«А вы? – скажет Царь стоящим слева, – вы отказывали Мне в куске хлеба, когда Я, голодный, протягивал к вам руку, вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы прогоняли Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от холода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрением относились ко Мне, когда Я был заключаем в темницы! Идите же прочь от Меня и теперь! Ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам – сотрудникам его!» «Господи! – скажут тогда в ужасе и отчаянии стоящие слева, – когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было; никогда мы не видали Тебя, тем более в таком бедственном положении». «Да, – ответит им Христос, – Меня в таком положении вы не видели; но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушали беспечного веселья вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказывая им, вы отказываете Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ). О вечных мучениях Мысль об осуждении грешников на вечные мучения смущает многих. За грехи кратковременной земной жизни страдать вечно! Справедливо ли это? Соразмерно ли наказание вине? И согласуется ли такое осуждение на вечные мучения с понятиями о милосердном и любящем Боге? Мы знаем из слов Иисуса Христа, что милосердный Бог прощает нам даже самые тяжкие грехи, если мы здесь, во время нашей земной жизни, искренно каемся и доказываем искренность своего покаяния воздержанием от грехов и добрыми делами в дальнейшей жизни нашей. Мы знаем, что Бог прощает даже таких грешников (как, например, блудный сын притчи), которые, по нашим человеческим понятиям (выраженным в негодовании старшего брата блудного сына), не заслуживают никакой пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О возникновении поста в христианстве Древние евреи с особой тщательностью и строгостью относились к соблюдению постов и считали это своим религиозным долгом. Постились евреи от вечера до вечера, то есть двадцать четыре часа. В период совершения поста, древние евреи не только воздерживались от приема пищи, но и от увеселений и чувственных удовольствий. Во время поста, как правило, древние евреи не носили красивых одежд и украшений, а одевались в рубище или во вретище (покрывало из грубой ткани). Многие евреи отказывались во время поста носить сандалии и ходили босиком, и посыпали свою голову пеплом, а также ходили с не помазанными волосами, неумытым лицом и руками. В Палестине, во время поста, не разрешалось проявлять веселья, а нужно было предаваться печали. Поэтому в постные дни из синагог слышались вопли печали и слова покаяния. «Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем» ( Ис.22:12 ). В далекие времена вавилонского пленения, евреями соблюдались четыре особых поста. «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» ( Зах.8:19 ). Каждый из этих постов длился в течение дня, то есть это были четыре особых однодневных поста. Первый пост отмечался в девятый день четвертого месяца и был посвящен скорбному событию, завоеванию и разрушению Иерусалима халдеями. «В четвертом месяце, в десятый день месяца, голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли» ( Иер. 52,6 ). Второй пост отмечался в десятый день пятого месяца. Этот пост был посвящен скорбному событию, связанному с разрушением Иерусалима и сожжением Иерусалимского храма. «В пятый месяц, в десятый день месяца ... пришел Навузардан ... в Иерусалим и сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме» ( Иер.52:12–13 ). Третий, особый пост отмечался древними евреями в третий день седьмого месяца и был посвящен убиению Годолии. «И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили» ( Иер.41:2 ). Четвертый особый пост отмечался в десятый день десятого месяца в честь печального события – осады Иерусалима. «В десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и всё войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и устроили вокруг него насыпи. И находился город в осаде» ( Иер.52:4–5 ). Наряду с этим у евреев законом был предписан, в виде обязательного соблюдения, ещё один пост, отмечающийся в великий день очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

– а исполняет только заповедь Божию, повелевающую чадам заботиться о своих родителях, тем паче о духовных. Посему лучше бы (особенно в последнем случае, при совершении так называемых треб) не совать священнику деньги в руку, когда другая его рука еще держит св. крест, – получается, для неверующих и слабых, как будто бы он продает Христа, – а установить в общине порядок иной. Библия не раз, говорю, отмечает, что деньги эти – не плата, а дар, гостинец, приношение любви ( 1Цар. 9, 7 ; 4Цар. 5, 15 ). Да и то пророки и апостолы от него отказывались. • «И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян? И отвечал Господь Давиду: иди, ты поразишь Филистимлян, и спасешь Кеиль» ( 1Цар. 23, 2 ). И несмотря на то что успех был сомнителен и окружающие Давида отговаривали его от этого предприятия, так что ему для подкрепления своей уверенности пришлось снова вопросить Господа, дело окончилось удачно, и город был взят ( 1Цар. 23, 1–5 ). И еще много таких случаев, причем каждый содержит в себе что-нибудь новое, и отличительное, и полезное для желающих идти по правильному пути старческого руководства ( 3Цар. 22, 7 и след.; 4Цар. 3, 11; 8, 8; 22, 13–20 : об Олдаме-пророчице). Заключу всеположительным учением пророков или Самого Бога о необходимости и богоучрежденности духовного руководства. «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня... не вопросив уст Моих, идут...» и так далее ( Ис. 30, 1–2 ). «И простру руку Мою на Иудею... истреблю с места сего... и тех, которые... не искали Господа и не вопрошали о Нем» ( Соф. 1,4–6 ). Пророчества, как каждый может теперь убедиться, исполнились в точности. Насколько идея старчества органически связана с духовным и вообще религиозным развитием человека – а я бы сказал, насколько последний вообще хочет проводить на земле осмысленное житие, хотя бы оно называлось просто «культурным», – показывают многие факты из внешней истории. Из них видно, что идея старчества, иногда в ужасно искаженном виде, все же служит стержнем социально-религиозного быта народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

а. Назорейство И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу и проч… (Ст. 1–2). Что такое было назорейство в ветхом завете? По словопроизводству с еврейского языка, название назорея означало человека особливого или отдельного; ибо назореи, не в пример прочим людям, отказывались от разных удовольствий и удобств житейских, и добровольно налагали на себя строгие подвиги благочестия, для достижения наитеснейшего соединения с Богом. Следовательно, они вполне соответствовали новозаветным инокам (инок – иной, особливый человек) подвижникам, приемлющим на себя исполнение высших советов евангельских. Различие только в том, что иноческие обеты в новом завете произносятся на всю жизнь; между тем, как обеты ветхозаветных назореев могли быть произносимы на разные сроки, свободно определявшиеся самим человеком 875 , хотя могли так же распространяться и на целую жизнь, как то видно из примеров Самуила и Самсона 876 . Отсюда открывается преимущество новозаветной добродетели пред ветхозаветной. Что же касается самих обетов назорейских, то они состояли в том во-первых, что назорей должен был воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть (и пить) ничего, что делается из винограда от зерен до кожи. (Ст. 3–8). Такое строгое и решительное воздержание от всего хмельного было знаком крайнего воздержания от всего страстного и нечистого. Βо-вторых, во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы назорея, но должно было ему растить свои волосы – как символ нравственной силы и преуспеяния во всякой добродетели. Наконец назорей, подобно великому первосвященнику, должен был беречь себя от прикосновения к мертвым телам, даже в случаях смерти самых ближайших своих родственников (отца, матери, брата и сестры), – в знак того, что он тщательно должен убегать греха, породившего смерть, и в знак своей всецелой преданности воле Божией и подчинения всех земных своих чувств религиозным идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного!» ( Мф.5:43–45 ). Он говорил, что любовь должна быть всепрощающей, самоотверженной. Он заповедал так любить ближних, чтобы и жизнью своей жертвовать для блага их ( Мф.6:14–15 ; Ин.15:13 ), и все Свои заповеди вместил в одну: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними! ( Мф.7:12 ). Сознавая же, что падшему человеку трудно собственными силами, без помощи свыше, возродиться к новой жизни, Он сказал: Невозможное человеку возможно Богу ( Мф.19:26 ; Мк.10:27 ). Просите и дано будет вам! Ищите и найдете! Стучите и отворят вам! Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Если такого не найдется даже и среди падшего человечества, то может ли Отец ваш Небесный отказать просящим у Него? ( Мф.7:7–11 ; Лк.11:9–13 ). Итак, мы должны поступать со всеми людьми так, как хотим, чтобы и они поступали с нами. Посмотрим же, тяжко ли это требование? Удобоисполнимо ли оно? Ты, вероятно, испытывал не раз щемящую боль сердца, когда сознавал, что многие, даже близкие к тебе люди, не любят тебя и нисколько не стесняются открыто проявлять свое нерасположение к тебе? И ты осуждал их за их бессердечность. Но заглянул ли ты в свое сердце? Спросил ли себя: любишь ли ты всех людей вообще и близких к тебе, в особенности? Ведь ты сам иногда дышишь злобой против многих, не всегда даже и повинных пред тобой. За что же негодуешь на других? Если хочешь, чтобы тебя любили все, люби и ты; и верь, что любящее сердце всегда найдет отклик в сердцах других людей. Ты, быть может, скорбел, доходил даже до отчаяния, когда тебе, нуждающемуся в помощи, все отказывали в ней? Ты недоумевал, почему, например, такой-то отказал тебе в своей поддержке, которая ему почти ничего не стоила бы? Не правда ли, как тяжело, как грустно встречать повсюду холодные, равнодушные к твоей нужде лица? Как больно сознавать, что некому помочь тебе? Так не отказывай же и сам в посильной помощи нуждающимся; и если ты не в состоянии помочь так, как хотелось бы, помоги, как можешь, но все-таки помоги; подай хотя чашу воды жаждущему и немогущему утолить свою жажду без посторонней помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Апостолы Иисуса Христа записали истинное знание так, как они получили его напрямую от Самого Господа и никогда ничего не подправляли, они не заблуждались по каким-либо религиозным вопросам и не отказывались от предыдущих убеждений. Примеры, которые приводят Свидетели Иеговы, с изменением понимания об обрезании совершенно неуместны, так как они являются частью ветхозаветной практики, измененной Самим Христом. Апостолы не писали о возможности отмены или изменения их учений, по причине того, что что-либо потом будет становиться более очевидным. Но они записали свидетельство об истине, хотя и не абсолютно все было им открыто. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». ( Ин.16:12 ); «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». ( 1Кор.13:12 ); «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» ( 1Фес.2:3 ). Свидетели Иеговы, пытаясь стать истинными христианами, отвергнув богословский опыт Церкви, подобно первооткрывателям заново переосмысливают Писание. Со временем что-то ими отсеивалось, что-то корректировалось, и множество неугодных фактов просто игнорировалось. Свидетели Иеговы за всю историю организации затратили огромные финансы на выпуск своей собственной литературы, которая пыталась как-нибудь объяснить Писание. Теперь же все это приходит в полную негодность, все практически впустую, эта литература оказалась временной и более никому не нужна, от своих устаревших учений отказались. Миллиарды долларов были затрачены на издательство книг и журналов с огромными тиражами, которым нет более никакого применения, и в которых на данный момент уже нет истины, так как понимание многих доктрин сильно изменилось. Свидетели Иеговы умудрились под видом библейских истин, провести свои уникальные учения, которые вообще не имеют отношения к Библии, но на данный момент являются неотъемлемой частью их теократической жизни: переливание крови, запрет на все праздники, изучение публикаций, пионерское служение и письменные отчеты. Об этом Иисус и Его апостолы никогда не учили:«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским». ( 1Тим.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Библия, изложенная для семейного чтения. Служение Господа в Галилее до второй пасхи Призвание Левия (Матфея) и смущение фарисеев Святой апостол и евангелист Матфей Вскоре произошел другой случай, по поводу которого возмутились фарисеи, не хотевшие признавать Мессию иначе, как в образе и во всем величии царя, который придет освободить иудеев от римского ига. Они решительно отказывались признать Его в виде смиренного выходца из бедного города Назарета, не пренебрегающего притом состоять в общении с мытарями и грешниками. Когда, по исцелении расслабленного, «Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». (Лк. 5, 27–32) «В приложении к настоящему случаю под здоровыми или праведными разумеются фарисеи не по их действительной или высшей сравнительно с другими, но по воображаемой ими самими, самовыдуманной их праведности; под больными же или грешниками разумеются все сознающие свою греховность перед Богом и готовые к раскаянию и возможной перемене своей жизни на лучшую. Итак, смысл слов Господа таков: не чувствуют нужды в Спасителе чувствующие себя праведниками, но эту нужду чувствуют грешники. Вы, фарисеи, считающие себя чистыми и праведными, не чувствуете нужды во Мне как в Спасителе, и Я вас не спасу; но есть люди, желающие спасения, и Я их спасу. Место врача — при постели больного, а место Мое — подле тех, кто болит сознанием своих духовных немощей и недугов, и Я с ними, с мытарями и грешниками, как врач с больными. Господь внушает фарисеям, что Он пришел призвать к покаянию не тех, кто считает уже себя праведным пред Богом, зная, что Его усилия будут бесполезны в отношении них, даже могут возбудить их злобу и ненависть к Нему, но пришел призвать к покаянию и спасти тех, которые, считая себя грешниками и чувствуя нужду в милости и спасении, ищут их, каковы те, с которыми Он возлежит теперь.

http://pravoslavie.ru/3056.html

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

В своих устных выступлениях 39 В. Ирзабеков развивал эту мысль дальше, отмечая, что в таком случае первым юродивым был Сам Христос. Здесь следует иметь в виду самое первое, чрезвычайно важное, значение слова «юродивый», о котором пишет иером. Алексий (Кузнецов) и которое в славянском толковании дается как «отребие мира»: юродивый – это отверженный миром, обществом. Таким образом, «слово «юродивый», употребляемое Св. Церковью как эпитет некоторых подвижников, имеет чрезвычайный смысл; Церковь этим названием выражает их отделенность от общества и избранность Богом, оттеняет свойство их благочестия, состоящее в отвержении их миром, в презрении их обществом, смотревшим на них не как на своих членов, а как на каких-то выродков, отщепенцев» 40 . Возвращаясь к словам Господа «Я не от сего мира», можно проследить сходство в образе жизни, а также во многих типичных поступках юродивых Христа ради, с одной стороны, и Господа в Его земной жизни – с другой. Так, юродивые Христа ради отказывались от всех земных благ (не имели постоянного пристанища, круглый год ходили босиком, в рубище). Господь Иисус Христос в Своей земной жизни после выхода на общественное служение (а если вспомнить рождение в Вифлеемской пещере, то можно сказать, что уже с момента Своего рождения) не имел постоянного места жительства: «...лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8.20 ). Часто юродивые вращались в среде порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, чтобы исправить их и спасти. Господь бывал часто порицаем со стороны фарисеев за то, что Он заходил в домы грешников, ел и пил с блудницами и пьяницами: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам...» ( Мф. 11.19 ). Юродивые обличали сильных мира сего, не боялись с их стороны гонений и побоев. Господь обличал книжников и фарисеев, например: «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства...» ( Лк. 11.39 и далее до 52); изгонял торгующих их храма: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин. 2.13–16 ); предсказывал разрушение Иерусалима, дошел до самой Крестной смерти. Таким образом, в земной жизни Спасителя мы найдём те поступки, тот образ мыслей, который в дальнейшем будет свойствен христианским подвижникам, возложившим на свои плечи труднейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В те времена, чуть ранее, жил еврейский мудрец по имени Гамалиил, Гиллель, который говорил: “Не делай другим того, что ты самому себе не желаешь, в этом закон и пророки”. Христос перефразировал эту фразу, Он ее произносил иначе: “Делай другим все то, что ты сам себе желаешь, в этом закон и пророки”. Поэтому ветхозаветная праведность, она более пассивна — не делай, а новозаветная праведность активна — делай. То есть, наше христианское добро должно быть наступательным. …И Мария, и Иосиф на сороковой день приносят Младенца во храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Если мы смотрим на икону Сретения, иногда на ней изображают, как в клетке приносят двух горлиц в жертву в Иерусалимский храм для очищения. И далее мы читаем: “Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем”. В еврейском народе Симеон почитается до сих пор. Он называется Великий Симеон. или праведный Симеон. Его высказывания входят даже в разные части еврейского Талмуда. Настолько этот человек считался праведным, благочестивым, что еврейские дети до сих пор заучивают наизусть его высказывания, чтобы мудрость, которую имел Симеон, внести в свое сердце. В христианской традиции Симеон был одним из переводчиков Библий с еврейского языка на греческий. То есть он жил более двухсот лет до Рождества Христова, уже жил и деятельно трудился. Тогда, по заказу известной александрийской библиотеки, фараон Птолемей потребовал от евреев, чтобы они перевели Священное Писание с еврейского на греческий. Евреи очень долго отказывались, но потом дали согласие. Фараон Птолемей не доверял евреям, что они переведут правильно, и он собрал семьдесят двух переводчиков, поэтому этот перевод называется “перевод семидесяти”, или, по-гречески, Септуагинта, и сказал: каждый будет переводить отдельно от другого, а мы потом сравним. И каждого поместили в отдельную келию, как учит предание, чтобы каждый переводил, а потом греки ходили и смотрели, одинаково ли они переводят.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010