На полях внизу листов 1–8 приписка скорописыо: «Книга Полуустав церкви великомученика Георгия что … ». Состав: 1) месяцеслов (1–194 об.), с тропарями и кондаками и уставными замечаниями о богослужении, неполный: нет нескольких листов в начале рукописи и между листами: 2 и 3, 4 и 5, 187 и 188. Из русских и славянских святых в святцах упоминаются: сентября 19 – Феодор, Смоленский князь и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 21 – Петр митрополит; о нем замечено то же, что и в рукописи за 929 на л. 67 об.; января 12 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл философ; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовокий; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июля 15 – Владимир князь. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божией Матери. На лл. 194 об. – 195 об.: уставныя замечания о богослуженииг в неделю Всех Святых «вечер» и о пении канонов в дни седмичные. За месяцесловом» следуют: 2) последование святыя Четыредесятницы (196–200); заключает в себе тропари и кондаки; 3) троичны в великий пост (201– 203); 4) уставныя заметки о богослужении в неделю Фомину и следующие до недели Пятидесятницы включительно (203–205); 5) службы святым Флору и Лавру (206–214 об.) и Георгию великомученику (215–230). Состав: 1) конец последования вседневной полунощницы (1–2 об.); 2) устав субботней полунощницы (2 об.–3 об.), каноны: 3) живоначальной Троице (3 об.–8 об.); 4) Иисусу Христу (9–13 об.), без конца; 5) Пресвятей Богородице, с акафистом, неполный (14 – 24); 6) Ангелу хранителю молебен, певаем в неделю вечер или на полунощници или осветающу понедельнику (24– 31 об.); 7) правило молебно Святей Богородици сице поеться и канун радостен Пречистей Богородици – творение священно-инока Игнатия (31 об.–36); 8) Пресвятей Богородице молебен (36–11), отличный от предыдущих; 9) два последования ко Святому Причащению, из первого только начало (41–43 об.), текст обрывается на тропарях 3 песни канона; второе содержит в себе только молитвы, без канона (45–75); 10) отрывок из службы Успению Пресвятыя Богородицы (44 об.); молитвы: 11) по Святом Причащении (75–82 об.); 12) Исповедаю Богу и царю небесному и Пречистой Матери Его и святым небесным силам и всем святым Его (82 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: 1) последования Четыредесятницы и Пятидесятницы (1–23 об.), здесь недостает нескольких листов; каноны: 2) великий, творение Андрея Критского , певаемый на утрени в четверг пятой недели вели поста (25–63 об.); 3) Ангелу хранителю (64–67); 4) благодарственный Пресвятей Богородице Одигитрии (67 об.–72); 5) отрывки из богослужения великой субботы (73–74); 6) в великий пяток «вечер» (75–75 об.); 7) канон на утрени в великую субботу (75 об.–81 об.), несколько отличный от напечаанного в Цвеной Триоди, изданной в Киево-Печерской лавре в 1631 году; 8) апостольское и евангельское чтения на литургии в великую субботу (81 об.–83 об.); 9) стихиры на «Господи воззвах» на вечерне в великую субботу (84–85); службы: 10) в неделю Пасхи (86–95 об.), неполная: нет конца канона; в числе стихов, сопровождаемых пением «Христос воскресе», есть пять таких, которых нет в Цветной Триоди, употребляемой при богослужении в настоящее время; 11) во вторую неделю по Пасхе (95 об.–104); 12) в третью неделю по Пасхе (104–112); 13) в четвертую неделю по Пасхе (112–120 об.); 14) в среду четвертой недели по Пасхе, «в преполовление» (120 об.–131 об.); 15) в пятую неделю по Пасхе (131 об.–138 об.); нет конца евангельского чтения на литургии; 16) в субботу Цветоносную (139–144 об.); 17) в пятницу шестой недели вели поста (145–150 об.); оканчивается апостольским чтением на литургии; 18) Кириллу Белозерскому 9-го июня (151–170 об.); 19) в великий четверг (171 –176 об.); 20) в великий четверг «вечер» – последование страстей Господа Иисуса Христа (177–196 об.); 21) в субботу шестой недели по Пасхе (196 об.– 201); 22) в четверг шестой недели по Пасхе, в день Вознесения (201–206 об.); 23) в седьмую неделю по Пасхе (206 об.–212 об.); 24) в неделю Пятидесятницы (212 об.–224), неполная: нет одного листа между 218 и 219 листами, без молитв коленопреклонных на вечерне; 25) в неделю Всех Святых (224–233 об.); отличная от службы в ту же неделю, напечатанной в Триодях Цветных, изданных в Киеве в 1631 г. и в Москве в 1660 и 1886 гг.; в тропарях канона поименовываются мученики и мученицы; 26) Никифора Влемида мудреца избранные псалмы с припевами, т. е., величаниями (234–249 об.); отметим псалом «на сбор бесплотных», которого почти каждый стих сопровождается особым «припевом»; 27) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, с коленопреклонными молитвами (250–257 об.); молитвы те же, что в рукописи за 861 на лл. 58–67; разница лишь в том, что четвертая молитва здесь короче, чем там, и текст второй части ея совершенно отличен от того; 28) таблицы из Пасхалии зрячей (258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85 об.–88; 19) молебен к самому Господу и к всем святым егда исходити из града, противу ратным певаем за князя и за люди (123 об.–128); 20) канон к Господу Иисусу Христу и к Пречистей Его Матери на поганыя молебен – творение святейшаго и вселенского патриарха Филофиа и потружение же Киприана смиреного митрополита всея Руси (128–132); 21) молебны к Господу Иисусу Христу в усобных и иноплеменных бранех – творение святейшаго патриарха Филофея, потружение же Киприана митрополита Киевского и всея Руси (132 об.–137); 22) чин омыти мощи святых или Крест мочити (137–141); 23) последование о Причащении святыа воды (141–142 об.); 24) две молитвы за творящая милостыня (142 об.–143); 25) молитва за отца и за матерь умерших (143); 26) перечень грехов и добродетелей (143 об.); 27) Общая Минея (144–239); 28) отрывок из службы на день Благовещения Пресвятыя Богородицы (239–241 об.); 29) молитва святаго отца Памова егда стужаем будет человек злыми помыслы от лукавого беса; злым лукавством сотониным (242–244); 30) молитвы на всяк день в кельи по заутре (244–246 об.); 31) вели светилника Иоана Златоустаго молитвы молебные 24 м часом дневным и нощным (246 об.–248). Состав: последования полунощниц: 1) субботней, без начала (1); 2) воскресной (1 об.–7); за последнею следуют молитвы по полуношнице субботней (7–9 об.): 3) утрени (10–21); неполное; 4) часов: 1, 3, 6 и 9; 5) чинов: изобразительных (21–35) и панагии (35–36 об.): 6) вечерни (36 об.–42), 7) повечерницы обычной (42–59), 8) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (60 об,–64); 9) тропари чрез всю седмицу (64–66 об.); 10) светильны и богородичны чрез всю седмицу (66–68 об.); 11) крестобогородичны восьми гласов (68 об.– 70); 12) тропари воскресные по Непорочны (70 об.–71); 13) троичны восьми гласов (71–73 об.); 14) светильны восьми гласов (74); 15) неполная служба воскресная 1-го гласа (74 об.–85); 16) особенности последований Триоди Постной (85–98 об.); 17) особенности последований Триоди Цветной (98 об.–123); 18) канон Ангелу хранителю, певаемый в неделю вечер, без конца (123–127 об.); службы: 19) на Рождество Богородицы (128–141 об.); 20) на Рождество Христово (142–153), 21) на Богоявление Господне, неполная (153–164 об.); 22) евангельския чтения вели четверга, великой субботы (без конца) и в неделю пред Рождеством Христовым (165–175); 23) поучение отца духовного к детям и ко всем христьяном (176–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пострада ж в лето 5778». Сентября 26 – «Сей Иоанн сын Зеведеов матере Соломонии дщере Иосифа обручника, темже Иоанн сей Иосифу обручнику внук а Христу Богу племянник по смотрению плотскому написа евангелие по 32-ю лет вознесения Христова проявлено пророку Иезекеилю во образе лвове прежде Христова воплощения лет за 460 царско ж лев и владычество того ради Иоанн царского владыческого чина, божества чина начат рек искони бе Слово пожыт же Иоанн лет всех 120 и сам себе повеле погрести до выя и потом протчие ученицы его пришедше видети его погребена и необретоша телеси его преложено бо бысть идеже Бог весть». За месяцесловом следуют: 2) сказание вкратце υ скандох воображеных у коегождо месечнаго числа (109–111 об.); 3) сказание и знамение окозрительнаго устава из 124-х глав (112–173); 4) келейное правило (174–180); 5) таблица пасхальная, из Зрячей Пасхалии неполная (181); 6) чин исповеди мирянам, неполный (182–238); 8) келейныя вечерния молитвы (242–248); 7) чин како подобает Причастие болю вборзе дати (238–241 об.). 1144. Святцы , в 32-ю долю листа, 74 л., полууставом XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с двумя медными застежками. Подклеены с восстановлением текста листы: 4, 5, 7–10, 12, 13, 15, 16, 19, 23, 27, 29, 30, 34, 39–41, 48, 54, 59, 61, 68–71; писаны полууставом XIX в., листы: 1–3, 20, 21,25, 50, 51, 55, 62,72–74. Из русских святых здесь отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 4 – Гурий Казанский архиепископ и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; января 17 – Антоний Римлянин; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий и Всеволод (в крещении Гавриил) князь Псковской; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1-го – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский и Димитрий Царевич; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяелавский столпник; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 10 – Антоний Печерский; июля 15 – князь Владимир; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 3 – Антоний Римлянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Чет. Минее Страдание, писанное Варином и Армением. (Surius ad 25 ост. р. 378). Мес. В. 17 окт. Март. Р. 25 окт. В службе канон Иосифа. Св. муч Панхария. Царедворец, за веру во Христа страдавший сперва в Риме, потом в Никомидии, где и скончался от меча, около 302 г. Пролог. (Act SS. 19 mart.). Мес. В. 25 мая. Март. Р. 20 Препп. отец Иоанна, Сергия и Патрикия, и прочих, в обители св. Саввы избиенных от Сарацин. Побиты в 700 г. перед Пасхою, при патриархе Иерусалимском Илии. Чет. Минея из рукописных греческих. (Act. SS. martii. III. р. 166 et in append., где помещено сказание, впрочем, неполное, соч. Стефана Савваита. Or. Chr. III р. 313). Мес. В. 19 марта. В службе канон Стефана Савваита. Св. муч. Фотины Самаряныни и иже с нею. С нею беседовал Иисус Христос на студенце Иаковлевом ( Ин.4 ). Она имела двух сыновей Виктора, переименованного Фотином и Иосия, и пять сестер: Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириакию. С младшим сыном она проповедовала евангелие в Карфагене в Африке; старший был воеводою в Италии и мел случай укрепить в вере Севастиана вождя. Святые жены были вызваны в Рим, истязаны, заключены в темницу и отданы под надзор св. Домнине, дочери Нерона, которую и сто рабынь ее они обратили к вере Христовой. Все умерли мученически. Пролог. Синаксарь на 5 нед. по Пасхе. (Act. SS. 20 martii. III. р. 80.) Мес. В. Март. Р. (вместо Анатолии и Фото воспоминают Анатолия и Фотия). Свв. мучениц семи жен: Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии. Пострадали в Амисе, при Максимиане. Пролог. (Act SS. ad 20 mart.). Мес. В. 17 марта. Март. Р. Св. Никиты, исповедника, архиепископа Аполлониадского. Страдал за икопопочитание при Льве Армянине. Мес. всех свв. (Or. Chr. t. 1 col. 614). 21 Преп. Иакова, епископа и исповедника. Терпел гонение за иконопочитание при Копрониме (в 8 веке). Пролог. (Act SS. ad 21 mart. p. 357). Мес. В. В службе канон Игнатия. Св. Кирилла, еп. Катанского. Ученик ап. Петра, и первый святитель Катанский. Пролог. (Act SS. ad 21 martii. p. 237. В223 coisl. cod. назван учеником ап. Павла). Мес. В. и Март. Р. именуют Вириилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Спаситель благовествует о том, что всякий верующий в Него придет и сядет за трапезой с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ). Ангелы и праведники на небесах составляют единую Церковь – небесный Сион, град Бога Живаго ( Евр.12:22–23 ). Блаженство праведных душ начинается еще здесь, на земле, в их благодатно-добродетельном облечении во Христа и отроичении, продолжается в загробной жизни и после Страшного Суда достигает полноты со всеми святыми. Впрочем, блаженство праведных душ в загробной жизни не только неполно, но и неодинаково, ибо оно соразмерно их благодатно-добродетельному совершенству (см. Ин.14:2 ). На это особенно указывает благовестие святого апостола Павла: Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Место, в котором пребывают праведные души в загробной жизни, именуется в Священном Писании раем ( Лк.23:43 ; 2Кор.12:4 ), Царством Божиим ( Лк.13:28–29 ; Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ), Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3 ; 2Тим.4:18 ), лоном Авраамовым ( Лк.16:23 ), домом Отца Небесного ( Ин.14:2 ), горой Сион, градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ), небесами ( Лк.12:33 ; Евр.10:34 ). Учение Священного Писания четко говорит и свидетельствует о подлинности мучений грешных душ за гробом, но природу этого мучения покрывает известная неясность. В основном, это мучение заключается в удаленности грешных душ от Бога как Источника блаженства, радости и света. Они чувствуют скорбь, проводя жизнь без радости, без света, без блаженства. Эта скорбь нарочито усиливается от осознания того, что она бессмертна неумерщвляемым и неистребимым бессмертием (см. Мф.7:23, 25:12, 46 ; Лк.13:25, 27 ; Мф.8:12, 22:13 ). Грешные души находятся в темнице духов ( 1Пет.3:19 ), в аду (εν τ δ), Лк.16:23 ; Откр.20:13 ), где несгораемо сгорают в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (см. Мф.25:41 ; Лк.13:27–28 ) и в сознании всех своих грехов, будучи разъедаемы огненными червями отчаяния и угрызения совести, и причем такого угрызения совести, которое никогда не может, вследствие отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий, привести к спасительному покаянию, как и Иуду привело оно не к истинному покаянию, а к самоубийству, которым увенчивается грех и в котором грех достигает своего триумфа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Без 2-й песни: 19 Бесплотным силам (8 нояб.); 20 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.); 21 ап. Матфею (16 нояб.); 22 свт. Проклу К-польскому (20 нояб.); 23 ап. Андрею Первозванному (30 нояб.); 24 преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным (14 янв.); 25 на Сретение Господне (2 февр.); 26 на Благовещение Пресв. Богородицы (25 марта); 27 вмч. Георгию Победоносцу (23 апр.); 28 сщмч. Ольвиану (26 июня); 29 на попразднство Преображения Господня (9 авг.). Еще для 5 неизданных канонов атрибуция Г. ненадежна: 30 на начало индикта и прп. Симеону и проч. (1 сент.; канон атрибутируется Г. или Андрею); 31 мч. Уару Египтянину (25 окт.); 32 свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.; канон атрибутируется Г. или Иоанну, монаху); 33 на поклонение веригам ап. Петра (16 янв.; наличие акростиха и набор ирмосов свидетельствуют против авторства Г.); 34 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня; канон атрибутируется Г. и Иоанну, монаху) (Ταμεον. Σ. 332). Кроме полных канонов именем Г. надписаны 15 полных и 5 неполных комплектов ирмосов на все 8 гласов от неизвестных канонов, опубликованные митр. Софронием (Евстратиадисом) в его Ирмологии (большинство ирмосов имеют соответствия в слав. Ирмологии). Для канонов Г. характерно наличие 2-й песни, отсутствие акростиха, авторские (а не заимствованные) ирмосы (впрочем, Г. может и заимствовать ирмосы у предшественников и старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина). Для ирмосов Г. характерен в большинстве случаев небольшой размер текста; нек-рые ирмосы повторяются в др. гласах. Использование 3-го и тяжкого (т. е. 7-го) гласов в канонах может считаться аргументом в пользу авторства Г., т. к. эти гласы после IX в. выходят из употребления у творцов канонов. Большинство из надписанных именем Герман канонов содержатся в рукописях старше XIII в., что во всяком случае исключает авторство Германа II К-польского (чьему перу принадлежит канон Отцам семи Вселенских соборов (11 окт.)). Г. иногда приписывается (вероятнее всего, ошибочно) составление нек-рых текстов Евхология: коленопреклонных молитв на Пятидесятницу, молитв литургии Преждеосвященных Даров, чина проскомидии (последнего - в связи с ошибочной, по всей видимости, атрибуцией Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены: сентября 25 – Сергий Радонежский; Октября 19 – Иоанн Рыльский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл, «епископ Катанский; учитель словеном и болгаром»; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 24 – Борис и Глеб. Из русских праздников Богородичных отмечен Покров. 574. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала, 536 лл., уставом первой половины XV в. лл. 1–470 об., полууставом того же времени лл. 516–524 об., уставом половины XV в. лл. 524 об.–536 и полууставом второй половины XV в. лл. 471–515 об., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». Состав: 1) недельныя службы восьми гласов (1–167). Листы 21, 22, 61 и 62 вставлены не на месте; 2) светильны воскресные и евангельския стихиры 167–182); 3) сиа стихи поем по Блажени непорочни (182–183); 4) службы на каждый день седмицы шести гласов: на каждый день служба особаго гласа (183–259 об.); службы среды и четверга неполныя; 5) a – се троична посная и светильны на 8-мь гласов (259 об.–261); 6) канон на 8-мь, глас 6 (262–266). Службы общей минеи: 7) мученику единому (266–269 об.); 8) пророку (270–273 об.); 9) апостолу единому (273 об.–277 об.); 10) апостолам (277 об.–278), отрывок; 11) мученикам (278–281 об.); 12) преподобному единому (281 об.–284); 13) двум и многим преподобным (284 об.–289 об.); 14) преподобному единому (289 об.–293), отличная от предыдущей; 15) преподобным многим (293–297 об.), отличная от предыдущей, 16) святителю единому (297 об.–301 об.); 17) двум и многим святителям (301 об.–306 об.); 18) священномученику единому (306 об.–310); 19 двум и многим священномученикам (310–314 об.); 20) исповеднику единому (314 об.– 318 об.); 21) мученице единой (319–322); 22) двум и многим мученицам (322–325 об.); 23) преподобной жене единой (325 об.–328 об.); 24) двум и многим преподобным женам (329–332); 25) о днех всея неделя како поются каноны их с минеею (332– 333); 26) апостольския и евангельския чтения общия святым (333 об.–340 об.); каноны: 27) молебен Святей Богородици о ведре (341–347); 28) певаем за бездождье (347–350); 29) радостен Пресвятей Богородицы – творение Игнатиа священноинока в коемжо тропари Одигитрие (350–356); 30) служба 1-го августа: «празднуем Всемилостивому Христу Богу и Пресвятей Его Матере (356–361); 31) канон молебен за болящаго (361 об.–364); службы: 32) месяца сентября 20 день убьен бысть за Христа князь Михаил и Феодор боярин его (364–369 об.); 33) месяца 15-й день блаженного князя Володимера, отца святою мученику (369 об.–374 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало первой: «Братиа в бедах пособивыи бывайте, сего ради ражается муж безумен»; – второй: «Слышав Ярослав, яко отец его умре»; – третьей: «Стенам твоим Вышегороде устроив стража»; 6) месяца июля 24 страсть святых страстотерпец Бориса и Глеба, сочинение Иакова, без чудес. Начало: «Род правых благословится, рече пророк (55 об.–71 об.); чины: 7) водоосвящения в навечерие Богоявления (71 об.– 80); 8) водоосвящения 1-го августа, неполный (80–84); 9) братотворения (84–87 об.); 10) бывает в сынотворение (87 об.–89 об.); этот чин не указывается в сочинении протоиерея К. Никольского : «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Спб. 1885 г.; 11) последование о причащении святыя воды иже вели освящения (90–92); 12) из службы Благовещению Пресвятыя Богородицы стихиры на исхожение (92 об.–97); 13) святцы с тропарями и кондаками, отчасти и с отрывочными уставными замечаниями (95–189). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; декабря 20 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, «учитель словеном и болгаром»; марта 17 – Макарий Калязинский; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – Владимир князь; июля 24–Борис и Глеб. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; 14) тропари и кондаки Четыредесятницы с уставными замечаниями об особенностях богослужения, без конца (189–197 об.); 15) тропари и кондаки избранным святым, в том числе Сергию Радонежскому, Иоанну Рыльскому, литовским мученикам: Антонию Иоанну н Евстафию, Исаии Ростовскому, Борису и Глебу, а также Знамению Пресвятыя Богородицы в Новгороде и Сретению иконы Владимирския Божией Матери (198 об.–207 об.); 16) служба к Господу Иисусу Христу – творение Феоктиста инока Годнискиа (?) обители (208–214 об.); каноны: 17) Богородице Одигитрии (214–220 об.); 18) Пресвятей Богородице – творение кир-Иосифа (220 об.–233 об.); 19) радостен Пресвятей Богородице Одигитрии, певаем во всякий вторник (234– 235); 20) славянския цифры, кончая легионом и леодором, и вычисление дней и часов в годе (235 об.–236); 21) чин малой повечерницы (236 об.–250); 22) несколько заметок канонического характера (250–251 об.); службы на день Вознесения Господня (252–267); 24) на день Пятидесятницы (267–280); 25) в неделю Всех Святых (280–290); 26) последование вечерни в неделю Пятидесятницы (291–306 об.); сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

228 об.; чины: 6) литургии Иоанна Златоустаг о (27–93), 7) литургии Василия Вели (93 об.–130), 8) чин и устав литургии преждеосвященных даров (130 об.–157); 9) прокимны и аллилуия воскресные на восемь гласов (157–158 об.); 10) прокимны чрез всю седмицу и на общих службах святым (158 об.–164); 11) прокимны и аллилуия на литургии во все лето (164–171 об.); 12) отпусты на некоторые праздники (171 об.–173 об.); 13) молитва над коливом праздником в честь (173 об. –174 об.), та же, что в 869 на л. 100 об.; 14) последование водоосвящения 6 января (174 об.–190 об.); 15) молитва Пресвятей Богородице (190 об.–192): «О, Пресвятая госпоже Дево Богородице владычице высши ангел и архангел»; 16) последование водоосвящения 1-го августа (192–210); 17) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (210–229); 18) две молитвы жене родильнице по четыредесяти днех (229 об.–230 об.), писаны скорописью; 19) отпусты на каждый день седмицы и чин литии на утрене (232–237). 736. Служебник , в четвертку, без конца, неполный, 229 лл., крупным полууставом XVI в., в поломанном дощатом с тисненою кожею переплете, разбит. На полях внизу листов 1–26 приписки скорописью: 1) «Сия книга Служебник Вологодского уезда от церкви Иоанна Милостивого, что на Красном»; 2) «Се яз Маремьяна Ортемьева дочи бывшая попадья Филиповская жена дала есми сию книгу за долг Нечаю Агапидову сыну за тритцать алтын, а подписал сию книгу Ивашко Еремиев сын Федурнова лета 7000 осмьдесятаго». Состав: 1) молитвы вечерния (1–8), те же, что в 861 на лл. 39 об.–44; 2) прокимны на вечерне седмичные (8–9 об.); 3) молитвы утренния (10–21 об.), всех тринадцать: первыя десять те же, что в 861 на лл. 44–50; одиннадцатая отлична от находящейся в «Всиа в сердцих наших владыко богоразумия твоего непреступный свет»; двенадцатая также отлична от находящейся в 861: «Господи Боже наш прилежное се моление приими от своих раб»; тринадцатая – та же, что двенадцатая в 861; 4) прокимны и аллилуия на литургии, аллилуия вместо Бог Господь (21 об.–23); 5) прокимны воскресные на утрене (23–25); 6) прокимны на литургии и аллилуия воскресные (25–27); 7) отпусты по вся дни (27–29); 8) отпусты в Господские праздники (29–33 об.); молитвы: 9) всякое дело начати (34), та же, что в 861 на 262 л.; 10) начати грамоте учити (34 об.–35), та же, что в 868 на 278 л.; 11) над вином служебным (35), та же, что в 869 на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010