Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Апостол Иоанн Богослов Повод и цель написания Евангелия План и содержание Евангелия от Иоанна Возражения против подлинности Евангелия Иоанна Самосвидетельство четвертого Евангелия Язык и изложение четвертого Евангелия Комментарии к Евангелию Иоанна и другие сочинения, имеющие своим предметом это Евангелие Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21     Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Убеждение Православной Церкви в том, что писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн, основано на твердом свидетельстве древнехристианского церковного предания. Прежде всего, святитель Ириней Лионский в своем «Опровержении гносиса» (около 185 г.), ссылаясь на предание малоазийской Церкви, к которой он принадлежал по своему воспитанию, говорит, что ученик Господа Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он приводит и выдержки из Евангелия от Иоанна для опровержения учения еретиков валентиниан. В посланиях святого Игнатия Антиохийского есть намеки на то, что ему было известно Евангелие Иоанна. Так, он говорит, что Христос ничего не делал без Отца (к Магн. 7:1; ср. Ин.5:19 ), говорит о хлебе жизни, который есть Тело Христово ( 1Кор.10:16 ; ср. Ин.6:51 ), о Духе, Который знает, куда Он идет и откуда приходит (Филад. 7, 1; ср. Ин.3:8 ), об Иисусе как двери (Филад. 9:1; ср. Ин.10:9 ). Иустин мученик , живший в Эфесе прежде, чем поселиться в Риме, не только в своем учении о Логосе примыкает к учению Евангелия Иоанна, но говорит, что его учение основано на «воспоминаниях апостолов», т.е., очевидно, на Евангелиях (Диал. 100, 4 и Апол. 67, 3). Он упоминает о слове Иисуса к Никодиму о возрождении (Апол. 61; ср. Ин.3 и сл.). Около того же времени (примерно в 60 годах II века) монтанисты формально основывали свое учение о том, что через них говорит Дух Утешитель, на Евангелии Иоанна. Попытка их врагов – алогов – приписать 4-е Евангелие, как послужившее формальной опорой для еретиков, еретику Керинфу не имела никакого успеха и только послужила поводом к тому, чтобы засвидетельствовать веру Церкви в происхождение 4-го Евангелия именно от Иоанна ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, 11, 1). Точно так же попытка гностиков воспользоваться разными терминами из Евангелия от Иоанна не поколебала в Церкви веру в подлинность этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Введение 1. Автор четвертого Евангелия Автор Евангелия от Иоанна позиционирует себя прежде всего как свидетель тех событий, о которых говорит 1 . Больше, чем кто-либо другой из Евангелистов, он настаивает на своей особой роли свидетеля и очевидца, имеющего право говорить о том, что видел и слышал: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили ( Ин. 19:35 ). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его ( Ин. 21:24 ). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам... ( 1Ин. 1:1–3 ) 2 . Эти слова в полной мере отражают мотивацию автора четвертого Евангелия, решившего положить на бумагу то, что он видел своими очами, что рассматривал и осязал своими руками. Он – реальный свидетель, очевидец и участник событий, о которых говорит, и текст четвертого Евангелия имеет этому множество подтверждений. В то же время свидетельство Иоанна – это свидетельство особого рода. Это не просто рассказ о событиях, очевидцем которых он стал. В значительно большей степени, чем у других Евангелистов, его рассказ является богословским осмыслением «Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк. 1:1 ). По словам исследователя, Иоанн основывается на истории, «но богословская сила его развитой христологии столь велика, что... история так или иначе поглощается богословием». Тем не менее для правильного понимания богословия Иоанна необходима «прочная укорененность в истории» 3 . Эта укорененность достигается благодаря сличению четвертого Евангелия с повествованием синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Подробные сведения о причинах написания четвертого Евангелия и о его отличиях от трех других приводит Евсевий Кесарийский :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Уже в глубокой древности, почти с половины II-beka Евангелие от Иоанна обращало на себя внимание многими своими особенностями сравнительно с тремя первыми Евангелиями. Позднейшие изследователи четвертого Евангелия, сверх историографических отличительных черт его, склонны в речах и беседах Иисуса Христа усматривать как бы новый мир, новые понятия; здесь, по их мнению, выступают как бы другие лица, господствует иной язык с характерными свойствами изложения. Не обращааясь к доказательствам того, в какой лишь условной или относительной мере может быть правильно мыслима своеобразность представления и изложения в четвертом Евангелии, мы предварительно заметим только о том, что особенности его не должны немало приводить нас в смущение, если принять в соображение, что каждый из св. евангелистов изображал жизнь и учение Господа Иисуса соответственно известным неодинаковым историческим условиям первенствующей церкви и особенным целям своего свящ. писания, определившими его характер по содержанию и изложению, не без влияния индивидуальных свойств евангелиста–писателя. Отсюда естественно должно было в евангельских писаниях произойти несколько отличительное изображение по основной идее и раскрытию ее в частностях, хотя в существенном представлении и общем изложении обнаруживается несомненное сходство и согласие. Христос четвертого Евангелия и Христос первых трех Евангелий – один и тот же, в изображении как деяний Иисуса Христа, так и речей Его – один и тот же глубокий дух у Иоанна и у синоптиков, и различие между ними относится только к форме и способу изображения. Во всей широте представить даже конспективно характеристические черты четвертого Евангелия со стороны содержания и языка и чрез то начертать полную и точную физиономию писателя Евангелия ап. Иоанна потребовалось бы довольно продолжительное время и в необходимой сейчас краткой речи невозможно. Поэтому, позвольте, достопочтенное собрание, остановить Ваше благосклонное и просвещенное внимание на общих особенностях четвертого Евангелия лишь со стороны содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Наши проблемы начинаются с невежества (+аудио) Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника 10 апреля, 2016 Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю четвертую Великого поста, на память преподобного Иоанна Лествичника. — Приветствую вас нынешним воскресным днем, в который воспоминаются подвиги, труды преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, или как еще строго по-славянски, писателя Лествицы. Вчера за вечерним богослужением и сегодня за божественной литургией мы молились этому преподобному и богоносному отцу нашему, чтобы он не только своими писаниями, но и своими молитвами помог нам, чего он достиг во время своей земной жизни, чтобы он нам помог тоже, как и всем, любящим Господа, стоять на Лествице нравственности. Но для того, чтобы этого достичь, надо помнить слова, которые сегодня вы слышали во время чтения святаго Евангелия, произнесенные самим Господом после своего славного преображения на горе Фаворской, нужно помнить слова эти, что сей род и эта высота духа только достигается постом и молитвой. Молитва без поста и пост без молитвы немыслимы, но сочетаются воедино. Как крыла или крылья у птицы, для того чтобы подняться в высоту воздушную, так и нам необходимо, чтобы нам подниматься в меру наших сил и возможностей по этой Лествице восхождения на нравственную высоту, то и другое. Для того чтобы нам избавиться от дурных помыслов, или как они еще именуются, смущающие помыслы, все без исключения всегда постоянно из глубины своей души говорят: «Как трудно нам вести борьбу с этими греховными навыками, которые не дают нам возможность возноситься на высоту нравственности». Чем же надо врачевать этот недуг? Молитвой. А чем надо врачевать наши телесные опыты и сласти? Надо их достигать умерщвлением своей плоти постом. Поэтому нам надо помнить об этих двух, помогающих нам в меру наших сил и возможностей или нашего духовного совершенствования, и в какой-то мере и степени доступны при наших человеческих немощах – возвышение на высоту нравственности молитвою и постом. Да поможет нам своими, еще раз повторяю, не только писаниями, но и молитвами, путем постепенного, последовательного восхождения достичь желаемого, чего жаждет дух каждого из нас.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

А.И. Никольский Чины 953. Чин литургии Иоанна Златоустаг о , в лист, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На 16 листе отрывок из службы заупокойной, писанный полууставом XIX в. 954. Чин таинства брака , в четвертку, 10 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке, 1 и 10 листы без текста, 955. Чин елеосвящения , в четвертку, без начала н конца, 72 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 71 и 72 листы порваны с ущербом для текста. Чин тот же, что и в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 956. Чин крещения, в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в двух бумажных обложках; на одной из них помета: «Указ о крещении из дома крестьянина дер(евни) Лахты Афанасия Тимофеева. 345. 7 июня 1855 г.; к 6587 пред. от 13 ноября 1854 г.; выписка 22 декабря 1854 г. к 1062». Чин совершенно отличный от изданнаго в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 957. Чин крещения , в четвертку, 18 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 15–18 листы чистые. На 1-м листе помета: 13–22, 10 июня 1855 г.». Из заглавия, сделаннаго киноварью на 2 листе, видно, что этот чин выписан из Большого Потребника, напечатанного при московском патриархе Иоасафе. 958. Чин исповедания , в восьмушку, 137 лл., юго-западно-русским полууставом XVII в., с черною наклеенною заставкою, в дощатом с кожею и металлическими застежками переплете. Чистые листы: 2а и ненумерованный в начале рукописи. Состав: 1) оглавление (1–2 об.); 2) кающемуся чителнику наука (3–8 об.). Начало: «Преблагий и всемилостивый Бог , иже не хощет смерти грешнаго, но хощет всем спастися»; 3) молитва идучи до исповеди (9–12): «О, предвечный владыко, милосердия отче и всякия утехи Боже»; 4) молитва по исповеди (12–14 об.): «Слава тебе Господи, слава тебе царю, слава тебе святый Творче»; 5) часть первая. Рахованя своей совести, в которой припоминается, яковым способом выступует человек против Богу и ближнему и самому себе напред (15–23 об.); 6) часть вторая, в которой ся припоминает, як человек грешит против десяти приказаний Божиих (23 об.–38 об.); 7) часть третья. О еедми грехах смертных и прочиих грехах, которие ся от них родят, а напред о гордости всех грехов царицы (38 об.–123 об.); 8) выводы короткие през подобенства каждому человеку купонятю снадные як то есть речь пожитечьная часто споведатись (123 об.– 131 об.). Начало: «Который долго отволокает споведатися грехов своих»; 9) замкнение (131 об.–133 об.). Начало: «О тое над все ключися старатися нает, абы злобие голубинное могл мети безжадной просады»; 10) последование о избавлении злых помыслов (134–135); 11) правило внегда случится кому искуситися во сне до действу диаволю (135–137). Статьи 10-я и 11-я на церковно-славянском языке, прочия на книжном юго-западно-русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царские три четверти Заметки игумена Кирилла (Сахарова) с общественных слушаний об установке памятника Царю Иоанну Грозному в г. Руза 22.03.2017 1112 Время на чтение 3 минуты Слушания проходили в одном из конференц-залов Исторического музея. В президиуме – представители администрации города, президент Рузского культурно-просветительского фонда им. св. Василия Великого В.В.Бойко-Великий (инициатор слушаний), рузский благочинный прот. Олег. Зал был заполнен до отказа. По моим наблюдениям, примерно три четверти участников слушаний были сторонниками установки памятника. Так получилось, что вокруг меня преимущественно сидели противники. Они ерничали, иронизировали, отпускали злобные реплики, ухмылки, истерически смеялись. Например, когда выступал иеромонах Савватий, строитель скита Данилова монастыря в Рузском районе, сидящая рядом со мной женщина сказала: «И откуда этого мракобеса взяли», (когда я поделился этим с одной из участниц слушаний, она ответила: «Вам еще повезло, а вот сидящий за моей спиной мужчина всех выступавших сторонников Ивана Грозного крыл неприличными словами»). Что-то похожее я уже наблюдал со стороны «кочетковцев». Выступали давно знакомые знатоки вопроса: Болотин, Галенин, Саулкин и др. Отмечу, что особенно запомнилось. Князь Воротынский, о котором писали, что его изощренно мучали по приказу Ивана Грозного, который при этом посохом придвигал угли к костру, через ряд лет после этого жаловался царю, что на место его служения мало присылают рыбы и вина. Грозный создал крепкое централизованное государство, которое сохранило свое единство, в то время как Речь Посполитая развалилась. Якобы при походе на Новгород погибло около 40 тысяч местных жителей, в то время как их всего было не более 20-ти тысяч. Когда царь выступил в поход на Казань, ему было не 17 лет, как утверждали оппоненты, а 22 года. Он был уже семейным человеком и имел детей. После взятия Казани он запретил насильственно обращать мусульман в христианство. Сумел интегрировать их в единое государство. Национальной розни не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/22/ca...

Я ответил: Евангелист Матфей, писав о рождестве Иисус-Христове, не называет определенно самый год рождества, а указывает только, во время какого из царствовавших во Иудеи царя оно последовало: Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мат. зач.3). Что рождество Иисуса Христа было во дни Ирода царя Иудейскаго, об этом свидетельствует и Евангелист Лука, писав о зачатии Иоанна Крестителя, предварившем зачатие Господне шестью месяцами: бысть во дни Ирода царя Иудейска. Евангелист Лука указывает кроме того и то, в царствование какого из Римских кесарей родился Спаситель, еще указывает бывшее тогда частное обстоятельство того времени, – говорит, что рождество Христа Спасителя последовало во время первой всенародной переписи, и наконец называет имя тогдашнего обладателя Сирии: Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть, владящу Сириею Киринию (Зач. 5). Тот же св. Евангелист Лука, приступая к повествованию о крещении Господа, которое было по тридесятых летах рождества Его, называет не только имя царствовавшего тогда Римского кесаря, но указывает и самое лето его царствования, называет также имена тогдашних правителей стран, иудейских тетрархов, и имена бывших тогда во Иудеи архиереев: в пятое же на десяте лето владычества Тиверия кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату ею четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою страною, и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу, при архиереи Анне и Каиафе (Лук. зач.9). Потом о распятии Господне все Евангелисты единогласно свидетельствуют, что оно было при Понтийстем Пилате. И св. церковь приемлет, что рождество Христа Спасителя и прочие события Его жизни совершились в те самые времена, при тех царях, правителях и архиереях, какие указаны в Евангелии. Это несомненно доказывается не только самым чтением в церкви св. Евангелия, но и многочисленными, воспеваемыми в церкви песнопениями. Напомню для примера стихиры на рождество Христово: «Августу единоначальствующу на земли», и другую, «Ирод мятяшеся», также в стихирах страстей Господних, многократно упоминается, что они совершились при Понтийстем Пилате; и о всех других обстоятельствах страдания и воскресения Господня все воспевается согласно св. Евангелию. И наконец в Символе веры о распятии Господнем св. церковь исповедует вполне согласно Евангелию: «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате». При таких церковных исповеданиях и многочисленных воспеваниях, согласных сказанию святых Евангелистов, можно ли и справедливо ли думать, что будто бы церковь исповедует не то лето воплощения Господня, в какое оно последовало, т.е. какое именно указано в Евангелиях, и потому будто бы все Евангельские события относит к другому лицу, а не к самому Господу нашему Иисусу Христу? Это может сказать только неимущий здравого рассуждения или весьма ослепленный злобою на св. церковь, по какому-либо предубеждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

О четвертом члене Символа Веры 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудее, Понтия Пилата был распят на кресте за нас – людей , то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен. Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения, Он сходил во ад, и оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная с Адама и Евы. Адом называется место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства. Там царствует Сатана. В отношении к душам слово «ад» означает состояние сильной скорби и мучений. Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (т. к. Он одним словом мог уничтожить всех врагов) принес Себя в жертву за грехи людей, через распятие на кресте. Крестная казнь была самая позорная, страшная и жестокая. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти диавола. Эта страшная казнь, придуманная человеком по наущению диавола, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпев позорную казнь на кресте, умер, но и воскрес. Через крест воссияла жизнь! Христос уничтожил главную опору диавола и превратил крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил крест Своею пречистою кровью и искупительным подвигом любви. Самый тяжкий преступник, но кающийся не отвергнут Спасителем. С этого момента ни страдания ни смерть не могут нас лишить вечного блаженства, если мы будем со Христом Спасителем, но, наоборот, это – путь к вечной славе в Царствии Божием. Слова в Символе Веры «страдавша и погребенна» сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

По свидетельству нашей Начальной летописи у русских язычников существовали неодинаковые формы брака: у полян практиковался привод невесты вечером к жениху, а у древлян продолжала существовать древнейшая форма брака – умычка. Летописец отрицает существование брака у древлян, хотя сам здесь же сообщает, что молодежь на игрищах совещалась, после чего происходила умычка: очевидно, умыкалась та девушка, которая изъявляла на то согласие. Конечно, у древлян, как и у полян не было христианского брака, т.е. таинства. Но без сомнения, существовал брак, как постоянная связь мужчины и женщины, с обязательствами с обеих сторон. У древлян было в обычае многоженство: некоторые имели по две и по три жены, вероятно, люди состоятельные 479 . У самого князя Владимира, до его крещения, был большой гарем. В поучении новгородского владыки Ильи-Иоанна (1165–1185 г) заключается замечательный по полноте перечень форм заключения языческого брака: 1) привод невесты в дом жениха вечером; 2) умычка; 3) наложничество; 4) случайная связь 480 . Одной из первых забот нового, христианского государства была забота об устройстве семьи на христианских началах. В урегулировании брачного вопроса заинтересованы церковь и государство. В первые века христианства на Руси светская власть в лице князей признала себя не компетентной относительно некоторых явлений жизни, которые были безразличны с языческой точки зрений, но шли в разрез с христианскими требованиями. В числе таких явлений был и брак. Гражданская власть поручила церкви ведать брачные дела, как это видно из уставов Владимира и Ярослава. Хотя светская власть передала ведение брачного дела иерархии, тем не менее князьям все-таки приходилось вступать в разбирательство дел, в основе которых лежали запутанные семейные отношения. Таковы были дележи наследства после смерти главы семьи. Как поступали в этом случае наши князья, нам говорит устав новгородского князя Всеволода Мстиславича (до 1136 г.). В этом уставе есть статья о долях наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвертой жены. Языческие традиции и языческие формы брака еще были столь живы в 12 веке, что светская власть считала необходимым принимать во внимание народные традиции, и детям от третьей и четвертой жены выдавалась «прелюбодейная часть». Эта доля была меньше первых двух, тем не менее дети от третьей и четвертой жены в глазах гражданской власти, были законными, хотя и наследовали меньшую часть по сравнению с детьми от первых двух жен своего отца. Впрочем, может быть в этом деле сказывается и христианская гуманность, признающая, что дети не виновны за слабости своего отца.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнительное изъяснительное  обозрение евангельских сказаний о явлении Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1–12; Мк.1:2–8; Лк.3:1–20) Время явления Иоанна Крестителя по определению евангелиста Луки (Лк.3:1–2) «Христианское чтение», 1851 Время вступления Иоанна Крестителя на проповедь определяет ясно один евангелист Лука. Это было в 15-й год владычества Тиверия кесаря, когда Пилат был правителем Иудеи, Ирод – четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, – четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – четвертовластником в Авелинее, при первосвященнике Анне и Каиафе. Подробность, с какою евангелист Лука делает точное обозначение этого времени, показывает, какое важное значение в евангельской истории имеет явление Крестителя на проповедь. В то же время евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершаться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческой Иудея в то время была уже обращена в римскую провинцию; поэтому Евангельское определение времени дает прежде всего чрез обозначение года правления римского императора; далее обозначает сначала гражданских правителей Палестины – прокуратора в Иудее Пилата и тетрархов: Ирода Антипу, Филиппа и Лисания, потом граждански-церковного и, наконец, церковного (Анну и Каиафу). Говоря о Пилате, евангелист называет его игемоном (  ηγεμονεοντος Πον Πιλτου της Ιουδαας ). Титул Пилата был επτροπος – прокуратор, титул же игемона принадлежал наместнику или управителю Сирии. Но так как в Иудее в лице прокуратора была сосредоточена и военная, и гражданская власть, то этот титул мог быть приложим и к нему. После низложения Архелая, сына Иродова, в 6 г. по Рождестве Христовом, Иудея была окончательно присоединена к Римскому государству и вместе с Самариею и Идумеею образовала часть провинций Сирии. Пилат был по счету пятым прокуратором Иудеи; должность эту он получил в 26 г. или никак не ранее осени 25г. по Рождестве Христовом, следовательно, незадолго до явления Иоанна Крестителя на Иордане; в должности своей он оставался почти 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010