Ярославль. Часовня Александра Невского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня Александра Невского построена в 1892г. архитектором Поздеевым Н.И. Шатровый храм, с одной апсидой (апсида увеначана декоративной главкой). К западному фасаду примыкает шатровое крыльцо. Отличается богатым декором, совершенством кирпичной кладки. Архитектура часовни выполнена в русском стиле и напоминает собой невысокую шатровую колокольню (восьмерик на четверике), богато украшенную кирпичным декором, характерным для русской архитектуры конца XVII столетия (городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками). Шатер покрыт серой керамической плиткой, имитирующей древний лемех. В XX веке было разобрано крыльцо, в 1982-1984 годах разобранное крыльцо восстановлено в прежних формах. Возведена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где в то время находился Мытный рынок. Представляет собой тип постройки " восьмерик на четверике " , крытый невысоким шатром. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках, также с шатровым завершением. Представляет собой подлинную энциклопедию приемов декоративного убранства, разработанных ярославскими зодчими 17 века. Ныне здесь размещается подворье Толгского монастыря. Часовня Александра Невского возведена в честь чудесного спасения при крушении поезда семьи Александра III 17 октября 1888 года. Освящена в честь небесных покровителей членов царской семьи: князя Александра Невского, Николая Чудотворца Марии Магдолины, Архистратига Михаила, Георгия Победоносца, преподобной Ксении, пророка Осии и княгини Ольги. Принадлежала часовня раньше Успенскому собору. Гармоничные пропорции, интересная композиция и удачное расположение сделали ее настоящей достопримечательностью города. Часовня Александра Невского была построена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где раньше размещался Мытный рынок. Тип постройки " восьмерик на четверике " , крытый невысоким шатром. Шатровый храм с одной апсидой. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках с шатровым завершением. Этот миниатюрный памятник являет собой подлинную энциклопедию приемов декоративного убранства, разработанных ярославскими зодчими 17 века. Шатер покрыт керамической серой плиткой, имитирующей древний лемех. Отличается совершенством кирпичной кладки, богатым декором. Городчатые карнизы, кокошники, ширинки с изразцовыми вставками украшают её. Подворье Толгского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00581

Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский старообрядческий собор Карта и ближайшие объекты По преданию, уже в конце 17 - начале 18 вв. в районе нынешнего переулка Семашко недалеко от набережной Дона ещё существовала небольшая, сложенная из местного камня старообрядческая часовня. Поэтому одна из первых появившихся в этом районе улиц называлась Староверенной. В середине 19 в. на Канкринской улице, 42 (теперь это д. 32) появляется деревянная старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Устроили её старообрядцы Белокриницкого согласия. В 1913 году на той же Канкринской улице, на её северной стороне (улица Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.И. Панина по проекту академика архитектуры В.А. Покровского строится каменная Покровская церковь, но занимают её старообрядцы Беглопоповской конфессии. Когда в 1923 году закрыли церковь деревянную, то старообрядцы Белокриницкого согласия вынужденно перешли в каменный Покровский храм. Однако в 1935 году закрывается и этот храм, в котором обосновывается радиозавод. В 1946 году Покровская церковь возобновила свою деятельность, но уже в составе Белокриницкой конфессии, получив статус собора. В 1912-13 г. на Канкрынской улице (ул. Ульяновская, 37) на средства ростовского купца Н.А. Панина строится каменная старообрядческая Покровская церковь. Эта церковь возводилась по проекту академика архитектуры В.А. Покровского, фамилия которого удивительно совпадает с именем храма. Этот храм без изменений сохранился до наших дней. Выполнен храм с использованием форм древнерусского зодчества. http://www.etoretro.ru История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев». Затем информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря. Во второй половине XIX века ростовские старообрядцы строят новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы по улице Канкриновской, 42 — на участке, принадлежащем ростовским купцам Золотарёвым. Они были авторитетными ростовскими старообрядцами, принявшими в 1846 году Белокриницкую иерархию.

http://sobory.ru/article/?object=10792

Першинское (Першино). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты В 1815 году, когда старая деревянная церковь “стала клониться к разрушению”, Першинцы и Их соседи из деревень Песков, Морозовой, Савинковой и Бисеровой решили построить каменную церковь на добровольно собранные средства. В том же году развернулись работы по заготовке камня на “каменной горе” и поделка кирпича, приобретен проект здания, разработанный по чертежам Академии художеств Пермским губернским архитектором Васильевым и состоялась закладка здания. Строительство осуществляла бригада рабочих под руководством подрядчика (прораба) Василия Бещанцева из Екатеринбурга (ныне Свердловск). Хозяйственником стройки с 1815 по 1817 гг. являлся Помазкин Елисей Саввич (1760 г.р. – 1818 г.с.), а идейным организатором строительства был Першинский священник Попов Даниил Алексеевич (1760 г.р. – 1824 г.с.). Артель Бещанцева в 1816 году и в начале 1817 года соорудила фундамент и выстроила первый этаж здания. Работы приостановились из-за недостатка собранных средств по причине неурожая хлеба. В 1819 году Новым Екатеринбургским подрядчиком Андреем Кочергиным строительство возобновилось и в 1820 году каменные работы были закончены. В том же году нижний этаж был пущен в эксплуатацию. Неурожайные годы снова прервали строительство. Здание церкви имело не привлекательный вид и только в 1823 году артелью нового подрядчика Филиппа Андреевича Букина произведена наружная и внутренняя штукатурка здания за 5500 рублей и 500 пудов муки. Каменная кладка обошлась в 6000 рублей, а всего сооружение здания церкви (без культового оборудования) потребовало около 12000 рублей. В три раза больше расходов пошло на внутреннее оборудование и культовое убранство храма, которое продолжалось 17 лет. К 1837 году на все расходы по Першинской церкви уже ушло 57107 рублей 79 копеек. Из чего они составились? Средства прихожан – 86%; Собрано сборщиками на стороне – 14%, Львиную долю средств составил хлеб, пожертвованный крестьянами в количестве 30000 пудов (около 5000 ц), крестьянского холста пожертвовано около 35000 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06057

Храм-маяк св. Николая Чудотворца, Алушта ЖМП 8 август 2016 /  22 августа 2016 г. 17:50 Крым православный. Паломничество по святым местам Тавриды (часть 2) Период православного ренессанса Крыма, начав­шийся с конца XVIII века и продолжавшийся до 1917 года, один из самых ярких в его духовной истории. Именно тогда на полуострове появились изысканные шедевры храмовой архитектуры в неорусском стиле. Эти и другие христианские святыни Крыма (о древнем Херсонесе, пещерных храмах Инкерманского и Бахчисарайского Успенского монастырей, Анастасьевского скита в Качи-Кальоне читайте в нашего журнала) наш корреспондент увидел, присоединившись по приглашению паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии к поездке «Весь православный Крым за 10 дней».Версия PDF. Зеленая столица Утро. Автобус уже стоит у паломнического центра. Сегодня нас ждет утопающий в зелени парков и скверов Симферополь — столица полуострова. В пути экскурсовод рассказывает, что Симферополь был заложен в 1784 году рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, которое и сегодня можно узнать по извилистым улочкам. Православных храмов в Ак-Мечети не было, и командир полка Б.А. Тищев купил в 1785 году у татар обычный дом и обустроил его под храм, который освятили в честь равноапостольных Константина и Елены. Известно, что его первый настоятель, священник Никита Петровский, участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Этот храм в 1787 году, путешествуя по Крыму, посетила императрица Екатерина II. В советское время в оскверненном храме с разрушенной колокольней располагался аэроклуб, а затем — архив ЗАГСа. После реставрации первую Литургию здесь отслужили в 2001 году. На потолке храма и сегодня можно увидеть гербы русских полков, которые в 1914 году ушли на Первую мировую войну. А единственный в городе храм, который никогда не закрывался - Всехсвятский, на Старом кладбище (построен в 1864 году). Еще он известен тем, что в 1998 году на стекле, закрывавшем икону Христа Спасителя в приделе Святого великомученика Георгия Победоносца, чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.

http://e-vestnik.ru/church/krim_pravosla...

Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Елец. Знаменский монастырь. Карта и ближайшие объекты История женского монастыря на Каменной горе в Ельце уходит своими корнями в начало 17 столетия. Тогда, в 1628-1629 годах монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшим обрывистый каменный мыс, образованный рекой Ельчик и оврагом Каменный верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». В нескольких кельях жили по два-три старца из Троицкого монастыря. В 1657 году в скиту проживало 5 монахов. В это время, при поддержке Елецких купцов благотворителей и воеводы была построена вторая церковь во имя Николая Чудотворца, тогда же монастырь был обнесён деревянным забором. Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкой обители закончилась в 1683 году, когда поступил указ епископа Митрофана о преобразовании Каменогорского скита в женский монастырь. В это время в обители действовали храмы, построенные ещё монахами скита. Так же Троицкий монастырь передал насельницам часть своих земель. В 1764 году с учреждением штатов «Елецкий Богородицкий» женский монастырь был упразднён указом Екатерины Второй. Монахиням предписывалось покинуть обитель и переселится в единственный оставшийся штатным монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но, несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини продолжали жить в своих кельях на Каменной горе. Не получая жалования, насельницы существовали на помощь от жителей города. Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём матушек не закончились. В 1769 году во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители оставалось три монахини, которым удалось спасти лишь некоторую церковную утварь, а на пепелище обрести нетронутыми пламенем три иконы. Две старица, оставшиеся на пепелище, наотрез отказались покинуть Каменную гору. Монахини жили в уцелевшем каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями. Позже силами благотворителей для стариц выстроили новую келью по просьбе епископа Тихона Задонского. А в 1770 году силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, а при нём открыт приход. Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. В связи с чем, ельчане в 1774 году решили ходатайствовать о восстановлении в городе женского монастыря, однако получили отказ. Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население её, и благословил всех монашествующих и указал место строительства соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=06487

Москва. Кремль. Чудов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году). В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Нововоскресенское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Ново-Воскресенский приход в настоящем его виде существует с 1770 года. Ранее приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, где, по народному преданию, в 14 веке останавливались на ночную молитву Сергий Радонежский и его друг преподобный Стефан Махрищский. Здесь проходил путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский монастырь. Церковь Воскресения Христова в селе Тимофеевском существовала ещё до 17 века, но потом запустела. В 1756 году по просьбе прихожан преосвященный Амвросий, епископ Переяславский и Дмитровский, разрешил построить новую церковь вместо обветшавшей. Сменивший его преосвященный Геннадий в 1770 году по просьбе генерал-аншефа С.К.Нарышкина (1710-1775) разрешил «из села Тимофеевского церковь Святого архистратига Михаила за неспособностью быть в том селе Тимофеевском перенесть и перестроить со всякою исправностью вновь в вотчине его превосходительства в деревне Воскресенской во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского с приделом в трапезной на левой стороне во имя архистратига Михаила». С этого времени приход получил название Ново-Воскресенского. В 1865 году вместо деревянной церкви на деньги прихожан устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов три: в холодной – в честь Вознесения Господня, в приделах – во имя архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы). В том же году храм был освящён преосвященным Феофаном (Говоровым, умер 6 января 1894 году), епископом Владимирским, впоследствии затворником Вышенской пустыни, церковным писателем, причисленным к лику святых. Храм расписан фресками в 1910 году. Приход состоял из села Ново-Воскресенского и деревни Лизуново (в версте от церкви). В деревне Лизуново деревянная часовня в честь Святой Живоначальной Троицы сгорела в начале 20 века. В Ново-Воскресенском было народное училище, открытое в 1872 году на средства купца А.Баранова. В 1930 году церковь закрыта и разграблена.

http://sobory.ru/article/?object=06644

Закрыть itemscope itemtype="" > Критский собор 23.01.2017 1300 Время на чтение 13 минут Незаконный плод внебрачных отношений Совершая паломничество на Святой Горе Афон в междулетие 2016-17 годов в одном из монастырей познакомился с работой греческого богослова протопресвитера Феодора Зисиса, посвященной животрепещущей теме прошедшего Критского собора. Труды автора переводились в России, они пользуются определенным интересом и благодаря занимаемой им позиции защитника Православной веры, и в виду авторитета о. Феодора Зисиса на его родине. Протопресвитер Феодор Зисис родился в 1941 году на острове Tacoc в селении Панагия в семье священника. В 1965 году окончил богословский факультет Фессалоникского университета . Аспирантуру окончил также в Салониках , на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу. В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительства Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докторская степень, а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета. В 1972-1973 и 1979-1980 годах отец Феодор находился на повышении квалификации в Западной Германии (г. Бонн). Представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию « Геннадий II Схоларий . Житие - Писания - Учение», в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия. Дважды был деканом этого отделения. Сразу после основания патриаршего Института патристических исследований при монастыре Влатадон, о. Феодор стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977 - 1986), а также редактора и учёного секретаря (1968 - 1970) журнала «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом. В 1970 году стал научным сотрудником Центра византийских исследований ФУА, затем заведующим отделом богословия (1988-1998), а впоследствии - директором самого Центра (1991-1995). Отец Феодор - член редакционной коллегии журнала «Византийское наследие» и других изданий Центра. В течение ряда лет был председателем Союза богословов Северной Греции и издавал журнал Союза «Богослов». Неоднократно был организатором и активным участником различных международных научных конференций.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/24/...

Псков. Церковь Алексия, человека Божия, с Поля. Карта и ближайшие объекты Церковь Алексия, человека Божия, с поля. 17–18 вв. Церковь поставлена за пределами старого города, в «Поле», слегка теряясь среди построек Советской улицы, - она рассчитана на иное, одноэтажно-деревянное окружение древней Алексевской слободы. Известна с 16 века как храм Алексеевского девичьего монастыря. Во время осады Пскова в 1581 г. здесь располагался съезжий двор короля Стефана Батория. В 18 веке монастырь упразднили, церковь стала приходской, приписанной к храму Сергия с Залужья, а затем - к Старо-Вознесенскому монастырю. В 1938 г. храм был закрыт, в нем разместился склад; во время фашистской оккупации открыт, после войны - отремонтирован, - и вновь закрыт. С 1994 г. - храм действующий, настоятель - отец Владимир. Нынешняя каменная церковь датируется 17 веком. Это одноглавый (с глухим барабаном), одноапсидный четверик, бесстолпный в интерьере, с приделом Рождества Богородицы и двухъярусной колокольней 18 века над главным входом. Фасады четверика членятся лопатками; апсида украшена бегунцом и поребриком; над порталом входа - новая фреска с изображением Спаса Нерукотворного (иконописец - о. Андрей). Храм с древним кладбищем отгорожен от шумных улиц каменной оградой 19 века. «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко. Первоначально на месте существующей каменной церкви в 16 веке располагалось деревянное здание храма Алексеевского женского монастыря. В 1б88 году монастырь и Алексеевская церковь сгорели полностью. На месте сгоревшего деревянного здания был построен каменный храм, который стал приходским. Церковь была приписана к Сергиевской церкви, затем к Старо-Вознесенскому монастырю. В 1854 году Алексеевский храм снова стал самостоятельным. При церкви располагалось кладбище, на котором хоронили местных жителей слободы, монахинь монастыря и священнослужителей. В 1920 году церковь передали религиозному обществу. В 1927 году было принято решение о закрытии кладбища, которое окончательно закрыли в 1948 году. В 1938 году храм закрыли, здание передали местной власти для хозяйственных нужд. В помещении церкви располагалось зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=01974

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010