В настоящее время церковь иконы Божией Матери " Знамение " не действует, ее облик сильно искажен. В здании размещаются разные коммерческие организации и социальные службы. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Крестознаменская церковь находится в нескольких шагах от Георгиевской, так что богослужение, особенно пение одной церкви, вероятно, слышно в другой... Обе церкви имеют весьма малочисленные приходы; в Георгиевской церкви прихожан считается 125 душ муж. пола, а в Крестознаменской - 160 душ м. пола. Построение двух храмов в таком близком расстоянии некоторые объясняют тем, что когда-то в старину богатые прихожане одного и того же прихода между собой повздорили и вздумали отделиться друг от друга и каждая партия поставила для себя особый храм... Верно ли это предание относительно этих церквей или нет, но в старину подобные случаи бывали. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7(20) мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшего из света и распростертого от Голгофы, места распятия Спасателя, до Елеонской горы - места Его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом св. Кириллом. Храмовая икона в иконостасе представляет в верхней части своей изображение большого четырёхконечного креста, из светлых лучей состоящего, а внизу патриарха и множество народа, с удивлением и благоговением взирающих на знамение св. креста. В Крестознаменской церкви две иконы, изображающие явление креста на небе, одна из них написана петербужским художником Пешехоновым, а другая - монахинею Казанского Вышневолоцкого монастыря. Крестознаменская церковь, также как и Георгиевская, существовала с XVII века. У Нарбекова под 1625 г. о ней сказано: «Храм Знамения честного креста Господня древян клецки… место церковное, что был храм во имя св. великомуч. Екатерины Александрийской; а этот храм в литовский разгром Литва сожгла совсем… место церковное поповское Знаменского попа Артемья Иванова, а сам живет в городе в осадном месте». Ныне существующая Крестознаменская каменная церковь двухэтажная, построена в 1784 г. при Тверском архиепископе Иоасафе. В верхнем отделении престол посвящен Знамению честного креста, а нижний св. великомученице Екатерине, в память особо существовавшей Екатерининской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11693

О повествуемом чудесном явлении знамения креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл 3015 известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен 3016 свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого креста 3017 , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться «Знамение Сына человеческого» ( Мф.24:30 ), крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери Царства Небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай ( Лк.23:40–43 ), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки ( Мф 25:33–34 ). Аминь. Тропарь Креста, глас 8: Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси: и в нем Твою Спасе, крепость уяснил еси, сим укрепляя и верныя наша цари: яже и спасай выну в мире, молитвами Богородицы Христе Боже, и спаси нас. Кондак, глас 4: Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест: темже сияний его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету, и во бранех имамы его, оружие мира, непобедимую победу. 3010 Констанций, сын Константина Великого и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По окончании Первого Вселенского Собора, когда осуждена была ересь Ария, отвергавшего Божество Сына Божия и когда благоверный Царь Константин радовался установившемуся в христианской Церкви согласию в вере, его благочестивая мать Царица Елена возгоралась горячим желанием найти крест, на котором распят был Господь Иисус Христос. В 326 году по Р. Хр. она прибыла в Иерусалим, и там, после долгих поисков, ей было указано, что Крест Христов зарыт в земле на одном холме, где было воздвигнуто языческое капище. При раскопке земли найдено было три креста и отдельно лежавшая дощечка с надписью на трех языках – еврейском, греческом и латинском – Иисус Назорей Царь Иудейский. По виду трудно было определить, какой из крестов был Крест Господень. В это время несли мимо хоронить умершего. Епископ Макарий распорядился остановить похоронную процессию и велел по очереди возлагать найденные кресты на умершего. Возложение двух крестов не произвело никакого действия; когда же был возложен третий крест, мертвый воскрес. Это чудо явно для всех указало на животворную силу Креста Господня и за ним установилось название «Животворящего Креста». Имея в виду эту дивную животворную силу Креста Господня, св. Церковь распорядилась дать самое широкое употребление крестного знамения в жизни христиан. Освящая крестным знамением каждый шаг, каждое движение, каждую сторону жизни верующих христиан и предписывая им употреблять как можно больше и чаще это спасительное знамение, Церковь следует в этом отношении откровению Божию, которое получил Император Константин Великий , когда ему явилось на небе перед решительной битвой с врагами знамение креста с надписью над ним:  «Сим побеждай!» Крестное знамение и необходимо нам для того, чтобы силою его побеждать врагов нашего спасения. А какую действительно великую силу в этом отношении оно имеет, Церковь разъясняет в своем песнопении: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни»...   (стихира, гл. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Константин Великий вел войну с Максентием, правителем западной части Римской империи, — в то время как Константин правил восточной ее частью. Уже тогда Константин терпимо относился к христианству, что было драгоценно после трехвекового гонения на него. И вот, Господь избрал Константина как орудие Свое для торжества христианства. В 312 году, 28 октября, Константин и все его войско, находясь в походе, после полудня увидели на небе крест, составленный из света, превосходящего солнечный, и на кресте надпись из звезд: “Сим победиши”. А в следующую ночь явился Константину Сам Христос и, показав ему то же знамение, велел по подобию его устроить военное знамя и дать его войскам для защиты от врагов. И Константин так и сделал. Знамя состояло из копья, пересеченного вверху перекладиной и образующего крест. На самом верху его золотой венец с тремя первыми буквами имени Христа: I. Х. и Р., а на перекладине — шелковый плат с драгоценными камнями и портретами царя и его сыновей. Невыразимое вдохновение охватило войска при виде Креста. Вскоре Максентий был разбит и сам утонул в реке Тибр, на которой стоит Рим. Константин воздвиг тогда в Риме сей крест с надписью: “Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость”. — С тех пор Крест Христов всегда сопутствовал войскам Константина, и его силою он победил еще два раза. Тогда в благодарность Кресту царица Елена и решила ехать в Иерусалим и искать Крест Господень на Голгофе. По преданию, иудеи по воскресении Спасителя, желая лишить Его последователей всего относящегося к Нему, зарыли в землю три креста, гвозди и дощечку с надписью. И зарыли на месте казни, как был у них обычай. И вот, когда по царскому повелению разрыли сии места, то обнаружили три креста и дощечку с надписью. Оставалось определить, который именно крестГосподень. И тогда решили положить мертвого на крест. От соприкосновения с одним из крестов он воскрес. И тогда все с великой радостью пали и поклонились Кресту Христову, а Патриарх Иерусалимский Макарий поднял Крест и благословил им народ на четыре стороны. Таков обычай воздвижения Креста, который сохранился и доселе.

http://pravmir.ru/prazdniki-dvunadesyaty...

Почитание Креста Господня стало особенно сильным в IV в. Древние авторы и предания передают рассказы о явлении К. Так, имп. равноап. Константин увидел на небе лучезарный К., к-рый стал знамением для Константина ( Euseb. Vita Const. 29, 30); с ним он одержал блестящую победу в 312 г. Мать Константина, равноап. Елена , в 326 г. отправилась на Св. землю, чтобы отыскать пещеру Гроба Господня и Крест Господень ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 17). Обретение честного Креста Господня и сопровождавшие его чудеса исцеления способствовали распространению почитания К. По словам свт. Иоанна Златоуста , «прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь - знаком спасения. …он примирил нас, бывших во вражде с Богом...» ( Ioan. Chrysost. De cruce et latrone. 1. 1). К., по учению свт. Иоанна Златоуста, есть вселенский символ победы, дарованной человеку Христом без к.-л. заслуг или усилий с его стороны: «Подвиг - Владыки, а венец - наш... Вот что совершил для нас крест; крест - трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; крест - изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение ангелов, утверждение Церкви, похвала Павла [ср.: Гал 6. 14], твердыня святых, свет всей вселенной» ( Idem. De coemet. et de cruc. 2). Этой теме посвящено одно из «Огласительных слов» свт. Кирилла Иерусалимского, в к-ром святитель говорит о силе крестного знамения , сопровождающего человека на всем его жизненном пути: «Итак, не будем стыдиться исповедовать Распятого; с дерзновением будем изображать рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; будем изображать Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он - великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, «властно подверг их позору» (Кол 2. 15). Когда увидят они К., то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай этим знамением по той причине, что оно даром дано тебе, но за это тем более почитай Благодетеля» ( Суг. Hieros. Catech. 13. 36).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

4. В эти святые дни святой Пятидесятницы, в ноны мая (т. е. 7 числа мая), около третьего часа явился на небе весьма великий крест, составившийся из света над святою Голгофою и протяженный до святой горы Елеонской. Не один или только двое видели его, напротив того, весьма явственно виден он был всему народонаселению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновало это видение, но в продолжение многих часов крест очевидным образом зрим был над землею, молниеносным сиянием превзошедши лучи солнечные. Ибо затмился бы преодолеваемый ими, если бы не издавал для зрителей блистаний, озарявших сильнее самого солнца. Поэтому все народонаселение города, объятое страхом и вместе радостию от этого боговидения, тотчас толпами стеклось во святую церковь – и юные, и старцы, и мужи, и жены, люди всякого возраста, даже самые девы, начавшие уже таиться внутри домов, жители города и пришельцы христиане, и из других мест прибывшие язычники,– все единодушно как бы едиными устами прославляли чудодействующего Христа Иисуса, Господа нашего, Сына Божия единородного, на самом деле и опыте уразумев, что благочестивейшее христианское учение состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2:4 ), не человеками только возвещается, но Самим Богом свидетельствуется с небес. 5. Поэтому мы, жители Иерусалима, собственными своими очами удостоверившись в необычайности чуда, Всецарю Богу и единородному Сыну Божию воздали и будем воздавать подобающее с благодарением поклонение, совершив и продолжая совершать в святых местах прилежные молитвы и о боголюбивой твоей державе. Поскольку же должно было не молчанию предавать небесные боговидения эти, но благовествовать о них и твоему богодухновенному благочестию, то и потщились мы немедленно исполнить то этим посланием, чтобы на добром основании прежде бывшей в тебе веры наздав познание о том, что вновь явлено выше, восприял ты еще более твердое упование на Господа нашего Иисуса Христа, и вместе, исполнившись всякого обычного тебе мужества, как бы имея споборником Самого Бога, с усердием изнес победное знамение креста, в похвалу похвал вменяя это на небе явленное знамение, образ которого показав людям, еще более прославилось им небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35). Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом  8 ноября  (нов: 21 ноября). В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных. 3011 Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, – всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры , который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в. 3012 По нашему счету около 9 часов утра. – Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею. 3015 Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта. 3016 Созомен – церковный историк V в. Его «Церковная история» обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. – Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей «Церковной истории», в главе 5. 3017 Явление креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена – господство арианства. Ровно 10 лет (по 371 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361–363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364–378 г.). Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8) ( να) Ho чтобы отвлечь нас от чествования (креста Господня), как намеревались покланявшиеся камням, почитая публично благочестивых за нечестивцев (и как бы за врагов) 5 , они забросали землей место погребения Господня и крест. Однакоже тщетно они трудились, думая солнце закрыть дланию: благодать, напротив, еще более проявилась, и благочестие, которое они думали истребить, положило конец их гнусным замыслам; ибо явившийся на небеси крест есть непобедимая против заблуждения победа. 9) ( Σμβολον) Взирая на сие явное знамение Вышняго Бога, великий Константин услышал Иисуса говорищаго: «Сим знамением ты будешь побеждать, верный самодержец, царь христианский, даже до втораго Моего пришествия. Для тебя Я сохраню величие сего града, и он будет стоять даже до скончания (мира)... будет первенствовать пред всеми градами; стеною же ему будет крест Мой, крепкое ограждение, непобедимая победа». 10) ( Τατα) Слово, (Сын Божий), глаголавшее к нему сие не словами, но делом и силою, обрело благочостивое сердце раба, говорившаго самому себе: «готова душа моя, Боже, всегда последовать за Тобою». Почему обнаруживаются и самыя деяния, – различныя таинства, вера и ревность (к вере), и чествования всех иереев; повсюду воздвигнул он честныя церкви, и разрушил храмы нечестия, постыдныя пещеры богов измышленных, и не имеющих непобедимой победы. 11) () 6 Великая же царица и матерь великаго онаго царя, всечестная Елена, увенчанная Христом, имея ту же ревность вместе с царем, отправилась в Иерусалим обозреть (все) чудесное. Бывши там и оказав поклонение Богу, как могла, она горела сильным желанием найти крест, как сокровище. Но во всей вселенной неизвестно было место, где находилась сия непобедимая победа. 12) ( Νενικημνης) Когда же совершенно овладело ею сильное желание, чтобы явившееся свыше (на небе) возсияло и внизу (на земле), и долее не скрывалось в земле, -сновидения и чудныя знаменования обнаружили то место. Способ же удобный (к открытию креста) некто из евреев, представ пред Божественной царицей, с поспешностию заявил (ей). Верная, как скоро узнала сие, пошла немедленно на оное место. «Открой», говорит она, «дай мне благодать, чтобы я обрела, взяла и навсегда при себе имела сию непобедимую победу».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Но не следует думать, что Его пречистый образ прелагается в Его Божественное Существо: ведь Божие Существо не могут видеть ни ангелы, ни люди 38 ; не следует думать, что это Христос во плоти: ведь Христос неописуем, по своей Божественной природе, и теперь невозможно Его видеть, но лишь когда наступит Его второе пришествие, это станет возможным; икона же – образ Его Человеческой природы. И потому так же, как мы приносим каждение и свечи изображению Честного и Животворящего Креста, и святому Евангелию, и святым Божиим Тайнам, поклоняясь и воздавая им честь, – так же следует воздавать честь и поклоняться с любовью пречистому и всечестному Его образу, с честным целованием, со страхом и трепетом, всечестно и верно. Ведь Бог неописуемый стал ради нас описуемым Человеком; и когда мы вспоминаем Его первообраз – ибо почитание, воздаваемое иконе, восходит к первообразу 39 , – то в иконах мы почитаем Истину и поклоняемся Ей. Точно так же повелели святые апостолы и богоносные отцы поклоняться Честному и Животворящему Кресту, с почитанием и совершенной верой. Хотя Крест и сделан из дерева, но это – победоносное оружие силы Божией против дьявола и всех сопротивных сил, потому что он освящен пречестною 41 Кровью и святостью распятого на нем Бога Слова, и из орудия проклятия силою Божией сделался орудием освящения, потому что на Кресте был пригвожден в человеческом образе Господь, претерпевший погребение, воскресший и вознесшийся со славою на Небеса. И следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова, следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается крест, из любого вещества, – туда приходит благодать и освящение от пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего. Он дал нам знамение, чтобы изображать его на челе, на сердце и на всех членах. Это – печать, чтобы, видя ее, не прикасался к нам губитель, как Сам Господь говорит через пророка Иезекииля: «Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на челе которого знак " ( Иез. 9, 5–6 ; см. также ст. 4). Подобно этому говорит и Давид: «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы они избежали лука» (См. Пс. 59, 6 ), – то есть стрел вражиих. И еще «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ) 42 , – ведь знамение бывает на челе, как говорит Иезекииль. Таким образом мы узнаем верных, а от неверных отступаем. Это щит и оружие наше! Великие знамения и чудеса Креста невозможно выразить словом: они были при великом царе Константине, который сначала увидел на небе Крест, а потом, с помощью его, погубил 43 всех врагов; и при сыне его Константине, в Иерусалиме, когда среди дня явился на небесах Крест, так что затмил своим светом свет солнца; и при царе Ираклии, и еще бесчисленное множество раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010