Апостол Павел одобряет и заповедует веру, действующую любовью (Гал. 5: 6), которая, в свою очередь, не может быть без надежды. Следовательно, нет любви без надежды, нет надежды без любви, нет и обеих без веры. (10, с. 8.) Исаак, рожденный по обетованию, справедливо обозначает сынов благодати, граждан свободного града, союзников вечного мира, где не будет стремления к личному и в некотором роде частному произволу, но будет любовь, радующаяся об общем, и потому неизменяемом благе, делающая из многих сердец – одно, т. е. будет вполне единодушное повиновение, основанное на любви. (4, с. 70.) С должной хвалой Творцу следует сознаться, что не в применении к одним только святым людям, но и о святых Ангелах можно сказать, что любовь Божия разлита в них Духом Святым, данным им (Рим. 5: 5), и что не только для людей, но первоначально и по преимуществу для Ангелов было благом то, о чем написано: А мне благо приближаться к Богу (Пс. 72: 28). Для кого это благо является общим, те имеют святое сообщество и с Тем, к Кому прилепляются, и между собой, и составляют один град Бога, служащий и живой Ему жертвой, и живым Ему храмом. (3, с. 250.) Любовь к красоте телесной, которая хотя и есть благо, сотворенное Богом, но благо временное, плотское и низшее, – злая любовь, коль скоро она ставит ниже ее Бога, вечное, внутреннее и всегдашнее Благо; так же точно, как любовь к золоту скупцов, забывших справедливость не по какой-либо вине золота, а по вине человеческой. Так бывает это и в отношении ко всякой твари. Будучи доброй, она может быть любима и хорошо, и дурно: хорошо, когда соблюдается порядок; дурно, если он нарушен. (4, с. 120-121.) Душа, почтенная Божиим образом, украшенная Божиим подобием, имеет в себе самой от Бога то, чем бывает убеждаема всегда или присутствовать с Ним, или к Нему возвращаться, если, будучи отвлечена страстями, удалится от Него. И не только она имеет то, что делает ее благонадежною в получении прощения и милосердия, но и то, что производит в ней дерзновение войти с Богом в дружественный союз, с Царем Ангелов соединиться сладкою любовию. (11, с. 164.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса (Ис. 48:12—13); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8); ибо все из Него, Им и к Нему (Римл. 11:36); в) и что сотворение мира почитается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете , воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, — и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян. 14:15; ср. Ис. 45:18). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. «Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин, или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизменяемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противоположные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переменам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так далее, пока не дойдем до чего либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но неизменяемый что есть иное, как не Бог?.» С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса ( Ис. 48:12–13 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр. 1:8 ); ибо все из Него, Им и к Нему ( Римл. 11:36 ); в) и что сотворение мира по­читается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете, воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:15 ; ср. Ис. 45:18 ). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. “Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин , или сотворены, или не сотворены. Если сотво­рены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизме­няемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противополож­ные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переме­нам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так да­лее, пока не дойдем до чего-либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но не­изменяемый что есть иное, как не Бог?”. 1025 С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Беседа XII. О первом члене символа веры Верую во единого Бога Мы знаем с вами, братие, из слова Божия, что Бог есть Дух, вечный, неизменяемый, всеблагий, всеправедный всеведущий и премудрый. Слово Божие открыло кроме этого еще и то, что Бог – всемогущий. Он все может сделать, и для Него ничего нет невозможного. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорил архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии в ответ на вопрос, каким образом возможно исполнение благовеста архангела о рождении от Нее Спасителя. Бог одним словом Своим создал мир и управляет им. Той рече, и быша: Той повеле и создашася, говорит Псалмопевец ( Пс.32:9 ). Во время Своей земной жизни Иисус Христос исцелял больных одним словом, воскрешал мертвых, ходил по водам, повелевал ветру и морю, и они повиновались Ему. – Если, братие, Бог всемогущ, то мы должны обращаться к Нему за помощью и благословением во всех наших делах: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ). Не будем, братие, падать духом среди самых великих опасностей, но будем обращаться с молитвою ко всемогущему Богу. «Если Бог за нас, кто против нас?» говорит св. апостол Павел ( Рим.8:31 ). Сам Бог желает, чтобы мы обращались к Нему во всех наших скорбях и нуждах. «Призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня», говорил Бог Давиду. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей», говорил Он Израильтянам ( Ис.41:10 ). Наконец, братие, веруя во всемогущего Бога, не будем оскорблять Его своими грехами: Он может наказать нас и в настоящей и в будущей жизни, и ничто не спасет нас от гнева Его, если мы не исправимся и будем творить неугодное Ему. Слово Божие еще открыло нам, братие, что Бог – вездесущий. Бог везде присутствует, нет места, где бы Его не было, и куда бы можно было от Него скрыться. Псалмопевец Давид так говорит о вездесущии Божием. «Куда уйду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего: «Я тот же, Я первый и Я последний», – говорит Бог в Ветхом Завете ( Ис. 48:10 ); «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет», – читаем у Иоанна Богослова ( Апок. 1:8 ). Не имея ни начала ни конца во времени, Бог является несотворенным – никто не создал Его: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» ( Ис. 43:10 ). Бог обладает постоянством, непреложностью и неизменяемостью в том смысле, что «у Него нет изменения и тени перемены» ( Иак. 1:17 ), Он всегда верен Самому Себе: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ. 23:19 ). В Своем существе, действиях, свойствах Он всегда пребывает один и тот же. Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство. Что означает сущность простого естества? – спрашивает святитель Григорий Богослов . И, пытаясь ответить на этот вопрос, говорит о том, что разум, если хочет исследовать беспредельного Бога, не находит ни начала, ни конца, потому что беспредельное простирается дальше начала и конца и не заключено между ними; и когда разум устремляется вверх или вниз, пытаясь найти какие-то пределы или границы своим представлениям о Боге, он не находит их. Отсутствие всяких границ, делений и пределов является простотой в Боге. 22 Бестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. «Бог есть Дух», – говорит Христос самарянке ( Ин. 4:24 ). «Господь есть Дух, – повторяет апостол Павел, – а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3:17 ). Бог свободен от всякой материальности: Он не есть где-то, не есть нигде, не есть везде. Когда Библия говорит о везде-присутствии Бога, то это опять же попытка выразить субъективный опыт человека, который, где бы он ни был, везде встречает Бога: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138:7–10 ). Но субъективно человек может ощущать Бога везде, а может не ощущать Его нигде – Сам Бог при этом остается вообще вне категории «где-то», вне категории «места».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Блаженный Августин так истолковал эти слова: « И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: «Иисус идет мимо»? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: «Иисус идет мимо»? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло… ». – Этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени, и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: « Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом «Иисус идет мимо» ». « Иисус идет мимо », то есть является и нашим современником в Своем вечном движении, Святаго Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Слова «вечное Евангелие» и означают неизменность и вечное значение Нового Завета, между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа, как Сына Божия, раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаем Вечного в событиях, имевших место во времени, в частности, движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Преподобный Епифаний Латинский, живший в V веке, обращает внимание на то, что слепые только слышат, но не видят. И здесь они напоминают нам всех тех, которые не видели Христа, но уверовали в Него. В отличие от евреев, которые и видели Христа по плоти, но так и не поверили в Него по духу. Епифаний обращает внимание на то, что невидевших Христа, но исцеленных Им, было двое, как и других детей у Ноя, кроме Сима (от которого произошли семиты), двое (Иафет и Хам).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог вечен и бессмертен, потому что Бог есть всегда. Всевышний не имеет начала, не имеет и конца. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог», – пел в псалмах своих пророк и царь Давид ( Псал. 89:3 ). Некий царь часто размышлял о вечности и не мог понять ее. Ему сообщили о мальчике-пастухе, который может давать разумные ответы на вопросы. Царь позвал мальчика и спросил: – Скажи мне, как долго продолжается один миг в вечности? Мальчик подумал и ответил: – В одной стране есть гора из чистого алмаза. Она имеет семь верст в ширину, семь в длину и семь в высоту. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности. Не правда ли, этот миг очень долог? Что же такое вечность Всевышнего? – Это не сумма каких-то промежутков времени или мигов времени, а одно постоянно и неизменно пребывающее настоящее. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», – сказано в Священном Писании ( 2Пет. 3:8 ). Но, будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Свое присутствие в истории людей. При этом события истории нисколько не довлеют над Ним, но Сам Он премудро направляет все к определенной цели. Всесовершенный и неизменяемый Нуждается ли Господь в возрастании, укреплении Самого Себя, процессе самосовершенствования и самопознания? – Но Он есть Само Высшее Совершенство. Бог не испытывает в чем-либо недостатка, в Нем нет никакой перемены. «Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал. 3:6 ), – сказал Он о Самом Себе. Ведь всякое изменение связано либо с усовершенствованием, либо с деградацией уже существующего. Возможно ли подобное во Всесовершенном Боге? «Божество не подлежит превратностям и изменениям, – писал святой Григорий Нисский (IV век по P. X.), – так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться (измениться)». Если в окружающем мире вы видите, что все постоянно растет, стареет, уничтожается, одно сменяет другое, то Бог всегда одинаковый и постоянный. Он не стареет, но Какой был всегда, Такой есть теперь и Таким останется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Боговидение Целью молитвенного труда и в конечном счете всей жизни христианина является видение Бога: это лейтмотив восточно-христианской традиции. Как говорит св. Ириней Лионский, " слава Божия есть человек живущий, а жизнь человека есть видение Бога " . [ 1 ] Изначальный парадокс темы боговидения заключается в том, что, согласно библейскому откровению и утверждениям многих Отцов Церкви, Бог невидим по Своей природе и, следовательно, какое-либо видение Его сущности невозможно. Тем не менее, во-первых, невидимый Бог становится видимым в лице Иисуса Христа: " Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил " . [ 2 ] По словам Иринея, " Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца " . [ 3 ] Во-вторых, невидимый для человека в его падшем состоянии, Бог может быть видим для тех, кто достиг состояния обожения и у кого " очи души открыты " . [ 4 ] В-третьих, невидимый в Своей сущности, Бог открывается человеку в Своих энергиях, благодаря чему человек может видеть Бога. [ 5 ] Наконец, в-четвертых, Бог, Который невидим для человека в земной жизни, может стать видимым в будущем веке: " Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть " . [ 6 ] Учение Григория Богослова о боговидении находится в тесной связи с его учением о богопознании, которое мы рассматривали выше. [ 7 ] И там, и здесь исходным пунктом является непостижимость Божия, недоступность и невозможность видения сущности Божией. " Бог,- говорит Григорий,- есть свет недоступный, непрерывный, который не начинался и не прекратится, неизменяемый, вечносияющий, трисиятельный; немногие видят Его, как Он есть, думаю же, едва ли и немногие " . [ 8 ] В других местах, однако, Григорий говорит о людях, которые " чистыми очами видят Бога " . [ 9 ] Девственники, достигшие состояния обожения, по Григорию, " видят Бога, и Бог видит их, так как они Божии " . [ 10 ] Боговидение возможно в земной жизни, хотя бы и для очень немногих, однако оно будет несравненно полнее в будущем веке:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

В описании порядка всесожжений часто встречаются слова о " приятном благоухании " , которое " обонял Господь " (Быт.8:21, Исх.29:18,25,41, и др.). Но, разумеется, эти слова нельзя понимать буквально. Кровавые жертвы, приносимые людьми по закону, ни в коем случае не являлись " умилостивлением " Бога, ибо Бог неизменяем и любовь Его не зависит от жертвоприношений. Это хорошо представлено в словах 49-го псалма: " Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои " (Пс.49:12). Посему правильно будет считать, что " приятное благоухание " , о котором говорится в Ветхом Завете, это, конечно, не запах сожженого тука, а духовное " благоухание " послушания, человеческой веры и надежды на Бога. Это знак благоугодности Богу всякого законного обращения к Нему, осуществляемого через посредническое служение священников, которое было центром и основой нравственности израильского народа. В десятой главе апостол пишет: " Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи " (Евр.10:4), поэтому Новый Завет отменил закон, " ибо закон ничего не довел до совершенства " (Евр.7:19). Однако было бы не рассудительно совершенно отрицать положительное действие закона на духовно-нравственное состояние потомства Иакова. Сорокалетнее путешествие по пустыни под управлением Моисеева закона преобразило общество сынов Иакова. Свидетельствовал по вдохновению Божию корыстолюбивый пророк Валаам: " Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его " (Числ.24:4-7). И много лет Израиль набирал силу и расцветал под управлением закона. Наивысшего расцвета ветхозаветный Израиль достиг при царях Давиде и Соломоне. Но в конце царствования Соломона вновь стала повреждаться точность и строгость исполнения закона. С того времени Израиль стал быстро деградировать, и уже пророк Исаия говорит богоотступническому обществу слова Господни: " К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу " (Ис.1:11). И в Послании к Евреям апостол указывает на это: " Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне " (Евр.10:5). Бог послал Сына Своего к людям по великой милости к ним, послал, чтобы жертвенной смертью Своего человеческого естества Он искупил людей из рабства диаволу. Вся ценность жертвы Христа в том и заключалась, что Он, будучи в человеческой плоти, пострадал в высшей степени естественным образом, не давая себе никакого преимущества, не совершив в своей земной жизни ни единого греха и ничем не дав повода к своему осуждению.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое (4:13–15). Таким образом, самонадеянность всегда противопоставляет надежду на этот земной мир, на его тленные и преходящие блага – надежде на Бога, Который один неизменяем и непреходящ. Имея это в виду, ап. Павел заповедует Тимофею: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6:17 ). Премудрый говорит: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой ( Прем. 3:5 ). Малодушие есть робость человеческой души, не находящей в себе способности решительно и твердо положиться на будущее. Оно возникает из недостатка крепкой веры в промысл Божий в трудных обстоятельствах. В таком состоянии находились некогда, напр., ученики Господа Иисуса Христа во время плавания по бурному морю. В великом страхе они разбудили спящего Учителя и воззвали к Нему: спаси нас, погибаем. Господь отвечал: что вы так боязливы, маловеры? ( Матф. 8:26 ). К малодушным и робким относятся слова ап. Петра: все заботы ваши возложите на Господа, ибо Он печется о вас ( 1Пет. 5:7 ). Малодушные должны поучаться у Псалмопевца, который среди несчастий взывал к самому себе: что унываешь, душа моя и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ( Пс. 41:6 , ср. 2Кор. 4и д. 6:8). Лжеупование есть безрассудная, мечтательная, даже дерзкая надежда на Бога. Она выражается, главным образом в двух видах. Во-первых, в расположенности и желании человека произвольно распоряжаться делами божественного промысла и чудодейственной Божией силой. Напр., подвергают свою телесную и душевную жизнь большой опасности в надежде, что чудодейственно спасут ее; с уверенностью ожидают чудо от Бога для доказательства чьей-либо невинности; в нужде и бедности бездействуют в ожидании Божией помощи; в болезни не хотят обратиться к врачу, предоставляя все дело Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010