В другой моей фантазии мне не требовалось никуда плыть. Я просто возводил огромный стеклянный купол над заброшенной пивоварней, а в получившейся оранжерее сажал тропические растения и приглашал туда то двух маленьких индейцев, то двух маленьких арабов, то негров — как Ной в его ковчег. Ну и животных, конечно… Может быть, на меня оказали такое сильное впечатление принадлежавшие маме книжки о великих открытиях, диких животных и чужеземцах. Прежде всего, о чужеземцах. Но в те дни в окрестностях Ларвика даже завалящего чужеземца не удалось бы отыскать днем с огнем. Помню, как-то раз в город приехал цирк, и все бежали со всех ног, чтобы увидеть живого негра. Каково же было наше разочарование, когда один из мальчишек заметил, что у него светлые ладони. Мы пришли к единодушному выводу, что негр — поддельный. Примыкавший к городу лес — в основном сосновый, переходящий в лиственный на востоке и в кедровый на западе — кишел всякой живностью. Мы часто откладывали в сторону наши игрушечные ружья и луки со стрелами и, вооружившись сачками и сетями, отправлялись ловить зверей. В те времена опасность могла исходить только от крупных млекопитающих. Никто и слыхом не слыхивал о токсичных пестицидах и загрязнении окружающей среды. В наших реках водилась рыба. В маленьких озерах и ручьях мы ловили головастиков, цветных саламандр и крупных черных водяных жуков. На суше — дикобразов, мышей, жуков, кузнечиков и змей. В воздухе — все, что летало, от летучих мышей до бабочек. И если в обнаруженном нами птичьем гнезде было много яиц, мы и яйцо добавляли к своей коллекции. Отец отдал в мое полное распоряжение заново обшитую панелями комнату в заброшенной конюшне, и мы повесили на ее дверь вывеску: « Зоологический музей». В повседневной жизни я был, конечно, белоручкой, но когда дело касалось пополнения экспозиции «музея», во мне просыпались скрытые силы. Однажды, явившись домой с ватагой приятелей, я чуть не довел маму до обморока. Она открыла дверь на мой звонок, и перед ней предстал ее сынок, держащий за хвост живую гадюку. Змея шипела, извивалась и пыталась ужалить меня, но я каждый раз встряхивал ее, и она повисала головой вниз. Мама метнулась стрелой и принесла кувшин со спиртом, куда мы и опустили яростно шипящего гада. Когда пресмыкающееся затихло на дне, свернувшись в кольца, я исхитрился выудить его оттуда с помощью раздвоенной палочки, не повредив его волшебной красоты.

http://azbyka.ru/deti/roditelyam-kak-byt...

Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: " Неопалимая Купина " . Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее. ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. " Исход " : гл. 2; 3; 4, 1-28. Пасха и исход евреев из Египта Моисей пришел в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта. Фараон ответил: " Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу " , и приказал еще больше угнетать евреев. Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и т. п. Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев. Он, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь. Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали. В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. (Первенцем назывался первый, то есть старший сын). По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Да запретит тебе, диавол, Господь, приготовивший тебе огонь неугасимый, червь неусыпающий и тьму кромешнюю для вечного наказания. Да запретит тебе, диавол, Господь, от лица силы Которого все страшится и трепещет, потому что велик Его гнев, угрожающий тебе. Сам Господь запрещает тебе, диавол, страшным Своим именем: дрожи, трепещи, устрашись, уйди, сгинь, исчезни, павший с неба и с тобой все злые духи, всякий злой дух, дух распутства, дух злобы, дух ночной, дух дневной, дух полуденный, дух вечерний, дух полунощный, дух встречный или земной, или водяной, или в рощах, или в тростнике, или в долинах, в проходах и перекрестках, в озерах, в реках, в домах и в банях находящийся, вредящий и сводящий человека с ума; отступите от создания Творца, Христа Бога нашего, удалитесь от раба Божия (имя), от его разума, от души, от сердца, от почек, от чувств, от всех членов, чтобы быть ему здоровым, невредимым, свободным, познающим собственного Владыку и Творца всего Бога, собирающего заблудившихся и дающего печать спасения чрез рождение и воссоздание в Божественном крещении, чтобы он удостоился пречистых, пренебесных и страшных Его Таин и присоединился к истинному Его стаду, пребывая в месте прохладном, будучи воспитываем на воде упокоения и, по примеру пастухов, верно руководим жезлом Креста, во оставление грехов и жизнь вечную. Ему принадлежит вся слава, честь, поклонение и величие вместе с Безначальным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Прошение о бесноватых Усердно все помолимся об одержимых нечистыми духами, чтобы человеколюбивый Бог через Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов Своих or власти противника, чтобы запретивший легиону бесов (Мк. 5, 9) и злоначальнику диаволу, Сам и ныне запретил отступникам благочестия и избавил создания Свои от действия его и очистил тех, которых сотворил с великой мудростью. Еще усердно молимся о них, спаси и восстанови их, Боже, силою Твоею. Молитва Связавший сильного и расхитивший все вещи его (Мф.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Все нуждается в нем и получает пользу, и от его влияния становятся лучше не только растения и тела, но и воды, и озера, и источники, и реки, и самая природа воздуха становится легче, чище и прозрачнее. Поэтому и псалмопевец, желая показать его красоту, его постоянную ясность, не умаляющуюся прелесть, никогда не вянущий цвет, все величие его благообразия, непрестанное служение, сказал так: в солнце положи селение Свое ( Пс. 18:5 ), то есть, в самых небесах. Можно бы, если бы кто не устал, показать промышление Божие и от других вещей: от облаков, от времен года, от солнцестояния, от ветров, от моря, от различных пород в нем, от земли и живущих на ней четвероногих, пресмыкающихся, птиц воздушных и покоющихся на земле, от амфибий, живущих в озерах, источниках и реках, от обитаемой вселенной и от необитаемых стран, от произрастающих семян, деревьев, трав, произрастающих в пустынях и не в пустынях, произрастающих в равнинах и долинах, на горах и на холмах, от произрастающих самопроизвольно и от произрастающих вследствие труда и земледелия, от животных, кротких и не кротких, диких и ручных, малых или великих, от птиц, четвероногих, рыб, растений и трав, являющихся зимой, летом, или осенью, от явлений дня или ночи, от дождей, от течения года, от смерти, от жизни, от наложенного на нас труда, от скорби, от радости, от даваемых нам яств и питий, от ремесел, от искусств, от деревьев, от камней, от содержащих в себе металлы гор, от пригодного для плавания моря и от непригодного для того, от островов, от пристаней, от рек, от поверхности моря, от глубины вод, от природы и стихий, из которых состоит наш мир, от распределения времен, от различной продолжительности дня и ночи, от болезни и здоровья наших членов, от состояния души, от искусства и мудрости, проявляющихся в человеческом роде, от пользы служащих нам бессловесных растений и других тварей, от самомалейших и самых ничтожных животных. Что может быть меньше и безобразнее пчелы? Что ничтожнее муравья и стрекозы? А между тем и эти насекомые громогласно свидетельствуют о промышлении, силе и премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Однако костлявый Мики, которого не поддерживал на поверхности толстый слой жира, не мог просто лечь на воду, как это сделал его приятель, и продолжал плавать, описывая круги около Неевы. Потом ему в голову пришла удачная мысль, и, приблизившись к медведю вплотную, он оперся на его плечо передними лапами. К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем. Жар был нестерпимым: в течение нескольких ужасных минут Мики казалось, что он вдыхает не воздух, а огонь. Неева каждые две-три секунды окунал голову в воду, но инстинкт мешал Мики последовать его примеру. Подобно волку, лисе, пекану и рыси, он скорее умер бы, чем погрузился бы в воду с головой. Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты. Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы. Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго. Весь остаток дня и всю ночь спасшиеся звери провели на мелководье, но ни один хищник не напал на беззащитного соседа. Общая беда уравняла и примирила их всех. Перед рассветом пришло неожиданное облегчение. Начался сильный ливень, и когда первые лучи солнца пробились сквозь серые тучи, в озере и на его берегах виднелись только трупы погибших животных. Те, кому удалось уцелеть, вернулись в свои опустошенные леса, и в их числе были Мики с Неевой. Глава 26 Еще много дней после Большого Пожара Мики продолжал покорно следовать за Неевой. Места, которые он так хорошо знал прежде, превратились в черную, безжизненную пустыню, и он понятия не имел, в какой стороне следует искать уцелевшие леса. Если бы это был обычный небольшой пал, Мики, конечно, и сам сумел бы без большого труда выбраться из царства золы и пепла, но этот пожар опустошил многие сотни квадратных миль, и половина зверей, укрывшихся от огня в озерах, и реках, была теперь обречена на голодную смерть.

http://azbyka.ru/fiction/brodyagi-severa...

А ты укажи мне на кого-нибудь такого, кто пострадал бы за благочестие, как я могу указать тебе на бесчисленное множество повсюду во вселенной. Кто мужественно терпел, когда у него вырывали ногти? Кто – когда терзали члены? Кто – когда разрывали тело его на части? Кто – когда исторгали кости из головы? Кто – когда постоянно клали его на раскаленную сковороду? Кто – когда бросали в кипящую воду? Вот это укажи мне! А умереть от цикутного яда – это почти тоже, что заснуть спокойно; даже такая смерть, говорят, приятнее сна. Если же некоторые действительно терпели мучения, то и за это не достойны похвалы, потому что причина их страданий была постыдна: одни пострадали за то, что открыли какую-нибудь тайну, другие за то, что злоупотребляли властью, иные за то, что были застигнуты в постыднейших преступлениях, а некоторые и без всякой причины, напрасно и безрассудно, лишили жизни сами себя. Но у нас совершенно не так. Потому-то дела их преданы забвению, а наши прославляются и возрастают с каждым днем. Все это представляя, Павел сказал: немощное Божие крепчае всех человек есть. Божественность евангельской проповеди открывается и из следующего: каким образом решились на такие дела двенадцать человек, и притом простолюдины, жившие при озерах, при реках и в пустынях, и, может быть, никогда не бывавшие ни в городах, ни на торжищах? Как они решились идти против целой вселенной? Они были прежде робки и боязливы, как свидетельствует писавший о них, не усомнившийся не скрывать их слабостей, что и служит сильнейшим доказательством нстины. Что же говорит он о них? То, что когда Христос был взят, не смотря на безчисленные чудеса Его, одни из них разбежались, а главный из них оставшись отрекся (Мк.14:50,68). Отчего те, которые при жизни Христа не могли снести нападений от иудеев, после смерти и погребения Его решились идти против целой вселенной, если Он, как вы говорите, не воскрес, не беседовал с ними и не укрепил их? Не могли ли они сказать самим себе: что это? Он не мог спасти Себя, – как же может избавить нас? Он не мог отмстить за Себя при Своей жизни, – как же может подать нам руку помощи после Своей смерти? Он при жизни Своей не покорил Себе ни одного народа, – как же мы можем убедить всю вселенную, возвещая Его имя? Не странно ли не только сделать это, но даже и подумать? Отсюда ясно, что если бы они не видели Его воскресшим и не получили величайших доказательств силы Его, то не решились бы на столь опасное дело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Такой перевес и сила Юаньского правительства должны были усилить народонаселение Китая сравнительно с прежними веками. Царствование Хубилая, после соединения Китая под одну державу, почитается самою блистательною эпохою владычества Юаньского дома; перепись, произведенная при нем в 1290 году, показывает значительную населенность тогдашнего Китая. Но смуты и внутренние неустройства при конце династий Гинь и Сун, в разное время уничтоженных монголами, заставили великое множество народа рассеяться и вести бродяжническую жизнь; жестокие и бесчеловечные поступки монголов при покорении Китая еще более побудили народ скрываться от новых повелителей. При прежних династиях вошло в обычай у народа, изнуренного тяжкими налогами и во время смятений искавшего безопасности, устраивать такие дома, которые удобно было бы передвигать с одного места на другое, то есть жить на судах. При Юаньской это стало неизбежною необходимостью и получило как бы законную силу: множество народа строило суда на реках и озерах и в этих подвижных домах основывало свое жительство со всем семейством, а некоторые удалялись в непроходимые горы и там селились. Весь этот народ, таким образом, избегал строгого надзора начальства и никогда не был внесен в списки. К тому же Монгольская династия распространила в Китае систему рабства между покоренными китайцами. Государи, на основании степных обычаев, в Монголии имевших силу закона, жаловали своим родственникам обоего пола, женам и наложницам, князьям и заслуженным людям, множество народа в домашние рабы, и эта раздача производилась довольно щедро, так что в 1281 году, после покорения провинции Цзян-нань, пожаловано было 16 князьям от 10,000 до 100,000 семейств каждому; а 36 заслуженным вельможам от 40,000, до 100,000 семейств каждому, смотря по заслугам. Весь этот народ, если не состоял в числе домашних слуг своего господина, обязан был платить ему известный оброк. Как по новости такого распоряжения, так и по обременительности его, число беглых и бродяг еще более увеличилось в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царь разрешил Строгановым населять этот край, позволил ставить соляные варницы, городки, крепости укреплять и торговать беспошлинно ровно 20 лет. Разрешил Строгановым и судить поселившихся там людей, не обращаясь к наместникам и судьям Пермского края. Таким образом Строгановы являлись своего рода владетельными князьями нового края. Они основали городок, укрепили его и назвали Канкором. За ним выстроился и второй городок Керсадан со стенами в 30 сажень в окружности. В 1568 г. новой челобитной Строгановы просили разрешить им продолжить их владения еще на 20 верст, где они обязывались построить на свой счет новые городки и крепости. И это их прошение было уважено Иоаном IV. В 1573 г. воевода Пермского края писал царю, что возмутившиеся черемисы с остяками и башкирами сделали набег на Каму и перебили около сотни мирных пермяков. Тогда Иоан послал грамоту Строгановым, в которой наказывал им собрать охочих казаков, выбрать доброго голову и отправить войною на возмутившихся вогуличей и остяков, а мирных дикарей поселить у себя в городках и острогах. Строгановы поспешили исполнить царский указ. Устроившись по эту сторону Каменного Пояса, они обратили взоры и на земли, лежащие по ту сторону Уральских гор, которые изобиловали пушными зверями в лесах, богатой рыбною живностью в реках и озерах, а пуще всего металлической рудою в недрах гор. Сказочные богатства этой страны не могли не привлечь внимания предприимчивых промышленников. Между тем набеги дикарей все тревожили Прикамских поселенцев, мешая им заниматься земледелием и соляными промыслами. В 1573 г. родственник салтана Кучума, царевич Шаметькул прокладывал дорогу к самой Перми и к Строгановским острогам, чтобы сжечь и уничтожить их. Пяти верст только не дошел он до городков, спалил окрестные поселки, а жителей частью перебил, частью увел с собою в плен. Тогда братья Григорий и Яков Строгановы обратились с новой просьбой к царю разрешить им укрепляться по реке Тоболу и впадающим в него рекам, строить там крепости, нанимать стражников и держать огненный наряд, то есть пушки и порох, а также искать там железную руду и пахать землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

По статистике между 50-ми и 60-ми годами над переводом Библии работало более 3 тысяч переводчиков. Библия пережила тяжелейшие испытания. Ни одну другую книгу так не преследовали и не уничтожали, как Св.Писание. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим, как часто его пытались уничтожить, изъять, исказить. Мы сами были свидетелями того, как уничтожались книги уже на нашей памяти. Вот передо мной экземпляр книги, которую хотели уничтожить, но получилось так, что она уцелела. К нам в Россию приходили целые контейнеры таких книг — христиане всегда присылали нам их, и мы очень в них нуждались, ведь Библию невозможно было нигде достать. И присылалась она нам задаром. Многие такие бесценные посылки попадали в определенные отделы, которые курировали почту. Когда эти посылки в этих отделах вскрывали и видели, что там Св.Писание, то их просто бросали в огонь. Это были большие аутодафе на задних дворах. Одна из таких книг случайно попала ко мне. Да, Библию уничтожали. Одним из первых деяний Французской революции было публичное сожжение Библии. И так было на протяжении веков. Однако слово Божие неуничтожимо. Кто только не критиковал Библию, начиная с эпохи средних веков и до наших дней! Один философ так пишет: «Тысячи раз раздавался погребальный звон по Библии, собирались похоронные процессии, высекались надписи на могильном камне, произносились надгробные речи. Но телу ее никогда в могиле почему-то не лежалось. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не портили, как Библию. Однако Библия дошла до нас почти неизменной от того момента, когда она появилась на земле». Первые страницы Библии — что они могли из себя представлять? Как они дошли до наших дней? На чем они были написаны? Первый материал — папирус. Наиболее характерный материал. Чаще всего древние рукописи писались на нем. Это особый тростник, который рос в мелких озерах, реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос.

http://sedmitza.ru/lib/text/432066/

Хозяйственная деятельность и торговые связи восточных славян Лесные богатства промысловыми зверем и птицей, дикими пчелами, ягодой и грибами, изобилие рыбы в реках и озерах позволяло значительной части населения, особенно в лесной зоне, добывать средства существования охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством грибов и ягод. В лесостепи и на севере степной зоны основным хозяйственным занятием в IX столетии служило уже земледелие, которое укоренилось в этом регионе задолго до прихода туда славян, и славянами – полянами, северянами, тиверцами, уличами, волынянами – было заимствовано у обитавших на юго-западе Руси фракийцев, в свою очередь, перенявших этот вид деятельности у не индоевропейских народов неолитической трипольской культуры. В степной и лесостепной зоне у восточных славян в IX веке преобладала залежная система земледелия: расчищенный от дикого разнотравья участок земли засевали злачными культурами: просом, пшеницей или рожью. После многократного использования плодородие земли истощалось, и урожайность падала, тогда его забрасывали и расчищали новый участок. Эта система была эффективной, пока при малочисленности населения не возникало нехватки земли для расчистки. По мере демографического роста возникал дефицит земли, пригодной для обработки, и тогда от залежной переходили к переложной системе землепользования, при которой земельный фонд родовой или соседской общины разделяли на несколько участков, истощенный участок оставляли под парование, он зарастал бурьяном, затем на нем появлялась другая растительность, характерная для местной степной зоны, и через 15–20 лет, когда плодородие его восстанавливалось, участок вновь расчищали под пахоту. В лесной полосе для посева вырубали, «подсекали» и выжигали участок леса. Бедная гумусом по своей природе почва, удобренная золой, обогащалась питательными веществами и становилась пригодной для посева. На третий год пал истощался, и его забрасывали, выжигая новый участок леса. Такой вид земледелия, названный подсечно-огневым, был трудоемким, и поэтому земледелие получило значительное развитие в лесостепи и степи, где из-за частой нехватки дождевой влаги по преимуществу выбирали для распашки местность, расположенную вблизи рек, которые разливались весной, увлажняя почву под заливными лугами. Орудием пахоты в основном было деревянное рало, в редких случаях снабженное железным наконечником. Тягловой силой служили в степной зоне волы, в лесостепной и лесной – лошади. На основании косвенных данных можно заключить, что в степной и лесостепной полосе сеяли особый вид пшеницы – полбу, а также ячмень и просо, в лесной зоне преобладали рожь, ранее считавшаяся сорняком на участках, засеянных пшеницей, и овес.

http://pravoslavie.ru/153877.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010