Евангелист не сообщает нам о форме креста Спасителя. Римляне использовали кресты нескольких видов: в форме греческой буквы тау (T), латинской икс (X), получивший название андреевского Креста, и четырехконечный. " Крест, на котором умер Спаситель, по господствующему в Церкви преданию, был четырехконечный crux immisa или capitata " . [Голубцов А. А. , Из чтений по церковной археологии и литургике, СПб. , 1995, с. 221.] Именно эта форма Креста, историчность которого подтверждена обретением св. равноапостольной Еленой в 326 г. Голгофского Креста и двукратным явлением, крестного знамени на небе: в 312 г, в полдень св. Константину Великому перед сражением с Максентием и в 351 г. в небе над Иерусалимом. Святитель Кирилл Иерусалимский описал видение в Послании к царю Констанцию: " В сии святые дни святой Пятидесятницы, в ноны мая (т.е. 7 мая), около третьего часа явился на небе весьма великий крест, составившийся из света над святой Голгофою и протяженный до святой горы Елеонской. Не один, или только двое видели его; напротив того весьма явственно виден он был всему народонаселению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновалось сие видение, но в продолжение многих часов Крест очевидным образом зрим был над землею, молниеносным сиянием превзошедши лучи солнечные " [Кирилл Иерусалимский, святитель, Творения, М. , 1855, с. 395-396] Святитель Кирилл не описывает форму виденного Креста, но совпадение его с видом креста, изображение которого в середине VI в. стало употребляться в Церкви, очевидно. Именно четырехконечный крест заключает в себе символику победы Христа над силами зла: вертикальная линия соединяет небо и землю, а горизонтальная все концы земли. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет (Ин. 12, 32-33). Конец XV века. Двухсторонняя икона из Софийского собора в Новгороде Пригвождение ко кресту. Конец XV века. Двухсторонняя икона из Софийского собора в Новгороде. Фрагмент Согласно церковному преданию крест Спасителя был трехсоставен. Он состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосна или ель), кедра. Прообразовательное указание на это содержится в книге св. пророка Исаии (60, 13).

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена апостольские. Однако, во время гонения христиан, почитание его могло быть только тайным. «Христос распятый» для иудеев был соблазном, для язычников безумием. Посему христиане не высказывали открыто своего почитания креста, чтобы не подвергать его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест. В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью «НИКА», то есть «побеждай». Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память этой победы, царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью: «Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана». Вскоре после сего, христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах. Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого креста. По его желанию, его мать – св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела святой и животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собой, уповая на помощь Божию. Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих святой крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари. Вместе с тем, Православная Церковь , исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего креста полны таких молений. В них говорится: «Крест царей держава», «о тебе вернейшие царие наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейские люди державно покаряюще», «победы (благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «древо честное царем на варвары победу подающее»... Такими и тому подобными выражениями наполнены службы кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

7. Понедельник 3-й седмицы по Пасхе. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского. Мч. Акакия сотника. Любечской и Жировицкой икон Божией Матери. Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского. Служба в честь явления на небе Креста Господня в Иерусалиме шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Нила Сорского в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Креста, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Креста, глас 8-й: «Возвестиша Небеса...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Мироносицы жены...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й (с «Господи, воззвах») . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь...» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Креста на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален Креста, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц). По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Креста (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены, услышите...» (см. в Неделю мироносиц).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-20/

В настоящее время церковь иконы Божией Матери " Знамение " не действует, ее облик сильно искажен. В здании размещаются разные коммерческие организации и социальные службы. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Крестознаменская церковь находится в нескольких шагах от Георгиевской, так что богослужение, особенно пение одной церкви, вероятно, слышно в другой... Обе церкви имеют весьма малочисленные приходы; в Георгиевской церкви прихожан считается 125 душ муж. пола, а в Крестознаменской - 160 душ м. пола. Построение двух храмов в таком близком расстоянии некоторые объясняют тем, что когда-то в старину богатые прихожане одного и того же прихода между собой повздорили и вздумали отделиться друг от друга и каждая партия поставила для себя особый храм... Верно ли это предание относительно этих церквей или нет, но в старину подобные случаи бывали. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7(20) мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшего из света и распростертого от Голгофы, места распятия Спасателя, до Елеонской горы - места Его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом св. Кириллом. Храмовая икона в иконостасе представляет в верхней части своей изображение большого четырёхконечного креста, из светлых лучей состоящего, а внизу патриарха и множество народа, с удивлением и благоговением взирающих на знамение св. креста. В Крестознаменской церкви две иконы, изображающие явление креста на небе, одна из них написана петербужским художником Пешехоновым, а другая - монахинею Казанского Вышневолоцкого монастыря. Крестознаменская церковь, также как и Георгиевская, существовала с XVII века. У Нарбекова под 1625 г. о ней сказано: «Храм Знамения честного креста Господня древян клецки… место церковное, что был храм во имя св. великомуч. Екатерины Александрийской; а этот храм в литовский разгром Литва сожгла совсем… место церковное поповское Знаменского попа Артемья Иванова, а сам живет в городе в осадном месте». Ныне существующая Крестознаменская каменная церковь двухэтажная, построена в 1784 г. при Тверском архиепископе Иоасафе. В верхнем отделении престол посвящен Знамению честного креста, а нижний св. великомученице Екатерине, в память особо существовавшей Екатерининской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11693

1997. P. 159-170). Последний раз в Византии титул «Нового Константина» использовал придворный ритор Мануил Оловол в энкомиях в честь имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), отвоевавшего К-поль у латинян в 1261 г. и тем самым в буквальном смысле воссоздавшего империю К. ( Manuelis Holoboli Orationes/Ed. M. Treu. Potsdam, 1906-1907; Macrides R. J. From the Komnenoi to the Palaiologoi: Imperial Models in Decline and Exile//New Constantines. 1997. P. 270-272). По мере развития христ. культуры и в Византии, и в Зап. Европе наряду с «политической» традицией культа К. постепенно начала формироваться и традиция его церковного почитания. Эта эволюция форм почитания К. от общественно-политической к церковной является ярким показателем сложного процесса христианизации позднеантичного и средневек. мира, постепенного роста влияния в нем христ. вероучения и традиций, их все более глубокого проникновения в сферы общественных взглядов и отношений, в психологию древнего общества и человека. Крещение имп. Константина Великого. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. Крещение имп. Константина Великого. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. В сер. IV - сер. V в. развивается легендарная история обретения Древа Св. Креста Господня в Иерусалиме (см. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). В ней на 1-м плане - факт присутствия св. Елены на месте раскопок на Голгофе, а самому событию придается все более провиденциальный смысл. Обретение Св. Креста Господня матерью К. и установление почитания св. мест Палестины начинают восприниматься как одни из главных символов торжества христианства в мире. Одновременно в процессе развития образа К. как христианина важнейшее место занимает тема почитания им креста как знака новой веры. В трудах церковных историков этой эпохи (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский) особо подчеркиваются неск. связанных с этим эпизодов: видение К. Креста на небе перед битвой с Максенцием, обретение Св. Креста Господня в Иерусалиме и почитание частиц этой реликвии К., а также новое явление Св. Креста в небе над Иерусалимом ок. 351 г. при имп. Констанции II. В эпоху имп. Ираклия (610-641) произошло очевидное для всех современников символическое воспроизведение событий Крестовоздвижения при К. и Елене, когда во время византийско-персид. войны Животворящее Древо было захвачено персами и затем возвращено христианам. Ираклий, в 630 г. лично перевозивший святыню в Иерусалим, несомненно воспринимал К. как образец.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Крест, бывший до Христа орудием казни и вызывавший страх и отвращение к нему, после крестной смерти Христовой стал орудием и знаменем нашего спасения. Им Христос сокрушил диавола, с него Он сошел в ад и, освободив там томившихся, ввел их в Царство Небесное. Изображение креста страшно для демонов и как знамение Христово чтится христианами. Господь явил его на небе царю Константину, шедшему на Рим для борьбы с мучителем, захватившим власть, и, соорудив знамя в виде креста, царь Константин одержал полную победу. Получив помощь через Крест Господень, царь Константин упросил свою мать царицу Елену найти сам Животворящий Крест, и благочестивая Елена, отправившись в Иерусалим, после многих поисков нашла его. Многие исцеления и другие чудеса творились и творятся как от самого Креста Христова, так и от его изображения. Им хранит Господь Своих людей от всех врагов, видимых и невидимых. Торжественно празднует Православная Церковь Обретение Креста Господня, вспоминая одновременно и явление креста на небе царю Константину. В тот и иные посвященные святому Кресту дни мы молим Бога, чтобы не только отдельным людям, но и всему христианству, всей Церкви Бог даровал Свои милости. Выразительно о том говорит тропарь Креста Господня, составленный в VIII веке, когда друг прп. Иоанна Дамаскина свт. Косма, епископ Маиумский, написал всё чинопоследование службы Воздвижения Креста Господня. «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы царем благоверным на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» [тропарь Воздвижения]. Начало сей молитвы взято из 27-го псалма. В Ветхом Завете словом «люди» обозначались только исповедовавшие истинную веру, люди, верные Богу. «Достоянием», или «наследством», было всё принадлежащее собственно Богу, Божия собственность, каковой в Новом Завете является Церковь Христова. Молясь о спасении людей Божиих (христиан) как от вечных мук, так и от земных бедствий, мы молим Господа, чтобы Он благословил, ниспослал благодать, Свои благие дары и всей Церкви, внутренне укрепил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?    Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена апостольские. Однако, во время гонения христиан, почитание его могло быть только тайным. «Христос распятый» для иудеев был соблазном, для язычников безумием. Посему христиане не высказывали открыто своего почитания креста, чтобы не подвергать его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.    В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью «НИКА», то есть «побеждай». Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память этой победы, царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью: «Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана». Вскоре после сего, христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.    Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого креста.    По его желанию, его мать — св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела святой и животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собой, уповая на помощь Божию.    Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих святой крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.    Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего креста полны таких молений. В них говорится: «Крест царей держава», «о тебе вернейшие царие наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейские люди державно покаряюще», «победы (благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «древо честное царем на варвары победу подающее»... Такими и тому подобными выражениями наполнены службы кресту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Диоклитиан, сделав его воеводою, послал с отрядом войска в Александрию, приказав ему преследовать, мучить и убивать там христиан, а имения их отбирать в царскую казну. На пути близ Агамии Сирской, в третьем часу ночи сделалось вдруг землетрясение, блистание молний и страшный гром, так что от страха сделались все, как бы мертвыми. А сам воевода услышал голос, говорящий ему: „Неаний, куда ты идешь и на кого восстаешь?“ Он же в страхе отвечал, говоря: „послан я царем в Александрию убивать всех верующих в Распятого». И снова сказал ему голос: „о Неаний, и ты ли идешь на Меня?» Неаний сказал: „кто Ты, Господи, ибо я не могу узнать Тебя?“ Когда он произнес это, явился на воздухе пресветлый крест, как бы кристальный, и от этого креста был слышан голос, говорящий: „Я – Иисус, распятый, Сын Божий». Неаний в трепете сказал: „если Ты воистину Сын Божий, то как могли жиды наругаться над Тобою, распять и умертвить тебя?“ И сказал ему голос от креста: „ради рода человеческого я подъял сие добровольно, дабы избавить грешников от власти диавола, взыскать погибших и оживотворить мертвых, и если бы Я не был Сын Божий, то как бы мог быть живым по смерти и говорить с тобою?“ С сими словами крест взошел на небо, и тотчас был голос с высоты: „сим знамением, которое видели, побеждай врагов, и мир Мой будет с тобою“. Таким образом Неаний, как некогда Савл, на пути из гонителя христиан соделан был орудием прославления имени Христова (Чет.-Мин. 8 июля).    II. Явление на небе креста в Иерусалиме. При архиепископе иерусалимском Кирилле, в 351 году, 7 мая, пред праздником пятидесятницы, в обличение заблуждающихся и неверных и ради утверждения верующих произошло явление в Иерусалиме на небе честного креста Господня. Вот как говорит об этом, как очевидец, святой Кирилл в письме к императору Констанцию (337 – 361): „7 мая, около третьего часа дня (т. е. в девятом часу утра), явился на небе весьма большой крест, составившийся из света и протяженный над св. Голгофою до святой горы Елеонской. Не один или только двое видели его, но весьма явственно виден был он всему населению города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Итак, и пример относительно слов «сотворите убо плод достоин покаяния» говорит то же, что и объяснение их, т. е., что сотворить плод, достойный покаяния – значит, что человеку, принесшему покаяние, нужно нравственно переменить себя к лучшему, жить благочестиво и показать и добродетель великую. Но пример дает вышеприведенным словам и подробнейшее объяснение. Так, не говорит ли он, что истинный плод покаяния обнаруживается в человеке еще и его величайшим смирением, и самораспятием, и заглаживанием прежних грехов, и величайшими подвигами? Да, как видели, говорит и сие. А если говорит, то и не преминьте на будущее время воспользоваться сим примером и постарайтесь оный, насколько возможно, приложить к своей жизни. Каким образом? Смиритесь перед Богом; представляйте себе, что вы величайшие из грешников; что вы ничего, кроме гнева Божия, не заслужили своими прежними грехами; омойте эти грехи слезами покаяния; загладьте их постом, молитвою и добрыми делами и покажите подвиги и самораспятие. Вот это и будет с вашей стороны плод, достойный покаяния, и плод, спасительный для вас. Аминь. 7-й день 254. Знамение Сына Человеческого (Воспоминание знамения на небеси явльшегося Честного и Животворящего Креста Господня во Иерусалиме. Чет. Мин. мая 7). Господь говорит: «явится знамение Сына Человеческого » ( Мф.24:30 ). Что же это за знамение? Это, братие, Крест. Где он явится? На небе. Когда? При втором пришествии Христовом. Итак, Крест явится на небе при втором пришествии Христовом. А до второго пришествия являлся Крест на небе или нет? Да, являлся. Где же, когда и для чего? Слушайте, сейчас об этом мы скажем вам. В царствование греческого императора Константия, в то время, когда особенно усилилась ересь Ариева и весьма многие оставались еще язычниками, седьмого мая в Иерусалиме над Голгофою явился на небе Крест, сиявший паче света солнечного. Размер Креста был огромный и простирался от Голгофы до горы Елеонской; и Крест видом был столь прекрасен, что видевшие не могли отвести очей от него. И все жители Иерусалима, оставивши свои дела, вышли из домов и со страхом и радостью созерцали чудное видение. Затем все – старцы и юноши, мужи и жены с грудными младенцами на руках, юноши и девы, странники и пришельцы, христиане и иноверные – с великим умилением и теплотою духа собрались в церковь и громко и как бы одними устами стали прославлять Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Язычники же и еретики, видя в явлении крестном Божественную силу и славу Христа, исполнились великого стыда и смущения. И для всех тогда самым делом известилось, что христианская вера есть вера правая, истинная и благочестивая, как засвидетельствованная и с неба знамением великим. И в то время, ради явления Креста, весьма многие из иудеев и язычников уверовали во Христа, приступили к Нему с покаянием и приняли Святое Крещение. И был славим от них, заключает сказание, Христос Бог наш Отцу Единосущный и Соприсносущный, вкупе и Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010