Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре после его возведения на епископскую кафедру был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами и крыша храма покрыта оловом. В 1153 году воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге. В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек – Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. Святитель Нифонт был духовным писателем. Он автор ответов на вопросы Кирика Новгородца, инициатор составления Софийского временника. Святитель Нифонт постановил погребать покойников не на закате солнца, а когда солнце во всем своем блеске, ибо, по слову его, «последнее видят солнце до общего воскресения». Труды: Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Памятники древнерусского канонического права/Под ред. А. С. Павлова . – СПб., 1880. – Ч. 1. – Стб. 21–62. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 49–69. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 62, 63. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 724, 725. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; вып. 8, апрель. – С. 40–46. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1, апрель. – С. 519–527. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. – М., 1888. – С. 56, 57. Хойнацкий А.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Кирилл ознакомился с ходом восстановительных работ в кронштадтском Морском соборе, в частности посетил галереи западной части храма и осмотрел купольную и алтарные части. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил заседание Попечительского совета фонда по возрождению собора, на котором был рассмотрен план работ по восстановлению собора на 2010–2011 гг. 6 марта, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения Предстоятель поклонился чтимому образу Святителя Николая, пребывающему в нижнем храме собора. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. На молитвенную память о посещении собора Святейший Патриарх передал в дар храму образ Спасителя и частицу Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святыня, доставленная в Санкт-Петербург благотворителем, была отделена от части Креста Господня, которая хранится в базилике Святого Креста Иерусалимского в Риме. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — официальную резиденцию Предстоятеля в дни визитов в Санкт-Петербург. По прибытии туда Патриарх Кирилл поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. 7 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском кафедральном соборе. По прибытии в собор Предстоятель поклонился чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью о крестоношении, к которому каждый христианин призывается словами из Евангельского чтения: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). «Мы именуем крестом только то страдание, которое нам посылается и которое мы не способны преодолеть, — сказал, в частности, Патриарх Кирилл. — Это могут быть и болезни, и скорби, и люди, которые нередко приносят нам страдания. Такое страдание, которое не от нас, но от Бога — это крест».

http://e-vestnik.ru/reports/pervosvyatit...

За состоявшимся сегодня в Благовещенском соборе Московского Кремля Патриаршим богослужением управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий поздравил Предстоятеля Русской Церкви с отмечаемой датой. 6 апреля 2024 г. 22:41 Священники оказывают помощь пострадавшим при прорыве дамбы в Орске 45 пациентов из подтопленной больницы помог эвакуировать руководитель социального отдела епархии протоиерей Вячеслав Кочкин. Также священники Орской епархии доставили 30 кг одежды и продуктов в четыре пункта временного размещения. 6 апреля 2024 г. 19:31 В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 6 апреля, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото Видео 6 апреля 2024 г. 15:26 Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с атаманом Союза казаков Семиречья 5 апреля состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина с атаманом Союза казаков Семиречья, председателем филиала ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» по г. Алма-Ате, членом Ассамблеи народа Казахстана казачьим полковником Владимиром Шихотовым. Последние публикации 7 апреля 2024 г. 15:04 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля [Патриарх] 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

http://patriarchia.ru/index.html

Повечерие малое совершается «по вечери», т.е. после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. Великое повечерие, совершаемое во дни Великого поста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника первой седмицы Великого поста), т.е. по-нашему примерно в 15 часов дня. Тогда как Великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» – см. Типикон, 25 декабря), а Великое повечерие на Благовещение начинается в 19 часов вечера («при часе 1-м нощи» – см. Типикон, 25 марта). Полунощница совершается в полночь или рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году). Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современное счисление получится следующее: – 1-й час ­­ 7 часов утра; – 3-й час ­­ 9 часов утра; – 6-й час ­­ 12 часов дня; – 9-й час ­­ 15 часов дня. Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрени, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней. Божественная литургия, по Служебнику, совершается «в третий (по-нашему 9-й) час дне. Но может ранее и позднее начатися, аще потреба сицевая будет». Протоиерей К. Никольский пишет, что ранний предел времени для служения Литургии – рассвет дня, тогда как поздний предел – полдень 304 . После полудня Литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, которая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

http://zavet.ru/kalendar/rods1-003kn.htm

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

15:37 Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы [Стаття] В неделю 2-ю Великого поста Церковь совершает память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный истории празднования этой памяти и службе святителю, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в представленном 2 марта 2007 года XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии». 1 березня 2007 р. 16:56 2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца [Стаття] В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. 26 лютого 2007 р. 18:01 27 февраля — память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского [Стаття] Летописцы считали Кирилла едва ли не единственным наставником в истинах веры первых русских князей. Так, св. Кирилл явился после чудесного поражения под Константинополем Аскольда и Дира для их оглашения и наставления в христианской вере; он назидал и утверждал в Православии равноапостольную великую княгиню Ольгу; он же являлся, по некоторым летописям, к мудрому нашему великому князю Владимиру для ознакомления с христианством. 8 лютого 2007 р. 16:32 9 февраля — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста [Стаття] Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. 7 лютого 2007 р. 11:26 7 февраля — память святителя Григория Богослова [Стаття] Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу — Слову. 2 лютого 2007 р. 18:55 3 февраля — память преподобного Максима Грека [Стаття] Ревнитель истины и благочестия прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Изгнанные монахи после долгих скитаний по лесу встретили охотника Самуила из с. Бросачева Емецкого стана, к-рый рассказал им о месте на полуострове Михайловского оз., неподалеку от р. Сии, отмеченном мн. чудесными знамениями: здесь старожилы неоднократно слышали колокольный звон, монашеское пение и видели монахов, вырубавших лесную чащу. Прп. Антоний и его спутники поставили здесь крест и положили основание Свято-Троицкому мон-рю. Согласно Житию, все 6 иноков, сподвижников прп. Антония, отличались особенной строгостью жизни. По-видимому, И. подвизался в Свято-Троицком мон-ре до кончины, погребение его неизвестно. В кормовой книге Антониева Сийского монастыря XVII в. записано празднование в 4-ю субботу Великого поста панихидной памяти И. в числе 6 «начальных» старцев обители вместе с памятью прп. Пахомия Кенского и памятью родителей прп. Антония: «В субботу 4-ю святаго Великого поста. Поминать чюдотворцева старца преподобнаго отца нашего игумена Пахомия и начальных старцев: инока Александра, инока Иоакима, инока Исайи, инока Елесея, инока Александра, инока Ионы. Да чюдотворцевых родителей: Никифора, Филиппа, Елевферия, иноки Агрипины. Пети панахида пред обеднею собором, и обедня служить собором же. На братию утешение» (РНБ. СПбДА. А. II. 383. Л. 58). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Новгородских святых при возобновлении празднования Собору в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Имя И. вошло в Собор Сийских святых, празднование к-рому в 3-ю Неделю по Пятидесятнице было установлено 15 июля 2008 г. указом Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. в Антониевом Сийском монастыре обустраивается храм, посвященный Сийским преподобным. В монастыре составлена молитва Собору Сийских святых. Ист.: Житие прп. отца нашего Антония Сийского: С изображ. преподобного и объяснит. примеч. М., 1907; Никодим (Кононов), иером. О церк. почитании прп. Антония, Сийского чудотворца: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Пономарёв А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-рус. Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-340; Даниленко А. Н. Празднование Собора Сийских святых//Духовный сеятель: Газ./Сийский мон-рь. 2009. 6(129). Июнь. С. 7.

http://pravenc.ru/text/468875.html

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста Все мы понимаем слово «религия» как ту или иную форму веры в существование Бога (или, как у язычников, — богов), веру в существование высших сил. Но мы понимаем также, что понятие «религия» означает не просто пассивную веру или совокупность неких представлений, но и определенную связь с высшими силами, то есть такие действия, которые образуют систему поклонения, обрядов, организованную систему культа. Да и само слово «религия» содержит в себе мысль об этом, так как оно и означает «соединение, связь». А всякая связь осуществляется через средства связи. В нашем земном быту это транспортные, телефонные, почтовые и прочего рода средства связи, требующие определенных знаний, умений, действий и затрат. В религиозной жизни связь с высшим миром тоже всегда осуществлялась сложной системой культовых действий, требующих знаний, умений, напряжения воли и затраты немалых сил и материальных средств. Так принципиально было, есть и будет во всякой религии кроме одной — христианства как веры в Бога, явленного нам в воплощении Сына Божия, в Иисусе Христе. Там, где Богочеловек Иисус Христос утверждал, — а в Своем Воскресении, Вознесении и ниспослании Святого Духа доказал, — что Он и Отец — одно ( Ин 10:30 ); там, где Он учил: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин 14:9 ), где Он учил о непосредственном пребывании верующих в Нем, и Его пребывании в них: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин 15:5), — там принципиально не требуется иного Посредника между людьми и Богом кроме Самого Иисуса Христа. С Ним же и друг с другом искренняя вера и любовь объединяет нас в единое Тело Христово: «Ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал 3:28 ). Сын Божий Иисус Христос — единственный Посредник между людьми и Богом. Все Послание к Евреям — об этом. Сын Божий выше всех других посредников: пророков, ангелов, законодателя Моисея, всего священства Ветхого Завета! Все прежние религии, — даже такая возвышенная как откровение Ветхого Завета, — лишь обещали нам спасение, а Он — принес. Оттого мы и называем откровение в Иисусе Христе Новым Заветом, новым союзом с Богом: «древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор 5:17 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-v...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010