Всяко чувство, отче, ныне превозшед, ко Владыце, радуяся, прешел еси любовию,/твоих подвигов богатство обрав,/ангельскую красоту и рая сладость непрестанную, С твоим учеником и сострадальцем восприемля, Богоносе,/блаженных надежду и вечнующее веселие,/ваше торжество творящих назирайте. От земли к Небесному наслаждению, венценосцы, преставльшеся,/идеже святых собори, и Ангел Божественная воинства,/ученик сословие вашими молитвами спасайте. Богородичен: Расторгни пленицы прегрешений Тя поющих, Богомати,/устави стремления напастей, греховную утиши молву,/бурю сокруши бед, Мати Дево. Был иноком. Он пострадал в царствование иконоборца Льва Исаврянина (716 –741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе с преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям: их терзали железными крючьями, заключили в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда преподобных Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они снова стали подвизаться в иноческих подвигах, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно отошел ко Господу. Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго Тропарь, глас 4: Словенска языка, Псковския земли/плотски в юродстве быв,/юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/Ангелом, славне, свеселишися,/мироточиваго святителя Николая звание восприим,/с нимже всегда Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас 8: Чудотворец явися, Николае,/царску державу и смысла свирепство на милость обратив,/и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/и ныне молим тя, святе,/пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение. Блаженный Николай жил в городе Пскове во времена царя Иоанна Грозного (1533–1584). Он взял на себя высокий подвиг юродства, получившего на Руси расцвет, как особый вид подвижничества, в XVI столетии. «Блаженный Николай Псковский вобрал в себя основные черты святых юродивых Христа ради, включая особенности его времени» («Журнал Московской Патриархии», 1976,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так на пути духовного воздержания должны мы сражаться против страстей наших; должны очищать ум от помыслов суетных непрестанным, внимательным саморассуждением, сердце от нечистых желаний бодрственным, беспристрастным самоиспытанием, волю от стремлений законопреступных страхом Божиим, и всевозможным удалением от соблазнов. Когда до крове станем, против греха подвизающеся ( Евр. 12:4 ): тогда воспримем плод трудов своих. Мы воззовем ко Господу, и Он приблизится к нам; светом своим озарит тьму нашу, теплотой согреет хладность, Божественною силою укрепит немощь нашу. По мере очищения внешних и внутренних чувств наших, благодатные исцеления, на подобие утренней зари, воссияют в нас. Силою благодати озаренный ум наш будет рассеивать суетные помыслы, как мглу; орошенное чистотой сердце разженять греховные желания, как призраки; укрепленная воля преодолевать внешние и внутренние искушения, и расторгать как тенета; единственным предметом попечения нашего будет то, чтобы ходит во свете лица Божия, не полагать ни делом, ни словом претыкания ближнему; хранит себя во внешней н внутренней непорочности пред Богом и человеками, шествовать по следам Подвигоположника нашего, и с Ним по мере сил подвизаться и страдать, с Ним и умереть страстям нашим, дабы с Ним и воскреснут в жизнь благодати и славы. Тако постящеся телесно, постимся и духовно. Аминь. 10. Воскресенье. – В чем состоит пост благоприятный Господу? Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Слышали ли вы, любители воздержания, сию сладостную песнь, которою св. Церковь , одушевляя нас при вступлении в поприще поста, изображала нам внутреннюю силу поста? Воскрыляя нас к богоприятному посту: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви», она в последующих словах песни так изъясняла нам истинное свойство поста: «истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.» (Самогласен на стихов. в понед. вечера 1-й нед. поста). Всемерно стараясь чрез внешний пост возвести нас к внутреннему, она другой песнью так наставляла нас соединять телесный пост с духовным: «постящиеся, братия, телесно, постимся и духовно: разрешим всякий союз неправды: расторгнем стропотных нуждных обдолжений, всякое списание неправедное раздерем.» (Самоласен в среду вечера)

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

· Так волнуется бедная душа, запнутая такими вражескими кознями, пока утомленный духом уныния инок или в постель попробует броситься, или, оставя келейный затвор, попытается поискать избавления от такой напасти в посещении какого-либо брата. Но это последнее, чем он пользуется в настоящее время как врачевством, спустя немного обратится в руках врага в средство еще к большему его расстроению. Ибо враг чаще и ожесточеннее будет нападать на того, кто, как узнал он на деле, тотчас обращает к нему тыл, как только завяжется борьба, и спасения себе чает не от победы и не от противоборства, но от бегства; пока он, мало-помалу отбившись от келлии, начнет забывать о главном, деле своего звания, состоящем в стремлении к божественной, всепревосходящей чистоте, которая нигде не может быть достигнута, как только в безмолвном всегда пребывании в келлии и непрестанном божественном поучении. Так воин Христов наконец убегает из своего воинства, впутывается в житейские дела и становится уже не угодным Воеводе ( 2Тим. 2:4 ), под Которым служить обещался. · Блаженный Давид весьма прекрасно выразил все пагубные последствия от этой болезни в следующем стихе: воздрема душа моя от уныния( Пс. 118:28 ). И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время. Ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами»  176 . Все сие касается и людей, живущих в миру, но в другой плоскости. Христианин, как истинный воин Христов, желающий законно подвизаться в борьбе за совершенство, должен учиться излечивать болезнь, гнездящуюся в тайниках души его, против духа уныния вооружаться противоборством. Мирянин не имеет затвора, но может затворяться в душе своей и сердце; не имеет уединения, но может иметь меру воздержания от общения со сторонними людьми, которое вредит душе. Три дороги должен знать мирянин: церковь , работа, дом – остальное по сугубой необходимости. Ибо кого начнет бороть дух уныния, того или оставит пребывать в доме без всякого успеха – в сне, и лени, и праздности или, выгнав оттуда, сделает праздношатающимся и ленивым на всякое дело, заставит слоняться по разным храмам и духовникам, ходить по гостям и знакомым, ездить во все новые паломничества и монастыри, посещать разные праздники, общественные мероприятия и развлечения – и ни о чем другом не помышлять, как чем бы заткнуть скуку, чем бы заполнить душевную пустоту и сердечный пробел, под каким бы предлогом найти себе случай пообедать со знакомыми в следующий раз и вдоволь пообщаться, выказать себя и попустословить. Душа празднолюбца не имеет в себе сил делать то, что должно, что требуется, к чему ее призывают, но легко возжелаема на свои хотения, интересы. Душа празднолюбца ходит по ложным дорогам своеволия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

57). Хорошо сказал святый, что безуспешными остаются козни врагов, когда т. е. мы во глубине негде сердец наших пребываем и это тем более, чем более там мы закосневаем. Исаака Сирианина. «Посторайся войти во внутреннюю сокровищницу свою, и узришь сокровищницу небесную. Ибо и то и это одно суть; и одним входом видишь ты их обеих. Лествица в царствие оное внутрь тебя сокрыта, т. е. в душе твоей. Омой себя от греха и найдешь там степени восхождения, по коим можешь взойти в него». Карпатскаго Иоанна. «Много подвига и труда требуется в молитвах, чтоб достигнуть невозмутимаго состояния мысли, — другое некое сердечное небо, в коем обитает Христос, как говорит Апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13, 5)». Симеона новаго Богослова. «Диавол с демонами после того, как чрез преслушание сделал человека изгнанником из рая, отлученным и от Бога, получил доступ мысленно колебать разумную силу всякаго человека и днем и ночью, иного много, иного немного, а иного множайше. И не иначе можно оградиться от сего, как памятию о Боге непрестанною, — если т. е. в ком память Божия, напечатлевшись в сердце силою креста, утвердить ум в непоколебимости. К сему ведут все труды мысленнаго подвига, коим подвизаться на поприще веры каждый христианин облекся долгом, и если не так у него идет дело, то всуе он проподвизается. Сего ради подвига предприемлются и все разнообразныя духовныя упражнения во всяком ищущем Бога путем произвольных лишений, чтоб преклонить благоутробие всеблагаго Бога, — даровать ему опять первое достоинство, и чтоб Христос напечатлелся в уме его, как говорит Апостол: чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19)». Поняли–ль вы, братие, что есть некий духовный способ, скоро возводящий к безстрастию и богозрению действующаго по нему? Убедились — ли, что вся деятельная жизнь считается Богом не более, как листвием на дереве без плода и что всякая душа, не имеющая хранения ума, напрасно в ней потрудится? Позаботимся же о сем, чтоб, скончавшись безплодными, не раскаяваться безполезно всю вечность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Без молитвы приходит всеобщий упадок сил, падение за падением. Если во время искушения мы всей силой возьмемся за молитву, то неизбежно одолеем диавола и воздадим победу всесвятому имени Христову. Глава 3 Ты, чадо мое, держа в руках оружие молитвы, защищай Божественную крепость, потому что подвизающийся увенчается, но не масличной веткой, а неувядающим венцом вечной славы в горнем Иерусалиме! В этом подвиге есть смысл, потому что стяжеваемая в нем слава остается неувядающей и вечной, а слава атлетов, борющихся ради тленных вещей, временна и суетна! Поэтому, чем-то жертвуя и в чем-то себя ущемляя, мы должны подвизаться, чтобы и нами, ничтожными, было прославлено святое имя Божие. Глава 4 Чада мои, ради любви Божией прошу вас, не прекращайте молитву Христову ни на миг. Уста ваши пусть непрерывно шепчут имя Иисуса, попирающего диавола и разрушающего все его козни. Непрестанно призывайте на помощь Христа, и Он тут же со всем усердием поспешит вам на помощь. Как к раскалившемуся железу невозможно ни приблизиться, ни прикоснуться, так и демоны не приближаются к душе, в которой молитва с теплотой Христовой. Иначе, приблизившись к ней, они будут попалены Божественным огнем, который заключает в себе Божественное имя. Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света. Поэтому каждый хорошо молящийся человек становится весь световидным, и Дух Божий вселяется в него. Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдет чудо утешения и радости. Молящийся человек не может держать злобу на другого, не прощать его за какую-то ошибку. Все это сгорает дотла, когда человек приближается к огню Иисусовой молитвы. Итак, чада мои, подвизайтесь в спасительной и святой молитве Христовой, чтобы стать световидными и освятиться. Помолитесь и о мне, нерадивом и грешном, чтобы милостивым стал Бог ко множеству моих грехов и огромной ответственности, возложенной на меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1451...

Несколько дней назад вернулся я из поездки в мир. О, сколь много страдает мир! Сколь много зла терпит от своей духовной темноты и неведения! Конечно существуют и благочестивые и подвизающиеся христиане, но кто из братьев наших мирян обладает такими благоприятными условиями, какими обладаем мы иноки здесь на Святой Горе? Таких бдений и праздничных богослужений где ещё найдут бедные мирские люди? Мы с вами обладаем такими преимуществами, отцы мои, и поэтому, будем же подвизаться, чтобы не оказаться нам неблагодарными по отношению к благодеяниям и дарам Божиим и Всесвятой нашей Владычицы. Сегодня у двух наших братьев – годовщина монашескаго пострига. Мы желаем, чтобы они обновили пред собой цель иноческаго образа – схимы и завершили свой жизненный путь в покаянии и святости. 4. На Введение во храм Пресвятыя Богородицы (1985 г.) В сегодняшний праздник Церковь празднует всецелое посвящение Пресвятой Девы Богу, столь великое посвящение, что уже с трёхлетняго возраста по своему собственному стремлению Она отдаёт всю Себя на служение в храм Божий, чтобы жить там в молитве и непрестанном созерцании Бога. Глаголит свт. Григорий Палама в беседе своей, которую мы только что с вами прослушали: поскольку предстояло Ей в будущем ходатайствовать пред Богом за весь род человеческий, то необходимо было Ей и подготовиться соответственно для сего великаго посланничества – для такой великой миссии. А подготовка эта осуществилась во Святая Святых храма Соломонова, там, куда только первосвященник имел право входить единожды в год. Там Госпожа наша Всесвятая Богородица проходила подвиг безмолвия, и в безмолвии молитвы и таинственнаго обращения взора своего к Богу Она встретила Бога, собеседовала с Богом, освятилась ради Бога, отдала всю себя Богу, и была готова затем совершить свою великую миссию. Никакой другой человек в мире не оказался достоин стать матерью Спасителя. Нам же Она, кроме того, – согласно святому Григорию, – показала и великое значение безмолвия, которое является для нас тем, что исправляет духовно и усовершает человека: пребудет ли он всю жизнь в безмолвии или же воспользуется им только в качестве предуготовления к своей жизненной миссии, – как случилось и со святым апостолом Павлом, и с прочими Апостолами, и с великими Отцами Церкви. Они все свой путь начали с безмолвия и уже потом только, когда достигли в безмолвии единения с Богом, – они оказались способными говорить людям о Боге плодотворно и увлечь их сердца к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

4) Быть внимательными к призыванию нас Богом на путь спасения различными обстоятельствами жизни – счастливыми и несчастливыми, голосом совести и другими средствами, ибо невнимательность оскорбляет благодать Божию, и мы можем совсем лишиться ее. 5) Не отчаиваться в милосердии Божием , как бы мы ни погрязли в каком-либо пороке и страсти, потому что Господь всегда с любовью приемлет искренно кающихся грешников. 6) С другой стороны, не употреблять милосердия Божия в повод к беспечности и лености , но непрестанно бороться со своими страстными и дурными привычками, подвизаться в молитве, богомыслии и в трудах, сколько будет сил. 7) При этом не должно много полагаться на свои силы , а постоянно просить помощи Божией и прибегать к заступлению Царицы небесной. 8) Для приобретения благодати и Милости Божией и помощи Пресвятой Богородицы мы должны постоянно смирять себя и не осуждать других, даже великих, по-видимому, грешников , как потому, что они могут раскаяться, исправиться и соделаться избранниками Божиими, так и потому, что осуждение само по себе весьма тяжкий грех ибо осуждающий как бы восхищает право суда у небесного Судии, а вместе с тем – грех весьма опасный, так как осуждающий лишается благодати Божией и очень нередко подвергается тем же слабостям и порокам, в которых осуждал других. Евангелие в честь преподобной ( Лк.7:36–50 ) показывает, что Господь приемлет и великих грешников, которые прибегают к Нему с истинным покаянием, верою и усердием, что весьма ясно видно в жизни преподобной Марии. (См. «Рязанские епархиальные ведомости», 1888 г., 13). Великий канон составлен в седьмом веке св. Андреем, архиепископом Критским 12 , который, кроме этого канона, написал еще много других. Как только появился этот канон, Церковь единогласно дала ему название Великого, не столько по обширности, – в нем 250 тропарей, – сколько по внутреннему достоинству и силе: «В нем умиление невыразимое, и так он силен и трогателен, что может смягчить самую загрубелую душу и вдохнуть в нее бодрость и силы к спасительной деятельности, если только поется с должным вниманием и от сердца, проникнутого сокрушением» (синаксарь в четверг 5-й недели).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

БЛУД (См. также ВОЖДЕЛЕНИЕ, ПЛОТЬ, СТРАСТИ) Будем подвизаться о чистоте даже до смерти, и храниться от всех нечистот, которые несвойственны естеству, по словам первенца между пророками – Моисея. В особенности будем остерегаться от дел разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, дозволив очам недозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за жен всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами сквернейших, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столько мерзостных пред Богом. Имя Божие напишите на сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас глас: вы есте церкви Бога жива и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, подобен пред Богом бессловесным скотам, лишенным всякого сознания ( Антоний Великий ). VI, 16 – 17. Многие, искушаемые сладострастием, не совокупляясь телесно, блудодействуют мыслию; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания, которое говорит: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (авва Геронтий). VI, 88–89. [Примечание святителя Игнатия:] В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. От пяти причин усиливается блудная брань: 1) от празднословия, 2) от тщеславия, 3) от многого сна, 4) от любления красивой одежды, 5) от пресыщения. Желающий устранить от себя брань блуда да хранится от упомянутых поводов к ней. Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи ( авва Исаия ). VI, 152. Многие и различные роды блудных дел, как сказал Апостол: блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуются в вас, якоже подобает святым. И говорил старец, блуд есть грех совершенный телом. Нечистота есть осязание любострастное своего и чужого тела, также смехотворство и свободное обращение с другими. Инок должен сохранять непрерывное трезвение, чтобы не ослабеть во внимании, чтобы страсти не нанесли ему какого-либо вреда (Изречения безымянных старцев). VI, 385. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Писании и у Отцев Церкви, будучи принимаемо вообще, объемлет в совокупности весь путь христианской. Таинственное Богословие, по изъяснению учителей таинственности, есть Божественная премудрость, или высший, духовный образ деятельности, когда душа при совершенном молчании чувств, при внутренней полноте и самопогружении непрестанно созерцает Божественные. доброты и безусловную преданность воле Божией, вполне разверзается Божественному действию, и всеми своими мыслями и желаниями, всеми силами и действиями приходит в неразрывное сопряжение любви, или во един дух с Господем ( 1Кор.3:17 ); тот и другой образ деятельности имеет основание в Св. Писании ( 1Кор. 9:24 ), ( 1Тим.4:7–8 ), ( Деян. 24:16 ), ( Кол.1:26–27 ), ( 2Кор.4:9 ), ( Ин.17:21, 23 ). Подвижничество вообще утверждается теми местами писания, где для успеха в духовной жизни повелевается приглашать все тщание, бодрственность, труды и усилия, повелевается как бы собственными силами восхищать спасение ( Мф.2:18 ), ( 2Пет.1:5–8 ), ( 1Кор.16:13 ), ( 1Сол. 5:8 ). Таинственность утверждается теми местами, где вся духовная жизнь как в своем начале, так и в своем продолжении и совершении поставляется в совершенной зависимости от Бога, как единственного виновника всех благ, мыслей, желаний и действий, и где посему предписывается христианину безусловная преданность воле и действию Божию и совершенное погружение в Бога ( Флп.2:13 ), ( Ин.15:4–5 ), ( Гал.2:20 ). поскольку же слово Божие предписует в И. Христе христианину полное совершенство в целом его существе, в духе и душе и в теле ( 1Сол.5:23 ), повелевает всемерно подвизаться силою Христовою. Посему деятельное Богословие объемля в себе и внутреннюю и внешнюю деятельность христианина, неразделяемо и сии два вида, как две необходимые принадлежности составляющие полноту и совершенство христианской деятельности, совокупляет во единое: глаголя в нем пребывати, и должен есть, якоже он ходил есть, и сей такожде да ходит ( 1Ин.2:6 ), ведет к соединению с Богом путем внутреннего очищения не иначе как чрез внешние труды и подвиги: подвизайтеся внити сквоз тсная врата ( Лк.13:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Если плоть многострастная и искуситель рода человеческого будут искушать тебя ко греху плотскому, то скажи им с твердостью: отойдите от меня, враги мои, ищущие под предлогом сладости и удовольствия погибели моей души, созданной по образу Божию; мне не нужно ваше тленное удовольствие, для меня дорого целомудрие души и тела; мне нужна самому сила моя, жизнь моя, которой вы хотите лишить меня коварно; мне самому крайне нужна чистота души и тела моего, которой изыскует от меня всесвятой Господь, Творец души и тела; мне крайне нужна святыня храма Божия, каков есть христианин; для меня дорого имя христианина, которое я должен оправдывать исполнением всякой добродетели, особенно воздержания и целомудрия; я должен беречь всячески от греха члены Христовы, каковы суть члены моего тела, которые должны воскреснуть в общее воскресение и тогда или прославят, или постыдят меня пред Судией и всем миром. Если христиане царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел [ 1Пет.2:9 ], то они должны царствовать над страстями, хранить крепко святыню души и тела, как драгоценные залоги Самого Господа нашего Иисуса Христа, быть на самом деле народом святым, а не работающим (подобно язычникам, не ведущим Бога истинного и обетований жизни вечной) всякому греху, людьми новыми, благодатными, а не ветхими, исполненными всяких страстей ветхого, не обновленного человека, работающего греху и смерти. Мне должно хранить и исполнять непрестанно волю Божию, которая есть святость наша [ 1Фес.4:3 ], чтобы сохранять каждому из нас сосуды тела своего в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога [ 1Фес.4:4–5 ]. Недолго пободрствовать и подвизаться против греха, а за краткий подвиг – вечное воздаяние, вечное блаженство с бесчисленными блаженными духами и с ликами всех святых; кратковременно греховное наслаждение, а за него вечное осуждение, вечная мука вместе со злыми демонами. Да сохранит всех христиан Господь от всякого вида греха, да покроет, да помилует и спасет, яко благ и человеколюбец. Аминь. (Пять с половиной часов утра.) 18 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010