Еще один рассказ, относящийся к особому материалу Л., повествует о паломничестве 12-летнего Иисуса с семьей в Иерусалимский храм. Его находят «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии Иисус отвечал: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49-51). II. Начало земного служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13). Евангелист указывает точное время начала проповеди Иоанна Предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). (О проповеди Иоанна см. в ст. Иоанн Предтеча ). Иисус перед выходом на проповедь отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну и принимает от него крещение на Иордане. В этом рассказе подчеркивается, что Иоанн и Иисус тесно связаны: Креститель есть «приготовляющий путь» (Лк 3. 1-6; ср.: Ис 40. 3-5), а Иисус - «Грядущий» Мессия (Лк 3. 15-17). Крещение Иисуса сопровождается голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», утверждающим Его мессианское достоинство, и явлением Св. Духа в образе голубя (Лк 3. 21-22; ср.: Ис 42; Пс 2). Родословие Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38) призвано подтвердить Его Богосыновство. Но т. к. перед утверждением веры в девственное рождение Иисуса (Лк 1. 26-38) Его родословие по человечеству нуждается в комментарии, евангелист указывает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3. 23). При этом подчеркивается, что Иисус связан со всем человечеством: Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк 3. 38). Родословие у Л. отличается от родословия в Евангелии от Матфея рядом особенностей. Если Матфей проводит его от Авраама до Иосифа, то у Л. оно ведется от Иосифа до Адама и Бога. При этом в обеих генеалогиях имена совпадают лишь частично. Отличаются оба варианта и по их структуре: у Матфея - число поколений 3 раза по 14, у Л.- 3 раза по 7 поколений от Иосифа до Салафиила, 3 раза по 7 поколений - от Нирия до Давида, 2 раза по 7 поколений - до Авраама и 3 раза по 7 поколений - до Адама и Бога.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Они записаны и установлены к ежегодному свидетельству. И Ной назначил их себе в праздники для будущих родов, чтобы иметь в них праздник воспоминания. В новолуние первого месяца было сказано ему, чтобы он сделал ковчег; и в этот день земля стала сухою, и он отворил ковчег и увидел землю. В новолуние четвертого месяца заключилось отверстие преисподней глубины земли. И в новолуние седьмого месяца все отверстия и глубины бездны открылись и воды стали стекать в них. И в новолуние десятого месяца показались вершины гор, и Ной возрадовался. Посему он определил их себе в праздники воспоминания навек, и так они утверждены. И они внесены на небесные скрижали: двенадцать (?) суббот имеет каждое из них, от одного новолуния до другого (т. е. от первого до четвертого) идет их воспоминание, от первого до второго, от второго до третьего, от третьего до четвертого. И всех дней, которые предписаны, пятьдесят две субботы дней; этим весь год исполняется. Так начертано и установлено на небесных скрижалях, и не бывает пропуска, ежегодно, из года в год. И ты скажи сынам Израилевым, чтобы они содержали годы по сему числу, триста шестьдесят четыре дня: и это будет полный год, и определенное время дней и праздники года не будут извращены; ибо все совершается в нем (в году) согласно тому, что утверждено относительно сего, и они не должны опускать ни одного дня и не должны нарушать ни одного праздника. Если же они преступят и не будут поступать по его повелениям, то они враз все определенные времена извратят и годы будут подвинуты с мест. И они будут преступать свой порядок; и все сыны Израиля забудут путь годов, и не обретут более, и забудут новолуние и его время и субботы, и заблудятся относительно всего порядка годов. Ибо я знаю это и отныне возвещаю тебе сие, и это не по моему разумению, но так, как написано в книге у меня, и на небесных скрижалях определено деление дней, ибо они не должны забывать праздников завета, и не должны соблюдать праздников язычников, и ходить по их заблуждениям и по их мыслям.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев, и послал в Вефиль Сарасар и Арабессер царь, и мужи его, чтобы вопросить Господа, говоря [так] священникам дома Господа всемогущего и пророкам говоря: «Здесь в пятый месяц наступило [ли] освящение подобно тому, что делали они уже в течение многих лет? И было ко мне слово Господа сил, говорящее: «Скажи всему народу земли и священникам говоря [так]: Если вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] вот уже семьдесят лет, то разве для Меня вы совершали пост? И если вы едите или пьете, то не вы ли едите и пьете? Разве не таковы слова Мои, которыя говорил Господь устами [manibus] прежних пророков, когда Иерусалим был обитаем и был изобилен, и города его в окрестности, и горы, и долины были населены?» – В четвертый год царя Дария, в девятый месяц, называющийся Каслев ( ), и в четвертый день того же месяца, послали к дому Божию, т. е. к храму, который был восстановлен Зоровавелем и Иисусом, Сарасар и Рогоммелех и прочие, бывшие с ними, – это, как думают Евреи, были Персы, вожди царя Дария, боящиеся Бога, – чтобы, услышав о построении храма, спросить у священников Господа и пророков: должны ли они согласно прежнему обычаю плакать и поститься, или же [могут] заменить горе радостью? Значение слов вопрошающих таково: В пятый месяц, называющийся у Римлян Июль, Иерусалим был сокрушен Навуходоносором; посему вследствие разорения Иерусалима мы постились и плакали, и постом и рыданиями утешали горе свое. Теперь же, когда, как говорят, храм уже отстроен, и когда мы уже не видим причины для продолжения прежней печали, просим ответить: должно ли нам и теперь это делать, или же мы можем заменить горе радостью. Вместе с этим необходимо обратить внимание на то, что плач и пост называются освящением. Поэтому и в книге Иоиля пророка священникам заповедано, чтобы они освящали пост и проповедали исцеление ( Иоил.2:15 ), ибо пост и воздержание исцеляют раны преступника и освящают каждого исцеленного. После того, как вожди Персов через посланных изложили свое прошение, и посольство к священникам и пророкам сделало свое дело, было слово Господне к пророку, повелевающее говорить к народу и священникам то, что они должны отвечать посланным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В книге некоего я прочитал, что слова: И совет мира будет между двумя ( Зах.6:13 ) относятся к Отцу и Сыну, ибо [Сын] пришел исполнить волю не Свою, но волю Отца и: Отец в Сыне, а Сын во Отце ( Ин.6:38,14:10–11 ). А знак славы венец, – после увенчания Христа, – обещается тем, которые ожидают Его и понимают пользу некогда [бывшего] плена своего, и познали все тайны Божии, так что находятся во благодати сына Софонии, т. е. посещения Господня. И те, которые восклицали в Вавилоне: На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе: на вербах среди его мы повесили наши органы ( Пс.136:1–2 ), по возвращении в Иерусалим, возьмут псалом и тимпан и будут петь в Церкви Господа, и бывшие вследствие великих грехов вдали от Иудеи долгое время, вследствие искреннего раскаяния, придут и каждым своим преуспеянием в добродетели создадут дом Господень; тогда все единодушно признают, что всемогущий Господь послал к ним пророка. Но все обещанное исполнится в том только случае, если они захотят слушать Господа и, сотворив покаяние, пребудут твердыми в добрых делах. Глава VII Зах.7:1–7 . И было в четвертый год Дария царя. Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев. И послали к дому Божию Сарасар и Рогоммелех, и мужи, которые были с ним, для молитвы пред лицем Господа, чтобы сказать священникам дома Господа воинств и пророкам говоря: «Неужели должно плакать мне в месяц пятый, или я должен освящать [его] как делал уже многие годы»? И было ко мне слово Господа воинств, говорящее: «Скажи всему народу земли и священникам, говоря: Когда вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] в последние семьдесят лет, то разве для Меня вы постились? а когда вы ели и когда пили, то разве не для себя вы ели и пили? Разве нет слов, которыя говорил Господь в уши [manu] прежних пророков, когда Иерусалим был еще обитаемым и богатым, как он, так и города его [Вульг. без: его] вокруг него и был обитаем к югу и в низменных местах? LXX: И было в четвертый год при царе Дарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Захват Армении не мог произойти без подготовительной работы среди пропарфянской знати этой страны. Мы знаем, что сторонники Аршакидов были даже в Риме: Тацит сообщает, что около 32 г. до Р. Х. “погибли обвинённые в причастности к заговору Сеяна римские всадники А к сенатору — Л. Н. Рубрику Фабату была приставлена стража, так как его заподозрили в том, что, тяготясь сложившимися в Римском государстве порядками, он пытался бежать к парфянам, рассчитывая найти у них дружелюбный приём” (Ан. 6.14). Оказывается, и Тацит как-то связывает “заговор Сеяна” и парфянских агентов в Империи! Когда началась активность Артабана? По Тациту понятно: между 19 г. по Р. Х. (после смерти Германика) и 34 г. по Р. Х. (приход Арсака к власти в Армении). 20–30 е гг. первого века — именно тогда начиналась деятельность Иисуса Христа. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилине, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк 3:1–2). “Пятнадцатый год Тиберия” — это 28–29 год по Р. Х. — начало пророческой деятельности Крестителя. Именно в это время происходит обострение политической борьбы между Парфией и Римом. А что делали в это время сторонники Аршакидов и парфянская разведка в Иудее? Ирод и волхвы Во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1). “Волхвы с востока” — кто это? Православная традиция не сохранила имена этих людей. Кто такие волхвы? Ориген считал, что их звали Авимелех, Охозат и Фикол, потом сирийская традиция давала им другие имена (Гор­мизд, Яздигерд и Перод) 1 . Христианская традиция со времён Климента Александрийского считает, что они пришли из Парфии. Раннехристианское искусство изображает их одетыми по-персидски (в штанах, войлочной круглой шапке и т. п.). Если мы остаёмся на поле исторических реалий, то это, конечно, персидские маги — зороастрийцы.

http://pravmir.ru/skazhite-etoy-lisitse/

И когда наступило утро пятницы, они настойчиво обвиняли Его пред Пилатом 749 ; ничего истинного они не могли представить против Него и потому произнесли ложное свидетельство и требовали от Пилата смертной казни; и они распяли Его также в пятницу. Шесть часов страдал Он в пятницу 750 , и эти часы, в которые Господь наш висел на кресте, считаются за день. Далее, после этого была тьма три часа 751 , и она считалась за ночь, и снова три часа от девятого часа до вечера – за день, и потом ночь страстной субботы (суббота). В Евангелии же Матвея написано так 752 : «Вечером в субботу, при наступлении первого дня недели (воскресения), пришли Мария и другая Мария Магдалина, чтобы видеть гроб. И произошло великое землетрясение, ибо сошел ангел Господень и отвалил камень»: И далее – день субботы (суббота) и три часа ночи после субботы, в которые Господь наш почивал (и потом воскрес) 753 . И исполнилось то, что Он сказал 754 : «Сын Человеческий должен пребыть в сердце земли три дня и три ночи 755 , как написано в Евангелии. И еще у Давида написано 756 : «Вот ты установил дни мои по мере» 757 . Ибо эти дни и ночи были S 89/CA V. 15///коротки, потому так и написано. Итак в ночь, так как наступило воскресение, явился Он Марии Магдалине 758 и Марии/дочери Иакова и на рассвете в воскресение вошел Он к Левию 759 , а потом явился и нам.///Нам Он сказал, научая нас 760 : вы поститесь эти дни не ради Меня, разве Я нуждаюсь в том, чтобы вы мучили ваши души? Но вы сделали это ради ваших братьев и должны это делать в эти дни, чтобы вы всегда постились в четвертый (день) недели (среду) и в пятницу. Как написано у Захарии 761 : «Пост в четвертый (день) и пост в пятый (день)», то есть в пятницу. Ибо в первый день недели (воскресение) недозволительно вам поститься, это – день Моего воскресения; поэтому воскресение не включается в число постных дней страданий, а они считаются от второго дня недели (понедельника), что составляет, пять дней: «Итак, для дома Израилева должен быть пост в четвертый день, пост в пятый день, пост в седьмой и пост в десятый (день)» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело… Христианство — это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают. Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. А до этого вышел на проповедь покаяния Иоанн Креститель, и евангелист Лука в подробностях описывает, когда именно это было. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и не когда-нибудь, а именно в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе. Мы мало знаем, что собой представлял Тиберий Кесарь, кто такой Лисаний и что такое Авилинея, зато из этого описания мы точно знаем, что у Израильского народа дела были плохи. Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, и само это деление страны на четыре части было искусственно навязано оккупантами. Они же и меняли по своему произволу первосвященников. И все это было попущено Богом за грехи народа. Тогда-то и проходил Иоанн Креститель по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

http://pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik...

1 . Когда пророчество относилось только к иудеям, в начале его ставились имена иудейских царей. Например, «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских» ( Ис.1:1 ). Во времена Исайи я не встретил ни одного имени, кроме имен царей иудейских. У некоторых пророков мы встречаем также имена израильских царей, например, «во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» ( Ам.1:1 ). Но затем тайна Евангелия была проповедана и распространилось по всему миру, а начало этому благовествованию положил Иоанн в пустыне, когда миром правил Тиверий. И вот, «в пятнадцатый год его правления», как сказано, «был глас Божий к Иоанну» ( Лк.3:2 ). Если бы о спасении было возвещено только тем язычникам, которые уверовали, а сами израильтяне бы исключались, достаточно было бы сказать: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее». 2 . Но так как многим из Иудеи и Галилеи было предначертано уверовать, эти царства также были включены в зачало: «Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3:1–2 ). Когда-то «было слово Господне» к «Иеремии, [сыну] Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой» ( Иер. 1:1 ) во времена того или иного иудейского царя; теперь же «глагол Божий [перешел] к Иоанну, сыну Захарии» ( Лк.3:2 ). Это слово никогда не было к пророкам «в пустыне». Но у «оставленной гораздо более детей», которым должно уверовать, «нежели у имеющей мужа» ( Гал.4:27 ). Поэтому и было слово Божие «к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». 3 . Но в то же время обрати внимание, что сказанное становится яснее, если «пустыню» понимать не в буквальном смысле, но мистически. Тот, кто проповедует «в пустыне», бросает слова на ветер, так как его никто не слышит. Поэтому предтеча Христа и «глас вопиющего в пустыне» проповедует «в пустыне души», которая не находит покоя. Но не только тогда, но и сейчас «светильник, горящий и светящий» ( Ин.5:35 ) идет первым, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:3 ). Затем следует «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), а сам «светильник» говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Слово Божие было в пустыне и проходило «по всей окрестной стране Иорданской» ( Лк.3:3 ). Ибо где еще должен был ходить Иоанн Креститель, если не в окрестностях Иордана? Если кто хотел покаяться, то вода для крещального омовения всегда была рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Как читается четвертая заповедь Закона Божия? Какие дни заповедуется в ней посвящать Богу? Что называется праздником? Какие праздники были в Ветхом Завете? Какие главнейшие праздники в христианской Церкви? Какие посты в христианской Церкви? 12. Четвертая заповедь Закона Божия Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. Исх.31:15 . Числ.15:32 –36. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. Ис.1:14 . Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. 2Фес.3:10 . «Помни день субботний, еже святити его», – так начинается четвертая заповедь Закона Божия. Таким образом, мы должны святить прадничные дни. Спрашивается теперь, как же мы можем и должны святить эти дни? Праздники, как мы сказали уже, суть дни свободные от житейских работ и установлены для прославления святых событий в Церкви христианской, а также для нашего нравственного усовершенствования. Этим отчасти указывается уже то, как мы можем и должны святить эти дни. Прежде всего, мы не должны в продолжение их работать, то есть делать дела мирские и житейские. Уже в Ветхом Завете строго следовали этому правилу. В субботу иудеи не возжигали даже огня, не носили никаких тяжестей и даже, в случае нападения на них неприятелей, не смели защищаться и вступать в сражение. Замечательно в этом отношении одно повествование Книги исход. Однажды во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне было замечено, что один еврей собирал в субботу дрова. Нарушителя четвертой заповеди привели к Моисею и собранию народа еврейского. Так как грех этот был до того времени беспримерный, то никто не знал, как поступить с преступником. Тогда Господь сказал Моисею: «должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана». И по сему слову Господа преступника побили камнями. С тех пор положена была смертная казнь нарушителям субботы. «Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти», – так сказано было о сем в Законе. Такова была та строгость, с которой наблюдалось удаление от обычных житейских дел в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

О четвертой заповеди блаженства «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего — одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл? Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде. Но что такое правда — честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда — постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

http://pravoslavie.ru/75373.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010