е) Отчего иногда дети не почитают своих родителей? Взрослые и семейные уже люди, оказывая непочтительность своим престарелым родителям, дают гибельный пример собственным детям и в лице их готовят для себя заслуженную кару. Поясним это примером: некогда среди одного дикого племени, у которого был бесчеловечный обычай обессилевших стариков вывозить в лес, или в глубокий ров, и там бросать на съедение зверям, сын отвез своего отца на лубке в глубокий ров и бросил его вместе с лубком же, а внучек, бывший при этом, достал лубок и принес его обратно домой. Когда отец спросил сына: «для чего ты взял лубок из рва?» последний отвечал: «когда ты, батюшка, состаришься, так на этом же лубке и я тебя отвезу под гору». Задумался отец над словами своего сына к под влиянием жалости к самому себе снова дал приют своему престарелому, немощному отцу. 169 («Церк. вест.» 16, за 1885 г.). 2. Грех неповиновения предержащей власти (царю) а) Повиноваться верховной власти научают и слово Божие изображения здравого разума. аа) Учение слова Божия о повиновении предержащим властям. Когда к Иисусу Христу обратились фарисея с вопросом: должно ли иудеям (как народу Божию) платить дан кесарю, языческому государю? – Отдавайте, отвечал Он им, кесарево кесарю, а Божие Богу, т. е.: вы подданные кесаря, а подданные обязаны повиноваться признанной ими над собою власти; так отдавайте тому, кого признаете своим государем, должное государю. Это не препятствует нам служить верховному Царю и Господу вашему; верность Богу не требует от вас неповиновения кесарю: отдавая кесарево кесарю, Богу отдавайте Божие. Тоже правило подробнее раскрывают св. апостолы: всякая душа да повинуется высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены... Посему надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим. 13, 1 – 5 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него поставленным, для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтеся, царя чтите ( 1Петр. 2, 13, 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поэтому-то мы и должны шесть дней в неделе трудиться и делать все, что требуется для нас, а один день в неделе отделять для Господа и употреблять на дела Божии, как то: на хождение в церковь , чтение и слушание Слова Божия и на дела милосердия к ближним. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Сотворив мир, Бог постоянно печется о нем, сохраняет его и управляет им, и потому есть не только Творец мира, но Вседержитель и Промыслитель. § 2. Грехопадение первых людей, обетование о Спасителе и наказание за грех Прежде мира видимого Бог создал мир невидимый, или Ангельский. Ангелы, также как и люди, мыслят, желают и чувствуют, только не имеют тела. Их создано великое множество. По своим совершенствам, они делятся на девять чинов или ликов. Самый низший из них выше человека по своей природе. Один из высших ангелов возгордился своими совершенствами, вышел из послушания Богу, сделался злым, увлек к неповиновению многих подвластных ему ангелов и за то вместе с ними был низвержен с неба. После падения он стал называться сатаною, диаволом, а увлеченные им к неповиновению Богу низшие ангелы – бесами. Этот-то диавол, завидуя блаженству первых людей, соблазнил Адамову жену вкусить от плодов дерева познания добра и зла. Когда она проходила мимо сего дерева, диавол, укрывшись в змие, остановил ее вопросом: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». – И сказал змей жене: «нет, не умрете: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло». – Жена прельстилась красотою плода; особенно же ей захотелось знать добро и зло: она взяла от плодов запрещенного дерева и ела: затем дала мужу, и он ел. Злой дух, уверив Еву, будто Бог запретил людям вкушать от дерева познания добра и зла лишь из зависти и опасения, чтобы и они не сделались как боги, наклеветал на Бога, почему и называется диаволом, или, что тоже, клеветником. Клевета или ложное свидетельство на кого-либо есть тяжкий грех , запрещаемый девятою заповедью: не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Для нас же, православных христиан, должны быть непреложны наставления святых апостолов относительно начальства: 1Пет.2:13 . О повиновении властям Деян.4:19 . «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» Объясн. Не слушающий поставленных Богом людей не слушает и Самого Господа: Лк.10:16 . Признаки истинного христианина: покорность, мир, любовь, братолюбие: Рим.13:1–7 ; Евр.13:2:16 . Если сказано, что сердце царя в руке Господа: Притч.21:1 , то противящийся царю или власти, от него поставленной, противится Богу: Рим.13:2 ; много есть и таких людей, которые следуют указаниям не воли Божией, но своей развращённой воли: 2Тим.4:3 ; 1Тим.1:7 ; Тит.1:10–11 . Деян.5:29 . «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Объясн. Если требования людей противоречат требованиям божественного закона, то, конечно, должно повиноваться Богу, а не человекам беззаконнующим, но на этом тексте нельзя обосновывать всякое неповиновение законной, от Бога установленной власти, ибо тогда можно оказаться противником Богу: Рим.13:1–7 ; 2Пет.2:9–10 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 . Деян.17:7 . «Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса». Объясн. Словами «все они» возводится обвинение чисто политическое на всех христиан того времени, такое же обвинение возводили и на Самого Господа Иисуса: Ин.19:12 ; но городские начальники получили удостоверение в невиновности христиан в возводимой на них клевете (ст.9), не восставал никогда против властей гражданских и Сам Господь: Мк.12:17 , а апостол Павел учил: – Рим.13:1–3 . «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Для нравственного воспитания монахов повествование 7-й главы книги Иисуса Навина также может найти приложение. Святитель Григорий Богослов так наставляет девственников: «Некто из древних, когда тайно, без ведома вождя, присвоил себе златый язык 299 , одежду и несколько денег, нанес тем вред целому народу. В какой же степени выше жребий одушевленной твари, в такой, или еще в большей, худо для девы возвращение назад» 300 . Измена монашескому обету – это измена Христу, образом которой служит неповиновение Ахана Богу: «Имея пречистого Жениха, Которого красота бесплотна, не сопрягайся с другим. Он будет тебе не муж, а прелюбодей, восхищающий любимое у живого Супруга. Ужели, посвятив сосуд Богу, присвоишь его себе?.. Что маловажнее золотого языка и одной дидрахмы? Но они, будучи похищены, погубили воинство. Взирай на сие, дева, и повинуйся Богу» 301 . Как иерихонские сокровища были посвящены Богу, также и девственники посвящены Христу, своему небесному Жениху. Как известно, ветхозаветные образы очень широко используются в древней аскетической литературе, и истолковываются прежде всего в нравственном аспекте. Внимание себе – одна из главных составляющих монашеского делания. «Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто» 302 . «Отвергнем все преступные пожелания, чтобы не погибнуть, подобно Ахару» 303 . Ориген предлагает аллегорическое толкование Нав. 7:21 : Между добычей увидел я одну Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдеся сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним. «Не думаю, что похищение небольшого количества золота представляло бы из себя грех столь великий, что за него должно было быть истреблено собрание Господне… Большое украшение содержится в словах, большая красота в речах философов или риторов, всего народа, который находится в городе Иерихоне, которые суть люди этого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 8-10). Весьма знаменательная и трогательная притча! Спаситель уподобляет душу грешного человека драхме, потерянной женщиной (Церковь). На этой монете царское изображение - образ Божий бессмертный. Женщина зажигает свечу (свет - слово Божие) и при помощи ее метет комнату (душу, закрытую и подавленную мирскими пристрастиями и тьмою страстей, как сором), и ищет тщательно (надо искать грешника, чтобы спасти его убеждением и любовию), и находит, возвращая его на путь покаяния. Из этой притчи видно, как дорога для Господа душа человеческая, имеющая в себе образ бессмертного Царя-Бога, и как Он тщательно ищет ее, затерявшуюся и погибающую в бесчисленных страстях или пристрастиях мирских, просвещая ее словом Своим и озарением Духа Святаго. Видно из притчи и то, как сам человек мало или вовсе не ценит души своей, этой царской драхмы, и выметает (метет) ее в кал тинный и в тление страстей, часто губя ее невозвратно. Церковь, или пастыри Церкви, должны тщательно искать погибающих и спасать их благодатию и властию, данной им от Бога. Мир вам,- возглашал ученикам Своим Господь, являясь им по Воскресении из мертвых (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Как самое драгоценное благо для душ их, мир Свой Божественный давал им Господь,- мир с Богом, мир с собою и ближними. Этот мир сообщается верующим за любовь к Богу и хранение Его заповедей. Мир этот не может обитать в душе, пристрастной к миру и его мнимым благам, к земным украшениям, к плоти своей или чужой. В самом деле, как обитать Богу в человеке, повинном или пристрастном, например, к деньгам, когда сердцем его обладает это мерзкое пристрастие и отвращает его от Бога? Сребролюбец делается чуждым Богу, уничижает Его, ни во что ставит, изгоняет Его из мыслей и из сердца своего. В душе сребролюбца нет места Богу, Который есть Источник всех благ, от Которого происходят наше бытие и все блага: дыхание, пища, питие, одежда, жилище, здравие, прощение грехов, просвещение души, мир, свет, радость, всякий успех в делах благих. Мир даруется Богом душе, освободившейся от страстей. Отчего нет мира в государстве, в Церкви? Оттого что люди отвратились от Бога - Источника и Царя мира, от Церкви - хранительницы, носительницы мира Божия; все пошли стороною от Бога, почему и Он пошел к ним стороною и дал дары мира язычникам-японцам; оттого во всех классах людей русских смятения, беспорядки, непослушание и неповиновение. Как достигли мира святые угодники Божии? Отложением ветхого человека с деяниями его, распинанием плоти со страстями и похотями и различными подвигам добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1010...

Господь Иисус Христос постов не отвергал а Своим примером ( Мф.4:2 ) освятил пост, дал заповедь о посте ( Мф.6:16–18, 9:15–17 ) и учил о силе его ( Мф.17:21 ). Если понимать слова Христовы ( Мф.15:11 ) по сектантски, то окажется, что несоблюдение поста, объедение и пьянство не оскверняют человека, так как пища и напитки «входят в уста». Сектанты, по-видимому, не знают, что по учению Церкви православной оскверняет человека в пост не скоромная пища, которая сама по себе не представляет ничего скверного и потому дозволительная во всякое другое время, а нарушение заповеди Божией, неповиновение Церкви, нежелание распинать плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). 3) Постится ли человек или нет, – дело безразличное: пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, – ничего не приобретаем; не едим ли, – ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ). Указанные слова апостола составляют разъяснение по вопросу не о посте, а об употреблении в пищу идоложертвенного ( 1Кор.8:1–4 , ср. 7–10). Мысль его та, что хотя пища сама по себе не приносит нам духовной пользы, но наше отношение к ней не безразлично с нравственной стороны. Так апостол осуждает христианина, когда он, имея знание ( 1Кор.8:4–7 ), ест идоложертвенное на соблазн для немощных и этим своим поступком обнаруживает отсутствие братской любви. Иисус Христос предостерегал Своих последователей от невоздержания в пище и питии ( Лк.21:34 ), так как оно свидетельствует о чревоугодии, о потворстве похоти (ср. Рим.13:14 ), о нежелании бороться с вожделениями плоти ( Гал.5:16–17, 24 ). Следовательно, воздержание в пище (пост), соблюдаемое христианином для духовно-нравственных целей (ср. Гал.5:24 ), есть дело во славу Божию ( 1Кор.10:31 ), приближающее его к Богу, а не дело безразличное. «Апостол не прямо переходит, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – к заключению, что надобно воздерживаться от жертв идольских, чтобы не причинить вреда ближнему, но, предварительно только указав на это, внушает нечто более важное. Что же такое? То, что хотя бы невоздержание и не причинило никому вреда и не соблазняло ближнего, – и в таком случае не должно этого делать, потому что это было бы дело бесполезное... Потому он наперед и говорит: пища не приближает нас к Богу. Видишь ли, как он унижает то, что, по-видимому, происходило от совершенного знания? Бдим ли мы, ничего не приобретаем, т.е. не заслуживаем благоволения Божия, как бы сделав что-нибудь доброе и великое; не едим ли, ничего не теряем, т.е. не получаем какого-нибудь урона. Таким образом доселе он доказывал, что ядение жертв идольских излишне и ничтожно, так как то, что не приносит пользы, когда есть, и не вредит, когда нет, то излишне. Далее показывает весь происходящий от того вред, и наперед вред для братии». 585

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Отмеченное еще Моисеем совершенное отличие души от тела подтверждается многочисленными свидетельствами Ветхого и Нового Завета. По учению премудрого Екклезиаста: " И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его " (12:7). Псаломщик Давид в поэтическом религиозном восторге высказывает свое упование, что Господь не оставит души его во аде и не даст плоти его увидеть тление (15:10). Избиваемый камнями, Первомученик Стефан просил Господа принять дух его (Деян.7:59). Св. евангелист Матфей предостерег, что мы должны особенно бояться тех, кто может и душу и тело наше погубить в геенне(10:28). Вместе с ясными свидетельствами полного отличия души от тела в Св. Писании подробно описываются и все свойства души человеческой. Душа не только проста и невещественна, но она и свободна. Раз человеку даются заповеди, значит требуется и повиновение. Значит может быть и неповиновение. Кроме того, за исполнение заповедей обещается награда. Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, - так ответил Господь богатому юноше на вопрос: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Только будучи свободными, мы можем угодить Богу, ибо Бог, как Существо Всесвятое и Всесовершенное, не насилует свободной воли человека. Без свободы, по учению отцов Церкви, не может быть ни религии, ни нравственного закона, ни заслуг перед Господом. Душа человека бессмертна. По разлучении с телом, душа возвращается к Богу, Который дал ее человеку, говорит и Екклезиаст (12:7). Когда земной наш дом, эта хижина (храмина тела) разорится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный, - говорит апостол Павел (2Кор.5:1). По словам того же апостола, не имея здесь, на земле, постоянного града, мы ищем будущего (вечного) (Евр.13:14). Для православного человека необходимо также знать, в чем же различие образа и подобия Божия в душе человеческой. Отцы Церкви это различие объясняют так: образ Божий дан в самой природе нашей души, в ее уме, вечно стремящемся к истине, в ее свободной воле, бессмертии и стремлении к добру, а подобие Божие в надлежащем развитии и усовершенствовании этих душевных качеств и сил человека, в делании добра и в святости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После этого Самуил созвал народ в Массифу для избрания царя. В этом собрании, по указанию Божию, избран был в цари Саул 343 . Когда Самуил представил его народу, народ, увидев Саула, который был выше всех белою головою, воскликнул: «Да живет царь!» Потом Самуил изложил народу права царства, записал в книгу и положил перед ковчегом Господним, а народ отпустил домой (Цар. 8–10). Некоторые негодные люди унижали Саула, говоря: «Ему ли спасать нас?» – и не поднесли ему даров. Но вскоре Саул показал, что он может спасать свой народ от врагов. Царь аммонитский Наас осадил Иавис Галаадский и соглашался заключить союз с жителями его с тем, чтобы выколоть у каждого из них правый глаз 344 . Когда Саул услышал об этом, Дух Божий сошел на него, и разгорелся сильно гнев его; он рассек пару волов, с которыми пришел с поля, на части и разослал их по всей земле Израильской, сказав: «Так поступят с волами того, кто не пойдет за Саулом и Самуилом». Вышли все израильтяне, как один человек; Саул повел их против аммонитян, разбил врагов и спас Иавис. После этого народ потребовал на смерть тех, которые не хотели иметь Саула царем. Но Саул сказал: «Не умерщвлять никого в этот день, потому что этого дня Господь спас Израиля». Тогда Самуил созвал народ в Галгал, и поставили там Саула царем, принесли жертвы Господу и весьма веселились ( 1Цар. 11, 12 ). Царствование Саула: победы его над филистимлянами, амаликитянами и другими народами и неповиновение Богу Саул прославился победами над врагами своего народа, но не всегда был послушен Богу; за это Бог отверг его. Во второй год царствования своего Саул начал войну с филистимлянами, собрал войско в Галгал и ждал Самуила, который до своего прихода и до принесения им жертвы Богу запретил начинать сражение. Наступил уже седьмой день, а Самуил не приходил. Войско Саула, боясь врагов, стадо разбегаться 345 . Тогда Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву Богу. Едва кончил он жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа. Теперь не устоять царствованию твоему; Господь, найдет Себе человека по сердцу Своему и повелит ему быть вождем народа Своего». Впрочем, на этот раз Господь даровал Саулу победу над филистимлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

20Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.    18—20. Наставление об отношении рабов к господам по началам христианским. — Слуги, со всяким страхом повинуйтесь и проч.: речь идет без всякого сомнения о рабах в смысле известного гражданского состояния известного рода лиц, как показывают выражения особенно 19-го и 20-го стихов, но апостол употребляет название более мягкое, означающее вообще домочадцев; может быть, не неосновательно предположение, что он нарочито избирает это название потому, что пишет послание, между прочим, к уверовавшим из иудеев, которым, как народу, Богом избранному, противно и соблазнительно было самое название — раб, в отношении людей к людям. Повинуйтесь: то же выражение, какое выше употреблено апостолом для означения покорности верховной власти; форма греческого выражения показывает, что апостол это наставление рабам основывает на предшествующем наставлении: Бога бойтесь, царя чтите, то есть что обязанность рабов быть покорными господам есть необходимое следствие обязанности бояться Бога и чтить царя. — Со всяким страхом: страх перед Богом должен отражаться и в страхе пред предержащей властию, и не только перед нею, но и пред властию господ; как работать Господу нужно со страхом, так со страхом же быть покорными и гражданской власти и господам. Здесь страх пред господами разумеется: 1) страх наказания за проступки, 2) страх оскорбить Бога непокорностию власти и 3) страх опасения, как бы неповиновением не возбудить во власть имеющих ненависть к самой вере непокорных и их братиям.— Не только добрым и кротким, каковым повиновение и служба не представляет особенной тягости, но и суровым, строгим и жестоким. Против таковых особенно возмущается чувство свободы человеческой; но именно здесь-то, в этом пункте, христианской образ мыслей и сила воли должны восторжествовать над естественными склонностями и стремлениями человека и превозмочь их ради высших идей и целей. — То угодно Богу: греческое выражение допускает несколько толкований, которых общий смысл, впрочем, один, а только оттенки различны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Поэтому и Господь говорил: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:16 ). И: «смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). И: «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы когда придет и постучит, отворить ему. Блажен тот раб, котораго господин, пришедши, найдет так поступающим» ( Лк.12:35–36 ). И еще: «раб знающий волю Господина своего и не делающий, бит будет много» ( Лк.12:47 ). И: «что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк.6:46 ). И еще: «если же раб тот скажет в сердце своем: промедлит господин, и начнет бить слуг, есть, пить и напиваться, то придет господин его в день, в который он не ожидает, и рассечет его и подвергает его одной участи с лицемерами» ( Лк.12:45–46 ; Мф.24:48–51 ). Все это показывает, что человек имеет свободу, и что Бог внушает совет, увещевая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая. 4. И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему не малый вред и зло. И поэтому Павел говорит: «все возможно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12; 10:23 ), показывая и свободу человека, почему и «возможно все», так как Бог не принуждает его, и выставляя последствие, чтобы мы не злоупотребляли свободою для прикрытия зла, ибо «это не полезно». И еще говорит: «говорите каждый своему ближнему истину.» И: «никакое гнилое слово да не исходить из уст ваших; сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны, а напротив благодарение» ( Еф.4:25,29; 5:4 ). И: «вы были некогда тьма, а ныне свет о Господе; как чада света ходите честно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни гневу и зависти ( Рим.13:13 ). И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились именем Господа нашего» ( 1Кор.6:11 ). Если бы не в нашей власти было делать это или не делать, то какое основание имел Апостол, и еще прежде Сам Господь, давать увещание нечто делать, а от иного воздерживаться? Но поелику человек изначала имеет свободную волю, как и Бог, по подобию Коего он создан, имеет свободную волю, то всегда ему дается совет соблюдать доброе, что исполняется чрез повиновение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010