5. Опыт краткого изъяснения (на основании отцов и учителей Церкви) молитвы Господней (Лк.11:1–3). Однажды Господь в одном уединенном месте молился. По окончании молитвы один из учеников сказал Ему: «Господи, научи ны молитися, якоже Иоанн научи ученики своя». Удовлетворяя этому желанию, Господь преподал Своим ученикам образец молитвы, заключающей в себе главнейшие прошения, с какими последователь Евангелия обращается к Богу. Эта молитва, данная Господом, и называется по этой причине Господнею. «Егда молитеся, – сказал Господь, – глаголите: Отче наш , Иже на небесех!» – «Человек новый, возрожденный и примирившийся с Богом по Его благодати, прежде всего говорит: Отче! Потому что уже начал быть сыном» (замечание св. Киприана в «Хр. чт.» 1839 г. 1. стр. 140). И это великое право – называть Бога Отцом христианин получает по особенному благодатному усыновлению во Христе Спасителе, как замечает св. евангелист: «елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 , ср. Рим.8:14 ; Гал.4:6 ). Господь научает возносить молитву от лица всех верующих: «Отче наш!» А словом: «на небесех», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах, располагая к стремлению на небеса». (Бесед. на Ев. Матф. ч. 1. стр. 401. Бесед. на разные места Св. Писания, Спб. 1862 г. т. 2. стр. 71). Хотя Бог вездесущ, но в Св. Писании небеса представляются местом особенного явления Его присутствия ( Пс.2:4, 102:19 ); там Ангелы Божии ( Ин.1:51 ) и все святые созерцают Его славу; туда и молящийся, «взяв крылья веры» (Выражение св. И. Злат. Бесед. на разн. места Св. Писания, т. 2, стр. 71), возносит свой ум и сердце. «Да святится имя Твое». Бог Сам в Себе, по выражению одного св. отца Церкви, «Свят и Всесвят, и святее всех святых. Он имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда неизменяемую». Но среди верующих имя Божие может прославляться добрыми делами, совершаемыми во славу Отца Небесного ( Мф.6:6 ), может и хулиться нечестивой жизнью, возбуждающей соблазн и осуждение со стороны неверных или маловерных ( Ис.52:5 ). Посему Спаситель внушает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью: «Сподоби нас так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке». (Св. И. Златоуст. Бесед. на Ев. Матф., ч. 1. стр. 402. Бес. на разн. места Св. Писания, т. 2. стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8. Мысли о христианской надежде I. Надежда христианская есть надежда наша на жизнь во Христе. Мы созданы были для жизни, но отпали от жизни и пали в смерть духовную и телесную, и если бы не Господь, вечно бы погибали, а уничтожиться никак не могли бы. Бог верен Сам Себе. Сотворивши богоподобных, вечных духов, Он верен Своей вечности в них, и уничтожить их – значит отречься от Своей вечности, а принять в общение с Собою падших, грешных, неочищенных Он не может: иначе Ему нужно было бы отказаться от Своей святости и от Своей неизменяемости. – Потому-то препрославлена да будет во веки веков твердая к нам любовь Бога Отца, для искупления и очищения нас грешных от грехов не пощадившая Единородного Сына Своего, на смерть за нас предавшего Себя; не только да очистит нас от всякой скверны, но и да освятит нас и представит нас славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. – «Аз живу, и вы живи будете». Вот в Ком и вот на чем основывается вся наша надежда. «Я живу – говорит Господь, – и вы живы будете, перейдете от смерти к жизни». – Все Евангелие подтверждает надежду нашу на жизнь. (Воскрешение Лазаря, разговор с Марфой и Марией, речи Спасителя по случаю установления Причащения в Евангелии Иоанна). (Из Дневника прот. И. И. Сергиева, Кронштадского, стр. 69). II. Надежда христианская есть надежда наша на соединение с Богом в будущем веке. В настоящем нашем христианском положении все ответствует и направлено к этому соединению (и вещественные блага, и духовные): благодать Божия в церкви, богослужение, Таинства, совесть, внутреннее Божие испытание и очищение, молитвы, плоды молитв, скорби, очищающие сердце, болезни (возьмет крест свой). К небесному соединению подготовляет нынешнее соединение в усердной молитве, в Таинстве Причащения: в этом уверяет залог Духа Святого в сердцах христиан. По этой же причине всякое другое соединение сердца, кроме Бога и не для Бога, строго нам запрещается. По этой же причине должны мы оберегаться от плотских похотей, от всякого греха (оттуда же, стр. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8 сентября, по церковному календарю, Святая Церковь торжественно совершает праздничное Богослужение в память события, совершившегося по обетованию и благословению Божию около двух тысяч лет тому назад в небольшом галилейском городе Назарете, – рождения от праведных родителей Иоакима и Анны Пресвятой Девы Марии. Юная Мария, со временем воспитавшись в храме Божием, явила миру высочайший образец нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям, образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнописцев прославлять Ее, как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...» «День Рождества Богородицы, – говорит боговдохнавенный поэт, преп. Иоанн Дамаскин (ум. ок. 780 г.), – есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась на радость. Ибо Ева слышала определение Божие: «В болезнех родиши чада» ( Быт. 3:16 ), а Марии возвещено: «Радуйся, Благодатная!» ( Лк. 1:28 ). Пресвятая Богородица родила миру неотъемлемое Сокровище благих; через Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в блаженнейшее состояние» Знаменитые церковные песнописцы посвятили этому празднику свои вдохновенные творения, раскрывающие глубокий богословско-догматический смысл и величайшее значение праздника для рода человеческого. Святая Церковь включила в состав службы праздника лучшие творения религиозного гения, начиная с первых веков христианства и до нашего времени. К восприятию самого праздника Святая Церковь подготовляет верующих с кануна праздника и вводит их в самое содержание праздника через молитвы и песнопения и особенно через тропарь и кондак предпразднества, а также через изумительный по богатству мыслей канон, принадлежащий творчеству преп. Иосифа песнописца (ум. в 883 г.). За праздничным всенощным бдением, наряду с неизменяемыми молитвословиями и песнопениями, последовательно развивается основная мысль праздника, что Господь приготовил Себе в лице Девы Марии земной Престол и Чертог и что Она превыше всех жен, ибо от Нее родится Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

II. В трех книгах против Евномия св. Василий разбирает и опровергает сочинение Евномия: «апологию» 495 . Апология начинается убеждением не смотреть на древность и знатность учителей, а на истину. Увещания Евномиева, отвечает Василий, слушаться нельзя, хотя истина древнее лжи: опыт – учитель; – между тем Евномий противоречит себе самому, когда выставляя Символ веры , называет сей Символ древним, тогда как на деле он есть тот самый, которым Арий обманул Александра. Первое основание для своего учения Евномий выставляет то, что «так как Единый ни от Себя Самого, ни от другого не получил бытия, то он не рожден, или лучше нерождение есть самая сущность его». В подкрепление последнего прибавления Евномий писал, что нерождение не есть действие только мысли нашей о Боге. Св. Василий, заметив, что первые слова Евномиевы взяты из Аристотеля и взяты без нужды для истины, так как Писание не именует Бога нерожденным, во-первых говорит, что слова наши означают или только отношение одного предмета к другому, или частные свойства предмета, но не всю сущность; далее показывает, что нерождение не составляет сущности Божией, а есть действие представления нашего о Боге, как о Безначальном, точно также как понятие о Промысле, – о Творце есть понятие о частных действиях Божиих; понятие о неизменяемости и всемогуществе – понятие о частных качествах Божиих. Евномий писал о нерождении, что это не есть отрицание действительности. Василий св. отвечал, что от того оно не есть еще и сущность Божия, а частное качество и даже по простому понятию отрицательное качество и поскольку Писание частные качества Божии – безначальность, неизменяемость, всемогущество приписывает и Сыну Божию: то умствование Евномия разрушает собственную его мысль о Сыне Божием. Вообще же об уверении Евномия касательно известной для него сущности Божией замечает, что такое уверение и не разумно и противно Писанию, так как ни разум, ни Писание не: говорят нам, что им известна сущность Божия ( Пс. 138:6 . Пс. 53:8 . 2Кор. 12:7 ) 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     Сегодняшние рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8). По единогласному мнению наших толковников, здесь перечисляются виды служений, бывших в древней Церкви. На сегодняшний день некоторые из них уже отошли в область церковной истории, некоторые приобрели другое название или получили несколько иной характер. Не стоит смущаться. То, что должно оставаться неизменяемым в Церкви – присутствие Духа Святого – так и осталось неизменным; меняются лишь формы выражения этой внутренней сути. Дух один, а дары различны (ср.1 Кор. 12:4), и Господь может забирать старые дары и давать новые. Об этом и говорят первые слова сегодняшнего чтения: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования». По мысли апостола, вид служения зависит от дарования Божьего. В разные же эпохи дарования могут быть различны. Итак, первое служение, упоминаемое апостолом, это пророчество. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». Пророчество – это не только прозрение будущего, но и возвещение воли Божией в самом широком смысле. Если собрать все значения этого слова в одно, то можно сказать так: пророчество есть правильная проповедь о воле Божией. «Пророчествуй по мере веры». Святые отцы дают два возможных толкования. Первое: «пророчествуй по мере веры», которую ты имеешь. Второе: «пророчествуй по мере веры», которая есть у твоих слушателей. Примем ли мы первое или второе толкование, вывод из них очевиден: как и дар проповеди, так и возможность ее расслышать зависит от состояния, в котором мы содержим нашу веру. Если наша вера питается Писанием, молитвой, Таинствами, добрыми делами, то мы не только поймем слова христианской проповеди и отзовемся на них, но и в наши уста Господь вложит пророческое слово в нужный момент.

http://pravoslavie.ru/114201.html

Веруем в Единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, как неподверженного гибели, так и бессмертного, вечного, беспредельного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемого, невидимого, источник благости и справедливости, свет мысленный, неприступный, могущество, не исследуемое никакой мерой, измеряемое одной только собственной Его волей, ибо Он может все, что хочет ( Пс. 134, 6 ). Веруем в могущество Создателя всех тварей – как видимых, так и невидимых, – содержащее и сохраняющее все, обо всем промышляющее, над всем властвующее и господствующее и повелевающее бесконечным и бессмертным Царством, не имеющее ничего противником, все наполняющее, ничем не обнимаемое, напротив того, само обнимающее все вместе и содержащее, и превосходящее, без осквернения проникающее во все существа и сущее далее всего, и удаленное от всякого существа, как пресущественное и сущее выше всего, пребожественное, преблагое, превышающее полноту, избирающее все Начала и Чины, находящееся выше и всякого Начала и Чина, выше сущности и жизни, и слова, и мысли. Веруем в Могущество, которое есть Сам Свет, Сама Благость, Сама Жизнь, Сама Сущность, так как оно не от другого имеет свое бытие или что-либо из того, что есть, но Само есть источник бытия для того, что существует: для того, что живет, – источник жизни, для того, что пользуется разумом, – разума, для всего – причина всяких благ; в Могущество, знающее все прежде рождения его. Веруем в единую Сущность, единое Божество, единую Силу, единую Волю, единую Деятельность, единое Начало, единую Власть, единое Господство, единое Царство, в трех совершенных Ипостасях и познаваемое, и приветствуемое единым поклонением, и представляющее Собою предмет как веры, так и служения со стороны всякой разумной твари; в Ипостасях, неслитно соединенных и нераздельно различаемых, что даже превосходит всякое представление. В Отца и Сына и Святого Духа, во имя Которых мы и крещены. Ибо так Господь заповедал апостолам крестить: «крестя их, – говорит Он, – во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. Кн. 1, гл. 8, с. 13–15. Бог Един по существу и Троичен в Лицах

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Глава 11 Мф.11:7 . «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» Мф.11:8 . «Чтó же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.» «Гл. 11, ст. 7. Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?.. Какое высокое свидетельство об Иоанне и по лицу Свидетеля, и по самому качеству свидетельства! Иоанн противополагается трости, ветром колеблемой. Да, строгость жизни Иоанновой была такова, что его можно было уподобить горе Сион, которая не подвижится вовек. О, если бы всем быть такими твердыми на пути спасения! Но мы все как трости, ветром колеблемые: гнемся от малого напора страстей во все стороны. Все может отклонить нас от правого пути и подавить наши убеждения в истине непреложности правил веры и нравственности христианской» 69]. «Ты постоянно замечаешь, что Бог никакой самомалейшей мгновенной нечистоты не терпит в тебе, и тебя, тотчас по допущении в сердце какого-либо нечистого помысла, оставляет мир и вместе Сам Бог, и ты делаешься вместилищем диавола, если тотчас не отвергнешь греха, так что о всяком помысле греховном, тем паче слове и деле греховном, надо сказать: это диавол; а о всяком помысле святом и благом, равно как слове и деле, мы должны сказать, что это Бог или это от Бога. Вообрази же теперь, какая приукрашенная, чистая и непоколебимая палата Вседержителя пресвятая душа и пречистое тело Богоматери, в утробу Которой вселился Бог Слово и обитал в Ней Божеством, душою и телом пречистым? Вообрази, какая Она вечная, бесконечная, неизменяемая святыня! Вообрази, какого благоговения и прославления Она достойна! Вообрази, кто мы, – трости, ветром диавольским колеблемыя [Ср.: Мф. 11:7 ]; дохнул диавол своею хулою в наше сердце, и сейчас колеблемся его хулою, смущаемся, унываем, тогда как надо презирать все его хуления или не обращать на них внимания, как на мечты» т. 2, 328]. " Се, иже во одежди славней и пищи сущий, в домех царских суть (Ср.: Лк. 7:25 ): Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Вем, яко словеса Твои сии обличают меня, грешного: се, раб Твой хуждший всех, ходит и во одежде славней и живет в пище славней и в доме, и в жилище, подобном царскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господь наш Иисус Христос , предвечная Премудрость Божья, самосовершен сый и верен во всех словесех своих ( Пс.144 ), прежде бытия нашего вся ведый, по пророческому изречению: не содеянное мое видесте очи твои ( Пс.138 ), Той есть основание церкви. На сем не распадающемся и верном фундаменте утвердил Бог церковь свою, якоже сам устами пророка глаголет: се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен во основание ему, и всяк веруяй в он не постыдится ( Ис.28:16 ). Слова: многоценен, краеуголен, честен, являют величество силы Христа Спасителя, могущего содержать вечно незыблему и неизменяему церковь , ибо и камень, могущий содержать здание, честен, не имеяй же твердости содержать, но разрушаяйся, не честен и не многоценен. А изречением: веруяй в онь не постыдится, аки ручаясь за твердость камене, Бог повелевает всякому, не опасаясь никоего постыждения, несомненно храмину своей веры созидать на словесах Христовых. На сем основании (словесах Христовых) все учителя церковные свои учения назидали, как и святой Апостол Павел повелевает: кождо да блюдет (рече) како назидает: основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор. зач. 128; Злат. беседа 8). 2 Сему, надеюсь, и вы не станете противоречить, ибо и сами в том вполне уверены; но удивления достойно, как подкрадывает человека недоумение сопротив его уверенности! Оставив твердые и несомненные слова Христовы, в противность оным, вы хотите основать храмину веры на словах старообрядческих наставников. Не надлежит ли вам притечь к достоверным и непостыдным словесам Христовым, искушающе самих себя, аще в вере есте (2Кор. зач. 197), испытающе добрым испытанием, аще вера, вашими наставниками проповеданная, непреложным словесам Христовым согласует. Убо молю вас, братия, купно со мной без всякого пристрастия рассмотрим, не обретается ли в учении наставников старообрядческих противоречия святому Евангелию Господа Иисуса Христа, также апостольскому и святых отцов учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > ОВЦС и раскол в Московской Патриархии К юбилею самого «эффективного» церковного отдела 01.06.2021 2623 Время на чтение 8 минут Раз в пять лет СМИ сотрясают новости о юбилеях Отдела внешних церковных связей, так называемого «церковного МИДа», «внешнего церковного ведомства», «самого эффективного отдела». Хотя в далеком 1946 году Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, состоявший из трех человек (митрополита Николая (Ярушевича), референта и машинистки) был лишь одним из трех рядовых отделов. Почему же мы не празднуем юбилеи отделов, созданных тогда же – Отдела религиозного образования или Управления делами Патриархии? По идее, нужно праздновать 75-летие формирования всего управленческого аппарата Московской патриархии при патриархе Алексии I (Симанском) в целом и чтить мудрость и величие этого святителя. При нём впервые возник не только ОВЦС, но и несколько других отделов. И он, патриарх, действительно, был олицетворением Церкви. Тогда каждым из направлений церковной деятельности занимался конкретный человек с немногими помощниками: за просвещение отвечал митрополит Григорий (Чуков), за отношения с поместными Церквами – митрополит Николай (Ярушевич); «главой администрации» патриарха и лицом, контактирующим с властями, был протопресвитер Николай Колчицкий. Все отделы размещались в Чистом переулке и их руководители чувствовали единство с патриархом. «Пусть все кругом меняется, мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность Церкви», – говорил патриарх Алексий. И этот консерватизм много кому не нравился. В 1960-е годы произошло обособление Отдела внешних церковных сношений. Он переехал в отдельное здание неподалеку, в Гагаринский переулок, что означало своеобразный и на первый взгляд неочевидный раскол в Русской Православной Церкви. Уже с 1950-х годов шло постепенное ограничение власти патриарха. Возросла «опека» над ним, патриарха стремились изолировать от паствы, предоставляли ему искаженную или неполную информацию. Пока Святейший Алексий (Симанский) возмущался закрытием храмов, монастырей, семинарий и академий по всему СССР , ОВЦС трансформировался в альтернативный орган церковного управления, лояльный к власти и к гонениям на Церковь. Возрастал он и становился могучим именно в период правления богоборца Хрущева.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/ov...

игум. Иоанн (Рубин) Неопятидесятничество в свете вселенских канонов церкви Диакон Вячеслав Стёпкин Юрисконсульт Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского , кандидат богословия Вселенские каноны Церкви являются важнейшей составной частью Священного Предания, ее сердцевиной. Они неизменяемы по содержанию, и их действие, как и Священное Писание , не связано с временными периодами. Практическое применение канонов отнесено к компетенции епископа, который и обязан учитывать как исторический фактор, так и все обстоятельства конкретного дела и личности. О значении канонов в жизни Церкви преподобный Серафим Саровский свидетельствовал: «А что Святая Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит» 10 . 25-е правило Карфагенского собора предписало посвящаемым в священство изучать постановления соборов Вселенской Церкви. В правиле выражена цель: «дабы не поступали», будучи в клире, против соборных определений и впоследствии «не раскаивались» 11 . 8 марта 1861 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял указ, которым обязал рукополагаемых в епископа и в пресвитера, кроме книг духовного содержания, иметь в домашней библиотеке Алфавитную Синтагму Матфея Властаря . Составитель Афинской Синтагмы в предисловии, названном «О православной вере», писал: «... отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов» не могут иметь даже внимания «к священным правилам» 12 . Классификация канонических правил Вселенской Церкви об оккультизме. В литературе по каноническому праву со времени возникновения самой науки церковного права в России до настоящего времени не было специального исследования, посвященного анализу оккультизма с сугубо канонических позиций. И только сегодня этот вопрос начинает исследоваться 13 . Правила Вселенской Церкви относительно оккультизма 14 можно разделить на три основные группы: 1) имеющие прямое отношение к оккультизму;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010