Высокиничи. Церковь Александра Невского (Николая Чудотворца). Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь построена в 1892 г. в честь события 17 октября 1888 г., освящена в 1895 г. " Калужские Епархиальные Ведомости от 15 мая 1889 г. о церкви с.Высокиничи писали: " крестьяне дер.Высокинич, того же уезда, (Тарусскаго)приговором постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства,для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя " . Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви с. Высокиничи, Тарусского уезда. " Часовня, храм, сельский клуб, развалины… Менялись времена, менялись люди и вместе с ними менялась и судьба каменного строения. Калужские Епархиальные Ведомости 9 от 15 мая 1889г. о церкви с. Высокиничи сообщали: " крестьяне дер. Высокиничъ, того же уезда, (Тарусскаго) приговоромъ постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ, имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства, для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя. " Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви – часовне в селе Высокиничи, Тарусского уезда, сообщают: " Церковь-часовня построена 1892 г. в память событий, бывших 17 октября 1888 года и 29 апреля 1891 года, на средства некоторых благотворителей и частично, прихожан-жителей сего селения, старанием крестьянина сельца Высокиничи Димитрия Петровича Шиньшичева при участии некоторых других лиц…, которая согласно Указу Калужской Духовной Консистории от 8 августа за 7954 освящена Архимандридом Боровского Пафнутьевского Монастыря Пименом 19 сентября 1895 года»... Церковь-часовня, построенная в сельце Высокинцы, в 1892 году состояла из каменного здания с деревянной колокольней, покрытых металлической кровлей, имела всего один престол – во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=04608

Житие мученика Иоанна (Попова) 1 Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности)», в которой разбирались происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестнике» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной академии Сергею Ивановичу Смирнову : «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки... Говорили они, очевидно, без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 января (8 февраля) Мученик Иоанн Попов Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом По­повым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-м – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподава­тельскую должность . В 1893 году он был назначен временно ис­полняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственнос­ти)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нрав­ственности как с философской, так и с богословской точек зре­ния, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестни­ке» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то вре­мя работы на эту тему. В 1901-1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной ака­демии Сергею Ивановичу Смирнову: «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по раз­ным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки... Говорили они, очевидно, без предварительного заучи­вания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершен­но свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних по­дробностей...

http://fond.ru/kalendar/93/ioann/

Января 26 (8 (февраля) Мученик Иоанн (Попов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в СпасоПреображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-ом – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане 65 . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестнике» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной академии Сергею Ивановичу Смирнову : «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки… Говорили они, очевидно, без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища По Описи 1680 года в книгохранилище Воскресенского монастыря значилось всех печатных книг 346 ныне же (и с прибылыми с 1680 по 1701 год) всех старопечатных Церковно-Славянских (до 1701 года) насчитывается лишь 121 печатных в 16 столетии всего лишь шесть книг, в 17 – 124 и одна в 1700 году. По Типографиям: 1. Московских изданий……………… 21.                   2. Киевских………………………….. 10.                   3. Виленских……………………… 5.                   4. Львовских…………………………. 4.                   5. В Евьи……………………………... 1.                   6. Уневских…………………………... 1.                   7. Острожских……………………….. 1.                   8. Черниговских…………………….. 1.                   9. Кутеинских………………………… 3.              10. Иверской…………………………… 1.              11. Венецианских……………………… 3. Главную причину столь значительной по видимому убыли (225 объяснить очень можно просто: пожертвованием двойников из числа Богослужебных книг в промежуток 1680–1764 года в приписные монастыри и церкви вотчинных монастырских сел. А. Московские издания. Все относятся к 17 столетию; старейшие из числа их есть: а. евангелие 1606 года; б. Шестоднев 1625 года; в. Евангелие 1627 года; г. Триодь постная 1636 года; д. Апостол 1635 года; е. Трефолой 1638 года; ж. Октоих 1639 года и т.д. Б. Киевские издания. 1. Триодь постная (без выходного листа), с надписью по листам, относящейся к 1562 году: «Лета 7070 (1562) дал книгу сию в дом чудному Богоявлению старец Севастьян, Митрополичь ключник.» Далее следует подпись Патриарха Никона 1661 года. По приметам, это одно из первоначальных изданий Киевской Лаврской Типографии (устроенной Князем Острожским в 1531 году), упоминаемое в надписи: «дом чудного Богоявления,» надобно полагать церковь Богоявленского монастыря, при котором, в 1589 году, основалась Братская Богоявленская школа, по благословению Патриарха Феофана; Митрополитом же Киевским в 1562 году был Сильвестр Белькевич. 2. Беседы Святого Иоанна Златоустог о на Деяния Апостольские, в лист, 1624 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иоанн, епископ Смоленский и Дорогобужский (Соколов Владимир Сергеевич) Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника. Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года – в Московской духовной семинарии. В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона. С 22 сентября 1842 года – бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия. 5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха. 27 декабря 1843 года удостоен степени магистра. 22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет. С 9 января 1848 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита. С 27 января 1849 года – член духовного цензурного комитета. С 17 июля 1850 года – член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях. 8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 сентября 1852 года – профессор, а с 19 декабря того же года – ординарный профессор. 8 октября 1853 года за сочинение «Опыт церковного законоведения» получил редкую в то время степень доктора богословия. 16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 17 марта 1857 года – ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала «Православный собеседник». 31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру. Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе. Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Храмы монастыря: Церковь Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь – церковь недавно возрожденного Воскресенского мужского монастыря, или Тихоновой пустыни, существовавшего здесь с XVI столетия. Расположена на левом берегу реки Снежети в центре села (бывшая городская слобода Бережок), доминирует в окружающем пейзаже. В конце XVI века иеромонахом Тихоном здесь был основан Воскресенский монастырь, называемый также Тихоновой пустынью. До конца XVII века все постройки монастыря были деревянными. По описанию сына антиохийского патриарха архидиакона Павла Алеппского, посетившего обитель в 1654 году на пути в Москву, деревянный соборный храм Воскресения отличался своей стройностью и высотой. Поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с тремя входами, он имел трехчастное построение с расположенными над каждой, частью главами, легкими и изящными. Весьма высокой была и восьмигранная колокольня, завершенная куполом… В 1680 году пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В конце XVII - начале XVIII века на вклад великой княгини Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, сестры царя Алексея Михайловича, построен соборный храм Воскресения. В 1745 году он числится уже каменным. В 1764 году пустынь упразднена, а собор стал приходским храмом. В состав прихода вошли бывшие монастырские крестьяне, проживавшие в слободах: Бережок и Рясник и в деревнях: Бойковой, Трыковке, Мокрой и Мылинке. На основании ходатайства Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года, Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден.  Информация с сайта Седая Брянщина   Карачев - один из древнейших русских городов. Считается, что он древнее Москвы, поскольку впервые упоминается в летописи под 1146 годом. Входил он тогда в Черниговское княжество. Когда в 1246 году Черниговское княжество прекратило своё существование, Карачев стал центром удельного княжества Карачевского, а потом попал под власть Литвы. В 1503 году Карачев присоединяется к Великому княжеству Московскому и становится одним из ключевых звеньев в линии укреплений против крымских татар.

http://sobory.ru/article/?object=07766

Вязьма. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1748-1749 годах на средства купцов и прихожан. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. Храм сильно пострадал во время боев с французами в 1812 году. После восстановительных работ богослужение возобновлено в начале 1820-х годов. В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь. На колокольне висели 5 колоколов. Храм закрыт в конце 1930-х. В марте 1992 года Введенский храм передан Епархии, возобновлено богослужение. Набор открыток " Вязьма Православная " О построенном здесь деревянном храме упоминается в 1627 году. В 1748-49 годах купцами и прихожанами был построен двухэтажный, двухпрестольный каменный храм. На первом этаже престол освящен во имя Введения в храм Богородицы, во втором - во имя Богоявления Господня. В 1762-63 годах с запада была пристроена трехъярусная колокольня. Сохранились элементы отделки окон и карнизов керамическими формами. Храм пострадал в 1812 году. В 1862 году к храму с севера был пристроен каменный придел с престолам в честь Преподобного Тихона Калужского. После революции храм был закрыт одним из последних - в конце тридцатых годов. Перед войной в здании размещался краеведческий музей. В 1992 году храм передан Смоленской епархии. Через дорогу от Введенской церкви находится дом, ей принадлежавший. Дом построен в конце XVIII века. Известно, что в годы оккупации здесь размещалось гестапо. http://www.ortodox.vyazma.com/uuu.shtml Богоявленский храм с трапезной и колокольней возведен в 1748-49 гг., в 1763 г. вдоль северной стороны трапезной и храма пристроен двухэтажный Введенский придел, измененный в 1862 г. и закрывший асимметричной параболической апсидой изначальный уступ на стыке храма с основным алтарем. Традиции зодчества кон. 17 в. соединились здесь с формами европейского барокко, преобладающими в облике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=05777

Настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря игумения Рафаила (Хильчук) 17 февраля 2022 г. 18:25 Игумения Рафаила (Хильчук) 13.05.1953–04.11.2021 4 ноября 2021 года на 69-м году жизни после тяжелой болезни отошла ко Господу настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря игумения Рафаила (Хильчук). PDF-bepcuя. Матушка игумения Рафаила, в миру Любовь Ивановна Хильчук, родилась 13 мая 1953 года в селе Когильно Волынской области в глубоко верующей семье. Родители воспитали дочку в благочестии и любви к Богу и ближнему. Спустя некоторое время ее отец принял священнический сан и впоследствии стал известным духовником, к которому стремились многие люди не только из Волыни, но и из других мест. После окончания средней школы в 1971 году 18-летняя Любовь поступила в Корецкий женский монастырь на северо-западе Украины. Послушница Любовь была первой духовной дочерью матушки игумении Наталии (Ильчук).  Сначала новоначальная послушница была определена в Волынско-Ровенское епархиальное управление, а по возвращении в родную обитель в 1975 году несла послушание в канцелярии и пела на клиросе. В 1978 году на праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных» пострижена епископом Серпуховским Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский и Павлоградский) в рясофор. Заметив у молодой инокини талант к церковному пению, настоятельница игумения Наталия направила ее в 1980 году вместе с другими сестрами на обучение в новооткрытое регентское отделение при Ленинградской духовной академии, которое она окончила в 1983 году.  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вспоминал об этом: «В течение всего обучения будущая игумения Рафаила проявляла удивительное усердие в учебе, рассудительность в общении с учащимися и почтительность к старшим. Искренне полюбив духовную школу, она своим добрым примером помогла учащим и учащимся узнать и полюбить Корецкую обитель. Избрав монашескую стезю в непростые годы господства атеистической идеологии, она твердо хранила верность своему призванию и никогда не сходила с однажды избранного пути».

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 ноября (12 декабря) Священномученик Сергий (Кочуров) Священномученик Сергий родился 17 мая 1892 года в деревне Деревягино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Кочурова. В 1907 году Сергий окончил Данковское Духовное училище, а в 1913 году – Рязанскую Духовную семинарию, в 1915 году женился на девице Клав­дии, дочери священника Петра Тимофеевича Соловьева, и в том же году был рукополо­жен во диакона и затем во священника. Во время гонений на Русскую Православную Церковь отец Сергий служил в храме в селе Ухолово Рязанской области; в 1929 году власти потребовали от священника уплаты непосильной для него суммы налога и за неуплату отобрали имущество. Отец Сергий пе­решел служить в Ильинский храм в селе Сандыри на окраине города Коломны, но и этот храм был закрыт, и летом 1938 года он стал служить в Троицком храме в селе Троицком Истринско­го района Московской области. Супруга священника с дочерью остались жить в селе Сандыри, поскольку в Троицком жить было негде, а сам отец Сергий жил в сторожке, устро­енной под храмом; в одной комнате жила староста, в другой – он. Прошли 1937-1938 годы, оставившие от одних храмов развалины, другие были превращены в склады; к 1939 году почти полностью было арестовано и истреблено духо­венство. Однако механизм уничтожения Церкви и народа продолжал действовать; также действовали органы НКВД, арестовывая все новых и новых людей. Условиями террора создалась целая когорта предателей, так называемых секретных осведомителей, которые, сохраняя свои жизни, поставляли для лагерей все новые и новые жертвы; лжесвидетель­ство, таким образом, в XX веке приобрело характер тяжкого и массового греха. Не останавливаемая ни на миг война против народа, фабрика по производству духовной и физической смерти – вот что представлял собой в то время советский режим. Весной 1940 года осведомители донесли, будто отец Сергий рассказывал, что при изъятии имущества у него отобрали буквально все и выгнали его из дома. Он говорил, что людей угоняют, мучают и пытают, власть массовыми репрессиями озлобляет народ, но все это до поры до времени, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. «Большевики на­деются на революционный взрыв рабочих в капиталистических странах, а кто за это мо­жет поручиться, у нас к каждому человеку приставлен шпик... Большевики кричат, что Гитлер поступает некультурно и бесчеловечно по отношению к евреям и политическим преступникам, а про себя умалчивают, тогда как с первых дней революции грабят до на­стоящего времени десятки миллионов невинных людей... Против религии ведется не доб­ровольная агитация, а принудительная, они насильно хотят из людей выбить веру...» Го­ворил будто и о том, что война с Финляндией спровоцирована Советским Союзом, а так­же что гибнет множество красноармейцев.

http://fond.ru/kalendar/1406/sergiy/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010