Заголовки в древних книгах не были изначально частью текста, но имели обычно более позднее происхождение. Так и заголовок «κατ Μρκον» («от Марка» или «согласно Марку») не принадлежит самому автору этого Евангелия, датируется II веком и свидетельствует о вере древней Церкви в то, что Евангелие это было написано апостолом Марком. Единодушное Предание Церкви и большинство современных ученых отождествляют этого автора с Иоанном Марком, который упоминается в книге Деяний апостольских и новозаветных посланиях. Некоторые из современных исследователей предпочитают говорить в общем и неопределённо об авторе этого Евангелия как об иудее-эллинисте, который живёт за пределами Палестины и пишет для христианских общин, состоящих из греков. Иоанн, который, по обычаю иудеев той эпохи брать себе второе греческое или римское имя, назывался также Марком, был сыном одной состоятельной христианки по имени Мария. Согласно преданию, эта Мария предоставила свой очевидно достаточно просторный дом в Иерусалиме для собраний христиан. Некоторые древние толкователи полагают, что именно в этом доме Господь совершил Свою последнюю Тайную вечерю с учениками. И что человек, «несущий кувшин воды» ( Мк. 14:13 ), который показал ученикам, посланным Спасителем приготовить вечерю, «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), был сам евангелист Иоанн Марк. Он же, предполагают, был тем самым юношей, который «завернувшись по нагому телу в покрывало» ( Мк. 14:51 ) следовал за Спасителем в Гефсиманию. Святой Марк был помощником двух первоверховных апостолов Павла и Петра в распространении Евангелия. В начале мы встречаем его вместе с Варнавой (чьим племянником был Марк) в первом путешествии апостола Павла. После того как апостол Павел с прочими своими помощниками отправляется с Кипра в Пергию Памфилийскую, Марк разлучается с ним и возвращается в Иерусалим ( Деян. 12, 25; 13, 13 ). В начале второго путешествия, после Апостольского Собора, последовало «огорчение» между апостолами Павлом и Варнавой, в результате которого Варнава с Марком отплыли на Кипр, а Павел с Силой отправились в юго-западную часть Малой Азии ( Деян. 15, 37 и след.). Позднее святой Марк снова оказывается рядом с апостолом Павлом, когда тот пишет свои послания из уз ( Кол. 4, 10 ; Флм. 24 ) и в последний раз упоминается в Первом послании Петра 5, 13: «Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь ] в Вавилоне и Марк, сын мой» и во Втором Тимофею 4, 11: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Великий наставник и мужественный заступник Православной Восточной Церкви Марк Евгеник, архиепископ Эфесский, родился и был воспитан в царствующем граде, поистине светлом и великом Константинополе, от родителей, которые в своей жизни были настолько прекрасны и блистательны, что даже были прозваны Евгениками, то есть «благородными»; не менее отличались они и благочестием в православной вере. Отец его Георгий был диаконом и сакеллионом Великой Церкви, а мать Мария была дочерью некоего боголюбивого врача Луки. Начальное образование (до курса риторики) священный Марк получил у своего отца, но, к несчастью, отец его умер, когда ему шёл только тринадцатый год. Затем его наставником в науках был философ Георгий Гемист Плифон. Он учился вместе с Виссарионом, который позднее стал его непримиримым противником, когда Марк стал борцом за Православие. Священный Марк изучил и внешнюю мудрость, и богословскую мудрость, и в совершенстве овладел и той, и другой. Ибо хотя Империя доживала последние дни и все дела её были крайне расстроены, процветали в ней мужи, премудростию и разумением отличающиеся, такие как Мануил Хризолор, Геннадий Схоларий , Георгий Гемист, Иосиф Вриенний , Феодор Газа и многие другие. Тогда и благородная эта поросль, священный Марк, как и его родной брат Иоанн, воссияли, как два светила пресветлых, и были деятелями первой величины, и много превзойдя обычную меру, оказались высочайшими философами и учёными. Многие писатели свидетельствуют о мудрости божественного Марка и восхищаются ей, но также и Иоанна признают человеком величайшей учёности и именуют его философом. Именно так обычно его именовали и признавали, о чём свидетельствуют многие его молитвы к Богу, которые в рукописи несут надписание «Иоанна Философа». Но ещё более ясной эта премудрость его явствует из глубокомысленного и весьма точного опровержения так называемого «Определения Флорентийского Собора» 68 . Вот что пока мы скажем об Иоанне Философе, который также был диаконом и номофилаком Великой Церкви. А перейдём мы к повествованию о жизни священного Марка, о котором и будет идти речь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Свидетель говорит, как бы так: то, что сообщил Марк в своем собственном Евангелии, не должно считать изобретением его собственной фантазии или смешением действительного с вымышленным; напротив Марк изложил устную проповедь Ап. Петра, которую сохранил в своей памяти, и изложил притом с совершенной точностью, простирающеюся не только на главные факты и события, но и частные подробности и обстоятельства этих фактов и событий, и это потому, что Марк, будучи вполне способным к тому, чтобы верно передать слышанную им проповедь Петра (ρμηνευτς Πτρ γενμενος),только о том и заботился, как бы не опустить чего-либо из слышанного или не переиначить. Характеризуя далее Евангельскую запись, Папий или пресвитер Иоанн продолжает: – «Марк с точностью записал, хотя не но порядку, то, чему учил и что творил Христос, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. В последствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Посему Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их.... κριβς γραεν μντοι τξει, τ πο τ Χριστ η λεχϑντα πραχϑεντα. τε γρ κσε το Κυρ, τε παρηκολϑησεν ατ, στερον δ, ς φην, Πτρφ, ς προς τς διδασκαλας, λλ οκ σπερ σνταξιναταν κυριακν ποιμενος λογων. ςτε δν μαρτε Μρκος τως νια γρις ς πεμνημνευσεν. Говоря это, свидетель имеет в виду дать надлежащее понятие о том, в каком порядке изложены в записи Марка Евангельские события и указать причину, по которой они изложены так, а не иначе. «Не по порядку μντοι τξει». – Эти слова не могут бытъ отнесены к предшествующим σα μνημοναευσε, как будто бы ими сказано: «Марк хотя с точностью записал свои воспоминания, но не в порядке». Этого не позволяет сделать размещение как предшествующих, так и последующих выражений. После μντοι τξει следуют новые управляемые слова το πο τ Χριστ η λεχϑντα πραχϑεντα без нового управляющего глагола; поэтому пред ними должен быть подразумеваем предшествующий управляющий глагол κριβς γραε, но лишь один, без предшествующих и зависящих от него слов σα μνημοναευσε; поэтому же, μντοι τξει должны быть отнесены к «το πο το Χριστα η λεχϑνϑι πραϑνϑα».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Славословие великое и отпуст. На Литургии служба обща преподобным. Преподобный Марк Гробокопатель подвизался во второй половине XI века в Киево-Печерской обители. При нем были обретены нетленные мощи преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3 мая, 14 и 28 августа) и перенесены из пещеры в церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1091). Преподобный Марк поселился в пещере, непрестанно молился и соблюдал строгий пост, даже воду преподобный пил умеренно (мерою в питии служил для него медный крест, внутри полый). Блаженный опоясался железным поясом, который носил в течение всей своей жизни. Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: он копал пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших братий, на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал, но если его принуждали взять что-либо в награду, то он сразу же отдавал полученное бедным. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным. Он не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых. Так, по слову преподобного Марка, умерший инок сам возлил на себя елей. Другой инок умер, когда преподобный Марк еще не успел выкопать для него могилу. Тогда святой повелел мертвецу встать и дождаться следующего дня, чтобы ему закончить начатую работу. По слову преподобного умерший воскрес, а на следующий день вновь почил. Однажды преподобный Марк по просьбе двух братьев, преподобных Иоанна и Феофила (память 28 сентября и 29 декабря), выкопал для них общую могилу. Младший брат преподобный Иоанн умер первым, и его похоронили в отсутствие старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежащем ему по праву старшинства месте, то стал укорять преподобного Марка. Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил прощения и, желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной преподобный Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этого свидетельства Папия ясно: 1) что апостол Иоанн знал Евангелие Марка и рассуждал о нем в кругу своих учеников, конечно, в Эфесе. 2) Что он засвидетельствовал, что евангелист Марк сообщил те воспоминания, которые сохранил в своей памяти о речах апостола Петра, рассказывавшего о словах и делах Господа, и таким образом сделался вестником и посредником в передаче этих рассказов. 3) Что Марк при этом не держался хронологического порядка. Это замечание дает основание предполагать, что в то время слышалось осуждение Евангелия Марка по поводу того, что в нем есть некоторые недостатки по сравнению с другими Евангелиями, которые тщательно заботились о «порядке» ( Лк.1:3 ) в изложении евангельских событий. 4) Папий со своей стороны сообщает, что Марк не был лично учеником Христу, но – вероятно, позже – учеником Петра. Однако этим не отрицается возможность того, что Марк нечто сообщает и из того, что пережил сам. В начале Мураториева фрагмента есть замечание о Марке: «он и сам при некоторых событиях присутствовал и их сообщил». 5) Что Петр свои поучения приноровлял к современным потребностям слушателей и не заботился о связном строго хронологическом изложении евангельских событий. Поэтому и Марку нельзя ставить в вину отступления от строго хронологической последовательности событий. 6) Что зависимость Марка от Петра в его писательстве простирается только на некоторые обстоятельства ( νια). Но Папий хвалит Марка за его тщательность и точность в повествовании: он ничего не скрывал и нисколько не приукрашивал событий и лиц. Иустин-мученик в «Разговоре с Трифоном-иудеем» (Justinus Martyr, «Разговор с Трифоном-иудеем» , ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915, c. 100, 4–6) упоминает о существовании «достопримечательностей» или «воспоминаний Петра», причем приводит место из Мк.3:16 и сл. (в данном случае автор комментария делает ошибку: Иустин ничего не говорит о воспоминаниях Петра, упоминая лишь «воспоминания апостолов» [ ν τος πομνημονεμασιν τν ποστλων]. – Прим. ред.). Ясно, что он под этими «достопримечательностями» подразумевает Евангелие Марка. Святитель Ириней ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, I, 1), также знает определенно, что Марк написал Евангелие по смерти Петра и Павла, которые, по хронологии Иринея, проповедовали в Риме от 61 до 66-го года, – написал так именно, как возвещал Евангелие Петр. Святитель Климент Александрийский (hypot. к 1Пет.5:13 ) сообщает, что Марк написал свое Евангелие в Риме по просьбе некоторых знатных римских христиан. В Евангелии своем он изложил слышанную им устную проповедь апостола Петра, которому и самому известно было о желании римских христиан иметь памятник его бесед с ними. К этому свидетельству свт. Климента Евсевий Кесарийский прибавляет, что апостол Петр на основании бывшего ему откровения выразил свое одобрение писанному Марком Евангелию («Церковная история», VI, 14, 5 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассказывая о иерейском служении святого Марка, его биограф и родной брат Иоанн Евгеник свидетельствует: когда тот приносил Бескровную Жертву Богу, то казался весь исполнен света, весь посвящен Богу, как бы восхищен от земли, подобно ангелу. После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году, святой Марк был по указу императора Uoahha VIII возведен на Ефесскую кафедру. «Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом, – говорит Георгий Схоларий, – Церкви нужна была вся сила его слова, чтобы удержаться от совращения, в которое влекли ее нововводители». Приняв Ефесскую митрополию, святитель Марк недолго был со своей паствой: 24 ноября 1437 года, в составе многочисленной делегации, он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор. Святитель Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал святитель Григорий Богослов . Но Промысл Божий готовил ему, как и святому Григорию Богослову , долгий и трудный путь борьбы за чистоту Православия; ему было суждено и пламенными речами, и тончайшими богословскими силлогизмами обличать заблуждения и отстаивать истину православных догматов. Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года. Патриарх Константинопольский по болезни не присутствовал на открытии. Слово святителя Марка Папе Римскому Евгению IV на открытии Собора свидетельствует, что святитель Марк жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от тех новшеств, неизвестных Древней Церкви, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола между двумя Церквами. Последующие прения по вопросу чистилища между православными и латинскими богословами, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский , ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года, когда православные представители, после своих внутренних совещаний, после тщательного и долгого обсуждения вопроса, вынесли следующее заявление о православном веровании в участь душ после смерти: «Души праведных наслаждаются немедленно после смерти (следовательно, до воскресения тел) всем тем блаженством, которое души способны воспринять без тела, но после воскресения еще нечто прибавится к этому блаженству, именно – прославление тела, которое возсияет, как солнце».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Раннехристианская традиция единодушно связывает Евангелия с теми лицами, чьи имена стоят в их заглавии. Начнем с Евангелия от Марка, поскольку оно считается самым ранним. Иоанн–Марк принадлежал к христианской семье, жившей в Иерусалиме и близкой к апостолу Петру. Он приходился родственником Иосифу Варнаве, другу ап. Петра. Одно время Марк сопровождал «апостола язычников» в его миссионерских путешествиях, но позднее они расстались, и юноша стал спутником Петра, который называл его «своим сыном». Апостолу–галилеянину нужен был переводчик, поскольку он плохо владел греческим и тем более латинским языком. В начале 60–х годов Марк вновь встретился с ап. Павлом, но уже в Риме. По словам Иринея Лионского, Марк написал свое Евангелие вскоре после смерти ап. Петра, который был распят около 64 года. [ 140 ] Ученик апостола Иоанна Папий Иерапольский приводит свидетельство ученика Христова, пресвитера Иоанна: «Марк, истолкователь [ буквально — ρμηνευτζ, толмач, переводчик] Петра, с точностью записал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нужды слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господа передать по порядку». [ 141 ] Знаменательно, что св. Иустин, приводя одно место из Евангелия от Марка, называет свой источник «Воспоминаниями Петра». [ 142 ] Эти сведения хорошо согласуются с характером самого Евангелия от Марка. Оно выглядит как сборник эпизодов, мало связанных между собой и помещенных без строгой хронологической канвы (за исключением начала и описания Страстей Христовых). Это можно, по–видимому, объяснить тем, что евангелист сначала записал за Петром отдельные рассказы, а впоследствии объединил их. В безыскусном повествовании Марка чувствуется отголосок семитического стиля. Писателю свойственны лаконизм, простонародные выражения, стремительность. Сцены быстро сменяют друг друга. Переходя от события к событию, Марк много раз повторяет слово «тотчас». Словарь его беден, но удивительно конкретен. Исследователи насчитали в его книге одиннадцать терминов, обозначающих части дома, десять — части одежды, девять — виды пищи. [ 143 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Марком Евангелие. Се бысть в лето 46-е. Из Рима св. Петр посла Марка в Аквилею оттуда в 49-е лето прииде в Александрию, и тамо множество мужей и жен увероваша во Христа по его слову (Евсевий 50 год, в 52–55 годах). После Иерусалимского Собора, св. Марк путешествовал с Павлом и Варнавою и потом с дядею бе в Кипре, до 62 года подвизался в Египте ( Дeяh. XVI, 36–40 : здесь нет и речи об Египте: где св. Петр, писа свое послание, именует Марка сыном своим. Апостол поставил Марка епископом Александрии, да поставит пресвитеры ( I Nemp. V, 13 , Евсевий, Хронограф восточный). Св. Марк путешествова с проповедью Евангелия в Ливию и Пентаполь ( Koлoc. IV, 10 ; Филипп. IV, 23; Koлoc. IV, 10 .). В конце 62 лета, Марк бе вкупе с Павлом в Риме, и учитель язычников посылаше его в Фригийский град Колоссы обличити еретики. По сем до 66 лет Марк проповеда в Малой Азии, яко именоватися ему епископом Аполлониады. В 67 лето, во время вторичных уз своих Павел писал к Тимофею (IV, II) в Ефес: Марка поем приведи с собою, есть бо ми благопотребен на службу. По кончине ап. Петра и Павла, Марк паки прииде в Александрию. Подвиги его скончашася зде мученичеством». (Сентябрь. Киев 1874. с. 256–257; 25 апреля). Здесь, кроме необычного путешествия по отдаленным странам Италии, Египта, Малой Азии и др. и частый переход (без указаний причины) от одного первоверховного Апостола (Петра) к другому (Павлу), много и исторических несообразностей, которые показывают невозможность считать Евангелиста Марка с ИоанномМарком за одно и то же лицо. О евангелисте Марке было уже сказано выше. Здесь же представляются краткие сведения о св. Иоанне, нарицаемом Марком, племяннике св. Варнавы и спутники ап. Павла в первое его путешествие. Св. ИоаннМарк сын Марии. Но имя ее мужа в св. Писании не открыто. Некоторые считают Аристовула, одного из 70, тестя ап. Петра, а другие, по словам блаж. Феофилакта, самого ап. Петра, который будто бы, по освобождении из темничного заключения при царе Ироде. ( Дeяh. XII гл.) возвратился в свой дом, – дом Марии но как то, так и другое мнение не подтверждается историческими свидетельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Точный смысл сообщения Папия о происхождении Евангелия от Марка обсуждался в нескольких различных аспектах. Первый вопрос, требующий прояснения, – что значит, что Марк был «переводчиком Петра»? Греческое существительное hermêneutês родственно глаголу hermèneuô, который Папий использует позже, в сообщении о Евангелии от Матфея («каждый переводил, как мог»). Оба слова могут иметь два значения: (1) перевод с одного языка на другой; (2) объяснение и истолкование. Что имел в виду Папий (или Старец, чьи слова он пересказывает) – переводил ли Марк слова Петра или же разъяснял его учение? Хотя многие ученые склоняются ко второй версии, то, о чем говорит Папий дальше, делает это предположение маловероятным. Весь абзац посвящен утверждению, что Марк точно воспроизвел в своем Евангелии то, что слышал от Петра. Таким образом Папий оправдывает то, что иначе стало бы серьезным недостатком этого Евангелия – отсутствие «порядка». Марк всего лишь записал то, что рассказывал Петр – и не претендовал на большее. Акцент на этом гораздо более естественно сочетается с наименованием Марка «переводчиком», чем с предположением, что он был свободен истолковывать учение Петра, как ему вздумается. Требовался ли Петру переводчик? Многие ученые полагают, что нет, поскольку Петр наверняка говорил по-гречески. Напоминая, что юность Петр провел в Вифсаиде, в преимущественно языческом окружении, Маркус Бокмюэл пишет: «Весьма вероятно, что Петр, выросший в среде иудейского меньшинства, прекрасно говорил на обоих языках» 508 . Более того, Петр легко мог улучшить свой греческий в ходе проповеднического служения. Однако, несмотря на это, возможно, он предпочитал учить с помощью переводчика, способного передать его слова на более правильном и естественном греческом языке; и таким переводчиком вполне мог стать Иоанн Марк, происходивший из Рассеяния и, по-видимому, получивший образование в Иерусалиме 509 . Другое предположение – что Марк мог сопровождать Петра в Риме и переводить его проповедь на латынь – не столь правдоподобно, поскольку греческий язык в Риме был широко распространен и оставался языком римской христианской общины на протяжении всего II века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Марк Евгеник (1392–1444) был поставлен Митрополитом в Эфесе ? год до Собора (в 1437 г.). Богословию он учился у Иосифа Вриен-?, а философии – у Гемиста Плифона; у Плифона он прошел на-Рмного более основательную философскую подготовку, чем подготовку, обычную для монашеских кругов. Мнение Марка о латинском Западе совпадало со взглядами кружка Кантакузина, существовавшего в предыдущем столетии; и он был готов признавать собор Вселенским до тех пор, пока не потерял надежду на торжество истины. В начале заседаний в Ферраре, по подсказке кардинала Чезарини, Марк направил папе Евгению предварительное обращение, в котором призвал «святейшего отца» принять «его детей, грядущих с Востока» и «ищущих его объятия». Но при этом Марк подчеркнул минимальное условие истинного единства: удаление вставки, односторонне введенной латинянами в общий Символ Веры 221 . По мере того как прения уходили все дальше в противоположном направлении, его позиция, понятно, становилась все непримиримее. В прениях со стороны греков выступали, главным образом, или он, или Виссарион. Слабость его аргументации состояла в явной неспособности подняться над формально обсуждаемыми вопросами – чистилище, «Филиокве», эпиклеза – и взяться за действительные проблемы, такие как юридическая концепция Ансельма об «оправдании» или различие между тринитарными учениями каппадокийских отцов и Августина. Отсутствие историзма в воззрениях обеих сторон и убежденность, что отцы – все, всегда и во всем – должны были соглашаться друг с другом, завели в тупик: не оставалось ничего другого, как принять или отвергнуть латинский взгляд. Когда Марк отказался подписать соборное постановление, Папа, говорят, провозгласил: «Мы ничего не достигли» 222 . Очевидно, Евгений IV осознавал, какова на деле обстановка на Востоке, и понимал, что Марк намного лучше, чем прочие члены греческой делегации, представляет умонастроения, преобладавшие тогда на Востоке. До самой своей смерти Марк возглавлял противников унии в Константинополе. Он – святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010