4) Четвертая руководящая мысль Апостола о характере христианской свободы есть вводная, именно: он, Апостол Павел есть живой пример того, как надо жить и поступать по правилам истинной христианской свободы ( 1Кор. 8:9 ). Значение своего примера Св. Павел раскрывает таким образом. Я Апостол ( 1Кор. 9:1–3 ). «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? (т. е. не имею ли полномочия действовать вполне в качестве Апостола, как все прочие 52 ? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе (т. е. не я ли основал вашу церковь – Коринфяне?» ( Деян. 18:11, 18 ). Нарочитое упоминание о видении Господа объясняется тем, что противники Св. Павла всегда отказывали ему в апостольском достоинстве на том именно основании, что он будто бы не видел Господа Иисуса, и не был им лично призван, как другие Апостолы. 1Кор. 9:2–3 . «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего апостольства вы в Господе (т. е. доказательством служат те обильные духовные дарования, которые излились на Коринфян вследствие проповеди апостольской). Вот мое защищение (уверительное) против осуждающих меня (т. е. не признающих моего апостольского достоинства)!» Как Апостол, могу пользоваться содержанием от верующих ( 1Кор. 9:4–14 ). 1Кор. 9:4 . Во-первых, по примеру прочих Апостолов: «или мы не имеем власти есть и пить» (т. е. получать готовое пропитание за труды благовестия, по владычному закону – Лк. 10:8 . Феодор.)? 1Кор. 9:5 . «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы и братья Господни, и Кифа», т. е. водить за собой усердную женщину христианку для своих послуг и требовать для нее, как и для себя, готового содержания? «Как за Господом следовали верные жены, снабжавшие учеников необходимой пищею ( Лк. 8:3 ), так и за некоторыми Апостолами следовали жены, которые показывали в себе горячую веру, привязаны были к их учению и содействовали божественной проповеди 53 (Феодорит). 1Кор. 9:6 . «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Вероятно, Коринфянам известно было, что Св. Варнава и по разлучении с Павлом действовал подобно ему, по предмету содержания себя (Еп. Феофан). Св. Златоуст замечает при сем: «видишь ли, как душа Св. Павла смиренномудра и чиста от всякой зависти, как он не умалчивает о том, кто участвовал в трудах?»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

7,2 и 8,11). Но библейские пророки, а позже и христиане как раз и считали, что духовный мир разделился. И потому дружба с языческими духами есть вражда против Бога. Может быть, некоторые языческие ритуалы, образы, мистерии сами по себе не так уж плохи; далеко не все в языческой религиозной жизни может быть оценено как внушение сатаны. Но когда пришёл Свет, когда открылась возможность прямого обращения к Богу, уже нельзя оставаться в мире языческих двусмысленностей. Отворачиваться от Христа, пришедшего к людям, и обращаться к прежним языческим заклинаниям – значит противиться Христу, отрекаться от Него. И пророки и апостолы признавали, что у других народов есть свои божества – но решительно отказывались признать за богами язычников статус Истинного Творца (язычники, впрочем, на этом и сами особенно не настаивали). Отсюда – слова апостола Павла: Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8, 4-6). Если бы эта фраза звучала как «знаем, что есть много богов и господ много; но у нас один Бог Отец» – это было бы манифестом обычного язычества: мы выбираем своего бога из сонма многих владык, и уважаем право иных религий иметь общение с прочими богами (если я храню деньги в банке А, это не означает, что я отрицаю право других людей хранить их деньги в банке В). Но немедленно добавляемая богословско-метафизическая нагрузка резко меняет ситуацию: «у нас один Бог Отец, из Которого все». Не просто – «у нас есть Бог, из которого происходим мы, наше племя, наша вера», но – «из Которого все» (то есть – из этого Источника все получило своё бытие), а также «Которым все» (то есть и поныне все, что есть, существует по причастности к этому Истинному Бытию). Христиане убеждены, что те, кто влагают свои сердца и деньги в свои языческие банки, слишком близки к краху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

( 96 , 1) Говоря, что мужчине лучше бы оставаться неженатым, но во избежание разврата следует каждому взять себе жену, апостол объясняет это тем, что таким образом можно избежать западни Сатаны. (2) Слова же «по причине недостатка самоконтроля»   относятся скорее не к тем, кто и без того женится вполне сознательно и ради рождения детей, но к тем, кто ищет в браке удовлетворения своей страсти и стремится к излишествам. Он не желает, чтобы враг создал такой водоворот, который затягивал бы склонных к распущенности. (3) Дьявола ведь несомненно раздражают те, кто ведет праведную жизнь, поэтому он противодействует им и стремится подчинить себе, чиня на их пути препятствия и всячески его затрудняя. ( 97 , 1) Это вполне объясняет слова апостола о том, что лучше жениться, нежели гореть. Он желает, чтобы муж уделял должное внимание своей жене и наоборот, дабы они не отказывали друг другу в помощи в деле рождения детей, в согласии с божественным устроением. (2) Они приводят также следующие слова: «Кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, тот не может быть моим учеником».   (3) Однако отсюда не следует, что необходимо возненавидеть свою семью, ведь есть же заповедь о том, что следует «почитать отца и мать своих, дабы тебе благоденствовать».   Означает это то, что нам следует избегать неразумных импульсов и языческого образа жизни. Дом есть основа семейной жизни, общество же состоит из таких домов. Поэтому о тех, кто живет семейной жизнью, Павел говорит, что они «удовлетворяют нужды этого мира»  . (4) Господь говорит: «Женатому не следует искать развода, а неженатому искать себе жену».   Иными словами, если человек сознательно решил оставаться неженатым, ему надлежит строго придерживаться однажды избранного пути. ( 98 , 1) Единый всем Господь дает соответствующее обещание и тем, и другим. Он так говорит через пророка Исаию: «Да не говорит евнух: вот я сухое дерево. Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят мои субботы, и избирают угодное мне, и крепко держатся завета моего, тем дам я место лучшее, нежели сыновьям и дочерям».   (2) Быть евнухом или соблюдать субботу не является само по себе праведностью, если не подкреплено соблюдением заповедей. (3) К женатым же он так обращается: избранные мною «да не будут трудиться напрасно, производя на свет детей на горе, ибо будут семенем, благословенным от Господа».   (4) Сознательно производящий на свет детей, заботящийся о них и воспитывающий их в согласии с волей Господа, дающий им истинные наставления, также получает по заслугам как избранное семя. (5) Настаивающие на том, что дети родятся «на горе» не понимают, что текст Писания свидетельствует против них. Избранные Богом не следуют таким догмам, и не рождают детей «на горе», оставляя это бесплодное дело еретикам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   В древние времена к постам прибегали во всех значительных событиях жизни. Например, ниневитяне постились после проповеди пророка Ионы, которая своим содержанием потрясла их. “И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.” (Ион.3:5). Пост был известен и широко применялся ещё с ветхозаветных времен.    В христианстве пост возник с появлением первой церкви, на основании примера, данного людям Самим Иисусом Христом. “И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Матф.4:2). А также примера, данного нам Святыми Апостолами. “Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их” (Деян.13:3). “Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали” (Деян.14:23).    Согласно сообщениям древнейших церковных писателей, таких как Ипполит, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним, во времена основания первой христианской церкви и был введен в христианскую практику богослужения первый пост, установленный Апостолами и длящийся сорок дней. В качестве примера для установления первого в христианстве поста, Апостолы использовали обращение к посту Моисея (Ис.34:28), Илии “И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.” (3Цар.19:8), и Самого Иисуса Христа (Матф.4:2). С тех древнейших пор и поныне в христианстве существуют различные посты, имеющие свою классификацию, обрядность и специфику соблюдения. О возникновении поста в христианстве    Древние евреи с особой тщательностью и строгостью относились к соблюдению постов и считали это своим религиозным долгом. Постились евреи от вечера до вечера, то есть двадцать четыре часа. В период совершения поста, древние евреи не только воздерживались от приема пищи, но и от увеселений и чувственных удовольствий. Во время поста, как правило, древние евреи не носили красивых одежд и украшений, а одевались в рубище или во вретище (покрывало из грубой ткани). Многие евреи отказывались во время поста носить сандалии и ходили босиком, и посыпали свою голову пеплом, а также ходили с не помазанными волосами, неумытым лицом и руками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. «И читали, — говорится в книге Неемии, — из книги, из закона Божия» (Неем. 8:8). Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы?   Адвентистские «духовные лица» — лжерукоположенные проповедники и другие — берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину, то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят. Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона?   Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:9—11).    Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:16, 17); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вскоре после праздника Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн шли в храм для молитвы в девятый, по-нашему – в третий час пополудни. При вратах храма сидел нищий, хромой от рождения, и, протянув к апостолам руку, просил у них милостыни. Апостол Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – и, взяв его за правую руку, поднял. И вдруг укрепились его ступни и колена, и, вскочив, он начал ходить и вошел вместе с ними в храм. Множество народа в изумлении от этого великого чуда сбежалось в притвор, называемый Соломоновым. Здесь апостол Петр произнес вторую проповедь о воскресшем Господе и приобрел ею еще пять тысяч человек. Так положено было начало Церкви христианской среди иудеев и прозелитов в Иерусалиме.    – Рассеяние евреев началось в VIII веке до Рождества Христова, по разрушении царства Израильского, когда большая часть евреев была отведена в ассирийский плен и оттуда уже в Палестину не возвратилась. Сему же рассеянию способствовали впоследствии плен вавилонский, завоевания первое, Александра Македонского, наследников его монархии – царей сирийских и египетских, завоевания римских полководцев. Пророк Амос говорит евреям от имени Бога: «Вот Я повелеваю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете» (Ам. 9:9). Рассеяние это послужило к распространению христианства, так как евреи всюду распространяли здравые понятия об проповеди в своих синагогах, и лучшие из евреев делались первыми их учениками. Если после некоторые из евреев и восставали против апостолов и изгоняли их из городов, то делали это уже тогда, когда семя евангельского учения было там посеяно, и самое гонение в этих случаях служило только к утверждению Церкви. Евреи, жившие в других странах, обыкновенно назывались евреями-эллинистами, или евреями рассеяния, в отличие от евреев палестинских.    – Язычники, перешедшие в иудейскую веру, назывались прозелитами (пришельцами) правды, или прозелитами врат. Первые обрезывались и принимали все обязанности, налагаемые законом иудейским. Вторые только отказывались от идолопоклонства и обращались к вере в единого Бога. Им дозволялось быть в преддверии Иерусалимского храма, в так называемом дворе язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

   Вспоминай великих подвижников, которые отказывались принимать видения чувственные, по апостолу, сказавшему: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они!» (1Ин.4:1).    Не забывай и о тех, кого смутили не различенные ими духи и довели до самого плачевного состояния.    Но главное — всегда помни смысл Господня завета: «сними обувь твою, ибо здесь земля святая».     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити.     «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх.14:21—22).    Чудотворящий жезл, о котором напоминает нам богоглаголивый песнотворец, был обретен Моисеем во время первого Синайского откровения, когда говорил с ним Бог «из среды куста» «и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» (Исх.3:2, 4:17; см. также: Исх.4:2—4).    Этим жезлом творил он знамения в земле Египетской, дабы еврейский народ поверил в то, что он послан Богом освободить его от рабства, а фараон убедился в силе Господней и «отпустил сына Его, первенца, — народ Израильский, чтобы он совершил Ему служение» (Исх.4:22—23) у Синайской горы.    Этим-то жезлом крест начертав, повел Моисей бежавший из египетского более чем двухсотлетнего плена еврейский народ через море Чермное, расступившееся Божиим повелением перед беглецами и открывшее им путь к избавлению от рабства, а «народ не задумывался и быстро следовал, уповая на Господа Бога, за Моисеем», так что наблюдавшие за этим движением со стороны египтяне даже подумали, «что евреи потеряли рассудок, идя на очевидную гибель».    И этот же «жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста, в державу и утверждение». Он являет нам образ Креста Божественнаго — великой тайны спасения человечества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу.     И глаголет ему священник:    «Сочетаваеши ли ся Христу?»    И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:    «Сочетаваюся».    Трижды задается этот вопрос, и трижды звучит ответ.    Это – исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.     Таже паки глаголет ему священник:    «Сочетался ли еси Христу?»    И отвещает:    «Сочетахся».    И паки глаголет:    «И веруеши ли Ему?»    И глаголет:    «Верую Ему, яко Царю и Богу».    Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Это выражается в формах глагола: «сочетаваюся» – настоящее время, несовершенный вид и – «сочетахся» – прошедшее время, совершенный вид.    Это решение христиане и называют верой. Слово это имеет более глубокое значение, нежели просто согласие разума с набором канонических правил и исполнение предписанных обрядов. Прежде всего – это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», – заповедал нам Спаситель наш (Мф. 11:30).    Крещаемый исповедует свою веру в Христа как Царя и Бога. Эти титулы значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Вот почему христиане древности исповедовали Иисуса Христа Господом (по-гречески «Кириос»). Это слово на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной и полной власти, требующей безусловного подчинения. Христиан преследовали и подвергали жесточайшим пыткам, осуждали на смерть за то, что они отказывались называть «господом» римского императора – земного владыку. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, находится не в далеком будущем, «по ту сторону» нашей жизни. Мы принадлежим Его Царству здесь и сейчас и должны служить прежде всего Ему. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто и никто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим «господином», «ибо я уверен, – говорит апостол Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

  В своем сопротивлении Шебне Исайя был не один: даже среди знатных людей Иерусалима образовалась группа сторонников пророка. Ее возглавлял Элиаким-бен-Хелкия, о котором пророк открыто говорил, что он, а не Шебна, должен быть правителем дворца, владетелем «ключа Давидова». Исайя разоблачал перед всеми честолюбивые планы Шебны. Этот сановник использовал свое положение для того, чтобы постепенно превратиться во всесильного временщика, правящего от имени царя. Он даже приказал высечь себе гробницу близ царских усыпальниц в доказательство своего всесилия при дворе [ 2 ]. Шебна, стремясь искупить первую неудачу, всячески внушал Езекии мысль о необходимости военного союза против Ассирии. Но решающим оказалось давление соседних царей. Послы прибывали в Иерусалим непрерывно: от Тира, от филистимлян, от аммонитян. Казалось, поднимается все побережье. Египет, как всегда, слал письма с обещанием помощи. Езекии предлагали возглавить союз. Перед всем этим Иудейский царь не смог устоять. Шебна торжествовал. Были, отправлены послы к фараону Шабако. Города один за другим отказывались выплачивать Ниневии дань. Один лишь Пади, царь филистимского города Экрона, наученный горьким опытом, отказался принять участие в коалиции. Но сами же экронцы, восстав, арестовали Пади и под конвоем отвели в Иерусалим к Езекии. Это был открытый вызов Синахерибу: его верный вассал низложен, закован в цепи и брошен в темницу мятежниками. Езекия в это время, вероятно, уже прекратил высылку дани и знал, что корабли сожжены. Все надежды были теперь на единство союзников и помощь фараона. Исайя был отстранен, его советов не спрашивали. Он заперся в доме со своими учениками и не показывался в общественных местах. Пророк был охвачен горем и гневом. Второй раз дело реформы гибло на глазах; Езекия вступил на путь, свидетельствующий о неверии в помощь Ягве. Во времена Ахаза Исайя осуждал договор с Ассирией, но теперь он оказался противником тех, кто замышлял с ней войну. Помазанник Господень Езекия променял слово пророка на посулы фараона и на советы преступных «князей». Через своих учеников Исайя распространял по городу грозные пророчества, направленные против коалиции: Горе непокорным сынам, говорит Ягве, Которые совещаются, но без Меня, заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силой фараона и укрыться под тенью Египта… Надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, И на всадников, потому что они сильны, А на Святого Израилева не взирают и к Ягве не прибегают. Все они будут посрамлены… Ибо так говорит Владыка Ягве, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. В тишине и уповании крепость ваша, но вы не захотели. Ис 30, 1-2, 15; 31, 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  Второе послание к Фессалоникийцам После того как Фессалоникийцы получили Первое послание и прочитали среди народа, как повелено было им (1 Фес. 5:27), праздные ревнители суетного вместо того, чтобы трудиться и есть по заповеди, им данной (2 Фес. 3:10), еще более стали прельщать и соблазнять ближних своих, дабы тех, которые отторгнуты были от отступничества (в вере), пленить разными хитрыми способами и ввести в заблуждение. Диавол искушал Фессалоникийцев гонениями, которые раз и два воздвигал на них. И поскольку они отказывались отрицать Христа, то самих же тех празднолюбцев и сделал (сатана) проповедниками пришествия Господа, дабы через пришествие, которое по их проповеди должно было наступить немедленно, смутить и отклонить ожидающих такового (немедленного) пришествия (Господня), то есть отвлечь и отклонить от истинного пришествия, которого они ожидали. Эти лжеучители и их сотоварищи, коими овладел сатана, выдумывали также и ложные видения и соблазняли простой народ лживыми речами. Писали даже и послания от имени апостола и читали пред ними, чтобы всякого рода злоухищрениями отвлечь их, по крайней мере, от истинной веры в пришествие Господа нашего, когда оказались не в состоянии отклонить их от Самого Господа. Впрочем, эта слабость была у некоторых из них с самого начала, почему и в Первом своем Послании увещал их, говоря: о годах и временах нет нужды писать вам (1 Фес. 5:1). Но когда узнал и уразумел Павел, что заблуждение возобновилось через тех, которые со всяким старанием проповедовали его, снова решается писать к ним, говоря так:   Глава 1 (Ст. 1). Павел и Силван и Тимофей — церкви Фессалоникийцев, в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Между тем как отверженные язычники заслуживали порицания и были исполнены постыдных дел, так что за свои заблуждения назначены были к мечу и погибели, Бог, однако же, возлюбил их, так что по обращении их стал называться Отцом их, коим прежде не желал именоваться даже Богом. (Ст. 2). Благодать, говорит, чрез благодать Евангелия, которая с нами пребывает, и мир от Бога Отца нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа [по синодальному переводу (русскому): благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:2)].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010