Вспоминаю такой случай: наступил Великий пост 1962 года – последнего года жизни Владыки. В это год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом. В четверг сварила я картофель очищенный, и что-то мне захотелось водички из-под этой картошки, но самовольно взять я, конечно, не смела, подала я на стол, а сама говорю: – Владыка, а водички из-под картошки нельзя немного? Владыка строго посмотрел на меня, казалось – пронзил меня взглядом (этого взгляда я никогда не забуду) и ничего мне не сказал. Стал читать молитву и благословил трапезу. Неудобно мне было, но Владыка и вида не подал: опять благостный, добрый, и я больше об этом случае не поминала. Наступила четвертая, Крестопоклонная, неделя, на которой все так же строго соблюдалось, как и на первой неделе Великого поста. Наступил четверг. Накрыла я на стол, Владыка выходит из своей комнаты, посмотрел на стол, а потом так ласково обращается ко мне и говорит: – Нина Сергеевна! А водички из-под картошечки не хотите? – Спаси Господи, преосвященнейший Владыка. Нет, не хочу. Улыбнулся Владыка, ласково посмотрел на меня и ответил вопросом: – Не хотите? Ну и слава Богу,– и начал читать молитву перед трапезой. Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена». Хочется еще отметить один случай. Как-то, примерно за месяц до кончины Владыки, за утренним чаем я что-то подала на стол, приготовленное мною (не помню сейчас что), и вдруг высказала: – Владыка! А как все же вкусно! Я ем с удовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Христос наделил нашу природу новой силой, новой способностью – к воскресению. В этом выпуске, который был записан на прошлой неделе, сестра Васса рассказывает о смысле крестной жертвы Спасителя. О том, что смерть, которая вошла в мир после грехопадения человека, должна была быть побеждена Христом, и именно это произошло на кресте, за которым следовало воскресение. Здравствуйте. Я сестра Васса, и я рада, что вы смотрите наше удостоенное наград шоу в прямом эфире из Вены, Австрии. Наступила 4-я неделя Великого поста, это значит, что мы достигли середины поста, и сегодня прекрасное весеннее утро здесь, в Вене. Кстати, некоторые люди говорят, что я не должна называть это шоу удостоенным наград, потому что эти награды были вручены за настольный теннис. Да, мой личный тренер Эдельтраут и Дэвид из студии звукозаписи действительно выиграли эти прекрасные трофеи в настольный теннис в местном клубе настольного тенниса. И некоторые люди просто не понимают, каким образом это делает наше шоу удостоенным наград, – ну, я даже не знаю, что и сказать … Один из нас получает награду, – все мы получаем награду! Ну что уж тут поделаешь! Говоря о трофеях, эта 4-я неделя Великого поста начинается с Крестопоклонной недели, и за мной сегодня, как вы видите, крест. В византийской гимнографии Крест часто называют трофеем или непобедимым трофеем – «aittiton tropaion» (по-гречески) (в славянском переводе «непобедимая победа»). Это символ победы. Но надо признать, что сегодня по поводу Креста бытует много заблуждений. Для нехристиан смерть Иисуса Христа на Кресте часто воспринимается как некая жестокая или странная история. И даже среди многих христиан, я думаю, существуют недоразумения и некоторое непонимание, и, я полагаю, – невысказанные вопросы о смерти Христа на Кресте. Например, когда мы слышим фразу, что Христос умер «за наши грехи», то, возможно, мы не до конца понимаем, что это значит. И мы часто слышим другую фразу, что Крест «открыл врата рая», которые раньше были закрыты для человека, за его грехи, – начиная с греха Адама и Евы, которым Бог сказал, что они умрут, если попробуют плоды с древа познания. Но, как вы знаете, они сделали это и вкусили от дерева познания, и были изгнаны за этот грех из рая, и умерли. Мы слышим, что смерть Христа на Кресте каким-то образом исправила эту трагедию. Это по ряду причин тоже может быть малопонятной идеей.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

3 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 4 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 5 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 6 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. Великий Пост 2024: питание в четвертую Седмицу (8 — 14 апреля) 7 апреля – воскресенье. Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная. В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином). 8 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 9 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 10 апреля – среда. Благовещение Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

Отчего всё это происходит? Почему мы глухи и немы в отношении других и жалостливы в отношении только себя самих? – Потому, что у нас нет любви ни к Богу, ни к людям и нет сознания того, что все мы живём в вертограде Господнем, т. е. в Царстве Божием, где у всех нас один Хозяин – Отец Небесный, а мы друг для друга – братья, сестры во Христе, и где любовь, взаимное несение жизненных тягот. В Царстве Божием – всё Божие: и природа, и люди. И всё исходит от Бога и должно быть возвращено Богу в виде благодарения Его Самого и помощи окружающим, людям. В этом Царстве Божием каждый из нас призывается потерять, забыть себя для себя, чтобы найти себя в других: в их скорбях и радостях, в их жизни и смерти, ибо сказано, что нет большей любви, как отдать жизнь свою за други своя ( Ин. 15:13 ) и тем возвратить её Богу. На этом пути, братия и сестры, нет других границ и норм, кроме бесконечных. Ведь это нам сказано: Будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Он повелевает солнцу Своему исходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Он отыскивает каждую затерявшуюся овцу ( Лк. 15:4 ) и призывает к покаянию каждого блудного сына. Как тяжка, уныла и внутренне одинока была бы жизнь наша, если бы не было около нас любящего Отца Небесного! Как тяжело было бы нам нести крест своей жизни, своего послушания Богу. И мы совсем огрубели и одичали бы от грехов своих, если бы не было очищения от них в таинствах покаяния и Святого Причащения. Поспешим же, братия и сестры, и мы, как блудные дети, в оставшиеся дни Великого поста навстречу Отцу нашему Небесному. Поспешим на исповеди открыть Ему свою израненную и измученную душу, чтобы Он даровал нам через таинства покаяния – радость прощения, а через таинство святого Причащения – радость единения с возлюбленным Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом. Укрепи нас, Господи, силой честного и животворящего Креста Твоего! Помоги нам, Боже, дружно и плодотворно работать в Твоём вертограде. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твоё поем и славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Но у хозяина (Бога) оказался другой закон, другая справедливость. Он платит людям не только за их труд, но неизмеримо больше за их страдания, мучения. Кто больше перестрадал за день: тот ли, кто весь день работал, ободряясь надеждой на получение возмездия за труды свои или тот, кто до последнего часа изнывал и огорчался от отсутствия работы? На весах Божественной Правды взвесится весь человек, всё его внутреннее состояние и внешние отношения. И там, где это состояние мучительно, скорбно и покаянно, там властно действует милующая любовь Божия. Это мы особенно ясно видим на притче о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ). Сколько мучений пережил этот блудный сын, пока был в стране далёкой? А когда пошёл к Отцу, то, сколько любви встретил у Него? Сын хотел быть только наёмником у Отца, а Отец принял его как возлюбленного сына, У сына никаких трудовых заслуг перед Отцом не было. Наоборот, он промотал всё, что выделил ему Отец. Но сколько же горя, мук, лишений хлебнул этот распутный сын, пока не пришёл в себя? и не пошёл с покаянным Чувством к Отцу. Вот за это-то (за очистительные мучения и глубокие покаяния) особенно и возлюбил его Отец. Вспомните, как огорчён и разгневан был старший сын в момент радостной встречи с младшим сыном. Он (старший сын) так же стал взывать к справедливости и бунтовать, как и наёмники сегодняшней притчи. Вот я столько лет служу Тебе, – говорил он Отцу, – и Ты никогда не дал мне козлёнка.., а для расточителя заколол откормленного телёнка ( Лк. 15:29–30 ). Так часто, братия и сестры, бывает в человеческих взаимоотношениях. Здесь царит справедливость близорукая, однобокая, земная. Всякий из нас ратует за справедливость для себя, поскольку она нам выгодна, забывая о других, а часто и за счёт их. Так, старший брат блудного сына, высказывая Отцу свои личные обиды, совсем не думал о брате, не жалел его и не разделил радость Отца, что (блудный сын) будучи мёртв, ожил, пропадал и нашёлся ( Лк. 15:32 ). Так и наёмники сегодняшней притчи, укоряя хозяина за несправедливую, как и казалось, выдачу зарплаты, думали только о себе, что они де пережили тягость дня и зноя и совсем не думали о тех, кто в течение дня пережил тот же зной и тяжесть, и скорбь от безработицы, более мучительную, чем сама работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

26 февраля, в воскресенье, заканчивалась вторая неделя Великого поста, и власти надеялись на прекращение волнений. Однако в этот день одна из рот запасного батальона л-гв. Павловского полка неожиданно открыла огонь по войскам, разгонявшим демонстрантов. В тот день роту удалось разоружить, а зачинщиков арестовать. Зато третья неделя Великого поста – Крестопоклонная – началась с солдатского бунта. 27 февраля восстал запасной батальон л-гв. Волынского полка, к которому присоединились другие воинские части. Начались убийства офицеров, толпа захватывала полицейские участки, было сожжено здание Окружного суда на Литейном, захвачена тюрьма «Кресты». На Крестопоклонную толпа штурмовала «Кресты», а не поклонялась Кресту Господню! Как это символично! Именно на Крестопоклонной изменники-генералы Рузский и Алексеев, как и поддержавшие их генералы и адмиралы великий князь Николай Николаевич, Брусилов, Сахаров, Колчак и др. вынудили Государя подписать отречение от Престола. А в самый день Крестопоклонной седмицы, в воскресенье, еще один генерал-изменник Корнилов в сопровождении одного из вождей революции Гучкова приехали около полуночи «навестить» Императрицу Александру Федоровну. Победителям очень хотелось, видимо, поупиваться торжеством. «Первую свободную Пасху» новые революционные власти праздновали на широкую ногу. Христос Воскресе и Да здравствует республика! А Марина Цветаева в порыве восторга написала даже стихотворение «Царю на Пасху», в котором издевательски называла Государя «вчерашний Царь». А мы недоумеваем: почему гражданская война была такой кровавой! А какой она могла быть, если революцию совершили в Великий пост. Мог ли Господь даровать победу в гражданской войне генералам Алексееву, Корнилову и адмиралу Колчаку?! Но вернемся к дням нынешним. Слава Богу, есть и обнадеживающие отличия февралей 1917 и 2012. Во-первых, сегодня нет всеобщего вооружения народа, что имело место в 1917 г., когда солдаты с оружием в руках бросали фронт. Хотя градус озлобления в обществе и сегодня весьма высок.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/27/fe...

Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями – это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек – это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский , превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий.

http://pravoslavie.ru/45090.html

1 ноября Без скорбей нет спасения; без скорбей человек ничему не научится; без скорбей нет (не познать в полноте) и радостей. 1 декабря ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ ХРИСТОВО! Смотрите в нем – кого надо находить, призывать, утешать, кому помогать, кого кормить: нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк 14,13 ). И тогда воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк 14,14 ). 25 декабря [нов. ст.] Пастырь должен быть смелым, говорить прямо, что он думает. Не бояться! 1947 ГОД Какое еще есть имя Божие? Многомилостивый! «...Возведи от тли живот мой, Многомилостиве» (ирмос 6-й песни канона панихиды)! Самое лучшее: сказать вовремя – и нужное. А зря – не говорить. Мы существа разумные. Неделя Крестопоклонная Кажется, землю Аргентинскую прежде всего нужно орошать слезами, чтобы она дала какой-нибудь плод. 18 июля Казалось бы, что может быть блаженнее – чем любить? И, однако, любить Начиная самую главную часть Литургии – евхаристический канон, – священнослужитель преподает верным благословение с пожеланием им великих даров, о стяжании которых особенно следует молиться в этот важнейший момент. Какие же это дары? Они заключаются в словах соответствующего возгласа: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». И затем: «Горе имеим сердца» – как напоминание всем молящимся о необходимости их высокого духовного христианского состояния именно теперь, когда наступает самая существенная часть Евхаристии. 15 августа Нет большей сладости – как от работы. Недаром Господь и в раю заповедал Адаму работать: возделывать землю, сад. Слава Богу! Поэтому работать – и надо, и полезно. 26 августа Как радостно видеть людей религиозных. После службы можно видеть иногда у людей лица, светящиеся духовной радостью. Так и Господь говорил, что праведницы «просветятся, яко солнце» в Царствии Небесном. Слава Богу! Молиться – есть благородство ангельское Разве не достоинство, не особая честь предоставлена человеку – уподобляться Ангелам на молитве. Возьмите хотя бы утреннюю молитву: «Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Человеку здесь предоставляется ангелоподобное достоинство. Как Ангелы вопиют эту песнь, так и мы уподобляемся им. Человек же часто забывает свое достоинство – и даже не только часто, а почти всегда, – и сбывается Писание: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ( Пс 48,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Почему вы Батюшка говорите, что нельзя будет читать? — Да ведь лет через пять или шесть… тогда вам надо будет читать книгу жизни… — Непонятными и таинственными мне показались эти слова, но спрашивать Батюшку далее я не посмел. Недавно Батюшка сказал мне: — Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо записать. Он, зная, что какой–либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли:«Это не важно, Бог тебе это простит…» — и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как–либо исповедать этот грех духовнику на исповеди, то диавол всячески увеличивает его тяжесть, внушая, что грех этот настолько велик, что даже Бог никогда не простит его. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает. 21 марта 1910 г. Неделя Крестопоклонная. Сегодня все время читал книгу»На горах Кавказа»и, наконец, окончил ее. Недавно Батюшка рассказал следующее: — Приходит ко мне однажды мирской человек и обращается ко мне с таким вопросом: — Как проходить путь Божий? Как ему научиться? Скажите мне это в немногих словах. — Я даже несколько задумался. Что же ему сказать? А потом и говорю: — Ты читал Псалтирь? — Читал. — Ну так вот там сказано:«Господь научит кроткия путем Своим»(Пс. 24, 9). Значит, прежде всего надо знать, что учит путям Господним Сам Господь, но учит не всех, а только тех, кто кроток, кто смиряется. Так вот и ты смиряйся, будь кроток, и Господь тебя не оставит и Сам научит, как проходить путь Господень и в чем он состоит. — Спаси Господи, Батюшка, вы мне все разъяснили, — сказал он мне тогда и ушел. 28 марта 1910 г. Воскресенье. Четвертая седмица. Вчера перед бдением Батюшка говорил мне: — Я прочел у батюшки о. Анатолия в письмах, как он советует не оставлять Иисусовой молитвы во время богослужения, что молитва Иисусова не только не помешает внимать тому, что читают или поют, а даже помогает уяснить смысл читаемого или певаемого… — Я говорю:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

Любящий ведет на Фавор — я верю и надеюсь. Он отнимает всякую радость, даже радость молитвы. Он предает на раны, большие и малые, сердце, чтобы оно, окончательно сломленное, истекающее кровью, признавшее свое предельное бессилие и сиротство, отдалось Ему полно и безраздельно, обрелось в Его руке, в Его деснице навеки… С невольной тревогой я наблюдаю за собой. Гибель лишенной всякой внешней поддержки души кажется почти неизбежной, и тогда вспоминаю: «Когда я немощен — тогда я силен», — и хватаюсь за край Его одежды. Внешне все благополучно. Я работаю делопроизводителем в совхозе… Работа кропотливая, для меня новая. Но все это ничего. Получаю посылки и очень окреп за лето… Хожу гулять. Иногда приношу чернику и морошку… Живу в хорошей светлой комнате за кремлем. Во все окна смотрит красота. Море, озеро и камень тоже облечены в лепоту. Дни идут за днями. 4.10.1933 Соловки Я ведь совсем одинок… Так сложилась жизнь, что буквально не с кем не то что душу отвести, но просто перекинуться словом. Все свободное время или с книгой, или лепечу про себя молитвы, или, закрывшись от всех и от всего, отдаюсь воспоминаниям и видениям. Я перебираю воспоминания, как четки: по ним молюсь, благодарю, каюсь, умоляю… Знаешь — томительная беспраздничность жизни, тоска о красоте, когдато осенявшей жизнь, теперь недоступной и недостижимой, страх перед собственным душевным огрубением, «позор мелочных обид», невыразимая боль разлуки, грусть об отшедших, мгновения слабости, муки раскаяния, и другие мгновения — преданности Ему и совершенной надежды на Вечность. 2.11.1933 Соловки У меня все благополучно, спокойно. Работа, внешние условия жизни все неплохие. С питанием теперь вообще обстоит гораздо лучше. И я ведь имею большую поддержку в посылках и некоторый запас на зиму. Не исключена возможность, что когданибудь буду переведен на материк. 1934 год 26.2.1934 Парандово Неделя Крестопоклонная. Завтра опять кудато Кажется, опять на 4–й лагпункт. Уж такая жизнь моя неприкаянная здесь, бесприютная. Но чувствую, что месяц, прошедший на берегу шумного Выга, пролетел недаром. Сколько я передумал здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2428...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010