Суеверие славян, как и всех диких народов, возникло из страха и благоговения пред могуществом природы, и состояло в обожании ее сил. Природа всегда поражала людей своим устройством и разумностью своих целей. Предусмотрительность и могущество, выражающиеся в законах природы, всегда вели к идолопоклонству, олицетворению и обожанию ее сил. По понятию русских славян, вся природа, с ее явлениями и стихиями, оживлена божескою силою и наполнена духами. В частности, они признавали божескою силою, живыми существами, наделенными чувством и волею, и просто богами, стихии и вообще различные части и явления природы: небо с его светилами и метеорами, светом и теплом; огонь, с молнией и громом, как силу родственную со светом; воздух, с его атмосферными явлениями, грозой и дождем; воду, в ее вместилищах: озерах, реках и колодцах; землю с ее произведениями, каковы: камни, дерева, овин – хранилище растений, «жита, пшеницы и всякой пашницы». Небо и земля представлялись в брачном союзе: небо доселе народ почитает батюшкою, а землю матушкою, кормилицею. Души умерших, как высшее осуществление сил природы; они почитались покровителями дома и семьи. Каждая стихия, сообразно со своими явлениями, имела многих частных богов. В глубокой древности первоначально обожались самые предметы и явления природы; но по мере развития сознания народного, создавались духи, представители сил и явлений природы. С утверждением христианства все эти темные духи обращены в нечистую силу – чертей. Все эти боги, сообразно с характером явлений природы, полезных и вредных, разделялись на два класса: добрых и злых. Даже и добрые боги (Перун, Сварог и проч.) нередко делали вред и зло, для обнаружения своей силы, каприза. Ко всем этим существам народ обращался с молитвою о помощи и заклятиями. Духи, по понятию славян, жили каждый в своей стихи и в своем месте. Так напр. в воде живет водяной дух, в лесу – леший, в дому – домовой, и проч. Из предметов природы особенная таинственная сила приписывалась светилам, поражавшим своими благодетельными свойствами. Верование в светила и их влияние на судьбу людей, особенно новорожденных, произвело особую науку – астрологию. Со введением христианства в России, боязливое чувство суеверного народа олицетворило многие священные предметы, приписав им благодетельную таинственную силу. Таково напр. олицетворение праздников, вера в живую силу церковных вещей: освященной воды, ладана, и т. под. Эти верования, составлявшие чисто христианское суеверие, заключались в апокрифической литературе. Сообразно с верою в природу и духовные существа, славяне ввели многие праздники для умилостивления этих существ, – обряды и заклинания для ограждения своей жизни и домашнего счастия. Из способа возникновения русского суеверия и причин, произведших его, сами собою открываются источники и виды его 220 . б) Источники суеверия и виды его

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

«Юан-ши приводит интересное свидетельство о том, что в начале 14-го столетия находилось Русское поселение близь Пекина. Мы читаем в его летописях под 1330, глава XXXIV, что император Вен-цун (Wen-tsung) – Gob-Gimur) – 1329–1332, правнук Кубилая) образовал полк из У-ло-се или Русских (U-lo-sze or «Russians»). Этот полк, состоявший под начальством темника wan-hu (начальника десяти тысяч третьей степени), назывался Сюан-хун У-ло-се ка-ху-вей цинкюи «вечно верная русская лейб-гвардия» и находился под непосредственным надзором военного совета. Далее в той же главе (у Юан-ши) сказано, что сто тридцать Да-дуцинов земли, на север от Та-ту (Пекин) были куплены у крестьян и поделены этим Русским для устройства лагеря и образования военной колонии. Далее мы читаем в той же главе: «Они (т. е. Русские) были снабжены земледельческими орудиями и обязаны доставлять к императорскому столу всякого рода дичь, рыбу и проч., находящуюся в лесах, реках и озерах страны, где находился их лагерь». Русский полк снова упоминается в главе XXXV. В главе XXXVI у Юан-ши есть троякое упоминание о русских пленниках, присланных к Китайскому императору. В 1332 г. князь Джанг-ги представил сто семьдесят русских пленников и получил денежную награду. На той же странице находим, что одежда и хлеб были отпущены тысяче русских. В том же году князь Иен-те-мур представил императору тысячу пятьсот русских пленников, а другой князь А-р-дже ши-ли представил тридцать человек. Наконец в жизнеописании Бояна (Bo-yen) глава CXXXVIII, говорится про него, что он был назначен в 1334 г. начальником лейб-гвардии, состоявшей из Монголов, Киньча (Kin-ch’a) (Кинчаков, т. е. Половцев) и Русских. Вот все, что я мог найти у Юан-ши относительно Русских. Кажется ни один из Русских на службе у Монгольских императоров в Китае не играл видной роли. По крайней мере в биографиях Юан-ши Русские не имеют своих представителей, тогда как многие замечательные государственные люди и полководцы Монгольско-Китайской Империи были из Кинчаков (Половцев), Kaukalis, Аланов и других народностей, подвластных Монголам». (Notices, рр. 180–181).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

XIII и века особенно ознаменовались в России расцветом святого подвижничества, пустынножительства, монашества. В этот период времени Россия повсюду наводнена была хищными врагами и мятежниками, но дух монашества сильнее развивался в ней. Народная набожность и уважение к инокам возрастали больше и больше и способствовали умножению монастырей в нашем отечестве: ибо видели в них истинных искателей Царствия Божия и молитвенников о спасении всего человечества. Святые отшельники были по истине «печальниками» и просителями земли родной. В то время, когда предки наши, по выражению истории, молились еще языческим богам в рощах, при реках и озерах, под овинами ставили трапезу роду и роженице, играли игры, иже суть: пласба, гудьба, песни бесовские, жертвы идольские и проч. 9 Многие из них завершили миссионерский подвиг свой мученической кончиной – как священномученик Кукша просветитель Вятичей, и другие. Ни дремучие леса, ни непроходимые болота, ни хищные звери, ни суровая дикая природа с ее снегами и топкими тундрами, – ничто не останавливало сих святых патриотов и ревностных подвижников благочестия пред намеченною целью. Ясно сознавая, что пристрастие к земному, как большая тяжесть, невольно влечет ум к земле, так, что он не может свободно возноситься на небо, они охотно оставляли лукавый мир и все удобства суетной жизни, чтобы, при помощи Божией благодати, успешнее возделывать свое спасение в тишине и уединении, и старались быть по Апостольскому выражению ( 1Кор. 6:17 ) в единый дух с Господом. Святая их жизнь, не смотря на удаление от мира, быстро проникала в народ, к отшельникам приходили и в дебри лесные желавшие принять от них святое благословение или заручиться их духовным советом, облегчить в беседе свою душу, обуреваемую страстями и невзгодами жизни. И многие от них получали духовное утешение и назидались их смирением. He удивительно, если отечественная церковь всегда имела в монастырях свой незыблемый оплот и охрану святой веры. А народ русский видел в монашестве свою нравственную опору и просвещение даже в период междоусобных княжеских распрей и при наплыве в 1392 и 1395 годах зверской татарщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ревизор избирает землемеров. Во всех замках и дворах королевских там, где земли разделены были на волоки, уряд получает все сборы с десятой волоки, исключая овес и сено, из гумен третий сноп всякого хлеба, торговую и померную пошлину всю, с мясников в торговые дни, при спуске прудов десятую рыбу, пени с крестьян, которые на работу не выйдут, и проч. Крестьяне имеют право въезжать, хотя не глубоко, в леса королевские по дрова, хворост, строевой лес, по лыки, впрочем, для своей только надобности, а не на продажу. Детям и женщинам не запрещается собирать во всех лесах королевских грибы, лесные овощи, ягоды и хмель. На своих волоках крестьянин может убить волка, лисицу, рысь, россомаху, зайца, белку и всякого другого малого зверя, также птицу всякую и может продавать эту добычу всякому, не объявляя уряду; но сери и других больших зверей не может убивать и на своих волоках; а особливо в пущах и под пущами королевскими крестьяне не должны держать ружей и не должны ловить никаких зверей под страхом смерти. Крестьяне могут ловить рыбу в реках и озерах королевских малыми сетями, но езов устроять не могут; в апреле, мае и июне месяцах в озерах не могут ловить рыбы ничем, должны оставлять ее для расплоду, а в реках могут ловить всегда. Бедный крестьянин может в голодное время, засеяв поля, на зиму уходить для прокормления, объявив о своей бедности уряду при войте; у него не отбираются ни хозяйство, ни посев до дня св. Иоанна; а если не воротится к этому времени, то теряет посев и все его хозяйство отдается другому. Если крестьянин уйдет, не объявивши уряднику при войте, то вся земля его со всем хозяйством отдается другому, а беглеца уряд отыскивает. Если крестьянин, ушедший с ведома уряда, воротится после св. Иоанна, также если беглец будет вытребован или сам воротится, то водворять их на пустых волосах. Если крестьянин уйдет вследствие обиды, нанесенной ему урядником или войтом, и потом возвратится, то ревизор должен исследовать дело и решить – допустить ли его к посевам и усадьбе или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Иерарх (греч.) тоже, что архиерей (арх – иер) – название архиерея, как представителя высшей степени церковной иерархии, – епископ. Иордан-нь. Так называется главная и почти единственная река Палестины, протекающая почти по прямому направлению от севера к югу через всю Палестину. Она берет свое начало в горах Ливанских на север от Палестины и, проходя через небольшое озеро Мером, впадает в озеро Геннисаретское или Тивериадское, иначе называемое Галилейским морем. Выходя отсюда, Иордан протекает долиною иорданскою около 100 верст и впадает в Мертвое море. – В Иордане принял крещение от Иоанна Господь наш Иисус Христос. В воспоминание сего крещения Иорданью в России называется место, где в праздник Богоявления или Крещения Господня (на реках, озерах и проч.) совершается водоосвящение. Иисус-Христос – Ника (Иис.-Хс.-Ни-Ка). Слова греческие, значат: Иисус Христос Победитель. Сии слова обычно вырезываются на печатях, прикладываемых на проскомидийных просфорах (см. печать), употребляемых при совершении божественной литургии. К Кадило – кадильница. Так называется особого устройства металлический сосуд с прикрепленными к нему таковыми же цепями, в который влагаются горящие древесные угли и на них ладан (иначе фимиам), и которым диакон и священник совершают в положенное время каждение во время Богослужения в храме, доме и проч. Каждение действие диакона и священника (по установленному образу и в установленное время) кадилом с горящими в нем углями и на них ладаном пред иконами и предстоящим народом в храме, доме, вообще в том месте, где совершается Богослужение, на коем по уставу положено каждение. Курение благовонным фимиамом означает горячие молитвы наши, возносимые Богу, как фимиам, и благодать Св. Духа, услаждающую души истинных христиан (Свирелин). Кандило (от греч. κανδλα или от лат. candela) – свеча, подсвечник, сосуд для возжения елея, у нас называемый лампадою – вообще – это древнее название лампад и подсвечников. Кандиловжигатель – церковнослужитель, на обязанности которого лежит возжигать свечи в подсвечниках, лампады пред началом Богослужения и вообще в положенное уставом время, словом – следить за исправностью церковного освещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

56 к., на содержание ризницы - 85 р. 71 к., на проч. расходы - 857 р. 13 к. (ГА Костромской обл. Ф. 131. Оп. 1. Ед. хр. 211. Л. 16-17). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. И. м. обладал 2 мельницами на реках Чёрной и Андобе, несколькими рыбными ловлями на озерах Святом и Великом и на речках Игуменке, Узоксе, Ворже и Везомше (Костромской у.), 4 сенокосными пожнями, 19 дес. пахотной земли. В 1862 г. И. м. принадлежало ок. 200 дес. земли, к 1917 г.- 304 дес. Большая часть земли сдавалась в аренду. Так, в 1862 г. И. м. получил 300 р. годовых от московского купца 1-й гильдии А. А. Зотова за сдачу в аренду монастырской пожни Кобяково. В том же году И. м. получил 182 р. от крестьянина с. Вёжи Шунгенской вол. Клементьева за сдачу в аренду сенокосных пожень. Кроме того, в Костроме монастырю принадлежали каменный 2-этажный дом с флигелем и подворье. Нижний этаж снимал бывш. преподаватель семинарии И. Алякритский за 70 р. серебром в год. Во флигеле проживал наставник семинарии И. Ф. Островский, плативший 59 р. В 1887 г. свечной завод перечислил монастырю субсидию в сумме 2284 р. 68 к., поступления от продажи свечей, кошельковый и кружечный сборы составили 866 р. 17 к. Также к «неокладной» части монастырских доходов относилось получение процентов от капитала на банковских счетах Государственного, Костромского общественного и Коммерческого банков (Там же. Ед. хр. 169. Л. 3 об.; Ед. хр. 211. Л. 18 об.- 20 об.) В 1861 г. был учрежден крестный ход из Костромы в Галич с Феодоровской иконой Божией Матери. Ежегодно после возвращения хода в Кострому чудотворный образ приносили в И. м., через 3 дня возвращали в кафедральный Успенский собор. В 1865 г. по инициативе свт. Игнатия (Брянчанинова) , проживавшего на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре , установился обычай приносить из Бабаевской обители в Кострому во 2-е воскресенье Великого поста чудотворный образ свт. Николая. К нач. XX в. И. м. оставался одним из главных центров религиозной жизни Костромского края. На праздники (особенно на престольный - Троицу) в И.

http://pravenc.ru/text/673737.html

9) Кропление св. воды. В западной церкви водоосвящение совершается по воскресным дням, в субботу перед Пасхою и перед Пятидесятницею, иногда пред крещением, также при благословение кладбища и колокола, при заложении храма и при очищении церкви от осквернения; в нашей Церкви при крещении, в храмовые праздники, в навечерие Богоявления в храме, а в самое Богоявление, в праздник преполовения Пятидесятницы и в праздник происхождения честных Древ св. Креста под открытым небом на источниках,– колодцах, прудах, реках, озерах о морях. Водоосвящение на кануне Богоявления допускается и в некоторых епархиях западной Церкви, но у Латинян нет обычая совершать водоосвящение на источниках! В латинской Церкви а) верующие, при входе в храм и выходе из него, изображают на себе крестное знамение св. водою; тоже самое делают они и дома при начале своих молитв; б) священнослужащий (по большей части пресвитер в срачице и эпитрахили, а инде диакон в срачице и ораре) по воскресениям пред обеднею, а во многих епархиях вечером после повечерия, при пении приличного антифона, окропляет св. водою себя, престол, духовенство и народ 7 . Это бывает в церквах кафедральных, коллегиальных и приходских. Если в храме присутствует, в это время епископ, то священник, после окропления престола, подносит ему кропило, и тот кропит сего последнего. У нас храм и народ кропится св. водою в храмовые праздники и в навечерие Богоявления. в) духовные и мирские лица окропляют св. водою тела усопших. В нашей Церкви также есть обычай кропить св. водою тело и гроб покойника. г) во многих местах в день поминовения всех усопших (2 Ноября) священнослужащие, при пении респонсориев, кропит св. водою все кладбище 8 . д) св. водою кропится, как и в Православной Церкви, всякая вещь, представленная для церковного благословения и освящения; ею кропятся дома, поля, нивы, виноградники, плоды и проч. 10) Возжжение светильников. Возжигая светильники при Богослужении, западная Церковь , также как и восточная, употребляет восковые свечи и лампады с елеем. Но у Латинян на престоле могут гореть лишь восковые свечи, а лампады с елеем подле престола или в отдаленных частях храма; притом в страстную седмицу и при заупокойных службах, (кроме погребения папы), употребляются свечи из желтого воска, а во всякое другое время из белого; в иных местах латинские храмы освещаются и салом. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Пока еще был жив, он молился о тех, кто его убивал и просил Господа Иисуса, чтобы спаслись и они. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИУДЫ Подвизайтесь за веру Евангельскую ( Иуд. 1:3 ). Святого Апостола больше всего волновала жажда дать людям истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Он переживает, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего [в повод] к распутству» ( Иуд. 1:4 ). Святой апостол Иуда сразу переходит к справедливой угрозе. Он говорит, что Господь ангелов падших не пощадил, Содом и Гоморру превратил в пепел, и все это поставлено нам в пример. …А сии злословят то, чего не знают… Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Это люди душевные, не имеющие духа… ( Иуд. 1:10–11, 19 ) Святой Иуда призывает помнить предсказанное апостолами. Они говорили, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям… А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере… Сохраняйте себя в любви Божией… К одним будьте милостивы с рассмотрением, а других спасайте страхом… гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью ( Иуд. 1:18, 20–23 ). Так отец Лаврентий шаг за шагом шел по пути апостольского учения. Он все больше и больше поражался жизненностью содержания этого учения и необычайной глубиной и неоспоримой правдой его сути. ОСЕННИЙ БУКЕТ Но вот однажды, придя в келью одного брата, отец Лаврентий увидел журнал, на обложке которого было изображено огромное дерево. В этом дереве ютились птицы разных видов, редкие животные, красивые виды растений росли на нем. Под деревом – два человека: мужчина и женщина. Они водоносами поливали корень. Под картиной надпись: «Храните богатство природы!» «Эх, – думает отец Лаврентий, – последний букет, что дает нам природа: леса, цветы, сады, реки, озера, редкие птицы, животные, чистый воздух и проч. Разве это надо поливать?.. Мы «поливаем» природу грехами своими, мы живем безбожной жизнью, мы каждую минуту оскорбляем Бога и не собираемся как следует каяться в своих мерзостях и хотим, чтобы леса наши зеленели как и раньше, хотим, чтобы в реках и озерах вода была чистая как и прежде, мы страстно желаем, чтобы воздух, без которого мы жить не можем, был чистый и здоровый как и при отцах наших, словом – мы стремимся сохранить тот остаток богатства природы, который перешел к нам по наследству от наших отцов… Мы поняли, что без здоровой окружающей нас природы нам долго не прожить, задохнемся, как мухи, закупоренные в бутылку».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

5) Кожи, лосьи, оленьи и другие: их отпускают за границу до десяти тысяч. Самые большие лоси живут в лесах близ Ростова, Вычегды, Новагорода, Мурома и Перми; Казанские не так велики. 6) Тюлений жир: сих морских животных ловят близ Архангельска, в заливе Св. Николая. 7) Рыбу: лучшею считается так называемая белая. Города, славнейшие рыбною ловлею, суть Ярославль, Белоозеро, Новгород Нижний, Астрахань, Казань: чем они приносят Царю знатный доход. 8) Икру, белужью, осетровую, севрюжью и стерляжью: продается купцам Нидерландским, Французским, отчасти и Английским; идет в Италию и в Испанию. 9) Множество птиц: кречеты продаются весьма дорогою ценою. 10) Лен и пеньку: их менее отпускается в Европу с того времени, как Россия лишилась Нарвы. Льном изобилует Псков, пенькою Смоленск, Дорогобуж и Вязьма. 11) Соль: лучшие варницы в Старой Русе; есть и в Перми, Вычегде, Тотьме, Кинешме, Соловках. Астраханские озера производят самосадку: купцы платят за нее в казну по три деньги с пуда. 12) Деготь: его вывозят в большом количестве из Смоленской и Двинской области. 13) Так называемые рыбьи зубы, или клыки моржовые: из них делают четки, рукоятки и проч.; составляют также лекарственный порошок, будто бы уничтожающий действие яда. Идут в Азию, Персию, Бухарию. 14) Слюду, употребяемую вместо стекла: ее много в земле Корельской и на Двине. 15) Селитру и серу: первую варят в Угличе, Ярославле, Устюге; вторую находят близ Волги (в озерах Самарских), но не умеют очищать ее. 16) Железо, весьма ломкое: его добывают в земле Корельской, Каргополе и в Устюге Железном (Устюжне). 17) Так называемый Новогородский жемчуг, который ведется в реках близ Новагорода и в Двинской земле». За сии-то многие естественные богатства России Европа и Азия платили ей отчасти своими изделиями, отчасти и свойственными их климатам дарами природы. – Означим здесь цену некоторых вещей, привозимых тогда в Архангельск на кораблях Лондонских, Голландских и Французских: лучший изумруд или яхонт стоил 60 рублей (нынешних серебряных 300); золотник жемчугу, не самого мелкого, 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

У нас иностранцы являются хозяевами положения, они прекрасно знают условие рынка и пользуются этим знанием, обесценивают наши товары и навязывают нам по высоким ценам ненужные и малоценные вещи. Иностранным торговцам должна быть торговля «запрещена совершенно». Это говорилось триста лета назад. Увы, это можно сказать и сегодня. Для успешнейшего выполнения этого дела требуются: Но этого мало. Рядом с изучением, познанием и умением различных производств, народ должен иметь под рукою мелкий кредит дабы он немедленно мог применить на деле свои познания. При таких условиях профессиональные школы дадут народу знания, благосостояние, спокойную трудовую жизнь и уважение и преданность тем лицам и той партии, которые поведут это дело и будут им руководить. Такая система привяжет весь народ к государству, без различия веры, нации и толка. Такая система будет способствовать ассимиляции народностей малокультурных, как лопари, чуваши и прочие. Такая система объединить государство, такая система сама собою, без всякого насилия, национализирует государство. Пария, ведущая такую систему, не по названию, а на деле, будет парией национальной, но для того она безусловно и непоколебимо должна быть партией народной. Государство — это народ. Его благо должно стоять на первом месте. Благо народа — благо государства. Партия, заботящаяся о благе народа есть партия национальная, — а парня национальная неизбежно должна быть парией народной. Чисто национальным в деле физического воспитания юношества будет также спорт. Россия и в этом отношении представляет многообильную и плодотворную почву. В России есть места приморские, приозерные, приречные, горные, степные и т. д. и т. д. Во всех этих местах должно развить и воспитать соответствующий спорт. Особенно у нас плохо развита любовь к мореплаванию, катанию в лодках под парусами на реках и озерах, плавание, рыболовство и т. и. Недостаточно развиты также путешествия в горах Кавказа, Урала и проч., верховая езда на юге России, езда на оленях, собаках и проч., на севере, — на лыжах, буерах, коньках и проч. Разумеется, лучше, если каждый из этих видов спорта развивается и прививается там, где тому благоприятствует природа, — но весьма полезно предпринимать по праздникам образовательные поездки в различные части России, чтобы на месте знакомиться и совершенствоваться в тех видах физических упражнений, которые на месте почему либо мало доступны. На этих путешествиях зиждется соревнование и совершенствование не только организма, но и видов спорта или упражнений.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010