака не познавшей,/был начертан некогда./Там – Моисей, разделитель воды,/здесь же – Гавриил, служитель чуда./Тогда морскую глубину, не омочив ног, прошел Израиль,/ныне же Христа без семени родила Дева./Море после прохода Израиля осталось непроходимым,/Непорочная по рождении Эммануила осталась неповрежденной./ Боже Сущий, –/и предсуществовавший, и явившийся как человек,/помилуй нас! На стиховне, Богородичен Храм и дверь, дворец и престол Царя, –/Ты, Дева досточтимая;/чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь,/явился спящим во тьме, как Солнце правды,/просветить желая тех, кого Он создал/Своею рукою по образу Своему./Потому, Всепрославленная,/как материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/непрестанно ходатайствуй/о спасении душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Ты, всечестная Дева, – храм и дверь, чертог и престол Царя; чрез Тебя избавитель мой – Христос Господь, Солнце правды, явился пребывавшим во тьме, желая просветить тех, кого Он Своею рукою создал по Своему образу. Посему, Всепетая, как имеющая к Нему материнское дерзновение, непрестанно молись Ему о спасении душ наших. В) Тропарь воскресный. Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы Рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся: яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершыя славным Воскреснием Своим. Прославим, верующие, безначальное со Отцом и Духом Слово, для нашего спасения родившееся от Девы, и поклонимся Ему; ибо Оно благоволило плотию вознестись на крест, претерпеть смерть и воскресить умерших славным воскресением Своим. Богородичен. Радуйся, Двере Господня непроходимая: радуйся Стено и Покрове притекающих к Тебе. Радуйся, Необуреваемое Пристанище, и Неискусобрачная, Рождшая плотию Творца Твоего и Бога: молящи не оскудевай о воспевающих, и кланяющихся Рождеству Твоему. Радуйся, непроходимая дверь Господа! Радуйся, стена и защита прибегающих к Тебе! Радуйся, тихое пристанище и непознавшая брака (Дева), родившая плотию Творца Своего и Бога! Не преставай молиться о прославляющих и почитающих рождество Твое. Канон полунощницы Песнь 1. Ирмос. Коня и всадника в море Чермное, сокрушаяй брани мышцею высокою, Христос истрясе: Израиля же спасе, победную песнь поюща. Христос, сокрушающий врагов Своею могучею мышцею, коней и всадников (египетских) ввергнул в Чермное море и спас израильтян, воспевавших победную песнь. ( Ис. 15: 1 .) Тропари. Державу Единственнаго и Трисолнечнаго зрака воспевающе вопием: ум наш озари, Боже Всесильне, и к Твоей Владыко, возвыси славе неизреченней. Прославляя державу единого и трисолнечного естества, восклицаем: ум наш просвети, всемогущий Боже, и возвысь его к Твоей неизреченной славе, Владыко. Горе Тя ангельская удобрения умная немолчно поют Трисвятыми песньми, Единицу Тричисленную, и Троицу Сообразну, Пресущественну, Всесильну.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на Спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи Плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным воскресением Своим. Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим. Богородичен: Радуйся, Двере Господня непроходимая;/радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе./Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/рождшая плотию Творца Твоего и Бога./Молящи не оскудевай о воспевающих/и кланяющихся рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен:  Радуйся, дверь Господня непроходимая!/Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе!/Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая,/родившая по плоти Творца Твоего и Бога!/Не переставай ходатайствовать о воспевающих/и почитающих Рожденного от Тебя. В Неделю на Полунощнице поем канон Троичен во Октоихе гласа. Таже, Достойно есть:  и прочее, яко обычай, и отпуст. НА УТРЕНИ НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды, глас 5: Тропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на Спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи Плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным воскресением Своим. Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим.  (2) Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:  Радуйся, Двере Господня непроходимая;/радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе./Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная,/рождшая плотию Творца Твоего и Бога./Молящи не оскудевай о воспевающих/и кланяющихся рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен:  Радуйся, дверь Господня непроходимая!/Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе!/Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая,/родившая по плоти Творца Твоего и Бога!/Не переставай ходатайствовать о воспевающих/и почитающих Рожденного от Тебя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-6...

Превышши, Пречистая, Небес бывши, храм и палата,/в храм Божий возложилася еси/Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его. Высшим небес храмом/и дворцом нареченную/посвящают в храм Божий/Тебя, Всечистая,/да будешь приготовлена Ему/в жилище божественное/при Его пришествии. Свет возсиявши Богородица благодати,/вся просвети и совокупи пресветлое Ея украсити торжество песньми:/приидите, к Ней стецемся. Воссияв светом благодати,/Богородица всех озарила и созвала/песнями украсить/Её торжество пресветлое./Придите, к Ней соберемся! Дверь славная, помыслы непроходимая,/двери отверзши храма Божия,/ныне повелевает нам, совшедшим,/Божественных Ея чудес насладитися. Славная Дверь,/мыслями непроходимая,/двери храма Божия открыв,/ныне нас приглашает,/с Ней войдя, насладиться/чудесами божественными Её. Другий канон праздника, подобне со ирмосом на 8. Ирмос по дважды, тропари на 6. Творение Василиево, глас 1. Песнь 1. Ирмос: Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/и спасшему Израиля, яко прославися. Канон второй Ирмос: Песнь победную/все воспоем Богу,/сотворившему дивные чудеса/мышцею высокою/и спасшему Израиля:/ибо Он прославился. Стецемся днесь, Богородицу почитающе песньми,/и торжествуим духовный праздник:/в храм бо Богу дар приносится. Сойдемся в сей день/почтить Богородицу песнями/и торжественно будем праздновать/духовный праздник,/ибо в храм Богу/Она как дар приносится. Песньми да воспоим Богородицы славное предшествие:/к храму бо днесь, яко храм Божий,/приносится пророчески дар многоценный. Воспоем песнями/Богородицы славное шествие;/ибо в сей день Она, Сама храм Божий,/приносится в храм как многоценный дар/согласно пророчествам. Анна непорочная радовашеся,/яко дар многоценен Богу приносящи в храм матерски,/Иоаким же с нею торжествует светло. Анна непорочная/радовалась материнской радостью,/принося Богу в храме многоценный дар;/и Иоаким с нею светло торжествует. Давид, праотец Твой, воспе Тя древле, Дево Богоневесто,/Дщерь глаголя Тя Царя Христа,/Егоже и, родивши, матерски Младенца доила еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

7) ( πειδ) «Поскольку же (это) народ Твой, Чадо, то повели им, да приидут под кров Твой, и да увидят нищету богатую, и честную бедность; Я же имею Тебя (Своим) богатством и похвалою, почему и не стыжусь; – в Тебе благодать и истина 4 . Благоволи же ныне войти им в (сие) жилище Твое: Я нимало не забочусь ο бедности (Своей), ибо Я обладаю Тобою, как сокровищем, которое цари приходили видеть; ибо цари и волхвы искали, где родился Младенец новый, Превечный Бог». 8) ( ησος) Иисус Христос , по истине и Бог наш, таинственно прикоснулся к мыслям Матери Своея, говоря: «Введи тех, которых Я привел словом (Своим); ибо слово Мое есть то, которое возсияло ищущим Меня: оно по виду – звезда, но для разумеющаго есть сила. Она шла вместе с волхвами, как служащая Мне, и доселе еще стоит она, исполняя служение свое, и (своим) лучем показывает место, где родился Младенец новый, Превечный Бог». 9) ( Νν) «Итак, приими теперь, Непорочная, приими принявших Меня; между ними как бы Я в объятиях Твоих: но Я не удалился от Тебя, – и к ним сошел». И она отверзает двери, и принимает собрание волхвов: отверзает двери Дверь непроходимая, в которую Един Христос прошел; – отверзает двери Дверь заключенная, и ничего не украдено когда либо из сокровищь (девственной) Ея чистоты; – отверзла дверь Она сама, от которой родилась Дверь (спасительная), – Младенец новый, Превечный Бог. 10) ( Ο) И волхвы взошли скоро в жилище, и видя Христа, ужаснулись, когда увидели и Матерь Его, и обрученника Ея, и в страхе сказали: «Сей есть Сын без родословия. И как, (скажи нам) Дева, мы видим теперь обрученника в жилище Твоем? Рождение Твое не имело ли порицания; не было ли поносимо пребывание Иосифа в сожительстве с Тобою? Множество Ты имеешь ненавистников, выведывающих, где родился Младенец новый, Превечный Бог». 11) ( πομνσκω) «Объясняю вам» сказала волхвам Мария, «для чего имею Иосифа в жилище моем: для обличения всех поносителей (Моих); ибо он сам разскажет, чтó услышал о Сыне Моем; ибо он во сне видел святаго ангела, который говорил ему, откуда Я зачала (во чреве): его, скорбнаго, просветил ночью Божественный огнь (о том), чтó его печалило. Посему-то живет со Мною Иосиф, объясняющий, кáк сей новый Младенец есть Превечный Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи Плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим. 5 глас: Прославим, верующие, безначальное, со Отцем и Духом Слово (Сына Божия), для нашего спасения родившееся от Девы, и поклонимся Ему; ибо Оно (Слово) благоволило Плотию вознестись на Крест, претерпеть смерть и воскресить умерших славным Воскресением Своим. Богородичен Радуйся, двере Господня непроходимая! Радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе! Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная, рождшая плотию Творца Твоего и Бога. Молящи не оскудевай о воспевающих и покланяющихся рождеству Твоему. Богородичен: Радуйся, непроходимая дверь Господа! Радуйся, стена и защита прибегающих к Тебе! Радуйся, тихое пристанище и не познавшая брака (Дева), родившая плотию Творца Своего и Бога! Не преставай молиться о прославляющих и почитающих рождество Твое. Глас 6 Ангельския Силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша; и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе! 6 глас: При гробе Твоем (явились) Ангельские Силы, и охранявшие его (гроб) воины омертвели; в гробовой пещере стояла Мария и искала Твоего Пречистого Тела. Ты пленил (ниспроверг) ад, не потерпев (Сам) от Него; Ты, дарующий жизнь, встретил Деву. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе! Богородичен Благословенную нарекий Твою Матерь, пришел еси на страсть вольным хотением, возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма. Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! Богородичен: Нарекши благословенную (Деву) Матерью Своею, Ты, желая взыскать Адама, по Своей собственной воле пришел на страдания и, воссияв на Кресте, возгласил Ангелам: «Радуйтесь со Мною, ибо нашлась потерянная драхма». Премудро устроивший всё, Боже наш, слава Тебе! Глас 7 Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай; мироносицам плач преложил еси и Апостолом проповедати повелел еси; яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Александр повиновался и продолжал подвизаться в общежитии, усердно служа братии и исполняя все самые трудные монастырские работы, босой и в рубище, не смотря даже на зимнюю стужу. Но вот прошло 13 лет с тех пор, как Александр вступил в монастырь; однажды ночью он молился в своей кельи, прося Господа наставить его на путь спасения, вдруг услышал небесный голос, повелевающий ему идти на то место, которое прежде было ему указано. На утро он сообщил о бывшем ему ночью видении настоятелю, и Иоаким на этот раз не решился отказать: он отпустил Александра с благословением в пустыню. В 1486 году, ночью, пр. Александр вышел из обители Валаамской и пришел на озеро Рощинское – туда, где было назначено ему жить еще в видении во время пути на Валаамский остров. В 6 верстах от реки Свири избрал себе место преподобный и там, где впоследствии был построен храм Спасителя, он поставил себе тесную хижину и один поселился в глубине непроходимого бора, где до тех пор не было ни одного жилища человеческого. Однажды, когда преподобный шел зачерпнуть воды в озере, он услышал тайное внушение свыше: не чуждаться тех, которые будут приходить под его сень, но руководить их на путь спасения. Хотя прискорбно было любителю безмолвия снова привыкать к молве человеческой, однако он не смел ослушаться небесного гласа. В этом-то диком и глухом месте нашел преп. Александра боярин Завалишин во время охоты. Однажды боярин погнался за оленем и увлечен был быстротою его бега в самую глушь леса; между тем олень скрылся, а боярин остался один среди дикого, непроходимого леса, он стал озираться по сторонам и обрадовался, увидев небольшую хижину и подле нее человеческий след. Он подошел и постучал в дверь: вышел Александр и ужаснулся, думая, что перед ним призрак; ужаснулся и боярин при виде пустынника в рубище. Однако, победив страх, он сказал пустыннику: «раб Божий, не бойся, я не бесплотный, подай мне благословение и молитву». «Благословен Бог, не дающий уловить нас нашим врагам», – осторожно отвечал пустынник и стал расспрашивать боярина, как он зашел в эту пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говорят, что, подходя к стене, люди тихо плакали. Они прикладывались благоговейно к белому камню, как бы к самой раке Преподобного Сергия, и, испрося его благословения, так же тихо удалялись. Пришлось мне видеть одну престарелую монахиню, которая в это время жила недалеко от закрытой святой обители. Она и в снежную пургу и в дождливую ночь, и в самое непроходимое ненастье всегда тихонечко ходила к Сергию Преподобному за благословением. И вот однажды заболела и несколько дней провела безвыходно дома. Ночью, когда она лежала в своей келии, вдруг слышит: кто-то тихо отворяет дверьдверь была закрыта на крючок, потому что час был поздний)… Входит старец-тихий, кроткий. Сделав от двери три шага, он остановился. Обращаясь к испуганной монахине, ласково спросил: «Что же ты, матушка, перестала навещать меня? Ведь когда вы подходите к стенке, я благословляю в окошечко». Сказал и тихо скрылся, как и пришел. Поднявшись с колен, она долго плакала от радости, а через несколько лет и рассказала мне об этом. Так благодать Святой Троицы чрез Преподобного Сергия никогда не переставала изливаться на души близких и дальних учеников Сергиевых. А еще хочется рассказать о чудесном случае, который совершился при открытии Лавры Преподобного Сергия в 1945 году. Было всем известно, что Лавру открывают. Настоятель святой обители архимандрит Гурий (позднее митрополит) получил из Москвы разрешение служить на праздник, кажется, Святой Троицы. Но колокола на колокольне не было, чтобы звонить к службе. Тогда дано было указание поднять большой колокол на колокольню. Поставили спешно леса, подкатили лебедку, натянули тросы и колокол стали поднимать. Но тут неожиданно отца Настоятеля вызвали в Москву, и он срочно выехал. Рабочие целый день маялись, поднимая колокол, и никак не могли его поднять до места. Они десять раз и больше спускали колокол к земле, потом снова тянули его кверху. Колокол доходил до половины пути и дальше не хотел идти. Никакая сила не могла его втащить выше. Тросы были стальные, узлов нигде не было, но колокол никак не хотел подниматься выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Является в мир лествица небесная, Израилем предзримая; является неопалимая купина, законоположником предвидимая; является в мир дверь непроходимая, пророком Иезекиилем виденная; является гора святая, Мужем желания усмотренная, из которой камень нерукосечный, краеугольный, сам собою отсечеся; является благодатная, всеми ожидаемая Жена, семя которой сотрет главу змию, исконному врагу нашего спасения; является в мир Пресвятая Дева Мария, и тем полагается конец всех пророческих глагол, о Ней предреченных, и осуществляется исполнение их. Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог, и книга слова животнаго, из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя великаго, едина и единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших 367 . 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября) § 155. Предмет праздничного Богослужения, и начало установления праздника По обету праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы Марии – первородной и рожденной от неплодове – она посвящена была на служение Богу при храме, и еще будучи трехлетняя, как говорит предание и повторяют голос его церковные песни, введена была во храм, как небесная скиния, как одушевленный храм великого Царя 368 . Трилетствующая телом, была многолетствующая духом, ширшая небес и горних сил превысшая 369 . Первосвященник Захария, по внушению Духа Божия, ввел святую Богоотроковицу не только во храм, но даже во Святая Святых, куда обыкновенному человеку воспрещался вход под смертною казнью 370 . Богоотроковица, как одушевленный кивот Божий, введена была во Святая Святых и Ангелы вхождение Пресвятыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых 371 . Когда Она воспитывалась при храме Божием, тогда Всесвятый Дух освятил Ее и соделал самую храмом Божиим 372 . В древностях Иудейских Иосифа Флавия 373 , равно как и в Четьих-Минеях 374 , находим свидетельство о том, что при храме Иерусалимском, около стен, его, устроялись жилища для лиц, посвящавших себя на служение Богу, как-то: назореев, вдовиц и дев до известного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010