Матфей долгое время и проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии. Евангелие от Марка Евангелист Марк носил еще имя Иоанна. По происхождению он тоже был иудеем, но не состоял в числе 12 апостолов. Поэтому он и не мог быть постоянным спутником и слушателем Господа, каким был Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия — Марка. Его мать Мария упоминается в Книге Деяний как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой. В ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы . Марк впоследствии участвует в первом путешествии апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери. Он находился при апостоле Павле в Риме, откуда написано Послание к Колоссянам. Далее, как видно, Марк стал спутником и сотрудником апостола Петра, что подтверждается словами самого апостола Петра в его первом Соборном послании, где он пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13, здесь Вавилон, наверно, иносказательное наименование Рима). Икона Святой Марк Евангелист. Первая половина XVII века Перед своим отходом его вновь призывает к себе апостол Павел, который пишет Тимофею: «Марка возьми… с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4:11). По преданию, апостол Петр поставил Марка первым епископом Александрийской Церкви, и Марк мученически окончил свою жизнь в Александрии. По свидетельству Папия, епископа Иерапольского, а также Иустина Философа и Иринея Лионского, Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра.

http://pravmir.ru/bibliya/

Один из братии, живший отшельником в лесу и думая, что пост есть удобнейший путь спасения, – без благословения духовного отца назначил себе строжайший пост. Начав это дело без рассуждения, он ослаб так, что дело могло кончиться плохо. От долговременного поста силы его истощились, и он еле мог держаться на ногах. Марк узнал об этом и пошел навестить неблагоразумного постника. Он с собой принес кусок хлеба и, подняв правой рукой свой посох, а левой подавая хлеб, говорил ему: «Ешь!» Брат, устрашенный угрозой, съел принесенный хлеб и получил прежние силы. А старец Марк этим показал, что пост спасителен только тогда, когда бывает с рассуждением. В семнадцати верстах от Сарова, в селе Круглые Паны, был помещик, женатый на лютеранке. Старец Марк знал еще предков его и любил семейство за благочестие. Он иногда к ним хаживал, и для него в их саду была выстроена уединенная келья. Он часто убеждал лютеранку принять православную веру. Его уговоры произвели на нее сильное впечатление, и она соглашалась присоединиться к Православной Церкви, если б Бог показал ей какое-нибудь знамение в удостоверение того, что Православная Церковь есть Церковь истинная. На это старец Марк сказал ей: «Я помолюсь об этом с твоим супругом, и надеюсь, что Господь для спасения души твоей дарует знамение». Вскоре она увидела такой сон. Она находилась на берегу быстрой и широкой реки. На той стороне, где она стояла, не росло ничего, была лишь одна сухая земля. У берега стояла лодка без людей; по другую сторону реки расстилался сад, и оттуда неслось благоухание. Над садом в воздухе был виден ангел, державший в руках святую Чашу. В саду ходил и отец Марк. В восхищении от красот сада, она всем сердцем захотела перенестись на ту сторону реки в прекрасный сад и начала просить отца Марка, чтоб он помог ей переехать в лодке. Отец Марк сказал ей: «Если ты присоединишься к Православной Церкви, то можешь безопасно перейти эту быструю реку и без лодки». И, указывая правою рукою на ангела, сказал: «Вот, тогда этот ангел и причастит тебя святых Тайн». Когда она согласилась на это предложение, старец велел ей оградить себя крестным знамением, и она пошла с берега по реке. Но, дойдя до половины реки, испугалась ее быстроты и со страха проснулась. Она сейчас же рассказала этот сон своему супругу, и, так как они оба сочли его за указание Божие, она решилась перейти в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В грехопадении Адама преп. Марк выделяет преступление (παρβασις), которое совершили первые люди, и последствие, которое преподобный называет смертью 275 . Первые люди, которым Бог даровал всё сотворённое 276 , совершили преступление по собственному неверию 277 . Сластолюбие (δον) указало, что древо познания хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно ( Быт.3:6 ), а тщеславие (κενοδοξα) пообещало, что «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ) 278 . Преп. Марк также указывает на то, что падение первого человека было результатом обмана дьявола 279 . Полемизируя с мессалианами, преп. Марк особо подчёркивает, что потомки не наследуют преступление (παρβασις) Адама. Преступление есть только то, что совершается произвольно 280 . По мысли преподобного, наследование преступления означало бы, что потомки Адама совершали бы преступления по необходимости, и в таком случае не было бы никаких оснований для их обличения Богом 281 . Потомки Адама наследовали не преступление, а смерть 282 , под которой преп. Марк подразумевает не только смертность, но и состояние смерти во грехах, состояние отчуждения от Бога 283 . Смерть за преступлением Адама последовала не по особому определению, а естественно (φυσικς), по закону, установленному Творцом от начала. Преп. Марк обращает внимание, что Господь не сказал Адаму в раю: «Я умерщвлю вас», но сказал: «В день, в который ты вкусишь от него [древа познания], смертью умрёшь» ( Быт.2:17 ) 284 . Сходным образом о естественности смерти после грехопадения писал свт. Афанасий Великий . По его учению, люди, отвратившись от Сущего Бога, уклонились в не-сущее, во зло, истощив в себе тем самым вечное бытие, сами для себя став виновниками смерти и тления 285 . Последствия преступления Адама преп. Марк, помимо слова «смерть» (θνατος) называет также «праотеческим грехом» (πατρικς μαρτα) 286 , «праотеческой смертью» 287 , «праотеческим законом» 288 . В сочинении «Против несториан» отпадение потомков Адама от вечной жизни преп. Марк называет обвинением (γκλημα) 289 , не подразумевая, конечно, здесь того, что потомки виновны в грехе Адама, как о том учил блж. Августин 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

В Иерусалиме Марк присоединился к апостолу Петру и вместе с ним в скором времени предпринял путешествие для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира – Рим. Там в это время уже были верующие во Христа. В Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по разным гражданским и житейским делам исповедники Евангелия, которые и умножили там число верующих во Христа. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу многих – как из иудеев, так и из язычников. Ревностные римские христиане, не довольствуясь одной устной проповедью апостолов об Иисусе Христе, убедительно просили спутника Петрова, Марка, оставить и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил это доброе желание и написал для них Евангелие, воспользовавшись тем, что слышал о Христе в различное время от апостола Петра. Св. апостол Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил для чтения в церквах. Это Евангелие – вторая по времени написания книга между книгами Нового завета и потому занимает между ними второе место. Так как свое Евангелие св. Марк предназначал для римских христиан, обратившихся к вере во Христа, частью из иудеев, а главным образом, из язычников, то он, ввиду этого, имел намерение раскрыть в Евангелии, что Иисус Христос, в Которого они уверовали, есть воистину Сын Божий и Бог . Такое намерение ясно оправдывается из самых первых слов книги Евангелиста Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»… ( Мк.1:1 ). Сообразно с этим намерением св. Марк в Евангелии своем не столько излагает учение Иисуса Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно должно было быть для христиан из язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был «гласом вопиющего в пустыне» и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах св. Евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокая евангельская устремленность души свят. Марка подвигла его на монашеский путь: в возрасте 26-ти лет он прибыл на остров Антигону и поступил в послушание к игумену Симеону, который и постриг его с именем Марка. Известно, что игумен Симеон – один из знаменитых духовных наставников своего времени, но, к сожалению, подробных данных о нем не сохранилось. Через некоторое время игумен Симеон и свят. Марк вместе с другими, скрываясь от турецкой экспансии, переселились в Константинополь, в известную Манганскую обитель. Там старец Симеон почил, а свят. Марк, против своей воли, был возведен в сан священника. В 1437 году, опять-таки против своей воли, свят. Марк был хиротонисан на Ефесскую кафедру. В том же году он в составе большой делегации, возглавляемой императором и патриархом, отправился в Италию на Собор, вошедший в историю с именем Ферраро-Флорентийского. Нужно сказать, что православные греки, теснимые мусульманами-турками, искренне надеялись на восстановление единства с Римским Патриархатом, но не ценой богословских уступок, а на основе неизменного Священного Предания. Вот, как комментирует последующие драматические события архимандрит Амвросий (Погодин) : «Увы, все сбылось совершенно иначе... Патриарх вообще не вернулся в Константинополь, а умер во Флоренции, а Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на Родину... Очень скоро св. Марку пришлось глубоко и горько разочароваться... Св. Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве.... но Промысл Божий готовил ему... мучительную борьбу в самом центре церковных и политических интриг» (Амвросий, архим.. «Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния». Джорданвилль. 1963 г., гл. I). Ферраро-Флорентийский Собор проходил в 1438–1439 годах, и в итоге, из-за политической выгоды, угроз и подкупа, греческие отцы признали «филиокве» и главенство папы, формально уния состоялась. Под актом унии не поставил подпись только свят. Марк Ефесский , продолжавший смело обличать латинян, называя их еретиками. Коллизия уже неоднократно имевшая место в церковной истории повторилась вновь: отверженное меньшинство (в данном случае, вообще один человек) оказалось тем благословенным остатком Нового Израиля, из которого, как феникс из пепла, вновь возродилось Святое Православие. На Флорентийском Соборе унию приняли представители всех восточных патриархатов, но подлинным выразителем голоса Православной Церкви оказались не они, а не принявший унию архиерей города Ефеса – свят. Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Человек тот, слушая его проповедь, сказал: — Я никогда не слыхал того Писания, какое ты мне изъясняешь; я слышал только из Илиады, Одиссеи и из того, что изучают египетские юноши. Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть «буйство» [ 32 ] перед Богом. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк, и, видя чудеса его, крестился сам и с ним крестился весь дом его, а вместе с ними крестилось великое множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания. Число верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города, услыхав, что некий галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить им жертвы, искали убить святого Марка и собрались для совещания о том, как захватить его. Святой Марк, узнав об этом их решении, поспешил поставить для верующих епископом Ананию и трех пресвитеров — Малеона (или Малха), Савина, Кердона, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и, бежав оттуда, пришел опять в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив бывшую там братию и поставив в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился опять в Александрию. Здесь нашел он братию умножившеюся в числе и преуспевающею в благодати и вере Господней. В Александрии существовал уже христианский храм, построенный близ моря на месте, называемом «Вукул» [ 33 ]. При виде храма, святой Марк возрадовался и, преклонив колена, прославил Бога. Святой Марк пробыл в Александрии довольно продолжительное время. Христиане той церкви умножались числом и, укрепляясь в вере, открыто укоряли эллинов в идолослужении. Эллинские градоначальники, узнав о пребывании святого Марка в их городе и слыша о том, что он творит великие чудеса: болящих исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, воспылали на него ненавистью и завистью, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь в своих языческих храмах, со скрежетом зубов, гневно восклицали: — О какое беспокойство причиняет нам этот волхв и чародей! Приближался пресветлый праздник Пасхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Были наконец и другие применения символов к Евангелистам. Так в одном греческом Евангелии X века Синодальной библиотеки 802 к Матфею отнесен лев, к Марку телец, Лука – без символа, а к Иоанну – орел, в другом греческом Евангелии XI века той же библиотеки 803 Евангелист Матфей со львом, Марк с тельцом, Лука с человеком – ангелом, а Иоанн без символа. 804 В издании Галичского Четвероевангелия Амфилохием приложены такие снимки с древних изображений. Сам Христос изображен в виде Ангела-Благовестника с евангелием в руке, а при Нем символы: вверху – человеческий лик и орел, а внизу – лев и телец. Если при определении данных символов руководствоваться соображением о преимуществующей паре евангелистов-апостолов пред парою евангелистов-учеников апостольских; то подучим двоякую возможность применения символов к Евангелистам. Если брать верхнюю и нижнюю пары, то надо будет относить: человека к Матфею, орла к Иоанну, льва к Марку и тельца к Луке. А если брать правую и левую пары (как у пророка Иезекииля) тогда получаем: человек – Матфей, лев – Иоанн, орел – Марк и телец – Лука. На следующих потом отдельных изображениях Евангелистов Матфей имеет льва, Марк тельца, Лука и Иоанн – без символов, но над изображением Иисуса Христа с надписью из Ин. 1:1–2 начертан орел. 805 В лицевом толковом Апокалипсисе библ. Моск. Дух. Акад. 14-й верхнюю парусоставляют: лев и человек, а нижнюю – телец и орел. Соответственно вышеизложенным соображеньям – или: лев – Иоанн, человек – Матфей, телец – Лука и орел – Марк,или: лев Матфей, телец Марк, человек – Лука и орел – Иоанн. Но на 54 листе, на обороте, и на 58-м листе одна пара: орел и человек, другая – телец и лев. В Своде изображений из лицевых Апокалипсисов Буслаева, СПБ. 1884, на рисунках 12, 16 и 143 символические изображения составляют пары: верхние – орел и человек, нижние – лев и телец. 806 Такая неустойчивость в применении и распределении символов, кроме случайных причин, а также богословско-теоретических соображений о характере евангелий, могла также зависеть и от разности в порядке наименования символов у пророка Иезекииля и в Апокалипсисе с одной стороны, и в различном расположении Евангелий (Матфей, Иоанн, или Иоанн и Матфей, Лука и Марк) в древних евангельских кодексах – с другой стороны. Так у Иезекииля названы: лицо человека и льва с правой стороны и тельца и орла – с левой ( Иез. 1:10 ), – а в Апокалипсисе они поименованы в таком порядке: лев, телец, человек и орел (4:7). 807

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Библейские данные о личности евангелиста Марка Что говорит Священное Предание о Марке и его Евангелии Цель написания Евангелия от Марка Сравнение Евангелия Марка с показаниями о нем церковного Предания Отношение Евангелия от Марка к двум другим синоптическим Евангелиям Разделение Евангелия от Марка по содержанию Взгляд на постепенное раскрытие мыслей, содержащихся в Евангелии Марка Литература о Евангелии Марка Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 О Подлинности заключения к Евангелию Марка     Библейские данные о личности евангелиста Марка Собственное имя писателя второго Евангелия было ИоаннМарк ( Μρκος) было его прозвище. Последнее было принято им, вероятно, тогда, когда Варнава и Савл, возвращаясь из Иерусалима ( Деян.12:25 ), взяли его с собой в Антиохию, чтобы сделать своим спутником в миссионерских путешествиях. Почему Иоанн принял именно такое прозвище, на это можно найти некоторый ответ в сходстве начальных трех букв этого прозвища с тремя начальными буквами имени его матери, Марии. Уже издавна Иоанн-Марк был в дружеских отношениях с апостолом Петром. Когда этот апостол освободился чудесным образом из темницы, то он пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком ( Деян.12:12 ). Незадолго перед своей кончиной апостол Петр называет Марка своим сыном ( 1Пет.5:13 ), показывая этим, что он обратил Марка к вере во Христа. Обращение это состоялось рано, потому что Марк является спутником апостолов Варнавы и Павла еще около Пасхи 44-го года. Осенью того же года он поселился в Антиохии и, быть может, занимался проповедованием Евангелия. Однако он ничем особенным в то время не выдавался – по крайней мере, его имя не названо в Деян.13:1 , где имеется перечень наиболее выдающихся пророков и учителей, бывших в то время в Антиохии. Все-таки в 50-м году, весной, Варнава и Павел взяли Марка в свое первое миссионерское путешествие как слугу ( πηρτης – Деян.13:5 ). Из Послания к Колоссянам ( Кол.4:10 ) мы узнаем, что Марк приходился Варнаве двоюродным братом ( νεψις). Но если отцы Варнавы и Марка были родными братьями, то можно полагать, что Марк принадлежал к колену Левину, к которому, по преданию, принадлежал Варнава. С Павлом Марка познакомил Варнава. Однако в Пергии, а может быть и раньше, при отправлении из Пафа на о. Кипр, Марк отделился от Павла и Варнавы ( Деян.13:13 ). Вероятно, дальнейшее участие в их «деле» ему показалось трудным ( Деян.15:38 ), особенно же путешествие по горам Памфилии, причем ему могло представляться несколько унизительным и само его положение слуги при апостолах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вероятно, Евангелие от Марка было создано между 60 и 70 гг., т. е. всего через тридцать лет после смерти Христа. Скорее всего, Марк написал его вскоре после смерти Павла и Петра (что, как мы думаем, имело место примерно в 64 г.) и до разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Хотя, если Евангелие было закончено позднее, ничего существенно не меняется: дата до 70 г. прекрасно согласуется с тем, что говорили о нем первые христиане, и с тем, что говорит само Евангелие. Например, в Мк. 13 Иисус предсказывает падение Иерусалима, но в тексте Евангелия нет никаких намеков на то, что во времена Марка это пророчество исполнилось. Автор Вероятно, эта книга была написана Иоанном Марком, имя которого несколько раз упоминается в Новом Завете (напр.: Деян. 12:12 ). Нам приходится говорить «вероятно», ибо, как и во многих других случаях, мы не можем знать этого точно. Хотя в самом Евангелии нигде не сказано, что оно написано Марком (заголовок книги не является частью Евангелия), первые христиане не сомневались в его авторстве. Иоанн Марк не был такой известной личностью, как Павел или Петр, поэтому никаких веских причин приписывать ему авторство не было, если бы в действительности он не писал этого Евангелия. В разное время он был младшим соработником Павла, Варнавы (своего родственника; Кол. 4:10 ) и Петра. Связь с последним, пожалуй, наиболее важна. По–видимому, Иоанн Марк жил в Иерусалиме, где мог знать многих последователей Иисуса (хотя в то время он был еще слишком молод, чтобы самому стать Его учеником). Если члены иерусалимской церкви собирались в доме его матери (см.: Деян. 12:12 ), то, возможно, там состоялась Вечеря Господня. Но и без учета этих обстоятельств Марк был очень важным свидетелем слов и поступков Иисуса, особенно в течение последней недели Его жизни. Влияние Петра Согласно мнению ранней Церкви, Марк получил многие сведения от Петра, поскольку сам не был учеником Иисуса при жизни Спасителя. Мы не можем доказать это предположение, но точно знаем, что последние годы жизни Марк и Петр провели в Риме вместе ( 1Пет. 5:13 ). Кроме того, нам известно, что перед смертью Петр собирался записать свои воспоминания о Христе ( 2Пет. 1:15 ). Многие отцы Церкви полагали, что Евангелие от Марка и было записью этих воспоминаний. Действительно, некоторые подробности этого Евангелия (например, описание событий, при которых присутствовали только Петр, Иаков и Иоанн) можно объяснить тем, что они являют собой воспоминания Петра. Кроме того, это Евангелие представляет Петра в весьма невыгодном свете, подчеркивая все его слабости и ошибки. Учитывая, что позднее Петр стал в Риме важной фигурой, трудно объяснить, как все это могло попасть в Евангелие, если бы на этом не настоял сам Петр. Место создания

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Мученики Иона, Варахисий и другие с ними пострадали в IV веке в Персии, при царе Сапоре 2-м. Преподобный Иларион Псковский или Гдовский был основателем в Гдовской епархии, на берегу реки Желчи, Покровского Озерского монастыря, в XV столетии. Обитель много терпела от приверженцев первосвященника римской католической Церкви, папы. Скончался св. Иларион в 1476 г. Мощи его почивают под спудом в храме его обители. Обитель 1764 г. обращена в приходскую церковь . 29-е число Преподобный Марк был епископом в г. Арефусии, в Сирии, в IV веке, во время царствования Константина Великого . По данной ему власти от сего императора он разрушил языческий храм в Арефусии, разрушил несколько таких храмов и в других местах. Сильно злобились на него за это язычники, и когда после Константина воцарился его племянник, отступивший от веры Христовой, Иулиан, ужасным образом отомстили святому. Иулиан требовал, чтобы св. Марк на свои средства восстановил разрушенные храмы; но когда не только он сам отказался исполнить это требование, но запретил и христианам своей паствы платить за себя, его подвергли страшным мучениям: влачили по городу, терзали и резали ножами тело его и смеялись над его страданиями. Св. Марк не был замучен до смерти, скончался мирно. Св. Кирилл был диаконом в Илиополе, в Финикии. Жил тоже, как и св. Марк, во времена Константина и Иулиана, сокрушил много идолов, за что и был умерщвлен Иулианом. В то же время вместе с Кириллом, пострадало много христиан в городах Газе и Аскалоне. Преподобный Иоанн 10 лет подвизался в Египте в пустыне, в одном глубоком пустом колодезе, куда пищу приносил ему пустынник, св. препод. Фармуфий (память его 11 апреля) Св. Евстафий был епископом в Вифинии, страдал за иконопочитание и скончался в заточении. Жил в VIII веке. Преподобные Иона и Марк – псково-печерские чудотворцы. Иона сначала был священником в Дерпте (древнем Юрьеве ливонском). Вследствие притеснений от немцев удалился в Псков. Здесь полюбил он одно место, окруженное горами, и, со смертью жены, начал подвизаться в пещере. Тут создал он церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и тем положил начало Псково-Печерской обители. Это было в 1477 году. Св. Марк подвизался в той же пещере, где подвизался Иона, только раньше его. Мощи святых Ионы и Марка покоятся в Псково-Печерском монастыре. 30-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010