Говорит же и Господь: кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом и всемслугою (ср. Мк. 10:43-44) и: кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22:26). Посему да будет он примером смиренномудрия, как сказано, для всех, состоящих под его началом, как и Господь говорит: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45); и еще: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос (Мф. 23:8). Ему же слава во веки. Аминь.    Фраза неясна.    То есть избегая конфликта с прекословящими.     Букв.: Пусть приготовит свою мысленную [способность] для мысленных ран.    «Игумен» в переводе с греческого — предводитель, идущий впереди, ведущий.     Букв.: игуменом.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 1.    Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 2.    В греч. дословно: «игумен». Слово 112. Об отречении [от мира]    Отрекающийся [от мира] должен в своем помышлении отступать от видимого и созерцать невидимое, [Col. 1781] ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:18). Потому так именуется отречение, что мы отрекаемся от земного и сопричисляемся небесному и, здешнее отечество оставляя, взыскуем вышнего Иерусалима и, от мыслящих по-мирскому убегая, общаемся с духовными. Посему, если желаем приобрести добродетели, то да будем подвизаться в воздержании, терпении, смиренномудрии и, ко всему этому, в непрестанной молитве, и так скорее совершим искомое. Потому что так же, как желающий построить дом собирает все материалы для строительства дома, так и мы [будем строить] свой дом, то есть обитель Троицы. Ибо Я, говорит, и Отец Мой, Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23), и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). К цели же добродетельной жизни ведут воздержание, терпение, смиренномудрие и молитва. Труды же и подвиги рождают нерушимую и несравненную праведность. И труды ничто в сравнении со славой терпения, рождающегося от добродетели, как и Господь разъясняет: В мире будете иметь скорбь (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Если обессилет вера, то ей на помощь придет надежда. Если пошатнется любовь, ее укрепит упование. Вера, надежда и любовь образуют совершенство в духовной деятельной жизни! Только единство этих добродетелей приводит нас к каждому божественному совершенству, избавляет от духовной смерти, от бездействия и муки. Дело веры, подвиг любви, терпение и надежда – вот главные зодчие наших душ, нашего спасения, бессмертия, богочеловечности. Трудись посредством веры, подвизайся посредством любви, терпи посредством упования – и ты воскресишь себя из всех своих «гробов», и никакая смерть абсолютно не принесет тебе вреда. Для этого необходимо тебе делать с верой, подвизаться с любовью, терпеть с надеждой, и хотя часто этот подвиг неприметен людям, но он всегда видим Богом, всегда явен  Богу и Отцу нашему. 1Фес.1:4 . Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия. Эти непрерывные труды – ваш христианский удел, потому что вы как христиане призваны к ним как к великому достоинству. Это составляет ваше призвание, ниспосланное Богом. Господь, неутомимый и непрестанно делающий, избрал вас в Своих сотрудников на земной ниве»; Он на этой ниве – основной делатель, а вы призваны стать Его помощниками. Кто дает солнцу столько света и тепла, если не Он, Вседетель? Кто заставляет пшеничное зернышко расти, плодоносить, если не Он, Вседетель? Кто приводит к росту и размножению зверей, цветы, деревья, если не Он,Вседетель? Кто изводит из воды рыб и других бесчисленных животных, если не Он, Вседетель? Кто вызвал из небытия воздух, свет, звезды, если не Он, Вседетель? Кто дает всему живому силы существовать, размножаться и продолжать свой род на протяжении всех веков, если не Он, Вседетель? Стань помощником такого Всесильного, Премудрого Вседетеля! Есть ли б!ольшая радость, чем это сотрудничество? Борьба, любая борьба не дается с легкостью, но труд веры, труд любви и труд надежды становится отрадным, когда в нем – человеколюбивый Вседетель, совершающий в нас и посредством нас эти чудные дела. 1Фес.1:5 . Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Слово апостола Павла о том, что человек оправдывается не делами закона, а только верою, тоже толкуются неправильно. Апостол имеет в виду здесь обрядовый Моисеев закон, через который, действительно, ни один человек не мог оправдаться, потому что сам по себе этот закон был бессилен искоренить источник зла в человеке, его склонность ко греху – он немощен, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр.7:18–19 ). Потому и противопоставляет апостол Павел этому закону веру в пришедшего Мессию, в Иисуса Христа. Вера в Христа не исключает, а напротив, обязывает совершать добрые дела, дела христианские. Продолжим цитату из Послания к ефесянам, которую протестанты намеренно прерывают: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Именно добрые дела отличают христианина от других людей: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). «Царство Небесное силою берется, и и потребляющие усилие восхищают его», – говорит Господь ( Мф.11:12 ). В чем же состоит это усилие? В жизни по вере, в делах веры, в соблюдении Божиих заповедей. Вера без добрых дел мертва! Ибо «и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), но спастись не могут, потому что не могут жить по вере, не могут творить добрых дел„ не имеют любви, смирения и прочих добродетелей. А как получить эти добродетели? Нелегко... Апостол Павел говорит о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.1:7 –-8). Каков именно был этот добрый подвиг, какие великие труды нес он – об этом, конечно, известно и протестантам, знакомым со Священным Писанием. В Послании к евреям он пишет: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ) – т. е. вы еще не научились жить по заповедям Божиим, не очистили душу свою от зла, от страстей и пороков, не научились побеждать самих себя, бороться непрестанно с диаволом, постоянно молиться, жить не для себя, а для других. Вот что значит подвизаться против греха до крови!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Хочешь ли не охладеть в своей горячности и не обнищать слезами – направь себя к тому, и блажен ты, человек, если о сказанном тебе будешь заботиться день и ночь и не станешь домогаться ничего другого, кроме этого, тогда воссияет внутри тебя свет, и правда твоя возблистает скоро, и будешь как сад цветущий и как источник неоскудевающей воды. Смотри, какие блага порождаются человеку от подвижничества. Нередко бывает, что человек преклонил колена в молитве, и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на крест Христов, и все помышления свои собирает он воедино в молитве к Богу, и в то время, как человек молится Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно начинает бить в сердце его источник, изливающий услаждение, члены его расслабевают, очи закрываются, лицо поникает к земле, и помышления его изменяются, так что не может он делать поклонов от радости, возбуждающейся во всем теле его. Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если не будешь подвизаться, то не обретешь, и если не будешь с горячностью ударять в двери и непрестанно бодрствовать, то не будешь услышан. Кто, слыша это, пожелает внешней праведности 454 , кроме неспособного пребывать в безмолвии? Впрочем, если кто не может упражняться в безмолвии (потому что благодатью Божией дается человеку быть внутри двери 455 ), то пусть не оставляет другого пути, чтобы иначе не лишиться обоих путей жизни 456 . Пока внешний человек не умрет для всего мирского, не только для греха, но и для всякого телесного делания, а также и внутренний человек – для лукавых мыслей, и не изнеможет естественное движение тела до того, чтобы не возбуждалась в сердце греховная сладость, дотоле и сладость Духа Божия не возбудится в человеке, члены его не приимут чистоты в жизни сей, Божественные мысли не войдут в душу его и пребудут неощутимыми и незримыми. И пока человек не упразднит в сердце своем попечения о житейском, кроме необходимых потребностей естества, и не предоставит заботиться о сем Богу, дотоле не возбудится в нем духовное упоение и не испытает он того утешения 457 , каким утешался апостол (см. Гал.2:20 ; 2Кор.12:3–4 ). Сказал же я это, не отсекая надежды, будто бы если кто не достигнет верха совершенства, то не сподобится и благодати Божией и не сретит Его утешение. Ибо действительно, когда человек презрит неуместное 458 , и совершенно удалится от сего, и обратится к добру, в скором времени ощущает помощь. Если же употребит и несколько усилия, то найдет утешение душе своей, получит отпущение грехопадений, сподобится благодати и приимет множество благ. Впрочем, он меньше в сравнении с совершенством того, кто отлучил себя от мира, обрел в душе своей тайну тамошнего блаженства и достиг того, для чего пришел Христос. Ему слава со Отцем и со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

4. Блаженны те, кои возлюбили живот вечный, когда они не претыкаются. Итак, подвизаться надлежит в труде и поте, сокровенно в сердце, против томящего тебя помысла (чувства оскорбления), чтоб не попустить стреле его уязвить сердце твое. Но трудно тебе будет уврачевать его, если не будешь ты всегда иметь пред очами своими грехов своих. Когда услышишь, что кем-нибудь учинено тебе зло некое, противопоставь сему доброе желание свое – не воздать ему в сердце своем, не поносить его, не осуждать и не оглашать, предав его в уста всех, и думай после сего: во мне нет ничего худого. Если в тебе есть страх геенны, то он препобедит в тебе злые (помыслы), внушающие тебе воздать ближнему твоему, говоря тебе: несчастный! молишься ты о грехах своих и Бог терпит тебя до днесь, не обнаруживая их (пред всеми); ты же, гневаясь на ближнего, бросаешь его в уста всех. Не явно ли, что ты не раскаян во грехах своих, когда никакого не имеешь в сердце своем снисхождения (к ближнему)? 5. Итак, если умягчится сердце твое, и ты сохранишь себя от всякой злобы (на брата), то будет тебе милость от Бога. Если же сердце твое лукавое жестоким пребудет к ближнему твоему, то (знай, что) не пришла еще память твоя пред лице Бога (не помнишь Бога). Прости мне, я нищ и уничижен грехами, и пиша сие, стыдом покрываю лицо мое в сердце своем. 6. Если не достигнет человек состояния по естеству Сына Божия, всуе все труды его. Земледелец, сея семена свои, чает собрать их в большем гораздо количестве, но если случится тлетворный ветер, то непрестанная печаль бывает в сердце его, что и семена и труды над обрабатыванием земли пропали даром. Св. Петр Апостол, распятый в Риме, просил, чтоб его повесили вниз головой, показывая тем таинство неестественности, овладевшей всяким человеком. Он (через это) сказал (как бы), что всякий крестившийся обязуется распять злые неестественности, постигшие Адама и низвергшие его со славы его в злое поношение и срам вечный. Почему, надлежит уму мужественно подвизаться и возненавидеть все, видимое человеком (как неестественное ему), и враждовать против того горчайшею ненавистью до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

3. Облачает в куколь, соединенный с аналавом : «Брат наш (имя) облачается в куколь незлобия, в шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем «Господи, помилуй». Возлагает на него куколь с аналавом, покрыв голову и опустив сзади и спереди; затем берет в левую руку конец передней полы аналава, правою благословляет полу и дает ему целовать : «Брат наш (имя) принимает аналав, как крест, на свои плечи, чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Ею добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 4. Облачает в схимническую мантию без фалд : «Брат наш (имя) вторично одевается в одежду спасения и броню правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и своевольных желаний; чтобы всегда размышлять о смерти; быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 5. Обувает в сандалии : «Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Вручает четки : «Прийми, брат (имя) , вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Надежда поощряет к ПОДВИГУ Надежда чаемаго добра поощряет к подвигу, и в подвиге утверждает. Надежда богатства купца по чужим странам скитаться, надежда плодов земледельца трудиться и потеть, надежда разума ученика в училищах обращаться и всякую нужду претерпевать, надежда победы воина противу врагов подвизаться поощряет и укрепляет. Тако и наипаче нас надежда будущаго онаго блаженства да подвигнет и укрепит в подвиге до конца. Конец бо добрый блаженство наше совершает, по реченному: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота», глаголет Господь ( Апок. 2, 10 ) (4:377). Надежда на славу вечную укрепляет благочестивых к ПОДВИГУ Оная слава и радость поощрением должна быть людем благочестивым к подвигу доброму, и пребыванию в том до конца, по словеси Христову: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ). Тако воинов надежда победы и славы поощряет к подвигу противу врагов; тако земледельцев надежда плодов поощряет к земледельству и трудам; ...тако учеников надежда разума поощряет трудиться в науках; тако и Христианина благочестиваго надежда будущия славы и радости должна поощрять к непременному за благочестие подвигу и течению к вышнему званию (4:258–259). Дела добрые делать, но надежду возлагать на Христа (1:107; см. СПАСЕНИЕ , 972). Трудиться нужно с надеждою, ради жизни вечной (4:77; см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 346). Надежда производит молитву (2:323; см. МОЛИТВА , 557). Молитва невозможна без истинной надежды (2:319; см. МОЛИТВА, 557). Надежда на Него тверда, известна, не может пасть (2:321; см. БОГ , 659). Надежда истинная в непорочной СОВЕСТИ почивает Безстыдно человеку и надеятися на Того, Котораго непрестанно прогневляет и огорчевает грехами противу совести. Надежда, как и вера, любит в доброй совести почивать, а от злой совести убегает; и таковый устами только надеется, а в сердце того не имеет. Какой надежде тамо быть, где совесть, раздраженная грехами, непрестанно судом Божиим грозит? Надежда в спокойной совести, упокоенной от грехов, жилище свое имеет (1:197).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и отмщение и прочие душевныя враги подымаются. Против сих врагов надобно христианину непрестанно бороться, даже до кончины жизни своея. А как бороться, не имея оружия? Но как враги сии суть духовныи, то есть, противу духа воюющии: так и оружию, которым побеждаются, должно быть духовному. А сие духовное оружие СЛОВО Божие показует. Оно наставляет нас, как стоять противу духов злобы поднебесных, как противу плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов (1:101–102). Всякому христианину следует всегдашняя брань с диаволом (4:243, см. ИСКУШЕНИЕ , 403) (3:230, см. БОДРСТВОВАНИЕ , 111). На христиан восстают сатана и ангелы его Видим в мире сем, что когда возстает царство на царство, то между ими бывает брань: тако и ХРИСТИАНЕ имеют своих врагов, возстающих на них, и бывает с ними брань. На брани мира сего люди на людей возстают: таков брани христианской САТАНА и злые его ангелы противу христиан возстают. Люди, на людей возстающии, видимы суть: но сатана и ангелы его, враги наши, невидимы нам суть. На брани мира сего противная противную сторону видит, и так друг друга опасаются: но в христианской брани христиане видимы от врагов своих демонов, но сами их не видят (4:48). Враг в брани с христианами стремится пленить душу (4:50, см. ВРАГ , 197). Враг всегда преследует, поэтому постоянная борьба (3:440, см. ВРАГ, 208). Борьба с духами злобы тяжела, так как диавол стремится отнять СПАСЕНИЕ Сия брань отправляется благополучно недремлющим оком. Тяжка брань людям с людьми, но далеко тяжчайшая людям с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают: но мы их не видим. Они тщатся у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, но спасение вечное, которое Христос Сын Божий честною Кровию и смертию Своею нам приобрел. Сие неоцененное сокровище восхитить у нас они подвизаются и подвизаются день и нощь. Борют они нас бодрствующих, борют и спящих; наветуют во дни, наветуют и в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Едино же есть на потребу, братия мои, как говорит Господь (Лк.10:41). И одно должно делать отчасти по телесной потребности, а другое непрестанно для спасения души своей; потому что душа всего выше. Для души, братия, будем подвизаться, и заботиться и готовиться каждый день. Не будем тратить всего своего времени на попечение о теле. Но когда тело взалчет и потребует пищи, тогда приведи себе на мысль, что и душа требует удовлетворения собственных ее нужд. И как тело не может жить, если не вкусит хлеба, так и душа мертва, если не приобщится духовной мудрости. Человек состоит из двух частей, из души и тела. И потому Спаситель сказал: не о хлебе едином будет жив человек (Мф.4:4). И ты, как хороший приставник дома, душе давай душевные снеди и телу - телесные, а не одно тело свое питай, оставляя душу свою нуждающеюся во всем и гладною. Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пениями и песнями духовными; чтением Божественных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою, помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души. Смотрите, братия, чтобы кому из вас не оказаться бесплодным. Кто в плоть свою сеет мирское наслаждение, роскошь, ужины и обеды, тот от плоти пожнет истление. А кто в дух сеет молитву, пост, бдение, тот от духа пожнет живот вечный. Рассудите и посмотрите, что нигде не восхваляются роскошные, и рассеянные, и смеющиеся. Ибо это делают язычники, а наш закон таков: блажени нищии духом; блажени плачущии; блажени милостивии; блажени изгнани; блажени поносимые; блажени чистии сердцем; блаженны воздержные; блаженны соблюдшие в чистоте крещение; блаженны для Христа отрекшиеся от сего мира; блаженны тела девственников; блаженны имущии жены, яко не имущии (1Кор.7:29); блаженны бодрствующие и молящиеся; блаженны предусматривающие Грядущего судить живых и мертвых; блаженны плачущие в молитве. Таковы уроки Божественного Писания православных. Какое же писание ублажает играющих на свирелях и гуслях, или смеющихся, или роскошествующих, или упивающихся и пляшущих, любящих мир, и яже в мире? Не такие советы дает закон наш; не тому учил Господь наш; напротив того угрожает Он за сие горем, говоря: горе смеющымся ныне: яко возрыдают и восплачут; горе вам насыщеннии: яко взалчете; горе вам богатым (Лк.6:24.25). И чрез Пророка еще говорит: горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающым горькое сладкое, и сладкое горькое. Горе оправдывающым нечестива даров ради, и, еже есть праведное праведнаго, вземлющым (Ис.5:20.23). Горе возстающым заутра, и сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: с гусльми и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господни не взирают, дел руку Его не помышляют (11.12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Какое свойство сна? И от чего он происходит? 19: 1. Должно подвизаться против навыка ко сну, особенно в начале подвига нашего. 19: 2; 20: 16. О пользе от бдения, и о вреде от многого сна. 20: 3. 4. 5. 6. Излишество сна приносит забвение; бдение же очищает память. 20: 9. Долгий сон у ленивых похищает половину жизни. 20: 11. Дух сонливости, по коварству, часто от насыщенных удаляется, во время алчбы и жажды нападает. 20: 14. Склонным к сонливости полезно соборное песнопение. 20: 17. От частого псалмопения, слова из оного воображаются и во сне; а иногда это бывает и от бесов, чтобы привести нас в гордость. 20: 20. Непрестанное дневное поучение в слове Божием способствует к отвращению сонных мечтании. 20: 20. От чего происходит многий сон? 26: 42. Какую должно иметь осторожность, касательно помыслов, отходя ко сну и вставая? 26: 103. 104. Недостаток сна не должно заменять излишеством пищи, и наоборот. 26: 143. Для прогнания сна безмолвникам позволяется иметь рукоделие. 27: 48. Соблазн Кому можно не заботиться о том, соблазняются ли на него другие? 25: 44. Как поступили между собою два брата, имевшие духовную любовь, чтобы не соблазнить других? 26: 149. Совершенство Как должно поступать приближающимся к совершенству, в случае погрешностей? 26: 184. Одни совершенные могут различать, какие помыслы от совести, от Бога или от бесов. 26: 186. Совесть Пример, как братия обучались не уязвлять совести брата своего. 4: 14. Какая польза от хранения совести в повиновении наставнику? 4: 50. Совесть да будет тебе зеркалом в повиновении. 4: 75. Должно наблюдать, от чего совесть перестала нас обличать? 5: 37. Во всех случаях да руководствуемся по Богу совестию нашею. 26: 7. 175. Как поступили два брата, имевшие между собою о Господе любовь, чтобы не уязвлять совести ближних? 26: 149. Что есть совесть и чувство души? 26: 248. Сребролюбие Что есть сребролюбие? И какие его свойства? 16: 2. 3. Какое имеет мнение сребролюбец о страннолюбце? 16: 6. Связанный сребролюбием не может чисто молиться. 16: 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010