Стан тридцать четвертый И отправившись из Кадеса, поставили стан на горе Ор, на границе земли Едомской. И взошел Аарон священник на гору, по повелению Господа, и умер там в сороковой год изшествия сынов израилевых из земли египетской, в месяц пятый, в первый день месяца. И был Аарон ста двадцати трех лет, когда умер на горе Ор. И услышал хананейский царь Арад, который жил к югу в земле ханаанской, что пришли сыны Израилевы ( Числ. 33:37 и след.). Тридцать четвертый стан многие переводят «свет», – что не было бы ошибочно, если бы слово Ор писалось чрез букву алеф; другие переводят «кожа» – что также было бы справедливо, если бы стояло «аин»; некоторые переводят «скважина» – что можно было бы допустить, если бы была частица «гет»; но так как читается чрез «ге», то лучше переводить словом «гора» и читать: «взошел Аарон священник на гору горы», т.е. на вершину горы. Отсюда замечаем, что первосвященник умер не просто на горе, но на горе горы, – чем обозначается место, достойное заслуг его. Умирает же он в тот год, в который новый народ имел войти в землю обетования, на границе страны Идумейской, и хотя на горе оставил он священство сыну своему Елеазару, чтобы закон исполнителей своих возводил к высшему (совершенству); но самая высота – не за струями Иордана, а на крайних пределах земных дел. И оплакивает его народ в продолжение тридцати дней. Аарон оплакивается, а Иисус не оплакивается. В законе схождение во ад, в Евангелии переселение в рай. И услышал Хананей, что пришел Израиль и на месте соглядатаев, где некогда народ прогневал Господа, вступает в битву и берет пленников у Израиля; снова дает сражение на том же месте; вследствие обета победитель побеждается, побежденные побеждают и дается имя месту тому «Орма», т.е. анафема. Не трудно для меня и необходимо для читателей сказать и то, что судьба человеческая на поприще жизни сей постоянно изменяется, и что один умирает в долине, другой на полях, иной на горе, и не просто на горе, но и на горе горы, т.е. на высокой вершине. И когда на нас, лишившихся помощи Божией, нападет враг и отведет в плен, не будем отчаиваться во спасении, но снова вооружишься к борьбе. Может быть, что там, где были побеждены, мы победим и восторжествуем на том самом месте, где прежде были взяты в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

иеромонах Иов (Гумеров) Св. евангелист Лука пишет: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (3:1–2). Император Октавиан Август умер 19 августа 14 года. Его приемником стал Тиберий (по старой транскрипции – Тиверий) (42 г. до Р.Х. – 37 г. по Р.Х.). 15– год правления этого кесаря будет от августа 28-го года до августа 29-го. В исследованиях по новозаветной хронологии некоторые авторы указывают, что Тиберий с 11-го или 12-го года был соправителем Августа. Однако мы не должны принимать в расчет этот факт, так как евангелист ясно говорит о 15-м годе правления Тиберия в должности кесаря. Из евангельского рассказа видно, что от начала проповеди великого Предтечи до прихода на Иордан Спасителя прошло некоторое время, так как имя Иоанна было уже известно во всей Палестине: «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:5 . С большой уверенностью можно отнести Крещение Господа нашего Иисуса Христа к началу 30-го года. Что известно о жизни, смерти и религиозных трудах Гамалиила? иеромонах Иов (Гумеров) Влиятельный и уважаемый в народе фарисей Гамалиил (евр. Гамлиэл – «Божия награда») был внуком известного равви Гиллела (ок. 70 г. до Р.Х. – 10 г. по Р.Х.) и сыном равви Симеона. По одному из преданий, он 32 года был председателем Синедриона (при императорах Тиверии, Калигуле и Клавдии). Будучи законоучителем и членом Синедриона, отличался выдающейся ученостью, личной честностью. Он старался быть вне политики, избегал крайностей, проявлял мудрость и осторожность. Гамалиил дал членам Синедриона совет, благоприятный для апостолов: Оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Деян. 5: 38–39 ). За свою ученость он первый получил почетный титул раббан (по-арамейски – «наш учитель»). Гамалиил является автором многих галахических постановлений (в том числе в защиту прав женщин), в которых присутствовала формула – «для блага человечества». Галлаха (от евр. глагола галах – «идти») содержит всю законодательную часть раввинистической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И тогда поднялся Господь от седьмого неба и спустился на шестое небо. И ангел, наставляющий меня, сказал: “Смотри, Исайя, и разумей будущее преображение и нисхождение его, как видели (это) ангелы, воспели ему и воздали хвалу, что не преобразился он по их виду”. И я тоже воспел с ними. И когда спустился на пятое небо, преобразился он по образу ангелов тех, и не воспели они ему, не поклонились, ибо был он обликом, как и они. Спустился же он на четвертое небо и явился им в их образе, и не воспели ему они, ибо был он в их образе. Пришел же он на третье небо, и на второе, и на первое, преобразуясь на каждом из них, ангелы же не пели и не поклонялись ему, потому что являлся он им в их облике. На каждом же небе показывал он знамения стражам врат. Сойдя же на твердь, где сидит князь мира сего, и тут дал он знамение, и образ его был таким же, как и у тех. И не прославили, не воспели его. Сошел же он и к ангелам воздуха сего и был как один из них и не дал знамения им, ибо они не спросили его. И после этого сказал мне ангел: “Разумей, Исайя сын Амосов, для того я послан Господом, чтобы показать тебе все то, что ни до тебя, ни после тебя никто не сможет увидеть и что видел и слышал ты”. И видел я (Господа) как Сына человеческого, средь людей жил он на земле, и не узнали его, и видел я его восходящим на твердь небесную и уже (больше) не преобразующегося в облик их. Увидев его, все ангелы ужаснулись и поклонились, говоря: “Как утаился среди нас Господь? И не познали мы Царя Славы?” И от первого неба восходил он со славой и не преобразовался, но все ангелы и справа, и слева, и на среднем престоле сидящий поклонились ему и воспели, говоря: “Как прошел ты мимо нас, Господи, и не узнали мы, не поклонились ему?” И так взошел он на второе, и на третье, и на четвертое, и на пятое, и на шестое небо, и на всех небесах прибавлялась слава его. И когда взошел он на седьмое небо, воспели его все праведники, и все ангелы, и все силы. И тогда увидел я его, как сел он справа от великой славы, которую я не мог видеть, и ангела Духа видел я, сидящего слева, и сказал он мне: “Довольно тебе, Исайя; узнало чадо человеческое (то, что) ни оком увидеть, ни ухом услышать, ни сердцем вместить человеку – сколько уготовил Бог любящим его”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должно быть, в Пилате осталась уверенность, что Иисус не простой человек: потому что он настаивал отпустить Его. Но члены Синедриона, со своей стороны, решительно заметили ему: «если ты отпустишь Его, то этим самым покажешь, что ты не благоприятствуешь Кесарю. (Ты покровительствуешь Тому, Кто называет Себя царем. Но, известно, что) всякий, называющий себя царем – противник Кесарю». (Эти слова, которые напомнили Пилату, что в Риме царствует подозрительный Тиверий, окончательно заставили Прокуратора решиться предать смерти Иисуса. Но дабы показать, что он действует не по принуждению, и, чтобы отомстить за косвенную угрозу, он хотел поругаться над их верованием в Царя-Мессию, и унизить их, унизивши Иисуса). 2-я четверть дня – третий час. Осуждение Иисуса Христа на смерть. Крестное шествие Иисуса Христа из претории на Голгофу. Распятие Иисуса Христа (Ин. 19:13–16; Мф. 17:24–30; Мк. 15:15–19; Лк. 23:24, 25) Пилат вывел Иисуса из претории перед народом; сам сел на возвышенном месте, которого помост был выстлан разноцветным мрамором. Время было перед полуднем. И говорит Пилат Иудеям: «смотрите: Царь ваш!» Но они закричала: «казни! казни! на крест Его!» Пилат им говорит: «как? Царя вашего на крест?» Первосвященники отвечали: «нет у нас царя, кроме Кесаря!» Пилат, видя, что ничто не помогает, напротив, волнение увеличивается, взял воды, и умыл руки перед народом, промолвивши: «не виноват я в (пролитии) крови Этого Праведника: вы отвечайте!» На это, весь народ ответил криком: «кровь Его на нас и на детях наших!» Таким образом, Пилат решил быть по их прошению. Имея свои причины угодить народу, он отпустил им Варавву, о котором просили, несмотря на то, что Варавва содержался под стражею за возмущение и убийство; а Иисуса бичевал, и предал на распятие. Тогда воины отвели Иисуса во двор претории, и собрали на Него весь полк; раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терния, возложили Ему на голову; в правую руку дали Ему трость; и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, и с насмешкою приветствовали: «здравствуй, Царь Иудейский!» Потом плевали на Него; брали трость, и били Его по голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Подпишитесь на наш Телеграм Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост ? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом. Если вы посмотрите сейчас на экран презентации, то вы увидите картину Серафины из Санлиса, Серафины Луи, художницы, которая рисовала какие-то таинственные невероятные картины. Глаза, которые на нас смотрят и которые как будто бы нас пронизывают, сила и красота, может быть, что-то райское и вместе с тем что-то нездешнее — вот это то настроение, которое, у меня по крайней мере, связывается с этими четвертой и пятой главой. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Мы очень часто смотрим на нашу окружающую действительность и задаемся вопросом, где же Бог, где Он, где Он. Представьте, что как будто завеса спала, и мы вдруг оказались перед Престолом Божьим. Мы очень часто сконцентрированы на себе. Евангелист, оказываясь перед этим удивительным видением, смотрит только на Бога, и это видение его захватывает, и это то, что можно почувствовать на самом деле, если полностью отдаться молитве, Литургии, молитве Евхаристии. Анафора во многом вдохновлена вот этими словами и образами из четвертой и пятой глав Книги Откровения, и наоборот, возможно, что эти главы повлияли как раз на наше православное богослужение — хвала, славословие и понимание, что тот мир, в котором мы живем, — это не последняя реальность. Когда-то завеса уйдет, и мы увидим Божий мир, где Господь — Господин и Творец всего. И давайте об этом почитаем: И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Автор Книги Откровения даже не решается назвать это, Того Кого он видит, Богом: «Сидящий». и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; — что-то такое золотистое, может быть, красное. и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

http://blog.predanie.ru/article/ya-vzgly...

Но если бы в четвертом прошении были только слова: хлеб наш насущный даждь нам, то можно было бы подумать, что мы можем просить насущного хлеба на целые недели, месяцы и даже годы. Чтобы предохранить нас от этого, Господь присоединил к этим словам еще слово днесь. Значит, не на все дни жизни своей, а только на сегодня или на нынешний день мы должны просить у Бога хлеба для себя. О будущем мы не должны заботиться, но во всем должны полагаться на Бога. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы. Отец Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». В этих словах Господь ясно воспрещает всякую излишнюю заботливость о пропитании своем. Христиане должны иметь надежду, что Сам Бог пропитает их. Как в обыкновенной жизни дети всегда просят отцов своих только об удовлетворении настоящих потребностей своих, ибо знают, что во всякое другое время они снова могут просить о них, так и все мы, как дети Божии, должны просить Небесного Отца нашего только о настоящих потребностях своих, ибо во всякое другое время мы можем обратиться с новою просьбою к Нему. Притом спрашивается, известен ли нам завтрашний день настолько, чтобы мы уже сегодня могли просить о нуждах и потребностях его? Для нас неизвестно даже то, будем ли мы еще живы завтра, ибо это зависит от одного Бога. Вот почему если бы мы пожелали просить о хлебе на целые месяцы или годы, то это свидетельствовало бы о том, будто мы знаем, что смерть еще далека от нас. Так думал, между прочим, и упоминаемый в Евангелии неразумный богач, как это видно из слов его: «душа, много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог не судил исполниться этим предположениям его и в ту же ночь отнял у него жизнь. То же самое Бог может совершить с каждым человеком. Поэтому, умоляя Бога о насущном хлебе только на нынешний день, мы вместе с этим должны вспоминать и о том, что мы смертны и, может быть, еще не проживем до завтра. Таково значение в четвертом прошении слова днесь. С одной стороны оно служит увещанием к надежде на Бога, а с другой – напоминанием о нашей смерти. Свое рассуждение о нем мы закончим следующим изречением апостола Иакова о неразумии тех глупых людей, которые располагают свою жизнь так, как будто они могли бы распоряжаться ею по своему произволу: «теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом изчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое; вы по своей надменности тщеславитесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Что совершилось на земле в период освобождения сатаны в то малое время, когда диавол опять выступил прельщать народы? Новые действия его начались в 16 столетии с распространения печатной лжи и клеветы на Господа в период так называемых энциклопедистов. Пресса, излюбленное орудие его, стала победоносно увлекать и бесповоротно побеждать христианское общество. Вот почему угодно было Судии земли открыть тогда же предварительный суд. Христианский мир, оставляя покорность слову истины, возвещаемому св. Церковью, с любовью приклонил ухо свое к слышанию всякой лжи на Бога, Создателя и Спасителя своего. По праведному суду Агнца, совместно с призванными к суду над миром Апостолами и Пророками, прогрессирующий во зле мир осуждается на подчинение великому Вавилону, как представителю лжи и вражды на истину. Это и есть снятие первой печати с книги судеб того малого времени, на которое освобожден сатана (об этом см. подробнее в I части, беседа 3). Вместе с тем озверелый мир, оставляющий Бога, предоставляется на произвол князю власти воздушной, господствующему в сынах противления. Сами люди как бы соскучились по зверской железной руке его, и сами устремились к революционному царству его, основанному на железе, огне и крови. В этом надобно усматривать снятие второй печати с книги судеб мира, ибо со второй печати князю мира предоставляется взять мир с земли и водворить на ней свой великий меч (см. часть I). Третий период суда Божия по снятии третьей печати ознаменовывается необычайной дороговизной жизни, период, который мир начинает переживать с половины 19 столетия. Затем впереди идет развитие голода, повальных болезней, междоусобий, кровопролитий пока только на четвертой части земли при снятии четвертой печати (о чем подробнее говорится в начале этой, т.е. 2-й части). Далее надвигается период последней всемирной проповеди Евангелия уже при снятии пятой печати; тогда наступит период мученичества проповедников Христовых. Наконец, при снятии шестой печати начнется страшное, повальное истребление христианства во всех концах мира и явление антихриста, бег­ство св. Церкви Христовой в пустыни и недоступные дебри. Созерцая сии самые последние события, Тайнозритель говорит: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» ( Откр. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Исх.8:20 .  И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение [в пустыне]; Исх.8:21 .  а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; Нежелание фараона отпустить евреев навлекло на Египет новое бедствие, выразившееся в появлении особых живых существ, названных в еврейском тексте словом «аров», а у LXX « κυνμυια» (песьи мухи). Производя выражение «аров» от еврейского глагола «арав» – «смешивать», Иосиф Флавий, а за ним древние еврейские комментаторы и позднейшие раввины понимают его в значении смешения различных животных и насекомых. Акила же, которому следует блаженный Иероним , разумеет под «аров» одних только мух различного рода. Но если, подобно Фюрсту, производить «аров» от арабского «агав» – «хватать», «жалить», причем «аров» будет означать «жалящее», то подобное производство, вполне согласное со словами 45 ст. 77 Пс.: «Бог послал на них (египтян) насекомых, чтобы жалили их» ( Пс.77:45 , Прем. 16:9 ), будет указывать на «аров» не как на мух вообще, а на мух, производящих сильный укус. Так и смотрели на дело LXX переводчиков, передававшие еврейское «аров» выражением « κυνμυια» – «песьи мухи» и тем давшее понять, что они разумели под «аров» определенный род мух. Понимание LXX признается и новейшими экзегетами – Буддеем, Кейлем, Дильманом. По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему. Засвидетельствованное древними и новыми путешественниками обилие мух в Египте, на что намекает и пророк Исайя ( Ис. 7:18 ), дает возможность предполагать, что орудием четвертой казни было естественное явление, принявшее по воле Божией сверхъестественный характер. Последний обнаруживается как в наступлении и прекращении бедствия по слову Моисея (ст. 20–21, 31), так и в освобождении от него местожительства евреев – земли Гесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И mpemiй Ангелъ воструби, и паде съ небесе звзда велика, горящи яко свща, и паде на mpemiю часть ркъ и на источники водныя: и имя звзд глаголется апсиносъ: и бысть mpemiя часть водъ яко пелынь, и мнози от человкъ умроша от водъ, яко горьки бша. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны. «Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: како спаде с небесе детища восходящая заутра ( Ис. 14:12 ). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть» (св. Андрей, гл.24) 19 . Откр. 8:12. И четвертый Ангелъ воструби, и уязвена бысть mpemiя часть солнца и mpemiя часть луны и mpemiя часть звздъ, да затмится mpemiя часть ихъ, и дне mpemiя часть да не свтитъ, и нощь такожде. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Понять этого нам теперь невозможно; одно ясно, что это должно будет сопровождаться разными бедствиями для людей – неурожаями, голодом и т. п. «Tpemiя часть» – «третья часть» – указывается на умеренность всех бедствий. «Думаем, что сие сродно с тем, что сказано о солнце и луне у Иоиля (2:10) и уже предположено по Владычному определению о кончине. Повторяем, что третью частью светил и звезд указывается на третью часть продолжения дня и ночи. Отсюда же уразумеваем, что Бог наведет тогда бедствия не неослабленные: ибо попуская быть уязвленными только в третью часть времени, в остальную, большую часть, тайно призывает к покаянию. Да и кто может перенести чашу Божественного гнева нерастворенною?» (св. Андрей, гл.25). Откр. 8:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. Прежде всего, Евангелист говорит о нежелании иудеев оставлять на кресте тела в субботу. Ранее он упоминал о том, как иудеи «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ). Теперь же, по его свидетельству, они более всего озабочены тем, чтобы ненужными хлопотами о телах, оставшихся на кресте, не был нарушен их субботний покой. Они хотят, чтобы ничто не омрачало их праздник. Жуткий обычай перебивать голени у распятых, по-видимому, был одним из способов ускорить их смерть, если они висели на кресте слишком долго. Для Евангелиста, однако, тот факт, что у Иисуса не перебили голеней, имеет прежде всего богословское значение. Слова «кость его да не сокрушится» являются почти буквальным цитированием ветхозаветного предписания, касающееся пасхального агнца ( Исх. 12:10, 46 ; Числ. 9:12 ). В начале четвертого Евангелия Иоанн Креститель указал на Иисуса: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). И в то самое время, когда распявшие Иисуса иудеи готовятся к торжественному вкушению пасхального агнца, истинный Агнец Божий принесен в жертву, и кость Его не сокрушилась. В словах Евангелиста видят также аллюзию на слова псалмопевца о праведнике: «Он хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). Вторая цитата заимствована из Книги пророка Захарии, где говорится: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах. 12:10 ). Этот пророческий текст Евангелистом и последующей церковной традицией истолкован в мессианском смысле. Прежде чем снять тело распятого с креста воины должны были удостовериться, что он умер. Проверить, жив человек или нет, можно было, ударив его копьем. Однако для автора четвертого Евангелия истечение крови и воды из бока Иисуса имеет таинственный богословский смысл. В своем 1-м послании он пишет: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин. 5:6 ). Под водой и кровью здесь может пониматься крещение от Иоанна и пролитие крови на кресте; под Духом – Утешитель, Которого Иисус обещал послать ( Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7 ) и послал Своим ученикам ( Ин. 20:22 ; Деян. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010