211 Песнотворцы внушают мысль, что эта седмица есть «покаяния преддверие» 212 , «предпразнство воздержания» 213 , «седмица предочистительная». 214 «Отверзошася божественного покаяния преддверия: приступим усердно». 215 Открывается дверь божественного покаяния, к которому необходимо приступить усердно. «Светлая предпразнства воздержание, светлая предпутия поста днесь» 216 . Наступает светлое время праздника воздержания, начало поста. Гимнографы напоминают, что это время, предназначенное для покаяния: «Сие время есть покаяния» 217 , в течение которого необходимо просить оставления прегрешений и достичь примирения с Богом. «Время святаго поста воспримем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согрешил» 218 ; «се время покаяния: востани душе моя, благодетелю и Богу тепле примирися». 219 Триодь напоминает, что в постное время вступать надо в чистоте: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием…но в чистоте помышлений усердно внидем». 220 В подготовительное время гимнограф постоянно напоминает об усердии, которым нужно сопровождать пост: «Введеся время душе моя покаяния, не небрези» 221 ; «пост…потщимся совершати непрестанно». 222 Песнописцы, настраивая готовящегося к совершению постного подвига, говорят о том, что пост надо соблюдать постоянно, что «время пощения», установленное Христом, дается «на побеждение грехов, и очищение спасительное, и дарований приятелище». 223 В конце подготовительных седмиц, в Неделю сырную, Триодь, как бы подводя итог предшествующим песнопениям о подготовке к посту, призывает: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть». 224 Неделя сырная – последняя приготовительная к Великому посту, преддверие поста. В песнях этой Недели Триодь вспоминает грехопадение прародителей Адама и Евы, раскрывает, что оно произошло от невоздержания, и показывает нам, как гибельно невоздержание и как спасителен пост: «…Да еже не сохранив он пострада, погубив нетление, сохранивше мы восприимем постом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как четыредесятница обнимала шесть недель, то она начиналась с шестого, или, по другой практике, с седьмого предпасхального воскресенья. Начало поста падало на следующий понедельник. Подобный порядок существовал как в Греции, что подтверждается пасхальными посланиями Афанасия Великого , так и в Риме. Прямое указание на это находим в XVI беседе Григория Великого на евангелие: в ней он насчитывает ровно 36 постных дней. Как видно из этого свидетельства, описываемый порядок держался в Риме до 600 г. Но уже можно предполагать, что автор так назывемой Liber pontificalis стремится к увеличению прлодолжительности поста. По крайней мере он усвояет папе Телесфору предписание, обязывающее поститься перед Пасхою семь недель. Но если и существовала такая попытка, то она не была приведена в исполнение. Зато в III ст. предпасхальный пост получил в римской церкви иное осложнение. Именно, он увеличивается на четыре дня – его начало относится на среду пред первым воскресеньем четыредесятницы. Побуждением к этому служило желание, чтобы предпасхальный пост вполне соответствовал сорокадневному посту Господа. Такую именно продолжительность и имеет он в сакраментариях папы Геласия и Григория. И так как первый носит чисто римский характер, то безошибочно можно сказать, что увеличение поста началось в римской церкви. Но с течением времени введенная ею практика проникает и в другие церкви. Так, один провинциальный синод, начавшийся в 796 г. в Рисбахе и окончившийся в 800 г. в Зальцбурге, постановляет, чтобы среда пред четыредесятницею начинаналась торжественным совершением литании и литургии в девятом часу 28 . Равным образом в правилах соборов парижского и Суасонского 753 г. выражение «среда пред началом четыредесятницы» является обычным и, судя по всему, давно установившимся термином 29 . Таковы же точно свидетельства Амолярия мецкого, Ратрамна 30 и Энея Парижского 31 . В подобном же направлении шло развитие предпасхального поста и на востоке. Но, как и прежде, введенный здесь порядок получил некоторые особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Но подлинное духовное потрясение пережили, когда русским и украинским туристам (подразумевается – православным) вынесли мощи святой Екатерины: ее главу и кисть правой руки. Приложившись на мгновенье к мощам, испытали очевидное благодатное состояние. И потом это состояние оставалось с нами и приводило душу в волненье целый день. «Значит, это действительно мощи св. Екатерины… Я, честно говоря, сомневалась, что это подлинные мощи» (Лиза). Примечательно, что св. Екатерина, судя по ее главе и ручке, совсем не была такой дородной, как ее изображают на иконах, но очень хрупкой, миниатюрной. И какая вместе с тем духовная сила! Сильное впечатление произвела огромная, молчаливая и, почему-то мне показалось, немного насмешливо взирающая на нас гора Синай. Вообще, о многом думаешь (о судьбе евреев, вообще о философии истории), когда смотришь на эти горы… В другом месте все показалось бы надуманной банальщиной, но, когда стоишь на этой земле, дышишь холодным горным воздухом этих мест, – нельзя не думать о том, что вот именно на этом месте некогда были раскинуты шатры Израиля, народа, которому предстояло сыграть ключевую роль в истории человечества… И что, хотя все это кажется бесконечно далеким, древним, – это было уже то время, когда египетская цивилизация шла к закату… И вдруг перекидывается мост между тем временем и нынешним, когда смотришь на бедуинов, живущих по бокам дороги, по которой мы едем. Живут в шатрах, палатках (не картинных, как мы обычно их представляем, а каких-то сарайчиках, что ли, сооруженных из реечек и завешанных пыльным тряпьем). Пасут верблюдов, пищу готовят на огне. И не хотят ни за что менять такую жизнь, хотя их культура и быт остались во многом на уровне времен Моисея.   19 февраля 2007 Понедельник первой седмицы Великого Поста. Удивительная погода и настроение в этот первый день Поста. Мороз и солнце… А на душе какая-то радость. Весна души. Опять постные напевы, темы… Но звучат все, даже наизусть знакомые, псалмы по-другому. Начало богослужения, и в первом же псалме слышишь: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки». То есть, ради заповеди Твоей, Господи, о духовной жизни сохраню (постараюсь, во всяком случае) верность жестокому (в любом случае непростому) пути Поста. И дальше молим Бога: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя!» Господи, помоги достойно пройти путем Поста! Да не подвижутся!!!

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Писалось легко, даже когда к нам в гости на целую неделю приехали обе наши маленькие внучки. Помню, я садился за клавиатуру, а они в это время, устроив из моей спины импровизированную горку, забирались ко мне на шею, а потом с хохотом скатывались вниз на диван. Удивительно, но даже в такие напряженные дни поста мне хватало времени служить положенные службы в храме, посещать по домам больных прихожан, читать Псалтирь, проводить занятия воскресной школы и писать ежедневные заметки у себя в блоге. Человек вообще на многое способен, стоит ему только организовать свой рабочий день и перестать нерадиво относиться к самой большой драгоценности — времени. Как мог, я старался подобрать те или иные сюжеты в соответствии с реально происходящими в это время событиями в храме или в моей собственной жизни. Иногда хотелось что-то переделать из написанного прежде, добавить или сократить. По-моему, только история, которую я поместил в своем дневнике в светлый день пасхального торжества, сохранилась полностью и без изменений. Потому как на пасхальную тему ничего лучше, чем описанная здесь встреча много лет назад с мальчиком на железнодорожном вокзале, создать мне так и не удалось. Еще во времена детства некоторые мои одноклассники, особенно девочки, имели обычай вести дневники. Это были именно личные записи, не рассчитанные на чтение чужими людьми. Я этого не делал. Теперь жалею. Мог бы запросто вернуться в свое собственное детство. Сегодня многие ведут дневники, при этом, в отличие от нас тогдашних, стараясь вынести свои мысли и чувства на всеобщее прочтение. Священники не становятся здесь исключением. И мы рассказываем о своих наблюдениях в надежде, что наши «мысли вслух» и наши выводы могут кому-то пригодиться. Хотя бы для того, чтобы, читая, сравнивать их со своими собственными мыслями и делать какие-то свои выводы. В любом случае это интересно и небесполезно. С уважением к тебе, мой дорогой читатель, автор, священник Александр Дьяченко Дневник Великого поста 1-я седмица (14–20 марта) Понедельник. Начало поста

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-velikog...

5. Re: Размышления во время Великого Поста Большая Диалектика мира выглядит по фазам: 1 в-себе-бытие: Сад Едема, падение и изгнание человека из рая; 2 для-себя-бытие: от изгнания человека до Потопа, когда мир раскалывается на два-себя-бытия, то есть мир как Творение (до Потопа) и мир после - Природа; 3 Дух; миссия Иисуса Христа. 4. Re: Размышления во время Великого Поста Говорят, что Гегель темен, и анти-религиозен и тому подобное. Но, когда читаешь " Феноменологию духа " , с учетом проблемы амфиболии материи духа и материи Духа, когда видишь полотно которое раскрывается в диалектике материи духа и материи Духа, - тогда полнее понимается ход библейских событий. Собственно тогда получается, что " Феноменология духа " и есть диалектика тесно связанная с библейским мировоззрением. И чтение этого становится ярким явлением. 3. Re: Размышления во время Великого Поста Таким образом, налицо амфиболия, пренебрегать которой сегодня нельзя. Это амфиболия материи. С одной стороны даже материалисты в марксизме говорят, что материя дана нам как дух, только первичен не Дух, а материя(то есть не Творение, а Потоп) С другой стороны, материя есть такое состояние духа мира, который никак не назовешь Духом, Творением, ибо это - Потоп. Таким образом, материалисты в марксизме совершенно правы, когда говорят, что материя - дух, но не Дух. Однако, проблема в том, что они не говорят - почему это так. То есть ведут начало мира от Потопа. Впрочем, им ничто не мешает признать, что материя суть Потоп , в котором утонул (извратился в глубину себя самого и видов ) Дух Творения. Равно как и по библейской картине мира сказать, что в Потопе первый мир, Творение погиб Дух и стал духом материи - не ошибемся. Проблема в том, что материалисты марксизма видят только вторую половину мира в Истории, под названием материя данная нам как дух; а религия видит картину, в которой Творение - Дух, падение которого привело мир к гибели в водах Потопа. Но последнее не понимается как материя. И ведь обе стороны правы. Но не правы в том, что не признают друг друга. Ибо в религиозном смысле материя есть Дух и Творение, а материализме марксизма материя есть дух мира после падения и после Потопа. Но и там и там мир - материя. Однако это - амфиболия. Надо перестать гадать, а четко соединить последовательно картину мира, в которой показывается как материя Духа становится материей духа. Соединить в последовательности религиозную, библейскую картину мира с материализмом марксистско-ленинской философии.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/16/...

Прекрасно и чудно оно: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Это начало поста. А его действие: и Я успокою вас. Философия поста: возьмите бремя Мое на себя; а его психология: и научитесь от Меня. Исполнение Поста: и найдете покой душам вашим. Характеристика же общая Поста: ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. Больным, немощным, рождающим не заповедан физический пост . Он им уже дан в болезнях и муках, и ослаблении физического их состава. Ради духа и цели своей жизни, им надо укреплять свою плоть земной пищей. Пост для них только в кротком и терпеливом приятии и перенесении всей жизни и ее мук, в покаянном устремлении к Творцу и Спасителю, в благодарении Его за все. Пост для них лишь в одном духе, в сердце, где его начало и где его конец для всякого человека. Это же может относиться и к живущим в воюющих странах, где вводятся пищевые ограничения. Пост в этом случае покорное и кроткое принятие всех этих ограничений. Для здоровых, сильных, у коих избыток их физической силы препятствует молитве, целомудрию, смирению, физический пост великое благо . Он даже физически очень полезен для них. Медицине хорошо известно, что болезни разных внутренних органов (особенно во второй половине жизни) развиваются несравненно легче от переедания, чем от недоедания. Пресыщенный человек всегда находится в каком-то обольщении относительно себя. Он чувствует себя всегда лучшим, чем он есть, и доброта его, как доброта пьяницы, исходит не от глубины сердца, а от глубины желудка. Известно, что пьяница, с умиленными слезами желающий целоваться со всеми, совсем не добр по существу своему. Это пьяное умиление у него может сейчас же перейти в озверение. Так же и разнеженный от сытой и праздной жизни сластолюбивый человек часто бывает склонен к благодушным порывам и мыслям. Но все это у него не основательно. Это доброта лишь пена над глубиною моря эгоизма. Его добро – дом, построенный на песке (Мф. 7, 26). Подуют ветры, разольются реки, и будет падение дома того великое. Иначе сказать, придет смерть, и уже последние минуты земной жизни этого человека развеют мякину его добрых настроений и чувств; и душа его встретит страшную для себя вечность, в которой не найдет ничего сродного или близкого себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Из вышесказанного видно, что существует постепенно создавшееся разногласие и противоречие между духом Великого Поста, которые мы пытались разъяснить на основе великопостных богослужений, и всеобщим неправильным пониманием Поста мирянами, которое иногда разделяет и поддерживает само духовенство. Всегда легче духовное начало свести к формальному, чем за формальным подходом искать духовное начало. Можно сказать без преувеличения, что, хотя пост все еще соблюдается, он потерял непосредственную связь с нашей жизнью, перестал быть той баней покаяния и обновления, которой, по богослужебному и духовному учению Церкви, он должен быть. Можем ли мы вновь обрести это утерянное понимание Поста, сделать его вновь духовной силой и реальностью нашей ежедневной жизни? Ответ на этот вопрос больше всего и даже почти  исключительно зависит от того, хотим ли мы или не хотим серьезно отнестись к Великому Посту. Как бы ни отличались условия нашей теперешней жизни от прежних, как бы реальны ни были трудности и препятствия, которые создает современная жизнь, ни одно из них не может быть абсолютным препятствием, никто не может сделать Великий Пост для нас невозможным. Причины постепенной утраты фактического влияния Поста на нашу жизнь — глубже всего этого. Они в том, что мы сознательно или несознательно сводим веру к поверхностному номинализму или символизму — этому лучшему способу «обходить» и перетолковывать требования, предъявляемые религией к нашей жизни в области серьезности подвига и других усилий с нашей стороны.  Мы должны добавить, что снижение требований особенно свойственно православным. С одной стороны, хвала и честь православию за то, что оно ни к чему не приспосабливается, не снижает уровня, не старается сделать христианство удобным и легким. Хвала и честь Православию, но, конечно, не нам, православным людям. Не сегодня, не вчера, а уже давно мы нашли способ примирить абсолютные требования Церкви с нашей человеческой слабостью, не только не теряя собственного достоинства, но с добавочным самооправданием и сохранением чистой совести.

http://pravmir.ru/velikij-post-mimo-nas/

Во время гастрономически строгого, но такого духовно отрадного Великого поста есть место и праздникам, – тихим, радостным, тёплым посиделкам в кругу близких и любимых. Часто в одной семье люди постятся с разной степенью строгости – здоровые взрослые, дети, старики, болящие, – но праздничный стол, чайный в данном случае, должен быть постным для всех. В нашей семье дети со всей серьёзностью восприняли начало нынешнего Великого поста, и, хорошо подумав и бурно поспорив, приняли решение: отказаться на время поста от развлекательных кино- и мультфильмов (сохранив при этом познавательные программы и аудиоэнциклопедии) и… совершенно не есть сладкого. Вторая часть искренней детской жертвы показалась нам чересчур жёсткой и трудновыполнимой. Поэтому был проведён ещё один, уже общесемейный, совет, на котором постановили: отменить сладости по будням, а в выходные и праздники вкушать их в разумных количествах. Повод не заставил себя ждать. Первая седмица поста завершилась традиционным воскресным посещением бабушки и дедушки с обязательными бабушкиными пирогами, на этот раз постными – с гречнево-грибной и капустной начинками, маковым рулетом и медовой коврижкой. А на следующий день, в понедельник, случился день рождения нашего младшего, Василия. По этому случаю были приготовлены финиково-кунжутные конфеты, трубочки с джемом, морковные кексы, ягодный мармелад и конечно торт. Бабушкины пироги Мука пшеничная – 1кг Сухие дрожжи – 1 пакетик (11 г) Масло растительное (подсолнечное рафинированное или оливковое, рафинированное или Extra Virgin) – 100гр Сахар – 2 ст. ложки Соль – 1-1,5 ч. ложки Вода – 450-500мл Молотый кардамон (по желанию) – 0,5 ч. ложки Муку (лучше просеянную) смешать с дрожжами, сахаром, солью и, если используете, кардамоном. Добавить тёплую воду, масло, перемешать и вымесить тесто. Вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. Оно должно быть мягким и хорошо вымешанным. Накрыть салфеткой и оставить для выстаивания. После того как тесто дважды увеличится в объёме (его надо будет обмять), можно формировать пироги.

http://pravoslavie.ru/52038.html

Вторая половина Великого Поста Смирение в нашу душу проводит благодать Божию, прежде всего на терпение, терпеливо проходить свой путь. Всякое раздражение, укорение, гнев, на кого бы то ни было, осуждение, ропот должны быть исключены. И за терпением придёт к нам любовь. 19 марта, 2010 Смирение в нашу душу проводит благодать Божию, прежде всего на терпение, терпеливо проходить свой путь. Всякое раздражение, укорение, гнев, на кого бы то ни было, осуждение, ропот должны быть исключены. И за терпением придёт к нам любовь. Уже вторая половина Великого поста.. Как мы говорили, согласно молитве Ефрема Сирина, что в начале мы должны очистить свою душу. Господи и Владыко Живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Больше всего наша душа засорена праздностью, унынием, когда ничего не хочется делать. Как обыкновенно говорят, любоначалием, только приказывать кому-то, а не самим исполнять, и празднословием. Хлебом, как говорится, не корми, а только бы поболтать, но за каждое праздное слово мы дадим ответ Богу. Вот мы в начале Великого поста должны были очистить от праздных слов свою душу. Очистить — это начало, вычистить сосуд, в него нужно влить. И что мы должны были влить. Дух же смирения, терпения, и любви даруй ми, рабу Твоему. Гордым Бог противится, смиренным даёт благодать. Благодать, прежде всего, на терпение, мы все очень нетерпеливы. А сказано: терпением спасайте души ваши, без терпения трудно достигнуть спасения. Значит, смирение в нашу душу проводит благодать Божию, прежде всего на терпение, терпеливо проходить свой путь. Всякое раздражение, укорение, гнев, на кого бы то ни было, осуждение, ропот должны быть исключены. И за терпением придёт к нам любовь. Мы все часто много говорим о любви, любовь ставим во главу всего, а когда доходит до любви, тут у нас не хватает терпения. Любить — это значит выносить недостатки другого, помогать другому, снисходить к нему, заботиться о нём, поднимать немощи другого. А мы думаем, что любовь — это то, что нам нравится. Нравится такой-то человек — мы его любим, не нравится — можем и ненавидеть. Такое понимание любви от лукавого, любить человека нужно всякого, ибо всякий человек — образ и подобие Божие.

http://pravmir.ru/vtoraya-polovina-velik...

Из сообщения Сократа и Созомена мы видели, что антиохийское исчисление 40-цы было принято в Малой Азии и в Константинополе с его округом, палестинское же было усвоено Египтом, Элладой, Иллириком и Западом. С течением времени появились новые способы исчисления 40-цы. Они были направлены к тому, чтобы привести 40-цу в строгое соответствие с ее наименованием, т.е., чтобы в ней действительно насчитывалось ровно сорок постных дней. Палестинское исчисление, как мы видели, не давало этого числа: если при нем не отделять пасхального поста от 40-цы и сделать постными днями даже субботы, то все-таки общее число постных дней по нему будет только 36. Более удовлетворительным представляется антиохийское исчисление, но – только при том условии, если в нем не разделять 40-цы от пасхального поста: в таком случае число постных дней там, по исключении воскресений, получалось 42. Но если считать пост 40-цы отдельно, как это и было принято в IV-м веке, число постных дней в ней, кроме воскресения, было опять таки только 36. Во второй половине IV-ro в., как показывают заметки интерполятора «Апостольских Постановлений», на Востоке утверждается обычай – кроме воскресного дня почитать еще субботу: она становится днем богослужебных собраний, в нее запрещается поститься 34 . Великопостные субботы, за исключением страстной, тоже освобождаются от поста, вследствие чего число постных дней в 40-це должно было сократиться еще более. Новые способы исчисления имеют своею целью исправить такие недочеты. Рим дольше всех других местностей сохранял древнюю палестинскую 40-цу: он только в VII-м веке сделал в ней поправку, перенеся начало поста на среду седьмой недели пред Пасхой, т.е., прибавив к существовавшим ранее 36 постным дням еще 4 дня 35 . Таким путем там действительно получилось ровно 40 постных дней. Как показывают пасхальные послания Феофила и св. Кирилла Александрийских , Александрия в V-м веке еще сохраняла свое древнее исчисление 40-цы 36 . Впоследствии православное население патриархата, по-видимому, усвоило константинопольское (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010