В доказательство необходимости „догматико-церковной“ цели богослужения, – т. е. внешнего выражения внутренней религиозной жизни, – не только для отдельных людей и христиан в частности, а и для всей Церкви, как совокупности последних, сочинитель ссылается на то, что „без внешнего выражения религиозной жизни общая вера и общая религиозная жизнь не могут входить в общее сознание, а потому не могут содействовать единению верующих, общему служению их Богу и вечному спасению“ (8). Всё это, конечно, справедливо. Но автору следовало бы привести более сильное доказательство необходимости „догматико-церковной“ цели богослужения. Он мог бы указать на то, что внешнее выражение внутренней религиозной жизни, неизбежное для всякого человека, в особенности для христианина, ещё неизбежнее для общества христиан – Церкви, в силу своей святости через Главу – Христа находящейся в несравненно более тесных и полных отношениях к Богу, чем каждый, даже самый совершенный, её член. В главной „догматико-церковной“ цели христианского богослужения автор указывает три более частные цели – „именно: выражение нашего отношения к Богу, к Церкви и к религии“ (8). В чём состоят две первые цели, мы можем себе представить, потому что автор даёт нам нужное объяснение. Но относительно того, как понимать третью частную „догматико-церковную“ цель богослужения – выражение им нашего отношения к религии, мы оставлены, можно сказать, в недоумении. Понятие символа в литургическом смысле слова автор определяет неполно (13). По нему, литургический символ ничем не отличается от богослужебного действия (12). Между тем стоило бы только прибавить, что символ есть такой „чувственный образ, посредством которого“ условно „обозначается“ известное религиозное движение души, и точность определения была бы достигнута. Некоторые из доказательств необходимости в богослужении обрядов и символов (§ 8, пп. 5 и 7) представляются —535— нам не особенно убедительными и даже не вполне идущими к делу. Ведя речь об отличительных признаках христианского богослужения, автор едва ли удачно и как бы в некотором противоречии с самим собой (24–25) определяет (19), в каком смысле должно понимать „истину“ ( Ин.4:23 ) этого богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

370 Вълева Ю. Средновековни хръстове-енколпиони от Националната художествена галерея//Археология. Т. XXIII. 1. 2. София. 1981. С. 83; Дончева-Петкова Л. Кръстове-енколпиони във Варненския музей//Известия на Народния музей Варна. Кн. 19 (34). Варна. 1983. С. 116. 371 Янин В. Л., Рыбина Е. А., Хорошев А. С., Гайдуков П. Г., Сорокин А. Н. Работы Новгородской археологической экспедиции на Троицком раскопе//Археологические открытия 1993 года. М., 1994. С. 38; Кат. 1.1/3 – Табл. 5. 372 Станчев Ст. Материалы от дворцовия центьр в Плиска//Известия на археологическия институт. XXIII. София. 1960. Табл. 3Б2; Postica С. Civilizatia veche româneasc din Moldova. Chiinu. 1995. C.61. Рис. 11; Дончева-Петкова Л. Кръстове-енколпиони от Варненския музей//Известия на народния музей Варна. Кн. 19 (XXXIV). Варна. 1983. 373 Томсинский С. В. Серебряный крестик-энколпион (из раскопок 2001 г. в Угличе)//Ладога и её соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 263–267. Рис. 1; Кат., 1.2/20 – Табл. 9. 374 Doneva – Petkova L. Croix d " or–reliquaire du Pliska//Culture et art en Bulgarie medievale (VIII- XIV s.). Sofia. 1979. P. 74–91. 377 Залесская В. Н. О связи средневекового Херсонеса с Сирией и Малой Азией в X–XII веках//Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI веков. Л., 1988. 378 Основные сведения об этом кресте с обширной библиографией см.: Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника//Советская археология. 1987. 1. С. 217–229; Кат. I.2/9 – Табл. 8. 379 Залесская В. Н. Часть бронзового креста-складня из Херсонеса//Византийский временник. 1964. Т. 25. 381 Гравированные меднолитые энколпионы средних размеров с изображениями Распятия и Богоматери Оранты, с крупными углублёнными надписями на лицевой створке: ХС NHKA (тип Лингби по Й. Стаекеру) в российских коллекциях представлены только безадресными или неполными (створка из Василёва) экземплярами, поэтому для иллюстрации приводился энколпион малого размера этого типа, обнаруженный во Владимирской губ. (Кат. I.2/6 –Табл. 13, с. 54), и лицевая створка среднего размера из коллекции ГЭ (СПб.) Кат. I.2/29.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Здесь продолжается изложение истории Израиля от исхода (6–12, Исх. 14 ) и блуждания в пустыне (13–18, Чис. 11:4–34; 16 ) до Синая (19–23, Исх. 32:1–6,9–14 ) и эпизодов, связанных с их пребыванием в сопредельных районах Ханаана (24–27, Чис. 14 ) и у вод Меривы, эпизодов с Ваал–фегором (28–33, Чис. 20:2–13; 25:1–15 ) и с вступлением в землю обетованную (34–38, Суд. 1:21,27–36; 3:3,5 и др.). Это печальная история греха (6), неблагодарности, маловерия и отступничества (7, 21), забывчивости (12–13), эгоизма (14), зависти (16), идолопоклонства (19), непослушания (24–25), утраты наследия (26), неверности (28), подстрекательства (32), компромиссов (34–35) и приверженности гнусным языческим обрядам (37–39). Но это (и в гораздо большей степени) – рассказ об избавлении народа силой Божьей (8–11), о готовности проявить милосердие (23, 30), о многократном прощении вместо заслуженного наказания (40–43), сочувственном отклике на мольбу о помощи (44) и о верности завету и милосердии (45). Это главный урок нашей истории – наша неверность и Его верность. 1–5 Хвала и молитва. Псалом открывается хвалой и молитвой, а завершается молитвой (47) и хвалой (48), ибо история свидетельствует о Его непреходящей любви и милости (1), о вечном и неизменном Боге (48), Которому воздает славословие Его народ, осознающий всю неполноту прославления Бога слабыми грешными человеческими устами. Это убеждает нас в необходимости вознесения молитв, потому что и отдельному человеку есть место в промысле Божьем о судьбе всего народа, и сам народ не забыт – даже в рассеянии среди других народов. Интересно отметить, что в начале и в конце псалма особо звучит нота благословенности (3; ст. 48 букв.: «Благословен Господь»), хотя слова в оригинале использованы разные. Путь послушания – это путь благословения (3), однако, если бы этим все и определялось, как бы мы выглядели на фоне наших бесконечных падений и отступничества? Но истина состоит в том, что есть Бог, достойный всяческого прославления (см. коммент, к Пс. 102:1 ), не отступающий вовеки от Своего слова, сострадательный, милосердный, прощающий, слышащий наши молитвы, избавляющий нас от напастей, спасающий Бог . Мы – как и весь народ (относя и на свой счет все прегрешения, перечисленные в ст. 6–39) – радостно восклицаем: Аминь! Аллилуйя! (48)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В 2021 году в регионе не осталось ни одного действующего учреждения подобного типа 25 ноября. ПРАВМИР. В 2013 году на территории Московской области работали 44 детских дома. На сегодняшний день все они закрыты, сообщает ТАСС. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заявил, что это стало возможно благодаря тому, что приемные семьи пригласили воспитанников в свои дома. «Они пригласили в свои стены детишек. Также дарят им любовь, внимание, заботу. Они стали по-настоящему родные. Я хочу поблагодарить и сказать слова признательности за это», — сказал Воробьев в ходе мероприятия, приуроченного к Дню матери. Также в ведомстве отметили, что в Московской области зарегистрированы почти 91 тыс. многодетных семей. За неполные девять лет их количество увеличилось втрое. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 апреля, 2023 21 марта, 2023 18 января, 2024 22 сентября, 2023 8 сентября, 2023 31 мая, 2023 12 мая, 2023 11 мая, 2023 24 апреля, 2023 19 апреля, 2023 21 марта, 2023 18 января, 2024 22 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-podmoskove-zakryli-v...

С 8 по 25 августа 1956 года Владимир Лосский в составе делегации Западно-Европейского экзархата Московской Патриархии посетил Москву, Ленинград, Киев и Владимир. Как он писал своему отцу, «природа и человеческий пейзаж России поразили своей бедностью, блеклым видом, своей немотой. И в то же время мне открылась сила сокровенной внутренней жизни, дар какой-то потенциальной духовности… Русский народ отличается исключительной религиозной одаренностью, прямо связанной с " чем-то " , что можно было бы назвать согласием на страдание. Эта черта характера не имеет ничего общего с античным amor fati [любовь к року], ни даже с индусской нечувствительностью, готовой претерпевать случайности колеса судьбы; здесь действительно свойство моральное и позитивное, что-то вроде врожденного христианства… Уезжая из России в 1922-м, 19-летним, я очень глубоко сознавал, что теряю что-то основное, фундаментальное, хотя, по правде говоря, я всегда был " западником " . И я понял, почему 34 года назад, расставаясь с Россией, я чувствовал себя отверженным, лишенным существенного начала: то, что здесь дано как " само собой разумеющееся " , " как бы естественное " , особенно в течение долгих лет испытаний, представляется невероятным, недостижимым, если ты оторван от корней, соединяющих тебя с этим безропотным народом, умеющим страдать без всяких поз, без всякой задней мысли, без суеты. Плоды этих столь глубоких черт характера, свойственных жителям СССР, всем, кто не потерял человеческого лица, — а их очень значительное большинство, — эти плоды, конечно же, проявляются в Церкви, в верующем народе. Здесь эта русская " тяжеловесность " преображается в свою противоположность, превращается в удивительную " легкость " иного мира, окрыленность. В этих сверхпереполненных церквях молитва течет легко на очень долгих службах, иногда 4-часовых; на этих службах стоишь, не замечая усталости, не отвлекаясь посторонними мыслями. У этого молящегося народа удивительная сила. Я постоянно чувствовал стыд, какой-то " комплекс неполноценности " перед этими толпами простого И в то же время в этом же письме он сознается: «…жить и работать в России я бы никогда не смог, ни при каком режиме. Я слишком укоренен на Западе, и именно во Франции. Но это тоже характерно для русских: быть европейцем больше, чем все другие европейцы. Это доказывается городом Петербургом, Пушкиным и всей дворянской культурой двух последних веков перед катастрофой».

http://radonezh.ru/2023/10/30/russkiy-bo...

8 сентября сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. Скончался 2 ноября 1839 года. Так как с профессором словесности священником Иоанном Матвеевым в семинарии было семь наставников, тогда как по штату положено было только шесть, то по увольнении Матвеева от должности семинария не имела нужды в новом наставнике. Посему семинарское правление, донося о сем академическому, просило разрешения поручить класс словесности учителю математики, который преподавал только один предмет, а потому и неполное получал жалованье, или же класс словесности поручить учителю еврейского и греческого языков Михайлу Бенедиктову, по известному его усердию к службе, знаниям и способностям, с тем, чтобы от него отчислить греческий язык и поручить учителю математики – с тем во всяком случае, чтобы последний имел полное, назначенное штатному наставнику, число уроков и мог посему получать полное профессорское жалованье. Академическое правление согласилось на представление семинарского и учителем словесности определен был Михаил Бенедиктов. Михаил Афанасьевич Бенедиктов, поступив в 1811 году в Пермскую семинарию учителем еврейского и греческого языков, в том же году правлением семинарии определен библиотекарем; 1822 года 15 декабря от должности библиотекаря уволен – и определен экономом семинарии; 1823 года 10 октября, по увольнении от обучения греческому языку, Комиссией духовных училищ определен учителем словесности; 23 декабря 1827 года Комиссией духовных училищ от должности наставника по классу словесности уволен и оставлен только наставником еврейского языка; 1829 года ноября 4-го, сверх обучения еврейскому языку, определен учителем греческого; 1830 года в феврале произведен во диакона, 2-го марта того же года во священника к Пермскому кафедральному собору; 1830 года 19 мая, по определению Комиссии духовных училищ, от должности эконома семинарии уволен, 1831 года 21 сентября определен экзаменатором ставленников; 5-го октября того же года назначен присутствующим Пермской духовной консистории; в ноябре того же года за долговременное служение и примерно скромное поведение награжден набедренником; 1832 года декабря 25-го дня в награду за отлично-скромное и честное поведение, постоянное и усердное служение св. церкви произведен в протоиерея к Екатеринбургскому Екатерининскому собору. Менее, чем чрез год, о. протоиерей Михаил Афанасьевич Бенедиктов на этой должности скончался 28 октября 1833 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом важном номоканоне см. в моем «Зборнике» (II изд.), введение, стр. LXI-LXXIV, а также в моем издании «О каноничк. зборницима прав, цркве», стр. 19–31, и мой акад. трактат «Номоканон патр. Фотия». Киев, 1871. Примечание на стр. LXI моего «Зборника», ошибочно и неполно, и я так исправляю его здесь в отношении литературы: Biener, De collect, canonum, р. 21–26. Его же, Das kan. Recht der griech. Kirche (Kritische Zeitschrift fur Rechtewissenschaft. XXVIII, 188–198). Его же, Geschichte der Novellen Justinian’s. S. 202–210. Его же, Zur Revision dea Justin. Codex (Zeitschrift für Rechtswissenachaft. VII, 148–153). Spittler, Geschichte des kan. Rechts. S. 183–187. Mortreuil, Hist, du droit byz. I, 222–230: III, 416–421. Pitra, Des canons, p. 32–56. Его же, Juris eccl. hist, et monum. II, 433–444. Zacharia von Lingenthal, Die griechisch. Nomokanones, S. 5–14. Его же, Ueber den Verfasser und die Quelien des (Pseudo-Photianisrhen) Nomokanon in XIV Titeln (см. некоторого рода опровержение этого труда в «Твор. св. отцов», 1886, кн. I, прибавл., стр. 418–427, статья Н. Заозерского). G. Е. Heiмbach, Anecdota. I Proleg., p. XLVII-LIII. C. W. E. Неимвасн, Griech.-röm. Recht (Ersch u. Grader’s Allgemeine Encykiop. Bd. 86. 8. 291–295, 377–378, 457–458). Hergenrother, Photius. III, 99–128. Его же, Das griechische Kirchenrecht bis zum Ende des neunten Jahrhunderts (Archiv fur kath. Kirchenrecht. Bd. 23, S. 211–227). Павлов, Первоначальный славяно-русский номоканон, стр. 25 и сл. Арх. Иоанн, Курс церк. законовед. I, 91–98. Заозерский, Синтагма в XIV титлов (Чтения в общ. Л. Д. Пр. 1883. I, 327–361). Издания (кроме многих частных): Voelli et Justelli, Biblioth. juris can. II, 785–1140; Migne, Patrologia graeca. Tom. CIV, p. 441–476, по тексту кардин. A. Mai (Spicil. rom.), a 979–1218 по изданию Юстела (по замечанию Hergenröther’a [Photius. III, 109. Archiv fur Kirchenr. 23, 212] это издание Migne очень неверно); Pitra, Juris eccl. hist, et monum. II, 445–640 (весьма ценное издание); ’Ρλλη κα Πτλη, Σνταγμα καννων. I, 5–335. Славянский перевод номоканона (без гражданских законов) находится в древне-сербской Кормчей, из которой перенесен в печатную русско-славянскую Кормчую (изд. 1887 г., I, 34–58). Сербский перевод по Аф. Синтагме я сделал сам и он находится в моем «Зборнике», стр. 3–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пахомии и Феодоре); 8) Аммон Раифский – ученик аввы Сисоя; 9) Пиамон, подвизающийся в пустыне близ города Диолка (Руфин, гл. 32). Данный список, как отмечает Ф. Но, является далеко не исчерпывающим всех подвижников, носящих такое имя 540 . Естественно, что при подобном числе известных подвижников, носящих одно и то же имя, трудно решить, кому из них принадлежат творения, надписывающиеся данным именем. Корпус же этих творений достаточно обширен, и сохранились три версии их: греческая, сирийская и арабская; основное значение имеют две первые версии. На греческом языке дошли до нас: 1) пятнадцать «Повествований (“апофтегм” – изречений) об авве Аммоне»; 2) семь его посланий; 3) «Наставления», включающие в себя «Поучения» (числом 4), «Увещательные главы» (19 глав), «Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать» (11 глав) и сочинение под названием «О радости души того, кто начал служить Богу» (73 главы); 4) два фрагмента неизвестного происхождения. Впервые греческую версию, в очень неполном виде и страдающую текстологическими дефектами, опубликовал в Иерусалиме (1911 год) известный знаток и любитель христианской древности монах Августин. Критическое же издание ее осуществил Ф. Но, включивший в это издание еще сирийскую редакцию «Повествований об авве Аммоне» (25 «апофтегм», часть из которых совпадает с греческими, а другие отсутствуют в греческом оригинале) и две выдержки из сирийского перевода «Historia monachorum» Руфина. Кроме того, в сирийском переводе существует еще корпус посланий аввы Аммона, более обширный и полный, чем сборник их на греческом языке; издал их (с параллельным латинским переводом) М. Кмоско 541 . Данное литературное наследие св. Аммона является достаточно неоднородным, и подлинность отдельных его частей не всегда можно установить с полной определенностью. Например, один греческий фрагмент, приписываемый св. Аммону, представляет собой выдержку из сочинения Евагрия «Изображение жизни монашеской» (PG. Т. 40. Col. 1261). Кому из двух подвижников в действительности принадлежит этот текст, установить в настоящее время вряд ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

VI, лл. 267 об.–85. Все три списка – одной редакции. Составитель «Сказания», неизвестный по имени, но, очевидно, житель Выгореции, сам говорит, что он предал письмени то, что пришлось ему «слышать» о Геннадии «от прежде бывших зде» – в Выгореции – «древних обитателей», и сделал это много лет спустя после смерти Геннадия. 231 Сопоставление известий «Сказания» с другими источниками показывает, что эти известия не всегда точны в отношении исторической достоверности, 232 но для нас важнее те из них, хотя и немногие, которые не могут возбуждать подобного сомнения. Цитируем список Публ. библ. О. XVII, 48. Р. S. «Виноград Российский» Р. S. Краткие «жития» содержатся в известном раскольническом мартирологии – «Винограде Российском». Мы пользовались двумя рукописями: а) Ркп. Спб. Ак. из собр. Нильского, 112–475, в 8-ку, и б) Ркп. Публ. библ. из собр. Погодина, 1279, в 4-ку. Первый экземпляр, – неполный, с пропусками целых статей и в тексте, – описан библиографом; 233 второй, 234 – полнейший из известных нам, – имеет по оглавлению 69 глав, но в тексте такое деление не везде соблюдено. Первые 42 главы повествуют о лицах, которые перечислены и в сокращенном экземпляре, именно по 17-ю статью IV главы включительно; из остальных глав в сокращенный экземпляр вошли только две: 47 – о Трифилии и 67 – о Силе, Алексее и Феодоре. В прочих 25 главах полного экземпляра перечисляется более 25 лиц поморского края, не считая двух, о которых говорилось ранее, в главах 39–40, и тут говорится подробнее. Из 62 главы видно, что она писана после 1745 года, следовательно уже по смерти автора «Винограда» († 1741). В нужных случаях цитируем эту рукопись, в остальных же соблюдаем деление на главы и статьи, принятое библиографом. г) ав) Слово улично на подметную повесть Ркп. Публ. библ. из собр. Погодина, 1560, in F., скороп. XVII в., лл. 81–7. 235 Писано около 1665 года, в Коломне, Вознесенской церкви священником Иоанном. 19 февраля 1665 года, в Коломне, на полки овощного ряда были подкинуты листки, в которых предсказывалось, что чрез пять лет последует кончина мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прошу не называть меня политологом Об одном актуальном опросе ВЦИОМ, посвященном фальшивой профессии 19.09.2020 1447 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные о том, кто такие политологи в восприятии россиян, стоит ли им доверять и хотели ли бы наши соотечественники, чтобы их дети получили данную профессию. Россияне считают, что политолог — это политический аналитик, исследователь (46%), чаще такого мнения придерживаются 25-44-летние респонденты (51%) и соотечественники с высшим (полным или неполным) образованием (61%, в два раза чаще остальных групп, разделенных по уровню образования). Каждый седьмой видит политологов как специалистов по взаимодействию с органами власти и управления (14%, чаще 18-24-летние — 22%). А практически каждый десятый считает политологов «комментаторами» (11%) или специалистами по организации выборов (8%). Основная задача политологов, по мнению россиян: заниматься политическими исследованиями и аналитикой (42%). Также в их функции входят комментарии политических действий (28%), преподавание в вузах (23%) и консультации для политиков (21%). Каждый десятый россиянин доверяет большинству политологов (11%, чаще люди старше 60 лет — 22%). 49% россиян доверяют политологам выборочно, чаще люди с высшим образованием (53%). Треть респондентов сообщили, что не доверяют большинству представителей профессии (32%, чаще 25-34-летние — 43%). Хотели бы увидеть своего ребенка в этой профессии с той или иной степенью уверенности 15% россиян, чаще самые молодые — 18-24-летние (27%). Большинство же не видят будущее своих детей в политологии (72%), причем треть — категорически против (32%). Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» писатель, лидер движения «Патриоты Великого Отечества» Николай Викторович Стариков : Не знаю, зачем России нужны политологи. Знаю, зачем России нужны космонавты, военные, врачи и учителя. Если бы ВЦИОМ задал мне вопрос — политолог ли я, то я бы ответил — нет. Поэтому, когда я выступаю в каких-то программах, я очень прошу этим словом меня не называть. И прошу именно потому, что совершенно непонятно, что это такое.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/19/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010