Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

Изд.: Моамбе (Вестник). Тбилиси, 1959-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Памятники древнегруз. агиогр. лит-ры. Тбилиси, 1963-1980. 6 т. (на груз. яз.); Палеографические разыскания. Тбилиси, 1965-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Филологические разыскания. Тбилиси, 1964-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Древнейшие редакции «Шестоднева» свт. Василия Кесарийского и толкования «Об устроении человека» свт. Григория Нисского/Ред.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении, 786-925 гг./Арм. текст, груз. пер., исслед., указ.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Древнегруз. переводы средневек. новелл. 1966. 2 т. (на груз. яз.); Шота Руставели: Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Евфимий Святогорец, прп. Малый Номоканон/Ред.: Е. Гаунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Великий Номоканон/Изд.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Мат-лы по истории Юж. Грузии XIII-XV вв./Сост.: К. Шарашидзе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Груз. ист. док-ты X-XIII вв./Сост.: Т. Энукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.); Письменные памятники Сванети/Сост.: В. Силогава. Тбилиси, 1986-1988. 2 т. (на груз. яз.); Гулани: Филол.-ист. исслед./Ред.: М. Мамацашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Ред.: Т. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1991. (ПДГП; 12) (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили, Г. Отхмезури и др. 1991-2007. 4 т. (на груз. яз.); Памятник албанской письменности на Синайской горе и его значение для кавказоведения/Сост.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Ред.: М. Майсурадзе, М. Мамулашвили, А. Гамбашидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Словарь-симфония памятников древнегруз. агиогр. лит-ры/Сост.: Н. Гогуадзе. 2005-2007. 2 т. (на груз. яз.); Габидзашвили. Энцикл. словарь ГПЦ. 2007 (на груз. яз.). Лит.: Жордания Г. Основание Кавказского музея: Из истории Гос.

http://pravenc.ru/text/468825.html

св. Гаяне в Эчмиадзине. И. был одним из инициаторов создания 1-го русско-арм. изд-ва в Астрахани. Его усилиями в российских городах, где проживали армяне,- в С.-Петербурге, Нов. Нахичеване, Астрахани было издано более 40 наименований книг, среди к-рых были и сочинения И. Архиепископ состоял в переписке с рус. гос. деятелями, с арм. католикосом Гукасом I Карнеци, с представителями арм. диаспоры в России, Грузии и Индии, с груз. царями Ираклием II и Георгием XII, с меликами Карабаха и со мн. др. важнейшими общественными и политическими деятелями своего времени. Сохранились копии писем И., являющихся ценными источниками кон. XVIII в. 18 сент. 1999 г. установлен памятник И. в сквере на пл. Л. Н. Толстого в Ростове-на-Дону, созданный на средства Новонахичеванской арм. общины (скульптор Д. Р. Бегалов, архитектор С. И. Бегалова). Соч.: Слово на освящение Армянской церкви в С.-Петербурге. СПб., 1780; Историческое описание побудительных причин посольства Карабахских меликов к императору Петру Великому и о изданных именных Его указах на обстоятельства их. СПб., 1790; Краткая тетрадь под названием «Врата Милосердия». Нов. Нахичеван, 1792 (на арм. яз.); Проповеди. Нов. Нахичеван, 1795 (на арм. яз.); Слово, сказанное о воплощении Богородицы в Армянской церкви. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Кондак благословения. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Речь, говоренная на случай ему пожалования ордена св. Анны. СПб., 1799; Таинство крещения Армянской Церкви. СПб., 1799; Чин священные и божественные литургии Армянской Церкви. СПб., 1799, 1857; Исповедание христианской веры Армянской Церкви. СПб., 1799; Письма о Грузии (1795-1796 гг.)//Кавказская старина. 1872. 2. С. 29-34; Речи, произнесенные имп. Екатерине II в бытность его в С.-Петербурге в 1793 г.//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 312-316. Лит.: АКавАК. 1866. Т. 1. С. 417, 538-545, 548, 632, 638; Кр. известия о жизни Армянского архиеп. кн. Иосифа (Аргутинского-Долгорукого)//Сев. архив. 1823. 10. С. 221-226; Аганянц Г. Архив арм. истории. Тифлис, 1911. Кн. 9 (на арм. яз.); История арм. народа. Ереван, 1951. Ч. 1; Бархударян В. История арм. колонии Нов. Нахичевана. Ереван, 1967 (на арм. яз.); Багдыков М. Г. Архиеп. Иосиф, кн. Аргутинский-Долгорукий, предводитель армян России: Штрихи к портрету. Р.-н/Д., 2002; он же. Загадки портретов Архиеп. Иосифа, кн. Аргутинского-Долгорукого: (Эпоха, события, годы). Р.-н/Д., 2005; Чобанян П. Армяно-русско-грузинские отношения во 2-й пол. XVIII в. Эчмиадзин, 2006 (на арм. яз.); Абрамян Р. М. К вопросу о происхождении рода Аргутинских-Долгоруких//commons.hayazg.info [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578487.html

Лит.: Алишян Г. Шнорали и его окружение. Венеция, 1873 (на арм. яз.); Эмин Н. О. Исследования и статьи по арм. мифологии, археологии, истории и истории лит-ры (за 1858-1884 гг.). М., 1896; Зарбаналян Г. История арм. словесности. Венеция, 1897 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1899. Март. Отд. 2. С. 1-24; Peemers P. Sainte Šoušanik, martyre en Arméno-Géorgie//AnBoll. 1935. T. 53. Fasc. 1/2. P. 5-48; Fasc. 3/4. P. 245-307; Абуладзе И. Грузино-арм. лит. связи в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Garitte G. Documents pour l " étude du livre d " Agathange. Vat., 1946; Авдалбегян М. Формирование арм. худож. прозы. Ереван, 1971 (на арм. яз.); Абегян М. X. История древнеарм. литературы/Пер. с арм.: К. Мелик-Оганджанян, М. О. Дарбинян. Ереван, 1975; Тер-Давтян К. Арм. житийная литература XI-XV веков. Ереван, 1980 (на арм. яз.); Варданян Р. Мученичество апостола Фаддея и девы Сандухт и их время//Арм. святые и святые места. Ереван, 2001. С. 61-70 (на арм. яз.). К. Тер-Давтян Эфиопская В период Аксумского царства вместе с христианизацией страны (IV-VI вв.) на геэз , ставший литургическим языком Эфиопской Церкви, были переведены с греческого Жития преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, Мученичества ап. Марка и мч. Арсенофа, а также нек-рые др. памятники, имевшие распространение среди коптов. Оригинальных агиографических произведений в ту эпоху создано не было, что отчасти объясняется общим кризисом Аксумского царства, начавшимся со 2-й пол. VI в. Переводная Ж. л., восходящая к аксумской эпохе, как правило, позднее была отредактирована, причем самые ранние рукописи датируются сер. XIV в. Толчком к зарождению собственно эфиоп. агиографии послужил перевод с араб. языка однотипных сборников, известных под заглавием «Гадла самаэтат» (эфиоп.      - Житие мучеников). Они представляют собой собрания в основном достаточно кратких житий священномучеников и др. святых неэфиоп. происхождения, почитаемых как в вост., так и в зап. христ. традиции. Общее число таких житий, обычно расположенных по дням памяти, могло доходить в одном сборнике до 140. Их жанровая принадлежность довольно разнообразна: жития в собственном смысле слова - гадл (  ; мн. ч.  , букв.- борение), проповеди (  ), чудеса (  ), диалоги и проч. Первые сборники такого типа появились в Эфиопии в кон. XIII в.; основную работу по их переводу приписывают митр. Саламе (1348-1386). Араб. прототипы сборников не сохранились. Нек-рые из входящих в них житий, напр. Житие Азкира, дошли до нас только в эфиоп. традиции. Даже предание о Награнских мучениках , тесно связанное с Эфиопией, впервые распространилось в стране в составе «Гадла самаэтат». В процессе бытования среди эфиоп. книжников эти сборники дополнялись более ранними переводными житиями аксумского периода.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Екмалян. Фотография. 90-е гг. XIX в. [арм. ] Макар Григорьевич (21.01.1856, Вагаршапат - 6.03.1905, Тифлис, ныне Тбилиси), армянский композитор, хормейстер, педагог. Окончил С.-Петербургскую консерваторию (1888). В 1874-1877 гг. преподавал в ДС Геворкяна в Вагаршапате, в 1891-1902 гг.- в гимназии Нерсесяна в Тифлисе, в 1893-1894 гг.- в муз. уч-ще там же (был его ректором). В 1877-1891 гг.- регент арм. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге. С 1891 г. жил в Тифлисе. Учениками Е. были композиторы архим. Комитас (Согомонян) , А. Манукян, А. Тигранян, певец Т. Налбандян. Наиболее значительное произведение Е. «Патараг» (Литургия) для смешанного хора a cappella (Песнопения св. литургии в обработке для хора. Лпц., 1896 (на арм. яз.)). Среди соч. Е.: кантата «Странствие розы», хоры, сольные и хоровые обработки арм. народных песен и др. (Хоры и романсы/Сост.: Ш. Тальян, М. Мурадян, Р. Атаян. Ереван, 1970 (на арм. яз.)). Е. во многом способствовал формированию арм. национального полифонического стиля, стал основоположником жанров романса и оратории-кантаты в арм. музыке. В 70-х гг. XIX в. по благословению католикоса Геворга IV вместе с Н. Ташчяном принял участие в записи и подготовке к изданию в Вагаршапате основных певч. книг Армянской Апостольской Церкви: (Литургия. 1874, 1878), (Часослов. 1877) и (Гимнарий. 1875) в безлинейной армянской нотописи . Лит.: Макар Екмалян: Кр. библиогр./Сост.: Н. Теймуразян. Ереван, 1959 (на арм. яз.); Худабашян К. Э. Армянская музыка на пути от монодии к многолосию. Ереван, 1977. С. 144-206; Komitas [Sogomonian] Vardapet. On the Music of the Divine Liturgy by M. Ekmalian/Éd. T. Manoogian. N. Y., 1981; Тагмизян Н. К. Макар Екмалян: Жизнь и творчество. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Макар Екмалян: Док-ты, письма, восп., статьи/Сост.: А. Татевосян. Ереван, 2006 (на арм. яз.). А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189653.html

Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская церковь в Амстердаме. Гравюра XIX в. по рис. худож. Я. де Бейера (XVI в.) Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) имеет в Н. 3 церкви (в Алмело, Амстердаме и Маастрихте), а также общины в Арнеме, Ассене, Эйндховене и Дордрехте. Все они находятся в юрисдикции Эчмиадзинского Католикосата. В Н. насчитывается от 10 до 25 тыс. верующих ААЦ. Вследствие усиления торговых связей европ. стран с Ближ. Востоком в XIII-XIV вв. арм. купцы селились в крупных городах Н. (гл. обр. в Брюгге). После падения Киликийского царства приток арм. переселенцев в Н. усилился. В 1479 г. в Брюгге для приема арм. переселенцев был построен странноприимный дом. С кон. XV в. армяне постепенно переселялись из Брюгге в Амстердам, новый центр торговли в регионе. В XVII в. в Амстердаме была основана арм. торговая колония, в к-рой проживали гл. обр. выходцы из г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа, ныне в черте Исфахана, Иран), в 1663 г.- 1-я арм. церковь. Арм. купцы в Н. не только оказывали поддержку местной церкви, но и финансировали издание книг на арм. языке. В 1660-1717 гг. Амстердам был центром арм. книгопечатания. При участии нидерланд. печатника Кристоффела ван Дейка (ок. 1606-1669) был создан шрифт для печатания книг на арм. языке. Первую арм. типографию в Амстердаме в 1660 г. основал Маттеос Цареци по указу арм. католикоса Акопа Джугаеци. Книгоиздательская деятельность особенно активизировалась с вовлечением в дело Воскана Ереванци, опубликовавшего в 1666-1668 гг. 1-ю печатную Библию на арм. языке, но приостановилась с его смертью (1674). В 1685 г. один из его учеников, Маттеос Ванандеци, вместе со своими братьями основал в Амстердаме 2-ю арм. типографию. Вскоре к ним примкнули Маттеос Ованнисян и братья Гукас и Микаел Нуриджанян. Поскольку все эти книгоиздатели происходили из села Вананд в Карсской обл., типография осталась в истории под названием «[Типография] Ванандеци». За время существования (до 1717) она выпустила множество ценных книг и учебных пособий; в 1695 г. были опубликованы 1-я печатная карта мира на арм. яз. «Общий атлас мира» (Аматарац Ашхарацуйц) и «История Армении» Мовсеса Хоренаци . Книгоиздатели Ванандеци были в дружеских отношениях с учеными Г. В. Лейбницем , И. Шрёдером и др.; типографию посещал русский царь Петр I Алексеевич .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АХТАМАРЦИ Григорис Ахтамарци [Григор; арм. ] (1480? - 1544), Ахтамарский католикос (с 1515), арм. религ. поэт. Из княжеского рода. В арм. рукописях сохранилось множество колофонов, содержащих биографические сведения о Г. А.; в них, в частности, сообщаются имена его родителей (отец Искендер и мать Шахум) и братьев (Амир Гаводзибек (Гурген) и Смбат). Г. А. получил образование в школе при Ахтамарском Католикосате у рабунапета Григора Арчишеци (упом. его в стихотворениях как учителя) и вардапета Овсепа Ахтамарци. После избрания католикосом Г. А. ок. 30 лет был архипастырем Васпуракана. Г. А. писал стихи на такие темы, как отношения души и тела («Мой сад»), любовь («Восхваляю тебя - ангела телом»), красота («Луна, полная красой солнечного сияния»), цветение («Цветы сказали: «Остановись»»), весна («Посвящение весне»), грех («Тысячу раз горе тому, кто запачкан грехом»), возвеличивание мучеников («Посвящение мученику Аствацатуру Хтаеци») и др.; следуя традициям арм. лит-ры, он широко пользовался аллегорией. Его перу принадлежат четверостишия-кафы (приблизительно 170 каф «Истории Александра Великого», неск. каф «Истории Медного Града»), в к-рых прослеживается персид. влияние. Возможно, Г. А. знал персид. и араб. языки. Миниатюры в рукописи, содержащей «Историю Александра Великого», выполнены Г. А. (Иерусалим. Б-ка Арм. Патриархата. 473). Соч.: Кафы «Истории Александра»// Костанянц К. Григорис Ахтамарци и его стихи. Тифлис, 1898 (на арм. яз.); · ( Акинян Н. Григорис Ахтамарци и его стихи. Вена, б. г.); Авдалбекян М. Григорис Ахтамарци (XVI в.): Исслед., крит. тексты и коммент. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Стихи/Изд.: М. Авдалбекян. Ереван, 1984 (на арм. яз.); Теза И. Стихотворение «Мой сад» Григора Ахтамарци//Базмавеп. 1907. Т. 65. С. 19-21 (на арм. яз., с итал. пер.); Григорис Ахтамарци/Пер.: М. Синельников, С. Спасский//Поэты Армении: [Сб.] Л., 1979. С 201-206. Лит.: . //HAms. 1955. Т. 69. P. 136-169; История всемирной лит-ры. М., 1985. Т. 3. С. 533-535. М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/168089.html

Н. В. укрепил церковную власть. Со времени его католикосата Армянская Церковь стала важной политической и экономической силой, однако царская власть начала противостоять этому растущему влиянию. Царь Пап закрыл мн. учреждения, созданные Н. В., отменил нек-рые принятые им законы, сократил владения Церкви, укрепляя светскую власть и притесняя духовенство. По свидетельству арм. историков Мовсеса Хоренаци и Фавста Бузанда, Н. В. был отравлен по приказу царя Папа. Согласно др. версии, Н. В. умер от сердечно-легочной болезни, к-рой страдал большую часть своей жизни. Фавст Бузанд и Мовсес Хоренаци написали также о предсмертных пророчествах Н. В. о будущем Армении, об усилении христианства и о бесславной кончине его врагов. По смерти Н. В. на престол католикоса был возведен Шаак Маназкертци. Армянская Церковь отмечает память Н. В. в июне-июле, в следующую субботу после праздника св. Эчмиадзина. Если свт. Григория Просветителя называют «просветителем душ», то Н. В. именуют «просветителем сердец» - как инициатора нового этапа религиозных и морально-этических реформ в истории Армении. Сын Н. В. Саак I Партев продолжил дело отца и в арм. традиции считается «просветителем умов» - как один из основоположников арм. письменной культуры. Ист.: Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ер., 1990; Фавстос Бузанд. История Армении. Ер., 1953; Месроп Ерец. История св. Нерсеса Армянского Католикоса//Армянские малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 6. С. 1-80 (на арм. яз.). Лит.: Овнанян Г. Великий Нерсес и его влияние на Армению. Венеция, 1851. С. 1-84 (на арм. яз.); Малахия Орманян, патр. История нации. К-поль, 1913 (на арм. яз.); Garsoian N. G. Quidam Narseus?: A Note on the Mission of St. Nersзs the Great//Armeniaca: Melanges d " études arméniennes. Venece, 1969. P. 148-164; eadem. The Arsakuni Dynasty, A. D.//Armenian People from Ancient to Modern Times. N. Y., 1997. Vol. 1: The Dynastic Periods: From Antiquity to the XIVth Cent./Ed. R. G. Hovannisian. P. 63-94; Hewsen R. H. The Successors of Tiridat the Great: A Contribution to the History of Armenia in the IVth Cent.//REArm. 1978/1979. Vol. 13. P. 99-126; АрмСЭ. Т. 8. С. 252 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 779-780 (на арм. яз.); Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 20082.

http://pravenc.ru/text/2565078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк; арм. Ka8mi8 Vanq ] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы , близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция). В нач. XII в. был резиденцией католикосов Армянской Апостольской Церкви ; один из важнейших миссионерских и образовательных центров в кон. XI-XIII в., где наиболее образованные представители Армянской Церкви из Киликийской Армении , а также из Вел. Армении занимались в основном богословием и переводческой деятельностью. Ок. 1086-1112 гг. владельцем мон-ря был кн. Васил Гох, глава арм. Кесунского княжества, к-рый поддерживал арм. подвижников и их труды. Он приобрел неск. мон-рей Чёрной Горы, принадлежавших ранее сирийцам, в т. ч. К. м. В 1101 г. после долгих странствий на Чёрную Гору прибыл арм. католикос Григор II Вкаясер ; в 1105 г. он скончался в К. м. Интеллектуальная деятельность в К. м. и др. обителях Чёрной Горы пока мало исследована. Однако в этом регионе развивалось сотрудничество между мон-рями, принадлежавшими к разным этно-конфессиональным группам, возрождались старые лит. традиции. В мон-рях ученые разных конфессий и национальностей, хорошо знавшие арм. язык, переводили преимущественно богословские труды с греч., лат., сир. и др. языков по заказам. В К. м. и др. обителях Чёрной Горы подвизались такие средневековые арм. ученые, как католикос Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), еп. Степанос Манук, Игнатий Черногорец (ок. 1090 - ок. 1160), Саркис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Мхитар Гош и др. Лит.: Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885. С. 402-411 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. С. 248 (на арм. яз.); Норайр (Похарян), еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 203-206 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Степаненко В. П. Из истории международных отношений на Ближ. Востоке XII в.: Княжество Васила Гоха и Византия//АДСВ. 1980. Вып. 17. С. 34-44; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 140-141; Weitenberg J. J. S. The Armenian Monasteries in the Black Mountain//East and West in the Medieval Eastern Mediterranean/Ed. K. N. Ciggaar, D. M. Metcalf. Leuven, 2006. Vol. 1: Antioch from the Byzantine Reconquest until the End of the Crusader Principality. P. 79-94. (OLA; 147). М. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458979.html

Арм. слово , khostovano (, (?), khostovanaw - исповедник), по мнению П. Петерса, образовалось как семантический аналог сир.   ( Peeters. 1921. P. 60). Как и в сир. языке, в арм. источниках трудно бывает определить, отличается ли этот термин по смыслу от слова, к-рым обычно обозначается мученик (,  ). Так, арм. писатель V в. Егише (Елисей) посвящает И. последнюю главу своего «Слова о войне армянской» и ставит И. на второе место после мучеников: «мученики, исповедники и узники» ( [ martirosk=μρτυρες] ). Он называет И. двух христиан - Абраама и Хорена, каждый из которых, несмотря на длительные пытки, остался в живых и потому является «живым мучеником» ( ) (История Вардана и его сподвижников/Изд.: Х. Иоаннисянц. М., 1892. С. 169 (на арм. яз); Елишэ. Слово о войне армянской// Юзбашян К. Н. Армянская эпопея V века. М., 2001. С. 320). Др. арм. автор V в. Корюн, упоминает в «Житии св. Месропа Маштоца» о священнике Иоанне, служившем на гробнице св. Месропа и получившем имя исповедника ( (?)) за то, что провел длительное время в персид. плену в Ктесифоне (История жизни и подвигов св. Месропа вардапета. Венеция, 1894. С. 46-47 (на арм. яз.)). Последняя (VIII в.) редакция «Истории Армении» Агафангела (кон. III - нач. IV в.) называет свт. Григория Просветителя то исповедником (), то мучеником (), то и тем и другим (История Армении Агафангела/Изд. Г. Тер-Мкртчан, С. Канаянц. Тифлис, 1909. С. 379, 417 (на арм. яз.)). Св. Григорий получил имя мученика еще при жизни; Агафангел, его двоюродный брат, сообщает, что, когда после длительного заточения св. Григорий вернулся в Кесарию, его встречали как мученика (Там же. С. 419-420). Позже слово приобретает более узкое значение, эквивалентное греч. μολογητς. Именно этим термином обозначаются в арм. традиции прп. Харитон Исповедник и прп. Максим Исповедник. Среди армянских святых особым почитанием пользуется Смбат Хостованол (Исповедник), военачальник и член царской династии Багратидов, скончавшийся ок. 855 г. в персид. плену. В Армянской Апостольской Церкви его память празднуется 3 марта и 13 июня, в синаксаре он назван мучеником (). Однако в народной традиции его называют исповедником, видимо, для того чтобы отличать от царя Смбата Мученика, обезглавленного мусульманами ок. 914 г. в крепости Ернджак (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Publ. et trad. G. Bayan. P., 1930. T. 7: Mois de Méhéki. P. 117, 121-122; T. 11: Mois de Margats. P. 571-573. (PO; 21); Ачарян Г. А. Словарь армянских собственных имен. Ереван, 1948. Т. 4. С. 176-177 (на арм. яз.)).

http://pravenc.ru/text/675007.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010