Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛАХ [араб.  ], единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану и мусульм. представлениям. Ислам - религия строгого монотеизма , в к-рой понятие     (дин ат-таухид) - «религия единого» - играет ключевую роль. Еще до начала проповеди Мухаммада в араб. пантеоне богов существовало центральное божество А., почитаемое как Бог по преимуществу. Вероятно, это имя восходит к арам.   (Бог). Отдельные языческие боги и божества имеют в араб. языке свой термин для обозначения:   (илах - Бог, божество). В Коране А. доисламский, преимущественно мекканских представлений, характеризуется как создатель и высший источник сущего (Коран, суры XIII 17; XXIX 61, 63; XXXI 24; XXXIX 39; XLIII 8, 87). В мусульм. исповедании веры   ( шахада ) первая половина звучит так:         (ла илаха илла-ллах) - «нет никакого божества, кроме Аллаха». Троекратное произнесение шахады вместе с ее продолжением:         (ва Мухаммад расулу-л-лах, араб. «и Мухаммад - посланник Аллаха») - в присутствии свидетелей-мусульман представляет собой ритуал принятия ислама. Первая половина шахады (ла илаха илла-ллах) для мусульман имеет особое значение и используется, прежде всего суфиями, в медитации. Важнейшая в богословском смысле сура CXII Корана «Очищение» гласит: «1. Скажи: «Он - Аллах - един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним»» (пер. В. Пороховой). А., согласно Корану,- создатель всех вещей (сура XIII 16), абсолютное первоначало (сура XLII 49), высший судия (сура XCV 8). А. через своих пророков и посланников постоянно открывает людям неизъяснимую тайну своего Бытия и свою верховную власть над тварным миром. А. в одно и то же время первый и последний, явный (  , захир) и скрытый (  , батин) (сура LVII 3). В мусульм. благочестии сложилась традиция почитания «99 наиболее прекрасных имен Аллаха». Список этих имен есть в каждой мечети. Мусульмане стараются знать их наизусть и размышляют над их смыслом. Лит.: Sell E. The Faith of Islam. L., 1896; Vlieger A. de. Kita  b al-qadr. Leiden, 1903; Zwemer S. M. The Moslem Doctrine of God. Edinb., 1905; Macdonald D. B. Alla  h//Encyclopédie de l " Islam. Leyden; P., 19105; Wensink А. J. Les preuves de l " existence de Dieu dans la théologie musulmane. Amst., 1936; Sweetman J. W. Islam and Christian Theology. L., 1945-1947. Vol. 1; Blach è re R. Le Coran. P., 1947, 1949, 1951. Vol. 3-5; Tritton A. S. Muslim Theology. L., 1947; Gardet L. Alla  h//EI. Vol. 1; Arkoun M. , Gardet L. L " Islam hier-demain. P., 1978. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/114632.html

Соч.: Из бесед с заключенными. Саратов, 1889-1893. 4 ч.; К вопросу о церк. пении//ПО. 1891. Т. 3. 9. С. 143-171; Очерк истории правосл. церк. пения в России. Саратов, 1893. М., 19154 (рец.: П[етрушевский] В.//Богословский библиогр. листок. 1897. 4. С. 88-89); Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церк. пения. Саратов, 1893, 18942. М., 19033; Речь при открытии летних курсов церк. пения//Саратовские ЕВ. 1885. Отд. неофиц. 18. С. 750-756; Старинный трактат по теории музыки, 1679 г., сост. киевлянином Н. Дилецким [Идеи грамматики мусикийской]//РМГ. 1897. 12. Стб. 1727-1762 (отд. отт.: СПб., 1898); Строгий стиль гармонии: Опыт изложения основания строгого и строго-церковного стиля гармонии. М., 1897 (рец.: Л.//ПрибЦВед. 1897. 47. С. 1732-1733; ответ М.: РМГ. 1897. 12. Стб. 1763-1766; рец.: Курдюмов Ю. В.//РМГ. 1897. 12. Стб. 1860-1867); Синодальные, бывшие патриаршие, певчие: [Ч.] 1-2//РМГ. 1898. 10-12; 1901. 17, 19-26 (отд. отт.: СПб., 1898-1901); Азбука крюкового пения: Опыт сист. руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знам. расп., периода киноварных помет. М., 1899; Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знам. расп. по гласовым попевкам. М., 1899 (рец.: Н[елидов К.?]//РМГ. 1900. 18. Стб. 516-517); О русских церк. напевах//ВиЦ. 1901. Кн. 5. Т. 1. С. 817-827; Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем//Там же. Кн. 7. Т. 2. С. 285-315; История церк. пения как наука. М., 1901 (переизд.: ВиЦ. 1902. Кн. 8. Т. 2. С. 430-448; Тр. МРПС, 2000-2001. М., 2002. С. 127-146 (подгот. текста: Е. В. Андреева; коммент.: А. В. Топычканов)); Нужды церк. пения//Моск. вед. 1902. 348-352; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-175; Происхождение рус. церк. пения//ВиЦ. 1906. Кн. 1. С. 91-99; Кн. 2. С. 203-232; Кн. 3. С. 440-476; Кн. 4. С. 595-628; Кн. 5. С. 789-810; Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский по ист., археол. и палеогр. данным. М., 19122. 2 ч. (ЗМИАИ; 26); Синодальное училище церк. пения в его прошлом и настоящем. М., 1911; К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певч. книг Рус. Церкви в XVII в.//БВ. 1912. Т. 2. 6. С. 423-450 (2-я паг.); Музыка и муз. инструменты у древних евреев//ЧОЛДП. 1912. Кн. 6. С. 390-403; Кн. 7/8. С. 451-486; О национализме и церковности в рус. духовной музыке: (Памяти патр. Гермогена и архим. Дионисия). М., 1912; Русская симиография: Из области церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Семиография болг. Трифология XIII в. Зографского мон-ря//Зографский Трифологий. СПб., 1913. С. 1-10 (отд. паг.) (Изд. ОЛДП; 131); На память о пещном действе//Светильник. 1914. 4. С. 1-6; П. Д. Самарин в его служении делу церк. пения//БВ. 1917. Т. 1. 4/5. С. 453-463 (2-я паг.); Очередные задачи в изучении древнерус. музыки//История рус. музыки в исследованиях и мат-лах. М., 1924. Т. 1. С. 91-99.

http://pravenc.ru/text/2563066.html

В. Выговская лит. школа в 1-й пол. XVIII ст.: АКД. Л., 1979; Понырко Н. В. , Бударагин В. П. Автографы выговских писателей//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Гурьянова Н. С. Духовные завещания выговских большаков//Традиц. духовная и материальная культура старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 96-102; Соколовская М. Л. Складывание института «учительства» в Выго-Лексинском общежительстве: («об исполнении келейного правила» скитскими старостами)//Мир старообрядчества. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. С. 28-45; она же. Крестьянский мир как основа формирования Выговского общежительства//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. [Вып. 2]. С. 269-279; Куандыков Л. К. Развитие общежительного устава в Выговской старообрядческой общине в 1-й трети XVIII в.//Исслед. по истории обществ. сознания эпохи феодализма в России. Новосиб., 1984. С. 51-63; он же. Выговские соч. уставного характера 2-й пол. XVIII в.//Источники по истории рус. обществ. сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 120-130; Винокурова Э. П. О худож. наследии Выголексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса)//Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. [Вып. 1]. С. 139-162; Культура староверов Выга: Кат. выст. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия: к 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994; Маркелов Г. В. , Панченко Ф. В. О гимнографическом творчестве на Выгу//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 417-426; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. 2 т.; Выговская поморская пуст. и ее значение в истории России: Сб. науч. ст. и мат-лов/Сост. А. М. Пашков. СПб., 2003; Расков Д. Е. Принципы ведения торговли у старообрядцев: на мат-лах Выговской пуст.//Старообрядчество как ист.-культурный феномен. Гомель, 2003. С. 239-247. Библиогр.: Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев: Перечень списков, сост. по печ. описаниям рукоп. собраний.

http://pravenc.ru/text/161059.html

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Napmiйho-дepжabha noлimuka щодо peлiriï та peлiriйhux ihcmumyцiй в Ykpaïhi 1940-1960-х рр.: Noлim. дискурс. К., 2005; Удовик В. М. Hiмeцьko-фaшucmcьkuй okynaцiйhuй режим (1941-1944 рр.) на mepumopiï генеральноï oблacmi «Киïв»: Канд. дис. К., 2005; Серафима (Шевчик), игум. Молитва за Победу: Церковь в Великой Отечественной войне. К., 2006; Бойко О. В. Npomuдiя правосл. Церкви i rpoмaдcьkocmi ahmupeлiriйhoмy наступу держави у 20-30-mi рр. ХХ ст.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Дhinponempobcьk, 2007; Кальченко Т. В. Этапизация и результаты репрессий против киевского духовенства//Bichuk УПЦ. 2007. 68; Рубльова Н. Penpeciï проти «цepkobhukib» i «cekmahmib» в УРСР, 1917-1939 рр.//З apxibib ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. К., 2007. 1(28). С. 205-219; Сварчевский А. Священноисп. Михаил: К 40-летию преставления о. Михаила Иваськова//Одигитрия: Газ. Bihhuця, 2007. 2(58). С. 4-5; Самофалова М. О. icmopiorpaфiя влади i правосл. Церкви в Ykpaïhi: АКД. К., 2008; Oлiйhuk Ю. В. Духовенство УАПЦ i УПЦ в роки нацистськоï okynaцiï: (На мат-лах Хмельниччини)//Ocbima, наука i культура на Noдiллi: Зб. наук. праць. Хмельницький, 2009. Т. 14. С. 418-427; Peлiriйha noлimuka в Ykpaïhi у 1960-х - 1980-х рр. i сучасна практика мiжkohфeciйhux biдhocuh/Ред.: В. М. Даниленко. К., 2010; Сухоруков А. Н. Конспиративная деятельность украинских архиереев в борьбе за внутрицерковную свободу в 1920-е гг.//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 307-312; он же. Архим. Климент (Жеретиенко) и преодоление церковного большевизма в Киево-Печерской лавре в 1-й пол. ХХ в.//Там же. 2011. Т. 1. С. 367-369; Бондарчук П. М. Peлiriйhe життя населення Украïни (сер. 1940-х - сер. 80-х рр.): Докт. дис. К., 2011. Еп. Климент (Вечеря), В. Г. Пидгайко Духовное просвещение в К. е. в XVIII-XXI вв. 1738-1924 гг. 1738-1924 гг. В июне 1738 г. Переяславская консистория и еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло) объявили об открытии при Переяславском архиерейском доме славяно-греко-лат. уч-ща. Занятия в уч-ще начались 2 окт. 1738 г. в переяславском Вознесенском монастыре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Сейчас говорят, что это Птолемей-царь захотел иметь греческий перевод Торы в своей библиотеке. Как дети, честное слово. Птолемей... Что есть Птолемей, когда сам Александр приходил поклониться Богу Авраама, Исаака, Иакова. А греческий язык уже тогда был языком всей ойкумены. Перевод Писаний был лишь вопросом времени. Мессия. Все они ждали и ждут Мессию. Потому и спорили до хрипоты и потому так жадно вчитывались в ветхие рукописи. Больше всего в Исайю - пророка пророков. Но, Элохи, как же порой трудно его понять! Старик вспомнил, сколько людей споткнулось и спотыкается об Исайеву «алма»: «се Дева во чреве приимет и родит...». Споткнулся и он. Некоторые пошли лёгким путём и решили, что там была ошибка. Перевели «Деву» как «молодую женщину» и связали эти слова с Езекией. А ведь нельзя было этого делать. Слишком велика цена: Господь через пророка предупредил о спасении народа Своего, а народ не захотел понять предупреждения свыше. А значит - не захочет принимать и само спасение. И вообще, в чём оно - спасение, и как оно будет? Старику тогда объяснение собратьев показалось недостаточным. Всё вроде бы логично, но что-то мешало принять его целиком и полностью. Тогда он и понял, что постичь всё умом невозможно. И решил ждать. Время - самый мудрый учитель и самый убедительный чудотворец. Кто же знал, что ждать придётся так долго! Он ждал, а вокруг уходили один за другим родные, друзья, враги. И незаметно старик остался один. И даже не заметил, как стал стариком. А потом не заметил и того, что забыл о том, что он не всегда был стариком. И очень скоро настало время, когда открывать глаза перестало быть необходимостью. Давно уже никто не называл его по имени: старик и старик, ошибиться невозможно, потому что старее человека в Ерушалаиме просто не было. Лишь немногие знали его имя. И одна из этих немногих, шурша туникой и плащом, подходила сейчас к нему. - Здравствуй, Симеон! Ламма ягон лах? Почему печален ты? - Здравствуй, Анна. С чего ты взяла, что я печален? Ми хиггид лах? Кто сказал тебе? - слова, как и зрение, давались с трудом, одышка была тут как тут.

http://pravoslavie.ru/77251.html

имперские соборы городов на Рейне: Санкт-Мария унд Штефан (Богоматери и св. Стефана) в Шпайере (начат в 1030, вост. часть перестроена в 1092-1106; длина - 133 м), Санкт-Мартин унд Штефан (святых Мартина и Стефана) в Майнце (начат в 975, основное строительство - с 1118 по 1137, трансепт в зап. части - 1200-1239; башня средокрестия - 1767-1774, архит. Ф. И. Нейман), Санкт-Петер в Вормсе (основная постройка - 1170-1240) и примыкающая к ним по типу ц. мон-ря Мария-Лах (Богоматери) на оз. Лах (Рейнланд-Пфальц, 1093-1156). Для этих памятников характерно наличие зап. хор и апсид по сакс. традиции, двух 3-башенных групп (2 башни у хор и купол на барабане над средокрестием) с востока и запада (1 над средокрестием и пара у хор), ломбардских карликовых галерей. В этих постройках впервые применили связанную систему перекрытий при соответствии 1 травеи крестового свода среднего нефа и 4 травей в боковых нефах. Самостоятельный архитектурный тип храма сложился в Кёльне. Его специфика в 3-лепестковом плане вост. части базилики с апсидами по краям трансепта (по примеру ц. Рождества Христова в Вифлееме). По образцу ц. Санкт-Мария им Капитоль (1045-1065, на месте рим. храма Юпитера и первоначальной церкви VII в.) здесь были перестроены Апостельнкирхе (ц. св. Апостолов) (ок. 1192-1219) и Грос-Санкт-Мартин (ок. 1185-1240) и др. Кафедральный собор в Шпайере. Начат в 1030 г., вост. часть перестроена в 1092–1106 гг. Фотография. Нач. XXI в. Кафедральный собор в Шпайере. Начат в 1030 г., вост. часть перестроена в 1092–1106 гг. Фотография. Нач. XXI в. В Вестфалии сохранялась приверженность зальному типу церквей (собор в Падерборне, XI в.- 1267). В XII в. началось строительство цистерцианских мон-рей, в к-рых с нач. XIII в. применяли стрельчатые арки и обожженный кирпич, позднее традиц. для севера Г. (церковь в Ленине, Бранденбург, ок. 1220-1270). Богоматерь с Младенцем. Рельеф Либфрауэнкирхе (ц. Богоматери) в Хальберштадте В готический период (30-е гг. XIII-XV вв.) активно укрепляли (ворота Хольстентор в Любеке, 1466-1478) и застраивали города и центры княжеств, возводили ратуши (в Мюнстере, с 1335).

http://pravenc.ru/text/529057.html

Указом патриарха Тихона от 21 авг. 1923 г. еп. Онуфрий был назначен епископом Криворожским и Александрийским с временным подчинением епископу Екатеринославскому (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 320). 16 окт. того же года еп. Онуфрий был арестован «за укрывательство церковных ценностей и контрреволюционную деятельность». Верующие ходатайствовали об освобождении архиерея. В янв. 1924 г. он был освобожден, вновь стал титуловаться «епископом Елисаветградским», т. к. ему запретили проживание в Екатеринославской губ. 25 июня 1928 г. в Харькове во епископа Криворожского и Александрийского, викария Днепропетровской епархии, был хиротонисан архим. сщмч. Порфирий (Гулевич) с поручением ему управления Днепропетровской епархией. Служение еп. Порфирий начал с поездок по отдаленным приходам. Так, 19 сент. 1928 г. он подал в ГПУ при Запорожском окрисполкоме заявление о разрешении посетить с. Гуляйполе для совершения богослужения. О себе архиерей сообщил: «Определением экзарха Украины митрополита Михаила я назначен епископом Криворожским с назначением мне места жительства в Днепропетровске и с поручением духовного окормления всей Днепропетровской епархии. В состав Днепропетровской епархии входят округа: Днепропетровский, Запорожский, Криворожский и Артёмовский» (цит. по: Irhamyшa. 2004. С. 279-280). 18 сент. 1930 г. еп. Порфирий был переведен на Зиновьевское вик-ство Херсонско-Одесской епархии (см. Кировоградское вик-ство ); К. в. больше не замещалось. Ист.: Мельник О. О. Kpubopiжжя: Бiльшobuзм проти Православ " я (1920-1930 рр.): Зб. дok-mib. Кривий Pir, 2005. Лит.: Бобко Т. Г., Irhamyшa О. М. Стан napaфiй РПЦ на Kamepuhocлabщuhi (20-i р. ХХ ст.)//icmopiя Украïни: Maлobiдoмi iмeha, noдiï, факти: Зб. ст. К.; Донецьк, 2001. Вип. 16. С. 120-125; Софроний (Макрицкий), иеродиак. Сщмч. архиеп. Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк). М., 2003; Irhamyшa О. М. док-ти peлiriйhux громад як мacobi джерела до вивчення icmopiï Церкви в Ykpaïhi (20-30-i рр. ХХ ст.)//Наук. npaцi icm. фак-ту Зanopiзьkoro держ. ун-ту. 2004. Вип. 17. С. 265-280; Балягузова О. Ю. Розкол в украïнському православ " ï у 1921-1930 рр.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Зanopiжжя, 2006; Бойко О. В. Npomuдiя правосл. Церкви i rpoмaдcьkocmi ahmupeлiriйhoмy наступу держави у 20-30-mi роки ХХ ст.: (На мат-лах Nibдhя Украïни): АКД. Дhinponempobcьk, 2007; Божко О. О. Кривий Pir у apxinacmupcьkoмy cлyжihhi сщмч. Ohyфpiя (Гагалюка)//Гyмahimaphuй журнал. 2010. 3/4. С. 107-112; он же (Божко А. А.). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1886-2012): Ист. очерк. Кривой Рог, 2012.

http://pravenc.ru/text/2459063.html

В 1937 г. были арестованы обновленческие священники: Иаков Михайлович Бурминченко (из с. Сухой Еланец), Владимир Иванович Вильковский (из с. Касперовка) и др. 24 авг. 1937 г. арестован живший на покое обновленческий «архиепископ» Николаевский Амвросий (Нагорский). 28 сент. он был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, этапирован в Локчимлаг (Коми), скончался 24 февр. 1942 г. в заключении. К нач. 1941 г. в Николаеве и селах округа обновленческих церквей не было. В 1945 г. числилась одна обновленческая община. Отдельные обновленцы, приняв перерукоположение, впосл. продолжали служить в созданной в 1942 г. (или в кон. 1941) правосл. Николаевской епархии (см. Николаевская и Очаковская епархия ). Нек-рые клирики после отказа перерукоположиться были запрещены в священнослужении (напр., прот. Вячеслав Иванов, запрещенный в служении Херсонским и Одесским еп. Сергием (Лариным), под управлением к-рого Николаевская епархия состояла в 1947). Епископы Алексий (Баженов; 8 дек. 1913 - 8 февр. 1918), сщмч. Прокопий (Титов; 8 февр. 1918-1921), Феодосий (Кирика; 1933-1937). Обновленческие «епископы» Константин (Спасский; апр. 1923 -нояб. 1924), Рафаил (Прозоровский; 17 февр. 1925 - 13 июня 1930), Амвросий (Нагорский; 13 июня 1930 - 24 авг. 1937). Лит.: Дем " яненко Ю. Вилучення церковних цihhocmeй на Mukoлaïbщuhi в 1922 р.//Icmopiя. Emhorpaфiя. Культура: Hobi дocлiджehhя: 4-я Миколаïвська обл. конф. Миколаïв, 2002. С. 138-140; Тригуб А. П. Обновленческие епископы 20-30-х гг. ХХ в. на Николаевщине//Там же: 5-я Миколаïвська обл. конф., 2004. С. 261-263; он же. Протистояння bipyючux ahmuцepkobhiй kaмnahiï 1929-1930 рр.: На мат-лах nibдhя Украïни//Гyмahimapho-ekohoмiчhi дocлiджehhя: Зб. наук. праць. Миколаïв; Од., 2005. Т. 3. С. 65-70; Балягузова О. Ю. Розкол в укр. православ " ï у 1921-1930 рр.: (На мат-лах nibдhя Украïни): АКД. Зanopiжжя, 2006; Котляр Ю. В., Тригуб О. П. Pekbiзiцiï церк. цihhocmeй i закриття xpaмib на Mukoлaïbщuhi в 20-30-х рр. ХХ ст.//Peaбiлimobahi Миколаïвська обл. К., 2008. Кн. 4. С. 79-89; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

С 1879 г. существует Папский комитет Международных Евхаристических конгрессов. Они продолжают проходить в настоящее время. Католическое богословие Е. в XX в. Еще одной формой повышенного интереса к Е. и вообще богослужению в католич. Церкви стало т. н. литургическое движение. Его истоки коренятся в процессе возрождения в Европе в течение XIX в. мон-рей и монашеской жизни после революционных потрясений и войн. Центрами движения стали такие обители, как Солем во Франции, Бойрон и Мария-Лах в Германии, Маредсу и Кейзерсберг (Мон-Сезар) в Бельгии. Инициатором литургического движения в католич. Церкви считается Проспер Геранже ( 1875), аббат мон-ря Солем, известный своей критикой «галликанизмов», введенных в рим. литургические книги во Франции в XVII-XVIII вв., и выступавший за возрождение григорианского пения. Хотя Геранже не был выдающимся ученым, его главной заслугой было то, что он сумел вернуть проблемы богословия и практики совершения Е., к-рую считал основой духовной жизни, в центр богословских исследований. В Германии возрождение католич. богослужения связано с именем Ильдефонса Хервегена, аббата монастыря Мария-Лах (1874-1946). В 1914 г. он учредил т. н. литургические недели для ознакомления мирян с основами богослужения, а в 1931 г.- Бенедиктинскую академию, ориентированную на изучение литургики и аскетики. Благодаря его усилиям в Германии появились специальные периодические издания, посвященные богослужению: «Jahrbuch für Liturgiewissenschaft» и «Ecclesia Orans». В отличие от Геранже, для к-рого идеалом было средневек. богослужение, Хервеген искал образцы для подражания в раннем христианстве. Лидером и идеологом литургического движения в период между двумя мировыми войнами был Л. Бодуэн (1873-1960), распространивший его не только на мон-ри, но и на приходское богослужение. Он основал неск. специализированных журналов: «La vie liturgique», «Questions liturgiques et paroissiales», «Irénikon». Главной его идеей была реализация активного участия мирян в богослужении (parmicipamio actuosa), провозглашенного в motu proprio папы Пия X. Характерной чертой деятельности Бодуэна был интерес к богослужению вост. Церквей. «Первое причастие». 1896 г. Худож. П. Пикассо (Музей Пикассо, Барселона)

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010