Нужно было видеть, как ринулись люди делить освященные вербы! Точно жаждущие чрезмерно – к еде; или сребролюбцы – к золоту, брошенному в толпу… Шум, крики, давка. И на несколько моментов невозможно было слышать службу. С точки зрения «приличий» и «чинности», – конечно, получился невероятный беспорядок. Но душа моя возрадовалась: такая горячность христианских сердец, устремившихся за почти голой веточкой, говорила о высокой религиозной их ревности и радостном торжестве. И это было дороже всякой чинности! Даже шум и теснота больше отвечают празднику, согласно третьей паримии (пророчество Захарии; см. след. главу). Нигде я больше не видел ни такой раздачи, ни такого восторга в этот праздник. В Севастополе, в соборном храме Покрова, вывели это и ввели иной порядок: еще пред всенощной устраивался медленный крестный ход вокруг церкви и не спеша раздавались вербы всем. Да, уже больше не было ни шума, ни давки в храме. Но – увы! – не было и торжества: холодная чинность заморозила восторг. А ныне день именно торжества, восторга пред грядущим Победителем, а не чинный «парад» по заранее расписанному плану… Такое торжество Господь принимал потому, что Он был истинный Царь и шел устроить Свое Царство. С самого начала предпразднства говорится о «Грядущем, как о «Царе»: грядет и идет Христос ко Иерусалиму, яко Царь (1-й тропарь 1-й песни 2-го канона утрени в понед.). Дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев (2-я стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне). Они считали его своим, израилевым «Царем. А мы, христиане, весь новый Израиль, яже от язык (из язычников) Церковь , тоже почитаем Его Царем, но уже не израилевым, а всемирным, и потому со пророком Захариею вопием: радуйся зело, дщи Сионова… яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй (3-я стихира там же). Об этом говорят все три паримии на праздник. Первая говорит о пророчестве Иакова сыну своему Иуде, что из его колена будут князи до пришествия Избавителя (по-славянски «отложенная» – непонятно, по-русски переведено: «Примиритель»), «и чаяние языков»: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его ( Быт. 49:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

А перед этим Он «глагола» к сестрам: Не предрекох ли вам: веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет! Покажите Ми, где положисте его. И вопияше к нему (Лазарю) Зиждитель (Творец) всех: Лазаре, гряди вон! (стихира на литии Слава, и ныне). На 3-й глас, радостный, бойкий глас, поется эта стихира: Ла-а-за-ре! гря-ди-и-и-и вон! Всегда это бывает торжественно! Победоносно! Творчески могущественно! Это последняя литийная стихира. И затем пение обрывается. Люди остаются под впечатлением повеления и ждут: вот сейчас появится обвязанный движущийся мертвец. А диакон читком в это время произносит первую ектению литии. Вот это «самовластное» сознание всего больше утверждает в данном случае истину Божества Господа Иисуса Христа: никакой человек в здравом уме не может о себе сказать, что он есть сама жизнь, источник жизни, источник воскресения – не себя лишь, но и всех верующих в него. Это мог сказать и сказал лишь БОГ ( Ин. 11:25–27 ). Между прочим эти и затем подобные же слова ( Ин. 14:6 ) окончательно обратили к вере во Христа как Сына Божия одного безбожника (Лашнюкова), посаженного в киевскую тюрьму в девятисотых годах прошлого столетия. Ему оставили для чтения лишь Священное Писание . И вот, читая Евангелие о Христе, он сделал «открытие» (для себя), что Христос совершенно необычный человек… Затем почему-то начало радоваться сердце его (гореть, как у Луки и Клеопы; Лк. 24:32 )… Наконец дошел до этих слов – «Я – путь, истина, и жизнь!» и прозрел: Он был Бог ! – И уверовал. Об этом он сам написал исповедь в киевском журнале («Христианин») после освобождения. И действительно, поразительна эта власть Христа Спасителя над жизнью и смертью… Власть, в Нем Самом заключающаяся, или, как по-славянски говорится, «самовластное» (прилагательное вместо существительного «самовластность»), Далее, четвертое значение воскрешения Лазаря очень образно изображается в песнопениях, где ад представляется убеждающим мертвеца своего. Когда голос Творца достиг до адовых темниц, то затрепетал он от предощущения своей гибели:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Священномученик Иларион (Троицкий) «Очень мне понравилось это сербское народное гулянье. Чувствовалась славянская душа народа, кроткая, скромная, серьезная и целомудренная. Сербский народ живет как бы среди двух враждебных ему миров. С одной стороны – мир тевтонский, не терпящий славянской самостоятельности; с другой – фанатичный мусульманский турецкий мир. Нужно удивляться тому, как в вековой борьбе с турком и тевтоном серб не только сохранил свою самобытность, свою национальность, но и готов скорее умереть, нежели все это потерять. У нас до настоящей войны многие как бы стеснялись того, что они имели несчастие родиться от русских отца и матери. Сербы своей национальности не стыдились и прежде и за свою самобытность вступили в неравную борьбу с вековым врагом – немцем, чтобы или умереть, или остаться сербами. У нас национальная идея как бы вырастает из войны. У сербов, наоборот, самая война есть прямое следствие их всегда живой национальной идеи. Вспомни, Друг, гимн воинствующего за свою национальность сербского народа! Кто свою отчизну любит И кто серб в душе, Пусть с мечом в руках спешит На открытый бой! На бой!» (Письма о Западе. Письмо 2-е.) Святой праведный Алексий Мечев «Благодарение Богу! Наше Отечество испытало эти счастливые минуты народной жизни , когда весь народ , как один человек, шли на защиту своего отечества» (Слово в Неделю Ваий). Святой страстотерпец император Николай II «Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле» (Об усовершенствовании государственного порядка. Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г. ) . Святая страстотерпица императрица Александра Феодоровна Романова «Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как ее будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы ее поля и города, ее высшее величество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого» (Слова добрые. Дневниковые записи 1908–1915 годов).

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

Игуменья Георгия (Щукина). Крестный ход на Неделю ваий (Вербное воскресенье) Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Святая Земля навсегда останется дорогим и самым священным местом в мире для всего человечества. А христианство, справедливо считая эту страну своею колыбелью, всегда, до кончины мира, относилось, относится и будет относиться к этой стране с особенной, благоговейной и самой искренней любовью и сердечной преданностью. Святая Земля полна дорогими для христианина воспоминаниями из истории спасения человечества, как местность, освященная стопами Самого Богочеловека, осчастливленная бесчисленными Его чудесами и знамениями, омытая Его драгоценной кровью, добровольно пролитою за грехи мира. Она напоминает нам о земной жизни Пресвятой Девы Марии, родившей Спасителя мира. Она всегда привлекала к себе внимание всего христианского мира, и паломничество на Святую Землю неизменно составляет одно из самых заветных желаний христианина. Недаром её называют Пятым Евангелием. Все, кто из русских паломников побывал на Святой Земле, знают Горненский женский православный монастырь, расположенный в районе современного селения Эйн-Карем, в четырех километрах к юго-западу от Иерусалима (Эйн-Карем в переводе с иврита – «источник в винограднике»; по-славянски это место именуется «Горняя» – город Иудин). Сюда, в Нагорную страну, после Благовещения Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом о рождении от Нее Богочеловека, Сына Божия, Она пришла из Назарета, чтобы поделиться своей радостью с родственницей, праведной Елисаветой, будущей матерью святого Иоанна Предтечи. Умилительный рассказ святого Евангелиста Луки (ср. Лк. 1, 39–45) повествует нам о встрече двух святых жен, об их высокой родственной любви, о самой чистой и искренней благожелательности, о взаимном уважении. Эта трогательная встреча сделала данное селение священным и дорогим для христиан всего мира на все времена. Пресвятая Дева Мария пробыла в гостях в доме Захарии и Елисаветы три месяца. Горненский монастырь. Фото: bangkokbook.ru

http://pravoslavie.ru/158534.html

Как нам спастись ? 16 сентября; 5 ноября; 23 ноября Кто может спастись ? 3 декабря Для живущих в мире возможно спастись , 18 августа; 21 декабря О сребролюбии , 2 октября; 1 ноября Как должно сретить Господа? 24 декабря О примирении ссорящихся, 10 декабря Страдальцы спасающиеся и погибающие, 22 августа О значении страданий Христовых, 10 июля Польза размышлений о страданиях Христовых, 28 октября О терпении в страданиях , 27 декабря Как уничтожить в себе страсти ? 15 октября Нужно избегать ослепления страстей , при которых человек доходит до ужасных преступлений, 29 декабря О значении страха Божия , 3 июля Страшный Суд , 8 октября Польза размышлений о страшном Суде , 8 октября Суд Божий, карающий убийц, 28 августа Судьбой нашей распоряжается Бог, 9 августа О значении ваий и горящих свеч в руках христиан в день праздника входа Господня в Иерусалим, приложение Не должно давать святыню на посмеяние, 5 апреля О молитве ко святым , 29 июня Обычай прибегать в известных случаях с молитвой к определенным святым имеет для себя законное основание, 14 февраля Верование Церкви в ходатайство за нас святых – несомненная истина, 9 мая Для чего Господь дарует нетление телам святых? 25 мая Грех святотатства , 21 февраля Дорожите благословением священника, 10 марта Священник – см. еще пастырь. Как мы должны переносить постигающие нас беды и скорби? 29 июня; 4 января Для чего Господь посылает скорби людям добродетельным? 7 апреля Отчего путь к небу есть путь скорбный? 25 апреля; 13 января Скорбный путь жизни ведет на небо, приложение; 23 июня О скорбях пастырских, 13 марта В нуждах и скорбях будем прибегать к Матери Божией, 21 марта Заслуги свв. Кирилла и Мефодия, просветителей славян , для славянского мира, 14 февраля; 6 апреля Слезы Господа о нас, приложение Сила слова Божия , труда и молитвы в деле спасения, 17 января О благотворном влиянии на душу слова Божия, 19 марта Сила кроткого слова, 18 февраля Об осторожности в словах , 14 марта Больший должен быть слугой всех, 23 мая Об отношении слуг к господам, 19 февраля

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В каноне чина Православия выражается радость, торжество Церкви по случаю побед над ересью, в нем заключаются и анафематствования иконоборцам. В славянских и греческих Постных Триодях канон приписывается св. Феодору Студиту (Allatius de Dominicis. §9), умершему в 826 г. Преосвященный Филарет, епископ Черниговский, говорит, что Феодор был участником первого вселенского Торжества Православия, и вероятно, «тогда же написал песни его и пел в 814 году» во время совершенного им крестного хода. В сем каноне, продолжает преосв. Филарет, «нет ничего такого, что препятствовало бы признать его творением св. Феодора Студита ». Некоторые из упоминаемых в каноне иконоборцев – те самые, которых обличал св. Феодор в письмах, другие жили также не после Студита (Истор. обозр. песнопевцев. Изд. 2, Чернигов, стр. 302). Но едва ли канон в том виде, как мы его читаем, был составлен в 814 году св. Феодором Студитом и был тогда же пет на крестном ходу. Канон есть благодарственная песнь Богу за победу над иконоборством, за воцарившийся мир в Церкви. В нем призываются пустыня и вселенная для общего ликования. Крестный же ход, бывший в 814 году в Неделю ваий по улицам Константинополя с иконами и пением, был совершен св. Феодором не в знак победы над иконоборством, а для выражения верными почитания икон. Крестный ход в то время не мог означать победу над иконоборством, находившимся тогда в большой силе. Иконоборцы упоминаются в каноне как побежденные, 46 между тем они в 814 г. были в полном могуществе. В каноне ясно говорится о восстановлении почитания икон в 842 году. Там (песнь 7, ст. 1) сказано, что Божественная благодать, палящая умных халдеев и орошающая служащих Троице, угасила ныне пещь ересей, имевшую силу четыре седмицы лет, т.е. 28. 47 Гонения на иконы, бывшие после VII Вселенского Собора при Льве Армянине и следующих императорах, продолжались такое же число лет (813842 гг.). Они угасли в 842 году. В каноне говорится об извержении из Церкви Антония и Иоанна, т.е. патриархов. Последний же из них – Иоанн, был лишен патриаршества в 842 году. Таким образом, если признать несомненным, что св. Феодор Студит , который умер в 826 году, писал упоминаемый канон, то при этом должно допустить, что канон был написан не в том виде, как мы его читаем, что кто-нибудь другой, живший после св. Феодора Студита , несколько изменил и дополнил канон во времена полного торжества восстановления почитания икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94 Οκονομας. Так называет устроение Богом нам спасения ап. Павел (Еф. 3и др.), имея в виду, должно быть, сравнение св. Церкви с домом Божиим. Отсюда это слово стало специальным богословским термином. 99 С припевом малого славословия в конце каждой группы стихир поется наиболее содержательная стихира и чаще всего на глас 6 или 8, как наиболее важные из гласов. Обоим этим условиям и отвечает первая из стихир на Господи воззвах настоящего праздника. Вместе с тем эти стихиры возвращаются к своему началу – прием, излюбленный в богослужении (ср. стихиры на Господи воззвах в Неделю Ваий и на Обрезание). 100 Русская Библия не везде представляет собой буквальный перевод славянской. Это потому, что первая переведена с евр. текста, а вторая – с греч. (с перевода 72 толковников, сокращенно обозначающегося LXX), а эти два текста Библии по местам дают не только различные выражения, но и не вполне тождественные мысли. В настоящей паремии разница эта мало заметна, но в двух следующих она по местам очень ощутительна. 101 «Студенец клятвенный» – перевод евр. названия города Вирсавии , находившегося на крайнем юге Палестины. Это место получило название клятвенного колодца , потому что Авраам у находившегося здесь колодца заключил клятвенный договор о мире с Авимелехом, царем филистимским ( Быт. 21:31 ). Отсюда теперь Иаков начал свое путешествие. «Харран» – город в Месопотамии, из которого Авраам, после смерти своего отца Фарры, вышел по повелению Божию в Палестину ( Быт. 11:32; 12:1–5 ). 102 «Обрете место» – вблизи ханаанского города Лузы, названного Иаковом Вефилем, т.е. домом Божиим, в память явления ему здесь Бога в видении таинственной лестницы; поэтому впоследствии Луза и евреями переименована в Вефиль. Вефиль находится на севере от Иерусалима в 15 верстах от него и в 60 верстах от Вирсавии. Такой большой шестидесятиверстный путь Иаков мог сделать только при усиленном бегстве от раннего утра до позднего вечера. Раввины называют Иакова за это «сыном дня». 103 «На море» – по направлению к Средиземному морю, расположенному на западе Палестины, значит на западе . «Лива» – юг. «Страшно место сие», как место особого явления, присутствия Господа, которое должно вызывать особое благоговение (страх) в людях. «Дом Божий» по евр. Вефиль. «Врата небесныя» – образное выражение, заимствованное из особенностей древне-восточной жизни, где цари и правители у ворот города производили суд, выслушивали просьбы своих подданных и, значит, особенно часто являлись там.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На Воздвижение он — победного 1-го гласа. Своим напевом он как бы поправляет впечатление, создаваемое каноном, выражает второй мотив в значении праздника — Крест как орудие победы, после первого мотива — искупления со всей его тяжестью как подвига и для Христа и для нас. Но немало и ноток грусти слышится в этом напеве. Из двунадесятых праздников 1-м гласом поются тропари только предпостного Крещения, постной предстрастной недели Ваий и погребального Успения. Поэтому естественно, что кондак Воздвижения старается разогнать это облачко печали и берет для себя 4-й глас, обычный глас для тропарей двунадесятых праздников, глас играющего веселья. Но он пользуется им в самогласном напеве.    Очень важны для тона всего бдения стихиры на Господи воззвах, открывающие его. Здесь прежде всего поражает внимание, что они не самогласны. В такой великий праздник — и вдруг подражательный напев в первых же стихирах, подобен «Все отложше»! И какой подобен? Стихира бессребреникам. Можно даже обидеться за праздник, если вспомнить, что в двунадесятых праздниках подобен для стихир — почти не встречающееся явление, даже у Богородичных праздников. Даже у великих святых стихиры, едва не все, всегда самогласны. Но так будет думать, смущаться этим будет тот, кто не слышал этого напева. Тут столько чего-то чарующего, но именно как-то неопределенно, поистине неизреченно чарующего, что, прослушав, скажешь, что лучшего ничего не нужно и не может быть. И эту, на первый поверхностный взгляд, непочетную особенность — иметь первые стихиры на бдении подобными «Все отложше» — разделяет с Воздвижением Благовещение. Уже это кое-что говорит само за себя. Из двунадесятых праздников 6-го гласа стихиры на Господи воззвах имеют еще Рождество Пресв. Богородицы и Вознесение.    И замечательно это пристрастие Воздвиженской службы к подобным. Следующие по важности стихиры — стиховны — опять подобны «Радуйся постников» (5 дек., св. Савве), что впрочем оговаривает лишь греческая Минея и о чем славянская, очевидно, намеренно, умалчивает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

б) С именем святителя Мефодия связаны, также, две Беседы: «О Симеоне и Анне – в день Сретения Господня» и «В неделю Ваий». Подлинность их подвергалась сомнению, но без достаточных оснований. В славянском переводе, издревле известно сочинение «Слово, или откровение о царстве народов и о последних временах», на которое ссылается преподобный Нестор; однако оно не принадлежит святителю Мефодию Патарскому , так как в этом сочинении упоминаются Византия и завоевания сарацин, а святитель Мефодий жил, как известно, в III веке. Более достоверным здесь представляется авторство Мефодия Исповедника, патриарха Константинопольского IX века. Творения святителя Мефодия Отметим, что в изложении своего учения, у святителя Мефодия заметна та особенность, что он не довольствуется общими мыслями, относительно того или иного предмета, о котором говорит, но старается развить основные положения до подробностей, обнаруживая при этом диалектическую точность в исследовании, и стремление к строгому логическому мышлению. Кроме того, приводя в подтверждение своих мыслей места Священного Писания, особенно Ветхого Завета, он любит изъяснять их в смысле таинственном, и потому, писания его изобилуют аллегориями. Приведем несколько основных пунктов учения святителя Мефодия, содержащихся в его сочинениях. О Пресвятой Троице и, в особенности, о Сыне Божием: У самого святителя Мефодия встречаются своеобразные и, не совсем точные, выражения о Лицах Божества и, особенно, о втором Лице – Сыне Божием, так что патриарх Фотий даже заподозрил его «Пир дев» в повреждении от еретиков и в арианстве. Так, например, по мысли Мефодия, в деле миротворения встретились «две творческие силы: одна – творящая то, что она хочет творить, из ничего, чистым хотением, без промедления, вместе с хотением (не давая еще отдельного бытия и видимой формы предметам мира), это – Отец; другая – устрояющая и украшающая, уже созданное, по подобию первой силы (формируя отдельные предметы из первозданного вещества, по предначертанным для них идеям-образцам), это – Сын, всемогущая и крепкая десница Отца, которой Он, по созданию вещества из ничего, устрояет его» (О сотворенном гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

1481 Уже в золотой век проповедничества, каков век Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, были у Греков, по свидетельству сейчас названных отцов, многие проповедники, которые, не заботясь об учении и назидании слушателей, старались беседовать к ним с таким ухищрённым и преухищрённым красноречием, которое бы приводило их в восторг и которое бы побуждало их награждать проповедников составлявшими предмет усиленнейшего искания со стороны последних рукоплесканиями и другими знаками одобрения, употреблявшимися в театрах (см. слово Григория Богослова о самом себе и к говорившим, что он, Григорий, желает Константинопольского престола и 30 слово Златоустого на Деяния апостольские). Но чем далее от времён Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, тем более усиливалась и брала возобладание эта наклонность блистать самым красноречием, не заботясь об учении и назидании. В 1 издании книги мы говорим о наклонности как об общей болезни греческих проповедников позднейшего времени. И мы должны взять назад наши слова, ибо и между позднейшими греческими проповедниками указывают таких, которые поставляли цель своих проповедей именно в том, в чём она и должна состоять, и которые в полной мере являются в своих проповедях учащими и назидающими, таковы: Симеон, новый богослов († около 1050), Феофан Керамей, епископ Тавроменийский в Сицилии († около 1150), Никифор Влеммид († после 1255). 1483 Известно слово по надписаниям в одних рукописях – на великий пяток, по надписаниям в других рукописях – на великую субботу, которое представляет собой сокращение слова на неделю Мироносиц. Именно – выпускает рассказ о приходе к гробу мироносиц и речь к ним ангела, и которое в некоторых списках усвояется самому Кириллу Туровскому . (Напечатано г. Лопаревым в Памятниках древней письменности, Но если слово и действительно принадлежит самому Кириллу: то оно представляет собой не особое слово, а именно лишь сокращение нашего слова. 1484 В слове на неделю Ваий Кирилл пользуется толковым евангелием Феофилакта Болгарского , а в слове на неделю мироносиц – словом в великий пяток, на плач Богородицы, Симеона Метафраста (см. Сухомлинов стр. XLII и XLIII). Но, сколько известно, евангелия Феофилактова и указанного слова Метафрастова в период до-монгольский ещё не было на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010