В 1897 г. в В. усилиями Ф. Г. Шклярова (открыт для посещения в 1987) был создан Музей народного творчества, более 400 экспонатов из коллекции Шклярова положили начало музейным фондам. В музее представлены иконы, изделия местных мастеров ткачества, бисерного шитья, есть также собрание древних книг и рукописей; в большинстве своем экспонаты являются памятниками материальной и духовной культуры старообрядчества. 27-28 февр. 2003 г. в Гомеле прошла международная конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен», основной темой к-рой было сохранение и изучение уникального исторического наследия В. Ист.: [Ксенос И. Г. ] История и обычаи Ветковской церкви. Б. м., б. г.; То же//Старообрядческий церк. календарь на 1994 г. М., 1993. С. 66-104; О. Нифонт: Родословие//Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосиб., 1999. С. 65-91. Лит.: Лилеев М. И. Мат-лы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; он же. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895. Вып. 1; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины//Собр. соч. М., 1976. Т. 7. С. 243-275, 343-345, 510-555; Воронцова А. В. О полемике «ветковцев» с дьяконовцами: Малоизученные полемич. соч. представителей «ветковского» согласия//Мир старообрядчества. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиции. С. 117-126; Гapбaцki А. А. Cmapaaбpaдhiцmba на Бeлapyci канцы XVII - пачатку XX ст. Брэст, 1999; Зеленкова А. И. Старообрядцы деревни Крупец Добрушского р-на Гомельской обл. (на мат-лах устной истории)//Старообрядчество как ист.-культурный феномен: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 февр. 2003 г., Гомель, 2003. С. 85-87; Киштымов А. Л. Румянцев и старообрядцы Гомельского имения//Там же. С. 111-118; Кузьмич А. В. Из истории Лаврентьева мон-ря//Там же. С. 139-142; Савинская М. П. , Алейникова М. А. Отношение органов власти к старообрядческим общинам на Гомельщине в 20-е гг. ХХ в.//Там же. С. 250-254. Е. А. Агеева Ветковский распев В В., являющейся духовно-адм. центром старообрядцев-поповцев, впервые начали складываться их певч. традиции. В рукописях, к-рые здесь переписывались, было заложено то, что впосл. стало особенностью старообрядческих поповских певч. книг - истинноречная редакция текстов, знаменная нотация с пометами и признáками.

http://pravenc.ru/text/158276.html

Особое покровительство старообрядцам оказывал гр. Румянцев, при к-ром укрепились старообрядческие мон-ри. В то же время уникальная книжность ветковских слобод пополняла коллекцию графа. Наиболее известными старообрядческими мон-рями на Гомельщине были мужские Лаврентьев (основан после 1735), Пахомиев (первоначальное название - Игнатова пуст., основан ок. 1760), Успенский Терловский (основан в 1775), Чёнкский (Чонский) скит (первоначальное название - Арефьева пуст., основан ок. 1775), Иоасафовский (недалеко от Добруша, основан в кон. XVIII в.), Никольский (Новоникольский) («хутор» Пахомиева мон-ря, основан в кон. XVIII в.). Большинство мон-рей на Гомельщине прекратило существование в 40-х гг. XIX в. Лаврентьев мон-рь был закрыт в нач. 1844 г., его имущество было передано в единоверческие Чёнкский Макариев мон-рь и приход в Добрянке. Все хозяйственные постройки в 1846 г. отошли экономии кн. Паскевича - владельца Гомельского имения. Пахомиев и Никольский мон-ри закрыты в 1850 г., их здания были употреблены для постройки правосл. церквей в соседних приходах. Ветка потеряла значение духовного центра, но оставалась местом проживания большого числа старообрядцев. В нач. ХХ в. только в Спасской слободе числилось 2 старообрядческие церкви и 2 моленные. В 1-й трети ХХ в., несмотря на проведенные в 20-х гг. регистрацию и заключение договоров с молитвенными домами, было закрыто большинство старообрядческих храмов и моленных. Последователи старообрядчества - преобладающие поповцы и малочисленные беспоповцы - в наст. время живут в Гомеле, Крупце и др. местах. В 90-х гг. XX в. была учреждена Гомельская и всея Белоруссии епархия Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ), епархию возглавляет еп. Иосиф. Ист.: [Ксенос И. Г. ] История и обычаи Ветковской церкви. Б. м., б. г.; То же//Старообрядческий церк. календарь на 1994 г. М., 1993. С. 66-104. Лит.: Лилеев М. И. Мат-лы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; он же. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895. Вып. 1; Жудро Ф. , свящ. К истории единоверия в Могилёвской епархии//Могилёвские ЕВ. 1905. 3-5, 8, 10, 19; 1906. 3-5; Зеленкова А. И. Старообрядцы деревни Крупец Добрушского р-на Гомельской обл.: (На мат-лах устной истории)//Старообрядчество как ист.-культ. феномен: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 февр. 2003 г. Гомель, 2003. С. 85-87; Киштымов А. Л. Н. П. Румянцев и старообрядцы Гомельского имения//Там же. С. 111-118; Кочергина М. В. Старообрядческие мон-ри Стародубья и Ветки в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. как центры духовной жизни и их влияние на местное население//Там же. С. 131-136; Кузьмич А. В. Из истории Лаврентьева мон-ря//Там же. С. 139-142; Литвинова Т. Ф. Жилая архитектура 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. старообрядческой Спасовой слободы в Гомеле//Там же. С. 156-161; Савинская М. П. , Алейников М. А. Отношение органов власти к старообрядческим общинам на Гомельщине в 20-е гг. ХХ в.//Там же. С. 250-254.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Как и Папий, Лука расспрашивал о том, что говорили (или что говорят) Петр, Клеопа, Иоанн, Иаков и другие. Устное предание как исторический источник Рассмотренный нами отрывок из Папия, как правило, используют, чтобы показать, что ранние христиане ценили устную традицию выше записанных евангельских преданий и что такое предпочтение сохранялось даже после того, как были составлены и вошли в широкое употребление Евангелия. Проведя собственное исследование этого отрывка, мы должны подчеркнуть, во-первых, что из него никак не следует превосходство устной традиции над уже составленными и широко известными Евангелиями. Вполне возможно, Папий говорит о том времени, когда Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна еще не были написаны или были ему недоступны. Нет ничего парадоксального в том, что сам Папий записал собрание евангельских преданий, составленное им в изустной передаче. Его предпочтение устного материала относится лишь к тому периоду, когда он сам собирал предания. Затем он записал все, что слышал, поскольку понимал, что уже очень скоро, со смертью последних очевидцев, ценность устных преданий резко упадет. Во-вторых, необходимо спросить себя, правильно ли мы понимаем, о какой «устной традиции» идет речь в этом тексте. Иен Венсайна в своем авторитетном исследовании устной традиции как исторического источника проводит четкое разграничение между устной традицией и устной историей. О первой он говорит, что «отличительной характеристикой устной традиции для историка является ее передача из уст в уста на протяжении времени, большего, чем жизнь современного ему поколения» 85 . Он подчеркивает, что «не все устные источники представляют собой устную традицию. Для традиции необходима изустная передача в течение жизни по меньшей мере одного поколения. Как видим, сюда не включаются источники устной истории» 86 . Причина такого резкого разграничения – в том, что с устной традицией и устной историей историк обращается по-разному: : Источники историков, опирающихся на устные материалы, – это воспоминания, слухи или сообщения очевидцев о событиях современных, то есть произошедших во время жизни информантов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

С. 271-298; Клепалова Г. Ю. З icmopiï старообрядництва в Дohбaci//Icmopiя Украïни: Maлobiдoмi iмeha, noдiï, факти: Зб. наук. ст. К., 2001. Вип. 18. С. 286-289; Петровская А. А. Православная Церковь в Донбассе в 1941-1981 гг.//Лimonuc Донбасу. Донецьк, 2001. 9. С. 42-46; Фирсов А. Подвижники благочестия и св. места Луганской земли. Луганск, 2005; Луковенко I. Г. Радянська держава i Pociйcьka Правосл. Церква: Icm. дocbiд biдhocuh на мат-лах Донецькоï обл. (1943-1964 рр.): АКД. К., 2007; Черкашин А. Л. Хозяйствование старообрядцев Слобожанщины в XIX в.//Липоване. Од., 2008. Вып. 5. С. 191-193; он же. Причини та умови мirpaцiï cmapooбpядцib на Слобожанщину (2-а пол. XVII-XVIII ст.)//Доля старообрядства в ХХ - на початку XXI ст.: Icmopiя та cyчachicmь. К., 2009. Вип. 3. С. 245-252; Мартынов А. С. Украинский коллаборационизм и православие в оккупированном регионе Донбасса (1941-1943 гг.)//Государство, общество, Церковь в истории России, ХХ в.: Мат-лы IX междунар. науч. конф. Иваново, 2010. Ч. 1. С. 259-265; Сумишин Ю. С. и др. Луганская епархия: Информ.-справ. изд. Луганск, 2011; Довжук I. В., Niдчehko С. А. Pociйcьka Правосл. Церква в культурному та ekohoмiчhoмy жummi Донбасу у 20-х рр. ХХ ст. Луганськ, 2012; Нестерцова С. М., Майорова Е. П. Старообрядчество в Донбассе в XIX - нач. XX в.//Hobi cmopihku icmopiï Донбасу: Зб. ст. Донецьк, 2012. Кн. 21. С. 158-169; Hikoльcьkuй В. М., Шимко О. В. Coцiaльha noлimuka радянськоï держави та ïï peaлiзaцiя в Дohбaci (сер. 1960-х - сер. 1980-х рр.). Донецьк, 2012; Онищук О. О. Biдpoджehhя peлiriйhoro життя на Лyrahщuhi в роки Великоï Bimчuзhяhoï biйhu//Bichuk Xapkibcьkoro нац. ун-ту iм. В. Н. Kapaзiha. Сер.: Icmopiя Украïни. Украïнознавство: icm. та фiлoc. науки. 2012. Вип. 15. 1006. C. 83-89; Никольский В. Н. Правосл. духовенство Донетчины, репрессированное в 1920-х - 1950-х гг. (в док-тах и мат-лах). Донецк, 2013; Парамонов А. Ф. Мат-лы по истории православных храмов Луганской обл. Х., 2013; Войналович В. А., Кочан Н. I. Peлiriйhuй чинник emhonoлimuчhux npoцecib на Дohбaci: Icmopiя i cyчachicmь.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; он же. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг.: Век гос. атеизма. Пермь, 1997. Ч. 2; он же. РПЦ в 1943-1965 гг. по мат-лам Пермской епархии//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 2001; он же. Пермская епархия в 20-х гг. ХХ в.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 64-83; он же. Духовенство Пермской епархии в годы гражданской войны//Гражданская война на Востоке России: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Пермь, 25-26 нояб.). Пермь, 2008. С. 9-13; Мухин В. В. Из истории крестных ходов Пермской губ.//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 2. С. 147-152; Нечаев М. Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале//Там же. Т. 1. С. 83-91; он же. Благотворительная деятельность Православной Церкви в Пермской епархии в нач. ХХ в.//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 117-119; он же. Милосердие и благотворительность Церкви на Урале//Милосердие и благотворительность в рос. провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 114-116; он же. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Носов А. В. Мемориал скорби: К захоронению жертв полит. репрессий в р-не 12-го км Моск. тракта вблизи г. Екатеринбурга. Екат., 1997; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти прот. Стефана Луканина//Святоотечество. Пермь, 1997. Вып. 1. С. 69-88; Черных А. В. Миссионерство среди народов Прикамья//Христ. миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 1. С. 83-91; Благотворительность: история и возрождение: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 1998; Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екат., 1998; Вяткин В. В. Пермской епархии - 200 лет. Пермь, 1999; он же. Ставший символом Перми: Спасо-Преображенский кафедр.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Дай Бог нам всем мудрости для добра и любви к каждому человеку, даже врагу, потерявшему человечность! р. Б. Анна 29 апреля 2014, 01:11 Была у нас в школе учительница одна. И она так хорошо сказа про мат, я до сих пор помню: " Вот мат-это что? Вы сами-то подумайте! Он весь построен на одних детородных органах! На той части организма откуда мы с вами все и появились! " Через пару лет в дополнение к этим словам я услышала проповедь священника: " Мат-это проклятие своих родителей! Своей матери и своей земли! " . Павел Ребровский 28 апреля 2014, 23:14 мат-это проблема человека, которую он решает по мере своих ощущений. Светлана 28 апреля 2014, 18:52 Я считаю, что мат-это спам, духовная грязь, разрушающая душу человека. Мат-это грех, в котором нужно каяться и изживать. Матерится,сквернословит человек от скудности своего языка. На мат отзываются бесы. Иван Иваныч 28 апреля 2014, 17:16 Татиана, не надо лгать, Вы не на Майдане. Я прожил на Западной Украине 20 с лишним лет, и много раз был свидетелем, как местное население ругалось матом не только по-украински, но и по-польски и даже по-мадьярски. Светлана К. 28 апреля 2014, 15:55 Согласна с Дмитрием! Мат - явление инфернальное, бесовское. И он не русский (почитайте Василия Ирзабекова " Тайна русского слова " ). Очень жаль что мы, православные, переняли его от язычников во время монголо-татарского ига и вместо молитв к Богородице, грязно хулим Ее честное имя. Эта мерзкая брань настолько вьелась в души наших людей, что они даже не понимают, что ругаться матом неприлично и искренне удивляются, когда делаешь замечания. Больно и грустно смотреть на почти поголовную деградацию нашего народа. Да поможет нам Господь и Его Пречистая Матушка победить это непотребство в душах наших соотечественников! Лариса Воронина 28 апреля 2014, 14:11 Матерятся не от плохой жизни, а от привычки. Стоит себя пол годика сдерживать, так привычка уйдет. Потом матерные слова начнут резать слух и вызывать отвращение. Способ протестирован:). Дмитрий 28 апреля 2014, 13:38

http://pravoslavie.ru/70250.html

б) Он учил своих, что надобно отказываться от всякого желания покоя земного, если хотят быть в покое Христовом ( Мар. 9, 47 . Лук. 18, 29 ), и предсказывал Себе и им жестокие бедствия (Мат. 16, 22. 10, 16–18. Лук. 9, 18 ). в) Строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мар. 10, 35 ) и в Петре (Мат. 16, 23), и на вопрос: кто больше в царствии, указал на дитя (Мат. 18, 1). г) Ясно говорил, что не пришел Он, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим (Мат. 20, 28), старался скрывать славные дела свои – свои чудеса от внимания людей (Мат. 9, 30. 8, 4. Иоан. 5, 14. 9, 12 .) и когда народ хотел провозгласить Его земным царём, Он скрылся. Хотя апостолы до воскресения Христова и даже до самого торжественного сошествия на них Духа Святого ожидали, вместе с иудеями, видимого царства Мессии – царства политического: до сие ожидание и само по себе должно было ослабеть по вознесении Христовом, а тогда, как просвещены они были Духом святым, увидели и говорили, что царство Христово есть собственно царство духовное. Они учили, что царство Христово есть правда, мир и радость, производимые Духом святым ( Рим. 14, 17 ), царство противоположное тёмному царству духа злобы – диавола ( Кол. 1, 13 ), царство, которое обнимает собою и небо и землю (Еф . 1, 10), и есть непоколебимо ( Евр. 12, 28 ). Апостолы самыми делами и жизнию свидетельствовали о духе царства Христова. Св. Павел от лица апостолов писал: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и ангелом и человеком. Мы буи Христа ради, немощны, безчестны и пр. ( 1Кор. 4, 9 – 13 ). § 214. Земное временное Царствование Христово Христос Иисус при самом вступлении в должность Мессии и Его предтеча проповедовал: исполнися время, приближися царствие Божие ( Мар. 1, 15 . Мат. 3, 1. 4, 17. Лук. 10, 9. 11 ). Эти слова, как очевидно, заключают тот смысл, что одно время кончилось явлением Иисуса Христа в мир, а другое началось ( 2Тим. 4, 6 ), и это последнее время названо временем царствия Божия. Такое же свидетельство о времени начального появления царствия Божия, или царствия Христова, произнес Спаситель, когда говорил, что со дней Иоанна Крестителя царствие небесное берется силою и умные искатели достигают его – αρπζουσιν ατν (Мат. 11, 12. Лук. 16, 16 ). Если уже берут царствие Божие: то это показывает, что царствие Божие настало. Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в сношениях с духом злобы, Иисус говорил: аще о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мат. 12, 28). Фарисеи сами соединяли со временем явления на земле царства Мессии время ослабления силы дьявольской, и Спаситель собственным их образом мыслей обличает несправедливость их мнения о Нем; показывает, что если Он изгоняет бесов силою Божей: то это и по их суждению есть знак того, что царство Божие уже настало, явилось между людьми: таково значение последних слов по их употреблению (см. Сол. 2, 16. Рим. 9, 31 . Фил. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Сосковец Л. И. Антирелигиозная деятельность партийных организаций Зап. Сибири в 1950-е гг.: АКД. Томск, 1991; она же. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Иванов К. Ю. К вопросу о вкладе благотворителей в строительство правосл. храмов на территории Кузбасса: (Дорев. период)//Благотворители Зап. Сибири. История и современность: Конкурсные работы студентов и аспирантов кемеровских высш. учеб. заведений. Кемерово, 1997. С. 29-35; он же. Старообрядчество юга Зап. Сибири 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: АКД. Кемерово, 2001; он же. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.)//Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. C. 167-179; он же. К вопросу о возможности и необходимости комплексного исслед. истории и совр. состояния религии в регионе//Наука и образование: Мат-лы Всерос. науч. конф. (20-21 февр. 2003 г.). Белово, 2003. Ч. 2. С. 139-143; он же. Самосожжения на территории Кузбасса//Наука и образование: Мат-лы V Междунар. науч. конф. (26-27 февр. 2004 г.). Белово, 2004. Ч. 3. С. 418-424; Конев Е. В. Немцы Зап. Сибири в 1940-1990-х гг.: (На мат-лах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): АКД. Томск, 2002; Горбатов А. В., Чуднов И. А. Гос. контроль финансово-хозяйственной деятельности РПЦ в Сибири в 1950-1960-е гг.//Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. Кемерово, 2004. 4(41). С. 135-141; Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской обл. в кон. XIX - XX вв.: (Источники и методы изучения): Канд. дис. Кемерово, 2004; Ананина А. В., Иванов К. Ю. Из опыта изучения церковно-гос. отношений на территории Кемеровской обл.//Сб. тр. студентов и молодых ученых Кемеровского гос. ун-та, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005. Вып. 6: Мат-лы XXXII апрельской конф. Т. 1. С. 60-62; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (XIX-XX вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Горбатов А. В. Государство и религ. организации Сибири в 1940-1960-е гг. Томск, 2008.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

В 1937 г. были арестованы обновленческие священники: Иаков Михайлович Бурминченко (из с. Сухой Еланец), Владимир Иванович Вильковский (из с. Касперовка) и др. 24 авг. 1937 г. арестован живший на покое обновленческий «архиепископ» Николаевский Амвросий (Нагорский). 28 сент. он был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, этапирован в Локчимлаг (Коми), скончался 24 февр. 1942 г. в заключении. К нач. 1941 г. в Николаеве и селах округа обновленческих церквей не было. В 1945 г. числилась одна обновленческая община. Отдельные обновленцы, приняв перерукоположение, впосл. продолжали служить в созданной в 1942 г. (или в кон. 1941) правосл. Николаевской епархии (см. Николаевская и Очаковская епархия ). Нек-рые клирики после отказа перерукоположиться были запрещены в священнослужении (напр., прот. Вячеслав Иванов, запрещенный в служении Херсонским и Одесским еп. Сергием (Лариным), под управлением к-рого Николаевская епархия состояла в 1947). Епископы Алексий (Баженов; 8 дек. 1913 - 8 февр. 1918), сщмч. Прокопий (Титов; 8 февр. 1918-1921), Феодосий (Кирика; 1933-1937). Обновленческие «епископы» Константин (Спасский; апр. 1923 -нояб. 1924), Рафаил (Прозоровский; 17 февр. 1925 - 13 июня 1930), Амвросий (Нагорский; 13 июня 1930 - 24 авг. 1937). Лит.: Дем " яненко Ю. Вилучення церковних цihhocmeй на Mukoлaïbщuhi в 1922 р.//Icmopiя. Emhorpaфiя. Культура: Hobi дocлiджehhя: 4-я Миколаïвська обл. конф. Миколаïв, 2002. С. 138-140; Тригуб А. П. Обновленческие епископы 20-30-х гг. ХХ в. на Николаевщине//Там же: 5-я Миколаïвська обл. конф., 2004. С. 261-263; он же. Протистояння bipyючux ahmuцepkobhiй kaмnahiï 1929-1930 рр.: На мат-лах nibдhя Украïни//Гyмahimapho-ekohoмiчhi дocлiджehhя: Зб. наук. праць. Миколаïв; Од., 2005. Т. 3. С. 65-70; Балягузова О. Ю. Розкол в укр. православ " ï у 1921-1930 рр.: (На мат-лах nibдhя Украïни): АКД. Зanopiжжя, 2006; Котляр Ю. В., Тригуб О. П. Pekbiзiцiï церк. цihhocmeй i закриття xpaмib на Mukoлaïbщuhi в 20-30-х рр. ХХ ст.//Peaбiлimobahi Миколаïвська обл. К., 2008. Кн. 4. С. 79-89; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010