И понеже неточно нам великому Государю, такими неправедными прибытки богатитися чюжде, и жизнь свою строити, по всякому человеку малого чина и великого, ведущим истинное Евангельское благовестие, внемже обетование благих, и муки вечныя, комуждо поделом. Сего ради мы великий Государь, сами присно благих желающе, и наилучшее преспевающе, судихом якоже Господу Богу угодно, и нам великому Государю праведно ибезгрешно, указали есмы такое злодейство к тому в царствующем граде москве и повсюду в градех, и вселах упразнити, от сего времене нововсчинных проезжих пошлин, имытов, порекам с судов посаженново и привалново, и грузовые, и с людей головщины, и с саней полозового, и стелег: и на гостинных дворех с рыбныя с кладки в лавки, и в погребы, и с розделки, и с мытья, и с рыбных бочек, с бою, и с выборки, не имати, и воткупы не отдавати, и ядомых харчей всяких, и иных всяких мелких промыслов, квасу, сусла, масла конопляного, и коровия, ветчинного сала, солодорощения, овсяной трухи, хмелевой труски, хлебного, и соляного, иваженного и бережного извозу, сенной труски, шолку, писчей площадки, на реках пролубного, золы всякой, мылного резанья, ворванья сала, свечь салных, смолы брусковыя нарезь, дегтю, уголья: и рогожного товару, лаптей, шлей, хомутов, на откуп недавати, кроме воскобоя, и ледяного, и банных откупов. Також есмы указали, в патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, болярских, думных людей, столников, стряпчих, дворян московских, и всяких чинов.... людей, в вотчинах и впоместьях, мытов, и проезжия пошлины, и головщины имати, и на откуп отдавати, не велели: ате проезжия всякия мелкия пошлины имыты которыя были в таможнях навере с бираны, и воткупы от даваны, мы великий Государь велели приложити в торговую рублевую пошлину, избирати втаможнях выборным верным головам и целоволником; ядомыми всякими харчми, и лошадиными кормы, и всякими мелкими земскими товары, мы великий Государь поволели торговати всяких чинов людем без откупу, и наши пошлины платити по нашему указу рублевыя, а накоторых реках и озерах есть соляныя и рыбныя промыслы и всякия угодия, истех угоден внашу казну платят оброки, и те оброки имати нанас попрежне- му.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Его еще называют разрывным течением, разрывной банкой. Это поверхностное течение, которое под прямым углом устремляется к берегу и направляется в обратную сторону. Как правило, ширина такого течения невелика — 5-20 метров, в отдельных случаях — до 200 метров шириной. Визуально определить его можно: оно выглядит как ровный поток воды с волновыми и пенными завихрениями по бокам. В центре их нет, а справа и слева – барашки. Бороться с таким течением, плывя к берегу, проблематично, человек просто выбивается из сил.  Два года назад я отдыхал на Филиппинах в компании дайверов. И на нашем корабле был австралиец с супругой. И когда мы после очередного погружения возвращались обратно, началась большая волна. И капитан не смог подойти к берегу близко, мы были вынуждены прыгнуть в воду и плыть около 100 метров. И уже на берегу оказалось, что австралиец на берегу, а его жена — нет. Посмотрев в сторону моря, я увидел в примерно 200 метрах от берега голову австралийки, она очень быстро удалялась от берега, попав в такое отбойное течение. Относительно благополучно женщину мы тогда спасли.  А несколько лет назад на Азовском море в детском лагере тоже была история: утонули дети, попав как раз в такое течение. И главное правило при попадании в отбойное течение — его нельзя преодолевать, плывя в сторону берега. Нужно плыть параллельно берегу, поперек течения. Как только вы вышли из этого потока, а вы это сразу почувствуете, вы сможете благополучно доплыть до берега.  — Такое бывает только в море? А в озерах и реках чего стоит бояться? — На реках есть омуты. Они образуются, когда поток воды упирается в изгиб берега и устремляется в центральную часть реки. Омуты не дают возможности подплыть к берегу, как правило, их видно, они выглядят как водовороты. Омуты возникают из-за неоднородности рельефа дна. Это может быть валун, резкая отмель, какой-то предмет, лежащий на дне.  — Многим людям скучно купаться просто в море, им подавай волны. Насколько это опасно и какие есть правила поведения на волнах?

http://pravmir.ru/utopayushhij-ne-krichi...

– В лесах, особенно вблизи Новгорода, удобно было разводить пчеловодство. Кажется здесь мы видим систему хозяйства поощрительную: крестьянин с борти должен был давать пуд меду, «а не будет пуда меду, и ему давати за пуд меду 1 1/3 гривны новогородцкие» (III, 5–6,); но крестьянину предоставлялось право за тот же оброк и «иные борти делати и кузовы ставити». На пожнях вдоль рек и речек ставилось много сена; если пожни были в оброчных великокняжеских землях, – они или отдавались в наймы, или сдавались с оброка. Колы на реках, тони на реках и озерах, в тех водах, которые принадлежали к великокняжеским оброчным, эксплоатировались не иначе, как по найму, или – за оброк (ср. III, 447, 453, 461, 463, 488). Если на великокняжеской земле копалась руда, то и отсюда извлекался оброк (брязга, найм), взыскивавшийся или с домницы, или с печи (напр. III, 525, 526, 529 и мн. др.). Где находились оброчные земли? Как они распределялись по погостам? Нельзя ли усмотреть особой цели, по которой земель оброчных в известном погосте было известное именно количество? Отвечать на эти вопросы будем, имея в виду цифровые данные прилагаемой при этой главе таблицы. Так, в Новгородском уезде вовсе нет оброчных земель в погосте Кл. Тесовском (но в нем есть дворцовая волость) и в Коситцком (но из этого погоста на Водском его клочке было всего 12 обеж. Всею массою погост принадлежал Шелонской пятине). Что же касается других погостов, то в них находилось оброчных земель, сравнительно с общим количеством земли в погосте, следующее количество: в Кречневском 30,9%, в Пидебском 35%, в Заверяжье 9,5%, в Лусском 28,7%, в Гдитцком 60% (почти), в Спасском 31,1%, в Сабельском почти 15,8%, в Хрепельском 2,5%, в Передольском 37,4%, в Городенском 26,7%, в Будковском 16,6%, в Тигодском 9,4%, в Солетцком 39%, в Грузинском 92%, в Коломенском почти 49%, в Антоновском 90,6%, в Петровском 57%, в Ивановском 18,6%, (%% считаны по количеству обеж в погосте всех, и оброчных). Если в Хрепельском погосте оброчных земель лишь 2,5%, то там были и земли дворцовые. Грузинский, Антоновский, Петровский погосты высчитаны по водской их половине: цифры поэтому могут быть и не вполне точны; в других же погостах число оброчных земель вращается около 26%–60%, один раз лишь опускаясь ниже 15%. В уезде Копорском вовсе нет оброчных земель погостах Радчинском, Суйдовском, Ястребинском, Врудском и Вздылетцком. В других же погостах оброчных земель было по отношению к количеству погостской земли: в Каргальском 0,92%, в Замозском 26,6%, в Дятелинском 3,3%, в Кипенском 16,6%, в Дягиленском 4,08%, в Озеретцком 2,07%, в Заретцком 20%, в Льешском 16,7%. В Ямском уезде из трех погостов оброчные земли есть в одном Опольском, где они составляют лишь 1,1% всех земель в погосте. В Ладожском уезде оброчных земель было: 28,7% всей погостской земли в погосте Городенском, 10,7% – в погосте Ильинском, 15,3% – в погосте Песотцком, 12,3% – в погосте Теребужском, 5,2% – в Лопце, 64,1% – в погосте Михайловском и 73,3% – в погосте Никольском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Лишь самоубийцы исключены из этого вселенского моления Церкви. «Христе! глубиной Твоих судеб Ты, всемудро, предопределил каждому предел жизни, кончину и род смерти. Но, Всемилосердый, спаси на своем суде всех, которых скрыла могила, в каком бы то ни было месте. Милостивый! всех, которых скрыла вода, которые погибли на войне, поглощены землей в землетрясении, убиты убийцами и сгорели в пожаре –всех упокой вместе с праведниками. Господи, принимающей души усопших со всех четырех концов земли, упокой всех, где бы и как бы ни кончили они земную жизнь: в море ли, или на земле, или в реках, или в озерах, или в пустынях сделались добычей зверей, птиц и пресмыкающихся. Боже! упокой всех, внезапно умерших, молнией пораженных, замерзших, чем-либо убитых, в то время, когда все будешь очищать огнем». По третьей песни обыкновенная малая ектения и седальны; по шестой ектении заупокойная, кондак и икос те же, что и на панихиде. Затем синаксарь 167 . Считаю не лишним сделать из него хоть небольшую выписку. «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие, весьма нередко, умирают не естественною смертью, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях, случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают, – и кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем неожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви… «...Да будет известно, что там все узнают друг друга (как доказывает св. Златоуст, на основании притчи о богатом и Лазаре) не телесным каким-нибудь образом, но духовным прозрением, как св. Григорий Богослов говорит в надгробном слови Кесарю: тогда увижу Кесария, любезнейшего из братьев, светлым и прославленным... И мало того, что все узнают друг друга, все тайны каждого будут ведомы всем...» В стихирах на «хвалитех» поразительно и резко обнаруживаются все ничтожество, вся суета земной жизни, и вместе с тем напоминается вся необходимость готовиться непрестанно к жизни загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

С. Ю. Громление Древнерусский языческий обычай купаться в реках и озерах в грозу. Считалось, что во время грома человек умывается с серебра – излечивается от многих болезней и молодеет. По-видимому, этот обычай был связан с поклонением Перуну. Громница Особый обряд освящения и чествования т. н. громничной свечи, проводимый на праздник Сретения. В основе его лежал языческий ритуал почитания огня, связанный с культом Перуна. В н. XX в. в наиболее чистом виде этот обряд сохранялся в Белоруссии, где имел величайшее значение для всего народного обихода на весь год и, можно даже сказать, на всю жизнь. В деревнях несколько дворов (8–10) топили воск и крутили большие и толстые свечи, которые и хранились где-нибудь в хате перед общественной иконой. Приготовляли эти свечи к урочному праздничному дню обыкновенно на Николу Зимнего, и в др. избранные дни, напр., свечи «варваринские», «на Флора и Лавра», «Спасовские», «Михайловские», «Ивановские» на Купалу, 24 июня и т. д. Воск для свечи обыкновенно не покупали за деньги, а приносили из своих бортей в убеждении, что трудовая свечка Богу угодна. В обетный праздничный день брали общественную икону и носили ее из дома в дом в преднесении этой самой обетной свечи. Нес икону тот хозяин, чей дом был на очереди. Обыкновенно совершали эти церемонии ночью, предварительно пригласив священника, который и служил перед иконою один общий для всей деревни молебен. Общим хором пели молебен, на общественный счет угощали духовных лиц и отпускали их по домам, брали икону, зажигали свечи и общественную свечу, с которыми и выходили на улицу, где пели величанья, продолжая и оканчивая их в каждой деревенской хате; здесь ставили икону среди жилища и перед нею обетную свечу, вместо подсвечника – в чашку, наполненную овсом. Пели какие знали молитвы, но охотнее всех легкое для памяти и подходящее на голоса «величанье», а когда кончали петь, икону переносили на «куть» (передний, «красный» угол). Затем все садились за стол и угощались водкой, заедаемой жареным и вареным. Кто видел эти процессии в темную ночь и издали, тот, по словам одного знатока народных обычаев, не забудет красивой картины колеблющихся веселых огоньков на темной пелене глубокой зимней белорусской ночи, особенно если развернется эта деревенская картина неожиданно и послышится громкое пение многих здоровых голосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как хирургия начала лечить, а не калечить Мытье рук, акушерство, истребление комаров и особенно защита питьевой воды путем создания городских канализационных систем и хлорирования водопроводной воды привели в итоге к спасению миллиардов жизней.  До начала XX века города утопали в экскрементах, вода в их реках и озерах была густой от нечистот, а их жители пили и использовали для стирки вонючую коричневую жидкость. Причиной эпидемий считались «миазмы» — зловонный воздух, до тех пор, пока первый в мире эпидемиолог Джон Сноу (1813–1858) не установил, что заболевшие холерой лондонцы брали воду из трубы, которая начиналась ниже по течению от места, где сливали нечистоты. Сами доктора были в прошлом огромной угрозой здоровью: они переходили из прозекторской прямо в смотровой кабинет в черных халатах, покрытых засохшей кровью и гноем, осматривали раны пациентов немытыми руками и зашивали их нитками, которые держали в петлицах, пока Игнац Земмельвейс (1818–1865) и Джозеф Листер (1827–1912) не обучили их дезинфицировать руки и инструменты. Антисептика, анестезия и переливание крови позволили хирургии начать лечить, вместо того чтобы мучить и калечить, а антибиотики, антитоксины и прочие бессчетные достижения медицины еще дальше отбросили натиск заразы. Ученые, которые спасли миллионы Грех неблагодарности, может, и не попал в семь верхних строчек хит-парада, но, по Данте, он все же обрекает грешника на девятый круг ада. Там и рискует оказаться интеллектуальная культура периода после 1960-х годов, напрочь забывшая имена победителей болезней. Причем так было не всегда. В моем детстве популярным жанром детской литературы были героические биографии таких пионеров медицины, как Эдвард Дженнер, Луи Пастер, Джозеф Листер, Фредерик Бантинг, Чарльз Бест, Уильям Ослер или Александр Флеминг. Полиомиелит 12 апреля 1955 года группа ученых объявила о том, что созданная Джонасом Солком вакцина против полиомиелита — недуга, который уносил тысячи жизней каждый год, парализовал будущего президента Франклина Рузвельта и заточил множество детей в аппараты искусственного дыхания, известные как «стальные легкие», — доказала свою безопасность. В посвященной истории этого открытия книге Ричард Картер пишет, что в тот день «люди соблюдали минуты молчания, звонили в колокола, сигналили клаксонами, включали заводские гудки, запускали фейерверки… уходили раньше с работы, закрывали школы или устраивали в них шумные собрания, произносили тосты, обнимали детей, посещали церковные службы, улыбались незнакомцам и прощали врагов». Мэрия Нью-Йорка предложила Солку провести по улицам города торжественный парад в его честь, но тот вежливо отказался.

http://pravmir.ru/cherv-s-tysyachej-lich...

Передний угол. Пришедши в гости, не должно садится в переднем углу, ибо суеверные люди говорят, что впереди должно сидеть или попу или дураку, – первому из уважения к его сану, а дураку для того, это он всегда ищет для себя более почтения, нежели сколько стоит. Переносье свербит. У кого свербит переносье, тому слышать про покойника. Платье. Ежели кто, выходя из чужого дома, прищемит полу или подол платья, то это значит, что ему придется возвратиться в тот дом. Плевать. Ежели кто плюнет нечаянно на свое платье, то это значит, что будет иметь в скором времени обнову или терпеть напраслину. Понедельник. В этот день в дорогу не ездят, опасаясь несчастья. Приметы. Простолюдины утверждают, что если кто родится злым человеком, то на того природа кладет свой знак: он бывает или кос, или рыж, или картав; напротив того, кто хорош лицеем, тот иным быть может. Прыгун, скакун, разрыв. Уверяют, что эти травы особую имеют в колдовстве силу, и что без них никакого клада вынуть не возможно. Пятница. То есть, – пятый день недельный, пяток. Ежели кто в сей день как и в понедельник что-нибудь предпринимает, то успеха будто бы ожидать не должно; в тот день прясть и шить бабы почитают в грех , и ожидают в наказание или ногтоеды злой, или заусенцы не излечимой. Русалки. Дьяволы женского рода, живущие в озерах, в реках и болотах. Они имеют весьма долгие волосы, и уверяют простаки, что часто их видят бегущими по горам, и сидящими на берегах рек, где они чешут длинные свои волосы, и кого только они увидят человека, то тотчас бросаются в воду. Древние славяне почитали их богами вод и лесов, покланялись им и приносили жертвы. По мнению их, они имеют весьма долгие зеленые волосы. Собака воет. Когда в котором доме собака завоет, то уверяют, что быть там не счастью; а ежели на кого собака потянется, то предвещают ему обнову. Северное сияние. Сие величественное явление, названым северным потому, что бывает обыкновенно в холодных климатах, суеверные простолюдины почитают предзнаменованием целому государству какого-нибудь несчастья, например мора, голода, нашествие неприятелей и прочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

По данным «The Guardian» со ссылкой на отчет Всемирного фонда дикой природы (WWF), подготовленный совместно с Лондонским зоологическим обществом, с 1970 по 2014 годы человечество уничтожило две трети всех видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, существовавших на тот момент. Популяции биологических видов в реках и озерах сократились на 83%. Только в результате охоты человека полностью исчезли не менее 300 видов млекопитающих. Не менее 75% площади поверхности суши подверглись тем или иным видам человеческого воздействия. Всего за историю цивилизации были истреблены более 80% млекопитающих и половина всех растений. По словам экспертов, сейчас в мире началась шестая волна массового вымирания, но первая, причиной которой стал человек. Подсчитано, что даже если бы уничтожение видов остановилось сегодня, то природе потребовалось бы не менее семи миллионов лет для восстановления. И вовсе не факт, что это удастся, во-первых, потому, что у человечества нет этих миллионов лет, а во-вторых, потому что сами собой новые биологические виды не появляются, а те особи, что сейчас создаются ресурсами генной инженерии, пока еще являются плодами экспериментов с далеко неявными последствиями. Обратим внимание на слова о том, что сейчас идет «шестая волна» массового вымирания. Не будем погружаться в доантропную историю земли, вспомним о последней «волне», причем, волне в прямом смысле – Великом потопе. Его краткое описание, а также анализ причин и последствий содержит Священное Писание (Библия). Современная наука признаёт факт этой глобальной катастрофы, однако не может сказать, что было его причиной. Библия – не художественное и не эпическое произведение, хотя в ней есть множество описаний реальных исторических событий. На их примере она описывает и раскрывает действие духовных законов, управляющих жизнью каждого отдельного человека, малых и больших социальных групп, народов и человечества в целом. И здесь, поскольку мы вторгаемся в сферу религиозных смыслов, необходимо сделать одно методологическое отступление и сказать, что мировоззрение (онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика) человека верующего (в Бога или во что-то другое) и неверующего – принципиально разные. Переходя на технический язык, можно сказать, что их «разъемы» не совпадают, хотя осуществляют одну и ту же функцию – передают электрический ток от одного прибора к другому.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/pr...

Богатырский организм Мотовилова горел и на медленном огне сгорал от пожиравшего его пламени, зажженного сердцем, негодующим на видимое ему отступничество руководителей России от праведной веры отцов и от преданности Престолу. Его не могло утешить пророчество, что «сему надлежит быть», он грудью стал против всего «сего», всем своим богатырским телом он лежал на пороге той открытой двери, через которую ломилась в Россию вся та вражья рать, которую несмысленные современники принимали за ангелов света, несших им будто бы великие идеи — свободы, равенства и братства, в действительности же — горе, смерть и разрушение. Как было не признать тогда им, обольщенным вражьими видениями, в человеке, удостоенном величайших откровений, того «сумасшедшего», которым они его ославили. Теперь Серафимова святость — ему защита. Но в то время ему суждено было испить чашу горечи до дна, и он ее бестрепетно выпил, ни разу не поступившись ни верой своею, ни убеждениями. Сердце обливается кровью, когда видишь в разрозненных бумагах его то там, то сям душу терзающие восклицания: «Христианин есмь! Слышите ли вы все?.. Аз христианин есмь!»… Так восклицали только мученики первой зари христианства в ответ на подобные и жестокие крики торжествующего язычества: «Christianos ad leones!» — «Христиан — ко львам!» Велика же была эта мука человеческая, что бумаге одной поверялась в таких криках душевного терзания! Воздадут они за Мотовилова в страшный день судный!… Близость к Антонию, общение с ним в духе, враждебно настроенный к исповеднику заставляли Мотовилова все свободное от хозяйственных забот и хлопот о быстро развивающемся Дивееве время отдавать высокопреосвященному. Шестьсот верст от Симбирского его имения, Пыльны, до Воронежа не были для него препятствием, да и вообще его душа не признавала никаких препятствий в исповедании своей любви и веры. XXIII. Однажды, в конце шестой недели Великого поста, Мотовилов был в Сарове у игумена Нифонта. Приближалась ни ранняя, ни поздняя Пасха. На дворе стояло в разгаре весеннее распутье, но вода еще в реках и озерах не трогалась. Чего-то добившись для Дивеева от игумена (тогда Саров принимал еще материальное участие в его судьбах), Мотовилов на радостях с места собрался в Воронеж к Антонию встречать Пасху.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Кустарниковые деревья росли в Палестине в долинах, садах и пустынях. Из них в Св. Писании упоминаются: 1) митр (гадас, myrtus), 2) кипер (кофер, cyprus, henna), 3) можжевельник (ротем, genista), 4) ладановое дерево (лот, cistus creticus, cistus salvifolius) и 5) трагакантово дерево, (некот, astragalus gummifer). 3) Хлебные злаки произрастали на обработанных полях. Из них в Св. Писании упоминаются: 1) ячмень (ceopa, hordeum), 2) пшеница (хитта, triticum), 3) полба (куссемет, triticus spelta), 4) просо (дахан, milium), 5) чечевица (адашим, ervum lens) и 6) лен (пешет, linum usitatissimum). 4) Огородные растения росли преимущественно в садах. Из таковых растений в Св. Писании упоминаются: 1) анис ( νηθον, anethum), 2) благовонный тросник (кане, calamus aromaticus), 3) тмин (каммон, cuminum), 4) чернуха (кецах, nigella sativa), 5) мята ( δοσμον, mentha silvestris), 6) рута ( πγανον, ruta graueolens), 7) горчица ( σναπις, sinapis nigra), 8) кориандрово семя (гад, coriandrum sativum), 9) бобы (пол, vicia faba), 10) репчатый лук (бацел, сера), 11) чеснок (шум, allium sativum), 12) шафран (карком, crocus sativus), 13) лук (хацир, allium porrum), 14) огурцы (кишшуим, cucumis), 15) дыня (абаттихим, cucumis citrullus) и 16) виноградная лоза (гефен, vitis). Из отдельных видов ее особенно славился вид лозы, произраставший в долине Сорэк (в филистимской области) и посему называвшийся «сорэк». Из дикорастущих огородных растений упоминаются: 1) полынь (лаана, artemisia absinthium); 2) рош, ( ), под которым одни разумеют вех, другие волчье молоко, а Гезениус мак; 3) мандрагоры (дудаим, atropa madragora, mandragora vernalis). Корень этого растения длинный и прямой, достигает метра длины, снаружи темно-коричневый, внутри красный. Плоды его желтоватого цвета 75 ; 4) Иссоп (эзоб, hyssopus offciinalis), – небольшой колючий кустарник, произраставший на скалах. 5) Тростниковые растения росли преимущественно в озерах и реках. Из тростниковых растений упоминаются: 1) тростник (кане, calamus, arundo), 2) папирус, (гоме, cyperus papyrus), 3) камыш (суф, cyperus comosus), 4) речной тростник (аху, butomus umbellatus).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010