Празднества в Иерусалиме начинаются торжественным богослужением патриарха в субботу праведного Лазаря. В древнее время в память этого знаменательного события, совершившегося в Вифании, торжество этого дня переносилось из Иерусалима в Вифанию, где на месте пещеры, в которой пребывал четыре дня праведный Лазарь, царицею Еленою был, воздвигнут великолепный храм. Сюда из Иерусалима совершалась патриархом торжественная литания, и здесь служилась литургия, но, после разрушения храма, от которого ныне не сохранилось и следов, при тяжелых стеснениях со стороны мусульман-владык, все эти торжественные богослужения и литании были оставлены и до последнего времени не совершались. В настоящее время торжество этого дня приурочивается к Елеону, чтобы быть, так сказать, в виду Вифании и вблизи погребальной пещеры праведного Лазаря. Здесь, во дворе, средину которого занимает круглая часовня, воздвигнутая на месте вознесения Господня и хранящая под своим купольным сводом чудесно отпечатленную на камне стопу вознесшегося Спасителя, разбивается походная палатка- церковь . Престолом в ней служит пьедестал одной из колонн древнего храма на месте вознесения Господня, воздвигнутого ревностною храмоздательницею св. Еленою, матерью св. Константина Великого . Пьедестал этот находится по правую сторону упомянутой часовни, так как на левой стороне её место принадлежит католикам. В этой походной церкви совершает торжественную литургию нередко патриарх иерусалимский, но чаще престарелый иорданский митрополит Епифаний, устроивший для своего постоянного пребывания дом с прекрасным храмом в, так называемой, ,,Малой Галилеи“. Так как этот владыка-старец не раз бывал в России и прекрасно владеет русским языком, то за литургией на Елеоне в этот день он часто произносит возгласы на славянском языке, и даже иногда читает и дневное евангелие на том же языке, к великому утешению наших многочисленных паломников, переполняющих не только двор названной часовни, но и все улицы приютившейся здесь арабской деревушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вход Господень в Иерусалим      В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянскиваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается). Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». Страстная седмица      Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

http://pravoslavie.ru/105155.html

Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля (а также в пятую Неделю Великого поста). Святая жила в VI в. В бытность блудницей, она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения, но Божьей силой не была допущена в храм. Осознав свои грехи, Мария обратилась с молитвой к Богородице и дала обет покаяния. Она отправилась за Иордан и в постоянной молитве провела в пустыне 47 лет, питаясь кореньями и сражаясь с греховными помыслами. Незадолго до смерти подвижницу встретил преподобный Зосима, от которого и стало известно о ее жизни. Воскрешение праведного Лазаря На 16 апреля в этом году выпадает Лазарева суббота, когда вспоминается воскрешение праведного Лазаря , брата мироносиц Марфы и Марии. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, Лазарь был уже четыре дня как мертв и погребен. Спаситель воскресил Лазаря, после чего он жил еще 30 лет, был епископом острова Крит и много послужил для распространения христианства. Его память отмечается также 30 октября. 17 апреля – великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, или Вербное воскресенье), отмечаемый за шесть дней до Пасхи. В этот день Спасителя, въехавшего в Иерусалим, на осленке, торжественно встречали с пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней те же самые люди будут кричать: «Распни его!»… 19 апреля совершается память одного из Солунских братьев, учителей Словенских – равноапостольного Мефодия, епископа Моравского . Вместе с братом Константином (в монашестве Кириллом) святой Мефодий перевел на славянский язык богослужебные книги и ввел в Моравии славянское богослужение. Святитель скончался в 885 г. и был похоронен в соборной церкви столицы Моравии Велеграда. Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение , или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля (день Пасхи вычисляется по специальным таблицам – Пасхалиям, это первое воскресенье после весеннего полнолуния и после еврейской Пасхи). В этот день празднуется воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте в Страстную Пятницу и погребенного. Когда жены-мироносицы пришли помазать тело Спасителя погребальными благовониями, они обнаружили, что камень у входа в гробницу отвален, а сама гробница пуста. Ангел возвестил мироносицам о воскресении Христа, и это была весть о спасении всего человечества от владычества смерти.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделяНеделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название – Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе. И мы заранее рассказываем об этом детям. Вход во Иерусалим – рассказ для детей и про детей Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно. Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно – про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя. В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях – чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки… Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого – одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

http://pravoslavie.ru/102483.html

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). 28 апреля, ПРАВМИР. Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Протоиерей Александр Шмеман: На пути в Вифанию и Иерусалим На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. 15 апреля, 2010 На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть… С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть… В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. В понедельник мы слышим: Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря… Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева… Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен… В среду: Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы… Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники… В четверг: Дводенствует днесь Лазарь умерый… Сегодня уже два дня, как Лазарь умер… И, наконец, в пятницу: Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)…

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Ровно за неделю до страшного и таинственного, но в то же время радостного и чудесного Воскресения Христова Святая Церковь в своих богослужебных текстах вспоминает еще одно важное событие земной жизни Спасителя – Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника ветхозаветной Пасхи. В православной христианской традиции эта евангельская история ознаменовалось совершением двунадесятого праздника – Входа Господня в Иерусалим. Он также имеет другие названия: «Неделя ваий», «Неделя цветная» и «Вербное воскресенье». Первое из этих наименований связано с повествованием Святого Евангелия, в котором апостол Матфей пишет о пальмовых вайях (вайи – ветви): «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Мф. 21: 8). О том, что православные русичи встречали Вход Господень в Иерусалим с ветвями вербы, впервые упоминается в «Изборнике Святослава» 1073 года Второе относится к ранней православной богослужебной традиции (сохранявшейся в Русской Церкви до середины XVII в.): ведь именно в этот день заканчивалась первая часть Великого Поста – Четыредесятница – и начиналось пение Цветной Триоди. Последнее имеет славянские корни. Во многих местностях Древней Руси не росли пальмы, и первые православные русичи встречали Вход Господень в Иерусалим с ветвями распускающейся вербы, о чем впервые упоминается в «Изборнике» 1073 года великого князя Святослава Ярославича . Раскрывая историю праздника, Священное Писание повествует, как Господь Иисус Христос в сопровождении своих учеников входит в Иерусалим в преддверии празднования еврейской Пасхи. По пути Его встречают многочисленные люди, пришедшие в Иерусалим из разных краев Иудеи. Узнавшие о Человеке, воскресившем мертвого четверодневного Лазаря, они желают воздать хвалу Тому, Кто приходит от Господа, приходит прославить Господа, приходит, чтобы вернуть прежнюю славу избранному Божиему народу (см.: Мф. 21: 1–17; Мк. 11: 1–11; Лк. 19: 29–48; Ин. 12: 12–19). Тексты тропаря и кондака, появившиеся в богослужебной традиции Православных Церквей Востока, в своем содержании вторят евангельскому повествованию и раскрывают для каждого христианина суть совершаемого празднства.

http://pravoslavie.ru/145704.html

Далее следует два праздника и седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения, которая называется поэтому Страстной седмицей. В субботу перед Неделей Ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом, «прежде шести дней Пасхи», четверодневного Лазаря в Вифании, почему она и называется Лазаревой субботой. Воскрешение Лазаря показало явно пред всеми божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: « Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» В соответствии с этим, на утрени Лазаревой субботы поются воскресные песнопения: по 2–ой кафизме воскресные тропари: « Ангельский собор удивися…» после седальна « Воскресение Христово видевше…» «Свят Господь Бог наш», « Преблагословенна еси, Богородице Дево…» Заканчивается утреня Великим славословием. От субботы Лазаревой до Фоминой недели не поется « Честнейшая». На литургии, вместо Трисвятаго, поется: « Елицы во Христа крестистеся…» На трапезе, кроме елея и вина, разрешается вкушение икры. Неделя ваий В неделю шестую великого поста, называемую НЕДЕЛЕЮ ВАИЙ, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ — царственное шествие Господа нашего и Спасителя на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения». Пред Господом, как пред царем–победителем несли пальмовыя ветви. От этих ветвей, по церковно–славянски «ваий», самый праздник получил наименование Недели ваий. Это — двунадесятый Господский праздник, и вся служба совершается только празднику. Ни предпразднства, ни попразднства он не имеет. Совершается всенощное бдение обычным чином. Особенностью является освящение ваий, у нас верб, как растения, прежде других, дающего почку. Сразу после прочтения Евангелия читается 50–ый псалом, во время чего священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, по возгласе диакона: « Господу помолимся», священник читает из Триоди особую молитву на благословение ваий и кропит вайя св. водою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

5. На пути в Вифанию и Иерусалим    Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне.    Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть...     С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть...    В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает.    В понедельник мы слышим:    Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря...     Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева...    Во вторник:    Вчера и сегодня Лазарь болен...    В среду:    Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы...     Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники...    В четверг:    Дводенствует днесь Лазарь умерый...     Сегодня уже два дня, как Лазарь умер...    И наконец в пятницу:    Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)...     Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) ...    Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью — сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено. Мы должны спросить: каково же значение этого созерцания в великопостном богослужении? Как сопряжено оно с нашим великопостным подвигом?    Эти вопросы предполагают еще один вопрос, которого мы должны кратко коснуться. Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, заменяет прошедшее время — настоящим. Так, в день Рождества Христова мы поем: «Дева днесь (сегодня)... рождает...»; в Великую Пятницу: «днесь Он (Христос) стоит перед Пилатом...»; в Вербное Воскресенье: «днесь Он приходит в Иерусалим...» Что же означает эта перестановка времени , это богослужебное сегодня?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на воскресной вечерне. Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть... С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть... В центре внимания находится Лазарь – его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. В понедельник мы слышим: Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря... Днесь Христу является об одну страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева... Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен... В среду: Днесь Лазарь умерый погребается и рыдания поют его сродницы... Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники... В четверг: Дводенствует днесь Лазарь умерый... Сегодня уже два дня, как Лазарь умер... И наконец в пятницу: Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)... Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) ... Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью – сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено. Мы должны спросить: каково же значение этого созерцания в великопостном богослужении? Как сопряжено оно с нашим великопостным подвигом? Эти вопросы предполагают еще один вопрос, которого мы должны кратко коснуться. Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, заменяет прошедшее время – настоящим. Так, в день Рождества Христова мы поем: «Дева днесь (сегодня)... рождает...»; в Великую Пятницу: «днесь Он (Христос) стоит перед Пилатом...»; в Вербное Воскресенье: «днесь Он приходит в Иерусалим...» Что же означает эта перестановка времени , это богослужебное сегодня?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010