Л. В. Викторова В. В. Амфитеатрова Перед началом Великого поста Наступает Великий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви,- лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения. Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в нынешнем Евангелии. Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского. Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Здравствуйте, Катерина! Вы правы — если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста . Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Александр Ильяшенко Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина Здравствуйте, Марина! Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин. С уважением, священник Александр Ильяшенко Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)? Здравствуйте, Анастасия! Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа). О венчании и подготовке к нему можно прочитать здесь Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью! С уважением, священник Александр Ильяшенко Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все  время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом. Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост — разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь? Здравствуйте, Ульяна! Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

http://pravmir.ru/post-voprosy-i-otvety/

Влияние Великого поста на нашу жизнь принципиально иное в сравнении с другими постами. Про Петровский пост даже не все знают, а кто знает, часто игнорирует. Лето, отпуска, отдых в отелях по системе «все включено»... До поста ли, когда все вокруг предлагает расслабиться. То же самое и с Успенским постом. На Рождественский пост переносятся большинство праздников с Великого поста. Через день служим Всенощную или полиелей. А если праздник, значит, обед и посиделки. А под конец поста еще и Новый год. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Настроение совсем не покаянное, а какое-то другое... Вот и остается святая Четыредесятница как спасительное время для молитвы и плача над собой. Будем хранить благодать , – призывает нас апостол Павел (Евр.12, 28). После поста у многих появляются свежие силы и открывается второе дыхание для жизни. Человек напоминает корабль, который выходит из гавани с хорошо подготовленной командой, загруженный продовольствием и водой, с поднятыми по ветру парусами. Впереди долгое плавание, но корабль готов к трудностям. Стоит заметить, что начало и вхождение в пост сильно отличаются от его окончания. Целых три седмицы идут особые подготовка и настрой. За неделю до поста не едим мяса, готовим свой организм к серьезному воздержанию. Первая седмица самая строгая, службы многочасовые с большим количеством поклонов. Многие, даже из мирян, «томят томящих их». Сам пост – время для серьезной работы над собой, отказ от пустого и вредного. Верю, что за пост много приобретаем. Серьезная проблема в том, что мы не умеем правильно жить в праздники Но окончание поста совершенно другое. Молитвенный подвиг и труд Страстной недели сменяется светозарной Пасхальной ночью. Длинных служб больше нет, поклоны отменяются, в еде дается благословение «на все». «Никто да не плачет о грехах», и потому на Светлой неделе причащаемся без исповеди и поста. Одним словом, радуемся и веселимся в Пасху Христову . Казалось бы, можно отдохнуть и расслабиться. А теперь – стоп! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения и говорит: и ел и пил, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор.

http://pravoslavie.ru/102695.html

Для этого времени характерно различие продолжительности поста для мирян и монахов. Если монастырский пост начинался с 15 ноября, то для мирян действовала старая традиция – пять обязательных дней поста. Об этом явно высказывается известный канонист Феодор Вальсамон, который в конце XII века был номинальным Антиохийским патриархом. Он говорит, что обязательный сорокадневный пост для мирян только один – Святая Четыредесятница, тогда как в остальные посты (в том числе и в Рождественский) достаточно поститься 5 дней перед праздником. Однако если кто захочет поститься больший срок, этот человек достоин похвалы. Монахи же должны начинать пост после 14 ноября в соответствии с предписаниями своих монастырских Типиконов. Четыредесятница для всех (XII в. – наше время). На греческом Востоке переход к более строгому пощению отмечается в XI веке и связан с Евергетидским Типиконом (конец XI – начало XII века). В этом уставе правила Рождественского поста становятся более строгими: разрешение на скоромную пищу отсутствует, рыба разрешается только для суббот, воскресений и праздников. Благодаря влиянию Евергетидского Типикона на афонские уставы и на Иерусалимский Устав, а также по причине стремления к более строгой монашеской жизни такая более строгая практика распространяется по всему Востоку. Практически одновременно с этим проявляется другая тенденция: продолжительность монашеского поста распространяют и на мирян. В Византии эта практика активно пропагандируется и внедряется уже в XII веке. В литературе встречается утверждение, что сорокадневную продолжительность поста для мирян установил патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг в 1166 году, что верно лишь отчасти: патриарх Лука действительно был сторонником Четыредесятницы для всех, однако повсеместной нормой формат «малой Четыредесятницы» для Рождественского поста становится лишь в XIII–XIV веках. Правила Типикона о Рождественском посте Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33й и 48й (см. 14 ноября) главах Типикона. По степени строгости Рождественский пост является умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20–24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post

В былые времена, кроме времени Великого поста, еще Среды и Пятницы всего года чтились не только телесным воздержанием, но и особым богослужением — без Евха­ристии. Так, в древних памятниках можно встретить описание того, как «александрийцы в среду и в пятницу читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме таин». Вероятно, данная служ­ба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, о которой мы читаем в 52 правиле VI Всел. собора: «Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров». И то, как говорят толкователи – «для немощных духом и телом, Церковь являет нам в продолжении седмиц поста дары преждеосвященные». Согласно этому правилу и Иерусалимскому Уставу Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток, хотя согласно Студийскому уставу (рассчитанному на более немощную братию) такие Литургии допускались во все седмичные дни Великого поста. И когда наша Церковь жила по этому Уставу, то литургия Преждеосвященных Даров совершалась пять раз в неделю. Отголоски этой практики остались в богослужении Страстной седмицы. Таким образом, хотя в совершении Преждеосвященных литургий стало принято усматривать особое благочестие, на самом деле, частое причащение в Пост — это лишь снисхождение к немощным, не могущим поститься строго. Вспомните здесь практику монашествующих, уходивших на время поста из монастыря в пустынные места и приходившие обратно для причащения лишь по окончании пощения. Впрочем, с практикой частого совершения литургий Преждеосвященных Даров можно было бы и смириться (признав общую нашу немощь), если бы этот чин причащения совершался в соответветствии с Уставом, т.е. в вечернее время, ибо принятие св. Даров в дни поста по идее своей должно совершаться лишь по окончании дневного поста. Эта идея заложена в самой литургии Преждеосвященных Даров, которая соединяется с вечерним богослужением. По тому же принципу в Великий Четверг, а так же в навечерие (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, Литургия совершается вечером (в соединении с вечерней). И как оговаривает 29 правило 6 Всел. Собора, совершающие ее должны делать это натощак. Правда, время пощения при этом не оговаривается.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

— Мой вопрос — о мере поста. Когда я начала ходить в церковь, 7 лет назад, старалась (и могла!) поститься строго, почти по Уставу. Теперь то ли решимость ослабла, то ли здоровье начало подводить (холецистит), но строже, чем пища с маслом, не пощусь. Как провести грань между саможалением и разумной мерой? Священники в нашем храме, как правило, благословляют на послабление поста — но ведь мы сами, прихожане, об этом просим! — Наш постовой устав создан в древних, чрезвычайно строгой жизни монастырях Палестины, Египта, Азии, когда иными были и люди, и условия их жизни. Мало кто из современных людей может выдержать в точности положения Устава, например, о сухоядении, а если и выдержит, то очень недолго — и не только по причине всеобщей изнеженности. Ведь аскеза полуторатысячелетней давности, которая сегодня кажется нам неподъемной, на самом деле не очень-то отличалась от повседневной жизни большинства простых людей, жителей Египта и Палестины: они тогда довольствовались самой простой и скудной пищей. Сегодня, когда люди питаются гораздо лучше, им намного труднее привыкнуть к воздержанию, поэтому те или иные послабления в посте постоянно встречаются в нашей жизни. Мерой поста для большинства наших современников, наверное, действительно является пища с маслом — за исключением, может быть, первой и последней недель Великого поста, когда пост должен быть более строгим. При этом надо помнить, что грань между саможалением и разумным послаблением можно провести только с помощью собственной совести. Там, где мы ослабляем пост из-за хронических заболеваний для того, чтобы иметь силы трудиться, служить Богу и ближним,— это одно дело. Там, где нам просто хочется съесть что-нибудь просто потому, что хочется, и мы идем на это, прибегая к помощи «серьезных» оправданий,— это, конечно, уже саможаление. Как неоднократно приходилось говорить, очень важно иметь опытного духовника, который сможет помочь человеку установить меру не только в отношении поста, но и всей его духовной жизни. — Каким может быть результат поста? Его можно увидеть, почувствовать? Сколько лет нужно поститься, чтобы был результат?

http://pravmir.ru/sobrat-sebya-voedino/

– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Ha первой неделе, в понедельник, вторник, среду и четверг в храмах читается «Великий покаянный канон» святого Андрея Критского 79 – одно из величайших произведений византийской духовнои поэзии 80 . В оригинале – это ритмические стихи. Длинной чередой проходят перед молящимися образы из Ветхого и Нового Заветов, и каждый эпизод становится призывом к покаянию. Чтение Канона помогает верующим «настроить» душу на «светлую печаль» Великого поста, задуматься о жизни и смерти. Канон Андрея Критского очень красив, но так как читается он на церковнославянском языке, то не всем понятен. Поэтому перед постом во многих храмах продаются брошюры, где Канон напечатан с параллельным русским переводом. Во время служб многие люди стоят с этими книжками и читают текст по-русски. Христиане заранее готовятся к этим службам и планируют свои повседневные дела таким образом, чтобы иметь возможность в первые четыре вечера Великого поста пойти в храм и послушать Покаянный канон. В субботу первой недели – память святого Феодора Тирона 81 . В этот день люди стараются по возможности причаститься. Воскресенье первой недели – праздник Торжества Православия, установленный в память о победе Церкви над иконоборцами. В первое воскресенье Великого поста тоже принято причащаться. Вторая и третья недели менее строгие. Во время Великого поста в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров 82 . Каждая Евхаристия – это праздник, поэтому в Церкви сложилась традиция не совершать ее в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы и воскресенья). Но, чтобы не лишать людей возможности причаститься на неделе, обратились к практике первых христиан – оставлять Святые Дары для больных и отсутствующих. Так получила начало Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу второй, третьей и четвертой недель совершается поминовение усопших. Воскресенье второй недели – память свт. Григория Паламы 83 . Накануне воскресенья третьей недели на середину храма выносится крест и кладется на аналой для поклонения. Крест будет находиться там всю следующую неделю – Крестопоклонную. Эта неделя посвящена воспоминаниям крестной смерти Спасителя, поэтому она отличается строгостью. В среду – преполовение поста (то есть его середина).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  Пощение и прощение О. Иосиф : Аскетическое, духовное, богословское осмысление поста очень важно, но его самого по себе не достаточно. Пост требует чего-то большего, нашего участия. И начинается это участие с примирения, с Прощеного Воскресения. Христос наставляет своих учеников: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Это начало поста. Так Церковь призывает нас войти в него, войти в его спасительную струю. О. Августин : Просьба о взаимном прощении многократно повторяется в течение богослужения каждого дня литургического года. Получается, что Чин Прощения, стоящий на пороге Великого Поста, становится кульминацией того, чем жила Церковь в течение года. Одновременно прощение перед вступлением в Великий Пост напоминает нам о том, что мы уже перестали замечать: наше прощение в Боге, которое, по слову Христову, находимо во взаимном прощении. Место прощения – стоящий рядом.   Диалектика доброделания О. Иосиф : В прощении открывается нам другая духовная тайна – смирение. Отпущение грехов ближнего возможно только через смирение, через умаление себя, через осознание своей немощи, своего греха, в противном случае это будет фальшь, лицемерие и обман. Господь наш Иисус Христос неоднократно указывал своим ученикам на это. Его личный пример смирения, Его призыв не подражать законникам и фарисеям, Его указание на скромное совершение добродетелей: милостыни, поста и молитвы – являются для нас ориентиром в этом подвиге. Всякое обострение самолюбия и гордости, которые незамедлительно проявляются после первых удачных шагов в начале поста, может и должно уврачеваться смиренным чувством, осознанием своих прегрешений и своей слабости. О. Августин : Восприятие добродетели и желание ее усвоить и проявить в своей жизни не должно быть техническим. Один из отцов пустыни сказал: «Подражая святым, бойся превратить это в профессию».

http://bogoslov.ru/article/1612962

Поскольку вследствие поста тело человека - эта завеса, отделяющая его душу от мира невидимого, - утончается, делается как бы более прозрачной, требуется соблюдение меры аскезы и для православного христианина. " Неумеренный пост более вреден, чем несоблюдение поста " , - говорит преподобный Исаак Сирин. Почему? Потому что для неочищенной покаянием души невидимый мир, к которому она прикасается постом, не может быть светлым. Откровение Божие свидетельствует, что после отпадения человека от Бога, после того, как он попал под власть темных сил, Господь, спасая его от окончательной гибели, облек его в " кожаные ризы " , в отделяющую от ангельского и демонического мира плотяность. Чтобы не растлили человека падшие духи до конца, не свели его полностью с ума, дана ему после изгнания из рая эта спасительная завеса. Небо закрыто от нас, и ад закрыт, мы живем на земле, где возвращение к истинной жизни может быть только через послушание Богу. Пост - заповедь Божия, а все, что заповедует Бог, - для блага человека. В мире, лежащем во зле, без соблюдения поста человек погружается в животное состояние. " Человек в чести сый и не уразуме, уподобися скотом несмысленным и приложися им " , - говорит псалом. В таком состоянии он не может сознательно сопротивляться злу, над ним властвуют бесы. " Сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17, 21), - говорит о власти темных сил над человеком Христос. Пост - оружие, очень мощное оружие в сражении с духами зла. Кто соблюдает сегодня Великий Пост? Только Православная Церковь. У католиков Пост чисто символический; обязательны для Поста лишь два дня в году: так называемая " Пепельная Среда " (начало Поста) и Великая Пятница. О протестантах и говорить нечего. Не касаясь глубины тайн веры, на основании одного только этого факта можно сделать вывод, что католики и протестанты, по существу, разоружены. А без оружия на войне приходится либо спасаться бегством, либо сдаваться в плен. К великому сожалению, под влиянием инославного и безбожного мира и в православных странах, таких, например, как Греция, все меньше можно встретить людей, которые соблюдают Великий Пост. Хотя, казалось бы, в условиях такого окружения все должно быть наоборот.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010